Практическая направленность методической подготовки учителей русского языка
Диссертация
Признавая важность выработки практических умений и навыков в обучении языку, учителя не используют на практике методы и приемы обучения, способствующие реализации практических задач. Зачастую на первый план в учебном процессе выходят познавательные задачи, что противоречит пониманию языка как важнейшего средства коммуникации. «Двуязычие следует понимать как хорошее владение чужим языком при… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УСИЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ — ФИЛОЛОГОВ
- 1. 1. Практическая направленность лингвистического обучения и лингводидактического образования как теоретическая и методическая проблема
- 1. 2. Психологическая теория деятельности — основа коммуникативной и методической подготовки
- 1. 3. Влияние воспитывающего фактора обучения на лингвисти — ческую и лингводидактическую подготовку учителя
- 1. 4. Психолого — педагогические аспекты вузовской подготовки учителя — словесника
- Выводы
- Глава 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Формирование коммуникативных умений и навыков в свете современных требований лингводидактики
- 2. 2. Система коммуникативных заданий для студентов факультета русской филологии
- Выводы
- Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
- 3. 1. Дидактико — методические критерии повышения эффективности практической подготовки учителя
- Выводы
- Глава 4. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
- 4. 1. Формирование системы лингводидактических знаний на лекционных занятиях
- 4. 2. формирование умений и навыков обучающей деятельности на лабораторно — практических занятиях
- 4. 3. Совершенствование системы методических знаний, умений и навыков в самостоятельной работе студентов
- Выводы
Список литературы
- Аверина М.В. Психологические проблемы творческого овладения студентами педвуза профессией учителя.-В сб.?Психологические вопросы формирования личности будущего учителя.-М., 1986, с.145−150.
- Акишина A.A., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. -М., 1983.- 176 с.
- Алгазина H.H. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5−8 классов.-М., 1965.-280 с.
- Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков.-М., 1987. 158 с.
- Алферов А. Д. Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка).- В кн.:Хрестоматия по методике русского языка.- М., 1991, с.112−116.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.-М., 1980.-96с.
- Ананьев Б.Г.К теории внутренней речи в психологии.-В сб.:Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.53.-Л., 1946, с.172−184.
- Анастасиади Э.Н. Мотивы учения и их место в процессе обучения русскому языку.- Русский язык в армянской школе, 1983, N 2, с. 45−50.
- Андриянова В. И. Развитие активной связной устной речи у узбекских школьников.- Ташкент, 1973.- 143 с.
- Анищук Е.В. О влиянии коммуникативных свойств личности учителя на отношения с учащимися.- В сб.: Психологические вопросы формирования личности будущего учителя.-М., 1986.с.64−69.
- Апресян Г. 3. Ораторское искусство, М. 1978.- 278 с.
- Арбенина В.Л. Общение как фактор социальной адаптации студентов.-В сб.:Проблемы адаптации студентов.-Вильнюс, 1978, с.62−67.
- Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. -М.. 1969. 279 с.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект.- Психологический журнал. 1984. N 3. с.42−48.
- Арутюнова Н. Д. Речь, — В кн.: Русский язык: Энциклопедия. -М. 1979.- 453 с.
- Аствацатрян М.Г. Измерение уровня сформированности речевой деятельности.- Русский язык в национальной школе, 1986, N 2, с. 31 35.
- Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Советская педагогика, 1980, N 3, с.99−106.
- Баранов М. Т. Пути развития у школьников 5−8 классов интереса к урокам русского языка.- В сб.:Воспитание интереса к урокам русского языка.-М., 1965, с.3−10.
- Баранов М.Т. Формирование лингвистического мировоззре1 < «ния.- Русский язык в школе, 1977, N 3, с.29−36.
- Барлас Л.Г. Русский язык.Стилистика.-М., 1978.- 255 с.
- Бархин К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе, — М., 1935, — 297 с.
- Бархударов С. Г. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах вузов.- Русский язык в национальной школе, 1964, N 2, с.15−21.
- Батиашвили Е.Д. Методика . преподавания русского языка в грузинской школе. Проблема развития речи.-Тбилиси, 1971.-316 с.
- Бедалов Ч. А. Методика преподавания русского языка в азербайджанской школе. Баку, 1981.- 268 с.
- Белкина Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью.- Ярославль, 1974.- 176 с.
- Биктеева Л.Р. Об опыте обучения культуре русской речи.-Русский язык в СНГ, 1992, N 7−9, с.38−41.
- Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике преподавания русского языка.-М., 1986. -299 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М., 1966, — 307 с. I
- Бойко А.Н. Изучение типичных недостатков в подготовке выпускников пединститута в течение первых пяти лет их работы в школе, — В сб.:Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980, с. 51−60.
- Болгова Т. е. Речевая ситуация в системе работы по развитию устной монологической речи школьников.-Веб.: Совершенствование методов обучения русскому языку. -М., 1981, с.60−67.
- Бологова Е.И. Педагогические способности как эффективное средство профессиональной адаптации студентов педвуза. -В сб.:Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. М., 1986, с.127−133.
- Бондаренко С. М. Об интересе к русскому языку.-В сб. воспитание интереса к изучению русского языка в школе.' Сб. науч. трудов / Под ред.Б. И. Фоминых.- М., 1979, с.3−15.
- Буржунов Г. Г., Пахомова 3.П., Тамбиева Д. М. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе.-Л., 1980. 320 с.
- Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.-В кн.: Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя /Авт.-сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева.- М., 1991, С.84−87.
- Вайсбург М. Л. Реферирование как форма работы над публицистическим и научно-популярным текстами.- Иностранные языки в школе, 1975, N 2, с.40−44.
- Василенко Е.И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку, — М., 1990.- 130 с.
- Веденяпин Ю. А. Измерение готовности абитуриентов к обучению в институтах иностранных языков как предпосылка индивидуализации учебного процесса.: Автореф.канд.дисс.-М., 1976.- 19 с.
- Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1983.- 128 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.-М., 1985.- 116 с.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.Поэтика. М., 1963. -255 с.
- Виноградова М.Д., Первин И. В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М., 1977. -159с.
- Винокур Т. Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи.-В кн.:Развитие функциональных стилей современного русского языка.-М., 1968.- 231 с.
- Власенков А.И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. М., 1978.- 192 с.
- Волков Е.С. Общение как фактор адаптации личности студента к профессии учителя.-В сб.:Студенческий коллективи формирование личности будущего учителя.-М., 1981, с. 8592.
- Волкова Е.И., Смирнова 0.А.Развитие профессиональной речи учителя у студентов младших курсов языковых факультетов. -В сб.:Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязычной речи.-Воронеж, 1984, с.65−69.
- Воспитание интереса к изучению русского языка в школе. Сб. науч. трудов/Под ред. Б. И. Фоминых. М., 1979, — 88 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, 2-е изд.- М., 1967, — 93 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.-Т.2.-М., 1982.- 361 с.
- Выготский Л. С. Неопубликованная рукопись. Вестник МГУ. Сер."Психология».- 1981, N 1, с.58−59.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред.В. В. Давыдова.- М. 1991.- 479 с.
- Выготский Л.С.Предыстория' письменной речи, — В кн. Умственное развитие детей в процессе обучения.-М.-Л., 1935, с. 80- 105.
- Газеева Т. И. Формирование навыков самоконтроля у учащихся при изучении правописания частей речи в 4 классе.-Русский язык в школе, 1982, N 6, с.52−58.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования, — М., 1981.- 139 с.
- Тапочка И. К. Пособие по обучению чтению, М., 1978.-87 с.
- Гачев Г. Д. Национальные 'образы мира. М., 1988.- 445с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- м., 1961.471 с.
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии.-М., 1954.-119 с.
- Гдалевич Л. П. Фудим Э.К. 'Уроки русского языка в 5 классе. М., 1991.- 234 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.- 319 с.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет:Кн.для внеклас. чтения учащихся 7−8 кл, — М., 1983.- 109 с.
- Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.-М., 1972.-160 с.
- Грамматические основы правильной русской речи: Учебн.пос. для неяз.спец.вузов/Ершова Е.Н., Векилова Л. Г. и др. М., 1991.- 176 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко 0. М. и др. Секреты орфографии.-М. 1991. 192 с.
- Граник Г. Г. Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.-2-е изд.- М., 1987.- 127 с.
- Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи:Из опыта словаря-справочника, — М., 1976.- 455 с.
- Гридин В. И. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания.-В кн.:Проблемы психолингвистики. М., 1975, с. 56−64.
- Гройсман А.Л. Медико-психологические аспекты обучения.-В сб.: Психология и медицина. М., 1978, с.226−234.
- Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию.- М., 1984.- 397 с.
- Гусейнова Т.В. Курсовая работа по методике преподавания русского языка в системе профессиональной подготовки будущего учителя.- В сб.: Совершенствование преподаванияпрактического курса русского языка в неязыковых вузах.-Ч.2.Душанбе, 1994, с.40−46.
- Гусейнова Т.В. Мотивация в обучении русскому языку.-Русский язык в национальной школе, 1987, N 6, с.14−17.
