Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности Я — концепции подростков с нарушением поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представление о себе — это информация о собственных индивидуально-личностных, возрастно-половых, социально-демографических, национальных, профессиональных и прочих характеристиках, которые подросток осознает, принимает и включает в свои Я-образы. Сюда же включаются наиболее значимые нормы, ценности, традиции, ориентиры, стереотипы и предрассудки, интериоризированные им в процессе адаптации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Структура Я — концепции и проблемы поведения подростков
    • 1. 1. Проблема Я — концепции в психологии
    • 1. 2. Структура Я — концепции как объект психодиагностики
    • 1. 3. Особенности становления Я — концепции в подростковом возрасте
    • 1. 4. Понятие «отклоняющееся от нормы» поведение подростков
  • Глава 2. Методологическая основа и организация исследования
    • 2. 1. Методологическая основа и теоретическое обоснование экспериментального исследования Я — концепции подростков с нарушением поведения
    • 2. 2. Характеристика объекта исследования
    • 2. 3. Постановка проблемы исследования
    • 2. 4. Методическое обеспечение, организация и процедура исследования
    • 2. 5. Достоверность, надежность и значение полученных результатов
  • Глава 3. Структура Я-концепции подростков с нарушением поведения
    • 3. 1. Неосознаваемые стороны Я — концепции подростков с нарушением поведения, выраженные в цвете и графике
    • 3. 2. Субъективное отражение подростками с нарушением поведения структурных компонентов Я — концепции
    • 3. 3. Особенности структуры Я-концепции подростков с нарушением поведения

Особенности Я — концепции подростков с нарушением поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века.

Как пишет Э. Эриксон: «Только при болезни осознаешь сложность нашего организмаи только в условиях кризиса, личного или общественного становится ясным, какую чувствительную комбинацию взаимосвязанных факторов представляет человеческая личность, — комбинацию способностей, созданных в отдаленном прошлом, и возможностей, предоставляемых настоящим» (.Erikson Е.Н., 1963).

Проблема ответа на вопрос «Кто Я?» — одна из важнейших проблем в современной психологии вообще и в отечественной в частности — проблема поиска индивидом, группой, обществом психосоциальной идентичности, потребности в идентичности. Говоря об идентичности, мы прежде всего имеем в виду личностную и социальную идентичность, которые являются важными регуляторами самосознания и социального поведения. И здесь на первый план выходит Я-концепция личности, которая может быть представлена как когнитивная система, исполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях.

Я — концепция складывается из Я-образов, которые отражают представления индивида о самом себе (когнитивный компонент), положительное или отрицательное отношение к себе (аффективный компонент) и совокупность представлений субъекта, направленных «на самого себя», на основании которых он строит свое поведение (поведенческий компонент).

Стремление к сохранению или повышению своей самооценки, самоуважения, к положительному образу себя является необходимым условием сохранения здоровья индивида, его внутренней целостности и стабильности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Среди них особую тревогу вызывают цинизм, жестокость, агрессивность, нарушение эмоциональных связей с близкими людьми, негативное самоотношение, которые могут перерастать в противоправное поведение.

Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Изучение Я — концепции как многомерного образования позволяет учесть важнейшие детерминанты поведения: отношение к окружающим и ожидаемое от них отношениесамоотношениеиндивидуально — личностную направленность развития.

Выявление особенностей Я-концепции подростков дает возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления и позволяет перенести акцент в воспитательной работе с коррекции на профилактику нарушений.

В современной психологии, как отечественной, так и зарубежной, большое внимание уделяется проблемам становления Я-концепции и изучению её структуры. Разработаны представления о Я-концепции как о сложной, саморегулирующейся системе «образов Я», возникающих в процессе самопознанияо составляющих ее компонентахусловиях и уровнях ее развитияспособах ее функционирования и т. д.

Среди зарубежных психологов наибольший вклад в развитие знаний о Я-концепции внесли Р. Бернс (1968), У. Джеймс (1991), К. Роджерс (1994), З. Фрейд (1991), К. Хорни (1997), Э. Эриксон (1996) и др. В их работах самосознание рассматривается как сложная многоуровневая структура, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В отечественной психологии проблему человеческого самопознания и его связи с поведением разрабатывали такие психологи, как Б. Г. Ананьев (1995), А. А. Бодалев (1982), Л. И. Божович (1968), Л. С. Выготский (1956),.

И.С.Кон (1982,1984), В. Н. Мясищев (1960), С. Л. Рубинштейн (1973), В. В. Столин (1983), И. И. Чеснокова (1977) и др.

Большой вклад в изучение проблем отклоняющегося поведения подростков и юношества внесли и отечественные психологи: Ю. М. Антонян (1993,1995), С. А. Беличева (1989), Б. С. Братусь (1988), И. С. Кон (1982,1984), А. Е. Личко (1977), В. Ф. Пирожков (1988) и др.

Будучи субъектами познания, общения и деятельности, люди соотносят свои намерения и цели с теми нравственными ориентирами, нормами и пределами допустимости, которые они сочли для себя приемлемыми в процессе своего личностного развития. Все это отражается в их Я-концепции, в их поступках и действиях.

