Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия личностно-профессионального развития специалистов профессий социотехнического типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые теоретико-экспериментальным путем подтверждена правомерность концепции и технологии профессионального развития личности не только на представителях социономических и технономических профессий, но и на специалистах профессий социотехнического типа. Опытно-экспериментальным путем выявлены психологические особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию личностно-профессионального развития специалистов профессий социотехнического типа
    • 1. 1. Структурные составляющие модели профессионально важных качеств современного водителя./
    • 1. 2. Основные подходы к проблеме обучения персонала на предприятии
      • 1. 2. 1. Социологическое направление в исследовании проблем обучения персонала
      • 1. 2. 2. Экономический подход к разработке системы обучения персонала
      • 1. 2. 3. Педагогический подход в рамках изучения профессиональной подготовки персонала
      • 1. 2. 4. Психологические основания построения системы обучения персонала
  • Глава 2. Экспериментальное исследование личностно-профессионального развития персональных водителей в рамках внутриорганизационного обучения
    • 2. 1. Основные этапы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
    • 2. 4. Программа тренинг-семинара «Личностно-профессиональное развитие персональных водителей»
    • 2. 5. Оценка эффективности проведенной тренинговой работы с персональными водителями

Психологические условия личностно-профессионального развития специалистов профессий социотехнического типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамизм социально-экономических преобразований в стране обусловливает качественные изменения в системе «человек — общество — профессия», ставит вопрос об изучении стратегий профессиональной жизнедеятельности, психологических условий и факторов личностно-профессионального развития специалистов разных профессиональных сфер.

Разработка моделей профессионального становления личности ведется в отечественной и зарубежной науке и практике достаточно давно (Артемьева Т.И., 1981; Братусь Б. С., 1980; Деркач A.A., 2004; Зеер Э. Ф., 1997; Климов Е. А., 2003; Кудрявцев Т. В., 1988; Маркова А. К., 1996; Пряжников Н. С., 2002; Рубинштейн С. Л., 2000; Эриксон Э., 1996; Kegan R., 1982; Loevinger J., 1976; Super D., 1980). Общей чертой большинства имеющихся в науке моделей является описание варианта развития, приближенного к идеальному, желаемомурассмотрение профессионального пути как сложного, противоречивого, но направленного на становление, развитие личности.

В концепции профессионального развития личности Л. М. Митиной (1998, 2002, 2005, 2008, 2010) рассматриваются две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда: модель адаптивного функционирования и модель профессионального развития личности.

Выделенные в концепции модели профессиональной жизнедеятельности достаточно хорошо изучены на профессиях как социономического профиля: учителях (Аветисян К.А., 2001; Асмаковец Е. С., 2000; Ефимова Н. С., 2001; Колмакова И. Г., 2008; Сергеева A.B., 2008; Хабибуллин Э. Р., 2008), социальных педагогах (Попова A.B., 2006), преподавателях высшей школы (Козлова A.B., 2006), психологах (Лекарева М.П., 1999), специалистах службы занятости (Голубева Я.В., 2006), — так и технономического — студентах технических вузов (Токарева Е.В., 2007) — технических работниках, инженерах (Сорока В.А., 2009).

Вместе с тем, назрела необходимость расширения эмпирического поля, подтверждающего правомерность концепции и технологии профессионального развития личности на представителях других типов профессиональной деятельности. Прежде всего, это относится к профессиям социотехнического типа, в равной степени принадлежащих как к профессиям гуманитарной, так и технической направленности.

Наиболее интересным с психологической точки зрения, по нашему мнению, является особый класс специалистов — персональные водители, обслуживающие пассажиров, имеющих высокий административный или социальный статус. С одной стороны, на рынке труда это самая востребованная водительская профессия, характеризующаяся высокой престижностью, с другой — она предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам человека.

Психологические особенности персональных водителей должны соответствовать комплексному характеру их функциональных обязанностей, который помимо операторских характеристик труда, связанных с надежным и безаварийным вождением автомобиля, содержит и личностные характеристики, такие как коммуникабельность, гибкость, стрессоустойчивость, мобильность, а также умение соблюдать конфиденциальность, знание правил этикета в отношениях с пассажиром и др.

Высоким требованиям с точки зрения профессиональных и личностных особенностей способны соответствовать далеко не все персональные водители, что приводит к значительной текучести кадров и сбоям в работе организаций. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости специальной психологической подготовки персональных водителей на основе изучения характеристик их личностно-профессионального развития.

Несмотря на большое количество работ по проблемам профессиональной деятельности водителей автотранспорта (Бодров В.А., 2000; Дымерский В. Я., Костин A.A., 1982; Климов Е. А., 2003; Митраков В. М., 2004; Нерсесян Л. С., Конопкин O.A., 1978; Стрелков Ю. К., 2005; Субботина Л. Ю., 2003; Утлик В. Э., 2006 и др.), современное состояние проблемы профессионализации персональных водителей характеризуется недостаточной общепсихологической проработанностью.

В нашей работе исследуются психологические условия и факторы личностно-профессионального развития персональных водителей. Это актуальная научно-практическая задача, решение которой позволит проектировать технологические средства внутриорганизационного обучения, способствующие личностно-профессиональному развитию персональных водителей, и, как следствие, повышающие эффективность их труда.

