Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при вставке пропущенных букв в тексте Из диаграммы 27 видно, что у школьников КГ небольшой коэффициент частоты ошибочных написаний при вставке пропущенных букв в орфограмме на безударные проверяемые гласные в корне слова («вор.бей»). Причиной таких ошибок может быть незрелость базовых предпосылок в овладении орфографией… Читать ещё >

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при списывании слов При списывании слов школьниками КГ была допущена только одна ошибка на гласные и согласные в приставках («пракрасться»). Это доказывает высокий уровень сформированности у этих школьников операций произвольного внимания. Школьниками ЭГ в этом задании было допущено 4 ошибки на безударные проверяемые гласные в корне слова («сталбы», «фантозировать», «званить»), 1 ошибка на безударные непроверяемые гласные в корне слова («аграном») и 8 ошибок на гласные и согласные в приставках («пачувствовать», «пучувствовать», «сасчитать», «пракрасться», «пасредник»). Такие ошибки обусловлены особенностями психических функций детей с дизорфографией: неустойчивостью внимания (недостаточностью его концентрации), а также специфическими особенностями словообразования у этих детей.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при списывании слов представлен на диаграмме 21.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 21. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (списывание слов)

2. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при вставке пропущенных букв в словах В задании на вставку пропущенных букв школьники КГ допустили 1 ошибку на безударные проверяемые гласные в корне слова («потресение»), 3 ошибки на безударные непроверяемые гласные («справо», «аграном») и 3 ошибки на гласные и согласные в приставках («нописать», «дабавить», «прекрасться»). Это объясняется неполноценной сформированностью усвоения орфографических знаний, умений и навыков у некоторых школьников с нормальным развитием. Школьниками ЭГ в этом задании было допущено большое число орфографических ошибок. На безударную проверяемую гласную в корне слова дети допустили 36 ошибок («сталовая», «воренье», «сталбы», «кармилица» и т. д.), на безударную непроверяемую гласную — 34 («оквариум», «справо», свабода", аграном", «вправа», «пионино»), на гласные и согласные в приставках — 27 ошибок («пачувствовать», «сасчитать», «атвязаться», «дабавить» и т. д.). Такие ошибки указывают не несформированность у этих детей словообразовательной функции. При выполнении задания по определению пропущенных букв дети в основном прибегали к угадыванию. Для этих детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. При встрече с первыми орфографическими задачами школьники ЭГ старались избежать волевого напряжения.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при вставке пропущенных букв представлен на диаграмме 22.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 22. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (вставка пропущенных букв в словах).

3. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при нахождении орфографических ошибок в словах Следующим заданием было нахождение орфографических ошибок в предъявленных словах. Школьники КГ в задании на безударные гласные допустили по 2 ошибки («фантозировать», «потресение, «пионино», «кортина»), на гласные и согласные в приставках только 1 ошибку («адгадать»). Причиной таких ошибок может быть недостаточная сформированность орфографических навыков. Школьниками ЭГ в данном задании было допущено наибольшее количество ошибок на гласные и согласные в приставках — 37 («потчеркнуть», «натстроить», «атвязаться», «одгадать» и др.), на безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова — 32 и 31 соответственно («покозаться», «потресение»). Это доказывает специфическую несформированность у этих детей усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при нахождении орфографических ошибок представлен на диаграмме 23.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 23. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (нахождение орфографических ошибок в словах).

4. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при обнаружении «ошибкоопасных» мест В задании на обнаружение «ошибкоопасных» мест школьники КГ на безударные проверяемые гласные в корне слова допустили 9 ошибок («затемно», «потрясение», «показаться», «фантазировать» и др.), на непроверяемые безударные гласные — 3 ошибки («аквариум», «пианино»), на гласные и согласные в приставках — 7 («подчеркнуть», «почувствовать», «надстроить» и др.). Причиной подобных ошибок у детей КГ может быть недостаточная сформированность компонентов «орфографического» чутья. Школьники ЭГ в этом задании показали низкий уровень сформированности «орфографического» чутья. На безударные проверяемые гласные в корне слова ими было допущено 32 ошибки (7 в слове «показаться», 3 в словах «столбы», «смотреть», «потрясение» и т. д.), на безударные непроверяемые гласные в корне слова — 31 (в словах «справа», «вправо», «агроном»), на гласные и согласные в приставках -37 ошибок («почувствовать», «написать», «прокрасться»). У детей ЭГ не сформированы функция словообразования, операции прогнозирования и распознавания так называемых «ошибкоопасных» мест в слове. Они неверно анализируют морфологический состав слов: не выделяют приставку, корень, окончание, безударные гласные и т. д. Поэтому учащиеся «не узнают» орфограмму, встретившуюся в слове, не умеют находить аналогичные задания, «видеть» разницу в сходных грамматических условиях.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 24. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (обнаружение «ошибкоопасных» мест в словах)

5. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма в слуховом диктанте слов В слуховом диктанте слов школьники КГ допустили 5 ошибок на безударные проверяемые гласные в корне слова («потресение», «затимно», «сталбы»), 6 — на безударные непроверяемые гласные («аграном», «вправа», «визде») и на гласные и согласные в приставках 2 ошибки («надстроить», «дабавить»). Такие ошибки могут быть обусловлены недоразвитием у некоторых детей КГ орфографических действий. Школьниками ЭГ в данном задании было допущено набольшее число ошибок в задании на безударные непроверяемые гласные в корне слова — 28 («свабода», «автамобиль», «автомабиль», «вправа»). На безударные проверяемые гласные дети этой подгруппы сделали 16 ошибок («сталовая», «кармилица» и др.) и на гласные и согласные в приставках 18 («дабавить», «сасчитать», «пасредник» и др.). Дети ЭГ испытывали стойкие затруднения в самостоятельной формулировке грамматико-орфографических задач, в нахождении средств для их достижения.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 25. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму. Слуховой диктант слов

6. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при списывании текста В задании на списывание текста школьниками КГ была допущена одна ошибка на безударную проверяемую гласную в корне слова («хлапотливые»). Такая ошибка могла быть допущена по невнимательности ученика. Дети же ЭГ допустили намного больше ошибок при списывании текста. Равное число ошибок было на безударные гласные в корне слова («лигушки», «дарога», «марозы», «пают»), меньше на гласные и согласные в приставках («прасохла», «паплыл»). У детей этой группы недостаточно сформированы и не автоматизированы навыки самоконтроля, а также навыки самокоррекции.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при списывании текста представлен в диаграмме 26.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 26. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (списывание текста)

7. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при вставке пропущенных букв в тексте Из диаграммы 27 видно, что у школьников КГ небольшой коэффициент частоты ошибочных написаний при вставке пропущенных букв в орфограмме на безударные проверяемые гласные в корне слова («вор.бей»). Причиной таких ошибок может быть незрелость базовых предпосылок в овладении орфографией. Школьники же ЭГ большее количество ошибок допустили в орфограмме на безударные непроверяемые гласные в корне слова («легушки», «борсуки» «жаваронки» и др.). Коэффициент частоты ошибочных написаний у детей ЭГ в орфограмме на гласные и согласные в приставках тоже оказался высоким («праснулись», «нодулись», «натступили», «паплыл» и др.). Чуть меньше ошибок было в задании на безударные проверяемые гласные в корне слова («висеннее», «рике», «хлапотливые», «потимнела» и др.). Эти ошибки обусловлены нарушением у школьников ЭГ реализации традиционного и морфологического принципов правописания и специфическими словообразовательными процессами у этих детей.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 27. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (вставка пропущенных букв в тексте)

8. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при нахождении орфографических ошибок При нахождении орфографических ошибок в тексте школьники КГ допустили 5 ошибок на безударные непроверяемые гласные в корне слова («борсуки», «лигушки», «зазвенели»). Детьми ЭГ на безударные проверяемые гласные в корне слова было допущено 33 ошибки («лису», «рике», «побижали», «посенел», «висеннее» и др.); на безударные непроверяемые гласные — 49 ошибок («бирёзах», «борсуки», «мидведи», «бабачки», «марозы» и др.); на гласные и согласные в приставках — 22 ошибки («атступили», «нодулись», «прасохла», «паплыл» и др.). Уровень сформированности навыков правописания у этих детей очень низкий. Это обусловлено недостаточностью морфологических операций у детей с дизорфографией.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при нахождении орфографических ошибок в тексте представлен на диаграмме 28.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 28. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (нахождение орфографических ошибок в тексте)

9. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма при обнаружении «ошибкоопасных» мест При обнаружении «ошибкоопасных» мест в тексте школьниками контрольной группы было допущено небольшое количество ошибок на все заданные орфограммы. На безударные проверяемые гласные в корне слова — 1 ошибка («лесу»), на безударные непроверяемые гласные — 6 ошибок («ветер», «берёзах», «воробей»), на гласные и согласные в приставках — 2 ошибки («зазвенели», «отступили»). Это объясняется недостаточной сформированностью орфографического чутья у детей КГ.

