Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности самосознания личности разделенных этносов в условиях полиэтнической среды: на материале исследования дагестанских караногайцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общей методологической основой исследования этнического самосознания личности в условиях межэтнического взаимодействия и мировых интеграционных процессов является утвердившаяся в отечественной науке марксистская идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, каждое новое поколение «застает в наличии определенный материальный результат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема этнического самосознания личности в психологии
    • 1. Общие вопросы самосознания личности: понятие, структура, содержание
    • 2. Психологическое содержание этнического в самосознании * личности
    • 3. Моральное самосознание личности
    • 4. Этническое самосознание дагестанских караногайцев в ретроспективе истории и в первую четверть XXI века
  • Глава II. Анализ результатов исследования особенностей этнического самосознания караногайцев в контексте условий жизни в
  • Дагестане
    • 1. Методы исследования этнического и морального самосознания личности, использованные в данной работе
    • 2. Психологический анализ результатов анкетирования
    • 3. Анализ результатов исследования этнического самосознания в процессе межэтнического взаимодействия: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
    • 4. Анализ результатов исследования морального самосознания дагестанских караногайцев
    • 5. Результаты исследования выбора стратегии поведения в процессе межэтнической аккультурации
  • Выводы

Особенности самосознания личности разделенных этносов в условиях полиэтнической среды: на материале исследования дагестанских караногайцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI столетий ученые, заинтересованные в науках, изучающих человека в современном мире, обнаружили феномен парадоксального роста роли этничности в общественных процессах. На фоне культурно-экономической и социально-политической интернационализации общественной жизни и глобализации человеческих ценностей, неожиданно стало нарастать ценностное отношение к традиционному обществу (этнической идентичности: языку, культуре, традициям, образу жизни), сопровождающееся ростом сепаратистских настроений, обострением межнациональных отношений, возникновением войн и конфликтов на этнической основе (Югославия, Израиль, Палестина, Грузия, Абхазия, Южная Осетия и др.).

В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов, представляется особо актуальным изучение особенностей этнического самосознания личности представителей разделенных малых этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве. Разделение этноса создает особую проблему феномена «Мы» в условиях полиэтнической среды: из-за реальных (или иллюзорных) представлений об эмоционально нестабильном положении, из-за нереализованных национально-культурных, экономических, социально-политических амбиций, потребности в признании и уважении достоинств своего народа, возникают своеобразные, в том числе и гипертрофированные идентификации (этноцентризм, этнофанатизм, этнонигилизм и др.), представляющие угрозу для общества.

В норме «Мы» — чувство, которое отражает позитивную причастность к единому целому. Это очень важная эмоционально и нравственно организующая сила, создающая для отдельной этнической личности условия физической и психологической защищенности. Неправильно формирующийся опыт межэтнического общения в полиэтнических общностях в условиях современных катаклизмов может привести к отчуждению и капсулированию этноса (B.C. Мухина, 2002). Обсуждаемая проблема стоит наиболее остро особенно сейчас, когда в современной общественной жизни этнический фактор приобретает все большее значение именно в таком стратегически важном для сохранения российской государственности регионе как Северный Кавказ, где исторически компактно t проживает более сотни этносов, находящихся на разных уровнях социально-экономического и политического развития.

Предметом нашего исследования стали караногайцы Дагестана. Разделение, указом РСФСР от 1957 года, исконной этнической территории караногайцев (Ногайской степи) административными границами между тремя субъектами России: Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР и Ставропольским краем, привело к деформациям в этническом самосознании (от этнической ассимиляции до этнической сепарации). Процессы, происходящие в связи с разделением единой когда-то этнической группы, привели к потере у части ногайцев (сулакских, костековских, эндиреевских, аксаевских) своего родного языка, ряда культурных особенностей, традиций вплоть до изменения самосознания.

В этих условиях особую актуальность приобретает исследование самосознания личности разделенных этносов.

Общей методологической основой исследования этнического самосознания личности в условиях межэтнического взаимодействия и мировых интеграционных процессов является утвердившаяся в отечественной науке марксистская идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, каждое новое поколение «застает в наличии определенный материальный результат, сумму производительных сил, исторически сложившееся отношение людей к природе и к друг другу <.>, которые предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие» (К. Маркс, Ф. Энгельс, 1955). В контексте нашей работы исторически сложившиеся отношения людей следует рассматривать через изменения ментальностей, которые образуются вновь благодаря факту разделения этноса по административно-территориальному принципу.

В нашем исследовании этническое самосознание личности рассматривается также в русле концепции B.C. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, вслед за которой мы понимаем самосознание i личности как «универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру».

Структуру этнического самосознания, согласно автору, составляют: идентификация с традиционным именемособенности притязания на признание в традиционных и новых видах деятельностиполовая идентификация, детерминированная стереотипными формами мужского и женского поведении, присущих этносупсихологическое время (прошлое, настоящее, будущее) конкретной личности и этносасоциально-нормативное пространство этнической личности, ее субъективно оцениваемые права и обязанности, которыми она обладает в системе национальных обычаев и традиций своей общности.

Указанные методологические принципы и подходы явились основой для структурирования нашего исследования в целом.

Цель исследования — выявить психологические особенности этнического самосознания личности разделенных этносов (караногайцев) в условиях полиэтнического Дагестана.

Объект исследования — психологические особенности этнического самосознания караногайцев Дагестана.

Предмет исследования — структурно-содержательные характеристики и условия развития особенностей этнического самосознания представителей старшего (от 40 до 80 лет) и младшего (от 17 до 25 лет) поколений дагестанских караногайцев. При выборе возрастных страт мы руководствовались данными социально-психологических исследований, согласно которым интенсивность проявлений этнического самосознания и этнических предубеждений выше в крайних возрастных группах — у молодежи и лиц предпенсионного возрастов. Молодежь, отличаясь особой сенситивностъю к традициям и к новым влияниям, является по существу индикатором социальных изменений в обществе (B.C. Мухина, 2007).