Все вышеизложенное определило объект, предмет, цель и задачи нашего исследования.

Объект исследования — профессиональное развитие личности.

Предмет исследования — психологические условия личностно-профессионального развития персональных водителей.

Цель исследования — в рамках концепции профессионального развития личности определить психологические условия и факторы личностно-профессионального развития персональных водителей и на этой основе разработать программу повышения их квалификации, реализуемую в рамках внутриорганизационного обучения.

Гипотезы исследования: Уровень профессионального развития персональных водителей зависит от стратегии профессиональной жизнедеятельности и отличается рядом психологических особенностей, обусловленных комплексом личностных (направленность, компетентность, гибкость) и деятельностных (профессиональная подготовка) факторов.

Психологическим условием личностно-профессионального развития персональных водителей является повышение уровня профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости).

Организационно-психологическим условием личностно-профессионального развития персональных водителей является интеграция во внутриорганизационное обучение специально разработанного тренинг-семинара, основанного на технологии профессионального развития личности.

Задачи исследования:

1) проанализировать существующие в научной литературе подходы к изучению проблемы личностно-профессионального развития специалистов разных типов профессий, изучить эмпирические и теоретические предпосылки личностно-профессионального развития представителей социотехнических профессий — персональных водителей — в рамках внутриорганизационного обучения;

2) подтвердить в теоретико-экспериментальном исследовании правомерность концепции и технологии профессионального развития личности на представителях социотехнического типа профессий;

3) разработать диагностическую программу, позволяющую экспериментально определить психологические условия и факторы личностно-профессионального развития персональных водителей;

4) провести экспериментальное исследование психологических факторов, факторов-предикторов, условий, повышающих уровень личностно-профессионального развития персональных водителей;

5) выделить по уровню личностно-профессионального развития группы персональных водителей, представляющие разные модели профессионального труда (адаптивную модель и модель профессионального развития), и оценить эффективность профессиональной деятельности персональных водителей, находящихся в данных моделях;

6) разработать на основе технологии профессионального развития личности тренинг-семинар, направленный на повышение уровня личностно-профессионального развития персональных водителей, апробировать его в рамках внутриорганизационного обучения и оценить эффективность.

Теоретическими основаниями исследования являются философские и психологические представления о личности как о субъекте собственной активности (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, А. К. Осницкий, A.B. Петровский, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн), принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Б.Ф. Ломов), концепция и технология профессионального развития личности (JI.M. Митина), концепции непрерывного образования и инновационные подходы к методам обучения взрослых (A.A. Вербицкий, С. Г. Вершловский, М. В. Кларин, Ю. Н. Кулюткин, А.И. Подольский).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован специально разработанный диагностический блок, позволяющий изучить особенности проявления интегральных личностных характеристик персональных водителей (направленности, компетентности, гибкости) и профессионального самосознания, который включает в себя следующие методики: самоактуализационный тест (CAT) (Л.Я. Гозман и др.) — методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, A.M. Эткинда) — индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчикметодику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерсаметодику диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерсаметод экспертных оценок. Для статистической обработки данных применялись факторный анализ, множественный регрессионный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ (ранговый коэффициент корреляции г-Спирмена), U-критерий Манна-Уитни, критерий Т-Вилкоксона, t-критерий Стьюдента с использованием пакетов программы статистической обработки Statistica StatSoft 8.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые теоретико-экспериментальным путем подтверждена правомерность концепции и технологии профессионального развития личности не только на представителях социономических и технономических профессий, но и на специалистах профессий социотехнического типа. Опытно-экспериментальным путем выявлены психологические особенности, факторы и условия личностно-профессионального развития представителей социотехнического типа профессий — персональных водителей, — которые позволяют углубить и расширить научные представления о данном типе профессиональной деятельности. Показано, что внедрение основных положений концепции и технологии профессионального развития личности в практику внутриорганизационного обучения персональных водителей способствует их успешной самореализации и повышению эффективности профессиональной деятельности.

В исследовании выявлена и обоснована совокупность психологических факторов, характеризующих уровень личностно-профессионального развития персональных водителей. К таким факторам относятся: способность к саморазвитию, самоконтроль, эмоциональная гибкость, направленность на другого человека, деятельностная и коммуникативная компетентность. Установлено, что основными факторами-предикторами высокого уровня личностно-профессионального развития персональных водителей являются способность к саморазвитию, а также деятельностная и коммуникативная компетентность. Экспериментально подтверждено, что эффективность профессиональной деятельности персональных водителей, функционирующих, согласно концепции Л. М. Митиной, в модели профессионального развития, существенно выше, нежели у водителей адаптивной модели профессионального труда.

В работе экспериментально обосновано, что важнейшими психологическими условиями успешного личностно-профессионального развития персональных водителей является повышение уровня их профессионального самосознания (самопринятия, самоуважения, самоконтроля), развитие коммуникативной и деятельностной компетентности, поведенческой гибкости, эмоциональной устойчивости и спонтанности.