Средний коэффициент частоты ошибочных написаний при обнаружении «ошибкоопасных» мест представлен в диаграмме 29.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 29. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (обнаружение «ошибкоопасных» мест в тексте)

Из диаграммы 29 видно, что коэффициент частоты ошибочных написаний у младших школьников ЭГ значительно больше, чем у детей контрольной группы. У детей ЭГ в этом задании обнаружилось самое большое количество ошибок. На безударные проверяемые гласные в корне слова эти дети допустили 50 ошибок («реке», «лесу», весеннее", «хлопотливые», «потемнела» и др.); на безударные непроверяемые гласные в корне слова — 56 («барсуки», «медведи», «дорога», «морозы», «бабочки», «воробей», «ветер» и др.); на гласные и согласные в приставках — 46 ошибок («посинел», «надулись», «отступили», «побежали» и др.). У учеников данной группы не сформированы операции прогнозирования и распознавания так называемых «ошибкоопасных» мест в слове. Они неверно анализируют морфологический состав слов: не выделяют приставку, корень, неударные и безударные гласные. Поэтому учащиеся «не узнают» орфограмму, встретившуюся в слове, не умеют находить аналогичные задания, «видеть» разницу в сходных грамматических условиях. В основе трудностей усвоения орфографических знаний, умений и навыков лежит низкий уровень развития морфологического и словообразовательного компонентов языковой способности.

10. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма в слуховом диктанте текста.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 30. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму. Слуховой диктант текста

При написании слухового диктанта текста школьники КГ допустили 5 ошибок на безударные непроверяемые гласные в корне слова («зазвинели», «жаваронки», «муровьи») и 1 ошибку на безударные проверяемые гласные в корне слова («посенел»). Это объясняется недостаточной сформированностью традиционного принципа правописания у некоторых детей контрольной группы. Детьми ЭГ в этом задании большое количество ошибок было допущено на безударные проверяемые гласные в корне слова — 45 («пают», «посенел», «рике», «хлапотливые», «висеннее» и др.). В орфограмме на безударные непроверяемые гласные дети этой группы допустили 15 ошибок («борсуки», «мидведи», «хлоптливые», «марозы», «дароги» и др.), на гласные и согласные в приставках — 17 («прасохла», «праснулись», «паплыл», «нодулись» и др.). Дети ЭГ неверно осуществляют комментированное письмо, проверку написания слова из-за неумения найти в нем «ошибкоопасное» место, не определяют соответствующий принцип письма. Основными трудностями у этих детей являются обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи.

11. Сравнительный анализ выполнения письменных работ младшими школьниками Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в письменных работах представлен в диаграмме 31.

Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма.

Диаграмма 31. Средний коэффициент частоты ошибочных написаний в расчёте на орфограмму в письменных заданиях (диктант текста и словарный диктант)

Анализ результатов этого исследования позволил сделать следующие обобщающие выводы. Как видно на диаграмме 31, школьниками КГ наибольшее количество ошибок допущено в задании на безударную непроверяемую гласную в корне слова, а школьниками ЭГ — на безударную проверяемую гласную в корне слова. Орфографические ошибки у школьников ЭГ связаны с неумением дифференцировать в слове звуки в сильной и слабой позиции (ударные и безударные гласные), трудностями в постановке ударения, подборе проверочного слова. Школьники с дизорфографией не всегда достаточно хорошо понимают смысл понятия «фонетическое ударение» и часто затрудняются при определении ударного гласного в слове. Школьники КГ допускали случайные ошибки, которые не носят системного и многочисленного характера. Как правило, дети сами находили ошибки и исправляли их. Слова с безударными гласными в корне, непроверяемые ударением, подчиняются традиционному принципу написания. Проверить правильность их написания какими-либо грамматическими правилами не имеет возможности. Единственный способ избежать ошибок — это прочное запоминание, заучивание и многократное «прописывание» слов, способствующее приобретению прочного навыка правильного письма, который у некоторых детей с нормальным развитием недостаточно сформирован.

Сложная структура дизорфографического нарушения и его системный характер обусловливают схожесть проявлений дизорфографии в письменных работах школьников. Это подтверждается наличием у учащихся одинаковых орфографических ошибок, специфичность которых выражается в постоянном характере их появления в письменных работах. Исследование позволило выявить наиболее типичные орфографические ошибки у данного контингента детей, обусловленные трудностью усвоения орфограмм, среди которых преобладают: орфограммы, регулирующие написание безударных гласных в корне слова и гласных и согласных в приставках. Данные исследования представлены в таблицах 6, 7, 8, 9 (см. приложение).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой