Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива: На материале Государственной противопожарной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социологические исследования системы ГПС показали, что примерно 30% работников службы не удовлетворены социально-психологическим климатом в коллективах. /43,45,73,7^/, 8?/ В результате аналогичных опросов, проведенных в США, было проанализировано состояние психологического климата в коллективах пожарной охраны и мер по предотвращению конфликтных и стрессовых ситуаций /136,135/. В целом, только… Читать ещё >

Содержание

  • щ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА
    • 1. 1. Понятие конфликта в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Организация и организационный конфликт
    • 1. 3. Конфликт в контексте развития профессионального коллектива
  • 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Социологические методы обследования подразделений ГПС
      • 2. 2. 1. Методики оценки структурно-функциональных особенностей организации
      • 2. 2. 2. Методика «Цели и задачи деятельности сотрудника»
      • 2. 2. 3. Методика экспертных оценок деятельности сотрудника
    • 2. 3. Психологические методы исследования
      • 2. 3. 1. Тест самооценки индивидуального стиля руководства (тест конкретных ситуаций А. А. Ершова.)
      • 2. 3. 2. Методика определения стиля конфликтного поведения К. Томаса
      • 2. 3. 3. Методика исследования организационных ценностей
      • 2. 3. 4. Методика «Карта представлений о труде»
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС
    • 3. 1. Социологический анализ возможных источников конфликтных ситуаций на уровне структурыи функций ГПС
    • 3. 2. Общие показатели удовлетворенности трудом, психологическим климатом и конфликтности в коллективах ГПС
  • Щ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Схема анализа экспериментальных данных
    • 4. 2. Примеры протекания конфликтных взаимодействий в подразделениях, принадлежащих и не принадлежащих ГПС
    • 4. 3. Результаты психологических обследований коллективов ГПС с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом
    • 4. 4. Результаты обследования структуры организационных ценностей в конфликтных подразделениях
    • 4. 5. Динамика показателей уровня профессионального развития коллективов ГПС
    • 4. 6. Обсуждение результатов исследования

Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива: На материале Государственной противопожарной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Нарастающий темп развития социальных изменений в России, обострение противоречий, возрастающее социальное расслоение общества, экономическая и идеологическая поляризация различных социальных групп и отдельных индивидов определяют возрастающую актуальность проблемы конфликта. Радикальная экономическая реформа, направленная на решение текущих и перспективных социально-экономических проблем, привела к появлению сектора частного предпринимательства в экономике, сфере науки, образования, культуры. На новую основу хозяйствования переходят бывшие государственные предприятия, преобразуясь в акционерные общества, товарищества, ^ изыскиваются нетрадиционные источники финансирования и формы работы, создается иная профессионально-кадровая структура общества. Все чаще возникают ситуации столкновения различных политических, экономических, идеологических и других интересов. Неизбежные при этом крупные организационные перемены в ситуации разрушения и полного разрыва старых хозяйственных связей между регионами, ограниченных материальных ресурсов и жесткой налоговой политики влекут за собой массу крупных и мелких организационных конфликтов. Рассмотрение конфликтных случаев, попытка найти общую базу для их анализа с последующим выходом на возможность управления ходом течения конфликта в организации, очевидно, не может не иметь практической значимости. * Отечественная и зарубежная психологическая наука в последнее время все активнее обсуждает причины конфликтных отношений в коллективах, общие принципы и закономерности конфликтных взаимодействий, пути предотвращения конфликтных ситуаций, прогнозирование их развития и управления ими. Особенно важно исследование этой проблематики для ряда отраслей человеческой деятельности, проходящей в экстремальных условиях, нарушения в функционировании структур которых может привести к тяжелым последствиям. К ним относятся прежде всего подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС).

Система как любая долговременно функционирующая система, ГПС подвержена ^ проблемным ситуациям и дисфункциям, служащих основаниями для развития различного рода конфликтов. До сих пор в коллективах ГПС не проводилось широких исследований конфликтных ситуаций, и обсуждение проблемы конфликтов велось только в контексте изучения социально-психологического климата в коллективах и удовлетворенности пожарных своим трудом.