Практическая значимость заключается в разработке диагностической программы, направленной на изучение личностно-профессионального развития водителей, которая может быть использована в качестве надежного инструмента при профотборе персональных водителей. Разработанная и апробированная программа тренинг-семинара может применяться в системе совершенствования подготовки персональных водителей, повышения их квалификации, а также психокоррекционной работе в качестве эффективного средства, оптимизирующего уровень личностно-профессионального развития персональных, водителей. Представляется достаточно перспективной возможность экстраполяции предложенного экспериментально-методического подхода для изучения специалистов других типов профессий.

Надежность, обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивались исходными теоретико-методологическими основаниями, репрезентативностью выборки, использованием комплекса методов количественного и качественного анализа данных, адекватных предмету, целям и задачам исследования, обоснованным применением методов математической обработки данных.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 102 персональных водителя федерального государственного учреждения «Транспортный комбинат «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации. В формирующем эксперименте участвовало 45 испытуемых.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-профессиональное развитие специалистов профессий социотехнического типа — персональных водителей — обусловлено комплексом взаимосвязанных и взаимополагающих друг друга личностных направленность, компетентность, гибкость, самосознание) и деятельностных (профессиональная подготовка, надежность, безаварийность вождения) характеристик.

2. Повышение эффективности профессиональной деятельности персональных водителей возможно при условии ее осуществления в русле стратегии (модели) профессионального развития, тогда как функционирование водителей в русле адаптивной модели создает предпосылки для снижения эффективности профессиональной деятельности, что подтверждает правомерность концепции и технологии профессионального развития личности на специалистах социотехнического типа профессий.

3. Психологическими факторами, характеризующими уровень личностно-профессионального развития персональных водителей, являются следующие: способность к саморазвитиюсамоконтрольэмоциональная гибкостьнаправленность на другого человекадеятельностная и коммуникативная компетентность.

4. Основными факторами-предикторами личностно-профессионального развития персональных водителей являются:

• способность к саморазвитию;

• деятельностная и коммуникативная компетентность.

5. Психологическими условиями успешного личностно-профессионального развития персональных водителей являются: повышение уровня профессионального самосознания (самопринятия, самоуважения, самоконтроля) — формирование поведенческой гибкости — разнообразных форм внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностиразвитие коммуникативной компетентности (навыков конструктивного взаимодействия и общения) — развитие эмоциональной адекватности — эмоциональной устойчивости (умения конструктивно преодолевать собственное раздражение и агрессивность в общении с другими людьми) и спонтанности (умения создавать у себя необходимое эмоциональное состояние, настрой на работу) — повышение деятельностной компетентности (профессиональная подготовка).

6. Организационно-психологическим условием личностнопрофессионального развития персональных водителей является внедрение во внутриорганизационное обучение специально разработанного психологического тренинг-семинара, основанного на технологии профессионального развития личности.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАО (2007;2010), на IV Всероссийской конференции с международным участием «Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе» (г. Москва, ПИ РАО, июль 2008), на X международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы модернизации экономики России в XXI веке» (г. Москва, ВГНА Минфина России, декабрь 2008), на V международной научно-практической конференции «Человек — образование — профессия» (г. Москва, ПИ РАО, июль 2009), на VI международной научно-практической конференции «Учитель. Преподаватель. Тренер» (г. Москва, УРАО «Психологический институт», июль 2010).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографии и приложений.

Заключение

.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране требует от современных специалистов не только знаний, умений и навыков в области своей профессии, но и наличия целого комплекса качеств, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности. Данное обстоятельство ставит задачу изучения психологических условий и факторов, обусловливающих успешное функционирование и самореализацию человека в профессии.

Результаты проведенного исследования по изучению психологических условий личностно-профессионального развития специалистов профессий социотехнического типа позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутые гипотезы. Экспериментальное исследование доказало возможность и необходимость использования технологии профессионального развития личности в работе с персональными водителями — представителями профессий социотехнического типа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Личностно-профессиональное развитие специалистов профессий социотехнического типа — персональных водителей — обусловлено стратегией (моделью) развития, тесной взаимосвязью и взаимозависимостью личностных (коммуникативная компетентность, поведенческая и эмоциональная гибкость, направленность на другого человека, самоконтроль, способность к саморазвитию) и деятельностных (профессиональная подготовка, надежность, безаварийность вождения) характеристик.

2. Эффективность профессиональной деятельности персональных водителей, представляющих модель профессионального развития (IIмодель), существенно выше, чем у водителей адаптивной модели профессионального труда {Iмодель): они имеют высокий уровень профессиональной подготовки, строго соблюдают должностную инструкциюу них на 21,3% ниже аварийность.

3. Для большинства персональных водителей (79%) характерны низкие показатели личностно-профессионального развития, обусловленные адаптивной моделью профессионального трудавысокими показателями личностно-профессионального развития отличаются 21% персональных водителей, реализующих стратегию профессионального развития.

4. Персональным водителям модели развития (II модель) свойственна профессиональная самореализация, они способны видеть свою жизнь более целостной и гармоничной, реально оценивать свои успехи и уважать себя за нихони обладают адекватной степенью тревожности в отношении происходящих событий. Водители данной модели имеют высокую степень развития гибкости поведения, спонтанности, коммуникативной компетентности, умения конструктивно преодолевать собственное раздражение и агрессивность в общении с другими людьми.

