Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные филологические исследования жанра дневника и дневникового дискурса последних лет сосредоточены на описании генезиса жанра (О. Г. Егоров), поэтики и основных жанровых категорий, взаимодействия внутренней, устной, письменной речи в рамках дневникового текста, определении специфики дневникового дискурса, места дневника в ряду других автодокументальных жанров, описании дневников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Дневник писателя русской эмиграции как историко-литературный феномен
    • 1. 1. Дневник писателя как жанровая разновидность дневника
    • 1. 2. Писательский дневник как явление эмигрантской литературы 1920−1930-х годов
      • 1. 2. 1. Особенности эмигрантского сознания как основы генезиса автодокументальной прозы в литературе русского зарубежья
      • 1. 2. 2. Дневник писателя в контексте автодокументальной прозы эмиграции
    • 1. 3. Роль русской литературной традиции в жанровой системе дневника писателя эмиграции
  • Глава II. Типология жанра и специфика авторского сознания в дневниках писателей русского зарубежья
    • 2. 1. Типологическая характеристика дневников писателей эмиграции
    • 2. 2. Формы выражения авторского сознания в коммуникативном пространстве дневника
    • 2. 3. Жанрово-родовой синтез в художественной структуре дневникового текста
  • Глава III. Поэтика хронотопа дневников писателей русской эмиграции
    • 3. 1. Пространство и время как жанрообразующие категории дневника писателя
    • 3. 2. Пространственно-временные мотивы и образы пути в художественной структуре дневника
    • 3. 3. Семантический комплекс «границы» в мотивной структуре дневников эмиграции

Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На фоне внушительного корпуса исследований, посвященных литературе русского зарубежья, актуальным представляется рассмотрение малоизученных аспектов, связанных с поэтикой жанров и их трансформацией в условиях эмигрантского сознания. Глубокое и критическое осмысление истории и культуры эмиграции, накопление теоретических и практически ориентированных исследований художественных текстов вызывает необходимость изучения всего корпуса текстов русской эмиграции «первой волны» для получения более объективной картины литературного процесса этого периода.

Возрастающий авторский и читательский интерес к жанру дневника писателя, его двойственное положение в ряду документальных и художественных жанров определяют необходимость его дальнейшего пристального изучения. Это связано и с тем, что в XX веке жанр дневника писателя получает качественно новые характеристики, требующие историко-литературного описания и теоретико-литературного осмысления1.

Все это определяет актуальность изучения данной проблемы.

Кроме того, актуальность темы связана с вниманием к дискурсивным практикам повседневного сознания, что вызывает необходимость привлечения новых материалов, обусловленную растущим интересом к автодокументальным жанрам, их природе и поэтике. Для литературы русского зарубежья таким жанром является дневник писателя. В последние годы дневники становятся материалом исследований литературоведов, филологов, культурологов, историков и представителей других гуманитарных наук.

В современном литературоведении отмечается тенденция к объективному и обстоятельному исследованию дневникового дискурса.

1 Ср. определение причин общего интереса к автодокументальным жанрам в XX веке: «Сознание непреходящей ценности рассказа о событиях очевидца и современника, интерес к внутреннему миру человека лежат в основе поразительной жизнеспособности мемуарно-биографических жанров» (Елизаветина: 1977, 3). писателя (связано это, конечно же, с возрастанием роли документального, и в частности дневникового, начала в современном литературном процессе, а также с попытками осмысления интеллектуальной истории XX века).

Изучение дневников русской эмиграции 1920;1930;х гг. и — как составной части этого корпуса текстов — дневников «незамеченного поколения» позволяет не только проследить особенности «дневниковой» традиции, лежащей в их основе и обусловивших формирование двух направлений развития этого жанра в русской литературе, но и представить его в соотнесенности с писательскими дневниками советской литературы.