В то же время, остается неясным, какие же структурные компоненты Я-концепции детерминируют нарушение поведения. Требует дополнительного исследования специфика Я-концепции у подростков с непатологическими и не криминальными формами нарушения поведения, когда еще могут помочь профилактические меры, направленные на нормализацию этих нарушений.

ГИПОТЕЗА.

Нарушение составляющих Я — концепции подростка, особенно в аффективной части, лежат в основе изменения его поведения. Неадекватное восприятие себя и значимых других может привести к формированию антисоциальной личности, характеризующейся стойкими изменениями межперсональных и социальных связей, агрессивностью деструктивного и аутодеструктивного характера.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.

Целью данной работы явилось изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции подростков с различными формами нарушения поведения.

В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов посвященные проблеме изучения Яконцепции подростков.

2. Создать комплекс методик, позволяющий изучать как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты Я — концепции подростков.

3. Изучить особенности эмоционально — ценностного отношения к себе и людям из ближайшего окружения подростков с делинквентным и девиантным поведением.

4. Выяснить расхождение уровня самоуважения и аутосимпатии с уровнем уважения и симпатии к окружающим подростков с различными формами нарушения поведения.

5. Выявить специфику межличностных отношений и свойств личности подростков с делинквентным и девиантным поведением, существенных в построении отношений с другими людьми.

6. Установить зависимость между особенностями Я — концепции и изменением поведения подростков.

7. Сравнить особенности Я — концепции подростков с делинквентным и девиантным поведением и их нормально социализированных сверстников.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом настоящего исследования стали структурные и содержательные составляющие Я — концепции детей с нарушениями поведения, отличающие их от хорошо социализированных сверстников.

В качестве основных составляющих были выделены: самоотношение, отношение к значимым окружающим, ожидаемое отношение от них.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Я — концепция подростков в возрасте от 13 до 16 лет.

Были выделены следующие группы:

• Подростки с девиантным поведениемучащиеся школы — интерната № 42 г. Москвы и четырех средних общеобразовательных школ Чеховского района Московской области. Всего 72 человека (32 девочки и 40 мальчиков).

• Подростки с делинквентным поведением, воспитанники специальной школы для подростков с нарушением поведения, расположенной в г. Чехове (Моск. Обл.) — Детского дома № 50 Москвы и подростки, находящиеся на постоянном учете в милиции г. Чехова. Всего 51 человек (28 девочек и 23 мальчика).

• Подростки без нарушений поведения (норма) — контрольная группаучащиеся вышеназванных школ. Всего 95 человек (56 девочек и 39 мальчиков).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения на природу самосознания личности, его структуру, место Я-концепции в этой структуре и многоуровневость ее строения.

На основе анализа ряда теоретических разработок Ю. М. Антоняна (1993,1995), Н. Л. Белопольской (1996), А. А. Бодалева (1982), Л. И. Божович (1968), И. С. Кона (1982, 1984), Л. Н. Собчик (2000), В. В. Столина (1983, 1985), И. И. Чесноковой (1977), A.M. Эткинда (1980), рассматривающих структуру Я-концепции и ее связь с нарушением поведения, мы считаем, возможным предложить следующие обобщения:

1. Я-концепцияэто сложная саморегулирующаяся система Я-образов индивида, интегрирующая все его знания о себе в целостную трехкомпонентную систему:

Когнитивная составляющая (самооценка);

Аффективная составляющая (самопознание);

Регулятивная составляющая (потенциальная поведенческая реакция).

2. Функции Я-концепции, как сложной саморегулирующейся системы Я-образов, складываются из функций ее блоков.

Функции когнитивного блока Я-концепции — рефлексивная переработка и хранение наиболее значимой информации о себе (о своих потребностях, способностях, возможностях, внутренних резервах, ориентирах и перспективах личностного развития), полученной на основе соотнесения желаемого и достигнутого. В работе этого блока участвуют механизмы обобщения, идентификации, обособления и проекции.

Функции аффективного (эмоционально-оценочного) блока Я-концепции — формирование отношения к себе, оптимального уровня самоуважения и самоприятия, а также оценочных эталонов и ориентиров. Основными механизмами этого блока являются сравнение и оценка.

Функции регулятивно-поведенческого блока Я-концепции оперативный самоконтроль как внутри, так и вовне системы.

Функции целостной Я-концепции — избирательная рефлексивная переработка приобретенного жизненного опытаформирование оптимального уровня самоуважения и самоприятияобеспечение эффективной адаптации к социуму и самореализация в настоящем для достижения своих смысложизненных целей и намерений будущем (интеграция своего прошлого, настоящего и будущего на оси психологического времени).

3. Структура Я — концепции включает множество составляющих, основными из которых являются:

Я — реальное (представление о себе в настоящем времени);

Я — динамическое (каким субъект становится, т. е. его ближайшие перспективы развития);

Я — идеальное (каким субъект хочет стать в будущем, ориентируясь на моральные нормы);

Я — анти-идеальное (каким субъект не хочет становиться в будущем).