5. Персональные водители адаптивной модели (I модель) характеризуются тенденцией к профессиональной стагнации, имеют высокую степень зависимости, конформности, несамостоятельности, низкий уровень принятия себя и рефлексии в отношении своих потребностей и чувств, отличаются высоким уровнем тревожности. Водителипредставители данной модели — имеют низкую степень развития гибкости поведения, спонтанности, коммуникативной компетентности, умения конструктивно преодолевать собственное раздражение и агрессивность в общении с другими людьми.

6. Психологическими факторами личностно-профессионального развития персональных водителей являются:

• способность к саморазвитию;

• самоконтроль;

• эмоциональная гибкость;

• направленность на другого человека;

• деятельностная и коммуникативная компетентность.

7. Основными факторами-предикторами личностно-профессионального развития персональных водителей является способность к саморазвитию, а также деятельно стная и коммуникативная компетентность, степень проявления которых существенно выше у водителей модели развития, что подтверждается на статистически значимом уровне.

8. Психологическими условиями, увеличивающими степень личностно-профессионального развития персональных водителей, являются: повышение уровня профессионального самосознания (самопринятия, самоуважения, самоконтроля) — формирование поведенческой гибкости — разнообразных форм внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностиразвитие коммуникативной компетентности (навыков конструктивного взаимодействия и общения) — развитие эмоциональной адекватности — эмоциональной устойчивости (умения конструктивно преодолевать собственное раздражение и агрессивность в общении с другими людьми) и спонтанности (умения создавать у себя необходимое эмоциональное состояние, настрой на работу) — повышение деятельностной компетентности (профессиональная подготовка).

9. Организационно-психологическим условием, повышающим уровень личностно-профессионального развития персональных водителей, является внедрение во внутриорганизационное обучение технологии конструктивного изменения поведения в форме специализированного тренинг-семинара (у персональных водителей на статистически значимом уровне увеличились показатели профессионального самосознания, коммуникативной компетентности, поведенческой гибкости, способности к саморазвитию, классности).