Деструктивно протекающие конфликты на разных уровнях управления Государственной противопожарной службы негативно влияют на возможности успешного оперативного реагирования подразделений, непосредственно занятых на тушении пожаров, резко снижают уровень боеготовности личного состава и ослабляют их сопротивляемость так называемому «стрессу действия». В работах А.Дж.Янга, Д. Е. Робертса, Д. П. Скотта /136/ и др., а также в других трудах Исследовательского института проблем медицины в окружающей среде армии США /139/ отмечено существование значимой зависимости между вовлеченностью военнослужащих в конфликты (как в служебные, так и вне службы, например, в семейные) и снижением эффективности их деятельности в боевых условиях. В частности, по сравнению с «благополучными» у конфликтующих повышается дезориентация, страдает выполнение заданий, требующих точности движений, увеличивается время реакции и нарушается процесс принятия решений. Чаще возникает так называемый «стресс критического происшествия» из-за невозможности коллективно обсудить и изжить травмирующий опыт.

В целом, в результате деструктивно протекающих конфликтов снижается эффективность действий как отдельных работников, так и больших и малых коллективов, понижается общий уровень удовлетворенности пожарных работой и, соответственно, повышается текучесть кадров. Высока связь между неудовлетворенностью социально-психологическим климатом в коллективах и заболеваемостью личного состава. Это связано со значительными материальными и моральными издержками на восстановление работоспособности.

Социологические исследования системы ГПС показали, что примерно 30% работников службы не удовлетворены социально-психологическим климатом в коллективах. /43,45,73,7^/, 8?/ В результате аналогичных опросов, проведенных в США, было проанализировано состояние психологического климата в коллективах пожарной охраны и мер по предотвращению конфликтных и стрессовых ситуаций /136,135/. В целом, только 3,5% опрошенных отметили, что они удовлетворены состоянием социально-психологического климата в пожарных частях. Анализ показал, что в большинстве случаев (67,2%) за создание благоприятного климата в коллективе отвечает руководитель, однако ему должны оказывать помощь врачи, психологи, преподаватели и священнослужители. В нашей стране руководители пожарной охраны пока не имеют возможности обратиться в медико-психологическую службу за помощью и консультацией в случае конфликтной ситуации в их подразделениях.

Между тем течением конфликтов можно и нужно управлять. Традиция оценивать конфликт лишь как негативное явление представляется не вполне обоснованной. Чрезвычайно актуальна на данном этапе проблема реализации положительного потенциала конфликта, придания ему конструктивного характера.

Для устранения негативных последствий конфликта необходим анализ причин и механизмов конфликтных взаимодействий в подразделениях противопожарной службы, с учетом специфики их деятельности и организационно-штатной структуры. Однако исследования конфликтов в организациях как позитивного, преобразующего фактора в ГПС практически не проводились. В этой связи чрезвычайно актуализируется проблема теоретической модели возможных конфликтов, а также необходимость практического обучения кадров государственного управления, в том числе и Государственной противопожарной службы, эффективным методам разрешения конфликтов, воспитания у них психологической готовности к решению проблемных ситуаций на основе знания их природы и причин, специфики их проявления в сфере управленческой деятельности.

Степень разработанности проблемы.

Конфликты в организациях привлекали внимание многих исследователей в области социальной психологии и психологии труда. Эта традиция была начата еще Э. Мэйо 1201. Феноменология и динамика производственного организационного конфликта, по нашему мнению, может и должна быть рассмотрена в связи с проблемой развития профессионала, как одно из важных средств, формирующих или, во всяком случае, влияющих на формирование профессионального самосознания субъекта труда.

Обычно считается, что конфликт является лишь деструктивным фактором, который должен быть устранен из деятельности. Г. Форд писал: «Если бы мы смогли научиться избегать конфликтов, это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем за 25 лет технических нововведений» /105/. Этот взгляд, безусловно является обоснованным и заслуживающим уважения. Однако не следует забывать, что конфликт, по мнению многих исследователей, является специфической деятельностью (со своими целями, задачами, действиями и т. п.), сопровождающей профессиональную деятельность субъекта труда и оказывающей влияние на процесс профессионализации. Исследования конфликта должны с необходимостью внести вклад в целостную междисциплинарную теорию профессионализации, которая смогла бы систематизировать и учесть весь комплекс факторов, действующих на субъекта в ходе его профессионального становления /87/.