Гипотезы исследования. Основанием для построения гипотез послужили: анализ этнологических, этнографических, психологических, политологических и исторических источниковдолговременный опыт проживания в регионеанализ результатов включенного наблюдения и др. В результате анализа всего комплекса проведенных работ были сформулированы следующие гипотезы:

I. Этническое самосознание личности караногайца, как представителя разделенного этноса в условиях полиэтнического Дагестана в начале XXI века характеризуется высокой сензитивностью к традициям и ценностям своей общности. При этом ценностные ориентации выражено фиксируются на мифах и так называемом этническом романтизме, связанных с исторически сложившейся общеногайской внутриэтнической идентичностью и тоской по былому величию некогда единого этноса.

Моральное самосознание караногайцев, как органическая составляющая этнического самосознания, имеет как сходные, так и отличные от других дагестанских этносов особенности.

II. У караногайцев, как представителей разделенного этноса в условиях многонационального Дагестана предполагается наличие особого этнического самосознания, которое включает в себя соединение множественных разноуровневых социально-психологических защитных механизмовидентификаций: со своим этносом, с Дагестаном, с Россией, значимость которых имеет тендерные и межгенерационные различия.

Под воздействием идей всемирной глобализации XXI века караногайцы лояльно воспринимают возможность идентификации с культурой международного сообщества.

III. В условиях исторического межэтнического взаимодействия этносов, сопряженных в одном геоисторическом (общедагестанском) пространстве, у караногайцев сохраняются традиционные проблемы при межличностном и межгрупповом общении с дагестанцами: эти проблемы определяют особенности этнического самосознания, которые детерминированы этническим статусом и этническим самочувствием.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезами были поставлены следующие задачи:

• проанализировать исследования, посвященные проблеме самосознания личности, этнического самосознания личности, морального самосознания личности в психологии и других смежных науках;

• исследовать этническое самосознание дагестанских караногайцев, как представителей разделенного этноса в ретроспективе истории и в первое десятилетие XXI века;

• выявить особенности этнического и морального самосознания дагестанских караногайцев в условиях исторического межэтнического взаимодействия;

• выявить особенности аккультурации караногайцев в начале XXI века.

Методы исследования. Целям и задачам нашего исследования отвечает следующий комплекс методов: включенное наблюдениеанкетирование (этнопсихологический опрос) — исследование этнического самосознания караногайцев в контексте межэтнических отношений: проективный метод депривации структурных звеньев этнического самосознания (B.C. Мухина, 1992) — методика выявления содержания этнического стереотипа Д. Катца и К. В. Брейли (D. Katz, K.W. Braly, 1933) — шкала социальной дистанции Э. С. Богардуса (E.S. Bogardus, 1956) — экспресс — диагностика межэтнической аккультурации Дж. Бери (J.W. Berry, 1994) — методики исследования общего морального сознания (А.А. Хвостов, 2005) — методика диагностики ценностных ориентацийметодика «решение моральных дилемм" — методика «нормы тактичности» (И.Г. Дубов, 1997).

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обусловлены: конструктной валидностью использованных методов — представлены теоретические описания диагностируемого феноменасодержательной валидностью (репрезентативностью) — имеются задания на все рассматриваемые структурные звенья самосознания.

Для обработки полученных результатов использовались качественные методы анализа — феноменологические описания, контент — и дискурс-анализы текстов, бесед и интервью (нарративов). Статистические методы обработки данных — факторный анализ, кластерный анализ, критерий Фишера — ср* (угловое преобразование Фишера), критерий JL Закс, X2 (Хи — квадрат), Т — Тест (критерия Стьюдента), U — критерий Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2007 годы. Всего в исследовании приняли участие 200 испытуемых караногайцев старшего и младшего поколений (обоих полов), из них 100 — учащиеся 11 классов школы № 2 совхоза Червленные-Буруны, школ № 1 и № 2 села Терекли-Мектеб, школы № 1 аула Нариман, школы № 1 аула Карагас, школы № 1 аула Кунбатар Ногайского района республики Дагестан, а также студенты дагестанских вузов (в возрасте от 17 до 25 лет) — 100 человек — представителей старшего поколения, жителей сел (Нариман, Терекли-Мектеб, Червленные-Буруны, Карагас, Кунбатар) Ногайского района (в возрасте от 40 до 80 лет).

Научная новизна. В предлагаемой работе впервые предпринята попытка изучения особенностей этнического самосознания личности административно и территориально разделенных народов (дагестанских караногайцев), проживающих в условиях полиэтнического Дагестана.

В исследовании показана хрупкая материя этнического и морального самосознания, как отдельной личности, так и этноса в целом, подверженных влиянию адатов, обычаев, традиций и обрядов, связанных с внутриэтнической (ногайской) и исторически сложившейся общедагестанской межнациональной идентичностью, с одной стороны, и новых ценностей стремительно изменяющегося мира, с другой стороны.

Показано, что в условиях измененного этнического статуса у личности растет потребность в социально-психологической защите: появляются новые идентичности, в том числе и гипертрофированные, носящие защитный характер.

Проведенный теоретический анализ идей, сопряженных с целями нашей диссертации, а также тщательно проанализированные результаты анализа нашего эмпирического исследовательского материала, позволили сформулировать положения, выносимые на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самосознание караногайцев веками развивалось внутри традиционных этнокультурных условий своей общности. Однако с начала XX века Ногайская степь была разделена, как и весь ногайский народ, административно, политически между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем, что способствовало нарушению психологического пространства личности караногайца в пространстве природных, предметных, образно-знаковых и социальных реалий, а также в реальности внутреннего пространства (это положение совпадает с концептуальной позицией B.C. Мухиной).