4. Я-концепция является результатом социализации и социально-психической активности личности. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) является показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования.

5. Я — концепция выступает в качестве организующего ядра личности, управляющего деятельностью человека, детерминирующего его поведение в ситуациях выбора и в межличностных контактах.

6. Хорошее развитие личности и нормальная адаптация ее в социуме подразумевают:

Гармоничное развитие составляющих частей Я — концепции при минимуме внутренних противоречий и едином взгляде на жизнь;

Автономию — способность к независимому самостоятельному поведению, базирующуюся на развитых коммуникативных способностях и уверенности в себе.

В исследовании использовались рабочие определения:

Поведение — это система поступков, обусловленных Я-концепцией индивида и его представлениями о других людяха также уровнем его самоуважения и самоприятияспособностью к саморегуляции и самоконтролю.(Столин В.В., 1983).

Нормальное поведение подразумевает признание общепринятых норм и традиций, образцов поведения, стандартов деятельности, обеспечивающих упорядоченность социального взаимодействия индивидов. При нормальной саморегуляции подросток легко адаптируется к социуму за счет того, что хорошо знает свои способности и обязанности, соотносит свои потребности и возможностиуважает себя и свои права, принимает себя в целом вместе со всеми своими недостатками.(«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» п/р Циркина С. Ю., 1999гЩепаньский Я., 1969.).

Отклоняющееся поведение характеризуется пренебрежением к нормам и традициям общества, сознательным или неосознанным отношением к другому человеку как к средству для достижения собственных целей, безответственностью (переложением ответственности на других или на обстоятельства), неадекватным или неполным знанием себя, завышенным или заниженным самоуважением, недостаточным самопринятием, ослабленной саморегуляцией.(Антонян Ю.М., 1993,1995; Степанов В. Г., 1996).

Отклонение поведения от нормы можно определить и по таким критериями:

Неадекватность, проявляющаяся в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом;

Некритичность по отношению к своим поступкам, своему поведению, результатам своей деятельности;

Невозможность адаптации к социальной среде, в которой находится данный индивид, отсутствие продуктивности деятельности.

Белопольская H.Jl., 1996).

Девиантное поведение — поведение, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Оно включает ситуационные антидисциплинарные, антисоциальные, и аутоагрессивные поступки, которые носят непатологический характер и обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью). (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998; «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» п/р Циркина С. Ю., 1999).

Делинквентное поведение выходит за пределы соответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Оно не носит характера серьезных преступлений, не является причиной для привлечения к уголовной ответственности, а служит предметом разбирательства в отделах профилактики преступности несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних. (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998; «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» п/р Циркина С. Ю., 1999).

Представление о себе — это информация о собственных индивидуально-личностных, возрастно-половых, социально-демографических, национальных, профессиональных и прочих характеристиках, которые подросток осознает, принимает и включает в свои Я-образы. Сюда же включаются наиболее значимые нормы, ценности, традиции, ориентиры, стереотипы и предрассудки, интериоризированные им в процессе адаптации к социуму, которые он учитывает при формировании своих идеалов, ценностей и намерений. (Берне Р., 1986; Столин В. В., 1983).

Отношение к себе — это суммарный уровень самоуважения и самоприятия, сформированный на основе обобщенной самооценки всех Я-образов (с учетом оценки успешности своей деятельности, эффективности самоактуализации, а также соотнесения своих способностей и возможностей). Отношение к себе всегда аффективно окрашено, т.к. получено при сопоставлении себя с окружающими, имеющими такое же качество. (Пантилиев С.Р., 1991; Столин В. В., 1983).

Самоуважение — эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. (Визгина А.В., 1987; Кон.И.С., 1984, Пантилиев С. Р., 1991; Соколова Е. Т., 1989; Столин В. В., 1983).

Самопринятие — общее позитивное отношение к себе, несмотря на осознаваемые недостатки или отсутствие каких-либо желаемых достоинств. (Визгина А.В., 1987; Кон.И.С., 1984, Пантилиев С. Р., 1991; Соколова Е. Т., 1989; Столин В. В., 1983).

Самонеприятие — общее негативное отношение к себе, вне зависимости от осознаваемых достоинств, успешности действий и хороших отзывов окружающих. (Визгина А.В., 1987; Кон.И.С., 1984, Пантилиев С. Р., 1991; Соколова Е. Т., 1989; Столин В. В., 1983).

Саморегуляция — текущая корректировка процессов самопознания и самооценивания для обеспечения согласованности Я-образов внутри целостной системы Я-концепции и оперативный самоконтроль поведения с учетом обратной связи от социума. (Визгина А.В., 1987; Кон.И.С., 1984, Пантилиев С. Р., 1991; Соколова Е. Т., 1989; Столин В. В., 1983).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методологической основой исследования явились научные воззрения выдающихся русских психологов — Б. Г. Ананьева (1995)об образной природе психических структур и представленийЛ.С.Выготского (1956)о развитии сознания в процессе интериоризации знанийА.Н.Леонтьева (1981)о чувственной ткани смысловых образований личностиВ.Н.Мясищева (1960)о системности отношений человека к окружающему миру и самому себеС.Л.Рубинштейна (1973)о единстве сознания и деятельности.

