Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены образовательно-педагогические возможности информационных и коммуникационных технологий обучения, на основании которых разработан учебно-методический комплекс (очное, заочное и дистанционное обучение), включающий электронный учебник дисциплин «Техническая механика», «Детали машин» и «Сопротивление материалов», интерактивный сборник задач, учебно-методические пособия для выполнения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Современные средства информационных и коммуникационных технологий обучения
    • 1. 2. Анализ состояния и тенденции развития обучения в учебных заведениях профессионального образования на основе информационных и коммуникационных технологий
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Дидактические условия разработки комплекса учебно-методических средств обучения
    • 2. 2. Дидактические функции учебно-методического комплекса в реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий обучения
    • 2. 3. Методика профессионального обучения с использованием учебно-методического комплекса
    • 2. 4. Структура и содержание электронных учебников
    • 2. 5. Обучающие программы по сопротивлению материалов
    • 2. 6. Методы математического моделирования задач с применением компьютерных средств обучения фрагменты)
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 3. 1. Методика педагогического эксперимента
    • 3. 2. Исследование вероятности воспроизведения правильных элементов (вопросов) методом группировки данных при количественной дискретной вариации. g
    • 3. 3. Результаты обработки числовых данных в ходе эксперимента методом регистрации
    • 3. 4. Оценка результатов контрольной работы по теме «Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при сжатии и растяжении» по совокупным элементам знаний
    • 3. 5. Экспериментальная проверка гипотезы «умение работать на компьютере не оказывает влияния на полученные знания»
    • 3. 6. Результаты педагогического эксперимента нулевых гипотез
  • Выводы по третьей главе

Методика использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социальным заказом на подготовку компетентных специалистов, способных адаптироваться к условиям изменяющейся социальной среды, определяемым широким внедрением информационных и коммуникационных технологий в сферы профессиональной деятельности.

Выбор темы исследования определен следующими обстоятельствами:

1. Происходящие процессы модернизации, демократизации и гуманизации системы профессионального образования требуют творчески мыслящих специалистов, подготовленных на основе информационных и коммуникационных технологий обучения.

2. Изменчивость социокультурного и профессионального пространства в современных информационных и коммуникационных условиях предъявляет повышенные требования к педагогическим методам, технологиям и способам учебной деятельности, которые могли бы обеспечить подготовку будущих конкурентоспособных и профессионально компетентных специалистов.

3. В педагогической, психологической и методической литературе не полно освещена сущность методики использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

4. Разработка учебно-методического комплекса по техническим дисциплинам («Техническая механика», «Детали машин», «Сопротивление материалов») для организации эффективного учебного процесса на основе компьютерных средств обучения выполнена на недостаточно высоком уровне.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Опираясь на имеющиеся в педагогической науке позиции (В.К. Белошапка, В. П. Беспалько, С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, B.C. Леднев, И Я. Лернер, И. В. Роберт и др.), можно выделить три уровня развития познавательных способностей на основе информационных и коммуникационных технологий: знать (распознавание концепций, теорий, идей как результат запоминания информации) — уметь (воспроизведение усвоенного содержания обучения, применение известных теорий) — владеть (умение применять полученные знания для решения нестандартных задач в изменяющейся обстановке). Данные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням: от знания через понимание к творческой деятельности и к развитию универсальных способностей личности, т. е. от получения первых научных представлений до создания индивидуального образовательного продукта. Реализация указанных технологий в обучении позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование различных видов информации.

Вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе исследованы в работах Д. Н. Богоявленского, В. В. Давыдова, Е. С. Полата, Э. П. Семенюка, Э. Г. Скибицкого и др.

Концепция теоретической модели мышления рассмотрена в научных трудах П. Я. Гальперина, В. Ю. Милитарева, А. С. Нариньяна, в том числе компьютеризованных форм умственной деятельности — А. В. Брушлинского, В. П. Заболотной, О. А. Козлова, В. Ю. Лысковой, В. П. Тихомирова, Ю. Г. Коротенкова, Н. Д. Угриновича, Г. В. Фролова, А. В. Хуторского, О. Н. Шилова и др.

Для достижения педагогических целей профессионального образования необходимо решить ряд задач: во-первых, в настоящее время нет полного анализа рациональных способов использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, применения учебно-методических комплексов для стимулирования мыслительной деятельности студентов профессионального образованияво-вторых, не определены дидактические условия формирования умений обобщенного характера, необходимых для самоорганизации и самоконтроля в процессе обучения с применением информационных технологийв-третьих, в современных информационных условиях в учебных заведениях профессионального образования учебно-методическое обеспечение разработано не на должном уровне, что не позволяет полноценно решать педагогические задачи в обучении на основе вышеуказанных технологий.

В этом направлении обнаружились следующие противоречия:

• между тенденцией увеличения спроса на подготовку специалистов профессионального образования, владеющих компьютерной техникой, и отсутствием научной обоснованности формирования знаний, умений и навыков в процессе применения информационных и коммуникационных технологий в обучении на основе учебно-методического комплекса;

• между реальной потребностью использования вышеуказанных технологий в профессиональном образовании и недостаточной проработанностью теоретико-методической базы, способствующей повышению эффективности обучения на основе компьютерных средств.

В связи с теоретической и практической значимостью выделенных противоречий и необходимостью поиска путей их разрешения нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в научном обосновании методики использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном обучении.

Цель исследования ~ выявить возможности информационных и коммуникационных технологий обучения в процессе подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования.

Объект исследования — информационные и коммуникационные технологии обучения в учреждениях профессионального образования.