При этом ценностные ориентации караногайцев в условиях полиэтнического Дагестана выражено фиксируются на традициях, мифах и так называемом этническом романтизме, характеризующемся внутриэтнической консолидацией и тоской по былому величию некогда целостного этноса.

Сегодня караногайцы открыто и с особым пристрастием отождествляют себя со своим исторически единым этносом через этноним, имена собственные, притязания на признание, половую идентификацию.

2. Караногайцы Дагестана имеют отличия в сравнении с другими народностями Дагестана в содержании морального самосознания, в ценностных ориентациях, в нормах тактичности и др. Различные формы социально-исторического развития определяют различия в содержании морального самосознания и способствуют сохранению культурной дистанции между этносами. Однако, общность религии обусловила некоторые сходства в моральных дилеммах и взаимопринятии этносов.

3. Сложная иерархическая структура, состоящая из разноуровневых идентичностей — от этнической (родовой), межэтнической (общедагестанской) до общероссийской и в настоящее время общепланетарной составляют особенность самосознания современных караногайцев.

При этом идентификация, как осознание тождества со своим этносом, с Россией и другими этносами Дагестана осуществляется не одинаково у молодежи и взрослых. Для караногайцев старшего поколения приоритетной идентификацией является общероссийская и только во вторую и третью очередь этническая и общедагестанская.

Тяготение взрослых караногайцев Дагестана к общероссийской идентичности подчеркивает с одной стороны осознанное принятие ценностей России, а с другой стороны ощущение чувства большей безопасности в составе России, нежели в составе Дагестана. Однако, для молодежи более приемлемой является в первую очередь идентификация с Дагестаном и со своим этносом, и только в третью очередь — с Россией. Такая вариативность связана с низкой социальной мобильностью и зрелостью молодежи.

Выявленное в процессе исследования (анкетирования) мнение подавляющего большинства дагестанских караногайцев о меньших возможностях «своего» этноса по сравнению с «другими» этносами Дагестана, а также меньшую удовлетворенность национально-культурными, материальными и политическими потребностями на разных территориальных (общедагестанском и общероссийском) уровнях, детерминируют низкую этническую самооценку.

4. В условиях глобализации общественной жизни, в условиях исторического межэтнического взаимодействия этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве, у дагестанских караногайцев сохраняются традиционные проблемы при межличностном и межгрупповом общении с другими этносами Дагестана, которые проявляются в так называемом этническом капсулировании. Этническое капсулирование, как результат латентного напряжения в этническом самосознании караногайцев, проявляется в пристрастном отношении к своей этничности и в фиксации на своем этносе. Эти проблемы определяют особенности этнического самосознания, которые детерминированы: этническим статусом, отраженном в предпочтениях, в оценках, самооценках, в авто — и гетеростереотипах.

Этнический статус презентирует феномены межличностного и группового сознания, выступает в качестве катализатора межэтнических отношений и в этом контексте влияет на характер этнической напряженности. Этническая напряженность существует подспудно и открыто проявляется при стремлении молодежи к межэтническим бракам.

5. При проективной депривации ценностей «другим» дагестанским этносом у караногайской молодежи (обоих полов) происходит выраженное фрустрирование в форме агрессии, что говорит о напряженности этнического самосознания караногайцев в условиях многоэтнической среды.

6. В период переустройства миропорядка, под воздействием идей международного сообщества караногайцы проявляют сенситивность к социальным изменениям и достаточно лояльно воспринимают возможность идентификации с культурой международного сообщества, при этом имея в виду сохранение своей исконной этнической культуры, языка, традиций.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы как конкретный материал для построения работы в многонациональных школах и вузах различных регионов страныкак материал для построения программ воспитания культуры межнационального общения и толерантности у молодого поколения в условиях межэтнического взаимодействиякак материал для гармонизации межэтнических отношений в полиэтнической средедля учета интересов разделенных и малых этносов при проведении национальной и социальной политики, а также при решении миграционных и земельных вопросов в условиях, провоцирующих аномалии развития этнического самосознания личности.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в докладах на международных и общероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона». — Махачкала: ДНЦ РАН, 12−13 апреля 2007; «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии». — Смоленск: РАН, СГУ, 29−30 мая 2008.

Структура и объем диссертации

Работа выполнена на 256 страницах и состоит из введения, двух глав, библиографии. Библиография состоит из 194 наименований, из них — 35 — на иностранных языках. В приложении на 42 страницах представлены методики и статистические данные исследований.