10. Эффективность реализации тренинг-семинара «Личностно-профессиональное развитие персональных водителей», доказанная в исследовании, позволяет рекомендовать его для внедрения в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации персональных водителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: КГУ, 1987.
  2. К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. — Т.2. — № 4. — С. 3−21.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
  4. Абульханова-Славская К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  5. К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001.
  6. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  8. H.H. Создание модели интеграции программ разного уровня на базе корпоративных университетов // Дополнительное профессиональное образование. 2003. — № 4. — С. 13−16.
  9. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995.
  10. Л.И. Личность с позиций динамического подхода / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990.
  11. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы //
  12. Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 3−15.
  13. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. -2001.-№ 3.-С. 86−100.
  14. К. Организационное научение: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2004.
  15. A.C. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 130−160.
  16. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 67−87.
  17. Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000.
  18. В.А. Некоторые аспекты формирования системы дополнительного профессионального образования в профессиональном лицее // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 2. -С. 11−15.
  19. М.Б., Клинковштейн Г. И., Мелкий В. А. Водителю о правилах безопасности дорожного движения. М.: Транспорт, 1991.
  20. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977.
  21. В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.: Транспорт, 1982.
  22. Ю.Л. Развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2009.
  23. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УCK). М., 1993.
  24. Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002.
  25. Е.М. Контраварийная тренажерная подготовка водителей автоспортсменов и народного хозяйства: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -М., 1994.
  26. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. В 2-х частях. М.: А.П.О., 1993.
  27. М.С., Шафрова С. С. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по труду. — М.: ВНМЦентр, 1981.
  28. А.И., Тапчанян В. М. За рулем автомобиля. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  29. А.Ю. Институционализация внутрифирменного образования в условиях становления рыночных отношений: социокультурный анализ: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  30. Г. Т., Завалов Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. -М.: Наука, 1978.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  32. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−42.
  33. Бодал ев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  34. В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.
  35. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.
  36. Е.В., Заметта М. Ю., Волошинов B.C. Безопасность дорожного движения: Справочник. -М.: Росагропромиздат, 1988.
  37. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. 1980. — № 2. — С. 3−11.
  38. A.B. Проблема субъекта в психологической науке. Статья третья // Психологический журнал. 1993. — № 6. — С. 3−11.
  39. A.B. О критериях субъекта // Психологияиндивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002.
  40. Ю.А., Карпов A.B., Скитяева И. М. Внутрифирменное обучение как ресурс организационного развития // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 3. — С. 10−13.
  41. Ю.А., Карпов A.B., Скитяева И. М., Ямщиков И. А. Внутрифирменное обучение как ресурс организационного развития // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 2. — С. 1628.
  42. Н.И., Нагорный Е. Г. Психофизиологические вопросы надежности и отбора водителей автомобилей // Сб. Психологические вопросы безопасности деятельности. Таллинн, 1981. С. 86−91.
  43. A.JI. Психологические и психофизиологические предпосылки эффективности учебно-трудовой деятельности водителей автотранспорта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1985.
  44. В.И., Пинт A.A. Самоучитель безопасной езды. М.: Знание, 1991.
  45. И.А., Пинт A.A. Актуальные вопросы безопасности дорожного движения. — М.: Знание, 1987.
  46. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: «Высшая школа», 1991.
  47. Г. И., Конева B.C. Дидактика. М.: Высшая школа, 2006.
  48. В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 1998.
  49. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1995.
  50. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. обр-ия, обучающихся по специальностям экономики и управления. М.: Экономиста, 2006.
  51. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевыепонятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО- Изд-во «Новь», 1999.
  52. А.П., Абагов О. С. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. — Ташкент, 1983.
  53. JI. Управление производством в объединении: (Интегриров. подход). -М.: Экономика, 1985.
  54. E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. д. психол. наук. М., 1998.
  55. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: «Высшая школа», 1981.
  56. С.А. Комплексная оценка психофизиологической профессиональной пригодности водителей автомобилей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1983.
  57. Р.Т. Методические основы использования компьютерной техники в профессиональном обучении молодых рабочих: на примере обучения профессии водителя автотранспорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  58. З.А. Повышение качества обслуживания населения легковым таксомоторным транспортом на основе совершенствования материального стимулирования труда водителя: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1984.
  59. Э.Л. Индивидуально-психологические особенности водителей агропромышленного комплекса и эффективность их труда: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1988.
  60. С.Г. Психотехника. М., 1926.
  61. С.Г. Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники. М., 1931.
  62. B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.:1. Совершенство, 1998.
  63. Л., Джонк М. Основы инвестирования. Пер. с англ. — М.: Дело, 1997.
  64. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  65. Я.В. Психологические условия и факторы профессионального развития специалиста службы занятости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006.
  66. А.К. Психофизиологические особенности водителей автотранспорта, различающихся по показателям безопасности дорожного движения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1979.
  67. А.К., Клягин B.C. О некоторых проявлениях силы нервной системы в деятельности водителя автобуса // Вопросы психологии. -1977.-№ 1.-С. 137−142.
  68. В.А., Коханова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Высшая школа, 1987.
  69. В.Я., Мохов М. А. Основные направления и принципы системы непрерывного образования // Новые педагогические исследования: альманах: прил. к ж-лу «Профессиональное образование». -2003. -№ 1. С. 11−17.
  70. В.П., Базаров Г. М. Индивидуально-типологические особенности нервной системы и безопасность труда // Сб. Психологические вопросы безопасности деятельности. Таллинн, 1981. С. 33−34.
  71. K.M., Клягин B.C., Серков М. И. Индивидуальные особенности операторов и эксплуатационная надежность // Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М., 1974. С. 19−24.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.:1. Педагогика, 1986.