Предмет исследования — процесс использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

В основе диссертационного исследования лежит гипотеза: профессиональное обучение студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий будет успешным при следующих условиях:

• если в основу формирования содержания профессионального образования и обучения будет положен анализ методики реализации информационных и коммуникационных технологий;

• если учебно-методическое обеспечение будет составлять единый комплекс (учебный план, рабочие тетради для организации самостоятельной учебной деятельности, электронный учебник с гипертекстовыми ссылками, электронная справочно-информационная база данных, электронная обучающая программа в виде интерактивных слайдов, электронный вариант исследования технических задач с наглядным изображением методов построения компьютерных графиков, методическое пособие для выполнения расчетно-графических работ, методика математического моделирования технических задач с использованием компьютерных средств обучения, методическое пособие для решения домашних контрольных работ (заочное и дистанционное обучение), электронная тестирующая программа, аудиои видеозаписи по темам учебной дисциплины «Техническая механика», современный учебник в печатном и электронном вариантах).

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические и методические основы и тенденции использования информационных и коммуникационных технологий обучения в профессиональном образовании.

2. Выявить степень воздействия скрытых резервов информационных и коммуникационных технологий обучения на качество подготовки специалистов профессионального образования, ориентированных на формирование у студентов знаний и умений.

3. Обосновать методологию отбора содержания, методов, принципов и компьютерных средств обучения, соответствующих задачам формирования умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять творческую деятельность по сбору, обработке, передаче и хранению информации.

4. Выявить дидактические возможности учебно-методического комплекса для реализации педагогических целей с использованием информационных и коммуникационных технологий обучения в процессе подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования.

5. Разработать методику математического моделирования задач, рас-четно-графических и лабораторных работ для компьютерных средств обучения.

6. Провести педагогический эксперимент, направленный на проверку гипотезы педагогической эффективности информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования на основе учебно-методического комплекса, предназначенного для создания полноценных условий получения знаний, отработки умений пользоваться базовыми программными системами и поисковыми машинами.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общедидактические принципы организации обучения (Ю.К. Бабанский, А. С. Белкин,.

B.J1. Бенин, А. А. Вербицкий, J1.C. Выготский, Э. Ф. Зеер, В. И. Качуровский,.

C.А. Новоселов, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Е. А. Ямбург и др.) — дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студента (Б.П. Есипов, И. Г. Пустильник, Т. И. Шамова и др.) — концепции построения дидактической системы учебных заданий (Г.А. Балл, Г. Д. Бухарова, А. И. Винокуров, В. И. Загвязинский, И. В. Мещерский, Б. В. Мишенин, Н. Н. Тулькибаева, JI.3. Шуцкова и др.) — теория информационного взаимодействия (Л.П. Бабенко, В. З. Коган, М. П. Лапчик, Э. А. Манушин, Е. И. Машбиц, М. С. Мириманова, В. В. Нечаев, Е. К. Хеннер, Р. Т. Шрейнер и др.) — теория и методика повышения эффективности обучения посредством самоорганизации познавательной активности личности (T.JI. Александрова, Б.Н. Гу-занов, В. Я. Дубровский, М. И. Махмутов, JI.B. Моисеева, В. Д. Семенов, Г. К. Смолин, В. Д. Сухина, Н. К. Чапаев, Н. Е. Эрганова и др.).

Для реализации поставленной цели и задач исследования применялись следующие методы исследования: анализ философской, педагогической, дидактической, психологической, методической и специальной литературы, анализ государственных стандартов и учебно-программной документации профессионального обучения на основе информационных и коммуникационных технологий, конкретно-научные методы (беседы, наблюдения, анкетирование, анализ продуктов деятельности), апробация электронных учебно-методических материалов, педагогический эксперимент и статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Пермского нефтяного колледжа. В исследовании приняли участие более 120 студентов специальностей 2101 — Автоматизация технологических процессов и производств, 0906 — Бурение нефтяных и газовых скважин, 0907 -Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый (теоретико-поисковый) этап (1997 — 1998) включал в себя изучение философских, юридических, психолого-педагогических, социологических источниковтеоретическое обоснование исследованиябыли сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследованияопределен понятийный аппарат и инструментарий исследованияосуществлялся поиск резервов эффективного использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

Второй (проектировочный) этап (1999 — 2000) включал в себя разработку методики использования информационных и коммуникационных технологий обучения по дисциплине «Техническая механика» на основе учебно-методического комплекса в условиях среднего профессионального учебного заведения. В ходе исследования были определены основные педагогические требования к электронным учебникам, обучающим интерактивным компьютерным программам и тестирующим системам.

Третий (формирующий) этап (2001 — 2002) включал в себя анализ, обобщение и внедрение методики использования информационных и коммуникационных технологий обучения в условиях колледжа. На данном этапе была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования, разработаны и опубликованы (для организации очного, заочного и дистанционного обучения) учебные программы, методические пособия, электронные учебники, электронные базы данных, электронная библиотека, обучающие компьютерные программы, электронный дидактический материал, современный учебник «Теоретическая механика» в печатном варианте. Произведена экспериментальная проверка методики использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены образовательно-педагогические возможности информационных и коммуникационных технологий обучения, на основании которых разработан учебно-методический комплекс (очное, заочное и дистанционное обучение), включающий электронный учебник дисциплин «Техническая механика», «Детали машин» и «Сопротивление материалов», интерактивный сборник задач, учебно-методические пособия для выполнения лабораторных работ, компьютерную тестирующую программу, методику моделирования технических задач, учебные наглядные пособия для использования компьютерных средств обучения, методику решения контрольных задач заочного и дистанционного обучения, обеспечивающие полноценные педагогические условия профессионального образования. i I.

2. Конкретизированы дидактические функции учебно-методического комплекса в реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий профессионального обучения: интегрирующие, воспитательно-развивающие, систематизирующие, связи теории с практикой, доступности и эффективности, сочетания индивидуального подхода и коллективизма в профессиональном обучении, закрепления учебного материала и самоконтроля.

