Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный мир Н. И. Рыленкова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация В. А. Редькина1 — одно из первых исследований, в котором всесторонне рассматривается поэтическое наследие Рыленкова. В работе выделяется круг основных аспектов изучения творчества поэта: проблематика, тематика, образная система, стилистические приемы изображения. Многогранно анализируются тема Родины и тема искусства, связь с поэтической традицией А. Блока, М. Исаковского, А… Читать ещё >

Содержание

  • ТОМ I
  • ГЛАВА I. В РУСЛЕ ТРАДИЦИИ
    • 1. ФОЛЬКЛОРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ЛИРИКЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА
      • 1. 1. СКАЗКИ
      • 1. 2. ЧАСТУШКИ
      • 1. 3. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
      • 1. 4. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
    • 2. ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX-XX ВВ. В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА
  • ГЛАВА 2. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА
    • 1. ПРИРОДА В ЛИРИКЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА 20−60-Х ГОДОВ
    • 2. МИР ПЕЙЗАЖНЫХ ОБРАЗОВ
    • 3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ

Художественный мир Н. И. Рыленкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории русской литературы XX века Н. И. Рыленков (1909;1969) занимает видное место. Рыленков унаследовал в своем творчестве лучшие традиции русской национальной культуры. Он хорошо известен как поэт-лирик, писавший о родной природе, Родине, об искусстве, истории и современности, о нравственных проблемах.

Уже первые опубликованные стихи Рыленкова привлекли внимание критиков и литературоведов. К художественному наследию поэта обращались такие исследователи, как А. Абрамов, П. Выходцев,.

A.Македонов, Е. Осетров, В. Сидельников, А. Тарасенков1. Внимание ученых нередко привлекала пейзажная лирика поэта, его связи с устным народным творчеством и русской классической литературой.

В 70−80 гг. развернулось углубленное изучение творчества Рыленкова, появляется целый ряд крупных научных исследований (В.Баевского, А. Кедровского, Г. Меркина, Л. Михеевой, В. Редькина,.

B.Фроловой и др.), в которых с разной степенью полноты освещены все этапы творческого пути поэта, рассмотрены основные темы, проанализированы отдельные стороны его поэтики.

Заметное место в литературе о Рыленкове занимают работы A.B. Македонова, в которых поставлены и рассмотрены серьезные проблемные вопросы. В статье «О Николае Рыленкове и о путях новаторства"2 делается акцент на то, что представляется в его творчестве главным, ключевым, в чем глубинное новаторство Рыленкова. Это новый тип пейзажной лирики, в котором сконцентрированы элементы самых.

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войныМ., 1975, Выходцев П. Русская советская поэзия и народное творчество. — М-Л., 1963, Македонов А. Очерки советской поэзии. — Смоленск, 1960, Осетров Е. Муза в березовом перелеске. — М., 1974, Сидельников В. Писатель и народная поэзия — М., 1980, Тарасенков А. Статьи о литературе — М., 1958 2.

Македонов А. О Николае Рыленкове и о путях новаторства // Македонов А. Очерки советской поэзии. -Смоленск, 1960. — С. 127−230. разнообразных жанров (баллад, посланий, элегий и др.), развитие темы России, любви, искусства, это и характерные черты поэтики (прозрачность и четкость образа, систематичность композиции). Македоновым анализируется как лирика Рыленкова в целом, так и его отдельные произведения («Баллада о портрете», «Первый дождь», «Веселый вестник ливней вешних.» и др.), проводятся аналогии с лирическими пейзажами Тютчева, Заболоцкого, Некрасова, обозначаются точки роста его поэтической индивидуальности. Отмечается и слабость лирики Рыленкова, характерная для ряда его произведений. В статье «Николай Рыленков и его «Снежница"1 Маке донов обращается к биографии Рыленкова, истокам творчества, учителям поэта — мастерам русского стиха (Некрасову, Пастернаку, Есенину, Фету), рассматривает автобиографическую прозу Рыленкова («Сказка моего детства», «Мне 14 лет», «Волшебная книга»). Большое внимание уделяется последнему прижизненному сборнику Рыленкова «Снежница», в котором поэт достиг новых вершин, большой полноты, емкости стиха, расширения лиризма.

В исследовании B.C. Баевского «Поэзия Н. Рыленкова"2 предпринята попытка рассмотреть процесс творческого становления Рыленкова, особенности исторического и поэтического мышления. Большое внимание уделено многогранному анализу каждого из творческих этапов поэта. Исследователем подчеркивается тот факт, что уже в 30-е гг. творчество Рыленкова отличается разноплановостью, постепенно расширяется тематика его произведений. Подробно рассматриваются черты эстетической позиции Рыленкова, жанрово-стилевого своеобразия, метрической системы, особенности синтаксических фигур. Автором неоднократно привлекались материалы из личного архива поэта.

1 Македонов А. Николай Рыленков и его «Снежница» // Добрая душа. — М., 1973. — С. 142−204.

Баевский В. Поэзия Н. Рыленкова // Рыленков Н. И. Стихотворения и поэмы. — Л., 1981. — С. 5−54.

В монографии Е. П. Осетрова «Муза в березовом перелеске"1 предпринята попытка многоаспектного изучения творчества Рыленкова: исследуется пейзажная лирика, связь с устным народным творчеством и классической литературой, рассматривается его проза, стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве». Однако в монографии имеется ряд неточностей, на что неоднократно обращалось внимание 2.

В работах А. Е. Кедровского рассматривается поэтическое наследие Рыленкова, преимущественно его довоенное творчество. В статьях «Чувство времени в лирике Н. Рыленкова 20−30-х годов», «Великая Замятия», «Воспитание чувств"3 и др. исследователь неоднократно подчеркивает мысль, что в творчестве Рыленкова единство исконных и новых черт в поведении, духовной жизни лирического героя и его современников обнаруживается при тщательном внимании к истокам. Они крайне важны для понимания целостного поэтического сознания поэта, более перспективных способов освоения действительности.

Творчеству Рыленкова посвящено несколько диссертационных исследований: В. Редькина «Поэзия Н.И.Рыленкова», Г. Меркина «Н.Рыленков — лирик. Вопросы поэтического мастерства», Т. Кажуманьян «Своеобразие автобиографической прозы советских поэтов (С.Щипачев, Н. Рыленков, М. Исаковский)», В. Фроловой «Лирика Н. Рыленкова», Л. Михеевой «Н. И. Рыленков и поэтические искания 60−70-х гг.», Н. Котовчихиной «Автобиографизм прозы А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова, М.И.Исаковского)», М. Рогацкиной «Стихотворный эпос Н.И.Рыленкова».

1 Осетров Е. Муза в березовом перелеске. — М., 1974. 2.

Е.А.Рыленкова писала Е. П. Осетрову о допушенных ошибках. Из личной беседы с Е. А. Рыленковой. январь, 1999). 3.

Кедровский А. Чувство времени в лирике Н. Рыленкова 20−30-х годов // Проблемы типологии творчества (А.Т. Твардовский, М. В. Исаковский, Н.И. Рыленков). — Смоленск, 1981. — С. 104−112- Кедровский А. «Великая Замятия» Н. Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. — Смоленск, 1985. — С. 107−113- Кедровский А. Воспитание чувств (довоенная лирика Н.И. Рыленкова) // Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова. — Смоленск, 1989. — С. 103−108.