  73. В.А. Анализ и оценка профессионального уровня водителей автотранспортного предприятия: Автореф. дис.. канд. экон. наук. — М., 1995.
  74. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. -М., 2000.
  75. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2004.
  76. A.A., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. -М.: МААН, 1997.
  77. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993.
  78. A.A., Михайлов Г. С. Методология акмеологии // Психологический журнал. 1999. — № 4. — С. 56−65.
  79. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000.
  80. E.H. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса: Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  81. B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Ю. М. Резник. М.: Издательство «Союз», 1996.
  82. Дункан Дисек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.
  83. В.Я., Костин A.A. Технические средства обучения водителей автомобилей: Учеб. пособие для учащихся техникумов. — М.: Высш. школа, 1982.
  84. М. И. Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. 1989.5.-С. 106−112.
  85. С.А. Теория человеческого капитала. СПб.: СПб УЭФ, 1996.
  86. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
  87. Н.С. Психологические особенности интеллектуальной гибкости учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2001.
  88. А.В. Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования: при подготовке водителей автотранспортных средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  89. П.В. Управление персоналом в предпринимательских организациях. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
  90. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал: словарь понятий и определений. -М.: «Экзамен», 2000.
  91. П.В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом: М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
  92. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ: КноРус, 2002.
  93. Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. -№ 6.-С. 92−105.
  94. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: Автореф. дис.. д. психол. наук. М., 1994.
  95. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1992.
  96. Г. М., Павлов В. В. Закономерности функционирования эргатических систем. М.: Радио и связь, 1987.
  97. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.
  98. Ю.С. Влияние краткосрочного социально-психологического тренинга на управленческий потенциал личности: Дис.. канд. психол. наук. — Казань, 2003.
  99. Е.Ю. Типологические модели внутрифирменного профессионального образования: управленческий аспект: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Новосибирск, 2009.
  100. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1975.
  101. H.A. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999.
  102. С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. -М.: Ин-т общего образования, 1999.
  103. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб.: ИПТО РАО, 1998.
  104. H.A. Психофизиологические основы труда шофера. М.: Высшая школа, 1969.
  105. Г. Л. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. -2001. -№ 4. С. 85−93.
  106. Т.В. Разработка подходов к стратегическому управлению автотранспортным предприятием на основе анализа внутренней среды: Автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 2005.
  107. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  108. Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Дис.. д. психол. наук. -М., 1998.
  109. А .Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. -М.: МИУ, 1990.
  110. А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  111. A.B. Повышение эффективности внутрифирменного обучения персонала промышленного предприятия: Автореф. дис.. канд. экон. наук. — М., 2005.
  112. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Науч.-практ. пособие. -М.: Дело, 2000.
  113. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2003.
  114. Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Дис.. д. психол. наук. — Ярославль, 2000.
  115. Л.В. Педагогические условия профессионально-педагогического становления сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственном образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2006.
  116. A.B. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006.
  117. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / Пер. с франц. Под ред. Я. В. Соколова. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  118. И.Г. Психологические особенности и условия развития полиролевого поведения учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2008.
  119. O.A. Психологические механизмы регуляциидеятельности. -М.: Наука, 1980.
  120. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1976.
  121. A.A. Исследование формирования навыков в первоначальном обучении вождению автомобиля. М., 1974.
  122. М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Психологические причины, метод автоматизированного анализа. Таллин: Валгус, 1985.
  123. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. -М.: Транспорт, 1993.
  124. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления. -М., 1988.
  125. А.И., Баранова Л. И. Если вы за рулем. Минск: Полымя, 1989.
  126. Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Известия Рос. академии образования. 2000. — № 1. — С. 19−32.
  127. М.Н., Маусов Н. К. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку. -М.: Изд-во РЭА, 1993.
  128. П.И. Критерии эффективности работы предприятий: Из опыта стран СЭВ. -М.: Наука, 1986.
  129. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. -М.: Педагогика, 1977.
  130. П.А. Исследование влияния различных форм организации труда водителей на эффективность работы грузового автомобильного транспорта: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1984.
  131. Л. О развитии персонала // Управление персоналом. -2003.-№ 7.-С. 43−45.
  132. Г. В. Управление персоналом: Учеб. пос. Челябинск:1. ЧГТУ, 1995.
  133. В.А. Комплексный анализ инвестиционной привлекательности предприятия: на материалах автотранспортных предприятий: Автореф. дис.. канд. экон. наук. — Ставрополь, 2008.
  134. М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1999.
  135. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: 1975.
  136. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Московского университета, 1981.
  137. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005.
  138. Л.Г. Методология управления качеством дополнительного профессионального образования. М.: АПК и ППРО, 2003.
  139. .Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. — С. 31−54.
  140. В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов // Психологический журнал. 1982. — № 5. -С. 73−81.
  141. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  142. М.И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.
  143. A.B. Исследование путей повышения производительности труда водителей на автомобильном транспорте (на примере Ставропольского транспортного управления): Автореф. дис.. канд. экон. наук. -М., 1984.
  144. В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивостикурсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф.. канд. психол. наук. — Л., 1963.
  145. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  146. А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. — С. 108−117.
  147. В.М. Человеческие ресурсы организации. Н. Новгород, 2002.
  148. В.М., Радаев Т. В. Внешняя среда организаций и организационное поведение // Вестник Российской Академии естественных наук. 1998. — № 2. — С. 53−68.
  149. Е.Л. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. -С.5−82.