Анализ конфликта в производственном коллективе, по мнению исследователей, должен начинаться с рассмотрения ценностно-смысловой стороны деятельности коллективного субъекта — подразделения, организации. При этом главная роль должна отводиться системе профессиональных мотивов (ценностей) коллектива. Ю. П. Поваренков указывает на них как на один из основных компонентов модели профессионала /87/. Можно с полным правом утверждать, что целостный профессиональный коллектив в ГПС выступает как коллективный субъект труда, и к нему также относятся понятия «профессионал», «профессиональные мотивы и ценности». Анализ противоречий деятельности организации, коллектива работников на ценностном уровне, возможно, укажет пути управления течением конфликта с возможностью максимального использования его потенциала для повышения профессиональной зрелости субъекта труда.

Проблема конфликтных ситуаций непосредственно в подразделениях пожарной охраны до сих пор не подвергалась подробному анализу в отечественной литературе, хотя исследователями собран и проанализирован значительный материал об удовлетворенности пожарных трудом, о психологическом климате в подразделениях ГПС и условиях его оптимизации. Поэтому оценка роли (позитивной или негативной) организационного конфликта в связи с формированием профессиональной зрелости, профессионального сознания коллектива в системе ГПС, понимаемого как групповой субъект труда, причем исследование его позитивного аспекта, является актуальной, практически важной проблемой. Эту проблему мы можем решить на основе целостного исследования феномена организационного конфликта в сфере деятельности ГПС посредством анализа профессиональной деятельности коллектива пожарной охраны в широком контексте организационных процессов ГПС, определения механизмов и характера влияния конфликта на профессиональное становление коллектива и выявления возможности использования специфической категории организационных ценностей в качестве показателя особенностей динамики профессиональной зрелости коллектива при прохождении через конфликт.

Объектом исследования является ситуация организационного конфликта в подразделениях Государственной противопожарной службы.

Предметом исследования является структура и динамика организационных ценностей в коллективах пожарной охраны в ситуации конфликта.

Цель работы состоит в определении механизмов и характера влияния в организационного конфликта на профессиональное самосознание коллектива ГПС, в частности, в выявлении позитивного, преобразующего потенциала конфликта.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ структурно-функциональных связей организации для определения возможных причин организационного конфликта в ГПС.

2. Разработать комплекс методик по оценке и анализу особенностей организационного конфликта в профессиональных коллективах ГПС.

3. Определить возможность использования категории организационных ценностей в качестве показателя динамики конфликтных ситуаций.

4. Определить особенности изменения профессионального самосознания подразделений пожарной охраны в ходе конфликтных взаимодействий на основании изменений в составе преобладающих организационных ценностей.

5. Разработать методы прогнозирования и управления конфликтными ситуациями на разных уровнях управления ГПС.

Гипотезы.

Основная гипотеза состоит в представлении об организационно-ценностных механизмах конфликтного взаимодействия в коллективе как факторе, динамикой которого определяется тип конфликта и изменения в уровне профессиональной зрелости коллективного субъекта труда. Исходя из этого общего положения, можно сформулировать ряд частных гипотез, подвергающихся проверке в исследовании.

1. Механизм развития конфликта в организации предположительно заключается в поляризации организационных ценностей на стадии конфликтного инцидента и в его стабилизации в случае позитивного разрешения организационного конфликта.

2. У коллектива, сложившегося как зрелый профессиональный субъект труда, в структуре организационных ценностей (осознаваемых признаков труда) будет присутствовать баланс всех групп ценностей (с осознанием и преодолением их противоречий, то есть в коллективе будут присутствовать различные малые группы, в профессиональном сознании которых представлены разные ценности).

3. Позитивным разрешением конфликтной ситуации, вероятно, можно считать повышение степени профессиональной зрелости коллектива путем осознания признаков труда через их ценностное выражение.

Теоретико-методологической базой исследования является принцип системного подхода к изучению явлений /2,11,77/ с использованием категорий и понятийного аппарата таких отраслей научного знания как философия, социология, психология труда и теория управления, а также определенные теоретические позиции работ советских психологов (Л.С.Выготского, В. Н. Мясшцева, В.С.Мерлина), рассматривавших механизмы возникновения конфликтов в связи с системой отношений, в которую вступает индивид. Исходя из системного подхода, организационный конфликт исследуется с точки зрения трехступенчатой структуры организации как сложной системы, с выделением структурных, функциональных и ценностно-целевых факторов, служащих причинами конфликтных взаимодействий, опираясь также на представление о профессиональном коллективе, как групповом субъекте деятельности /53,96/.