Диссертация В.А. Редькина1 — одно из первых исследований, в котором всесторонне рассматривается поэтическое наследие Рыленкова. В работе выделяется круг основных аспектов изучения творчества поэта: проблематика, тематика, образная система, стилистические приемы изображения. Многогранно анализируются тема Родины и тема искусства, связь с поэтической традицией А. Блока, М. Исаковского, А. Твардовского (отмечается новаторство рыленковских произведений по отношению к творчеству предшественников и современников), обращается внимание на хорошее владение поэтом поэтической формой (балладой, белым стихом), всеми размерами силлабо-тонического стиха с индивидуальным ритмическим рисунком. В своей работе автор приходит к следующим выводам: лейтмотивом лирики Рыленкова была тема верности любимой, родному краю, юности, Родине, — все это нерасчленимо в стихах поэтапоэзия Рыленкова базируется на мыслидля поэта характерна цельность восприятия мира — это поэзия согласия, гармонии, а не диссонансов.

В диссертационном исследовании Г. С. Меркина предпринята попытка комплексного анализа лирики Рыленкова 20-х гг. до первого посмертного сборника «Журавлиные трубы». Прослеживается развитие в тематике и проблематике стихотворений, их образной системе, в языке, строфической организации, метрике, ритме и рифме. Составлены метрические и строфические справочники, словарь рифм, частотный словарь лексики сборника «Снежница», частотный список корневых гнезд этого сборника и таблица цветообозначений в лексике Н. Рыленкова, М. Исаковского, А. Твардовского, Л.Мартынова. Проводится сопоставление метрической системы Рыленкова с творчеством поэтов: А. Прокофьева, М. Исаковского, А. Сурикова, А. Твардовского, Л.Мартынова. Комплексный.

Редькин В. Поэзия Н. И. Рыленкова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1973. 2.

Меркин Г. Н. Рыленков-лирик (вопросы поэтического мастерства). — Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1979. анализ дает возможность выявления традиционного и новаторского в рыленковской поэзии, истоков индивидуальности, влияния на общий ход литературного процесса. Исследование поэтики стихотворений, написанных Рыленковым в 50-е гг. позволило выявить особенность произведений, созданных в духе устного народного творчества.

Проблема «Рыленков и фольклор» достаточно убедительно охарактеризована в диссертации В.Н. Фроловой1. Автор обращается к фольклорным истокам рыленковской поэзии, характеру влияния устного творчества, осмысления фольклорных жанров (песен, поверий, примет), народно-эстетических основ образов в поэзии Рыленкова.

Л.Н. Михеева в своей работе обращается к лирике Рыленкова последнего десятилетия как сфере наибольшего проявления его творческой индивидуальности, периоду поэтической зрелости и достижения вершин художественного мастерства. На материале автобиографической прозы, критических выступлений и стихотворений поэта анализируются воззрения Рыленкова на творчество, поэтическое мастерство, художественные традиции. Исследовательницей выявляются основные факторы творческого самоопределения поэта в литературном движении своего времени, рассматривается его связь с «малой родиной», деятельность в русле «смоленской поэтической школы», овладевание некрасовской традицией. Н. Рыленков, сложившийся художник и зрелый мастер, соотносится с творчеством поэтов старшего поколения — Н. Тихонова, В. Луговского, Я. Смелякова, А. Прокофьева, А.Твардовского. о.

Диссертация М. Л. Рогацкиной посвящена исследованию стихотворного эпоса Рыленкова (34 поэмы) с точки зрения.

1 Фролова В. Лирика Н.Рыленкова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М, 1983. 2.

Михеева Л.Н. И. Рыленков и поэтические искания 60−70-х гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Л., 1984. 3.

Рогацкина М. Стихотворный эпос Н. Рыленкова: проблема традиций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Смоленск, 1997. структурообразующих элементов в контексте русской поэмы 1920;60-х гг., а также с точки зрения тематических образов, композиции, мифологической, фольклорной, литературной традиций. Особое внимание уделяется одной из ключевых поэм Рыленкова «Петербургский туман», продолжающей традиции петербургского текста русской литературы на новом этапе историко-литературного процесса.

В предлагаемой работе предпринята попытка рассмотреть художественный мир Рыленкова как целостную развивающуюся систему. Это дает возможность более отчетливо выявить художественное своеобразие и творческую индивидуальность поэта, проявляющиеся в связи с фольклором, с традициями мировой и отечественной культуры, что определяет актуальность исследования.

Художественный мир истолковывается как целостная картина, воссоздаваемая художником через темы, образы и мотивы. При этом творчество Рыленкова рассматривается как метатекст, взаимодействующий с такими системами, как фольклор и классическая литература. Учитывается, что художественный мир с течением времени способен эволюционировать. Мы опираемся на достижения в области исследования художественного мира, поэтики.1.

Проблематика работы состоит в выявлении и рассмотрении компонентов художественного мира Рыленкова, как тематика, образная система, интертекстуальные связи и проблема традиций в целом.

Объектом исследования в диссертации являются стихотворения Рыленкова 20−60-х годов, опубликованные в 1985 году в трехтомном издании. Это издание наиболее полно отразило поэтическое наследие.

Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — М., 1977, Баевский В. Б. Пастернак — лирик. Основы поэтической системы. — Смоленск, 1994, Гаспаров М. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1983, Жокловский А., Щеглов А. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — Приемы — Текст. — М., 1996, Минц 3. Поэтика Александра Блока-СПб., 1999. художника, а также: автобиографическая поветь «Сказка моего детства», новеллы о временах года («Синие глаза зимы, «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга»), стихотворения Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина, цикл «Родина» А.Блока.

Предмет исследования — художественный мир поэзии Рыленкова 1924;69 гг.

Целью диссертации является анализ структуры художественного мира, выявление его своеобразия и творческой индивидуальности поэта.

Цель определяет конкретные задачи:

1) определить содержание художественного мира Рыленкова и, соответственно, исследовать его основные компоненты;

2) проследить эволюцию лирики поэта;

3) выявить традиции и новаторство его стихотворений в историко-литературном контексте;

4) с помощью составленного нами словаря-конкорданса выявить и осмыслить особенности тематической сферы «Природа» в лирике Рыленкова. Эти данные позволяют рассматривать его творчество в русле творчества других поэтов, обращавшихся теме природы в Х1Х-ХХ вв.

Методологической и теоретической базой диссертации являются труды по исследованию фольклора (А.Афанасьева, Ф. Буслаева, В. Даля, В. Добровольского, А. Потебни, В. Проппа и др.), по истории и теории литературы (М.Гаспарова, Л. Гинзбург, В. Жирмунского, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, З. Минц, Ю. Тынянова и др.).

Методы исследования. В работе используется комплексный подход к творчеству поэта, вбирающий в себя элементы сравнительно-сопоставительного, историко-типологического, системного. и текстологического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуется художественный мир поэтического наследия Рыленкова. Творчество поэта рассматривается в русле фольклорных традиций и традиций русской классической литературы. В рамках исследования был создан словарь понятийной сферы «Природа» на материале лирики Рыленкова. Это позволило объективно рассмотреть его «пейзажную» лирику, определить основные темы этой сферы, обладающие наибольшей значимостью для осмысления творческой эволюции и художественной индивидуальности поэта.

Теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в осмыслении поэтического творчества Рыленкова как эстетического единства и в раскрытии своеобразия его произведений.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты будут способствовать обогащению и корреляции существующих взглядов на личность и творчество поэта, до сих пор остающегося не изученными в полной мере. Новый взгляд формируется в том числе и с помощью использованных в работе архивных материалов (личного архива Н. И. Рыленкова, хранящегося у вдовы поэта — Е. А. Рыленковой, Российского Государственного архива литературы и искусства, материалов Государственного архива Смоленской области).

Материалы работы могут использоваться при исследовании фольклорных истоков творчества писателя, при изучении литературного наследия других поэтов, таких, как Н. Некрасов, А. Фет, А. Блок, С.Есенин. Наблюдения, высказанные в диссертации, могут быть включены в содержание спецкурсов по изучению творчества поэтов Х1Х-ХХ веков, более глубокого изучения творчества Рыленкова в школе (федеральный и региональный компоненты).

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Художественный мир Н. И. Рыленкова представляет собой целостную систему, в которой нашли отражение две главные, по признанию поэта, темы его творчества: русская природа и русская культура, сыгравшие основную роль в формировании его творческой индивидуальности.

2. Раскрытие структуры мира природы в поэтическом творчестве Рыленкова.

3. Отражение в лирика Н. Рыленкова 20−60-х гг. поэтических традиций русского фольклора и русской классической литературы (Н.Некрасова, А. Фета, А. Блока, С. Есенина), трансформируемых поэтом в диалектическом единстве.

Апробация результатов работы осуществлялась в докладах на ежегодных научных конференциях, посвященных Дням славянской письменности и культуры СГПУ (1998;2001), ежегодных конференциях ' аспирантов кафедры, на научно-практической конференции «Литература о Великой Отечественной войне и творчество М.А. Шолохова» (Москва, 2000), на межвузовской научной конференции «Пятые Поливановские чтения» (Смоленск, 2000).

Основные положения диссертации опубликованы в 6 статьях:

1. Проблема художественного мира Н. И. Рыленкова // Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика. -Смоленск, 1998. — С. 33−40 .

2. Образ пути в художественном мире Н. И. Рыленкова // Пятые поливановские чтения. Ч. VI. Слово в тексте. — Смоленск, 2000. — С. 136−142.

3. Поэтический образ звезды // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. — Смоленск, 2000. — С. 213−217 .

4. Сказочные реминисценции в лирике Н. И. Рыленкова 7/ Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика. -Смоленск, 2000. — С. 18−29 .

5. Образ кукушки в лирике Н. И. Рыленкова // Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика. — Смоленск, 2000. -С. 30−35.

6. Времена года в лирике Н. И. Рыленкова // Идеи христианской культуры в истории славянской письменности. — Смоленск, 2001. — С. 127−135.

Структура диссертации.

Работа состоит из двух томов. Первый том: введение, две главы, заключение, список источников текстов и литературы. Второй том содержит приложения.

Том I. Во введении поставлена проблема работы, указаны объект и предмет исследования, его методы и приемы.

В первой главе освещается роль фольклорных (сказок, частушек, пословиц, поговорок, народных примет) и литературных традиций (Н.Некрасова, А. Фета, А. Блока, Е. Есенина) в поэтическом творчестве Рыленкова.

Вторая глава посвящена характеристике темы природы в лирике Рыленкова. Прослеживается эволюция темы в творчестве поэта 20−60-х гг., выявляются составляющие данной понятийной сферы, рассматривается проблема стилистических средств изображения мира природы. Том II состоит из двух приложений.

Приложение I включает в себя указатель тем семантического поля «Природа».

Приложение II: словарь-конкорданс пейзажных образов лирики Н. И. Рыленкова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В художественном мире Н. И. Рыленкова, представляющем собой единую целостную структуру, нашли отражение две главные темы его творчества — русская культура и русская природа, играющие важнейшую роль в формировании творческой индивидуальности поэта.

Значительное место в произведениях Рыленкова занимают традиции устного народного творчества, в которых поэт видел не просто сумму поэтических средств и приемов, а художественное выражение целостного народного мировоззрения. Произведения народного творчества дороги Рыленкову прежде всего как ничем не заменимый источник сведений о духовной жизни, быте, скорбях и радостях, идеалах народа.

В его поэтическом творчестве использованы разнообразные фольклорные жанры, причем на первом месте стоят те из них, которые «приближены» к повседневной жизни: сказки, частушки, пословицы и поговорки, народные приметы.

Русский сказок мир чудесный" вошел в душу поэта с детства. Очарованный их волшебством, художник переносит мотивы «полумифических» сказаний в современность. На протяжении всего творчества лирический герой Рыленкова охвачен желанием понять пестрый, противоречивый, красочный мир. В лирике поэта выражается сказочное видение этой реальности. Волшебной видится поэту русская природа. Олицетворение растений, очеловечивание животных и птиц — все это придает сказочный характер изображаемой действительности. Глубоко поэтичны женские образы рыленковской лирики, что в немалой степени достигается за счет их сказочного обрамления. Поэтом использовано большое количество сказочных тем, образов и мотивов, им создано три оригинальных сказки по композиционным основам этого жанра.

Заметный след в поэзии Рыленкова оставила народная частушка, особенности ее содержания и художественной формы. Поэт пишет цикл стихотворений с частушечными мотивами и образами. При этом ему удается создать вполне самостоятельные в художественном отношении произведения, основное содержание которых составляет описание двух человеческих чувств — счастья и горя — с их многочисленными вариациями. В большинстве стихотворений частушечной формы Рыленков прибегает к народной символике. Самое большое количество символов связано с растительным миром. Они нередко выступают с разным функциональным значением. Наряду с народной символикой Рыленков использует композиционные приемы, характерные для этого жанра (параллелизм, монолог, обращение, диалог). Проанализированные примеры свидетельствуют о том, что поэт использовал частушку творчески, достигая высокой оригинальности и неповторимости.

Богатейший смысл пословиц и поговорок всегда привлекал Рыленкова. В разные периоды творчества они использовались художником по-разному: от включения фольклорных реминисценций, отражающих повседневную сложность жизни крестьянства, до создания стихотворений по типу народных пословиц и поговорок. Важно отметить то, что характер употребления народной фразеологии у поэта творческий: он использует устоявшуюся форму, как основу, а затем придает афоризму новое звучание. Пословицы и поговорки используются Рыленковым как в лирике, так и в эпических произведениях для раскрытия их идеи, создания образов и характеров (поэма «Большая дорога»), при передачи речи представителей простого народа (поэмы «Великая Замятия», «Скоморох Овсей Колобок», «В родном краю»).

Органично вошли в поэтическое творчество Рыленкова и народные приметы. Любовь к земле-кормилице воспевалась поэтом как одно из самых высоких чувств, определяющих нравственный облик человека, потому в большинстве своем встречающиеся приметы связаны с временами года — весной и летом — и составляют «Земледельческую правду». В лирике Рыленкова встречаются и приметы, своими корнями уходящие в языческую мифологию славян. Чаще всего они связаны с образом звезды, ассоциирующейся с юностью, напоминающей о прошлом, символизирующей Родину и любовь, озаряющей путь человека.