  150. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: МПСИ, 1998.
  151. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  152. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
  153. В.М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях: Дис.. канд. психол. наук. — Шуя, 2004.
  154. Е.А. Влияние личностных факторов на карьеру государственных служащих // Прикладная психология и психоанализ. — 1998.-№ 3.-С. 12−18.
  155. М.И. Формирование у будущих водителей обобщенных способов решения дорожно-транспортных задач в условиях деятельностного подхода к обучению: Дис.. канд. психол. наук. -Сургут, 2006.
  156. С.А. Внутрифирменное обучение специалистов вневедомственной охраны как ресурс их профессионального развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
  157. С.И. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности в региональном автотранспортном подкомплексе: на материалах Ставропольского края: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.
  158. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  159. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления и ее психофизиологические факторы // Сб. Проблемы психофизиологии индивидуальных различий. М., 1979.
  160. JI.C., Конопкин O.A. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. — М.: Транспорт, 1978.
  161. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
  162. П.М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: науч.-практич. пособие. -М.: РГАТиЗ, 2000.
  163. А. Обучение персонала: как прийти к системе? // Управление персоналом. 2002. — № 12. — С. 34.
  164. Новые образовательные технологии высшей военной школы: метод, сборник / Под ред. М. А. Вознюка. СПб.: ВАС, 1997.
  165. О.П. Развитие методов анализа и контроля хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: Автореф. дис.. канд. экон. наук. — СПб., 2004.
  166. Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / Под ред. Ю. Н. Каптуневского. СПб.: Питер, 2000.
  167. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1996.
  168. Ю.Г., Карташова JT.B. Управление персоналом: оценка эффективности. -М.: «Экзамен», 2002.
  169. A.C. Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2006.
  170. А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. -М.: Издательство МЭЛИ, 2007.
  171. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. А. Колесниковой. М.: «Академия», 2003.
  172. A.A. Коммуникативные свойства человека как фактор эффективности его работы в сфере обслуживания (на примере водителей такси): Дис. канд. психол. наук. Л., 1984.
  173. Д.А. Концепция оперативного отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. -М.: Наука, 1977. С. 134−148.
  174. С. До и после тренинга // Управление персоналом. -2006. -№ 19.-С. 50−54.
  175. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: «Академия», 2004.
  176. Л.А. Теоретические и методологические проблемысоциально-психологического тренинга. — М.: МГУ, 1982.
  177. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  178. К.К., Гольдштейн Б. М. Основы авиационной психологии. -М.: Транспорт, 1987.
  179. А.И. Психология подготовки специалистов для современного производства. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
  180. Г. А. О взаимосвязи между индивидуально-психологическими качествами водителей и их действиями по управлению автомобилем // Вестник МГУ. 1988. — № 4. — С. 44−53.
  181. В.А., Лапа В. В. Профессия-летчик. — М.: Воениздат, 1985.
  182. A.B. Психологические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов-социальных педагогов (на материале педагогического колледжа): Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2006.
  183. М.И. Практикум по методике обучения во втузах. М.: Высшая школа, 1990.
  184. Профессиональная педагогика / Под ред. С .Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  185. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002.
  186. Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности / Под ред. Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008.
  187. Г. Г. Организационно-педагогические условия повышения качества подготовки водителей в учреждении НПО: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  188. В.Н., Нерсесян Л. С. Психология водителя. М.: Знание, 1969.
  189. T.B. Корпоративное обучение в системе социального управления: Дис.. канд. социол. наук. — Нижний Новгород, 2007.
  190. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: «Прогресс», 1994.
  191. В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. -№>1. — С. 88−105.
  192. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  193. C.JI. Избр. философско-психол. труды. М.: Наука, 1997а.
  194. C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 19 976.
  195. C.JI. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000.
  196. Руководство по психотехническому профессиональному отбору / Под ред. И. Н. Шпильрейна. М.- Д., 1929.
  197. H.A. Психология и выбор профессии. М., 1922.
  198. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.
  199. М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения: Дис.. канд. экон. наук. -М., 2003.
  200. О. Внутрифирменное обучение. Повышение квалификации менеджеров производства // Управление персоналом. 2004. — № 19. -С. 24−26.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  202. П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. -М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  203. A.B. Влияние личностных характеристик на развитие психотерапевтической функции учителя: Автореф. дис.. канд.психол. наук. — М., 2008.
  204. Г. Н. Основания нормирования деятельности участников образования. — Челябинск: ЧИПКРО, 1995.
  205. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. — М.: ООО «Связь-Принт», 2000.
  206. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: «Академия», 2002.
  207. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2002.
  208. В.И. Психологические проблемы психологического становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. -1986,-№ 6.-С. 14−22.
  209. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002.
  210. Л.И. Реализация программы развития дополнительного профессионального образования: опыт, проблемы // Дополнительное профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 6−12.
  211. В.А. Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятия: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2009.
  212. С.И. Управление карьерой: учебно-практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  213. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. -М.: «Флинта», 1998.
  214. Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 1995.
  215. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2005.
  216. Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974. С. 170−186.
  217. A.C. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Омск, 2009.
  218. Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие. — Ярославль: АверсПресс, 2003.
  219. С.М. Управление формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала: теоретико-методический аспект: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2008.
  220. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.
  221. Е.В. Индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007.
  222. В.А. Современная психология труда: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005.
  223. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.
  224. В.А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев: Наук. Думка, 1978.
  225. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М.: Юнити, 2002.»
  226. УрываеваЕ.В. Персонал в бизнес-организациях: обучение и развитие в современных условиях: Дис.. канд. социол. наук. -Волгоград, 2006.