Эмпирическую базу исследования составили результаты психологических и социологических исследований, проведенных диссертантом в управленческих и оперативных коллективах системы ГПС, а также других областей государственной службы, данные социологических исследований деятельности работников Государственной противопожарной службы.

Научная новизна исследования.

В работе впервые исследуется роль организационного конфликта в формировании профессиональной зрелости группового субъекта труда в системе Государственной противопожарной службы.

Феномен организационного конфликта рассматривается в рамках междисциплинарного подхода, позволяющего сочетать принципы научного анализа в рамках психологии труда, теории управления, социологии. Организационный конфликт мы рассматриваем не только как негативный фактор, снижающий эффективность деятельности, но и как неотъемлемый составляющий аспект функционирования сложных систем, организаций.

Разработан методический комплекс для анализа причин и особенностей динамики организационного конфликта, созданы оригинальные методики для оценки особенностей конфликта в коллективе.

В работе раскрыты основные объективные противоречия структуры и функционирования ГПС на уровне целей и задач ее деятельностив частности, степень удовлетворенности деятельностью и степень принятия целей и ценностей организации ее субъектами разных уровней (как исполнителей, так и управленцев), а также особенности и формы проявления, ценностных ориентаций и, соответственно, типов протекания конфликта в коллективах системы ГПС.

Обоснован вывод о возможной позитивной роли конфликта в фз’нкциоиировании коллектива и о механизме этого влияния, который заключается в динамике организационных ценностей и в осознании коллективом разнообразных характеристик трудового процесса и изменении в профессиональной зрелости коллектива.

Обоснована возможность применения разработанного методического комплекса для прогнозирования последствий конфликтных ситуаций в ходе подготовки руководящих кадров системы ГПС.

На защиту выносятся следующие основные положения :

1. Конфликты в подразделениях ГПС носят латентный и затяжной характер, на что сказываются специфические отношения руководства — подчинения и экстремальные условия труда.

2. Причинами конфликтов в подразделениях на уровне структуры и функций организации являются неадекватные представления о целях и задачах деятельности сотрудников и связанное с этим неправильное распределение рабочего времени и полномочий руководителей и исполнителей.

3. Баланс основных групп организационных ценностей (инструментальность, субъектность, гуманность, эффективность) группового субъекта труда является показателем динамики конфликтной ситуации в коллективе.

4. Для подразделений ГПС характерна ориентация на два вида организационных ценностей: гуманность — как наиболее угрожаемая ценность при работе в экстремальных условиях, и инструментальность, как следствие субординационных принципов ее организации.

5. В конфликтных ситуациях различие в выраженности групп ценностей, (поляризационный интервал т. е. ранговый интервал между предпочитаемой и отвергаемой группой ценностей) значимо выше.

6. Механизмы развития конфликта в организации заключаются в поляризации организационных ценностей на стадии конфликтного инцидента и в стабилизации ценностной структуры коллектива в случае позитивного, конструктивного разрешения организационного конфликта.

7. У коллектива, прошедшего через конфликт и нашедшего его позитивное разрешение, повышается степень профессиональной зрелости путем осознания содержания и специфики своего труда через ценностное выражение.

Практическая значимость исследования состоит в привлечении внимания руководящих кадров системы ГПС к проблемам организационных конфликтов и, в частности, к возможности их конструктивного разрешения. Обоснована необходимость овладения технологией регулирования динамики организационных ценностей кадрами управления, подготовки руководящих кадров системы ГПС в области конструктивного разрешения организационных конфликтов В связи с этим, диссертационное исследование, его выводы и рекомендации могут быть использованы как в практике работы руководителей разных уровней, не только системы ГПС, но и госуправления в целом, так и для обучения и переподготовки работников сферы управленческой деятельности. Результаты исследования апробированы в практической деятельности руководителей ГПС гг. Владимира, Москвы и Московской области, на Факультете руководящих кадров Московского института пожарной безопасности, обсуждены на заседаниях секции 4 «Управление в противопожарной службе» Научно-технического совета ВНИИПО МВД России. Материалы и основные выводы диссертации докладывались на научно-технических конференциях ВНИИПО и ВИПТШ (Москва, 1995), на XIV Всероссийской научно-практической конференции «Пожарная безопасность — история, состояние, перспективы» (Москва, 1997). Материалы исследования представлены в рекомендациях и двух методических пособиях.

Результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейшего изучения механизмов позитивного влияния конфликтов на коллектив, его профессиональное самосознание и деятельность. В коллективах пожарной охраны такое углубленное исследование могло бы дать значительные результаты в плане оптимизации психологического климата в подразделениях, совершенствования методов управления, в том числе и в конфликтных ситуациях, и в целом — повышения эффективности деятельности подразделений противопожарной службы. 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В работе мы постарались подойти к решению основной проблемы — оценки роли организационного конфликта в связи с формированием профессиональной зрелости коллектива ГПС. В результате мы получили данные, которые позволяют подтвердить гипотезу о ценностных механизмах влияния конфликта на динамику профессионального самосознания, профессиональную зрелость коллектива. В силу сложности объекта исследования и единичности и специфичности конкретных конфликтных ситуаций конфликта мы можем говорить о том, что подтверждается следующая тенденция: на стадии конфликтного инцидента отмечается поляризация организационных ценностей, в случае же позитивного, конструктивного разрешения конфликта ценностная структура коллектива стабилизируется.

Это позволяет сделать вывод о том, что коллектив, прошедший конфликт и нашедший его позитивное разрешение, очевидно, повышает степень своей профессиональной зрелости путем большего осознания признаков труда в их ценностном выражении.

В ходе исследования решались задачи по анализу сложной системы организации ГПС, ее структурных и функциональных связей. Анализировался преобладающий тип конфликтов в подразделениях, их причины, особенности деятельности подразделений, вовлеченных в конфликт. За время работы был подготовлен соответствующий задачам исследования методический инструментарий, который в дальнейшем может служить для первичной диагностики и прогноза типа развития конфликтной ситуации, рекомендации по применению которого апробированы в подразделениях базовых гарнизонов пожарной охраны России.

Работа не исчерпывает круга феноменов, связанных с конфликтами, и ставит задачи дальнейших экспериментальных исследований проблем профессионального становления коллектива и позитивного влияния на этот процесс организационного конфликта.

На основании результатов исследования сделаны следующие выводы.

1.Конфликты в ГПС являются фактором, определяющим удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и, опосредованно — эффективность деятельности подразделений пожарной охраны. Конфликты в подразделениях ГПС носят латентный и затяжной характер, обусловленный жесткими субординационными отношениями руководства — подчинения, выраженной ориентацией на социальные требования и социально-демографическими особенностями сотрудников и деятельностью, сопряженной с экстремальными условиями труда.

2. Причинами конфликтов в подразделениях на уровне структуры и функций организации являются неадекватные представления о целях и задачах деятельности сотрудников и связанное с этим неправильное распределение рабочего времени и полномочий руководителей и исполнителей.

3. Определены преобладающие группы организационных ценностей в ГПС, в отличие от прочих организационных типов. Это «гуманность» — как наиболее угрожаемая ценность при работе в экстремальных условиях, и «инструментальность», как очевидное следствие субординационных принципов ее организации. Расхождение наличного состояния ценностной структуры коллектива и идеальных организационных ценностей влечет за собой конфликтную ситуацию. Группа ценностей «гуманность» имеет наиболее высокий ранг в конфликтных подразделениях.

4. Основным критерием для различения благополучных и конфликтных коллективов является поляризационный интервал ценностей (ранговый интервал между предпочитаемой и отвергаемой группой ценностей) В конфликтных ситуациях различие в выраженности групп ценностей значимо выше, чем в благополучных.

5.Установлен механизм развития конфликта в организации, заключающийся в поляризации организационных ценностей на стадии конфликтного инцидента и в стабилизации ценностной структуры коллектива в случае позитивного, конструктивного разрешения конфликта. В конфликтных коллективах поляризационный интервал, зафиксированный на стадии конфликтной ситуации, возрастает к моменту непосредственно конфликтного инцидента, и снижается в ситуации разрешения конфликта. При этом абсолютные значения выраженности организационных ценностей становятся более сбалансированными, однородными (значимо уменьшается стандартное отклонение среднего). Подобной динамики ценностей в благополучных коллективах не зафиксировано. В них наблюдается лишь плавная стабилизация ценностного интервала.

6. Выявлено, что коллектив, прошедший через конфликт и нашедший его позитивное разрешение, повышает уровень своей профессиональной зрелости путем осознания содержания и специфики своего труда через ценностное выражение.