- Давидянц А.А., Штейнфельдт Э. А. Виды речевой деятельности как категория методики.-В кн.:Вопросы методики обучения русскому языку в национальной аудитории. Сост. А. Давидянц, Н.Сепп.- Таллин, 1984, с.5−23.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.-М., 1972.-423 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.- 240 с.
- Данилов В.В. Методика родного языка.- В кн.: Хрестоматия по методике русского языка.- М., 1991, с.116−120.
- Джуманиязова С.Р. Речевое поведение учителя на уроке.-Русский язык в СНГ, 1992, N 7−9, с.41−44.
- Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. Для студентов заочн.обучен.- Саратов, 1966.- 35 с.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой.-М., 1970. 72 с.
- Добромыслов В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (Морфология).- М., 1954.- 64 с.
- Дмитракова Н.К. Как отменить крепостное право.-Учительская газета, 1991, 26 мая.
- Доронкина Е.К. Некоторые психофизиологические особенности труда учителя.- Физиология человека, 1976, N5, с. 6773.
- Ершова Н. А. К вопросу об условиях и факторах развития творческой активности учителя.-В сб.: Психологические вопросы формирования личности будущего учителя.-М., 1986, с. 88−91.
- Есаджанян Б. М. Критерии эффективности урока русского языка. -Русский язык в национальной школе, 1984, N 4, с.22−28.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного, — М., 1984.- 97 с.
- Есаджанян Б.М. Система упражнений по развитию речи.-Русский язык в национальной школе, 1968, N 6, с.17−24.
- Есперсен 0. Философия грамматики. Пер. с англ.- М., 1958.-404 с.
- Ехалкина В. И. Обучение сочинению на экологическую тему.- Русский язык в СНГ, 1992, N 7−9, с.22−24.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе.- В сб.:Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4−8 классах. -М., 1969, с.102−109.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.- 353 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.-В кн.: В защиту живого слова, — М., 1966, с.5−26.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М., 1982.159 с.
- Журавлева Л.С., Зиновьева М. Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984.- 96 с.
- Закирьянов К.3.Обучение речевой деятельности на русском языке в башкирской школе: Учебное пособие.- Уфа, 1986.83 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.- 113 с.
- Зверев И.Д. Урок: каким ему быть? Учительская газета, 1986, 19 июня.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке:Кн.для учителя.-2-е изд.-М., 1985.-160 с.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.- М., 1973.- 351 с.
- Иваницкая Г. М. Уроки развития связной речи, — Киев, 1984.-208 с.
- Иванова H.B. Соотношения мотива и эмоции в структуре деятельности. -В кн.:Исследование мотивационной сферы личности. Межвуз. сб.науч. трудов. -Новосибирск, 1984, с.93−103.
- Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи.-М., 1970.-96 с.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи, — М., 1978, — 126 с. t 110. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи.2-е изд.- М., 1986.- 150 с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребностей в знании у школьников. Ростов н/Д., 1971.- 224 с.
- Ильясов И.И., Мальская O.E. О формировании приемов деятельности учения у студентов.-В сб.: Проблемы программированного обучения.- М., 1979, с.107−125.
- Исследование мотивационной сферы личности. Межвуз. сб. научн.трудов.- Новосибирск, 1984, — 163 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., 1981.- 96 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М., 1968.-288 с.
- Канарская О.В. Приметы стилевой принадлежности текста.т
- В сб.: Лингвометодические основы работы над текстом приобучении русскому языку.- Л., 1982, с.60−64.
- Капинос В. И. Активизация методов работы по развитию речи.-В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку.- М., 1981, с. 34−42.
- Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя/Капинос В. И., Сергеева H.H., Соловейчик М.С.- М., 1991.- 342 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М., 1979, — 206 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление, — Л., 1972, — 216 с.
- Кирсанов A.A. Культура умственного труда учащихся, — Казань, 1968.- 95 с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.- 2-е изд.- М., 1986.- 101 с.
- Китайгородская Г. А. Научно-методическое пособие для преподавателей (интенсивный курс).- М., 1979.-128 с.
- Клычникова З.И. Методика подготовки и проведения публичного выступления. М., 1976.- 89 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.- М., 1973, — 224 с.
- Ковалевская Е.Г. Текст художественного произведения на уроках русского языка.- В сб.: Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Межвуз. сб.научн.трудов. -Л., 1982, с.15−22.
- Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими, — Пермь, 1972.- 395 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка.-2-е изд.-М., 1983. -223 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка.- М., 1984.- 175 с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании иязыке. М., 1990. — 103 с.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. 1974.- 81 с.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке.- М., 1975.- 231 с.
- Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы. Кн. для учителя. /Под ред. Е. И. Пассова. — М., 1−985.ф 127 с.
- Концепция общего и среднего образования. Концепция дошкольного воспитания.-М., АПН СССР, ротапринт, 1989.- 48 с.
- Косолапкова A.A. Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.- В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку.- М., 1981, с.55−60.
- Костомаров В. Г. Мой гений, мой язык: Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке. М., 1991.- 63 с.
- Костомаров В.Г.О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный».- В сб.:Проблемы современной философии.- М., 1965, с.32−38.
- Костомаров В.Г., Леонтьев A.A., Шварцкопф B.C. Теория речевой деятельности и культура речи.- В кн.:Основы теории речевой деятельности/Под ред.А. А. Леонтьева.-М., 1974, с.300−310.
- Кудрявцева Т. С. Методика анализа урока русского языка. -Русский язык в национальной школе, 1988, N 1, с.14−19.
- Кудрявцева Т. е. Учебный текст как объект лингводидакти-ческого описания русского языка: функции, типология, принципы оценки: Автореф.канд. дисс, — М., 1985.- 14 с.
- Кузнецова Л.К., Федоренко Л. П., Федотова Ю. Г. Тематика курсовых работ по методике русского языка.- М., 1982. -94 с.
- Кузовлев В.П. Методическая характеристика класса ' как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению.- Иностранные языки в школе, 1986, N 1, с.23−26.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л., 1970, — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования, — Л., 1980.- 164 с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики.-Л., 1972.311 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- В сб.: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л., 1967, с.131−144.
- Кузьмичева И. А. Проблемы развития познавательных способностей учащихся, — Вопросы психологии, 1986, N 4,1. С.183−189.
- Кукушкин В.Д., Неволин И. Ф., Бушуев B.C. Организация умственного труда.-2-е изд.- М., 1980.- 186 с.
- Кулагина Ж.Д. Монолог как одно из средств в обучениидиалогической речи в неязыковом вузе. В сб.: Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязычной речи.- Воронеж, 1984, с.85−92.
- Кулюткин Ю.Н. Взаимодействие между учащимися в процессе обучения.- Вечерняя школа.- 1983, N 2, с.68−71.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. ф для учителя. М., 1989.- 127 с.
- Кучнева Л. А. Работа по теории связного текста как важное звено в развитии русской речи учащихся национальных школ: Автореф. канд. дисс.-'М., 1984.- 19 с.
- Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.- 127 с.
- Ладыженская Т. А. Обучение устной и письменной речи (связная речь).- В кн.: Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова.- М., 1990, с.276−312.ш
- Ладыженская Т. А. Система работы по развитию, связной устной речи учащихся. М., 1975, — 255 с.
- Ладыженская Т. А. Система упражнений по развитию связной речи.- В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М., 1981, с.'43−47.
- Лаптева O.A. Русский разговорный синтаксис.- М., * 1976.-399 с. m
- Лариохина H.М.Лингвистическая и коммуникативная компеI- 407 тенции в практическом 'курсе русского языка.-В сб.: Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному/Под ред.В. В. Морковкина и Л. Б. Трушиной. -М., 1986, С. 49−57.
- Левина Т.К., Паневина Л. К. Организация работы над грамматической стороной художественного текста.- В .сб.: Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязычной речи.- Воронеж, 1984, с.92−97.
- Лезер Ф. Рациональное чтение. Перев. с нем.- М., 1980.155 с.
- Леонтьев A.A. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке.- В кн.: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских.- М., 1977, с.5−13.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному / психологические очерки /. М., 1970.- 88 С.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение, — М., 1979.- 47 с.
- Леонтьев A.A. Предисловие к книге: Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.-М., 1976, с.3−21.
- Леонтьев A.A. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному.- Русский язык за рубежом, 1974, N 4, с. 54−60.
- Леонтьев A.A. Психология общения, — Тарту, 1974, — 207 с.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность.- В кн.: Основы теории речевой деятельности.- М., 1974, с.20−29.
- Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность.- М., 1969.-214 с.
- Леонтьев А.H.Общее понятие о деятельности. В кн.: Основы теории речевой деятельности.-Л., 1974, с.5−20.
- Лийметс X.И. Групповая работа на уроке, — М., 1975.-64с.
- Лингвистические основы преподавания языка/Под ред. А. М. Шахнаровича. М., 1983.- 272 с.
- Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Межвузовский сб.научн.трудов.- Л., 1982, — 125 с.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии.-М., 1981. -246с.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию.- В кн.: Об ораторском искусстве, — 1973, с.72−80.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. М., 1980.- 94 с.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968, — 88 С.
- Лурия А.Р. Язык и сознание.- М., 1979.- 320 с.
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.- 414 с.
- Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. Синтаксис.-Русский язык в школе, 1982, N 6, с.63−70.
- Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. -М., 1978.-81с.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.- Кишинев, 1983.- 93 с.
- Ляховицкий М.В., Вишневский Е. И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе, — Иностранные языки в школе, 1984, N 2, с.18−23.
- Мамушин В.Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся.- Русский язык в школе, 1991, N 1, с.18−23.
- Мамушин В.Е. Форма работы над детскими рассказами.-Русский язык в школе, 1969, N 3, с. 14−18.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974. — 239 с.
- Матюшкин A.M. Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности.- В кн.: Проблемы программированного обучения. М., 1979, с.43−53.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977. -239 с.
- Махновская Н.И. Обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов. Русский язык в школе, 1992, Nm3.4, с.60−63.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активизации личности в обучении, — М., 1971.- 137 с.
- Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.- 279 с.
- Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред.И. В. Баранникова, А. И. Грекул.-Л., 1984.- 312 с.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н. И. Ляховицкий М.В., Миролюбов A.A. и др. М., 1982. — 373 с.
- Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. М 2101 «Рус.яз. и лит."/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.- Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990.- 368 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе / Под ред.Н.3.Бакеевой и З. П. Даунене -2-е изд., перераб. Л., 1986.- 400 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособие для учащихся нац. групп пед. уч-щ / Под ред. Л. З. Шакировой.- Л., 1990.- 416 с.
- Методика преподавания русского языка в школах народов тюркоязычной группы, — М., 1964.- 428 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А.Ю.Купа-лова и др./ Под ред. Т. А. Ладыженской.-2-е изд. М., 1991.- 240 с.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку:5 кл.:Кн.для учителя / Сост.А. Ю. Купалова.-М., 1992. 143 с.
- Методические указания по определению уровня педагогищ ческой эффективности использования средств обучения иих комплексов. М., 1984.'- 35 с.
- Метса A.A. и др. Лекции по методике преподавания русского языка. Таллинн, 1986.- 232 с.
- Метса А.А. Что дает анализ сфер коммуникации?- Русский язык за рубежом, 1980, N 6, с.35−39.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследоваШние обучения пониманию предложений при чтении.- М., 1989.- 144 с.
- Мильруд Р.П. Организация' обсуждения проблемы на уроке иностранного языка.- Иностранные языки в школе, 1986, N 4, с.26−30.
- Миртов A.B. Очерки по методике преподавания русского * языка в узбекской школе.-3-е изд.- Ташкент, 1962.- 252с.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы об. уче1. НИЯ.- М., 1976.- 199 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста (Пособие по грамматике нем. яз). М., 1981, — 183 с.
- Мышление: процесс, деятельность. общение /Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982, — 387 с.
- Напольнова Т. В. Пустовалов П.С. Практикум по методикепреподавания русского языка.Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности „Рус.яз.и лит.“, — М., 1976, — 176 с.
- Нечаев Н. Н. Психолго-педагогические аспекты подготовки студентов в вузе. М., 1985.- ИЗ с.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / МГУ, ф-т повышен. квалиф.- М., 1988.- 166 с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5−7 кл. М., 1991.- 192 с.
- Никитина Т.Н., Откупщико-ва М.И. Некоторые проблемы ак-^ туального членения текста.- В сб.: Лингвистические пробФлемы функционального моделирования речевой деятельноети.Вып.5. Л., 1982, с. 150−165.
- Николаева Л. А. Учись быть читателем. М., 1982.- 192 с.
- Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста.- М., 1979.- 256 с.
- Новоселова Л.Л. Виды упражнений по стилистике, — В сб.: * Совершенствование методов обучения русскому языку.- М., 1981, с. 51−54.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления, — М., 1978,254 с.
- Норман Б.Ю. Синтаксис речевой деятельности.-Мн., 1978.-152 с.
- Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной 0 напряженности.- Днепропетровск, 1975.- 98 с.
- Носенко Э.Л. Специфика проявления в речи состояния эмоциональной напряженности: Автореф.докт.дис.- М., 1979.-21с.
- Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование)/Под ред.Л. В. Занкова.-М., 1975.-440 с.