1. Самосознание караногайцев веками развивалось внутри традиционных этнокультурных условий своей общности. Однако с начала XX века Ногайская степь была разделена, как и весь ногайский народ, административно и политически между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем, что способствовало нарушению психологического пространства личности караногайца. Этническое самосознание дагестанских караногайцев в условиях полиэтнического Дагестана в начале XXI века развивается под доминирующим влиянием традиционных ценностей, связанных с исторически сложившейся внутриэтнической идентичностью. Этническое самосознание личности дагестанских караногайцев отражает ценностное отношение к традиционной культуре: караногайцы открыто отождествляют себя со своим этносом через этноним, имена собственные, притязания на признание, половую идентификацию, социально-нормативное пространство личности. При этом ценностные ориентации остаются фиксированными на традициях, мифах и так называемом этническом романтизме, которые связаны с исторически сложившейся общеногайской внутриэтнической идентичностью и тоской по былому величию некогда единого этноса.2. Этнические стереотипы старшего поколения как эмоционально оценочные компоненты структуры самосознания личности проявляются: в традиционном отношении к имени — в культуре караногайцев сохранен первичный антропонимический фонд (утраченный большинством европейских народов) и элементы языческого отношения к имени (перемена имени в случае болезни ребенка, передача имен по наследствуимена-оберегиимена-ограничители) — при этом семья идентифицирует носителя конкретного имени с родовым предком-тезкойв специфике притязаний на признание — поощряется та часть этноса, которая знает и выполняет традиционные формы культуры общения и поведенияв своеобразии половой идентификации, выражающейся в традиционном магометанском воспитании детей, предполагающем неравенство полов: мальчики воспитываются в духе превосходства и исключительного положения в семье.3. Самосознание караногайской молодежи несет в себе тенденции традиционности. Имя для современной караногайской молодежи имеет традиционную ценность. Однако молодежь лояльно относится к новым привнесенным именам (различного происхождения).Притязание на признание также традиционно выражается в знании и соблюдении внутриэтнических норм и порядка социального поведения. Караногайцы притязают на внутриэтническое признание через традиционное ценностное отношение к полу, к семье, к роду, через физическое развитие (для мужчин), статус и материальное благосостояние, через соблюдение религиозно-обрядовой жизни, традиционных норм гостеприимства, уважения к старшим, взаимопомощь, образование. Существенной особенностью этнического самосознания молодых караногайцев сегодня становится увеличение конфессионального компонента (ислама), что выражается в ценностных ориентациях, в открытых высказываниях и поведении (посещении мечети, выполнении религиозных.

обрядов).Половая идентификация у молодых караногайцев по-прежнему выражается в наличии половой дифференциации, определяющей и регулирующей отношения между представителями полов, чье поведение детерминировано традиционными представлениями о роли и месте мужчины и женщины. У караногайцев мужчина — «столп дома», продолжатель рода, смелый, независимый, защитник семейного очага. В женщине ценится скромность, терпение, покладистость, хозяйственность. Однако, в отличие от старшего поколения, в самосознании молодого поколения представлены как традиционные представления (неравноправие полов), так и требования современной жизни (сегодня образование придает не только юноше, но и девушке особый статус).Психологическое время личности заложено в традиционную преемственность отношений поколений и контролируются этими отношениями. Бытие в социально-нормативном пространстве также ориентировано на свою этничность, соответственно права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения."Права человека", как достояние европейского самосознания в XXI веке, пока отчуждены от самосознания караногайцев как некая абстракция. В то же время в самосознание караногайцев проникают новые ценности ;

продукт интенсификации интеграционных процессов. Сегодня караногайцы, наряду с сохранением антропонимического фонда, подвластны влиянию глобализационных процессов. Это происходит через новые идентификации с именами собственными: и взрослые, и молодежь лояльно относятся к привнесенным именам различного происхождениячерез притязания на признание: меняются приоритеты в одежде, вкусах, предпочтениях, появляются новые ценности и объекты профессиональных притязанийчерез половую идентификацию: сегодня, наряду с жёстким мужским и женским разделением приоритетов, появляются тенденции к идентификации с западными моделями поведения мужчины и женщины.4. Интенсивная направленность на этнокультурные ценности своей общности составляет основную особенность этнического самосознания караногайцев, что отражается в их ответах на специально поставленные вопросы анкеты и реакциях на фрустрацию проективного метода. Караногайцы открыто отождествляют себя со своей этнической общностью через этноним, через отношение к своей этничности, через идентификацию с именем собственным, через традиционные притязания на признание, традиционную половую идентификацию в контексте социально нормативного пространства. При депривации указанных звеньев самосознания происходит выраженная фрустрация: фрустрация прявляется преимущественно в агрессивных реакциях. При этом фрустрации подвержены все звенья самосознания, что говорит о ценностном отношении караногайцев к своему этническому «Я».5. В условиях исторического межэтнического взаимодействия этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве, у караногайцев сохраняются традиционные проблемы при межличностном и межгрупповом общении с другими этносами Дагестана, которые проявляются в так называемом этническом капсулировании. Этническое капсулирование проявляется в пристрастном отношении к своей этничности и в фиксации на своем этносе. Эти проблемы определяют особенности этнического самосознания, которые детерминированы: этническим статусом, отраженном в предпочтениях, в оценках, самооценке, в автои гетеростереотипах. Выявленное в процессе исследования (анкетирования) мнение подавляющего большинства караногайцев о меньших возможностях «своего» этноса по сравнению с «другими» этносами Дагестана, а также меньшую удовлетворенность национально-культурными, материальными и политическими потребностями на разных территориальных (общедагестанском и общероссийском) уровнях, детерминируют низкую этническую самооценку. Этнический статус презентирует феномены межличностного и группового сознания, выступает в качестве катализатора межэтнических отношений и в этом контексте влияет на характер этнической напряженности. Исследование авто — и гетеростереотипов караногайцев по линии приписывания характерных признаков «своему» и «другому» этносу выявило традиционные особенности: высокий уровень самоприятия, направленность на «свой» этнос. Авто — и гетеростереотипы характеризуются общей позитивной направленностью. Имеются позитивные совпадения в автостереотипах караногайцев. Но при этом, караногайцы не. отождествляют себя полностью ни с одной другой группой. Чувство вероисповедальной общности, похожесть по многим психическим свойствам и знание традиционных норм межличностного межэтнического общения являются основными признаками взаимопринятия и толерантности по отношению к другим этносам Дагестана. Однако, выявлена дистантность по отношению к другим дагестанским этносам, которая проявляется как на формальном, так и на неформальном уровнях, что говорит о напряженности этнического самосознания караногайцев.6. Особенностью самосознания современных караногайцев на фоне расширения идентичностей до масштабов общечеловеческих ценностей (Я ;

землянин), является сохранение этнической (этнорегиональной): у взрослых сначала общероссийской, а затем общедагестанской, а у молодежи — общедагестанской, а затем общероссийской идентичностей.7. Моральное самосознание караногайцев имеет свою специфику и обличил, обусловленные традициями, обычаями, этнокультурными ценностями этноса. Моральное самосознание караногайской молодежи отличается от остальных основных этносов Дагестана (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев и лезгин), которые в моральном сознании весьма близки друг другу. Прежде всего, отличие касается моральных ценностей и принципов, норм тактичности, при этом отличия главным образом выражены между женщинами, в меньшей степени — между мужчинами (караногайскими и.