7.Разработанный методический комплекс и прогностические критерии прохождения коллектива через конфликт позволят составлять конкретные программы работы с руководителями ГПС по освоению методов управления конфликтами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб.науч.тр. -М., 1991, С. 58−66.
  2. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  3. В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С.76−86.
  4. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. М.: Наука, 1978.
  5. А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в отношениях офицеров. М., 1991.
  6. А.Я., Прошанов C.JI. Конфликтология: междисциплинарньш подход. -М., 1997
  7. А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор. -М., 1992.
  8. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб.науч.тр. М., 1991. — С.27−42.
  9. А.П. Повышение эффективности производства через воздействие на мотивационно-потребностную сферу работников // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Сб.научлр. М., 1988.
  10. И.Ф. Трудовая мотивация. Механизмы формирования и функционирования // Изменения в мотивации труда в новых условиях: Сб.науч.тр. М.: НИИ труда, 1992.
  11. Л. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сб.науч.тр. М., 1969.
  12. Бир С. Кибернетика и управление производством. М., 1965, — С. 282,290.
  13. В.А., Луценко Г. А. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности // Психологические исследованияпроблемы формирования личности профессионала: Сб.научлр. М., 1991, С. 157 167.
  14. Боевой устав пожарной охраны // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1995. — N 1−2. — С. 28−47.
  15. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.190 с.
  16. В. Эффективность тренинга. Проблема измерения. / Прикладная психология, 1999, № 1, с. 22−28.
  17. Г. В. Оценка уровня психологического климата научного коллектива. Л., 1978.
  18. И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — 222 с.
  19. ГадамерГ.Г. История понятий как философия. Актуальность прекрасного.- М., Искусство. -1991. С. 26−43.
  20. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, -1972. — 536 с.
  21. И.С. Психология профессионального становления специалиста. -Киев: Книга, 1989.
  22. Э. Анализ организации // Социология сегодня: проблемы и перспективы: Сб.науч.тр. М., 1965.
  23. Ю.Я. Психологический анализ проблемностей в деятельности для оценки профессиональной подготовленности оператора // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб.науч.тр. М., 1991.- С. 224−234.
  24. Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1978.
  25. Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал. -1992. № 2. — С. 224−234.
  26. О.Н. Конфликтология. М., 1993.
  27. Г. В. Межличностный конфликт в сфере управлеческой деятельности: Дисс. канд.псих. наук. М., 1994.
  28. Р. Начала философии. Избранные произведения. М., 1950. — С. 411 426.
  29. Диагностика и оптимизация социально-психологического климата трудовых коллективов предприятий отрасли. М.: ВНИИТЭМР, 1990.
  30. А.А., Мирская М. И. Социология труда. М.: ВШ, 1989.
  31. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М.: МГУ, — 1984.
  32. Донцов А. И, Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. 1980. — Т. 1, № 6.
  33. .Л. Выбор путей преодоления конфликтов. М.: Реформа, 1997.1.
  34. .Л. ПР как инструмент работы в конфликте и пробемы управлени персоналом // Современный кадровый менеджмент: Сб.тр. М.: ИПК госслужбы, 1997. -Вып.1.- С. 121−133.
  35. А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976.
  36. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
  37. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М.: Наука. — 1985/
  38. Е.С. Психологические проблемы организации труда хозяйственного руководителя. Москва: АНХ при СМ СССР, 1983. — 95 с.
  39. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
  40. В.Г., Лебедев В. И. Методические разработки по теме: Конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.: ТСХА, 1986.
  41. Я. Организация трудовых коллективов.- М., 1971.
  42. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1995. — 319 с.
  43. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
  44. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335с.
  45. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. — 1990. — № 1.
  46. Т.С. Психология управления: Учебное пособие в двух частях. -М., 1997. 323 с.
  47. Дж. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982.
  48. В.В. Социология пожарной безопасности. М.:ВИПТШ, 1993.
  49. В.В., Салютин В. А. Анализ процессов комплектования кадрами подразделений ГПС // Организационно-управленческие проблемы Государственной противопожарной службы: Сб.науч.тр. М.: ВНИИПО, 1995. — С.104−121.