- Обучение связной русской речи в 4−8 классах татарской школы /Под ред.проф. Н.3.Бакеевой. Казань, 1980.- 176с. а
- Обучение устной речи и чтению в средней школе. Меж-вуз.сб.научн.трудов/ЛГПИ им. А. И. Герцена.-Л., 1984.-147с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста.- М., 1980, — 263 с.
- Олесинова М.М., Сивенко Л. С., Шевелев Н. Б. Пособие по обучению письму (для подготовит. фак-ов вузов СССР).Материалы для работы со слуха.Учебн.пособ.- М., 1983.-62с.
- Орлов Ю.М. Влияние положения личности в группе на мотивдостижения, — В сб. .-Личность в психологическом эксперименте. М., 1973, с. 48−54.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах ./Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской.-М., 1978.- 381 с.
- Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.А.Леонть-* ева.- М., 1974.- 366 с. „
- Панов М. В. Занимательная орфография. Кн. для внекл. чтен. уч-хся 7−8 кл.-М., 1984.-159 с.
- Панов М.В. И все-таки она хорошая ! Рассказы о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках.- М.1964.-167 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному 0 говорению: Пособие для учителей иностр.яз.- М., 1985.-208с.
- Пассов Е.И. Уроки иностранного языка в школе, — Минск, 1982. -216 с.
- Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии.- В сб.: Исследование мотивационной сферы личности. Межвузовский сб.научн.тр. -Новосибирск, 1984, с.70−79.
- Педагогика /Под ред.Ю. К. Бабанского.- М., 1983.-608с.•м
- Пешковский A.M. Избранные труды, — М., 1959, — 252 с.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.Теоретико-экспериментальное исследование, М.-, 1980.- 240 с.
- Пленкин H.A. Изложение с языковым разбором текста.- М., 1988, — 207 С.
- Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок натуроках русского языка.- М.-Л., 1964.- 151 с. т
- Пленкин H.A. Стилистика русского языка в старших классах. М., 1975. — 143 с.
- Пленкин H.A.Уроки рассказывания, — Русский язык в школе, 1978, N 3. с.18−25.
- Поварницына Л.А. Проблема преодоления трудностей общения у будущих учителей.- В сб.:Психологические вопросы формирования личности будущего учителя, — М., 1986, с.97−106.
- Подгаецкая И.М. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарем.- Русский язык в школе, 1982, N 6, С.37−43.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.- М., 1985.- 208 с.
- Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию, — М., 1968, — 376 с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.- 142 с.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.- 487 с.
- Постникова И.И., Подгаецкая И. М. Фонетика это интересно: Кн. для учащихся.- М., 1992.- 96 с.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков /Под общ. ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. М., 1985.234 с.
- Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах /Под ред.Е. А. Быстровой.- Л., 1988.269 с.
- Приступа Г. Н. Анализ урока.Учеб.пособие по спецкурсу.-Рязань, 1983. 100 с.
- Приступа Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе.- Рязань, 1973.- 319 с.
- Проблемы коммуникативно ориентированного учебника русского языка. Сб. ст. Тарту, 1986.- 127 с.
- Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности.- Ульяновск, 1981.- 122 с.
- Проблемы программированного обучения. Материалы пятого советско-французского семинара по программированному обучению /Под ред.проф.Н. Ф. Талызиной.- М., 1979.- 130с.
- Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы: Русский язык 5−12 классы, — М., 1991.- 32 с.
- Просецкий П.А., Семиченко В. А., Семиченко В. Е. Психологический анализ понимания студентами системного принципа процесса профессиональной подготовки в вузе.- В сб.:Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. М., 1986, с. 5−24.
- Протченко И. Ф. и др. Профессиональная направленность обучения русскому языку.- М., 1991.- 96 с.
- Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязычной речи.Межвуз.сб.научн.трудов.-Воронеж, 1984. 117 с.
- Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1986. — 175 с.
- Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: Сб.науч. тр. /Под ред. проф.В. А. Крутецкого.- М., 1982.- 109 с.
- Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя советской школы: Межвуз.сб.науч. тр. /Под ред. П. А. Просецкого. М., 1983. — 127 с.
- Психологические проблемы формирования социальной активности личности учителя: Сб.науч. тр./Под ред. П. А. Просецкого.- М., 1982.-141 с.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. М., 1992.- 192 с.
- Разумовская М.М. Преподавание русского языка в современной школе.- Русский язык в школе, 1982, N 6, с. 26−32.
- Ревицкий В.В., Лебединский С. И. Проблемы теории учебника в рамках коммуникативно-индивидуализированного обучения, — Русский язык за рубежом, 1991, N 2, с. 42−46.
- Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. М“., 1960.- 295 с.