Методологические принципы единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип.

О Б ОСНОВА НИЕ ЛОГИКИ ИССЛЕДОВА НИ Я.

Гармоничная Я — концепция индивида отвечает за адекватную переработку поступающей информации и ответные поведенческие реакции. Нарушения Я — концепции в целом или какой-либо из ее структур приводят к искажению самовосприятия, снижению самоуважения и ригидности саморегуляции, что в свою очередь, может повлечь за собой отклонения в поведении.

Мы изучали специфику Я-концепции двух групп подростков: у одних нарушения поведения достигли своего логического завершения, у других были нестойкими, ситуативными или слабо выраженными. Такая дифференцировка на группы позволила уловить ту грань нарушений, когда милиции и медицине заниматься подростком еще рано, а школе и родителям уже трудно.

Отследив первые признаки дисгармонии в структуре Я — концепции, можно более грамотно и эффективно построить не только коррекционные, но и профилактические программы для работы с такими подростками, что является одной из задач коррекционной психологии и педагогики.

С помощью сравнения результатов проективных методов и применения опросников мы выясняли личностные особенности подростков с различными нарушениями поведения и специфику их Я-концепции. Результаты, полученные при изучении групп с делинквентным и девиантным поведением, сопоставляли между собой и с результатами, полученными по выборке нормально социализированных подростков.

Мы исследовали структуру Я-концепции при помощи прямых самооценок и измерения самоотношения испытуемых, а также опосредованно, через изучение стилей межличностных отношений, отношения к окружающим и ожидаемого отношения от них.

Круг людей из ближайшего окружения был подобран таким образом, чтобы наилучшим образом отразить основные составляющие Я — концепции подростка.

Я — реальное изучали через взаимоотношение с родителями.

Я — идеальное изучали через отношение к «хорошему» учителю, который аккумулировал в себе черты социально — положительного взрослого.

Я — динамическое изучали через отношение к другу. Именно те особенности, которые видит подросток в своем ровеснике, будут усвоены или отторгнуты им в ближайшем будущем.

Я — анти — идеальное изучали через отношение к «плохому» учителю и недругу, которые олицетворяют черты социально — неприемлемые для подростков.

Изучая структуру Я-концепции, мы особое внимание уделяли адекватности характеристик, которые подросток дает себе и значимым людям и расхождению их значений. Применяемый блок методик позволил определить личностные идентификации подростка с нарушением поведения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для проверки гипотез исследования и решения поставленных задач, был подобран комплекс методик, адекватный целям исследования:

1. Тест диагностики межличностных отношений (ДМО).

Модификация опросника Т. Лири выявляет стиль межличностного поведения и позволяет измерить различные Я — образы и образы других людей.

2. Семантический дифференциал (СД).

Модификация методики Ч. Осгуда позволяет определить качественное и количественное индексирование значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к себе и людям из ближайшего окружения.

3. Метод цветовых выборов (МЦВ).

Модификация Л. Н. Собчик цветового теста Люшера — выявляет психологическое состояние индивида, уровень эмоциональной напряженности, характеристики его работоспособности (уровень активности, стрессоустойчивость, тип реагирования на стресс) устойчивые личностные характеристики, актуальные потребности и способы компенсации.

4. Цветоассоциативный эксперимент (ЦТО).

Модификация А. М. Эткиндом психосемантической методики с применением стандартного восьмицветового набора теста Люшера позволяет выявить невербальные компоненты отношений к значимым другим и себе самому, отраженные в цветовых ассоциациях. При этом цвет выступает как зрительная модальная характеристика эмоциональных процессов и опосредует смысловые связи между понятиями.

5. Проективный рисунок человека (РЧ).

Позволяет осуществить графический анализ индивидуальнотипологических свойств личности.

6. Методика шкального измерения Я — оценок.

Модификация методики Дембо — Рубинштейн позволяет измерить величину самоотношения и ожидаемого отношения от окружающих по десятибалльной шкале.

НА У ИНАЯ НОВИЗНА.

В настоящем исследовании показаны особенности структурных компонентов Я — концепции подростков с нарушением поведения, отличающие их от нормально социализированных сверстников.

Продемонстрирована возможность проведения экспериментально диагностического исследования структурных компонентов Я — концепции подростков опосредованно через отношение к значимым окружающим.

Разработан и апробирован комплекс методик для ранней диагностики девиантных и делинквентных форм поведения, который позволит эффективно выстраивать программу профилактической и коррекционной работы с подростками.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНА ЧЕНИЕ.