  50. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  51. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: КазГУ, 1969.
  52. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
  53. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии //Вопросы психологии. 1984 — № 4. — С. 5−14/
  54. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.
  55. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс.докт. психол. наук. М., 1991. — 386 с.
  56. П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.
  57. Корнелиус X, Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.
  58. Кричевский P. JL, Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: Штиинца, 1991. -127 с.
  59. Г., О’Доннел С. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. — Т.1,2. — 495 с.
  60. А.И. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. -М., 1992. Т. 13, № 5.
  61. В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990.
  62. П.Н. Социальное управление. Л: ЛГУ, 1982. — 255 с.
  63. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. — 17с.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  65. М.И., Ефанова И. Н., Поляков М. Н., Тудос А. В., Б.Г.Бовин. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников Государственной Противопожарной службы МВД России: Пособие. М., ВНИИПО, 1998. — 97 с.
  66. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.
  67. Г. В. Профессиональная мотивация личности в инженерно-технической деятельности // Психологический журнал. 1989. — Т. 10, № 3.
  68. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982.- № 3. — С.5−14.
  69. Е.Б. Общественные классы на пороге рынка // Изменения в мотивации труда в новых условиях: Сб.науч.тр. М.: НИИ труда, 1992.
  70. Г. А., Ночевник М. Н. Конфликтные ситуации и организационная структура коллектива // Материалы Всесоюзной конференции по проблеме управления научными исследованиями и разработками. Часть 4. М., 1973.
  71. С.А. Как из человека делают робота // Изменения в мотивации труда в новых условиях: Сб.науч.тр. М.: НИИ труда, 1992.
  72. С.А. Типология работников: вопросы управления // Социологические исследования. 1991. — № 2.
  73. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М., 1997. — С. 98−104,194−212.
  74. Охрана труда пожарных. Современные требования / Под ред. Безбородько М. Д., Марьин М. И. и др. М.: Стройиздат, 1993. — 183 с.
  75. О’Шонесси Дж. Принципы организации и управления фирмой. М., 1986.
  76. .П. Конфликты и общественное мнение // Социологические исследования. 1991. — № 7. — С.107−115.
  77. Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977.
  78. Ю.П. Психология коллективной деятельности. -Л.: ЛГУ, 1990.
  79. Правовые и социально-психологические аспекты управления / Под ред. Б. Ф. Ломова, М., 1972.
  80. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М.: МГУ, 1984.
  81. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: МГУ, 1989.
  82. А.И. Социология организаций. М., 1986.
  83. Проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности пожарных и спасателей. Под ред. Марьина М. И. М.: ВНИИПО МВД РФ. — 1993.
  84. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов / Под ред. Пахомова В. И. М.: Министерство обороны СССР, 1985.
  85. Психология: Словарь. -М., 1990.
  86. Я.С., Клюс П. П., Матвейкин A.M. Пожарная тактика: Учебник для пожарно-технических училищ. М.: Стройиздат, 1990. — 512 с.
  87. Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб.науч.тр. М., 1991. — С. 67−82.
  88. Разработка квалификационных характеристик работников, назначаемых на должности в подразделения ВПО МВД РФ: Отчет о НИР / ВНИИПО- рук. Мешалкин Е.А.-М.: 1992.
  89. Щ 89. Решетников М. М. Популяционный подход к прогнозированию деятельностив экстремальных условиях // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб.науч.тр. -М., 1991.
  90. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М., 1991.
  91. Т.Н. Моделирование поведения в ситуации конфликта: Автореф.дисс. канд. псих. наук. М., 1986.
  92. Сборник материалов IV Всесоюзного съезда общества психологов. -Тбилиси, 1971.
  93. B.JI. Управленческие решения руководителя органа, подразделения ПАСС. М.: ВИПТШ, 1993 — 61 с.
  94. Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.- 191 с.
  95. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988.
  96. В.А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США / Социально-психологический климат коллектива: теории и методы изучения. М., 1979.
  97. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1983.
  98. А 98. Стрелков Ю. К. Психические процессы в операторском труде. М.: МГУ, 1989.
  99. Г. В. Основы профессиональной деятельности. Л., 1988.