3. Разработаны типы уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий обучения на основе учебно-методического комплекса, включающие в себя изучение нового учебного материала, обобщение и систематизацию знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль и коррекцию знаний и умений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены объем и содержание методики использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны и внедрены в учебный процесс изучения дисциплины «Техническая механика» электронные учебники, интерактивные обучающие программы, учебно-методические пособия для выполнения лабораторных работ, электронная база знаний, компьютерная тестирующая программа, методика моделирования технических задач с применением информационных средств обучения, электронный сборник задач.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Пермского нефтяного колледжа и могут быть рекомендованы к использованию в других учебных заведениях среднего профессионального образования.

Достоверность полученных результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, проведением опытно-экспериментальных исследований, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев в их качественной интерпретации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в 21 публикации (электронные учебники, методические пособия и рекомендации, статьи, тезисы). Основные положения и результаты опытно-экспериментального исследования обсуждены и одобрены на международных и региональных научно-практических конференциях, семинарах.

На защиту выносится методика использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования, которая включает:

— учебно-методический комплекс (электронные учебники дисциплин «Техническая механика» и «Детали машин», интерактивная обучающая программа, электронная база знаний, методика исследования технических задач с использованием компьютерных средств обучения, электронные учебные наглядные пособия);

— электронный алгоритм построения занятий (тема, цели и педагогические задачи, учебные вопросы, закрепление учебного материала, решение технических задач, тесты для контроля и самоконтроля, компьютерное моделирование технических задач);

— научно-методическое обоснование дидактических задач, реализуемых с использованием информационных и коммуникационных технологий обучения;

— методику текущего и итогового контроля на базе компьютерных средств обучения (электронная тестирующая программа).

Выводы по третьей главе.

1. Установлены сложные дидактические взаимосвязи с внешней и внутренней образовательной средой, тенденции и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий образования на основе использования современных учебно-методических комплексов в учебных заведениях профессионального образования.

2. Выявлены педагогические резервы информационных и коммуникационных технологий обучения на основе широкого внедрения современного учебно-методического обеспечения с учетом использования компьютерных обучающих программ в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов.

3. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что в образовательном процессе необходимо сочетать как информационные и коммуникационные, так и традиционные педагогические технологии. Мы рекомендуем дифференцированно подходить к выбору методики проведения занятий исходя из конкретных дидактических целей и задач с учетом сложности учебных дисциплин. При этом необходимо учитывать степень информационной подготовленности студентов для качественного применения компьютерной техники в процессе очного, заочного и дистанционного профессионального обучения.

4. Педагогический эксперимент подтверждает эффективность воздействия авторского учебно-методического комплекса на повышение качества знаний и умений студентов, а также на самостоятельные навыки приобретения учебной информации с использованием глобальной сети Internet.

5. Выявлены ограничения (общение студента и преподавателя, наличие компьютерных средств обучения, подготовленности преподавательского состава к использованию компьютерной техники в учебном процессе), не позволяющие в настоящее время реализовать в полном объеме информационные и коммуникационные технологии в учебных заведениях профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по проблеме информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования соответствует актуальному направлению образовательного и мировоззренческого аспекта. В ходе проведенного исследования получены следующие основные результаты.

1. На основании результатов анализа научной, методической и психолого-педагогической литературы и накопленного педагогического опыта преподавания обоснована целесообразность использования учебно-методического комплекса в процессе реализации информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования.

2. Процесс обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий принципиально отличается от традиционной профессиональной подготовки содержанием, методами и технологиями, характером деятельности преподавателя и студента, а также конечными результатами: эффективным решением задач в процессе практической деятельностиповышением квалификации в сфере обслуживания и эксплуатации сложных технических устройств на основе современных компьютерных программспособностью к непрерывному самообразованию с применением компьютерной образовательной среды.

3. Разработана методика использования учебно-методического комплекса в обучении технической механике в учебных заведениях профессионального образования с учетом как традиционных педагогических технологий, так и информационных и коммуникационных, предусматривающих активное вовлечение студентов в процесс самостоятельного поиска, отбора и быстрой адаптации к производственным ситуациям.

4. Обоснована целесообразность и эффективность использования информационных и коммуникационных технологий обучения на основе учебно-методического комплекса как главного педагогического средства обучения в учебных заведениях профессионального образования с учетом будущей профессиональной деятельности, связанной с компьютерными средствами выполнения технологических операций на производстве.

5. На основе результатов анализа педагогического потенциала выявлены дидактические условия, обеспечивающие эффективное формирование у студентов профессиональных учебных заведений теоретических и практических знаний с использованием как традиционных, так и информационных и коммуникационных технологий обучения на основе авторского учебно-методического комплекса.

6. Установлено, что профессиональное образование с применением информационных и коммуникационных технологий меняет характер самостоятельного приобретения знаний, методы и организационные формы обучения, деятельность студентов по сбору, обработке и хранению информации, предназначенной для эффективного использования указанных технологий в производственной деятельности.

7. В соответствии с научно-методическими основами построения методики информационных и коммуникационных технологий с использованием учебно-методического комплекса проведен педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что студенты, обучающиеся в учебных заведениях профессионального образования на основе авторского учебно-методического комплекса, показали существенное повышение качества подготовки.

8. По результатам проведенного исследования определены возможные направления дальнейших теоретических и практических работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий обучения в профессиональном образовании на основе применения в педагогической деятельности учебно-методического обеспечения с учетом возрастающей роли компьютерных средств обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Т., Храпунова Т. Н. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. М.: ИНИНФО, 1993. С. 9−12.
  2. Александрова T. J1. Методологические проблемы социологии профессий // Социол. исследования. 2000. № 8. С. 11−17.
  3. T.JI. О морализаторских соблазнах педагогики // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния РАО. Екатеринбург, 2002. № 6 (18). С.147−157.
  4. В.В., Блажис А. К. Компьютерная технология новая парадигма информационной безопасности. Путь информационного зомбирования // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 1. С. 61−69.
  5. В.В., Зайцева А. А., Харинов М. В., Цветков О. В. Концепция динамического выделения семантических компонентов аудиовизуального потока данных // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 45−48.
  6. В.В., Николаев Ю. А. Методы и технология построения корпоративных информационных систем // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 37−39.
  7. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис.. д-ра пед. наук. М.: МЭСИ, 1999. 214 с.
  8. А.А. К вопросу об определении понятия дистанционное образование // Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 56−59.
  9. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 157 с.
  10. И.В., Исаев Ю. В., Лыков А. А. Региональная система открытого дистанционного образования: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 56−59.
  11. H.B. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во ИОШ РАО, 1994. С. 19−25.
  12. И.И. Кинематика и кинетостатика плоских и пространственных механизмов. М.: Высш. шк., 1975. 245 с.
  13. И.И. Методы кинематического анализа механизмов. М.: Высш. шк., 1976. 124 с.
  14. В.В., Тыщенко О. Б., Афонасьева И. В. Анализ показателей эффективности обучающих программ // Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве: Тез. Всерос. науч.-техн. конф. И. Новгород, 1999. Ч. 5. С. 12-ч18.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1989. 320 с.
  16. Т. Объектно-ориентированное программирование в действие. СПб.: Питер, 1997. 127 с.
  17. Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  18. Н.Б., Буняев М. М., Матросов В. Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. М.: Прометей, 1989. 256 с.
  19. И.Л. Информационные технологии в структуре экономики Российской Федерации // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук. 2001. Вып. 2. С. 3−9.
  20. В.Ф. Модульная технология обучения физике // Специалист. 1994. № 9. С. 24−25.
  21. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб: СВЕТ, 1997. С. 5−13.
  22. А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. 269 с.
  23. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
  24. А.С., Качалова Л. П. Опора на витагенный опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 2000. № 4 (6). С. 26−39.
  25. А.С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике. Проблемы и перспективы // Педагогика. 2002. № 9. С. 54−60.
  26. E.JI., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1974. 176 с.
  27. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1992. 278 с.
  28. В.К., Лесневский А. С. Основы информационного моделирования // ИНФО. 1989. № 3. С. 17−24.
  29. И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // ИНФО. 1996. № 4. С. 24−27.
  30. В.Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 2000. № 2(4). С. 88−93.
  31. B.JI. Антропологические основания педагогического образования. М.- Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2000. 98 с.
  32. B.JI. Культура и образование. Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2000. 129 с.
  33. B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ин-та, 1997. 144 с.
  34. В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во «Вост. ун-та», 2000. 144 с.
  35. В.П. Опыт разработки и использование критериев качества усвоения знаний // Сов. педагогика. 1968. № 4. С. 52−59.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 303 с.
  37. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 245 с.
  38. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. С. 23−28.
  39. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 144 с.
  40. С.А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении // ИНФО. 1997. № 3. С. 96−106.
  41. С.А., Матвеева Н. В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы // ИНФО. 1997. № 8. С. 19−23.
  42. С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // ИНФО. 1999. № 5. С. 11−14- № 6. С. 21−27.
  43. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 6−8.
  44. А.К. Интеллектуальные системы в телемониторинге // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 63−66.
  45. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 245 с.
  46. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. № 3. С. 8−13.
  47. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопр. психологии. 1992. № 4. С. 74−81.
  48. С.А., Долгоруков A.M., Щенников С. А. Дистанционное образование в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 67−69.
  49. В.К., Кулик С. П. Мышление человека и проблемы компьютеризации / Под ред. Н. И. Жукова. Мн.: Навука i тэхшка, 1992. 192 с.
  50. JI.A. Курс «Концепции современного естествознания» -фундаментальная дисциплина в системе высшего образования // Педагогика. 1998. № 2. С. 63−68.
  51. Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М.: Изд-во МИМ ЛИНК, 2001. С. 101−114.
  52. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: ВИПК, 2000. 174 с.
  53. Р.С., Могильников Ю. В. О выборе и применении рациональных методов обучения по курсу «Техническая механика». М.: Высш. шк., 1983.115 с.
  54. А.И. Природа в разных аспектах. М.: Изд-во ГАСБУ, П/П Современник, 1999. С. 2−14.
  55. Т.Н. Исследование когнитивных стилей учащихся в автоматизированной системе обучения // Вопр психологии. 1984. № 4. С. 70−75.
  56. П. Языки для обучения основам программирования // ИНФО. 1990. № 2. С. 3−9.
  57. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. психологии. 1984. № 5. С. 17−29.
  58. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО Модэк, 1996. 392 с.
  59. В.А., Кравцова А. Ю., Маевская И. Г., Матвеева Н. В., Первин Ю. А., Роберт И. В., Яковлева Т. А. Современные технологии в начальном образовании: Материалы 1-й междунар. науч.-практ. конф. М.: Информатика и образование, 1999. 12 с.
  60. А.И., Переверзев В. Ю. Выбор оптимальной длины педагогического теста и оценки надежности его результатов // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 89−91.
  61. Н.И. Проблемы управления в мультисервисных телекоммуникационных сетях // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 40−44.
  62. Г. Д. Понятие «задача» в психологии, общей и частных дидактиках // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 1995. Вып. 1. С. 97−107.
  63. Г. Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 38 с.
  64. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 136 с.
  65. Г. Д. 100 задач по физике: методика решения задач. Ч. 1: Механика, молекулярная физика и термодинамика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 172 с.
  66. Г. Д. Колледж в системе непрерывного профессионального образования // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2003. Вып. 2. Ч. 1. С. 23−29.
  67. Я.А., Галкина А. И., Смольникова И.А, Пронина Л. И., Забелин А. Г., Каленкевич Е. Г. Компютерные учебные программы. М.: ЗелО. 1997. 34 с.
  68. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991. 243 с.
  69. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб. ст.: Новосибирск: Изд-во Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 24−49.
  70. М.Ф., Сачков Ю. В. Проблема стилей мышления в естествознании. М.: Знание, 1971. 32 с.
  71. Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. 1986. № 1.С. 18−22.
  72. В.М., Иванов B.C., Тихомирова Н. В. Некоторые аспекты управления учебным процессом с использованием распределенной информационной системы корпорации МЭСИ (РИСК МЭСИ): Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 43−46.
  73. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. 173 с.
  74. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский, 2000. 45 с.
  75. В.Л., Поляк В. Е. Интерактивные компьютерные программы в системе дистанционного обучения МИМ ЛИНК // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М.- Изд-во МИМ ЛИНК, 2001, С. 76−78.
  76. А.И., Барановский Н. В. Сборник задач по сопротивлению материалов. М.: Высш. шк., 1990. 179 с.
  77. Возрастание особенностей усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Элько-нина, В. В. Давыдова М.: Просвещение, 1996. 124 с.
  78. Л.В., Долинер Л. И. Технология использования MS Access 2000: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 116 с. (Прикладная информатика).
  79. О.В. Инструментальные средства для создания гипертекста: Метод, рекомендации. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2000. 56 с.
  80. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. М.: Изд. Госкоорцентра информационных технологий, 2001. 175 с.
  81. Л.С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1. 347 с.
  82. Л.С. История развития высших психических функций: Собр. Сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 304 с.
  83. Вычислительные машины и мышление / Под ред. Э. Фейгенбаума и Дж. Фельдмана. М.: Мир, 1967. 552 с.
  84. Е.Л. Комплекс учебных средств в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М.: Изд-во МИМ ЛИНК, 2001. С. 70−75.
  85. В.В. Формирование субъекта познавательной деятельности в условиях программированного и проблемного обучения. В сб.: Формирование познавательной деятельности. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1982. С. 42−56.
  86. А.И. Современные направления развития нейрокомпь-ютерных технологии в России // Открытые системы. 1997. № 4. С. 21−23.
  87. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организаций действия ученика // Возрастная психология. 1957. № 1. С. 28−44.
  88. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сб. ст. М&bdquo- 1996. С. 236−277.
  89. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М.: Вентана-Граф, 2002. 200 с.
  90. Г., Маргвелашвили И., Мосиашвили J1. Опыт разработки компьютерных учебных пособий по физике // Инфо. 1990. № 6. С. 79−80.
  91. Н.Д. Методические приемы преподавания маркетинга в дистанционном образовании // Дистанционное образование. 1998. № 2. С. 65−66.
  92. А.Н. Повышение квалификации в системе открытого дистанционного образования: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 64−65.
  93. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 1996. 248 с.
  94. Ю.В. О построении информативных функций в задаче распознавания образов // Алгоритмы и программы для ЭВМ. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1976. Вып. 1. С. 68−72.
  95. В., Вымятин В., Можаева Т. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высш. образование в России. 1998. № 4. С. 98−99.
  96. А.И., Туляков А. П. Особенности дистанционного обучения информационным технологиям студентов, занимающихся в форме экстерната: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 67−68.
  97. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. 255 с.
  98. В., Багдасяран А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. 1995. № 2. С. 43−44.
  99. Л.И., Данилина И. И. и др. Языки и системы программирования: практикум / Под ред. Л. И. Долинера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 155 с.
  100. А.А. Информатика: предмет и задачи // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука. 1986. С. 76−78.
  101. В .Я. О нормативной структуре индивидуальной деятельности человека//Вопросы методологии. 1994. № 3. С. 23−27.
  102. Э.В., Каймин В. А. Информатика и дистанционное образование. М.: Изд-во «ВАК», 1998. 125 с.
  103. А.П. Дистанционное образование в учебном заведении высшего образования// Дистанционное образование. 1998. № 1. С. 23−28.
  104. Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике // ИНФО. 1996. № 6. С. 27−34.
  105. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.
  106. В.П. Философские проблемы информатизации // Проблемы информатизации. 1999. № 1. С. 8−12.
  107. Л.Х., Курылёв А. С., Лаптев В. В., Петрова И. Ю. Новые информационные технологии в электротехническом образовании. Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 2000. 126 с.
  108. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 146 с.
  109. Э.Ф. Психология профессии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 242 с.
  110. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 245 с.
  111. Э.Ф. Психология профессионального образования новая отрасль прикладной психологии // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. № 2(2). С. 105−116.
  112. Э.ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука: Изв. науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. № 1 (1). С. 112−122.
  113. Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. № 3 (5). С. 90−102.
  114. Э.Ф., Панова Ж. А. Ключевые квалификации педагога начальной профессиональной школы // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния РАО. Екатеринбург, 2001. № 3 (9). С. 28−40.
  115. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. 2000. № 2. С. 23−34.
  116. К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990. С. 21−27.
  117. А.Н., Колбачев Е. Б. Дистанционное обучение в региональной системе подготовки специалистов для производственной сферы // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М.: Изд-во МИМ ЛИНК. 2001. С. 79−83.
