Психофизиологическое исследование отдаленных последствий эмоционального общения матери с ребенком
Важнейшим компонентом социальнокультурного фактора формирования индивидуальности является семья (И.В. Дубровина, 1997; И. А. Зимняя, 1997; Э.Г. Эйде-миллер, В. Юстицкис, 1999; Р. Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир, 1999; С. А. Игумнов, 1999; и др.). Как показывают исследования, существенным механизмом психологического влияния семьи является аффективный климат или эмоциональный стиль общения (далее… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
- 1. 1. Теоретические концепции развития индивидуальности
- 1. 2. Аффективный климат семьи как фактор развития индивидуальности
- 1. 3. Постановка проблемы и задачи исследования
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объект исследования и организация опытов
- 2. 2. Методика психодиагностического исследования влияния вербальных и невербальных средств эмоционального общения на развитие индивидуальности
- 2. 3. Методы многоуровневого исследования иерархической индивидуальности
- 2. 4. Математико-статистическая обработка. ц
- ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ
- 3. 1. Характеристики эмоционального общения матери и ребенка
- 3. 2. Индивидуальные различия эмоционального общения
- 3. 3. Корреляционно-факторный анализ индивидуальных различий общения матери с ребенком
- 3. 4. Выводы
- ГЛАВА 4. СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ С МНОГОУРОВНЕВЫМИ СВОЙСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
4.1. Соотношение характеристик эмоционального общения матери с ребенком с личностными свойствами. 4.2. Соотношение характеристик эмоционального общения матери с ребенком с темпераментальными свойствами.
4.3. Соотношение характеристик эмоционального общения матери с ребенком с ЭЭГ и другими нейроструктурными свойствами.
4.4. Соотношение характеристик эмоционального общения матери с ребенком с БАТ.
4.5. Генетические предикторы эмоционального общения матери с ребенком.
4.6. Регрессионные модели соотношения ЭСО матери с ребенком со свойствами взрослых юношей и девушек.
4.7. Выводы.
Список литературы
- Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. -Казань: КГУ, 1987. -261 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию, изд. 2. -М.: Academia, 1996. -128 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -334 с.
- Абульханова Славская К. А., Александров Ю. И., Брушлинский A.B. Комплексное изучение человека // Вестник РГНФ, 1996. № 3. — С. 11.5. 28 с.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. -Челябинск: Татьяна Лурье, 1999. -356 с.
- Акишина A.A., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. -М.: Знание, 1991. -С.5−6.
- Александров Ю.И. (ред) Основы психофизиологии. -М.: Инфра, 1997. -432 с.
- Александровская Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла (Методические рекомендации). Л.: ЛНИПИ им. Бехтерева, 1985. -33 с.
- Ю.Аминев Г. А. Математические методы в инженерной психологии. -Уфа: БГУ, 1982. -113 с.
- Аминев Г. А. Психофизиология многоуровневого анализа. //Сб.: Индивидуальность человека. Условия проявления и развития. Тезисы докладов научной сессии посвященной 90-летию со дня рождения B.C. Мерлина. -Пермь: ПГПИ, 1988. -С. 22.
- Аминев Г. А., Аминев Э. Г. Модернизированная система Q-факторного анализа для решения задач индивидуального подхода /Сб.: Информатизация образования: личностно-ориентированные проекты. -Уфа: БГУ, МГУ, 1996.-С. 7−8.
- Аминев Г. А., Аминев Э. Г., Волкова Л. В., Фазлиахметова Г. Ф., Фаизова Р. Г. Методы диагностики в волновой теории личности /Сб.: Ежегодник РПО «Методы психологии». Т. 3. -Ростов на — Дону: РПО, 1997. — С. 6 — 7.
- Аминев Г. А. Новое направление в изучении нейроструктурных основ индивидуальных различий //Вопр. психологии, № 2, 1999. -С. 114−115.
- Аминев ГЛ., Аминев Р. И., Купряхина И. Ф., Сафина Р. Б., Хайбулина Г. Н., Фрич P.P. О системно-квантовой концепции обучения и воспитания //Сб.: Опережающее образование: будущее республики (Гибкие технологии, ч. З). -Уфа: БО РПО, БашГУ, 1997. -С. 82−85.