  100. В.К. Отбор и подготовка менеджеров. М.: Машиностроение, 1989.
  101. В.П., Хурс Р. Н. Социально-психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования. Минск., 1990.
  102. Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 1988.
  103. Р., Питере Т. В поисках эффективного управления. М.: Экономика, 1990.
  104. Устав службы пожарной охраны // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1995. — N 1−2. — С. 7−27.
  105. Федеральный закон «О пожарной безопасности» // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1994. N 3−4. — С. 5−24.
  106. А.В. Психологические методы работы с кадрами: Уч. пособие. -М.: Московский Институт Управления, 1984.
  107. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Экономика, 1990.
  108. В.А. Динамическая модель конфликта // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. М., 1996. — № 3.
  109. Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.
  110. В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сб.науч.тр. М.: Институт психологии АН СССР, 1989.
  111. В.О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе. М., 1977.
  112. JI.A. Психологические механизмы деструктивных вертикальных конфликтов в педагогических коллективах: Автореф. дисс канд. псих, наук. Иркутск, 1992.
  113. ИЗ. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.
  114. В.П. конфликты в нашей жизни и и разрешение М.: Амалфея, 1996.
  115. Шейнов В. П Управление конфликтными ситуациями. Минск, 1990.
  116. Ю.А. Теория множеств и теория систем // Системные исследования. Ежегодник: Сб.ст. М.: Наука, 1978, — С. 70−85.
  117. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  118. А.Й. Организация и управление в сложных системах. Проблемы моделирования науки. // Системные исследования. Ежегодник: Сб.ст. М.: Наука, 1986. — С. 377−387.
  119. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М.: Шука, 1972. — 239 с.
  120. Янг С. системное управление организацией. М., 1972.
  121. Albert J. Levis. Conflict analysis/ The formal theory of behavior. Vermont, 1988.
  122. Bates, F., Harvy, P. Social institution. N.Y., 1973. — P.132.
  123. Boulding K.E. Conflict and defense: a general theory/ N.Y., — 1962.
  124. Coser L. Conflict: Social aspects / Int. Encyclopedia of Social Sciences, NY, 1963. -Vol. 3.
  125. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society, 1959. P. 151 163.
  126. Follett M.P. Dynamic Administration. NY, 1942. —. 317 p.
  127. Jones, Allan P., James, Lawrence R. Psychological climate: dimensions and relationships of individual and aggregated work environment perceptions. / «Organizational Behavior and Human Performance», 1979, Apr. Vol. 23 (2). — P. 201−250.
  128. Likert, Rensis. The human organization. McGraw-Hill Book Company, 1975.
  129. Lorr Maurice, Suriedeir Antanas, Tonesk Xenia. The Structure of Values: conceptions of the Desirable. /Journal of Research in Personality, 1973, Sep. Vol 7 (2). -P.139−147.
  130. Martin D. Conflicts et strategies suscites par Г innovation/ Journal of Applied Psychology, Vol.40. iss.4, October 1991.
  131. Parsons T. The Social System. New York., 1951. — P.318.
  132. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972,214 p.
  133. Robbins S.P. Organizational behavior, 5th edition/ Englewood cliffs, N.Y.: Symon &Shuster, ?. 235−269.
  134. Simon, H.A. Administrative Behaviour. Ed.2. 1959. — № 4. — P.26.
  135. Slovak, Jeffiy S. Work satisfaction of municipal police officers./ Journal of Police Science and Administration 1978, Dec. — Vol 6 (4) — P. 462−470.
  136. Sustaining soldier health and performance in Somalia/ Guidance for small unit leaders. US Army medical research and development command. Maryland, 1992.
  137. Weber M. Economic and Organization. New York, 1947.
  138. Whall Y.D., Nolan L.L. Perception of inquirity satisfaction and conflict in task-oriented groups / Human relations, 1986. Vol.39, № 11.- P. 1033−1052.
  139. Young, D.E. Roberts, D.P.Scott et all. Sustaining health and performance in the cold/ US Army Research Institute of Environmental Medicine. — Natick, Massachusetts, 1992.-68 p.1. ПРИЛОЖ ЕНИЯ
  140. Анкета «Функциональные обязанности»
  141. С целью разработки методик для диагностики и предотвращения конфликтных ситуаций в подразделениях пожарной охраны проводится социально-психологическое исследование.
  142. Высшее Среднее специальное Среднеепожарно-техническое Другое пожарно-техническое другое1 2 3 4 5
  143. Обший стаж в пожарной охранедо 2-х лет 2−5 лет 5−10 лет 10−15 лет 15−20 лет 20−25 лет более 25лет1 2 3 4 5 6 7
  144. Какие виды работ Вам приходится выполнять чаще всего?
  145. В графе справа отметьте в процентах, сколько времени на них затрачивается в месяц (примерно):1.
Заполнить форму текущей работой