Особенности Я — концепции подростков с нарушением поведения
Диссертация
Представление о себе — это информация о собственных индивидуально-личностных, возрастно-половых, социально-демографических, национальных, профессиональных и прочих характеристиках, которые подросток осознает, принимает и включает в свои Я-образы. Сюда же включаются наиболее значимые нормы, ценности, традиции, ориентиры, стереотипы и предрассудки, интериоризированные им в процессе адаптации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Структура Я — концепции и проблемы поведения подростков
- 1. 1. Проблема Я — концепции в психологии
- 1. 2. Структура Я — концепции как объект психодиагностики
- 1. 3. Особенности становления Я — концепции в подростковом возрасте
- 1. 4. Понятие «отклоняющееся от нормы» поведение подростков
- Глава 2. Методологическая основа и организация исследования
- 2. 1. Методологическая основа и теоретическое обоснование экспериментального исследования Я — концепции подростков с нарушением поведения
- 2. 2. Характеристика объекта исследования
- 2. 3. Постановка проблемы исследования
- 2. 4. Методическое обеспечение, организация и процедура исследования
- 2. 5. Достоверность, надежность и значение полученных результатов
- Глава 3. Структура Я-концепции подростков с нарушением поведения
- 3. 1. Неосознаваемые стороны Я — концепции подростков с нарушением поведения, выраженные в цвете и графике
- 3. 2. Субъективное отражение подростками с нарушением поведения структурных компонентов Я — концепции
- 3. 3. Особенности структуры Я-концепции подростков с нарушением поведения
Список литературы
- Авдуевская Е.П. Особенности ценностно- нормативной социализации вюношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности. Труды по социологии образования, М., 1993, т. 1, вып.2, с.73−77.
- Авдуевская Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализацииподростков в условиях быстрых социальных изменений. Труды по социологии образования, М., 1995, т.3, вып.4, с.56−59.
- Александрова Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношениявзрослого человека. Мир психологии, 1999, № 2, с.38−44.
- Алексеева А.В. Идентичность: особенности становления в юношескомвозрасте. Журнал практического психолога, 1999, № 1, с.3−9.
- Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптациянесовершеннолетних. Свердловск, 1986.
- Аминев Г. А. Инструкция по применению 8-цветового теста на основематематической обработки. В сб. «Математические методы инженерной психологии», Уфа, 1982, с. 19−24.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. М., 1995, т.2, с.103−127.
- Ананьева Н.А. Мотивы выбора качественно значимых людей в процессеобщения и процесс «самовыбирания». Мир психологии, 1999, № 3, с.33−38.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2х т., М., 1982.
- Андгуладзе Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Автореферат диссертации КПН, М., 1980.1 1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. Вопросы психологии, 1996, № 1, с.34−39.
- Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
- Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. М., 1983.
- М.Антонян Ю. М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М., 1993.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития. Психологический ж-л, 1999, т.20,№ 1, с. 111 -118.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л., 1985.
- Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я концепция в юношеском возрасте. «Ценностно — нормативные ориентации старшеклассников», 1993, т. 1, вып.2, с.66−71.
- Баклушинский С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. Труды по социологии образования. 1998, т.4, вып.4, с.64−85.
- Бахтин М.М. Понимание личности другого человека. Ж-л «Вопросы психологии», 1979,№ 4, с.66−71.
- Бейли С. Садистические и насильственные действия детей и подростков. Российский психиатрический ж-л, 1999,№ 3, с.23−28.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. Мир психологии, 1999, № 3, c. l 11−115.
- Белинская Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. Вестник МГУ, 1997, сер. 14, № 4, с.25−31.
- Беличева С.А. Социально психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореферат диссертации ДПН. М., 1989.
- Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально психологической диагностики. Дис. ДПН, М., 1996.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М, 1986.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М, 1982.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб, 2000.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. С-Пб., 1999.
- Былкина Н.Д. Агрессивность и соотношение самооценки с уровнем притязаний. В сб. «Познание. Общество. Развитие». М., 1996, с.45−58.
- Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматическом расстройстве. Автореферат диссертации КПН, 1995.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт- Петербург, 1998.
- Васильева О.С., Гальченко Т. А. Агрессивность и ее влияние на здоровье. Школа здоровья, 1997, № 4, с.65−71.
- Весна Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка. Автореферат диссертации КПН, М., 1991.
- Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф дис. КПН, М., 1987.
- Викторов В.И. Факторный анализ в исследовании структуры личности. В сб. «Личность в системе коллективных отношений», Курск, 1980.
