Автомобилестроение развитых рыночных стран в начале XX в. превратилось из «отрасли промышленности» в цивилизационную деятельность, которая формировала новый образ жизни человека. Экономический аспект этой деятельности пока определяющий: личный автомобиль самый дорогостоящий предмет широкого потребления, дороже автомобиля только квартиры и дома. Государство, не способное поставить автомобилестроение на должный уровень, обречено на «вялое» товарно-денежное обращение, низкий жизненный уровень населения, социальную напряженность.
Задача автомобильного брендинга построить четкие ассоциации, в соответствии с которыми в умах потребителей марка занимает совершенно определенное место. Хороший брендинг строит сильную марку, и потенциальный покупатель начинает осознавать, что он мечтает именно об этом автомобиле, а не о каком-то другом. Во многом эфемерные особенности, которые несут в себе автомобильные бренды, хотя и существуют в основном лишь в сознании покупателя, во много раз сильнее влияют на его выбор, чем несущественные технические различия между автомобилями одного класса.
В настоящее время на мировом рынке присутствуют около двух десятков ведущих автомобильных компаний, производящих высококачественную продукцию, которая должна соответствовать самым разнообразным вкусам и запросам. Все производители находятся в рамках жесткой конкуренции друг с другом и ведут настоящую войну за потребителя. Высокий уровень приблизительно одинаковой по качеству продукции предопределяет маркетинговую стратегию компаний, которая заключается, прежде всего, в освоении новых рынков продвижении на них своих марок. В данной ситуации важным фактором в рекламе своей продукции является обращение не только к разуму потребителя (выгодное соотношение «цена-качество», надежность автомобиля в эксплуатации, соответствие предъявляемым к нему функциональным требованиям, дополнительные опции), но и к его чувствам (эстетическое удовольствие от дизайна и интерьера, роскошь, престижность обладания именно данной маркой как знак хорошего вкуса или социального статуса).
Одну из важнейших ролей в данном контексте играет реклама. Учитывая, насколько важным является в росте продаж автомобилей грамотно и четко построенная рекламная компания, то актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Основной целью данной курсовой работы является выделение основных и наиболее успешных принципов построения рекламной компании автомобилей.
Исходя из данной цели мы можем выделить ряд задач:
— рассмотреть наиболее крупных производителей автомобилей в мире и перспективы развития данной отрасли мировой промышленности;
— изучить и выявить основные и наиболее успешные тенденции в рекламе автомобилей, а также специфику рекламирования данного продукта;
— выделить основные тенденции в развитии рекламы автомобилей;
Эти и многие другие вопросы мы и проанализируем в данной курсовой работе, затрагивающей проблемы взаимосвязи средств рекламы и потребительского рынка автомобилей.
В качестве основных источников по данной проблеме были использованы материалы специализированных изданий по автомобильной тематике и интернет сайтов. Также в данной работе были использованы работы связанные непосредственно с планированием рекламной компании и маркетингом, а также труды по общей теории рекламы.
Глава 1.
Современное состояние мирового рынка автомобилестроения.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению рекламных компаний автомобилей мы должны рассмотреть общее состояние данной отрасли и определить основных игроков на рынке.
На данный момент автомобилестроение является одной из наиболее динамично развивающихся и востребованных отраслей мирового хозяйства. Масштабы отрасли характеризуются тем, что совокупная стоимость конечной продукции мирового автомобилестроения составляет примерно $ 1,5 трлн., в том числе (млрд. дол.): в США 288 (2002 г.) и более 170 — запчасти и принадлежности, в Японии 342 (2000 г., включая комплектующие, что составило 13,4% промышленного производства страны) в ФРГ 172 (2001 г.). О социально-экономической значимости автомобилестроения в жизни современного общества говорит то, что в нем непосредственно занято: в США свыше 1 млн., в ФРГ 775 тыс. человек. Число же людей, косвенно связанных с этой отраслью (и зависящих от нее), во много раз превышает указанные цифры .
В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.
Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится.
Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы и т. д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции.
В начале ХХI в. мировая автомобильная промышленность характеризуется двумя тенденциями: усилением конкуренции и распространением влияния глобализации. Возросшая конкуренция побуждает производителей автомобилей улучшать качество выпускаемой продукции и совершенствовать технологию, снижать производственные издержки и активнее выходить на мировой рынок. Таким образом, конкуренция все более переносится на международный уровень. Основными движущими силами и мотивами размещения филиалов автомобильных корпораций за рубежом в настоящее время служат: завоевание перспективных рынков сбыта, развитие международной специализации и кооперирования производства, использование относительно дешевой рабочей силы в зарубежных странах, более расширяющийся процесс межфирменных слияний и поглощений, идущих поверх национальных границ.
Другой важной чертой автомобилестроения является внутренняя и межфирменная кооперация. В настоящее время нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции. Это связано с ужесточением на мировом рынке конкурентной борьбы над природными ресурсами и информационным пространством. Однако следует отметить, что существуют мелкие компании, которые в меньшей степени вовлечены в этот процесс.
Автомобильная промышленность мира наиболее монополизированная отрасль мировой промышленности. Всего 10 ведущих авто мобильных компаний пяти стран обеспечивают около 80% мирового производства, что обусловило исключительно острую конкуренцию на мировом рынке. Кроме того, характерной тенденцией 90-х годов прошлого столетия стало то, что деятельность автомобильных компаний все больше происходит вне государственных границ .
Затраты на приобретение и последующую эксплуатацию автомобилей важная статья потребительских расходов населения развитых стран.
В США на эти цели тратится около 15% потребительского бюджета, т. е. примерно столько же, сколько на питание. Показатели мирового автопарка в расчете на 1000 жителей за 90-е годы ХХ в. выросли почти в 1,5 раза. В начале нового столетия во многих промышленно развитых странах эти показатели достигли уровня 400 500 легковых автомобилей, т. е. примерно 1 автомобиль на два человека; всего 8% американских семей вообще не имеют автомобилей. И хотя в густонаселенных развивающихся странах с низкой платежеспособностью автообеспеченность оставалась на душевом уровне в 50 100 раз ниже, в мире стало все более явственно ощущаться насыщение рынка автомобилей. В ряде стран (США, Канада и др.) даже наметилась тенденция к снижению автообеспеченности.