дагестанскими). Караногайцы в целом, особенно женщины, строже в отношении вербальной активности, но свободнее в отношении просьб об одолжениях материального плана — воспользоваться вещами и деньгами. Моральные ценности дагестанцев в целом отличаются от моральных ценностей караногайцев в нескольких отношениях. Прежде всего, нужно отметить, что караногайцы не склонны считать, что бороться со злом надо его средствамидобротой зло преодолеть невозможно, в отличие от дагестанцев в целом, которые выражают сомнения. Особенно отличие выражено у мужчин. Разногласия вызывает отношение к морали как к генетической заданности. Караногайцы, особенно женщины, вполне согласны с тем, что одни рождены добрыми, другие — порочными, в этом нет ни заслуги, ни вины, в отличие от дагестанцев, которые с этим не согласны. Караногаек от дагестанок в целом отличает внутренний локус контроля. Они более склонны ориентироваться на социальные ожидания, меньше берут на себя ответственность за поступки, поскольку это предопределено генетически, и вообще мораль относительна. При решении моральных дилемм очевидно только одно общее (типичное как для мужчин, так и для женщин) отличие молодежи Дагестана в целом от караногайской молодежи. Это решение вопроса о допустимости утаить на суде сведения, бросающие тень подозрений на невиновного человека. Здесь караногайцы занимают более жесткую позицию, считая это скорее недопустимым, тогда как дагестанцы ближе к сомнениям Тендерные различия у караногайцев обнаружены только у молодежи (но не выражены) и практически отсутствуют у лиц среднего возраста. С возрастом у караногайцев меняется само понимание морали. У мужчин существенно снижается «анархизм» в морали, увеличивается внутренний локус контроль. У женщин также очевидно изменение к функциям морали: она все менее определяется внешними факторами, все более становится делом собственных убеждений человека. Отношение к нормам тактичности меняется несколько в разных направлениях. У мужчин становится строже отношение к общению с незнакомыми людьми, у женщин несколько ослабляются нормы отношений на работе.8. В условиях глобализации общества подавляющее большинство исследованных караногайцев избирает приоритетную интегративную стратегию поведения, что говорит об успешной адаптации караногайцев к новым идеям мирового сообщества. При этом сохранение своей этнической идентичности является непременным условием. Меньшая по численности, но значительная по значимости (одна третья) часть караногайцев избирает сепаративную стратегию поведения. Обнаружены межгенерационные различия: взрослые караногайцы более склонны к интеграции, чем молодые, что говорит о социальной незрелости молодежного сознания. Маргинализация и ассимиляция единичны или равны Амбивалентность ответов отражает столкновение двух условий: с одной стороны, — отношение к традициям, консерватизмс другой стороны, — принятие идей, типичных для глобализируемого общества. Указанная двойственность на декларативном уровне проявляется в выраженной готовности интегрироваться с новыми идеями мирового сообщества и носит внешний, не преобразующий характер, а на поведенческом уровне — в стремлении сохранить свою самобытность через адаты, традиции, внутриэтнический характер браков, религию и прочее.9. В условиях исторического межэтнического взаимодействия у современных караногайцев, сохраняются традиционные проблемы в процессе межличностного общения на межэтническом уровне. Межтническая напряженность существует подспудно, как и у всех малых и разделенных этносов, исторически сопряженных в едином геополитическом пространстве, и открыто проявляется при стремлении молодых людей к межэтническим бракам. Одобряются внутриэтнические браки, как механизм, обеспечивающий естественное обособление и самосохранение ногайского народа в условиях многонационального Дагестана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. СМ. К вопросу о патриархальной семье у кочевников Средней Азии. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, вып. 18.-М., 1957.-С. 115−124.
  2. СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Л.: Наука, 1971. — 94.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие. — М.: Изд-во МГУ, — 1990. — 135−240.
  4. Акты Кавказской археологической комиссии. — Тифлис, 1881. — 17 — 777.
  5. Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С 224−225.
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994. — 324 с.
  7. А.П. Домашняя ногайская утварь. // Географические известия, вып. I .-СПб., 1 8 5 0. -№ 78. -С 12−21 .
  8. З.И. Этничексое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. Монография. — М.: Прометей, 2005. -176 с.
  9. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. — СПб.: МФИН, 1992. — 93. И. Берне Р. Развитие «Я — концепции и воспитания». — М.: Прогресс, 1986.-264 с.
  10. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-С. 94−95 .
  11. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. — М., 1987. — 247−290.
  12. В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. — М.: Компьютер Пресс, 2001. — 184 — 187.
  13. Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 413 с.
  14. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 284 с.
  15. Ю.В., Козлов В. И. Этносы и этнические процессы как предмет исследования // Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1987. — 5−29.
  16. Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2. — 35.
  17. Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время // Записки Российской академии наук по отделению исторических наук и филологии. Т. XIIL- Петроград, 1922. — № 6 — 34.
  18. Ш. Материальная культура ногайцев в XIX — начале XX вв. — М.: «Наука», 1976. — 125 — 222.
  19. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1979. — 61 — 83.
  20. З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века (на материале сравнительного исследования этностереотипов старшего и молодого поколений аварцев и кумыков). — Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002. — 192 с.
  21. З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис: Монография. — М.: «Прометей» Mill У, 2006 -228 с.
  22. М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). — М.: Издательство МГУ, 1987. -216 с.
  23. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 14 т. — Т. 3. Энциклопедия философских наук. — Ч.З.: Пер. с нем. -М.: Госполитиздат, 1977. — 371с.
  24. М. Г. Духовная культура ногайцев в XIX — начале XX в. — Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2005. — 18 — 182.
  25. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Изд-воМГУ, 1988.-С. 301.
  26. Гласе Дж, Стэтли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1976. — 249.
  27. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 233 —237.
  28. Государственный архив Краснодарского края, ф. 454, оп. 2., д. 697, л. 12.
  29. Государственный архив Ставропольского края, ф. 249, оп. 3. д. 2584, л., 53.
  30. Л.Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. — Л.: Наука, 1977. — 172 с.
  31. Н.И., Никольская Н. Н. О природной и социальной детерминации нравственности и криминального поведения // Философские науки. -2002. -№ 2. -С. 100−101.
  32. Л.Н. История людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993. — 544.
  33. А.А. Великие моралисты. — М.: Республика, 1995. — 5.
  34. Ч. Происхождение человека и половой отбор. // Соч., Т.5. М., 1953.-С. 233.
  35. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем. // Сов.этнография. — 1983. — № 2. — 64.
  36. А.Ф. Личность и нация. — Баку: Элм., 1976. — 226 с.
  37. И.Б., Коростылева Л А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во СПб. университета, 1997. — 25 — 26.
  38. А. Ш. Сокровищница слов или ногайский фольклор, ч. III, л. 26, 32. Архив КЧНИИ, ф. 2, оп. 2, д. 5.
  39. У. Психология. Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  40. М.С. Нация как социально-экономическая общность людей // Вопросы истории. — 1966. — № 4. — 38 — 45.
  41. Е.Л. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис. … докт. филос. наук. — М., 1989. — 5 — 29.
  42. Е.Л. Риск морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 88.
  43. Е.Л. Человек и моральный нигилизм в теории классического психоанализа // Социальная сущность и функции нравственности / Ред. кол.: А. А. Гусейнов (отв. ред.) и др. — М.: Издательство МГУ, 1975. -С.118−127.
  44. И.Г. Представления россиян о границах допустимого поведения в межличностном общении // Ментальность россиян / Под общ. ред. И. Г. Дубова. — М.: Имидж-Контакт, 1997. — 191 — 213.
  45. Н. История войны и владычества русских на Кавказе.: T.I., кнЛ.-СПб., 1871.-С. 22−279.
  46. В.М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974. — 727 с.
  47. Л. Статистическое оценивание: Пер. с нем. — М.: «Статистика», 1976.-С. 309.
  48. А.Г. Конфликт интересов и кризис нравственных оснований мотивации поведения // Динамика ценностей населения реформируемой России. — М.: «Эдиториал УРСС», 1996. — 158 — 170.
  49. Ибрагимов М.-Р.А., Аджиев A.M., Кельдасов Р. // Народы Дагестана / Отв. ред. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: Наука, 2002. — 492 — 507.
  50. А.А. Психология этнической идентичности личности. — Краснодар: КГУ, 2001. — 90.
  51. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. — М.: МГСА, 2000. -С. 8 7 — 8 9 .
  52. М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-С. 159.
  53. Т.В. Этический анализ самосознания личности: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1987. — 21 с.
  54. И. X., Керейтов Р. X., Сикалиев А. И. Ногайцы. — Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, Карачаево-Черкесское отд-е, 1988. -С. 37−197.
  55. Р.Х. Этническая история ногайцев (К проблеме этногенетических связей ногайцев). — Ставрополь: КРЧ ИГИ, 1999. -176 с.
  56. П. Справочное руководство по конструированию тестов: Пер. с англ. — Киев: ПАН ЛТД, 1994. — 159 — 160.
  57. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М.: Педагогика, 1991. — 140 — 144.
  58. Е.И., Пименов Е. Е. Язык, контакты и элементы этнической идентификации. IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Доклады советской делегации. — М.: Наука, 1973. — 4 — 5.
  59. Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // СОЦИС. — 2002 .-№ 6. — С. 94
  60. В.И. О понятии этнической общности // Сов. этнография. — 1969.-№ 1.-С.101.
  61. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в общей теории этноса // Сов. этнография. — 1974. — № 2 — 54 — 72.
  62. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Изд-во «Просвещение», 1979. — 175 с.
  63. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Педагогика, 1988. — 264 с.
  64. .Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества в XIX — начале XX вв. — Алма-Ата: Наука, 1973. -С. 34.
  65. В.Г. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России // Мир психологии. — 1996. — № 2. — 114 — 127.
  66. В.Г. Этническая психология: Учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  67. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. — Ч. 1. — М.: Институт молодежи, -1992. — 160 с.
  68. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. — 2. изд., испр. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 327 с.
  69. А. X. Библия на ногайском языке // Половецкая луна. — Черкесск, 1991. 98 — 100
  70. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. — М.: Инст. этнографии АН СССР, Вып. 6. Т. 8., 1949. -47 с.
  71. Р. Как на самом деле любить детей // Пер. с англ. — М.: Знание,-1992.-С. 188.
  72. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. — СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
  73. Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория / Под ред. О. П. Целиковой. — М.: Наука, 1974. — 79.
  74. В.П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психол. ж. — 1992, Т. 13, — № 6. — 35 — 47.
  75. В.П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в зарубежных учениях // Сов. этнография. -1973. -№ 5.-С125−131 .
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  77. СВ. Метаморфозы традиционного сознания личности. — СПб.: Тип-я им. Котлякова, 1994. — 288с.