  118. Информатизация образования (комплексная целевая программа) // Из проекта Программы развития системы образования Пермской области на период до 2005 г. С. 22−36.
  119. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. 464 с.
  120. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Кол. Моногр. / Отв. ред. В. А. Извозчиков. СПб.: Образование, 1996.224 с.
  121. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. М.: Академия, 1999. 625 с.
  122. Информатика: Задачник-практикум: В 2-х т. / Под ред. И.Г. Сема-кина, Е. К. Хеннера: М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. Т. 1. 550 с.
  123. Информатика: Задачник-практикум: В 2-х т. / Под ред. И.Г. Сема-кина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. Т. 2. 610 с.
  124. В.И., Пехлецкий И. Д., Хеннер Е. К. Концепция системы региональных образовательных стандартов для общеобразовательных учебных заведений Пермской области. Пермь: Изд-во Глав, упр-я образования Перм. области, 1996. 46 с.
  125. И.Ш. Профориентационная работа с абитуриентами -залог их дальнейшего успешного обучения. Пермь: Изд-во ОЦНИИ, 2001. С. 23−25.
  126. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. № 5. С. 104−109.
  127. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 290 с.
  128. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние 1981. 176 с.
  129. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. 192 с.
  130. О.А., Соловова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризованного учебника // Информатика и образование. 1995. № 3. С. 37−39.
  131. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (Круглый стол) // Вопр. психологии. 1986. № 5. С. 65−90.
  132. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. 275 с.
  133. Т., Бегг К., Страчан А. База данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильяме, 2000. 1200 с.
  134. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1997. № 2. С. 56−58.
  135. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.
  136. Ю.Г., Мозолин В. П. Правовая информатика и информационное право. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 2000. С. 25−31.
  137. П. С., Петров А. А., Федоров В. В. Информатика и проектирование. М.: Знание, 1986. 135 с.
  138. А.В., Миков А. И., Хеннер Е. К. Программа информатизации образования Пермской области. Пермь: Изд-во Деп-та образования и науки администрации Перм. области, 1999. 70 с.
  139. А.А. О концепции содержания образовательной области Информатика в 12-летней школе // ИНФО. 2000. № 7. С. 75−77.
  140. Ю.Ф. Будущее за дистанционным образованием: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 49−50.
  141. В.И. Дистанционное обучение технология XXI века: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 112−113.
  142. И.С. Интеллектуальные системы, информация и семиотический универсум // Иформатика и культура: Сб. ст. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 128−155.
  143. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования: Моногр. Омск: Изд-во Омск, гос. пед. ун-та, 1999. 230 с.
  144. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. 360 с.
  145. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. 1998. № 3. С. 76−78.
  146. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
  147. И.Я. Проблемное обучение. М.: Высш шк., 1974. 125 с.
  148. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 143 с.
  149. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. Проект психологической концепции проектирования новых технологий обучения и развития детей // ИНФО. 1989. № 3. С. 3−16.
  150. А.А. Стратегические умения как фактор развития личности и их формирование у студентов // Формирование познавательной деятельности. Сб. науч. тр. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та. 1982. 160 с.
  151. В.П. Информационное и информационно-логическое моделирование в курсе информатики. М.: Изд-во ИОСО РАО, ПГПУ, 1999. С. 42−48.
  152. В.Ю., Ракитина Е. А. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 32−38.
  153. Т.В. Условия обеспечения качества открытого дистанционного образования в системе МИМ ЛИНК // Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сб. ст. М.: Изд-во МИМ ЛИНК, 2001. С. 57−62.
  154. О.А., Соловова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризованного учебника // Информатика и образование. 1995. № 3. с. 37−39.
  155. Э.А., Новиков A.M. Отчёт о выполнении Комплексной программы «Перспективы развития профессионального образования» 1999 г.". М.: Изд-во ИОСО РАО, 2000. 115 с.
  156. Э.А., Роберт И. В. «Отчёт о выполнении НИР и НИОКР по Комплексной программе „Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования“ за 1998, 1999 г.». М.: Изд-во ИОСО РАО, 2000.
  157. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: Изд-во ТГЖИ, 1993. 270 с.
  158. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. педагогика. 1973. № 2. С. 47−49.
  159. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения (Педагогическая наука реформе школе). М.: Педагогика, 1988. 210 с.
  160. Е.И., Бабенко Л. П., Верник Л. В. и др. Основы компьютерной грамотности // Под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Выша шк., 1988. 425 с.
  161. Методические основы проектирования электронных учебников. Сборник тезисов докладов и сообщений // Создание единого информационного пространства системы образования: Серия материалов школы-семинара. М.: Изд-во ИЦПКПС, 1998. 610 с.
  162. И.В. Задачи по теоретической механике. С.-Пб.: Лань, 1998. 425 с.
  163. А.И., Кубышкин А. В., Хеннер Е. К. О современном этапе программы информатизации образования Пермской области // Информатика и образование. 1997. № 8. С. 5−8.
  164. В.Ю., Яглом И. М. Информационная культура эпохи НТР // Информатика и культура: Сб. ст. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 94−108.
  165. Т.Н., Хасанова И. И., Шалунова М. Г., Эрганова Н. Е. Практикум по педагогическим технологиям. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 66 с.
  166. М.С. Информация, знание, творчество // Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений: Сб. тр. М.: Изд-во Все-союз. науч.-исслед. ин-т системных исследований, 1989. Вып 12. С. 58−70.
  167. B.C., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика -новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. 375 с.
  168. .В. Техническая механика. Задачи на расчетно-графические работы для ССУЗов с примерами их выполнения. М.: Изд-во НМЦ СПО РФ, 1994. 146 с.
  169. А.В., Злотникова И. Я. Элементы математического моделирования. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1995. 210 с.
  170. А.В., Хеннер Е. К. О понятии «Информационное моделирование» // Информатика и образование. 1997. № 8. С. 3−7.
  171. JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. 166 с.
  172. JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед.ун-та, 1997.187 с.