- Рождественский Н. С. Русский язык как учебный предмет в начальных классах, В кн.: Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред.Н. С. Рождественского. — М., 1975, с. 3−26.
- Рождественский Н. С. Свойства русского правописания какоснова методики его преподавания, — М., 1960.-303 с.
- Роовет Э.И. Обучение речевому общению.- Таллинн, 1984.130 с.
- Роот А.А. Методика преподавания стилистики русского языка, — Казань, 1975, — 88 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М., 1957, — 328 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.476 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.В 2-х Т.-М. .1989. Т.1.-488 с. Т. 2. 328 с.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидак-тики /Под ред.Н. М. Шанского, Н.3.Бакеевой.- М., 1977.-248 с.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 6−7 кл. общеобр. учеб. заведений/Г.К.ЛидманОрло-ва, С. Н. Пименова, А. П. Ефремова и др.- Сост.Г.К. Лид-ман-Орлова, С. Н. Пименова- Науч. ред. В. В. Бабайцева. -М., 1993.- 256 с.
- Рыжик Т. А. Работа над началом и концом рассказа в 5 классе.-Русский язык в школе, 1973, N 2, с.37−40.
- Рябцева С.Л. Диалог за партой: Кн. для учителя, — М., 1989, — 96 С.
- Рязанова Л.Г. Влияние мотивов деятельности на воспроизведение вербального материала в условиях помех.- Вопросы психологии, 1977, N 1. с.124−129.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи восетинской школе.Методическое пособие.- Орджоникидзе, 1979, — 136 с.
- Салибаев В.Х. Очерки по психологии развития русской речи учащихся таджикских школ, — Душанбе, 1967.- 18О с.
- Самарин Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста.-Вестник высшей школы, 1969, N 8, с.23−28.
- Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе.- Л., 1990.- 162 с.
- Самостоятельная работа студентов в вузе.Сб.ст.- Саратов. 1982.- 227 с.
- Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л., 1989. — 184 с.
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 кл.:Кн.для учителя/В.И.Капинос, H.H.Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова.-М., 1991. -192 с.
- Семенова P.C. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов.: Автореф. канд. дисс.. М., 1973.- 18 с.
- Сепп Н.В. Анализ учебного текста для постановки коммуникативной задачи.- В кн.:Вопросы методики обучения русскому языку в национальной аудитории. Учебный материал. Сост. А. Дави дянц, Н. Сепп. Таллин, 1984, с. 35−44.
- Сиротина 0.Б. Русская разговорная речь.- М., 1983.-80с.
- Система обучения сочинениям в 4−8 кл./Под ред.Т. А. Ладыженской. 3-е изд. — М., 1978.- 284 с.
- Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи.-М., 1981.- 248 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М., 1971.- 206 с.
- Сластенин В.А.О профессиональной адаптации молодого учителя.-Советская педагогика, 1976, N 3, с.47−54.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., 1976.- 160 с.
- Словарь по этике /Под ред.0.Г.Дробницкого, И. С. Кона: Изд. 2-е, М., 1970.- 398 'С.
- Совершенствование методов обучения русскому языку /Сб. статей. М., 1981.- 160 с.
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Межвуз. сб. науч.тр./Под ред.П.А. Про-сецкого.- М., 1985.- 143 с.
- Советский энциклопедический словарь. Изд.4-е.- М., 1987.-1600 с.
- Соколова Г. П. Уроки русского языка:5 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. М. 1986, — 208 с.
- Соловейчик М. С. Курсовые работы по методике преподавания русского языка: Учеб.-метод.пособие для студенL- 421 тов-заочников пед. институтов, М., 1984, — 63 с.
- Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста, М., 1985, — 168 с.
- Сорокин Ю.А. и др. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.- М., 1979.- 327 с.
- Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию.- М., 1977.- 695 с.
- Сперанский М.М. Правила высшего красноречия.- В кн.: Об ораторском искусстве.- М., 1973, с.84−95.
- Степаненко И. С. О преподавании практикума „Основы культуры речи“.- Русский язык в национальной школе, 1989, N 9, с.45−48.
- Степанова В. В. Лингвистические и методические проблемы работы над текстом при обучении русскому языку.- В сб.:Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Межвуз.сб.науч. трудов.- Л., 1982, с. 4−18.
- Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., 1976.- 207 с.
- Сухобская Г. С., Гурская Н. Ф. Психологические особенности формирования умений и навыков, — Вечерняя школа, 1984, N 2, с. 69−73.
- Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке.-М., 1981.-93 с.
