1.2. Основные сегменты и анализ конкурентоспособности туруслуг фирмы «Марк тур»
Сегментирование рынка представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.
Как уже отмечалось, все фирмы города ориентированы на людей с уровнем доходов выше среднего, предпочитающих отдых за границей. Причем их возраст находится в границах между 35 55 годами.
В то же время, на туристическом рынке реально существует гораздо большее количество сегментов, которые задействованы лишь частично. Молодежь, люди среднего возраста, среднего уровня дохода, дети и пдростки могли бы стать весьма доходными группами потребителей при правильном использовании маркетинговых возможностей фирм и предоставлении соответствующих турпродуктов.
При помощи маркетинговых методик, выявим, кто именно и почему является потребителем, покупателем туруслуг фирмы «Марк тур».
Таблица 1.1. Сегментация рынка по потребителям
Общественный класс (% от всего сегмента) Характеристика класса Потребительские предпочтения Продолжительность поездки
Высший Относительно молодые, экономически активные люди (25−44 года), путешествующие в основном с семьями (с детьми), образование высшее, среднетехническое.
Потребительские предпочтения определяются потребностями и интересами их детей;
Возможность использования площадок для игр, детских бассейнов и др.
Также, туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами. 14 21 день
Выше среднего Молодежь (до 30 лет),
Образование среднее, среднетехническое, высшее.
Относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения;
веселый вечерний отдых (бары, дискотеки, дискуссионные клубы, встречи по интересам, лотереи, конкурсы и т. д.
Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию, развлечению и наличия свободного времени (во время каникул). 7 10 дней
Средний Дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и самостоятельно. Развлечения, анимация; зависит от решений родителей и других взрослых. 14 21 день
Ниже среднего Экономически активные люди среднего возраста (35−50 лет), путешествующие в основном без детей.
Повышенное требование к комфорту и удобству, содержательным познавательным программам.
Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку он совпадае с самым жарким периодом года. Они предпочитают «бархатный сезон» с мягким климатом. 7 21 день
Низший Туристы третьего возраста (50 лет и старше)
Повышенное требование к комфорту и удобству, персональному вниманию со стороны обслуживающего персонала;
Возможность получить квалифицированную медицинскую помощь;
Наличие в ресторанах диетического питания;
Размещение в гостиницах, расположенных в тихих местах. 7 — 21 день
Социальная база, которой компания «Марк тур» предоставляет свои услуги, достаточно широка. Туроператор предлагает туры для людей среднего возраста туры выходного дня, Лагонаки, Абхазия; молодежи автотуры по Европе и Скандинавии, туры в Египет; пенсионеров санатории КавМинВод, Подмосковья, Сочи, Крыма; студентов Золотое кольцо, Санкт Петербург, Москва, Киев; детей детские лагеря отдыха Краснодарского края и другие направления. Каждый выбирает из ассортимента предложенных услуг то, что ему интересно в соответствии с ценовой политикой.
Таким образом, компания предлагает выгодную совокупность путешествия, отдыха, профилактических и лечебных мероприятий. Услугу такого уровня способна предложить не каждая туристская фирма.
Таблица 1.2.
Сегментация по продавцам туруслуг