Функционально-семантическая категория вопросительности в хакасском языке
М&bdquo- 1999,295 тельного компонента зависит от его мастеренной принадлежности и от позиции в предложениив ритмомелодике вопросительных предложений возможны «провалы звучности», что не всегда является показателем малозначности вопросительного компонента (например: ноо, ни, ба ни зе и др.) — 5) ритмомелодическая структура вопроситсльности зависит от участия и взаимосвязи всех других уровней языка… Читать ещё >
Содержание
В системном описании и научном изучении хакасского языка одним из открытых вопросов хакасской филологии остается отсутствие исследований категории вопросительносги хакасского языка. Простое предложение как таковое и простое вопросительное предложение как один из его основных типов, получили свое описание в работах М. А. Кастро на, Н. Ф. Катанова, А. Т. Казанакова. Н. А. Баскакова, А. И. Инкижековой-Грекул, Г. И. Донидзе и др.
Предлагаемая работа является результатом обобщения проделанной работы по проблеме вопросительности хакасского языка, исследования фактического материала и системного осмысления структуры, способов и средств образования вопросительности хакасского языка с учетом важнейших его ритмомелодических (интонационных) характеристик.
Цель исследования заключается в разработке теоретической базы систематического изучения структурных, функционально-семантических и ритмомелодических свойств категории вопросительности хакасского языка путем анализа большого пласта фактических материалов с применением элементов сравнительно-сопоставительного анализа в отношении их лексико-грамматических единиц, которые изначально несут в себе вопросительность и играют особую роль в формировании вопросительных предложений.
В порядке реализации этой цели в работе решаются ряд частных задач, которые в обобщенном виде могут стать основой теории вопросительности хакасского языка:
1) сплошная выборка вопросительных предложений и их первичная группировка по наличию или отсутствию в них вопросительных элементов, по их формально-грамматическим показателям и функции в процессе коммуникации (вопрос, переспрос и т. д.) —
2) выявление неформальных способов выражения вопроса-
3) системный показ пограничных зон — зон перехода вопроса в повествование или побуждение и наоборот-
4) систематизация ритмомелодической организации вопросительности-
5) установление основных типов вопросительности и классификация вопросительных предложений-
6) выражение соответствия средств вопросительности хакасского языка в других тюркских языках.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного исследования категории вопросительности хакасского языка. Актуальность детальной проработки категории вопро-еительности хакасского языка диктуется ее сложной многокомпонентной и многогранной природой как в структурном, так и в функциональном плане. Важнейшей проблемой изучения категории во-просительности хакасского языка и его базовых диалектов является последовательный учет особенностей всех языковых уровней — лек-сико-грамматических, синтаксических, семантико-функциональных и ритмомелодических. В принципе требуется провести системное исследование всех типов коммуникативных установок в хакасском языке с применением современных методов системного анализа как грамматически и ритмомелодически оформленных конструкций. Отдельные аспекты повествования и побуждения в лексико-грамматическом и структурно-семантическом планах в той или иной мере проработаны (Н. Ф. Катанов, В. В. Радлов, С. Е. Малов, Н. А. Баскаков, Е. И. Убрятова, М. И. Черемисина, Г. Ф. Бабушкин, Н. 3. Гаджиева, А. И. Инкижекова, Н. Г. Доможаков, Г. И. Донид-зе, Д. И. Чанков, Д. Ф. Патачакова, В. Г. Карпов, Н. Н. Межекова, М. И. Боргояков, Т. Н. Тугужекова, О. В. Субракова, Т. Н. Боргояко-ва, и др.), а выражение и вопроситсльность, как таковая, скорее описана, чем систематизирована (Н. П. Дыренкова, В. Г. Карпов, Д. Ф. Патачакова, и др.). Поэтому системное изучение структурно-семантической организации категории вопросительности хакасского языка является необходимым звеном лексико-грамматических, синтаксических и интонационных исследований по современному хакасскому языку. В настоящее время ведутся комплексные исследования по ряду сибирских языков на основе единой методики структурного моделирования под руководством проф. М.И.Черемисиной- кроме того, сравнительно-исторические исследования проводятся ведущими учеными Отдела урало-алтайских языков, руководимые Э. Р. Тенишевым. В этом плане системный анализ категории вопроси-тельности хакасского языка может стать составной частью и общего системного исследования современных тюркских языков.
Научная новизна.
Выявление структуры категории вопрос ительности, особенностей вопроса в хакасской речи, детализация лексико-грамматических и смысловых особенностей вопросительности в хакасском языке- классификация хакасских вопросительных предложений является новым словом в хакасской филологии. В научный оборот вводится языковой материал, который может быть использован для сравнительного изучения вопросительности родственных и неродственных языков или для иного интерпретирования фиксированных данных о структуре, средствах выражения и функциях категории вопроситель-ности. Применение экспериментального метода исследования является серьезной новацией в изучении вопросительных предложений хакасского языка в порядке продолжения ранее проведенных описательных изысканий в области синтаксиса хакасского языка. В работе установлены и вводятся в научный оборот формальные и неформальные признаки вопроса, нюансы градации и различения смыслового содержания вопроса в зависимости от условий коммуникации, психофизического состояния и взаимоотношения участников диалога и других языковых и неязыковых факторов. Важное внимание обращается на выявление места и порядка использования специальных лексико-грамматических средств выражения вопроса.