  173. JI.B. Экологическая педагогика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. 60 с.
  174. Мордвинова E. JL, Скибицкий Э. Г. Проектирование и применение целостных компьютерно-ориентированных курсов в системе начальногопрофессионального образования: Моногр. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. 234 с.
  175. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Знание и виртуальная реальность // Виртуальная реальность в психологии и в искусственном интеллекте. 1998. С. 55−58.
  176. А.С. Национальная идея и российский путь в информационные технологии XXI века // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 2. С. 50−52.
  177. В.В., Дарьин А. В. Интеллект стратегический ресурс информационного общества // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 1. С. 37−41.
  178. Г. М. Теоретическая механика для техникумов. М.: Наука, 1988.280 с.
  179. С.П., Третьякова Л. В. Экспериментальная исследовательская деятельность в процессе изучения закономерностей сложных явлений и процессов в природе и обществе. М.: Изд-во ИИО РАО, 2001. С. 18−24.
  180. С.А., Шкутина Л. А., Егоров В. В. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения. Киров: Изд-во Вятск. гос. пед. ун-та, 2001. 302 с.
  181. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 371 с.
  182. С.А. Теория творчества: Понятийно-терминологический аппарат: Метод, пособие. Екатеринбург: Дворец молодежи, 1999. 47 с.
  183. С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 168 с.
  184. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000. 350 с.
  185. О проведении эксперимента в области дистанционного образования // Приказ Министра Минобразования России от 30 мая 1997 г. № 1050.
  186. О создании телекоммуникационной сети системы образования и науки Пермской области // Из распоряжения губернатора Пермской области от 21 июля 2000 г. № 412-р.
  187. Об эксперименте в области дистанционного образования // Приказ Министра Минобразования России от 27 июня 2000 г. № 1924.
  188. Образование в XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения). 191 с.
  189. В. Введение в дидактику: Пер. с польс. Л. Г. Кашкуревича, И. Г. Горина. М.: Высш. шк, 1990. 320 с.
  190. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учеб. пособие. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та, 1999.
  191. Пак Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах: Учеб. пособие. Красноярск: Изд-во КПГУ, 1994. 120 с.
  192. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. 225 с.
  193. Т.П. Дистанционное обучение высшей математике студентов: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. С. 77−79.
  194. Перспективы внедрения технологий открытого образования в профессиональных учебных заведениях Пермской области: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: Информатика, 2001. 265 с.
  195. И.Д., Хеннер Е. К. О концепции региональных образовательных стандартов и методологических принципах их разработки // Актуальные проблемы информатизации образования: Сб. науч. ст. Пенза, 1997. С. 19.
  196. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1978. 77 с.
  197. П.И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. № 5. С. 7−13.
  198. А.В. Основные направления развития информационных технологий в России // Компьютеры в учебном процессе. 1998. № 12. С. 65−68.
  199. Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1998.360 с.
  200. Ю.М. Активные методы в дистанционном образовании //Дистанционное образование. 1997. № 1. С. 102−104.
  201. Д.А. Становление информатики в России // Информатика. 1999. № 19. С. 7−10.
  202. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 2005 годы)».
  203. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 2010 годы)».
  204. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи: Метод, пособие / О. Ефимова, М. Моисеев, Ю. Шафрин. 2-е изд. М.: Изд-во АБФ, 1997. 225 с.
  205. Примерная программа курса «Теория и методика обучения информатике» / Сост. М. П. Лапчик, Л. Г. Лучко и др. М.: Изд-во Мин-ва образования РФ, 2000. 23 с.
  206. Программа развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования на 2000 2005 гг. М.: Изд-во Мин-ва энергетики РФ, 2000. 22 с.
  207. Программы общеобразовательных учреждений: информатика. М.: Просвещение, 2000. 125 с.
  208. Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сб. науч.-метод, ст. / Под ред. Н. Е. Эргановой. Сургут: Дефис, 2001.288 с.
  209. И.Г. Концепция учебного познания как исследование // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. № 2 (4). С. 186−195.
  210. И.Г. Управление самостоятельной работой студентов: Метод, рекомендации для преподавателей пед. ин-та / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1988. 16 с.
  211. И.Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 90 с.
  212. А.Н. Стандартизация в сфере информационных технологий проблемы и приоритеты // Проблемы информатизации. 2001. М.: Изд-во РАН. Вып. 2. С. 27−33.
  213. Г. В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях рынка и проблемы профессионального образования. Пермь: Изд-во ОЦНИТ Перм. гос. техн. ун-та, 2001. 112 с.
  214. Региональный образовательный стандарт по информатике для общеобразовательных учебных заведений Пермской области / Автор, коллектив под рук. Е. К. Хеннера. Пермь: Изд-во Департамента образования и науки Перм. области, 1999. 52 с.
  215. Л.Д., Гоголь А. А., Кучерявый А. Е. Современное состояние и перспективы развития сетей связи Российской Федерации // Проблемы информатизации. М.: Изд-во РАН, 2001. Вып. 3. С. 30−34.
  216. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Изд-во Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  217. И.В. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: Сб. ст. М.: Ротапринт НИИ СоиУК АПН СССР, 1991. С. 25−35.
  218. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. М.: Изд-во Науч.-метод, центра сред. проф. о образования, 1999. 125 с.
  219. И.В. Информатизация образования: педагогико-эргономический аспект // Информатика и образование. 2002. 48 с.
  220. Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ия РАО. Екатеринбург, 2001. № 6 (12). С. 19−29.
  221. Г. М. Инновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. № 4 (6). С. 18−26.
  222. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 333 с.
  223. В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 79 с.
  224. В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. № 2 (2). С. 69−76.
  225. Э.П. Информационный подход к познанию действительности: Моногр. Киев: Наук, думка, 1998. 240 с.
  226. Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризованных курсов общеобразовательной школе: Моногр. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996. 194 с.
  227. Э.Г. Концепция создания компьютеризованного курса как составляющей педагогической системы. Новосибирск: Изд-во РИО НИПКиПРО, 1996. 38 с.