Анализ фольклорных реминисценций, выступающих как художественный прием поэтики Рыленкова, выявляет «генетические» связи его произведений с устным народным творчеством.

Рыленков — поэт открыто заявленных традиций, выделявший и воспринимавший творчество поэтов близкой направленности и художественной ориентации. Одним из важных источников, питавших творчество Рыленкова, была поэзия Н. Некрасова и А. Блока, глубоко вошедшая в художественный мир поэта и повлиявшая на своеобразие его лирики. Наиболее существенное значение для Рыленкова имели некрасовские и блоковские традиции в осознании темы России, образ которой проходит через все его творчество. Россия для поэта — понятие вполне определённое: это «малая родина», «застенчивая» русская природа, это героическое прошлое страны, её культурное наследие — со всем этим поэт ощущает кровную связь, ведущую к другой, более широкой и устойчивой связи к ощущению целостности всей России.

В осмыслении этого образа Рыленков обращался к творчеству своих великих предшественников (для Некрасова Россия — страна народная, точнее — крестьянская, «убогая», «несчастная», но «обильная» и «могучая», Матушка-РусьБлоку она видится страной противоречивой, где смешано темное и приземленное, светлое и духовное). Некрасовский образ России привлёк внимание Рыленкова в годы войны (для обоих поэтов существенен образ России-матери) как более других отвечающий настроениям и пафосу времени. Близость к поэзии Некрасова в лирике Рыленкова сохраняется в.

60-е годы в общей трактовке образа России-матери. Наряду с этим Рыленков переосмысливает некрасовскую мысль «мать-воплощенная совесть», отмеченную им в работах о Некрасове и даёт новое развитие темы: от образа матери к образу России как высшего судьи, истины, совести. Рыленков охвачен чувством неоплатного долга перед своей страной, однако это чувство не содержит в себе оттенка трагедийности, как у Некрасова, а основывается на желании как можно глубже познать Россию и понять её. Стихотворения всё больше получают конкретное наполнение, образ России обогащается гражданскими мотивами.

Блок входил в сознание многих поэтов (в том числе и Рыленкова) как автор третьего тома лирики, Блок стихов о России. В стихотворениях цикла «На поле Куликовом» Русь, что традиционно для Блока, предстает в образе любимой женщины, несущей всю динамику и сложность противоречивых чувств. В творчестве Рыленкова так же, как и в творчестве Блока, любовь к России нередко неразделима с нежностью к любимой.

Всех трёх поэтов роднит представление о Родине как о главной человеческой ценности, как о единственной и всепроникающей теме творчества, «великая» любовь к Родине — дар трех поэтов, воспринимающаяся ими как всеобъемлющее чувство, в котором сконцентрировано все заветное для человека.

Н.И. Рыленков один из наиболее глубоких мастеров пейзажа XX века, воплотивших в нем свои представления о мире и человеке.

Опираясь в своих размышлениях о мире на нравственно-эстетический идеал труженика земли, в своих стихотворениях Рыленков создает образ природы, отражающей мысль о единстве прекрасного и полезного. В его лирике 20−30-х гг. «природный мир» проступает через лирического героя, связанного с трудовой крестьянской жизнью. Высокие нравственные чувства, богатство духовного мира человека раскрываются в процессе полевых работ и через мир природы — участницы трудовой жизни.

Пейзажная" лирика Рыленкова военных лет обогащается новыми темами. Пейзаж лаконичен, сжат, активный участник происходящих событийприрода, как и люди, сливаясь с ними в единое целое, живет напряженной жизнью. В 50−60-е гг. поэт создает цикл стихотворений о временах года, в которых с каждым сезоном связан особый комплекс тем, образов, мотивов и поэтических приемов, воплощающих различные темы эстетического переживания. Художником создается образ весны как совокупность энергичных, разумных и гармоничных сил природы. В своем восприятии «летнего» пейзажа Рыленков близок к фольклорной традиции крестьянского отношения к земле: растительный мир с его циклическим развитием задает ход и порядок человеческой жизни. Осенняя пора по богатству цветовой палитры не сравнима ни с одним другим временем года, поэтому в стихотворениях поэта главенствуют цветовые образы. Лейтмотивом осени по праву можно считать журавлиное курлыканье, нередко определяющее общую тональность ряда стихотворений. Стихи о зиме завершают поэтический календарь Рыленкова, в которых образ зимы, берущий свое начало в фольклорной поэтике, зачастую предстает в сказочном свете. Внутренне успокоенный, гармоничный, лишенный порывистости и напряженности, образ позволяет почувствовать огромные пространства России.

Времена года органично вошли в поэтическое творчество Рыленкова, отражая мировидение художника: годичный цикл, в основе которого лежит народное мировоззрение, определял жизнь человека. И поэт сравнивает каждое время года с определенным периодом человеческой жизни: веснамолодость, время поисков, лето — реализация своих возможностей, осеньвремя зрелости, подведение итогов. Такие аналогии в стихотворениях обретают глубинный смысл, каждое время года не просто часть трудовой жизни человека, а неотъемлемая часть духовных поисков.

В рамках исследования образа природы в поэзии Рыленкова был составлены: указатель тем семантического поля «Природа», словарь пейзажных образов лирики поэта. Это позволило объективно рассмотреть его «пейзажную» лирику, осмыслить ее в связи с творческой эволюцией и художественным своеобразием.

В состав природной парадигмы входит девять тематических групп и 302 лексемы, их составляющие, что свидетельствует о богатстве словесно-поэтической палитры поэта. Установлены как наиболее частотные лексемы (весна, береза, год, день, дерево, дорога, заря, ночь, поле, утро, час), определяющие проблематику произведений, так и наименее частотные (белка, ковыль, лог, пичуга, сом, хвощ, чибис), отражающие мир природы во всем его многообразии. Их изучение дало возможность выявить определенную последовательность в раскрытии образа природы: от наиболее «простого» восприятия природных явлений и природы в целом — к сложному восприятию, от ассоциаций, вызванных детскими впечатлениями, до стремления постигнуть глубинную суть явлений и процессов.

Важно отметить то, что картины природы не живут в отдельно замкнутом мире художника. В поэте было сильно развито чувство культурной преемственности, ощущение и отчетливое понимание «родового древа» своей поэзии. Это означает, что пейзажные образы и мотивы связаны как с фольклорной традицией, так и с традицией поэтов-пейзажистов Х1Х-ХХ вв., в частности, с поэзией А. Фета и С.Есенина.

Следы влияния Фета можно найти у самых разных поэтов XX века. В случае с Рыленковым точнее будет сказать о близости их поэтических исканий: умение видеть «зыбкие» состояния природы, их богатство и разнообразие красок. Поэтам свойственен живописный тип «импрессиоистического» изображения: характерна игра света и тени, акварельная техника письма, придающая картинам природы изобразительную оригинальность.

Известно, что Н. Рыленков испытывал влияние лирики С. Есенина, примером которого служит образ русской березы, появляющейся уже в ранних произведениях и проходящий через все их творчество. Поэзия Есенина и Рыленкова выросла на почве русского фольклора, не случайно и образ березы создавался под его сильным влиянием. Поэты наделяют дерево различными чертами и характеризуют его с разных сторон. Однако, у каждого из них проявляются и индивидуальные черты в создании поэтического образа, что выявляется при рассмотрении организующего начала поэтики художников (если для Есенина природа — храм, в котором березы стоят, как свечки, то у Рыленкова образ березки восходит только к языческой мифологии и представлен в более развернутом плане, нежели в фольклоре). Особенности сказались, как отмечено в работе, и в подборе изобразительных средств, которыми поэты характеризуют образ березки. Творчество А. Фета и С. Есенина, «везде и во всем» угадывающих живую душу и характер русской природы, послужило почвой и дало толчок Рыленкову для создания своих неповторимых пейзажных зарисовок. Любовь Рыленкова к родной природе и создание ее неповторимых картин в своем творчестве было глубинной основой формирования стиля художника. Художественные средства рыленковской поэзии в первую очередь вырастают из языка, созданного на протяжении многих веков. Поэт, опираясь на народное поэтическое мышление, отбирает из языкового богатого арсенала то, что близко его индивидуальному видению. При этом он развивает и обогащает эти средства, с их помощью создает свой поэтический мир.

Основным принципом, организующим художественное пространство рыленковской лирики, становится народно-поэтический принцип олицетворения. Он проходит через все творчество Рыленкова, но не остается неизменным, в разные периоды используется по-разному. В лирике 20−30-х гг. поэт, ощущая свое кровное родство с природой, очеловечивает все, что окружает лирического героя с детства (ветер, деревья, зарю, травы, месяц). В военной лирике расширяется количество явлений, подвергающихся персонификации: олицетворяются категории, относящиеся к тематической группе «время» и воспринимаемые явления природы (мгла, мрак, тьма). В лирике 50−60-х гг. прием «передачи» олицетворенной природе чувств и состояний человека используется достаточно широко и во многом усложняет ассоциативно-смысловую структуру стихотворений. Человеческие чувства нередко передаются через соотнесенность с природными явлениями, иногда человек и растение сливаются в единый нерасчлененный образ. В этот творческий период поэтом создается ряд стихотворений, построенных на принципе олицетворения («Майский сонет», «Я с детства запомнил.», «Сон в летнюю ночь» и т. д.), в которых через природные явления поэт обозначает различные понятия, связанные со сложным миром человеческих впечатлений, переживаний и поисков.

Прием олицетворения, преобладающий в лирике Рыленкова, можно рассмотреть как разновидность метафоры, использующейся поэтом также широко. Немало стихотворений, построенных на принципе чередования прямых и метафорических определений предмета («На листья кленов крупной соли.», «Мы теперь вспоминаем погожие дни сентября.» и др.) — нередко метафора, порождая новый ряд представлений, становится второй метафорической ступенью, некоторые метафорические конструкции становятся исходным моментом в развитии длинного метафорического ряда. Свойства метафоры позволяют Рыленкову соединить в единый поэтический образ, казалось бы, несовместимые явления: гроздья и ливень, закаты и открытки. В его лирике присутствуют три метафорических типа: метафоры-сравнения, метафоры-загадки, метафоры, «приписывающие предмету свойства другого объекта». Так в своем творчестве поэт развивает приемы метафорического стиля.

В рыленковской поэзии особое место занимают и эпитеты, также отражающие особенности языка и стиля поэта. Они разнообразны по своему лексическому составу: эпитеты фольклорные и метафорические. Обращает внимание некоторое пристрастие поэта к цветовым эпитетам (желтый, зеленый, золотой), художником фиксируется многообразие цветовых оттенков.

При помощи звуковых характеристик природного мира достигается особая экспрессивность метафор, смысловых оттенков, поэтических параллелей и ассоциаций. Рыленковым используется два типа контрастов звуковой ткани: «светлый-темный» и «устойчивый-неустойчивый», реализующихся посредством гласных звуков. Понятие устойчивости в первую очередь сокрыто в звуке [а], ассоциируется с далью. Все «узкие» гласные изображают неполноту, зыбкость, утрату гармонии (дождь, сумерки). При рассмотрении согласных звуков в стихотворениях хорошо видна звукопись [р] (тема ветра) и [ш] (тема тишины).