Методы и материал исследования. В данной работе применен комплекс методов современной лингвистики. Как базовый методом использован метод системного обобщения состава и структуры вопросительности- при анализе особых лексико-морфологических единиц выражения вопроса применяется сравнительно-сопоставительный метод, включающий в себя сравнения аналогичных форм древних и современных тюркских языков, а также субъективный метод анализа показаний информантов. В исследовании ритмомелодики вопросительного предложения применены экспериментально-фонетические методы: пневмоосциллогра-фирования, интонографирования, а также метод слухового анализа и непосредственного аудиовизуального наблюдения. При обработке и обобщении экспериметально-фонетических данных использованы метрические, табулярно-графические и статистические методы с применением методики расшифровки и расчетов рит-момелодем В. М. Наделяева и его ученика И. Е. Алексеева, разработанной на основе терминов и приемов Л. В. Щербы, Л. Р. Зиндера, В. А. Артемова. Л. К. Цеплитиса, П. Линдсея и Д. Нормана1 .
1 Наделягв ВЛ1. Артикуляционная классификация гласных. // Фонетические исследования по сибирским языкам. Новосибирск, 1980, с.3−91- Алексеев И. Е. Слова с ударением на первом и серединном слогах в якутском языке. //Исследования по якутской грамматике и диалектологии. Якутск, 1979, с.22−39- Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т.1. Л., 1958- Зиндер Л. Р. Общая фонетика. Л., 1979- Артемов В. А. Экспериментальная фонетика. М., 1956- Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига. Зинатне. 1974- Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у че
Материал исследования.
Как материальная основа исследования была использована выборка из 7200 предложений, взятых из художественной литературы- в отдельных случаях были использованы материалы научных грамматик и словарей (особенно для сравнительно-сопоставительного анализа). Из этого числа были составлены и использованы специальные программы экспериментально-фонеггических исследований более 700 изолированных вопросительных предложений и связанных текстов, записанных от информантов, хорошо владеющих хакасским языком, а также живая устная речь носителей языка. Были записаны и проанализированы интонограм-мы в произнесении 20 дикторов (носителей языка).
Иллюстративный материал исследования дан в современной хакасской орфографии, в необходимых случаях дана транскрипция отдельных слов и выражений. Материалы других языков и иных источников изложены в орфографии этих языков или источников без изменения. При составлении конструкций вопросительных предложений была использована символика новосибирской синтаксической школы, разработанная для описания предложений в языках разных систем".
Положения, выносимые на защиту
1. Специальные языковые средства выражения вопроса оформляют до 80−90% вопросительных предложений, остальные оформляются ритмомелодикой, речевой ситуацией и иными внеязы-ковыми средствами.
2. Вопросительные компоненты в определенных речевых ситуациях могут выступать как самостоятельные вопросительные предложения. Черемисина А{. I! Бродская Л. А/., Скрибник Е. А. и др. Структурные типы синтетических полштредикативных кострукций и тыках ралных систем. Новосибирск, Наука, 1986, 313−314- Скрибник Е. К. Полипредикативные синтетические предложения в бурятском языке. Структурно-семантическое описание. Новосибирск, Наука, 1988, с. 184 192: Тыбыкова А. Т. Исследования по синтаксису алтайского языка. Простое предложение. Новосибирск, 1991, с.218−222- Ахматов И. X. Структурн0-сема1гтические модели проегого предложения в современном карачаево-балкарском языке. Нальчик, Эльбрус, 1983, -359 с. Абдуплаев С. Н. Структурно-семантические модели простого предложения в современном уйгурском языке (формально-содержательный анализ и вопросы соотно-симости с другими синтаксическими единицами). Алма-Ата, Автореферад диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, 1992, -40с.- Языки коренных народов Сибири. Вып.4.Новосибирск, 1998 н др.
3. В роли вопросительных элементов могут выступать слова и частицы, не имеющие вопросительного значения — при помощи вопросительной ритмомелодики отдельные лексико-грамматические формы, изначально не имеющие значение вопроса, могут выступать в роли средства выражения вопроса.
4. Ритмомелодическая организация вопросительного предложения хакасского языка носит системный характер. Независимо от состава предложения, но с учетом наличия или отсутствия специальных лексико-грамматических и синтаксических способов выражения вопроса, вопросительное предложение хакасского языка характеризуется в целом восходяще-нисходящей ритмомелодикой.
5. При наличии специальных средств выражения вопроса ритмомелодическая организация вопросительного предложения может быть произвольной, но при этом предложение не утрачивает характера вопроса. Иначе говоря, в хакасском языке определенные формы предложений, имеющие в своем составе отдельные лексико-грамматические средства выражения вопроса, в основном выражают вопрос.