Состояние научной разработанности проблемы. В современных исследованиях дневникового жанра рассматриваются общие черты поэтики и жанровых особенностей дневника как литературного произведения, предпринято описание целей и функций дневника, затронута проблема соотношения автора и героя в дневниковом тексте. Среди исследователей дневниковой прозы следует отметить работы (единственные на сегодняшний день монографические исследования жанра дневника) О. Г. Егорова (Егоров: 2002, 2003) и М. Ю. Михеева (Михеев: 2004, 2006) — а также научные статьи и диссертационные исследования Т. И. Голубевой (Голубева: 1990), Е. П. Гречаной (Гречаная: http://uni-persona.srcc.msu.ru), А. А. Зализняк (Зализняк: http://uni-persona.srcc.msu.ru), К. Р. Кобрина (Кобрин: 2003), Т. М. Колядич (Колядич: 1993, 1998), Е. Г. Местергази (Местергази: 2008), Е. Г. Новиковой (Новикова: 2005), К. С. Пигрова (Пигров: 2003), О. С. Сахно (Сахно: 2004) и др.

Современные филологические исследования жанра дневника и дневникового дискурса последних лет сосредоточены на описании генезиса жанра (О. Г. Егоров), поэтики и основных жанровых категорий, взаимодействия внутренней, устной, письменной речи в рамках дневникового текста, определении специфики дневникового дискурса, места дневника в ряду других автодокументальных жанров, описании дневников конкретных авторов, попытке определить жанровую специфику дневников писателей. Исследования дневников в филологической парадигме вписывается в изучение документалистики, психологические и психолингвистические исследования, разностороннее изучение феномена повседневности.

Основные направления в исследовании дневников базируются на следующих идеях: дневник — это биографический и исторический документ2- дневник отражает черты психики, поэтому анализ дневника позволяет проникнуть в подсознание и найти объяснение поступков его автора (О. Г. Егоров) — дневник — самостоятельный жанр документальной (автодокументальной) литературы (М. Ю. Михеев) — в дневнике формируется стиль, это «творческая лаборатория» писателядневники «романны» (В. Шкловский) — это своеобразное «философское произведение» (Б. Тарасов: 1997). Дневник — «литературный эквивалент жизни» (И. А. Паперно: 2003), это изучение своей личности в ее малейших проявлениях (К. С. Пигров) и т. д. Все названные особенности эти черты становятся особенно актуальными в XX веке, и в частности в литературе русского зарубежья.

Стоит также выделить исследования жанровой специфики дневника писателя О. Б. Бобровой (Боброва: 2007), Н. А. Богомолова (Богомолов: 1999), А. Н. Варламова (Варламов: 2003), Н. Ю. Донченко (Донченко: 1999), А. М. Колядиной (Колядина: 2006), Н. Г. Крюковой (Крюкова: 2000), А. М. Новожиловой (Новожилова: 2004), М. Паолини (Паолини: 2003), С. В. Рудзиевской (Рудзиевская: 2002). Следует подчеркнуть, что в сфере.

2 См., например: Розенблюм, Л. М. Творческие дневники Достоевского. — М., 1981; Эйхенбаум, Б. М. Молодой Толстой. — Л.- M., 1922; Эйхенбаум, Б. M. Лев Толстой. Семидесятые годы. — М., 1974. — С. 237 -241- Храпченко, М. Б. Лев Толстой как художник. — Л., 1974; Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов. — М.: Сов. писатель, 1975. — 2-е изд. нспр.- Опульская, Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1886 по 1892 год. -М., 1979.

В истории литературы дневники писателей используются обычно как документальный материал, подтверждающий какую-либо концепцию исследователя относительно творчества писателя, для комментария истории создания произведений и биографии писателя. Так, В. Я. Лакшин пишет о создании пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп» (1900 г.): «Драма „Живой труп“ была той „художественной работой“, по которой, как пишет писатель, он „скучал“, занимаясь своими публицистическими статьями (запись 6 апреля 1900 года)». (Цит. по: Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов. — M.: Сов. писатель, 1975. — С. 203). И нельзя полностью отрицать эту сферу использования дневника: И. А. Бунин, например, настаивал на использовании его дневников для извлечения достоверных фактов его биографии (Крюкова: 2000, 19). внимания ученых остаются авторы «первого ряда» — классики литературы XIX—XX вв.ека, некоторые деятели культурыинтерес исследователей состояния дневникового жанра в XX веке сосредоточен, в основном, на дневниках М. Пришвина, К. Чуковского, И. Бунина, 3. Гиппиус и др. (Варламов: 2003; Гринфельд: 2000; Гришина: 1995; Донченко: 1999; Егоров: 2002, 2003; Колядина: 2006; Новикова: 2005; Михеев: 2004, 2006; Шемякина: 2004).