- Аминев Г. А., Аминев Э. Г., Сафронов В. П. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. -170 с.
- П.Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения, /Вопр. психол. 1993. № 5. -С. 81−89.
- Анастази А. Психологическое тестирование. -М.: Педагогика, 1982. -Кн.1 -320 с. Кн.2 336с.
- Андрианов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов //Национально-культурная специфика речевого поведения. -М., 1977. -С. 260−268.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко, Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. -М.: Институт психотерапии, 1999. -304 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. С. 319 /Кн: Психология формирования и развития личности. -М: Наука, 1981.-365 с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. -Иркутск: Наука, 1989. С.32−50.
- Асмолов А.Г. За порогом рациональности: некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации /Кн.: Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — С. 123−135.
- Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: МГУ, 1990. -367 с.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. -Л.: Наука, 1976. 318 с.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. -512 с.
- Батуев A.C. Кортикальные механизмы интегративной деятельности мозга. -Л: Наука, 1978.-53 с.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск: ПГЛУ, 1996. -203 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -317 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -М.: Прогресс, 1988. 400 с.
- Бернштейн H.A. Проблемы нормирования в биологии активности //Прогресс биологической и медицинской кибернетики. -М.: Медицина, 1974. -С. 184−205.
- Берталанфи Л. История и статус общей теории систем //Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. -268с
- Бехтерев В.М. Объективная психология. -М.: Наука, 1991. -480 с.
- Бехтерева Н.П., Бундзен П. В., Гоголицын Ю. Л. Мозговые коды психической деятельности. -Л.: Наука, 1977. -165 с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. (ред.). Общая психодиагностика. -М.: МГУ, 1987.304 с.
- Бодунов М.В. Дифференциальная психофизиология /Кн.: Основы психофизиологии.- М.: ИНФРА-М, 1997. -С.353−368.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка /Сб. Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб: Питер, 2000. 480 с.
- Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. /Уч. -М.: МГУ, 1997. -219 с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. 2 изд. -М.: Медицина, 1988. -239 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. -М.: Наука, 1990. -С.9−16.
- Бриллюэн Л. Наука и теория информации. -М.: ФМ, 1960. -392 с.
- Брунер Д. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. 416с.
- Брушлинский A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления (методологический анализ). /Сб.: Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. -С. 5−49.
- Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. -М.: Наука, 1972. 336 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. -Киев: Знание Усср, 1985. -16 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. -160 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПБ: Питер, 1997. -336 с.
- Василюк Ф.Е. Структура образа //Вопросы психологии, 1993, № 5. С.5−19.
- Виглсуорт М.Ф. Вилли и его друзья: руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -224 с.
- Вогралик В.Г., Вогралик М. В. Пунктурная рефлексотерапия: Чжэнь-цзю. -Горький: Волго Вятское кн. изд., 1988. -335 с.
- Волос Р.П. Значение невербальной коммуникации при изучении русского язьжа /Международный симпозиум страноведение. -М., 1971. -С.41.
- Волоцкая З.М., Николаева Т. М. и др. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения //Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. -М., 1962. -С. 12−13.
- Выготский Л.С. О психологических системах /Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — С. 109−131.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. //Сб. Интегральные исследования индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. -С. 36−55.
- Генкин A.A., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1973. -186 с.
- Глотова Г. А. Проблемы психосемиотики. -Екатеринбург: УрГУ, 1994. -С. 4−8.
- Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. -М.: Наука, 1984. -С. 171−172.
- Голубева В.Л. Феномен общения «глаза в глаза» (психологические и лингвистические аспекты) /Филос. Об-во СССР. -М.: 1991. -С.65−70.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). -М.: Педагогика, 1980. -152 с.
- Готсдинер А.Л., Луковников H.H. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания. -Калинин: КГУ, 1985. -79с.
- Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии, 1992, № 1. 143 с.
- Дерябко С.Д., Левин В. А. Экология педагогики и психологии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -480 с.
- Дикая Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности. /Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 369−383.
- Дикая Л.Г., Гримак Л. П. Психофизиологические аспекты саморегуляции функциональных состояний операторов //Методика и аппаратура психофизиологического эксперимента. -М.: Наука, 1983. -С.81−82.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. -М: МГУ, 1979. -128 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива -М.: МГУ, 1984. -208 с.