Н.И. Рыленков, сформировавшись в русле смоленской поэтической школы, вошел в число крупнейших русских поэтов. Выработанная поэтом система художественных средств позволили ему выразить глубинные черты народного мировоззрения. Его творчество по праву можно считать культурно-историческим синтезом, имеющим опору в русской и мировой культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Собрание сочинений в 8 тт. — М.-Л., 1960.
  2. С.А. Сочинения. М., 1991.
  3. H.A. Собрание сочинений в 8 тт. М., 1965.
  4. Н.И. Старик-годовик. Сказки. Смоленск, 1948.
  5. Н.И. Живая вода. Смоленск, 1946.
  6. Н.И. Традиции и новаторство. М., 1962.
  7. Н.И. Душа поэзии Портреты и раздумья. М., 1969.
  8. Н.И. Автобиография // Рыленков Н. И. Стихотворения и поэмы.-Л., 1981.-С. 55−68.
  9. Н.И. Собрание сочинений в 3-х тт. М., 1985.
  10. Н.И. Насущный хлеб поэзии. М., 1989.
  11. Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1987.
  12. A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.
  13. А.К. Метафора и контекст // Вестник Московского университета. Серия 10. Филология. 1974. — № 3. — С. 30−40.
  14. П.М. Частотные словари и приемы их составления // Статистика речи. Л., 1968. — С. 61−64.
  15. В. Тема России в лирике A.A. Блока в 1905—1916 гг. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Т. 164. Ч. 1.- Л., 1957.
  16. И.Н. Н.И. Рыленков о Л.Н. Толстом // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 217−225.
  17. H.H. «Серебряный век» русской и испанской поэзии. М., 1995.
  18. Л. А. Символическая образность как средство психологического изображения // Русский фольклор. Проблемы художественной формы. Т. XIV. Л., 1974. — С. 109−118.
  19. А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.
  20. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. -М, 1995.
  21. В.П. Молодость поэта // Альманах «Весна пришла». -Смоленск, 1959.-С. 172−208.
  22. В.П. Образ героя современности в лирике Н. Рыленкова // Альманах «Приднепровье». Смоленск, 1962. — С. 291−301.
  23. O.E. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  24. B.C. Рыленков лирик // Н. Рыленков — лирик, прозаик, переводчик. — Смоленск, 1972. — С. 26−35.
  25. B.C. Стих русской советской поэзии. Смоленск, 1972.
  26. B.C. ". Строкой негромкою" // Добрая душа. М., 1973. -220−239.
  27. B.C. Поэзия Н.Рыленкова // Рыленков Н. И. Стихотворения и поэмы.-Л., 1981.-С. 5−54.
  28. B.C., Угроватова Т. Н. Фольклорные источники «Книги песен» Н.Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск, 1985. — С. 77−83.
  29. B.C. Сквозь магический кристалл. Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А.Пушкина. М., 1990.
  30. B.C. Справочные труды по поэзии Пушкина и его современников // Временник Пушкинской комиссии, Вып. 24. Л., 1991.-С. 66−70.
  31. B.C. История русской поэзии 1730−1980. Смоленск, 1994.
  32. B.C. Б. Пастернак лирик. Основы поэтической системы. -Смоленск, 1994.
  33. B.C., Романова И. В. Алгоритм для написания программы «буквы—"фонемы»: к постановке единой теории поэтической фоники // Русская филология. Ученые записки. Смоленск, 1999. — С. 180−186.
  34. B.C., Павлова Л. В., Рогацкина М. Л., Романова И. В., Самойлова Т. А. На пути к единой теории поэтической фоники (на основе компьютерной программы «буква—"фонема») // Системы компьютерной математики и лингвистики. Смоленск, 2000. — С. 7377.
  35. B.C., Павлова JI.B. Поэты земли Смоленской. Смоленск, 2001.
  36. С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. М., 1962.
  37. H.A. Метафора в поэзии С.Есенина // Слово в русской советской поэзии (отв. ред. Григорьев В.П.). — М., 1975. — С. 234−246.
  38. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  39. А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  40. Т.В. «Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. 1998. — № 2. — С. 66−72.
  41. .И. Олицетворение как феномен речевого художественного мышления. Автореферат на соискание степени кандидата филологических наук. — Воронеж, 1995.
  42. Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Смоленск, 1997.
  43. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. СПб, 1861.
  44. .А. А.Фет: очерк жизни и творчества. Л., 1990.
  45. Н.В. Краткий словарь эпитетов русского языка. М., 1975.
  46. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
  47. З.И. О приемах композиции в частушке // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. V. M.-JI, 1960 — С. 231−246.
  48. З.И. Частушка и песня // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. XII. Л., 1971. — С. 102 — 122.
  49. В.Н. Языковая метафора в художественной речи. Киев, 1986.
  50. П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М -Л., 1963.
  51. П.С. Некрасов и ранняя советская поэзия (к постановке проблемы). Некрасовский сборник. — Т. 5. — М., 1973. — С. 96−115.
  52. П.С. В поисках нового слова (судьбы русской советской поэзии 20−30-х гг.). М., 1980.
  53. П.С. Земля и люди. Очерки о русской советской поэзии 4070-х годов М., 1984.
  54. .Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.
  55. М.Л. Рифма в эпосе и лирике М.Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова // Проблемы типологии творчества (А.Т. Твардовский, М. В. Исаковский, Н.И. Рыленков). Смоленск, 1981. — С. 119−127.
  56. Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  57. Л.Я. О старом и новом. Л., 1982.
  58. .П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973.
  59. JI.JI. Рецепция Н.Рыленковым творчества А. Ахматовой // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск, 1985. — С. 114−120.
  60. В.П. Структура словарной статьи в работе «Поэт и слово. Опыт словаря» // Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. -Шадринск, 1971. С. 66−76.
  61. А.Л. «Родина» Н.А.Некрасова в ряду прочих произведений о «возвращении на родину» // Н. А. Некрасов и его время. Межвузовский сборник. Вып. 1. Калининград, 1975. — С. 89−91.
  62. В.Д. Календарь российского земледельца. М., 1991.
  63. Е.А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1995.
  64. Е.А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. Н. Новгород, 1995.
  65. В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.
  66. В.Н. Смоленский этнографический сборник. В 4-х тт. -М-СПб., 1891−1894.
  67. Л.К. А.Блок. Л., 1980.
  68. И.И. Об одном сквозном образе в лирике С.А. Есенина // Русский язык в школе. 1990. — № 5. — С.69−72.
  69. В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.
  70. A.C. Народное погодоведение. М., 1995.
  71. A.C. Всенародная агрономия. М., 1996.
  72. М.С. Поэтика смоленской частушки в произведениях М.В.Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 23−30.
  73. А.З. Некрасовские традиции в творчестве Есенина // Некрасовский сборник. Т. 4. Л., 1967. — С. 179−192.
  74. В.М. Теория стиха. Л., 1975.
  75. А.П. Фонетическое значение. Л., 1974.
  76. В.А., Фатющенко В. И. А.Блок и современная советская поэзия // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1980. -№ 6.-С. 3−11.
  77. В.А. Н.Рыленков. М., 1987.
  78. В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семантические системы: древний период. М., 1965.
  79. В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкциитекстов. M., 1974.
  80. В.В. Не пряча глаз. Смоленск, 2000.
  81. М.В. О поэтах, о стихах, о песнях. М., 1972.
  82. М. Миф о «вечном возвращении» в разделе «Родина» Александра Блока // Cahiers du Monde russe et sovietique, 1984. Vol. XXV. (1). P. 61−88.
  83. T.M. Своеобразие автобиографической прозы поэтов (С.Щипачев, Н. Рыленков, М. Исаковский). Автореферат на соискание степени кандидата филологических наук. — М., 1981.
  84. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники (отв. ред. Токарев С. А). — М., 1978.
  85. М.Н. Дерево двойник человека в мифологической и народно-поэтической традиции // Русская филология. Ученые записки Смоленского гуманитарного университета. Т.1. — Смоленск, 1994. -С. 81−98.
  86. B.C. Народно разговорные элементы в лирике М.В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. — Смоленск, 2000. — С. 16−22.