В исследованиях литературного процесса русского зарубежья в основном преобладает обращение к художественным (в их числе и мемуаристика), публицистическим и философским произведениям. В последнее десятилетие появляются работы, обращающиеся к дневниковому наследию писателей-эмигрантов, но материалом исследований становятся либо дореволюционные дневники, либо записи, созданные в 1917;1919 годы, при этом дневник предстает, прежде всего, как исторический источник. Среди таких научных работ представляют интерес исследования Н. Б. Лапаевой (Лапаева: 2005), Е. Л. Менегальдо (Менегальдо: 1996), — ' О. В. Скроботовой (Скроботова: 2006).

Из представленного обзора мы видим, что в науке о литературе дневник занимает особую нишу и как источник информации, и как объект исследования. Но изучение дневникового жанра в литературном процессе эмиграции сводится в основном к определению документальной и исторической значимости текста, тогда как поэтика является практически неразработанной сферой.

Дневник писателя как жанровое образование также является достаточно изученным явлением, но и в этой теме остаются некоторые дискуссионные моменты: границы понятия «дневник писателя», характер дискурсивности дневникового текста, проблемы межжанрового синтеза в системе дневникового дискурса.

Помимо отдельных научных статей, изучающих специфику «дневниковости» как формы повествования в художественных произведениях писателей-эмигрантов, их дневники рассматриваются в основном как источник сведений о повседневной жизни, истории создания произведений, творческой биографии писателя. Все это обусловливает необходимость и актуальность целостного комплексного анализа жанра писательского дневника эмиграции.

Научная новизна работы состоит в том, что:

• диссертация представляет собой первое монографическое исследование, посвященное жанровой специфике дневников писателей русской эмиграции 1920;1930;х гг.;

• на широком эмпирическом материале представлены типология и анализ жанрово-стилевых особенностей дневников писателей эмиграции с учетом принципов автометаописания, обусловленных онтологическим характером литературы эмиграции;

• впервые к исследованию дневникового жанра применяется категория дискурсивной модели, что открывает новые возможности для комплексного филологического исследования.

Объектом исследования является дневник писателя как жанр художественно-документальной прозы. Предметом — жанровая специфика и типологическая характеристика писательского дневника как феномена литературного процесса русского зарубежья 1920;1930;х годов.

Цель диссертации — исследовать жанровое своеобразие и типологические особенности дневника писателя в контексте авторского сознания, сформированного онтологией эмиграции. Целью исследования определяются конкретные задачи работы:

• систематизировать категориальный аппарат исследования дневника как автодокументального жанра;

• рассмотреть типологию писательского дневника в литературе русского зарубежья;

• на основе предложенной модели дневникового дискурса исследовать специфику авторского сознания и его трансформации в различных жанровых типах дневниковых текстов;

• охарактеризовать особенности пространственно-временной организации дневникового жанра в типологическом аспекте и индивидуально-авторских системах прозы русского зарубежья 1920;1930;х гг.;

• исследовать характер взаимодействия и синтеза различных жанрово-родовых форм в писательских дневниках разных типов.

Материалом исследования служат дневники и дневниковые записи писателей первой эмиграции: И. А. Бунина, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцева, М. И. Цветаевой, Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой. В качестве контекста привлекаются дневники А. М. Ремизова, В. Н. Буниной, М. И. Васильчиковой, М. М. Пришвина К. И. Чуковского, А. Н. Афиногенова и др.

Хронологические рамки диссертационного исследования ограничены 1920;1930;ми гг. Это связано как с особой характеристикой «первой волны» русской эмиграции (исторические условия, специфика авторского сознания, ориентированная на мифологические стереотипы, ведущие идеи времени и художественные предпочтения, определенные эпохой), так и с качественным состоянием литературного процесса, в котором участвовали признанные классики русской литературы, олицетворявшие преемственность литературной традиции, что позволяет назвать этот период знаковой эпохой в развитии русской (русскоязычной) литературы XX века.