- Талалаева Л.Ф. Сопоставление синтаксических синонимов как прием развития речи (на материале СПП с придаточными причины).- В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку.-М., 1981, с.85−91.
- Талызина Н. Ф. Теоретические основы диагностики познаваk
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М., 1975.- 343 с.
- Тамбовкина Т.И., Тамбовкин Ю. Ф. Урок на тему „Построение рассказа“.- Русский язык в школе, 1972, N 2, с.56−63.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе.-3-е изд. М., 1980. — 414 с.
- Текучев A.B. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: По’собие для учителей. 2-е изд.-М., 1982. — 111 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.-208 с.
- Теория и практика создания коммуникативно ориентированных индивидуализированных учебников русского языка. Сб. ст. -Таллин, 1988.- 287 с.
- Тимофеев В. Л. Личность и языковая среда.- Шадринск, 1971.- 122 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека, — М., 1969.- 304 с.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. М., 1991, — 144 с.
- Углубленное изучение русского языка в национальной школе /Под ред. З. П. Даунене. Л., 1989.- 237 с.
- Ульченко 3. Ф. Диктанты с изменением текста: Пособ. для учителей. М., 1982.- 144 с.
- Ульченко З.Ф. Система диктантов при изучении орфографической микротемы.- В сб.:Совершенствование методов обучения русскому языку.- М., 1981, с.131−137.
- Урок русского языка в национальной школе /Под ред. М. Б. Успенского, М. В. Головановой.-М., 1986.- 160 с.
- Успенский М.Б., Шарапова О. Ю. Действенность, результативность обязательное условие воспитывающего обучения. — Русский язык в национальной школе, 1986, N 8, с. 18−21.
- Успенский М.Б. Пути реализации методов и приемов обучения русскому языку в различных условиях билингвизма:Ав-тореф.докт. дисс, — М., 1980.- 24 с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе /Под ред. Н. М. Шанского. М., 1979.- 128 с.
- Учись читать, размышлять, выступать /Под ред. проф. Г. В. Платонова. М., 1980.- 128 с.
- Ушаков Д.Н. Русское правописание.- М., 1911.- 148 с.
- Ушаков М.В. Методика правописания.- М., 1959.- 256 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, — М., 1945.- 482 с.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.- В кн.: Хрестоматия по методике русского языка.-М., 1991, с.87−91.
- Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку.-М., 1973.-160 с.
- Флеров В.А. Свободная диктовка.- В кн.: Хрестоматия поь- 424 методике русского языка.- М., 1991, с.217−219.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул. М., 1989.- 159 с.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования, — М., 1980.- 133 с.
- Френе, Селестен. Избранные педагогические сочинения:
- Пер. с фр.- М., 1990.- 301 с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М., 1985. — 224 с.»
- Хегай М.А. Лингвистические основы содержания первоначального обучения русской устной речи в узбекской школе. Ташкент, 1977.- 141 с.
- Ходякова Л. А. Приемы обогащения словаря учащихся.- В сб.: Совершенствование методов обучения русскому языку.- М., 1981, с. 77−80.
- Чистякова И.Г., Шмелев Ю.А. Определение уровня владения
- Что значит знать язык и в’ладеть им /Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1989. — 192 с.
- Шакирова Л.З., Саяхова Л. Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе, — Л., 1987, — 303 с.
- Шапиро А. Б. Русское правописание. М., 1961, — 245 е.
- Шацких В.Н., Коростелев B.C. Методика функционального формирования лексических навыков.- В сб.: Коммуникативность обучения в практику школы, М., 1985, с.46−55.
- Широковская Т.А., Широковский Ю. С. Уроки русского языка: 9 кл.: Кн. для учителя.- М., 1989.- 160 с.
- Шулешко Е. А. Ершов А.И., БукатовВ.Г. Социоигровые подходы в педагогике.- Красноярск, 1991.- 112 с.
- Шутова В.П., Фигаровская Ю. А., Немешайлова A.B. Место и назначение лабораторных занятий в системе подготовки студентов по современному русскому языку.- Русский язык в школе, 1982, N 6, с.93−97.
- Щерба Л. В. О задачах лингвистики.- Вопросы языкознания, 1962, N 2, с.96−104. •
- Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании.- В кн.:Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность, — Л., 1974, с.24−39.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя, — Вопросы психологии, 1981, N 5, с.48−59.
- Щукин А. Н. Методика краткосрочного обучения русскомуязыку как иностранному.- М., 1984.- 126 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педаго гике. М., 1971. — 351 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.Кн для учит. М., 1986.- 142 с.
- Этюды о лекторах.- М., 1974.- 224 с.