Выявлены особенности структурных составляющих Я — концепции подростков с нарушением поведения. Экспериментально подтверждено влияние основных компонентов Я — концепции подростков на изменение их поведения. Продемонстрирована возможность изучения Я — концепции опосредованно через взаимоотношения с людьми из ближайшего окружения. Тем самым внесен определенный вклад в понимание общих и специфических особенностей структуры Я — концепции подростков.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНА ЧЕНИЕ.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для диагностики нарушений поведения подростков. Полученные результаты позволят педагогам и психологам принимать своевременные меры по профилактике и коррекции подростковых правонарушений, в работе с подростками «группы риска» и их родителями.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов для повышения квалификации педагогов и психологов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Работа обсуждалась на заседаниях кафедры специальной психологии МГПУ. Основные положения исследования были доложены на научной конференции МГПУ (2001г.). Результаты работы использовались при проведении курсов повышения квалификации психологов, работающих в системе общего и специального образования РФ (Салехард, 2001 г.) и при подготовке специалистов в области специальной психологии (МГПУ, 2000 -2002г.).

Практическое применение результатов исследования осуществлялось в школе — интернате № 42 г. Москвы и общеобразовательной школы п. Мещерское, Чеховского района (1999 — 2001 г.).

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Нарушение составляющих Я — концепции подростка, особенно в аффективной части, лежат в основе изменения его поведения, что может привести к формированию антисоциальной личности.

2. Особенности Я — концепции подростков с нарушением поведения проявляются в снижении уровня самоуважения и степени самоприятия.

3. Личностные идентификации подростков с нарушением поведения являются неадекватными и нечетко выраженными (мозаичными).

4. Нарушению поведения подростка предшествуют изменения его Яконцепции, проявляющееся в неадекватном отношении к окружающим и ожидании негативного отношения от них.

5. Отобранные и модифицированные нами методики, могут применяться в практической работе специальных психологов для изучения особенностей Я — концепции подростков с нарушением поведения с целью последующего создания профилактических и коррекционных программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Я — концепция современного подростка формируется под воздействием общества, претерпевающего быстрые социальные изменения. В этих условиях особенно остро встает проблема поведения, не соответствующего общепринятым или официально установленным нормам.

Структура Я-концепции является действенным регулятором поведения подростка, изменяющегося в зависимости от четкости или неясности Я-образов. Особенно важными в плане регуляции поведения являются контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют представления подростка о самом себе.

Я — концепция является организующим ядром личности, ключом к нормальной адаптации в социуме. В норме она отличается гармоничностью (минимум внутренних противоречий и единый взгляд на жизнь) и автономностью (сформированность коммуникативных особенностей и уверенность в себе), отвечает за адекватную переработку поступающей информации и ответные поведенческие реакции.

В нашем исследовании показано, что соответствие между позитивностью оценки других людей и идентификацией является личностной характеристикой, свидетельствующей о гармоничности или конфликтном строении Я — концепции.

Нарушения Я — концепции в целом или какой-либо из ее структур приводят к искажению самовосприятия, снижению самоуважения и невозможности саморегуляции, что в свою очередь, может повлечь за собой отклонения в поведении.

Составленный нами блок методик позволил изучить и сопоставить осознаваемые и неосознаваемые компоненты Я — концепции подростков, выявить их основные неразрешенные проблемы.

Для подростков с нарушением поведения такими проблемами, отличающими их от нормально социализированных сверстников, были:

• Проблема уязвленного самолюбия, неумение налаживать контакты при выраженной потребности в общении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Особенности ценностно- нормативной социализации вюношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности. Труды по социологии образования, М., 1993, т. 1, вып.2, с.73−77.
  2. Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализацииподростков в условиях быстрых социальных изменений. Труды по социологии образования, М., 1995, т.3, вып.4, с.56−59.
  3. Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношениявзрослого человека. Мир психологии, 1999, № 2, с.38−44.
  4. А.В. Идентичность: особенности становления в юношескомвозрасте. Журнал практического психолога, 1999, № 1, с.3−9.
  5. .Н. Психологическая средовая дезадаптациянесовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  6. Г. А. Инструкция по применению 8-цветового теста на основематематической обработки. В сб. «Математические методы инженерной психологии», Уфа, 1982, с. 19−24.
  7. .Г. Избранные труды. М., 1995, т.2, с.103−127.
  8. Н.А. Мотивы выбора качественно значимых людей в процессеобщения и процесс «самовыбирания». Мир психологии, 1999, № 3, с.33−38.
  9. А. Психологическое тестирование. В 2х т., М., 1982.
  10. Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Автореферат диссертации КПН, М., 1980.1 1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. Вопросы психологии, 1996, № 1, с.34−39.
  11. Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
  12. Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. М., 1983.
  13. М.Антонян Ю. М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М., 1993.
  14. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития. Психологический ж-л, 1999, т.20,№ 1, с. 111 -118.
  15. Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л., 1985.
  16. С.А. Социальное окружение и Я концепция в юношеском возрасте. «Ценностно — нормативные ориентации старшеклассников», 1993, т. 1, вып.2, с.66−71.
  17. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. Труды по социологии образования. 1998, т.4, вып.4, с.64−85.
  18. М.М. Понимание личности другого человека. Ж-л «Вопросы психологии», 1979,№ 4, с.66−71.
  19. С. Садистические и насильственные действия детей и подростков. Российский психиатрический ж-л, 1999,№ 3, с.23−28.
  20. Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. Мир психологии, 1999, № 3, c. l 11−115.
  21. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. Вестник МГУ, 1997, сер. 14, № 4, с.25−31.
  22. С.А. Социально психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореферат диссертации ДПН. М., 1989.
  23. Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально психологической диагностики. Дис. ДПН, М., 1996.
  24. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М, 1986.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М, 1982.
  26. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб, 2000.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  28. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. С-Пб., 1999.
  30. Н.Д. Агрессивность и соотношение самооценки с уровнем притязаний. В сб. «Познание. Общество. Развитие». М., 1996, с.45−58.
  31. Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматическом расстройстве. Автореферат диссертации КПН, 1995.
  32. Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт- Петербург, 1998.
  33. О.С., Гальченко Т. А. Агрессивность и ее влияние на здоровье. Школа здоровья, 1997, № 4, с.65−71.
  34. Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка. Автореферат диссертации КПН, М., 1991.
  35. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф дис. КПН, М., 1987.
  36. В.И. Факторный анализ в исследовании структуры личности. В сб. «Личность в системе коллективных отношений», Курск, 1980.
  37. В.Н., Жидкин В. Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. Вопросы психологии, 1980, № 3, с.71−75.
  38. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  39. О.Н. Параметры тревожности и цветопредпочтение. В сб. «Проблемы цвета в психологии», М., 1993, с.144−150.
  40. К.М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
  41. Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстником. В сб. «Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии», М., 1980.
  42. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвзь отношения к себе и к другим. Вестник МГУ, 1982, Сер. 14, № 4, с.24−30.
  43. Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР. Дефектология, 1986, № 5, с.32−39.
  44. Д.Н. Соотношение образов Я идеальное и Я — реальное и проблемы подростков. Автореф. Дис КПН, С-Пб, 2000.
  45. У. Психология. М., 1991.
  46. З.В., Щеголева Т. И. Самосознание личности. Иркутск, 1993.
  47. Е.Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением. Российский психиатрический ж-л, 1999, № 3, с.28−32.
  48. Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. В сб. «Психические заболевания», Л., 1970, с. З 19−327.
  49. В.В. Цветовой личностный цвет. Минск, 1999.
  50. И.Г., Смирнов Л. В. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. Вопросы психологии, № 3, 1991, с. З 1−38.
  51. И.Г., Смирнов Л. В. Способ получения семантически «равноудаленных» шкал (для субъективной оценки качеств личности другого). Вопросы психологии, 1984, № 6, с.61−67.
  52. Н.С. Некоторые аспекты развития агрессии и аутоагрессии социально запущенных подростков: их диагностика и коррекция. Записки практического психолога г. Твери и области, 1996, № 2, с.212−214.
  53. И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики. Мир психологии, 1999, № 1, с.264−277.
  54. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии, 1983, № 4, с.83−90.56.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.
  55. Л.М., Урванцев Л. П. Экспериментальные исследования цветовых ассоциаций. В сб. «Психологические проблемы рационализации деятельности», Ярославль, 1978, вып. 2, с.74−79.
  56. К.Э. Психология эмоций. Санкт Петербург, 2000.
  57. Е.П., Умнов В. П. Предпочтение цвета и типологические особенности свойства силы нервной системы. В сб. «Психофизическое изучение учебной и спортивной деятельности», Л., 1981.
  58. В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. ЦТО в клинике детских неврозов. В сб. «Социально психологические проблемы реабилитации психически больных. Л., 1984.
  59. .В. Самопонимание и его место в структуре самосознания. Психологический ж-л, 1997, № 1, с. 129−132.
  60. .В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте. Мир психологии, 1999,№ 3, с.84−89.
  61. Т.В. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. Психологический ж-л, 1988, № 5, с. 56−63.
  62. М., Столин В. В. Психосемантические различия личностных смыслов. Вестник МГУ, 1983, Сер.14,№ 3, с. 63−68.
  63. О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.
  64. Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982.
  65. Г. Тест Люшера. Психология цвета. М., 1975.
  66. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
  67. Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  68. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. В сб. „Социальная идентификация личности“, М., 1993, с. 107−124.
  69. Т.К., Кондратьева С. В., Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. Психологический ж-л, 1991, № 3, с.83−88.
  70. Кон И. С. Открытие „Я“. М., 1978
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  72. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1984.
  73. А.С., Шмелев А. Г. Семантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным давлением. Психологический ж-л, 1983,№ 2, с.87−93.
  74. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально -психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
  75. А.Н. „ОбразЯ“ как фактор развития личности. Автореф. Дис. КПН М., 1984.
  76. И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
  77. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях М., 1980.
  78. К.С., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико психологическая характеристика „трудных“ подростков. М., 1988.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  80. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
  81. К. Агрессия (так называемое „зло“). М., 1994.
  82. В.К., Луньков А. И. Рассмотрим проблему.М., 1995.
  83. С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений человека о себе и о других. В сб. „Методы исследования межличностного восприятия“, М., 1984.
  84. Г. И. Клинико феноменологические методики исследования динамических свойств личности. Журнал практического психолога, 1997, № 2, с.42−53.
  85. Г. И. Модель становления идентификации. Журнал практического психолога, 1996, № 6, с.25−29.
  86. А.И., Толмачева С. В., Мазурова Л. В. Цветовой тест Люшера в диагностике алкоголизма. В сб. „Современные технологии психиатрического сервиса“, Томск, 1997, с.74−75.
  87. К. Проективный рисунок человека М., 1996.
  88. А.С. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Советская педагогика, 1990, № 4, с.52−57.
  89. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  90. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  91. А.А. Социально психическая адаптация. Ереван. 1988.
  92. Р.С. Психология, 1994, т2, с.181−200.
  93. Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков. Социальная и клиническая психиатрия, 1992, № 4, с.56−63.
  94. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.101. „Общение и формирование личности школьника“ Под ред. Бодалева А. А. и Кричевского Р. С., М., 1987.
  95. Р.В. К анализу когнитивной самооценки человека. В сб."Проблемы медицинской психологии» М., 1980, с. 62 77.
  96. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
  97. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  98. С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. М., 1991.
  99. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально -оценочной системы. Автореф. Дис. КПН, М., 1989.
  100. М.В., Филипьева Т. В. Использование цветового теста при оценке психологического типа бортпроводников воздушных судов. Вестник МГУ, С. 14, 1998, № 4, с. 71−77.
  101. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1993.
  102. В.Ф. Личность человека основа его картины мира. В сб. «Модели мира», 1997.
  103. С.М. К проблеме мотивационной обусловленности Я-концепции личности. В сб. «Психологическая наука: Традиции, современное состояние и перспективы». М., 1997.
  104. В.Ф. Криминальная психология. М., 1998.
  105. Проективная психология М., 2000.
  106. В.М. Особенности Я концепции несовершеннолетних правонарушителей. Автореф дис. КПН М., 2000.1 14 115 116 117 118 119 970 164 653 297 765 323 898 880
  107. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С -Пб, 1998.
  108. Развитие личности ребенка". (Пер. с англ.), М., 1987.
  109. Раусте фон Врихт Образ «Я» как подструктура личности. В сб.
  110. Проблемы психологии личности М., 1982, с. 52−59.
  111. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  112. Е.С. Графические методы в практической психологии. С1. Пб., 2001.
  113. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в практической психологии. М., 1992.
  114. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии М., 1973.
  115. Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии инауке. Минск, 1991.
  116. Н.А. Семантические комплексы в восприятии и оценке человека. В сб. «Личность в системе коллективных отношений», Курск, 1980.
  117. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  118. З.Ф., Семенова С. В. Изучение психодиагностической ценности теста «Нарисуй человека». В сб. «Практическая психология: Методология и методика научного исследования», Санкт-Петербург, 1996, с.65−76.
  119. О.С., Эткинд A.M. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. Вопросы психологии, 1991,№ 3, с.24−27.128 129 130 131 132 139 669 013 228 889 086 387 671 793 664
  120. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996.
  121. Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке. Вопросы психологии, 1996, № 3, с.47−51.
  122. Е.Т., Чеснова И. Г. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка. Вопросы психологии, 1986, № 2, с.22−27.
  123. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред, Циркина С. Ю. С-Пб., 1999.
  124. А.Н. Агрессивное поведение у подростков. В сб. «Патологические формы девиантного поведения у подростков», М., 1989.
  125. В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996.
  126. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.1. М., 1996.
  127. В.В. Исследование эмоционально ценностного отношения к себе с помощью метода управляемой проекции. Психологический Ж-л, 1981, № 3? с. 104−117.