- Дорошенко В.Ю., Зотова Л. И., Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения /Культура и спорт, 1997. -279 с.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М.: Смысл, 1993. -456с.
- Дружинин В.Н. Психология общих особенностей. -М.: Лантерна, Вита, 1995. -149с.
- Дубровина И.В.(ред.) Практическая психология образования -М.: ТЦ Сфера, 1997. -528 с.
- Дуринян P.A. Физиологические основы аурикулярной рефлексотерапии. -Ереван: Айстан, 1983. -240 с.
- Евдокимов В.И., Федотов А. Н. Точечный массаж-метод управления самочувствием и работоспособностью. Тула: Приокское книжное издательство, 1991.- 96 с.
- Ефимова И.В., Хомская Е. Д. Межполушарная асимметрия функций и вегетативная регуляция при интеллектуальной деятельности. /Физиол. человека. 1990. № 5. -С. 147−152.
- Иваницкий A.M., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психической деятельности. -М.: Наука, 1984. -199 с.
- Иванов Ф. Предупреждение стрессовых реакций. -М.: Военные знания, 1976, № 6, С.38−39.
- Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. -Мн.: Беларус-ская навука, 1999. -189 с.
- Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. -Л.: Медицина, 1985. -216
- Калнадзе JI.A., Красильникова E.B. Жест в разговорной речи //Русская разговорная речь. -АН СССР: ИрЯМ, 1973. -С.464−478.
- КарвасарскийБ.В. Медицинская психология. -Л.: Медицина, 1982. -272 с.
- Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить? Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей? -М.: Прогресс, 1991. -416 с.
- Квинн В. Прикладная психология. -СПБ: Питер, 2000. -560 с.
- Кинг М.Е., Цитренбаум Ч. М. Экзистенциальная гипнотерапия. -М.: Класс, 1998. -176 с.
- Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. -М.: Алетейа, 1999. -504 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Казань: КГУ, 1969. -279с.
- Климов Е.А. Основы психологии. -М.: ЮНИТИ, 1999. -175с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1995. -560 с.
- Кокс Т. Стресс -М.: Медицина, 1981. -216 с.
- ЮО.Комиссаренко Т. И. Изучение внутрисемейных отношений с помощью диагностического теста «рисунок семьи» //Соц. психол. проблемы обуч. и воспитания учащихся и студентов. /ТГУ, Тверь: 1992. — С. 51−60.
- Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988. -270 с.
- Конопкин O.A. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения с 158−171. /Сб.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М: Наука, 1989. -183 с.
- ЮЗ.Конышев В. А. Питание и регулирующие системы организма. -М.: Медицина, 1985. -222 с.
- Кочетов А.И., Коломинский Я. Л., Прокопьев И. И. и др. Психодиагностика в школе. -Минск: Народная асвета, 1987. -223 с.
- Ю5.Кошелев А. Изучение невербальных русских и болгарских средств коммуникации и их значение при русско-болгарских языковых контактах //Международный симпозиум страноведения и преподавания русского языка как иностранного. -М., 1971. -С.79−80.
- Юб.Крайг Г. Психология развития. -СПБ: Питер, 2000. -992 с.
- Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи /Русская разговорная речь, АН СССР: ИрЯМ, 1983. -С.214−235.
- Критская В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении. Мотивация, общение, познание. -М.: МГУ, 1991. -254 с.
- Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. -М.: РУНД, 1992. -79 с.
- ПО.КуттерП. Современный психоанализ. -СПб.: «Б.С.К», 1997. -351 с.
- Ш. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995. -271 с.
- Лазурус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. /Сб.: Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. -Л.: Медицина, 1970. -С. 178−208.
- Ланге Дж и др. Корреляция между психологическими и электроэнцефалографическими явлениями //Электроэнцефалографическое исследование высшей нервной деятельности. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. -С.369.
- Лебедев А.Н. Объем и быстродействие памяти /Кн.: Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М, 1997. -С. 134−139.
- Леви Л. Эндокринные реакции во время эмоционального стресса /Эмоциональный стресс. -Л.: Медицина, 1970. -С. 129−134.
- Левина И.Л., Воробьёва Г. И., Качан Л. Г. Аутоагрессия учащихся средней школы и её профилактика //Пробл. профилакт. мед. -Омск: 1996. -С. 44−46.