- Ворсобин В.Н., Жидкин В. Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. Вопросы психологии, 1980, № 3, с.71−75.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Гавриленко О.Н. Параметры тревожности и цветопредпочтение. В сб. «Проблемы цвета в психологии», М., 1993, с.144−150.
- Гуревич К.М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстником. В сб. «Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии», М., 1980.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвзь отношения к себе и к другим. Вестник МГУ, 1982, Сер. 14, № 4, с.24−30.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР. Дефектология, 1986, № 5, с.32−39.
- Демидов Д.Н. Соотношение образов Я идеальное и Я — реальное и проблемы подростков. Автореф. Дис КПН, С-Пб, 2000.
- Джеймс У. Психология. М., 1991.
- Диянова З.В., Щеголева Т. И. Самосознание личности. Иркутск, 1993.
- Дозорцева Е.Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением. Российский психиатрический ж-л, 1999, № 3, с.28−32.
- Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. В сб. «Психические заболевания», Л., 1970, с. З 19−327.
- Драгунский В.В. Цветовой личностный цвет. Минск, 1999.
- Дубов И.Г., Смирнов Л. В. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. Вопросы психологии, № 3, 1991, с. З 1−38.
- Дубов И.Г., Смирнов Л. В. Способ получения семантически «равноудаленных» шкал (для субъективной оценки качеств личности другого). Вопросы психологии, 1984, № 6, с.61−67.
- Дулева Н.С. Некоторые аспекты развития агрессии и аутоагрессии социально запущенных подростков: их диагностика и коррекция. Записки практического психолога г. Твери и области, 1996, № 2, с.212−214.
- Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики. Мир психологии, 1999, № 1, с.264−277.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии, 1983, № 4, с.83−90.56.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.
- Иванов Л.М., Урванцев Л. П. Экспериментальные исследования цветовых ассоциаций. В сб. «Психологические проблемы рационализации деятельности», Ярославль, 1978, вып. 2, с.74−79.
- Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт Петербург, 2000.
- Ильин Е.П., Умнов В. П. Предпочтение цвета и типологические особенности свойства силы нервной системы. В сб. «Психофизическое изучение учебной и спортивной деятельности», Л., 1981.
- Каган В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. ЦТО в клинике детских неврозов. В сб. «Социально психологические проблемы реабилитации психически больных. Л., 1984.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания. Психологический ж-л, 1997, № 1, с. 129−132.
- Кайгородов Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте. Мир психологии, 1999,№ 3, с.84−89.
- Карцева Т.В. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. Психологический ж-л, 1988, № 5, с. 56−63.
- Кальвиньо М., Столин В. В. Психосемантические различия личностных смыслов. Вестник МГУ, 1983, Сер.14,№ 3, с. 63−68.
- Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.
- Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982.
- Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. М., 1975.
- Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. В сб. „Социальная идентификация личности“, М., 1993, с. 107−124.
- Комарова Т.К., Кондратьева С. В., Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. Психологический ж-л, 1991, № 3, с.83−88.
- Кон И. С. Открытие „Я“. М., 1978
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1984.
- Кондратьева А.С., Шмелев А. Г. Семантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным давлением. Психологический ж-л, 1983,№ 2, с.87−93.
- Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально -психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
- Крылов А.Н. „ОбразЯ“ как фактор развития личности. Автореф. Дис. КПН М., 1984.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
- Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях М., 1980.
- Лебединская К.С., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико психологическая характеристика „трудных“ подростков. М., 1988.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое „зло“). М., 1994.
- Лосева В.К., Луньков А. И. Рассмотрим проблему.М., 1995.
- Максимов С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений человека о себе и о других. В сб. „Методы исследования межличностного восприятия“, М., 1984.
- Малейчук Г. И. Клинико феноменологические методики исследования динамических свойств личности. Журнал практического психолога, 1997, № 2, с.42−53.
- Малейчук Г. И. Модель становления идентификации. Журнал практического психолога, 1996, № 6, с.25−29.
- Мандель А.И., Толмачева С. В., Мазурова Л. В. Цветовой тест Люшера в диагностике алкоголизма. В сб. „Современные технологии психиатрического сервиса“, Томск, 1997, с.74−75.
- Маховер К. Проективный рисунок человека М., 1996.
- Меликсетян А.С. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Советская педагогика, 1990, № 4, с.52−57.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Налчаджян А.А. Социально психическая адаптация. Ереван. 1988.