  87. Л.С. Эпитеты в лирике С. Есенина // Русская речь. 1988. -№ 6. — С. 30−34.
  88. Л.А. Есенинская поэтика природы и современная поэзия // В мире Есенина. Сборник статей (сост. Михайлов А. А. и Лесневский С.С.).-М., 1986.-С. 568−576.
  89. А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
  90. А.Е. Чувство времени в лирике Н.Рыленкова 20−30-х годов // Проблемы типологии творчества (А.Т. Твардовский, М. В. Исаковский, Н.И. Рыленков). Смоленск, 1981. — С. 104−112.
  91. А.Е. «Великая Замятия» Н.Рыленкова // Проблемы истоковтворчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск, 1985. — С. 107−113.
  92. А.Е. Воспитание чувств (довоенная лирика Н.И. Рыленкова) // Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова. Смоленск, 1989. -С. 103−108.
  93. H.H. Пословицы и поговорки Смоленского края в творчестве М.Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 16−22.
  94. Х.Э. Словарь символов (отв. ред. Пролеев C. B). — М., 1994.
  95. A.A. Лирика С.Есенина (проблемы текстологии и поэтики). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1997.
  96. H.A. О способах звуковой организации стихотворного текста // Проблемы структурной лингвистики. М., 1984. — С. 183−211.
  97. H.A. Метафора в поэтическом тексте // Метафора в языке и тексте.-М., 1988.-С. 145−165.
  98. В.В. Самый красивый из русских поэтов // Русская словесность. 1996. — № 4. — С. 19−24.
  99. Н.П. Русская народная бытовая песня. М. — Л., 1962.
  100. Н.П. Типы народной частушки // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. X. М., 1971. — С. 264−288.
  101. A.A. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.
  102. A.B. Частотный словарь комедии A.C. Грибоедова «Гореот ума» // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Смоленск, 1996. — С. 18−181.
  103. Н.Д. Автобиографизм прозы (А.Твардовский, Н. Рыленков, М. Исаковский). Автореферат на соискание степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 1988.
  104. Я.Р. Родниковая струя поэзии // Н. Рыленков лирик, прозаик, переводчик. — Смоленск, 1972 — С. 6−25.
  105. Я.Р. М.Исаковский страницы жизни и творчества. -Смоленск, 1995.
  106. И.Т. Поэзия Александра Блока. М., 1970.
  107. А. Новаторство и традиции в русской советской поэзии. -Киев, 1967.
  108. A.B. Растительная символика календарной обрядности украинцев. М., 1982.
  109. С.Г. Русские народные песни. М., 1965.
  110. С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.
  111. С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1990.
  112. Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. М., 1966. — С. 199−215.
  113. Ю.И. Структура русской метафоры // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. — С. 457−464.
  114. Д.С. Избранные работы. В 3-х тт. Л., 1987.
  115. А.Ф. Миф, число, сущность. -М., 1994.
  116. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
  117. Ю.М. Избранные работы. В 3-х тт. Таллин, 1992−1993.
  118. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
  119. Е.А. Эстетика наука о прекрасном. — М., 1982.
  120. A.B. О Николае Рыленкове и о путях новаторства // Македонов A.B. Очерки советской поэзии. Смоленск, 1960. — С. 127 230.
  121. A.B. Николай Рыленков и его «Снежница» // Добрая душа. -М., 1973.-С. 142−204.
  122. A.B. Поэзия народного подвига. М., 1985.
  123. A.B. Свершения и кануны. О поэтике русской советской лирике 1930−1970-х гг. Л., 1985.
  124. М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.
  125. Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. М., 1975.
  126. C.B. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. -Смоленск, 1995.
  127. A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1972.
  128. А.П. О некоторых особенностях поэзии Николая Рыленкова // Н. Рыленков лирик, прозаик, переводчик. — Смоленск, 1972. — С. 4960.
  129. Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М, 1958.
  130. Е. М. Поэтики мифа. М., 1976.
  131. Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.
  132. Г. С. Лирика Н. Рыленкова. Смоленск, 1971.
  133. Г. С. Заметки о лексике лирики Н. Рыленкова // Слово в русской советской поэзии (отв. ред. Григорьев В. П.). — М., 1975. -С.247−262.
  134. Г. С. Н.Рыленков-лирик (вопросы поэтического мастерства). -Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М., 1979.
  135. Г. С. Новый однотомник Н.Рыленкова // Народный учитель. -1982. -№ 21.
  136. Г. С. Наследие: к 75-летию со дня рождения Н. И. Рыленкова // Смена. 1984. — 18 февраля.
  137. Г. С. Смоленщина в творчестве Н.Рыленкова (к 75-летию со дня рождения) // Политическая информация. 1984. — № 3. — С. 24−30.
  138. Г. С. Жанр лирической миниатюры в поэзии Н. Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск, 1985. — С. 98−107.
  139. Г. С. Поэтика цикла Н.И. Рыленкова «Тень Пушкина» // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 206−212.
  140. З.Г. Поэтический идеал молодого Блока // Блоковский сборник. -Тарту, 1964. С. 172−225.
  141. З.Г. Функции реминисценций в поэтике А. Блока // Труды по знаковым системам VI. Тарту, 1973. — С. 387−417.
  142. З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
  143. Михеева Л.Н. H.A. Некрасов и «смоленская поэтическая школа» //
  144. Л.Н. Н.И. Рыленков и поэтические искания 60−70-х гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Л., 1984.
  145. Л.Н. Н.И. Рыленков и поэтические искания 60−70-х гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Л., 1984.
  146. Л.Н. «Малая родина» в поэтическом мире Н. Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск, 1985. — С. 84−91.
  147. Мифологический словарь (глав. ред. Мелетинский Е.М.). — М., 1991.
  148. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1997.
  149. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде (сост. Рыженков Г. Д.). — М., 1991.
  150. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
  151. Е.А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи // Слово в русской советской поэзии (отв. ред. Григорьев В.П.). -М., 1975.-С. 76−111.
  152. Е.А. А.Фет, И.Анненский. Типологический аспект описания. -М, 1991.
  153. Е.А. Приемы языковой изобразительности в стихотворных текстах // Поэтика и стилистика 1988.-1990. М., 1991. — С. 64−76.
  154. Ненаглядная краса. Русские народные волшебные сказки (сост. -Тихончук Т.Ф.). Минск, 1992.
  155. A.B. Образ-символ в традиционной народной культуре: Русско-славянские взаимосвязи на материале фольклора о кукушке.
  156. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 1999.
  157. H.A. Время в поэзии Ф.И. Тютчева // Русский язык в школе. 1998.- № 6. -С. 51−60.
  158. Е.С. Фольклор обрядовые верования: опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры. — Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., 1996.
  159. A.M. Народные лирические песни // Русское народное поэтическое творчество (под ред. Богатырева А.Г.). — М., 1954. — С. 438−449.
  160. Д.А. Певец России. Очерк творчества С. А. Есенина. -Тула, 1992.
  161. Е.И. Познание России: очерки. М., 1962.
  162. Е.И. Корни и листья // Осетров Е. И. Поэзия наших дней. М., 1965. — С.153−168.
  163. Е.И. Баллада о поэте //Рабочий путь. 1969. — 15 февраля.
  164. Е.И. Муза в березовом перелеске. М., 1974.
  165. А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. JL, 1967.
  166. Н.В. Словарь поэтических образов. В 2-х тт. М., 1999.
  167. М. Религия русского народа в поэзии Есенина (лингвостилистические соображения) // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. III. М, 1997. -С.- 103−124.
  168. Т.А. Н.И. Рыленков и И. А. Бунин // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 226−231.
  169. П.В. Импрессионизм // КЛЭ. М., 1966. — С. 112−114.
  170. Ю.В. Нестареющее чудо // Рабочий путь. 1965. — 15 августа.
  171. Ю.В. Автобиографическая трилогия Рыленкова («Сказка моего детства», «Мне 14 лет», «Дорога уходит за околицу») // Н. Рыленков лирик, прозаик, переводчик. — Смоленск, 1974. — С. 6879.
  172. Т.С., Поникарова Л. А. Образ мирового древа в лирике К.Бальмонта//Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 3−10.