  78. О.Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — Ставрополь, 2003. — 13.
  79. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. — 42.
  80. Г. Караногайцы. // Терский сборник, вып. 3, кн. 2. — Владикавказ, 1893.-С. 163.
  81. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений в 30 т. — 2-е изд. — Т. 3. — М.: Госполитиздат, 1955. — 629 с.
  82. М. Трактат о двух Сарматиях. — М. — Л.: АН СССР, 1936. — 58−59.
  83. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. -М.: МГУ, 1994. — 227−237.
  84. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. — 27 с.
  85. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 10.
  86. И.Н. Психология морального конфликта // Мораль: противоречия и конфликты / Под ред. Н. А. Головко. — М.: ИФАН, 1987. — 4 2 -43 .
  87. И.Н. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 244.
  88. СИ. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирические исследования в Дагестане и на Северном Кавказе). — Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006. — 161 с.
  89. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. — 105 с.
  90. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994. -Т. 15. — № 3. — 42 — 49.
  91. B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты.). — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. — 609 с.
  92. B.C. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (дети, подростки, молодежь: 9 -18 лет). — Архангельск, 1994. — 40 с.
  93. B.C. Современное самосознание народов Севера // Психол. ж. — 1988. — Т. 9, — № 4. — 44 — 52.
  94. B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. — 2002. — № 1. -С. 16−39.
  95. Н.А. Психосемантическое исследование ценностно- мотивационных ориентации личности // Психологический журнал. — 2005. — Т. 2 6. -№ 3. — С. 26.
  96. Г. Г. Современный Дагестан: геополитическое положение и международное отношение. -Махачкала: Юпитер, 1999. — 90 с.
  97. Очерки истории Карачаево-Черкесии. T.I. — Ставрополь, 1967. — 386
  98. П.Н. Из поездки к ногайцам с антропологической целью. // Русский антропологический журнал, т. VIII. — М., 1912. — № 1(29). — 37.
  99. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование формы репрезентации в обыденном сознании. — М.: Изд-воМГУ, 1983.-С.176.
  100. В.В. Удмурты. — Л.: Лениздат., 1973. — 430 с.
  101. .Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1997. — 81 — 192.
  102. .Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1966. — 214 с.
  103. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 125−126. Юб. Прошкина В. М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. -М., 1990, — 20 с.
  104. Л. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: «Учпедгиз», 1946. — 704 с.
  105. Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. — СПб., 1895. — 350.
  106. О. А. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальности в трансформации цивилизационных систем // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5. — 104 — 114.
  107. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — 29 — 178.
  108. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. — М.: Издательство РЭА, 1995. — 184 с.
  109. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983.- 445 с.
  110. Я.С. К типологии обычаев умыкания (по материалам народов Северного и Западного Кавказа). // Проблемы типологии в этнографии. — М.: Наука, 1979. — 72 — 112.
  111. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. XIX — первая половина XX в. — М., 1983. — 72 — 78.
  112. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Сов. этнография. — 1982. — № 1. — 24 — 31.
  113. Ю.В. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко. — М.: Издательство МГУ, 1980. — 251.
  114. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. — М., 1988. — 111 -114.
  115. Г. У. Этническое самосознание и этническая идентичность // Этническая психология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Егоровой. — СПб.: Речь, 2003.-С. 189−196.
  116. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. — М.: «Просвещение», 1979. — 126 — 135.
  117. А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972- 303 с.
  118. Г. В. Некоторые методические аспекты, определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика: Сборник статей / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. -М.: Наука, 1985 — 233 с.
  119. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Сов. этнография. — 1983. — № 3. — 78 — 85.
  120. В.В. Методики психодиагностики самосознания // Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2004. — 359 — 374.
  121. В.В. Опросник самоотношения // Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2004. — 374 — 379.
  122. В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2004. — 346 — 359.
  123. В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство МГУ, 1983. — 284 с.
  124. Л.В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: Автореф. дис… канд. психол. наук. — М., 1991. — 20 с.
  125. Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально — смешанных семьях // Сов. этнография. — 1969.-C.20−30.
  126. В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. — СПб., 1884. — 285 — 474.
  127. А.И. Специфика и структура морали- проблемы структуры нравственного сознания // Мораль и этическая теория / Под ред. О. П. Целиковой. — М.: Наука, 1974. — 7 — 49.
  128. А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А. А. Гусейнова и др. — М.: Издательство МГУ, 1980. — 97 — 137.
  129. Э. Принципы обучения, основанные на психологии: Пер. с англ. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. — М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1988. — 9 -248.
  130. А.Н. Морально-ценностные факторы становления и развития нравственного самосознания в условиях современной цивилизации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1992. — 20 с.
  131. Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во СПб. университета, 1997. — 65.
  132. . Кейс — стади в контексте качественно — количественной проблематики // СОЦИС. — 2004. — № 9. — 17.