  228. Э.Г., Слуднов А. В. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризованного курса: Моногр. Новосибирск: Изд-во РИО НИПКиПРО, 1996. 107 с.
  229. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО: Всероссийское социологическое исследование. М.: Изд. центр Акад. проф. образования, 2002. 46 с.
  230. Г. К. Рабочая тетрадь по электротехнике для студентов профессионально-педагогического вуза: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, Урал, отд-ния междунар. энергетической академии, 1998. 200 с.
  231. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования: Кол. моногр. / Науч. ред. Е.В. Ткаченко- Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. 128 с.
  232. .В., Алексеев А. В. Теория информации: эволюция взглядов и подходов, современные проблемы и возможные пути развития // Проблемы информатизации. М.: Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 26−29.
  233. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992.112 с.
  234. В.Е. Программная система визуализации виртуальных пространств // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук, 2001. Вып. 3. С. 49−50.
  235. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. Т. 1. С. 37−45.
  236. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 344 с.
  237. А.Г. Основания и методы вождения взрослых студентов к пониманию новых идей // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. 2001. С. 115−117.
  238. Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования на современном этапе // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. 2000. № 2 (4). С. 15−25.
  239. Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования. М.: Изд. центр НПО, 2001. 46 с.
  240. Е.В. Приоритеты Российского профессионального образования // Педагогика. 1999. № 2. С. 58−62.
  241. Е.В. Российское образование: Дороги реформ. Махачкала: Изд-во Юпитер, 1994. 234 с.
  242. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. 161 с.
  243. Е.В. Система соглашений между Министерством образования РФ и правительствами (администрациями) субъектов РФ о сотрудничестве в сфере образования и их реализации // Регионология. 1995. № 1. С. 118−126.
  244. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 2001. 253 с.
  245. Е.В., Бухарова Г. Д., Контобойцева М. Г. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. 205 с.
  246. Е. Образование взрослых: поиск новой стратегии // Новые знания. 1997. № 4. С. 103−105.
  247. Т.В. Влияние психологической защиты на эффективность освоения современных информационных технологий // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук. 2001. Вып. 3. С. 54−56.
  248. Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и дидактический аспекты. Челябинск: Изд-ва Факел, 1997. 76 с.
  249. Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Моногр. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000. 239 с.
  250. Н.Н., Бухарова Г. Д. и др. Решение задач по физике: психолого-методический аспект. Челябинск: Изд-ва «Факел», ЧВВАИУ и Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 120 с.
  251. О.Б. Новое средство компьютерного обучения электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе. 1999. № 10. С. 89−92.
  252. Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие. М., 2000. 245 с.
  253. С.Р. Информационные технологии в учебном процессе: Методические рекомендации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 87 с.
  254. Управление развитием и изменением: Учеб. пособие: В 11 кн.: Пер. с англ. / Под ред. З. Ш. Атаян. Жуковский, 2000. 345 с.
  255. A.M. Сборник задач по теоретической механике. М.: Изд-во Высш. шк, 1987. 195 с.
  256. И.И. Учебное пособие для дистанционного обучения: Материалы регион, науч.-практ. конф. Пермь: .Информатика, 2001. С. 47−49.
  257. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы: Учеб. пособие. Новосибирск: Наука, 1988. 171 с.
  258. М.И. Техническая механика. Детали машин: Учеб. для студентов вузов. М.: Изд-во Высш. шк., 1990. 234 с.
  259. Е.К., Сайдашев А. А. Компьютер на уроке математики: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 132 с.
  260. Е.К., Шестаков А. П. Математическое моделирование: Пособие для учителя. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1995. 259 с.
  261. Е.К., Шестаков А. П. Курс «Математическое моделирование» // Информатика и образование. 1996. № 4. С. 17−23.
  262. П. Моделирование и анализ работы информационно-поисковых систем Internet // Открытые системы. 1996. № 6 (20). С. 46−49.
  263. А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.
  264. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования: Моногр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. 224 с.
  265. Н.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. № 2 (2). С. 134−142.
  266. Центры образования взрослых / Под ред. JI.H. Лесохиной, Т. В. Шадриной. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  267. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1985. 200 с.
  268. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. М.: Нар. образование, 1996. 160 с.
  269. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности обучающихся // Советская педагогика. 1974. № 9. С. 75−79.
  270. О.Н. Интернет-проект как активный и эффективный метод формирования культуры учащихся (информационной, понятийно-терминологической, общечеловеческой) // Проблемы информатизации. М.: Изд-во Рос. акад. наук. 2001. Вып. 3. С. 60−62.
  271. О.В. Парадигма программирования: компоненты процедурного стиля мышления // Новые информационные технологий в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1999. С. 11−112.
  272. В.Ф. Информационные технологии обучения // ИНФО. 1998. № 2. С. 5−13.
  273. Ю.А. Тезаурусы в информатике и теоретической семантике // Информационные языки. НТИ. Сер. 2. 1971. № 3. С. 21−24.
  274. Р.Т. Компьютеризованные технологии подготовки профессионально-педагогических кадров электроэнергетического профиля: Материалы Междунар. конгресса (квалификация занятость 1995 г.). С.-Петербург: Акад. предпринимательства, 1995. С. 98−102.
  275. Р.Т., Шевченко В. Я. Педагогические технологии профессионального электротехнического образования // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург, 2000. № 2 (4). С. 172−180.
  276. Р.Т. Элементы компьютерного обучения курса «Автоматическое управление электропривода» / Сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. С. 20−24.
  277. Шуцкова JI.3. Технология решения и подготовки задач на компьютере // Информатика и образование. 1999. № 7. С. 43−45.
  278. С.А. Особенности модели открытого дистанционного образования взрослых // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. 2001. Вып. 3. С. 5−16.
  279. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.
  280. Н.Е. Профессионально-педагогические технологи: концептуальные основы новой образовательной парадигмы // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. № 3 (5). С. 110−118.
Заполнить форму текущей работой