Методология исследования определяется принципами сравнительно-типологического и системно-структурного методов анализа литературы. Данная методология предполагает выявление теоретических аспектов взаимосвязи частного и всеобщего (субъективного и объективного) как онтологической основы дневника писателя. Структурный подход позволяет определить место и значение отдельных элементов жанровой формы, составляющих модель дневникового дискурса.

Исследование в своих основах опирается на комплексный подход к анализу литературного произведения. В соответствии с целью и задачами исследования привлекаются частные методы и методики анализа литературных произведений: мотивный, лингвокультурологический и лингвостилистический анализ. Кроме того, поскольку литературоведческое исследование подразумевает ту или иную степень интерпретации текста, можно говорить о герменевтической интенции настоящей работы. Теоретическую базу диссертации составили:

• исследования в области истории и культуры русской эмиграции (Р. Герра (Герра: 2004), А. М. Зверева (Зверев: 2003), М. В. Назарова (Назаров: 1992) и др-);

• исследования литературного процесса русского зарубежья как целостности (В. В. Агеносова (Агеносов: 1998), Д. Глэда (Глэд: 1991), В. Крейда (Крейд: 1994), JI. А. Мнухина (Мнухин: 2008), О. Р. Демидовой (Демидова: 2001, 2003), Г. П. Струве (Струве: 1996), и др.);

• исследования творчества отдельных авторов эмиграции (JI. Н. Бронской (Бронская: 2000, 2001, 2007), А. М. Любомудрова (Любомудров: 2001),.

A. К. Бабореко (Бабореко: 2004), Н. О. Осиповой (Осипова: 2000, 2004) и др.);

• исследования в сфере теории и поэтики жанров и процессов жанрообразования (Б.М. Гаспаров (Гаспаров: 1994), Л. Я. Гинзбург (Гинзбург: 1976), Г. Г. Елизаветиной (Елизаветина: 1977, 1982), Н. Л. Лейдермана (Лейдерман: 1982), Е. Г. Местергази (Местергази: 2008), Н. А. Николиной (Николина: 1986, 2002), Б. М. Эйхенбаума (Эйхенбаум: 1986) и др.);

• исследования в области теории хронотопа (М. М. Бахтина (Бахтин: 1975), Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988), В. Н. Топорова (Топоров: 1983), Б. А. Успенского (Успенский: 2000) и др.);

• исследования психологии творчества и категории автора (Л.С. Выготского (Выготский: 1965), Б. О. Кормана (Корман: 1972), Ю. В. Манна (Манн: 1991),.

B. В. Нурковой (Нуркова: 2000), Е. Г. Эткинда (Эткинд: 1999) и др.);

• исследования в области стиля и языка художественного произведения (В. В. Виноградова (Виноградов: 1980, 2003), Г. О. Винокур (Винокур: 1991), Т. ван Дейка (Дейк: 2000), М. Фуко (Фуко: 1996) и др.);

• исследования автометаописательного потенциала художественного текста в связи с теорией метатекста (М. М. Бахтина (Бахтин: 1977), Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988, 1997), Р. Д. Тименчика (Тименчик: 1974, 1975), Ю. Н. Тынянова (Тынянов: 1977), Т. В. Цивьян (Цивьян: 1974) и др.);

• работы по теории мотивного анализа (Б. М. Гаспарова (Гаспаров: 1995), А. К. Жолковского (Жолковский: 1992), И. В. Силантьев (Силантьев: 1999, 2004) и др.);

• работы по семиотике поведения, разработанной в трудах представителей Тартуско-московской школы (Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988), И. А. Паперно (Паперно: 2003, 2004), Ю. С. Степанова (Степанов: 1971,1985) и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Дневник писателя как жанр автодокументальной прозы обладает специфическими чертами поэтики (субъективно организованный хронотоп, синтез лирического и эпического начал, использование художественно-выразительных средств языка и поэтического синтаксиса для достижения эстетического эффекта), которые определяют не только его место среди других автодокументальных жанров (в том числе и по отношению к традиционно-бытовому дневнику), но и связи с художественными текстами. Дневник писателя в большей степени, чем традиционно-бытовой дневник, обладает потенциалом мифотворчества и автомифологизации.