- ЛеонгардК. Акцентуированные личности. -Киев: ВШ, 1981. -390с.
- Леонтьев А.Н. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск: НГПИ, 1992. -216с.
- Ливанов М.Н., Свидерская Н. Е. Психологические аспекты феномена пространственной синхронизации потенциалов //Психологический журнал, № 5, 1984. -С. 71−83.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -Москва: ИПП, 1997. -384 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. -Кишинев: Навука, 1987. -С.5−43.
- Лобзин B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. -Л.: Медицина, 1986. -280 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопр. психологии. 1975, № 2. С. 31−45.
- Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела (Биоэнергетика) -СПБ: Речь, 2000. -272 с.
- Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. -Новосибирск: Наука, 1991. -432 с.
- Максимовский Э. Империя страха. -М: Макет Лимитед, 1991. -235 с.
- Малых С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. -М.: Эпи-давр, 1998. -744с.
- Маршцук В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 1984. -191 с.
- Масалович А.И. От нейрона к нейрокомпьютеру //Ж. Доктора Добба. № 1, 1992. -С.20−23.
- Ш. Маслоу А. Психология бытия. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. -304 с.
- Мачерет Е.Л., Самосюк И.З, Лысенюк В. П. Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний нервной системы. -Киев: Здоровья, 1989. -232с.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы (психологические возможности улучшения общения), гл. 5: Лаборатория поисков. -М.: Прогресс, 1986. -250 с.
- Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. -М.: ТОО Техлит- Медицина, 1997. -496 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. -256 с.
- Мозер Т. Первый год. Психоаналитическое лечение. -М.: Мир, 1986. -С.164.
- Мухина B.C. Психическое развитие и обучение /Уч.-к для студентов, 2-е изд. -М.: Просвещение, 1979. -С.21−37.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. -Л.: ЛГУ, 1960. -426с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. -М.: МГУ, 1976. -136 с.
- Небылицьш В.М. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. -383 с.
- Немиринский O.B. Личностный рост в терапевтической группе. -М.: Смысл, 1999. -112с.
- Немов P.C. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности//Вопр. психологии. -1977.- № 4. -С. 64−74.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. -М.: Мир, 1992. -С.139−143.
- Никитюк Б.А. Психологическая антропология в изучении интегральных индивидуальности и коллективности человека /Сб.: Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании. -Пятигорск: ПГЛУ, 1998. -С. 46−63.
- Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. -М: Экономика, 1990.48 с.
- Палей И. М. О сотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных различий. /Кн.: Вопр. дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. -Пермь: ПГПИ, 1976. -С. 14−21.
- Пенфилд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. -М.: ИЛ, 1958.-482 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: МГУ, 1988. -206с.
- Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. -М.: Гном-пресс, 1999.176с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии, 1981, № 1. -С. 57−66.
- Петрушин С.А. Вечера общения. Казань: РНМЦ НТКПР, 1989. -70 с.
- Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка. /Кн.: Избранные психологические труды. -М.: Межд. пед. академия, 1994. -С. 237−582.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -Новгород: Ай-Кью, 1992. -262 с.
- Пиотровский Р.Г., Бектаев К. Б., Пиотровская A.A. Математическая лингвистика. -М.: Высшая школа, 1997. -382 с.
- ПодласыйИ.П. Педагогика. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. -432 с.
- Портнов Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия. -Рига: Знание, 1987.352с.
- Пошивалов В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. Л.: Наука, 1986. -175 с.
- Пуселик Ф., Люис Б. Магия нейролингвистического программирования без тайн. Практическое руководство по общению и позитивному изменению личности. -Спб.: XXI век, 1995. 173 с.
- Равич-Щербо И. В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии. /Кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека. -М.: Наука, 1978. -С. 22−47.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПБ: Питер, 2000. -624 с.
- РаншбургЙ., Поппер П. Секреты личности. -М.: Прогресс, 1983. -С. 11−29.
- Раттер М. Помощь трудным детям. -М.: Наука, 1987. -С. 135−152.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. -М.: Высшая школа, 1990. 79 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПБ.: Питер, 1999. -224 с.
- Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. -М.: Наука, 1993. -307с.
- Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: -М.: Экономика, 1980. -176 с.
- Розенфельд Г. Развитие черт характера. -С. 151−181. /СБ: Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М: Педагогика, 1981. -224 с
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. -424с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. -М.: ИПП, 1996.384с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. -М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Рузина М.С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. -СПб: Кристалл, 1997.-С. 12−13.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. -352 с.
- Русалов В.М., Бодунов М. В. О факторной структуре интегральных электроэнцефалографических параметров человека. /Кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М.: 1980. -С.94−113.
- Русинов B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н., Вакар Е. М. Биопотенциалы мозга человека. -М.: Медицина, 1987. -254с.
- Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. -М.: Класс, 1996. -224 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1982. -124 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. -М.: Наука, 1984. -160 с
- Ситько С.П., Мкртчян Л. Н. Введение в квантовую медицину. -Киев: Паттерн, 1994. -146с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. -М.: Генезис, 1999. -272с.
- Смирнова Н.И. Сопоставительное описание русской кинетической коммуникации //Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.: 1977. -С.219−247.
- Соколов E.H., Шмелев JI.A. Нейробионика. -М.: Наука, 1983. -279 с.
- Соснин В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. -М.: ИП РАН, 1993. -154 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. //-Сб.: Стресс и тревога в спорте. -М.: ФиС, 1983. С. 12−24.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. -М.: Мир, 1983. -256 с.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. -М.: Медицина, 1981. -232с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972. -429 с.
- Табеева Д. М. Иглотерапия -М.: Ратмос, 1994. -472 с.
- Тайсон Ф. Тайсон Р. Теории процесса развития, с.37−43. /Кн.: Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -528 с.
- Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
- Талызина Н.Ф., Кривцова C.B., Мухамадулина Е. А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. -М.: МГУ, 1991. -192с.
- Таннер Дж. Физический и физиологический аспекты развития ребенка. -С.27−56. /Кн.: A.B. Запорожец и Л. А. Венгер (ред.) Развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1968. -188 с.
- Тенк Г. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. -Таганрог: Международный Институт Китайской медицины, 1991. -152с.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961.-535с.
- Тойч Ч.К. Генофизика. -М.: Санрэй, 1993. -18 с.
- Тренкле Б. Учебник психо-хо-терапии: Вполне серьезные анекдоты. -М.: Класс, 1998. -128 с.
- Трошин В.Д., Шубина Л. П. Теоретические и методологические основы ней-ро-профилактики. -Новосибирск: Наука, 1988. -237 с.
- Трут Л.Н. Очерки по генетике поведения. -Новосибирск: Наука, 1978. -255с.
- Уоссерман Ф. Нейрокомпьютерная техника. -М.: Мир, 1992. -235 с.
- Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. -М.: АН СССР, 1963. -323 с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М.: Наука, 1989. -192 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. -208 с.
- Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. -М.: Наука, 1995. -376 с.2Ю.Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. -М.: СЭВ, 1991.-91 с.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе: Избр. сочинения. -М.: Медицина, 1991. 286с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. -С.43−70.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. -Л.: ЛНИИФК, 1976. -18 с.
- Харман Г. Современный факторный анализ. -М.: Статистика, 1972. 468 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. /Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. № 2. -С. 43−46.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: РПА, 1997. -281 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты /Кн.: Избранные труды. -М.: Юность, 1995. -623 с.
- Хуснутдинова Э.К. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона. -Уфа: Гилем., 1999. -238 с.
- Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 1997. -С. 607.
- Циркин С.Ю. (ред.) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. -СПБ: Питер, 2000. -752 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986. 80с.222Луприкова НИ Психика и сознание как функция мозга.-М.: Наука, 1985. -200с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М.: Логос, 1994. -320 с.
- Шакуров Р.Ш., Семенова H.A. Аурикулярная диагностика /Методические рекомендации для врачей-курсантов. -Казань: ГИДУВ, 1987. -36 с.
- Шкопоров Н.Б., Белопольский В. И. О функциях взора человека в межличностном взаимодействии //Вопросы психологии, познания и общения. -Краснодар: 1985.-С.185−191.
- Шорохова Е.В. О естественной природе социальной сущности человека. /Кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1997. -С.65−80.
- Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условиях его формирования. Автореф. докт. дис. Новосибирск: ПВВКИУ, 1994. — 41 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПБ: Питер, 1999. -656 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Наука, 1978. -С. 151−168. 230. Эльконин ДБ К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопр. психол, 1971. № 4 -С 3−20.
- Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта. -Минск: ООО Попурри, 1996. -336с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. -344 с.
- Юнг К. Г. Эмоциональные психологические типы //Психология эмоций: Тексты. М., 1993. — С. 251−265.
- Якобсон С.Г. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. -С. 10.-18.
- Яноушек Я. Социальная детерминация и социальное поведение личности, с. 96 102 /Сб.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М: Наука, 1989. -183с.
- Anders T.F., Zeanah С.Н. Early infant development from a biological point of view / In: Frontiers of infant psychiatry. N.Y.: Basis Books, V.2, 1984. — P.55−69.
- Andreasen N.C. Posttraumatic stress disorder: Psychology, biology, and the manichaen warfare between false dichotomies.//Amer. J. Psychiat.- 1995.- 152.- N7.-P.963−965.
- Argyale M. Non-verbal communication in human Social interaction. -Cambridge, 1972. -P.243−268.
- Bartlett D. Examining the stress in stress research: Abstr. Pap. Spec. Group Health Psychol.: Anmi. Conf., Nottingham, 17−18 Sept., 1993. //Proc. Brit. Psychol. Soc.-1994.- 2. N1. P.28−29.
- Bateson, G. The effects of conscious purpose on human adaptation. In: Reprinted in Bateson, G. (ed.) / Steps to an Ecology of Mind. Paladin, St. Albans.1973. P. 415−422.
- Boots B.T., Eby M.D. Exessive mirror movements and aggresion //Biol. Psychiat. 1982. Y. 17, N. 1. P. 23−32.
- Bossy J., Prat-Pradal D., Taillandier J, Les Microsystem. es de l’acupuncture.-Paris etc., Masson, 1984.-33 p.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. -Geneva: World health Organization, 1951. -P.4−6.
- Briggs, S. R., & Cheek, J. M. The role of factor analysis in the development and evaluation of personality scales //Journal of Personality, 1986, № 51. P. 106 — 148.
- Brody S. Traditional ideolody, stress, and psychotherapy use. //J. Psychol. -1994. 128, N1. — P.5−13.
- Bronfenbrenner U. Toward an integrated theory of personality. In I. R. Blake & G. V. Ramsey (Eds.), Perception: An approach to personality. N. Y.: The Ronald Press Company, 1951. p. 248.
- Call J.D. From early patterns of communication to the grammar of experience and syntax in infancy /In: Frontiers of infant psychiatry. N.Y.: Basis Books, V.2, 1984. — P. 1529.
- Cannon W. B. Stressts fiid straints of homeostasis.- Amer. J. med. Sci., 1935, vol. 189, P. 1−14.
- Castle S., Wikins S., Heck E., Tanzy K., Makinodan T., Fahey J. Emotional distress, immune cell function in caregivers. //Final Program 51st Annu. Sci. Meet. Amer. Fed. Aging. Res. (Los Angeles, Calif., 1994). — N. Y., 1994 — P. 7.
- Cattell R.B., Eber H.W., Tatusuoka M.M. Handbook for the sixteen personaliti faktor questionaire (16 PF) in clinical, educational, industrial and research physiologi. Illinois, 1970. -398 p.
- Cummings E. M., Simpson K.S., Wilson A. Children’s responses to interadult anger as a function of information about resolution //Dev. Psychol. 29, 6. -1993. -C. 978−985.
- Eysenck H.J., Eysenck S. Manual for Eysenck personality inventory/- London, 1964.-264p.
- Fehr L.A. Introduction to personality. -N.Y.: MP Co, 1983. 487 p.
- Fiese B. H. Dimentions of family retuals across two generations: Relation to identity//Family process. -1992. -31, N2. -C. 151−162.
- Freud S. The Psychopathology of everyday life.-London: Penguin Books, 1976.382 p.
- Friedemann M.-L., Andrews M. Family support and child adjustment in single-parent families //Issues Compr. Pediat. Nurs. -1990. -13, N4. C. 289−301.