  133. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси: Мерани, 1991. — 67 — 73.
  134. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989. — 455 с.
  135. Фрейд З. Введение в технику детского психоанализа. — М., 1991. Вып. 1.-С. 72.
  136. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1992.-289 с.
  137. А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. Монография. — М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. — 472 с.
  138. А.А., Гаджимурадова З. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. — М.: Прометей, 2005. — 292 с.
  139. К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Издательство МГУ, 1982. — 97−105.
  140. В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // СОЦИС. — 1999. — № 9. -С. 67−74.
  141. В.Ю. Этническое самосознание. — СПб.: Алетейя, 2000- 235с.
  142. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика // Мастер. № 6. — М., 1996.-С. 4 6 -48 .
  143. Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Сов. этнография. — 1967. — № 4. — 47 — 100.
  144. И.И. Самосознание личности / В кн. Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. — 209 — 320.
  145. Н.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов. этнография. — 1972. — № 3. — 73 — 85 .
  146. В.Э. Смысл жизни и судьба. — М.: Издательство «Ось-89», 1997.-208 с.
  147. Д.С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. — Киев: Вища школа, 1986. — 144 с.
  148. П.Н. Психика и мораль в конфликте (О воспитательной силе зла) // Общественные науки и современность. — 1992. — № 3. — 30.
  149. П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  150. Г. М. Социальное противоречие. — М.: Мысль, 1979. — 158 с.
  151. Энциклопедический словарь. — Т. 1. // Ф. А. Брокгауз, И. О. Ефрон. — СПб., 1890.
  152. Э. Идентичность: юность и кризис. — М., Прогресс, 1996. — 340 с.
  153. Berry J.W. Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 1974. — Vol. 5. -№ 5. — P. 382−406.
  154. Bios P. An Adolescence. A psychoanalytic interpretation. — N. Y. The free press of Glencoe, Inc., 1962. — p. 269.
  155. Christensen P.N., Rothgerber H., Wood W., Matz D.C. Social Norms and Identity Relevance: A Motivational Approach to Normative Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. — 2004. — Vol. 30. — № 10. — P. 1295−1297.
  156. Ericson E. Childhood And Society. N. Y.: Norton, 1963. — P. 52 — 67.
  157. Ericson E. Identity, youth and Crisis. N. Y.: Norton, 1968. — P. 36 — 49.
  158. Erikson E. Identity and the Life Cycle: Psychological Issues. N. Y.: IUP, 1959.P.64−82.
  159. Gibbs J.C., Basinger K.S., Fuller D. Moral maturity: measuring the development of sociomoral reflection. — Hillsdale (New-York) etc.: 1. awrence Eribawm associates, 1992. — XII, 218 p.
  160. Hall.H., Flncham F.D. Self-Forgiveness: The Stepchild of Forgiveness Research // Journal of Social and Clinical Psychology. — 2005. — Vol. 24. -№ 5. — P. 623.
  161. Harding C.G. Intention, contradiction and the Recognition of Dilemmas // Moral dilemmas: Philosophical and psychological issues in the development of moral reasoning / Ed. by C.G. Harding. — Chicago: Precedent Publishing, 1985.-P. 53.
  162. Harris N. Reassessing the dimensionality of the moral emotion // British Journal of Psychology. — 2003. — Vol. 94. — № 4. — P. 458.
  163. Kats D., Braly K. Racial Prejudices and Racial Stereotypes. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1935, 30.-p. 175 — 193.
  164. Kats D., Braly K. Racial Stereotypes in one hundred College Students. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933, 28. — p. 280 — 290.
  165. Klapp O.E. Collective search for identity. — New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.-P. 185.
  166. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. — New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976.-P. 31−53.
  167. Kohlberg L. Resolving Moral Conflicts within the Just Community // Moral dilemmas: Philosophical and psychological issues in the development of moral reasoning / Ed. by C.G. Harding. — Chicago: Precedent Publishing, 1985.-P. 71−97.
  168. L’EcuerR.Le concept desoi.-Paris, 1978.-P. 114−115, 128.
  169. Lefebvre V. Algebra of Conscience. — Dordrecht etc.: D. Reidel Publishing Company, 1982. -XXVI, 194 p.
  170. Lewis Y. The Self as a Moral Concept // British Journal of Social Psychology. — 2003. — Vol. 42. — P. 2. — P. 232.
  171. McFall L. Integrity // Ethics and personality: Essays in moral psychology / Ed. by J. Deigh. — Chicago- London: The university of Chicago press, 1992. — P. 87−89.
  172. Mead J. Mind, Self and Society. — Chicago, 1934. — P.43 — 49.
  173. Phinney J. Ethic identity in adolescents and adults: review of research // Psychological Bulletin, 1990, v. 108, p.449 — 514.
  174. RadloffW. W. Aus Sibirien. Bd. 1, Leipzig, 1881. — S.131.
  175. Schlatter D. Brtichstucte aus einigen Reisen nach dem Sudlichen Russland in den Jahren 1822 bis 1828. St. Gallen -Bern, 1836. — S.295.
  176. Schneiderman L. The psychology of social change. — New-York: Human sciences press, inc., 1988. — P. 105−106.
  177. Stonequist E.V. The problem of the marginal man // American Journal of Sociology. -1935. — Vol. 41. — P. 1−12.
  178. Tajefell N. Aspects of National and Ethnic Loyality. Soc. Scienct Inform N 9 (3). Oxford — Edinbourgh. 1971. — P. 97 — 109.
  179. Tajefell N. Intergronp behavionr, Soc. Comparison and Social Change. Katz — Newcomb lectures. Ann — arbor, 1974. — P. 102 — 111.
  180. Weis F. Self- elienation: Dynamics and Therapy // In: E & M Josephson Man alone: elienation in modern society. — N. Y. Dell Publishing Co, 1969. — p. 463−479.
  181. Wright D. The Psychology of Moral Behaviour. — Harmondsworth: Penguin Books, 1978.-P. 210.
  182. Wylie R.S. The Self — concept. A critical survey of certinent research literature. — Lincoln, 1961. — P.6.
  183. Wylie R.S. The Self — concept. Vol. I. A review of methodological considerations and measuring instrumtnts. Lincoln, 1974. — P. 174.
Заполнить форму текущей работой