- Немов Р.С. Психология, 1994, т2, с.181−200.
- Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков. Социальная и клиническая психиатрия, 1992, № 4, с.56−63.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.101. „Общение и формирование личности школьника“ Под ред. Бодалева А. А. и Кричевского Р. С., М., 1987.
- Ольшанский Р.В. К анализу когнитивной самооценки человека. В сб."Проблемы медицинской психологии» М., 1980, с. 62 77.
- Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. М., 1991.
- Пантилиев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально -оценочной системы. Автореф. Дис. КПН, М., 1989.
- Паршин М.В., Филипьева Т. В. Использование цветового теста при оценке психологического типа бортпроводников воздушных судов. Вестник МГУ, С. 14, 1998, № 4, с. 71−77.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1993.
- Петренко В.Ф. Личность человека основа его картины мира. В сб. «Модели мира», 1997.
- Петрова С.М. К проблеме мотивационной обусловленности Я-концепции личности. В сб. «Психологическая наука: Традиции, современное состояние и перспективы». М., 1997.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 1998.
- Проективная психология М., 2000.
- Раева В.М. Особенности Я концепции несовершеннолетних правонарушителей. Автореф дис. КПН М., 2000.1 14 115 116 117 118 119 970 164 653 297 765 323 898 880
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С -Пб, 1998.
- Развитие личности ребенка". (Пер. с англ.), М., 1987.
- Раусте фон Врихт Образ «Я» как подструктура личности. В сб.
- Проблемы психологии личности М., 1982, с. 52−59.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. С1. Пб., 2001.
- Романова Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в практической психологии. М., 1992.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии М., 1973.
- Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии инауке. Минск, 1991.
- Русина Н.А. Семантические комплексы в восприятии и оценке человека. В сб. «Личность в системе коллективных отношений», Курск, 1980.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
- Семенова З.Ф., Семенова С. В. Изучение психодиагностической ценности теста «Нарисуй человека». В сб. «Практическая психология: Методология и методика научного исследования», Санкт-Петербург, 1996, с.65−76.
- Сермягина О.С., Эткинд A.M. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. Вопросы психологии, 1991,№ 3, с.24−27.128 129 130 131 132 139 669 013 228 889 086 387 671 793 664
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996.
- Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке. Вопросы психологии, 1996, № 3, с.47−51.
- Соколова Е.Т., Чеснова И. Г. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка. Вопросы психологии, 1986, № 2, с.22−27.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред, Циркина С. Ю. С-Пб., 1999.
- Стаценко А.Н. Агрессивное поведение у подростков. В сб. «Патологические формы девиантного поведения у подростков», М., 1989.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.1. М., 1996.
- Столин В.В. Исследование эмоционально ценностного отношения к себе с помощью метода управляемой проекции. Психологический Ж-л, 1981, № 3? с. 104−117.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. Дис. ДПН, М., 1985. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
- Уварова Г. В. Личностные особенности криминальных подростков. Вестник Ставропольского университета, 1998,№ 16, с.34−41.143 144 145 146 147 151 261 262 586 963 269 848 063 984 753 704 960
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследованияличности.М., 1987.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». М., 1991.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек Цвет — Пространство. М., 1973. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я». В сб. «Общение и развитие психики», М., 1988, с. 34−38.
- Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек человек. М., 1998.
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. Дис. КПН, М., 1985 Хорни К. Невроз и личностный рост. С-Пб, 1997.
- Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском иподростковом возрасте. Киев, 1997.
- Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб, 1997.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико методологические основы и психодиагностические возможности. М., 1983.160 161 162 163 164 170 898 389 820 150 809 911 315 398 656
- Шмелев А.Г., Похилько В. И. Семантическая пространственная мнемошкала новая техника в экспериментальной психосемантике. Вестник МГУ, 1982, С. 14, № 4, с.48−52.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности. Вестник МГУ, 1985, С. 14, № 3, с.51−57.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия в социологии. М., 1969.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
- Эткинд A.M. ЦТО и его применение в исследовании больныхневрозами. В сб. «Социально психологические исследования впсихоневрологии», JI., 1980.
- Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.
- Arnett J. The young and the reckless: adolescent reckless behaviour. Current directions in psychology science, 1995(Jun.), v.4 № 3, p. 67−71. Baumeister R.A. A self- presentational view of social phenomena. Psychol.bull., 1982, v.91 № 1, p.38−45.
- Blai B. Freedom of choice and good health. Psychology, 1991, v.28, № 2, p. 46- 47.
- Brown B. A., Musser L.M. Self- monitoring in middle childhood: personality and social correlates, Dev. Psychol., 1991, v.27 № 6, p. 994−999. Coleman J.C. The nature of adolescence., L., 1980.175 176 177 178 179 188 322 525 185 696 848 431 546 368
- Coudert A.J., Jalenques I., Geneste J. Problematique parentale et «axiete» de l’enfant. Neuropsychiat. Enfance et adolescence, 1991, v.39 № 11- 12, p. 588- 591.
- Cross S., Markus H. Possible selves across the life span. Hum. Dev., 1991, v.34 № 4, p. 230- 260.
- Douvan E., Adlison J. The adolescent experience. N.Y., 1966.
- Ericson E. H. Childhood and society. NY, Norton, 1963.
- Estrada P. Adolescents self- reports of prosocial responses to friend andacquintances: the role of sympathy- related cognitive, affective andmotivational processes, J. of Research on Adolescence, 1995, v.5 № 2, p.173. 200.
- Fuligni A. J., Eccles J. S. Perceived parent- child relationship and early adolescents' orientation toward peers. Dev. Psychol., 1993, v.29 № 4, p. 622- 632.
- Gjerde P.F., Shimizu H. Family relationships and adolescent development in Japan: a family- systems perspective on the Japanese Family. J. of research on adolescence, 1995, v.5 № 3, p. 281−318.
- Kellerman H., Plutchik R., Conte H. A special theory of Ego defenses and emotions. In: Emotions in Personality and Psychopathology. NY, 1979, p.108−134.
- Levitt M.J., Guacci- Franco N., Kevitt J.L. Convoys of social support in childhood and early adolescenys: structure and function, Dev. Psychol., 1993, v.29, № 5, p. 811−818.
- Mason C. A. et al. Adolescent problem behaviour: the effect of peers and the moderating role of father absence and the mother- child relationship, Amer. J. of Community Psychology, 1994, v. 22 № 6, p. 723- 743.
- Mendelson B.K. et al. Adolescents' weight, sex and family functioning. International J. of Eating disorders, 1995 (Jan), v. 17, № 1, p. 73- 79.
- Palmonari A. et al. Diferential effects of identification with family and peers on coping with developmental tasks in adolescence, Eur. J. Soc. Psychol., 1991, v.21 № 5, p. 381−402.
- Rogers C.R. Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 1955, № 10, p.267−278.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework. In: «A stady of a science», 1959, V.3, p. 184−256.
- Rutter M. Maternal deprivation: 1972- 1978, new findings, new concepts, new approaches. Child development, 1980, v.50 № 2, p.212−226.
- Ruvolo Ann P., Marcus Hazel R. Possible selves and perfomance: the power of self- relevant imagery. Social cogn., 1992, v. 10, № 1, p. 92- 124.
- Schlenker B. Impression management: the self- concept, social identity and interpersonal relations. Belmont (Calif), 1980.
- Schneider В. H., Younger A.J. Parents' agressiveness, parent- child emotional distance and management practices as predictorsof children’s agressiveness: (abst.). Agress. Behav., 1993, v. 19 № 1, p. 31.
- Schulman Sh., et al. Peer group and family relationships in early adolescence. International J. of psychology, 1995, v.30 № 5, p. 573- 590.
- Smetana J. G., Yau J., Restrepo A., Braeges J.L. Adolescent- parent + conflicting married and divorced families, Dev. Psychol., 1991, v. 27 № 6, p. 1000- 1010.
- Staines J. A psychological and sociological investigation of the self as a significant factor in education. PhD thesis. Un. Of London, 1954.
- Stipek D.J. et al. Self- concept development in the toddler years. Development Psych., 1990, v. 26, № 6, p. 972- 977.
- Tesser A., Campbell J. Selfevaluation maintenance and the perception of friends and strangers. J. of personality, 1982, v.50 № 3, p.78−83.
- Tien Stephen Slade The self in transformation: Dialectical processes in long-term psychotherapy. J. Contemp. Psychotherapy, 1991, v.21 № 2, p. 135 147.
- Trope Y., Neter E. Reconciling competing motives in selfevaluation. The role of self- control in feedback seeking. J. of personality and social psychology, 1994, v.66 № 4, p.646- 657.
- Willi J. Anwendung des gemeinsamen Rorschah- Verfahren in Ehetherapie und forschung. Bern, 1974.