  227. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом исреднем бизнесе. — M.: Акалис, 1996.
  228. В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Дис.. канд. психол. наук. М., 2006.
  229. P.A. Системный подход к управлению // Управление персоналом. 1999. — № 12. — С. 63−78.
  230. О.Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2009.
  231. С.А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.
  232. Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008.
  233. Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. Г. А. Рахманина. М.: Международные отношения, 1997.
  234. Ю.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  235. В.В. Психология трудового обучения: Метод, пособие для средн. проф.-техн. уч-щ. -М.: Высш. шк., 1983.
  236. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007.
  237. Т.В., Лесохина Л. Н. Центры образования взрослых. М.: Педагогика, 1991.
  238. C.B. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.
  239. Д.А. Внутрифирменное обучение персонала и путиповышения его эффективности: Дис.. канд. экон. наук. -М., 2001.
  240. И.Н. Трудовой метод изучения профессий. М., 1925.
  241. Г. В. Основы кадрового менеджмента. Учебник. Киев: МАУП, 1999.
  242. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. Р. А. Галиахметова, Н. А. Горелова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997.
  243. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. -М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996.
  244. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. -Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.
  245. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.- общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.
  246. О.Н. Управление профессиональным ростом персонала организации: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2006.
  247. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986.
  248. Bach-Heinrich W., Muller A. Beifahrer und Mitfahrer im Straasenverkehr Risikofaktoren der Sicherheitsfaktoren? — Leitschrift fur Verkehrssicherheit. — 1981. — № 2. — P. 60−64.
  249. Becker G. Human capital: a theoretical and empirical analysis with special reference to education (third edition). Chicago and London: University of Chicago press, 1993.
  250. Ben-Porath Y. The production of human capital and life cycle of earnings // Journal of Political Economy. 1967. — V. 75. — № 4. — P. 75.
  251. Bennis W. Organisation development: Its nature, origins and prospects. -Reading, MA, Addison Wisley, 1969, P. 32.
  252. Blaug M. The empirical status of human capital theory: a slightly jaundiced survey // Journal of Economic Literature. — 1976. -V. 14. -№ 3. -P. 827−855.
  253. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journalof Personality and Social Psychology. 1990. — V. 59. — P. 525−537.
  254. Booysen A., Erasmus J. Die verband tussen enkele persoonlikheidsfactore en botsingrisiko // South African J. of Psychology. -1989.-V. 55.-P. 321−329.
  255. Bramley P. Evaluating training effectiveness (2-d edition). London: The McGraw-Hill Companies, 1997.
  256. Cameron K. Critical questions in assessing organizational effectiveness // Organisational dynamics. 1980. — P. 66−80.
  257. Campbell D., Stanley J. Experimental and quasi-experimental designs for research. Chicago: Rand McNokly, 1983.
  258. Carrere S., Evans G., Palsane M., Rivas M. Job strain and occupational stress among urban transit operators // Journal of Occupational Psychology. -1991.-V. 64.-P. 305−316.
  259. Craske S. A study of the relation between personality and accident history // British J. of Medical Psychology. 1968. — V. 41. — P. 399−404.
  260. Curland N. Developing indicators of educational performance. Educational Records Bureau, October 1996.
  261. Endler N., Parker J. Multidimencional assessment of coping: a critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. — V. 58. — P. 844−854.
  262. Fine B. Introversion extraversion and motor vehicle driver behavior // Perceptual and Motor Skills. — 1963. — V. 12. — P. 95−100.
  263. Furnhqam A., Saipe J. Personality correlates of convicted drivers // Personality and Individual Differences. 1993. — V. 14. — P. 329−336.
  264. Garavan T. Strategic human resource development // Journal of European Industry and Training. 1991. — V. 15. — № 1. — P. 27.
  265. Hamblin A. Evaluation and Control of Training. Maidenhead: McGraw-Hill, London, 1974.
  266. Hamblin A. Evaluation of training // Industrial training international. -1989.-P. 33−36.
  267. Hansen C. A causal model of the relationship between accidents, biodata, personality and cognitive factors // Journal of Applied Psychology. 1989. -V. 74.-P. 81−90.
  268. Hinrichs J. Personnel training, Chapter 19 of M.D. Dunnette (ed) Handbook of Drganizational and industrial psychology. Rand McNally, Chicago, 1976.
  269. Kaplan R., Norton D. The balanced scorecard: translating strategy info action // Harvard business school press. Boston, Massachusetts, 1996.
  270. Kegan R. The evolving self: Problems and process in human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
  271. Kenney J., Reid M. Training interventions. — London: IPM, 1988.
  272. Kiplinger A., Kiplinger K. America in the Global 90"s. Washington D.C., 1989, P. 155.
  273. Kirkpatrick D. Techniques for evaluating training programmes // Journal of the American Society of Training Directors. 1959. — V. 13. — P. 3−32.
  274. Kirkpatrick D. Evaluating training programs: the four levels. San Francisco, CA: Berrett-Koehler, 1985.
  275. Loevinger J. Ego Development. San Francisco: Jossey-Bass, 1976.
  276. Loo R. Role of primary personality factors in the perception of traffic signs and driver violations and accidents // Accident Analysis and Prevention. 1979.-V. 11.-P. 125−127.
  277. McGehee W., Thayer P. Training in Business and Industry. N. Y., 1961.
  278. Mincer J. Production of Human Capital and the Lifecycle of Earnings: Variation on the Theme // National Bureau of Economic Research. -Working Paper, 1994.
  279. Nadler L. Developing human resources. Gulf., 1970.
  280. Phillips J. Accountability in Human Resource Management. -Butterworth-Heinemann, Oxford, 1996.
  281. Rossi P., Freeman H. Evaluation: a systematic approach (4 edition).1. Beverly Hills, 1989.
  282. Schenk J., Raushe A. The personality of accident-prone drivers // Psychology and Praxis. 1979. — V. 23. — P. 241−247.
  283. Schultz T. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.
  284. Selltiz C. Research methods in social relations. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1993.
  285. Senge P. The fifth discipline the Art and Practice of the Learning Organisation. — N.Y., 1990.
  286. Sengupta S. On manpower planning in the presence of learning // Engineering costs a production economics. 1990. — V. 20. — № 3. — P. 295 303.
  287. Seveker W. Uber die Vorhersage von Verkehrsauffalligkeiten mit Hilfe eines Formalen Prognosemodells. Zeitschrifit fur Verkehrssicherheit. -1981. -№ 4.
  288. Shaw L., Sichel H. Accident proneness. Oxford, 1970.
  289. Stake R. Evaluating the arts in education: a responcive approach. -Merrill, Columbus, Ohio, 1975.
  290. Super D. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1980. -V. 16. — P. 282- 298.
  291. Tidd J. From knowledge management to strategic competence: measuring technological, market and organisational innovation. — London: Imperial College Press, 2000. P. 129−154.
  292. Tyler R. Basic principles of curriculum and instruction design. -Chicago: Univ. of Chicago Press, 1950.
  293. Warr P., Bird M. and Rackham N. Evaluation of management training. -London, Gower Press, 1997.
Заполнить форму текущей работой