Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий
Диссертация
Изучая психологические последствия компьютеризации и сознавая огромную социальную ответственность такого изучения, мы должны более четко, чем это обычно делается, различать потенциальное и реализованное воздействие компьютеризации, декларируемое и реально достигаемое. Компьютеризация воздействует не только на развитие познавательной, но и мотивационной, эмоциональной, коммуникационной сферы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 1. 1. Психологические аспекты применения компьютерных технологий в образовании
- 1. 2. Психологические особенности использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущего учителя
- 1. 3. Личность будущего учителя и её развитие в условиях компьютеризации образования
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Методы диагностики развития личности учителя в образовательном процессе педвуза, этапы и задачи сравнительного эмпирического исследования
- 2. 2. Динамика развития личностных качеств студентов в зависимости от специализации обучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллииа O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−170.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С.19−44.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональнойкомпетентности учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998. — 357 с.
- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / Отв. Ред. К. И. Васильев. Воронеж. Издательство Воронежского университета. 1974.-164 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. -287 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. 4.II. — Изд-во Казанского ун-та, 1998.-318 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
- Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1984.-22 с.
- Анцыферова JI.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 2.
- Анцыферова Л.И. Способности личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. — Т.20. — № 1
- Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вести. Ленингр. ун-та. 1998. Сер. 6. Вып. 3. (№ 20). С. 37−45.
- Асеев В .Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1980.
- Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: Опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России. // Вариативные педагогические системы. — М., 1995.-С. 40−52.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 354 с.
- Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: Мифы и реальность // Магистр. 1995. — № 1. — С. 23−32.
- Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 18−25.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации //Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 89−100.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
- Баскаков A.M. Психологическая культура межличностных отношений. -Челябинск: ЧИПКРО, 1996. 150 с.
- Беляева A.B., Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психол. журн., 1991, Т. 12, № 2. С.145−152.
- Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестниквысшей школы. 1990. — № 10. — С.46−49.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: (Пер. с англ.) / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Берулава Г. А. Стиль индивидуальности. М.: MATO, 1996.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
- Беспалько В.П. Педагогические прогрессивные технологии обучения. — М.: Новая школа, 1995. 336 с.
- Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? — М.: ВЛАДОС, 1998.-352 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х т. Т.2.-Объективное изучение личности. — СПб.: Алетейя, 1999. — 284с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (первая половина двадцатого века) / Автореф. дис. в виде науч. доклада на соиск. учен степени доктора пед. наук. М., 1994.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Боковиков A.M. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 1.С. 93−101.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 66−72.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. С. 11−17.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. -№ 5.-С. 3−19.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.
- Васильева И.А., Осипова Е. М., Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопр. психол. 2002. № 3. С. 80−88.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985. — 140 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Войскунский А.Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
- Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. тр./ Отв. ред. И.Л. Баскакова- МГПИ. 1980.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1964.-268 с.
- Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1 М.: Педагогика, 1982.-255с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. — С.3−58.
- Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей-психологов и школьников. / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. — М., 1995.-С. 18−19.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Ноосфера, 1999. — 272 с.
- Гапонова С.А., Мартынова H.A. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способа предъявления информации // Психол. журнал. 2003. Т.24. № 6. С.86−93.
- Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. — 165 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект, 1997. — 697 с.
- Горелова Г. Г. Личность и профессия (Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса). Под ред. М. В. Гамезо, Е. А. Климова, Ю. К. Стрелкова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002.-402 с.
- Горелова Г. Г., Степанов В. А. Интегральная самооценка личности учителя // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2000. — С. 50−59.
- Горячев Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: ИЛИ РАФ, 1996.-18с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 20 с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 548 с.
- Губанов A.B. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
- Гура В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Дис.. канд. пед. наук. Ростов-н-Д., 1994. — 236 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Давыдов В.В. Тенденции информатизации советского образования / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Советская педагогика. 1990. № 2. — С. 50−55.
- Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук. Самара, 1999.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Долынкова A.A., Чудова А. Н. Психологические особенности суперпрограммистов // Психол. журнал. 1997. Т 18. № 1. С. 113−121.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 34−38.
- Дункер К. Психология продуктивного мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1985. — 216 с.
- Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983. -340 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. — С. 7−39.
- Евреинов Я.В. Информациология сред, структур и биокомпьютерных систем.-М., 1996.
- Ершов А.П. Избранные труды / А.П. Ершов- Отв. ред. И.В. Поттосин- Рос.А. Н. Сиб. отд.-ние. Ин-т систем информатики. Новосибирск, 1994.-413с.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения /
- Извозчиков В.А., Соколова Г. Ю., Тумалева Е. А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 42−49.
- Инновационное образование: Перадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения //Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 13−28.
- Ислентьева Е.В. Информационное обеспечение как средство повышения качества педагогического управления учреждениями дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. — Л.: ЛГУ, 1991.-383 с.
- Калашникова М.Б. Психологические аспекты компьютеризации обучения / М. Б. Калашникова, Л. А. Регуш // Дидактические основы компьютерного обучения.-Л., 1989.
- Калин К.К. Информатика в системе опережающего образования. М., 1996.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.- Речь, 2004.
- Каспаржак А.Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.-188 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение: Учеб. пособие для вузов.- Москва, 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.-Воронеж, 1996.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 5.
- Компьютерные технологии в высшем образовании / Под ред. А. Н. Тихонова и др. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.: ИТОП РАФ, 1993.-135 с.
- Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. М., Педагогика, 1989. С. 115−126.
- Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. — 41 с.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление учителя: личностный механизм и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. — 102 с.
- Куравин Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
- Латюшин В.В. Информатизация Челябинского государственного педагогического университета // Информатика и образование. 2000. — № 8.
- Латюшин В.В., Богачев А. Н., Долгова В. И. Воспитание профессионала в педагогическом вузе. СПб., 2002. — 298 с.
- Лацюк Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникативных технологий в учреждениях общего и среднего образования: Дис. .канд. психол. наук. Калуга. 2001.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (2-е изд., перераб.) М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И.Я. Принципы гуманизации педагогического процесса // Педагогическая теория: идеи и проблемы. Сб. науч. тр. / Под ред. B.C. Шубинского. М., 1992. — С. 27−30.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 6.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся
- Под. ред. A.A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — С. 37−52.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
- Манькова O.A. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 97−100.
- Марков В.Н. Системная целостность личности как акмеологическая ценность // Мир психологии. 2004. № 1. С. 161−166.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Мартынюк Е.И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. -Симферополь, 1988.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
- Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника // Информатика и образование. 2000. — № 8.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
- Меламуд В.Э. Особенности, некоторые направления и тенденции применения информационных технологий в современном образовании // Мир психологии. № 2,2004.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. — № 4. — С. 68.
- Методики социально-психологической диагностики личности игруппы. М., 1990.
- Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. — С. 3−38.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1999. -№ 6.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. докт. дис. М., 1995.
- Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. канд. психол. наук. М., МГЛУ, 2001.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФКФН, 1994. -250 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
- Монахов В.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 52−55.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1995.
- Насонова Ю.М. Информационно-обучающая среда как средство развития познавательной мотивации: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
- Насонова Ю.М. Создание информационно-обучающей среды и её использование в учебном процессе. Методические рекомендации.— Челябинск, ЧГПУ, 2000.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 301 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998.-№ З.-С. 3−10.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат. -М., «Академия», 2001.
- Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. I. — М.: Институт педагогических инноваций, 1995. -113с
- Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалёва и В. В. Столина. М., 1987.
- Околелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование. 2001. — № 10.
- Омельченко H.A., Ляудис В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. -Воронеж, 1982.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−15.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — С. 3−49.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.-32 с.
- Панферов В.Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности / Методы социальной психологии. JL, 1977.
- Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-н-Д.: Феникс, 1998. -544 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./ Пейперт С. — М.: Педагогика, 1989. 220 с.,
- Петров A.B. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград:1. Перемена, 2002.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2001. — 496 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — M.: Наука, 1986. 255 с.
- Подзолков В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Тула, 1999. — 263 с.
- Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 43 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования / Под. ред. И. Я. Лернера. M., 1994. — 130 с.
- Прогнозирование в образовании: теория и практика. М.: ИТ ПиМНО РАО, 1993.-212 с.
- Прохоров А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 53−61.
- Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров- АН СССР- Ин.-т психологии. М., 1975.
- Рабунский Е.С. Теория и практика реализация индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.-32 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Концепция исследования: аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M.
- Матюшкина. M.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Райман Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 272 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий. // Вестник МГУ. 1990. — № 2.
- Розов Н.С. Культура. Ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). М.: ИЦПУКПС, 1992.-156 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия. T.I. 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопр. психол. — 1986. — № 4.-С. 101−109.
- Руденко В.Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования / Автореф. дис. д-ра пед наук. — Ростов-на-Дону, 2003.-56 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: Дис.. канд. пед. наук. — Красноярск, 1998. 173 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Сингх P.P. Образование в целях меняющегося мира. // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. (81). — 1993. — 31.-С.7−21.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Материалы междунар. научн.-практ. конф. «Педагогическоеобразование для XXI века». M., 1994. — С. 14−27.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. М: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
- Собчик JI.H. Диагностика межличностных отношений. Методическое руководство. М., 1990.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1992.-39 с.
- Сосновский Б.А., Калинова О. В. Социальные представления современного студенчества // Научн. сборник Моск. пед. гос. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1996.-С. 102−106.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные модели личности. Киев, 1992.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь / Ред. и сост. В. М. Полонский. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993.-110 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М: АПН СССР, 1961.-535с.
- Тихомиров O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психол. журн. Т. 14. № 1. 1993. С. И4-И9.
- Тихомиров O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М. МГУ. 1986.
- Тихомиров O.K., Белавина И. Г., Войскунский А. Е. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ // Вестник МГУ. Сер. 14. 1981. № 1. С.3−14.
- Тихомиров O.K., Тоом А. И. Психологическая коррекция диалога между человеком и автоматизированной системой // Вестник МГУ. Сер.14. 1986. № 2. С.51−56.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1.-С.23−27.
- Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. М, 1995.
- Усова A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического института. Серия 2. Пед-ка. Псих-я. Методика преп-я. 1995. — Вып.1.-С.З-10.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч. Т.8.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 7−17.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед.наук. — М., 1999. 45 с.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Фирсов В.В. О разработке образовательных стандартов // Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Вып.2. М., 1994. — С.22−33.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
- Фридман JI.M. Использование моделирования в обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер.2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. — Челябинск: Изд-во «Факел», 1995.-№ 1.-С. 88−93.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х тт.: Пер. с нем. / Под. ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хмелько В.Е. Номинальная шкала личностных качеств (Опыт построения базового тезауруса) // Социологические исследования. — 1981 -№ 2:
- Холдинг X, Кокавеч И Оценка профессиональной деятельности // Иностранная психология. Т 3. — 1995. — № 5.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: 1995.
- Черкасов В.А. и др. Внедрение достижений педагогической науки в практику образовательных учреждений: функции, проблемы (аспект оптимизации образования). Челябинск: Чел. ун-т, 1995. — 184 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996. 160 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
- Шнейдерман Б. Человеческие ценности и будущие технологии (Декларация ответственности) // Психол.журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 64−69.
- Шоган В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 44 с.
- Шоломий K.M. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам // Вопр. психол. 1999. № 5. С. 36−49.
- Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
- Штыров A.B. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личностисоветского учителя. Л., 1967. — 266 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности / О формировании нового мышления учителя // Советская педагогика. — 1991.-№ 1.-С. 50−54.
- Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: Просвещение, 1980. — 143 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с
- Ядов В.А. Ориентация творческий труд. / Общество и молодежь. -М., 1968.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М, 1996. — 96 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. — М., 1969.-317 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Crook С. Schools of future // Gill Т. (ed.) Digital children. L.: National Children Bureau, 1996. P. 75−88.
- Maki S. et al. Development of the Lifelong Learning Scale. Poster presented at the 62nd Annual Canadian Psychological Convention, Universite Laval, Saint -Foy Quebec, 2001, June 21−23.
- Morgan K., Morgan M., Hall J. Psychological Developments in high technology teaching and learning environments // British journal of educational technology. Oxford. 2000. V. 31. № 1. P. 71−79.