6. Вопросительность часто может выражаться только ритмомелодическими средствами без формальных лексико-грамматических показателей вопроса — в синтаксическом плане формой для образования вопросительности могут быть повествовательные, побудительные и оптативные предложения при помощи вопросительной ритмомелодики.
7. В определенных условиях вопросительное предложение, оформленное всеми лексико-грамматическими и иными формальными средствами, может выражать не собственно вопрос, а скорее побуждение или повествование. Средством подобной трансформации может быть и речевая ситуация, при котором ритмомелодика предложения не становится вопросительной.
8. В хакасском языке действует система вопросительности общетюркского характера, имеющая ряд особенностей, присущих только хакасской вопросительности.
Теоретическая и практическая значимость работы
Работа впервые вводит в науст ряд новых положений: впервые обследованы и научно обобщены в системном порядке все вопросительные компоненты хакасского языка, проведена классификация вопросительности с точки зрения структуры, семантики и ритмомелодики- проанализированы соответствия средств выражения вопросительности хакасского языка в некоторых других тюркских языках. В целом в диссертации и публикациях представлено фундаментального характера новое направление в области исследования предложения в хакасском языке — сочетание теории и эксперимента с исследованием элементов сравнительно-сопоставительного изучения языковых явлений. Данное исследование должно стать составной частью научного изучения синтаксиса хакасского языка. Выполненные в этом же ключе работы по побудительности и повествовательности со временем должны стать основой для новой редакции раздела «Синтаксис» научной грамматики хакасского языка.
Материалы и теоретические
выводы работы используются и могут быть использованы при написании учебно-методических пособий в помощь учащимся, студентам и преподавателям хакасского языка в школах и вузах, составлении разговорников, самоучителей и других видов прикладной лингвистики. Отдельные положения исследования, его фактический материал в сравнительно-сопоставительном плане могут бьггь использованы при изучении моделей простых и сложных предложений тюркских языков Сибири и сопредельных регионов, при обучении иностранным языкам в части вопросительных предложений и их ритмомелодической организации.
Апробация работы
Результаты исследования апробировались в докладах на научных конференциях различных уровней на: Итоговой научной конференции студентов и преподавателей (Абакан, 1982) — Н-ой Всесоюзной фонетической конференции «Исследования звуковых систем языков аборигенов Сибири и сопредельных регионов» (Новосибирск, 1983) — Научно-практической конференции, посвященной 40-летию Тувинской АССР (Кызыл, 1984) — Шестой научно-практической конференции преподавателей по проблеме «Принципы отбора содержания учебного материала и выбора методов его изложения» (Кызыл, 1985) — Фонетической конференции (Новосибирск, 1986, 1990) — Научно-практической конференции КГ11И (Кызыл, 1986- 1987) — Конференции, посвященной памяти В. М. Наделяева (Новосибирск, 1986. 1989) — Региональной конференции по языкам народов Сибири (Новосибирск, 1987) — Ш Всесоюзной фонетической конференции языков народов Сибири и сопредельных регионов (Новосибирск, 1988) — Всесоюзной конференции по проблемам просодии слова и интонации (Москва, 1988) — Всесоюзной фонетической конференции, «Проблемы спонтанной речи», посвященной памяти Г. П. Торсуева (Москва, 1989, 1990) — Конференции, посвященной 100-летию пребывания Н. Ф. Катанова в Туве (Кызыл, 1989) — Всесоюзной научной конференции, посвященной памяти В. М. Наделяева (Алма-Ата, 1990) — HI-ем Международном конгрессе культуры, языка и истории тюркских народов (г. Анкара, Турция, 1993) — Международной научной конференции «Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур» (Новосибирск, 1995) — Конгрессе тюркских народов (Кызыл, 1997) — Научной конференции, посвященной А. А. Пальмбаху (Кызыл, 1997) — Научной конференции: «Языки народов Сибири и сопредельных регионов», посвященной 90-летию со дня рождения Е. И. Убрятовой и 85-летию со дня рождения В. М. Наделяева (Новосибирск, 1997) — региональной научной конференции «Языки народов Сибири и сопредельных регионов», а также на специализированном семинаре «Залог и проблемы моделирования предложений», посвященного в честь 75-летия доктора филологических наук, профессора Майи Ивановны Черемисииой (Новосибирск, 1999).
Публикации по теме работы: опубликованы 4 монографии и 27 научных статей и тезисов докладов.
Структура доклада. Работа состоит из Введения, трех глав и
Заключения: в I главе представлен функционально-семантический анализ категории вопросительности в хакасском языке- во II главе рассматриваются лексико-грамматические средства и ритмомелодический способ образования вопросительности, в III главе приводятся результаты сравнительно-сопоставительного исследования вопросительности в некоторых других тюркских языках и даются теоретические обобщения вопросительности в хакасском языке- в
Заключении даны обобщенные
выводы о характере и типах выражения вопросительности в хакасском языке.