- Gray T. Psychophysiol. nature of intraversion-extraversion: A modification of Eysenck"s theory. /Biol, bases of individuall behaviour.-N.Y., L.: Acad, press, 1972.-P. 182−205.
- Higgins J.F., Endler N.S. Coping, life stress, and psychological and somatic distress. //Eur. J. Pers.- 1995.9, N4.- P.253−270.
- Hudson S.A., O’Regan J. Stress and the graduate psychology student. //J. Clin. Psychol.- 1994.- 50, N 6.P.973−977.
- Kuppers G. Die Ryodoraku Methode-Diagnostik und Therapie. Erfahrungsheilkunde, 1984, 33, № ll.-S. 819−824.
- Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing qutlooks. //Annu. Rev. Psychol. Vol. 44. Palo Alto (Calif.), 1993. — P. 1−21.
- Mann F. Acupuncture: the ancient Chinese art of healing. London: 1971.-234 p.
- Modell A.H. A narcissistic defense against affects and the illusion of self-sufficiency, // Int. J. Psychoanal., 1975, V. 56. -P. 175−282.
- Mulaik S.A. Factor analysis and psychometrika: major developments. -Psychometrika, 1986, v. 51, № 1. P. 23 — 33.
- Neubauer P. B, Neubauer A. Nature’s thumbprint: the new genetics of personality. -N.Y.: Columbia University Press, 1996. -223 p.
- Parrat- Silvia, Montagero J. Children’s representations of the development of a verbal ability (pictorial description) // J. Genet. Psychol. 1995. — 156, № 2. -C. 241- 256.
- Patterson J. M., Garwick A.W. Levels of meaning in family stress theory // Family Process. 1994. — 33, N 3. — C. 287−304.
- Perls F.S. Gestalt therapy.-Toronto: Bantham Books, 1977.537 p.
- Petros T.V., Beckwith B.E., Anderson M. Individual differences in the effects of time of day and passage difficulty on prose memory in adults.-Brit. I. Psychol., 1990. v. 81, № l.-p. 63−72.
- Potegal M., Davidson R. Aspects of temper tantrums in young children: Abstr. 11th World Meet. Int. Soc. Res Aggress., Delray Beach, Fla, July 6−10, 1994 // Aggress. Behav. 1995. — 21, № 3. C. 183.
- Reimss D., Oliveri M. The family’s conception of accountability and competence: a new approach to the conceptualization and assessment of family stress //Family process. -1991. -30, N2. -C. 193−214.
- Sears R.R., Whiting J.W., Nowlis V. Some Child Rearing aantecedents of Deprndency and agression in Yopung children //Genetic Psychology Monographs. -1957.
- Selye H/ Stress in helth and disseas. -Boston London: Batter-worth Publ., 1976. -1256 p.
- Shaffer H. P. The Growth of Sociability. -Harmondworth: Penquin, 1971. -P.2330.
- Sperry R.W., Hemisphere disconnection and unity in conscious awareness. -Amerikan Psychologist, 1968, № 23. P. 723−733.
- Spielberger C. D., Gorsuch R., Lushene R. E. STAI Manual for the State Trait Anxiety Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1970.
- Spitz R.A. The evolution of dialogue. In Drives, affects behavior. Vol. 2, ed. M. Schur. -New York: Int. Univ. Press, 1965. -Pp. 170−190.
- Taylor J., Underwood C., Thomas L., Zhang X. Effects of disforia on maternal exchange dispositions //J. Psychol. -1990. -124, N6. -C. 685−697.
- Taylor S., Rachman S. J Stimulus estimation and the overprediction of fear //Brit. J. Clin. Psyhol. -1994. -33, № 2. -C. 173- 181.
- Trevarthen C. Infant emotions, mother-infant communication and phases of brain growth: Antecedents and conseguences in building of the neocortex: 157th Meet. Neth. Anat. Soc., Lunteren, 1995 //Eur. J. Morphol. -1995. -33, N 4. -C. 320−324.
- Winnicott D.W. The ordinary devoted mother. /In: Boundary and space -N.Y.: Brunner/Mazel, 1981. -P. 125−130.
- Wixted J.T., McDowell J.J. Contributions to the functional analysis of single -trial free recall. J. Exp. Psychol. Learn., Mem., and Cogn., 1989, v. 15, № 4. -P. 685 — 697.