  173. К.В. Ф.И. Тютчев и его время. М., 1978.
  174. Т.К. Н.Рыленков и М. Исаковский // Н.Рыленков лирик, прозаик, переводчик. — Смоленск, 1972. — С. 61−67.
  175. Э.В. Русские народные сказки. -М., 1963.
  176. Э.В. О русском фольклоре. М., 1977.
  177. Э.В. Писатели и сказочники. М., 1988.
  178. В.Н. Звукопись в поэзии С. Есенина // Русская речь. 1989. -№ 4. — С. 142−144.
  179. Пословицы и поговорки русского народа (сост. Мартынов А. Н., Митрофанова В.В.). -М., 1986.
  180. A.A. О некоторых символах в славянской народной поэзии. -Харьков, 1914.
  181. A.A. Слово и миф. М&bdquo- 1989.
  182. A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990
  183. A.A. Символ и миф в народной культуре. Собрание трудов. -М., 2000.
  184. В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.
  185. В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
  186. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  187. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
  188. М.Ф. Роль поэтических традиций Некрасова в развитии лирики русских символистов // Некрасовский сборник. Т. 4. Л., 1967.
  189. С.М. Фольклор в художественном мире С.А.Есенина. -Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Коломна, 1997.
  190. М.Ф. Блок и русская советская поэзия // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Книга 1. — М., 1980. — С. 173−202.
  191. В.И. Искусство видеть. М., 1973.
  192. В.А. Н.Рыленков и пушкинская поэтическая традиция // Пушкинские чтения на Верхневолжье. Калининград, 1972. — С. 101 113.
  193. В.А. К вопросу о нравственном идеале поэзии Н.Рыленкова // Жанры и стили социалистического реализма. М., 1973. — С. 127−169.
  194. В.А. Поэзия Н.И.Рыленкова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1973.
  195. В.А. Испытание огнем и железом (лирика Николая Рыленковапериода Великой Отечественной войны) // Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова. Смоленск, 1989. — С. 109−122.
  196. В.А. Интертекстуальность лирики Н. Рыленкова // Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск, 2000. — С. 198−206.
  197. М.Л. Стихотворный эпос Н.Рыленкова: проблема традиций. Автореферат на соискание степени кандидата филологических наук. -Смоленск, 1997.
  198. Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1988.
  199. И.В. Частотный словарь «Стихотворений Юрия Живаго» Б.Л. Пастернака // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Смоленск, 1997. -С. 28−55.
  200. Русская советская поэзия: традиции и новаторство 1946−1975 (под ред. Выходцева П.С.). Л., 1972.
  201. Русские народные песни (под ред. Андреева Ю.А.). Л., 1984.
  202. Русские народные песни (сост. Широков А.). — Л., 1988.
  203. Русские пословицы и поговорки (сост. Аникин В.П.). -М., 1988.
  204. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь (сост. Зимин А., Ашурова С.). М., 1994.
  205. Русские частушки. М., 1956.
  206. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (собр. Забылиным М.). М., 1990.
  207. Е.А. Воспоминания о Н.Рыленкове и А. Твардовском // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Смоленск, 1997. — С. 241−263.
  208. Е.А., Баевский B.C. «Полный звездами до края.» (из рукописного наследия Н. Рыленкова) // Звезда. 1981. — № 3. — С. 203 206.
  209. В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. -М., 1911.
  210. В.М. Народно-песенные традиции в творчестве современных лириков. Смоленск, 1957.
  211. В.М. Писатель и народная поэзия. М., 1980.
  212. Сказки Смоленского края (сост. Мишин А.). — Смоленск, 1991.
  213. Скатов H.H. H.A. Некрасов. М., 1960.
  214. H.H. Россия А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // В мире Блока. М., 1980. — С. 85−114.
  215. H.H. Русские поэты природы. М., 1980.
  216. H.H. ". .Я лиру посвятил народу своему.". М., 1985.
  217. H.H. Н.А.Некрасов. Современники и продолжатели. -М., 1986.
  218. Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993.
  219. Л. Сказка и обыденность // Новый мир. 1962. — № 10.- С. 233 236.
  220. Славянская мифология. Энциклопедический словарь (науч. ред. -Петрухин В.). М., 1995.
  221. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Книга для учителя. М., 1970.
  222. И.М. Русские пословицы и притчи. М., 1995.
  223. П.М. Фольклор Смоленского края. Смоленск, 1946.
  224. В.А. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
  225. B.C. Сочинения в 3-х тт. М., 1990.
  226. М.Е. Поэзия Николая Рыленкова военных лет // Н. Рыленков -лирик, прозаик, переводчик. Смоленск, 1972. — С. 36−48.
  227. Н. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971.
  228. А.Н. Календари русской природы. М., 1981.
  229. К.Ф. Звуковая ткань русского стиха в свете фонологических дистинктивных признаков // Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000. — С. 347−357.
  230. A.A. Лирика наших дней // Рабочий путь. 1953. — 28 мая.
  231. Л.И. Наследие А.Блока // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Книга 1. -М., 1980. С. 47−62.
  232. .В. Стих и язык: Филологические очерки. М. — Л, 1959.
  233. В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования 1983. М., 1984. — С. 164−185.
  234. Т.А. Рябина в народных поверьях // Советская этнография. -1976. № 5.-С. 88−99.
  235. A.M. А.Блок. М., 1969.
  236. A.M. Своя песня // Рыленков Н. И. Собрание сочинений в 3-х тт. -М., 1985.-С. 3−16.
  237. Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1987.
  238. Федин B.C. A.A. Фет. Материалы к характеристике. М., 1915.
  239. Г. В. Русская советская философская поэзия. Человек иприрода. Jl., 1984.
  240. В.Н. Народно эстетические основы образа природы в поэзии H.H. Рыленкова // Фольклор и народная эстетика. — Смоленск, 1979. -С. 58−66.
  241. В.Н. Лирика Н.Рыленкова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983.
  242. В.Н. Фольклорные истоки поэзии Н.Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н.Рыленков. -Смоленск, 1985.-С. 91−107.
  243. Ю.Л. Лирика Афанасия Фета в контексте европейской импрессионистической поэзии // A.A. Фет. Поэт и мыслитель (ред. -Лебедев E.H.). М., 1999. — С. 158−170.
  244. Частотный словарь романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (под ред. Великодворской З. Н., Галкиной Г. С., Цапниковой В.М.). -Тула, 1978.
  245. Частотный словарь русского языка (под ред. Засориной Л.И.). М., 1977.
  246. Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова (под ред. Бородина В. В., Шайкевича А.Я.) // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. — С. 719 773.
  247. Частушки (сост. Селиванов Ф.М.). — М., 1980.
  248. A.B. Образ времени в поэзии Тютчева // Чичерин A.B. Ритм образа. -М., 1973. С. 193−204.
  249. В.И. Русское народное творчество. М., 1959.
  250. К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
  251. Г. Г. Майский цикл весенних обрядов // Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами.-Л., 1977.-С. 104−111.
  252. М.И. Приметы верные и суеверные: атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984.
  253. Шоу Д. Т. Конкорданс к стихам А. С. Пушкина. В 2-х т. М., 2000.
  254. О.В. Формальные употребления слова «звезда» и их преобразование в стихотворных текстах поэтов XX в. // Поэтика и стилистика 1988−1990. -М., 1991. С. 100−108.
  255. . М. О поэзии. Л., 1969.
  256. М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной.». -М., 1990.
  257. В.И. «Широкий ветер Орфея.» (о березах Есенина и Мандельштама) // Русская словесность. 1999. — № 5. — С. 12−19.
  258. A.B. Русская народная духовная культура. М., 1999.
  259. Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. -М., 1969.
  260. М.В. Судьба России в поэзии А.Блока и М.Волошина. -Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М., 1995.
  261. P.O. Звук и значение // Якобсон Р. О. Избранные работы. -М., 1985. -С.30−92.
  262. Bilocur В. A concordance to the russian poetry of F.I. Tiutchtev.-Providance (USA), 1978.
  263. Koubourlis D.J. A concordance to the poems of Osip Mandelstam. Ithaca and London, 1974.
Заполнить форму текущей работой