  128. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. Дис. ДПН, М., 1985. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  129. Г. В. Личностные особенности криминальных подростков. Вестник Ставропольского университета, 1998,№ 16, с.34−41.143 144 145 146 147 151 261 262 586 963 269 848 063 984 753 704 960
  130. Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
  131. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследованияличности.М., 1987.
  132. Фрейд 3. «Я» и «Оно». М., 1991.
  133. Г., Ауэр К. Человек Цвет — Пространство. М., 1973. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я». В сб. «Общение и развитие психики», М., 1988, с. 34−38.
  134. А.И. Системный анализ явления агрессии человек человек. М., 1998.
  135. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. Дис. КПН, М., 1985 Хорни К. Невроз и личностный рост. С-Пб, 1997.
  136. В.А. Психология аномального развития личности в детском иподростковом возрасте. Киев, 1997.
  137. JI., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб, 1997.
  138. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико методологические основы и психодиагностические возможности. М., 1983.160 161 162 163 164 170 898 389 820 150 809 911 315 398 656
  139. А.Г., Похилько В. И. Семантическая пространственная мнемошкала новая техника в экспериментальной психосемантике. Вестник МГУ, 1982, С. 14, № 4, с.48−52.
  140. А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности. Вестник МГУ, 1985, С. 14, № 3, с.51−57.
  141. Я. Элементарные понятия в социологии. М., 1969.
  142. .Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
  143. Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
  144. A.M. ЦТО и его применение в исследовании больныхневрозами. В сб. «Социально психологические исследования впсихоневрологии», JI., 1980.
  145. П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.
  146. Arnett J. The young and the reckless: adolescent reckless behaviour. Current directions in psychology science, 1995(Jun.), v.4 № 3, p. 67−71. Baumeister R.A. A self- presentational view of social phenomena. Psychol.bull., 1982, v.91 № 1, p.38−45.
  147. Blai B. Freedom of choice and good health. Psychology, 1991, v.28, № 2, p. 46- 47.
  148. Brown B. A., Musser L.M. Self- monitoring in middle childhood: personality and social correlates, Dev. Psychol., 1991, v.27 № 6, p. 994−999. Coleman J.C. The nature of adolescence., L., 1980.175 176 177 178 179 188 322 525 185 696 848 431 546 368
  149. Coudert A.J., Jalenques I., Geneste J. Problematique parentale et «axiete» de l’enfant. Neuropsychiat. Enfance et adolescence, 1991, v.39 № 11- 12, p. 588- 591.
  150. Cross S., Markus H. Possible selves across the life span. Hum. Dev., 1991, v.34 № 4, p. 230- 260.
  151. Douvan E., Adlison J. The adolescent experience. N.Y., 1966.
  152. Ericson E. H. Childhood and society. NY, Norton, 1963.
  153. Estrada P. Adolescents self- reports of prosocial responses to friend andacquintances: the role of sympathy- related cognitive, affective andmotivational processes, J. of Research on Adolescence, 1995, v.5 № 2, p.173. 200.
  154. Fuligni A. J., Eccles J. S. Perceived parent- child relationship and early adolescents' orientation toward peers. Dev. Psychol., 1993, v.29 № 4, p. 622- 632.
  155. Gjerde P.F., Shimizu H. Family relationships and adolescent development in Japan: a family- systems perspective on the Japanese Family. J. of research on adolescence, 1995, v.5 № 3, p. 281−318.
  156. Kellerman H., Plutchik R., Conte H. A special theory of Ego defenses and emotions. In: Emotions in Personality and Psychopathology. NY, 1979, p.108−134.
  157. Levitt M.J., Guacci- Franco N., Kevitt J.L. Convoys of social support in childhood and early adolescenys: structure and function, Dev. Psychol., 1993, v.29, № 5, p. 811−818.
  158. Mason C. A. et al. Adolescent problem behaviour: the effect of peers and the moderating role of father absence and the mother- child relationship, Amer. J. of Community Psychology, 1994, v. 22 № 6, p. 723- 743.
  159. Mendelson B.K. et al. Adolescents' weight, sex and family functioning. International J. of Eating disorders, 1995 (Jan), v. 17, № 1, p. 73- 79.
  160. Palmonari A. et al. Diferential effects of identification with family and peers on coping with developmental tasks in adolescence, Eur. J. Soc. Psychol., 1991, v.21 № 5, p. 381−402.
  161. Rogers C.R. Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 1955, № 10, p.267−278.
  162. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework. In: «A stady of a science», 1959, V.3, p. 184−256.
  163. Rutter M. Maternal deprivation: 1972- 1978, new findings, new concepts, new approaches. Child development, 1980, v.50 № 2, p.212−226.
  164. Ruvolo Ann P., Marcus Hazel R. Possible selves and perfomance: the power of self- relevant imagery. Social cogn., 1992, v. 10, № 1, p. 92- 124.
  165. Schlenker B. Impression management: the self- concept, social identity and interpersonal relations. Belmont (Calif), 1980.
  166. Schneider В. H., Younger A.J. Parents' agressiveness, parent- child emotional distance and management practices as predictorsof children’s agressiveness: (abst.). Agress. Behav., 1993, v. 19 № 1, p. 31.
  167. Schulman Sh., et al. Peer group and family relationships in early adolescence. International J. of psychology, 1995, v.30 № 5, p. 573- 590.
  168. Smetana J. G., Yau J., Restrepo A., Braeges J.L. Adolescent- parent + conflicting married and divorced families, Dev. Psychol., 1991, v. 27 № 6, p. 1000- 1010.
  169. Staines J. A psychological and sociological investigation of the self as a significant factor in education. PhD thesis. Un. Of London, 1954.
  170. Stipek D.J. et al. Self- concept development in the toddler years. Development Psych., 1990, v. 26, № 6, p. 972- 977.
  171. Tesser A., Campbell J. Selfevaluation maintenance and the perception of friends and strangers. J. of personality, 1982, v.50 № 3, p.78−83.
  172. Tien Stephen Slade The self in transformation: Dialectical processes in long-term psychotherapy. J. Contemp. Psychotherapy, 1991, v.21 № 2, p. 135 147.
  173. Trope Y., Neter E. Reconciling competing motives in selfevaluation. The role of self- control in feedback seeking. J. of personality and social psychology, 1994, v.66 № 4, p.646- 657.
  174. Willi J. Anwendung des gemeinsamen Rorschah- Verfahren in Ehetherapie und forschung. Bern, 1974.
Заполнить форму текущей работой