2. В литературе русского зарубежья 1920;1930;х годов дневник писателя является ярким проявлением жанровых исканий эпохи, обусловленных онтологическими характеристиками эмигрантского сознания. Актуализация дневника как жанра автодокументальной прозы связана со специфическими условиями культурной ситуации эмиграции и формированием эмигрантского сознания, для которого характерны маргинальность, тяга к мифотворчеству, проявление экзистенциального одиночества и заброшенности, стремление сохранить родную культуру, мистицизм, иррационализм и отражение религиозного опытастремление к автометаописанию и исповедальности (возможность взглянуть на себя как на другого — со стороны и «изнутри»). Дневник писателя в литературе русского зарубежья становится инструментом самопознания и самореализации.

3. Соединение традиций Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и более поздней традиции дневниковой прозы В. В. Розанова создает предпосылки для формирования особого дневникового дискурса, прежде всего проявившегося в символистской литературе. Эта русская литературная традиция становится основой для дальнейшего развития жанра дневника писателя в литературе эмиграции.

4. Анализ форм художественного воплощения авторского сознания позволяет выделить три жанровых типа дневников писателей русского зарубежья: описательно-фиксирующий, экзистенциальный и синтетический. Жанровая типология дневников писателей, основанная на принципах авторского сознания и жанровых категорий (хронотоп, межжанровый синтез и др.) реализуется и в частных дискурсивных практиках, и в моделях дневникового дискурса писателей-эмигрантов.

5. Дискурсивность дневникового текста выражается во взаимосвязи текстовых (структура и композиция текста, синтаксис, авторская пунктуация, художественно-выразительные средства, визуализация текста) и внетекстовых параметров (частота записей, степень публичности и т. п.), которые становятся средством, необходимым для адекватной передачи содержания дневника — внутренней жизни личности. Именно дискурсивность (то есть фиксирование процесса записывания) становится той чертой дневника, которая выделяет его в ряду других автодокументальных жанров.

6. Модели дневниковых дискурсов формируются под влиянием двух основных факторов: традиции жанра дневника (форма и стиль записей) и специфической ситуации ведения дневника. Определяющими характеристиками модели дискурса становятся: тип авторского сознания, характер художественно-документального моделирования мира, синтактика, прагматика и репрезентация дневникового текста. В дневниках писателей реализуются следующие модели дискурсов: риторическая модель (дневник Б. К. Зайцева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунина) и игровая модель (дневники Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой, М. И. Цветаевой).

7. Авторское сознание как способ проявления субъективно-личностного начала дневникового дискурса формирует специфику пространственно-временных координат, создает особую художественную реальность. Систему хронотопа дневников эмиграции отличает преобладание двух комплексов мотивов: мотива пути, выраженного как в пространственных, так и в хронологических представлениях, и мотива установления/преодоления границы.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении подхода к анализу жанра и жанровых систем в литературе, в использовании категориального аппарата смежных филологических дисциплин и применении его возможностей в изучении жанрово-стилевых процессов. Применительно к автобиографическим и автодокументальным жанрам предлагаемая методика анализа дневникового жанра раскрывает новые возможности в подходе к исследованию автодокументальной прозы. Теоретические установки и выводы диссертации могут быть использованы в разработке смежных проблем литературоведения.

Практическое значение диссертации определяется возможностью применения ее материалов и выводов в учебном процессе, при разработке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории литературы, в процессе монографического изучения творчества отдельных писателей.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы ВятГГУ, получили отражение в докладах конференций, а также в 13 публикациях по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии, включающей 239 источников. Общий объем диссертационного сочинения составляет 189 страниц.

Заключение

.

В современных исследованиях дневник писателя изучается как относительно самостоятельное явление. Его типологическое своеобразие обусловлено и внешними факторами (профессиональная принадлежность автора, тенденция к публичности текста, синтез функций различных автодокументальных жанров), и собственно дневниковой поэтикой.

Помимо традиционных признаков: синхронность, установка на исповедальность и правдивость, документальность, дискурсивность, -поэтика дневника писателя дополняется такими чертами, как установка на художественно-эстетический эффект, символико-философский подтекст, тенденция к мифотворчеству и публичности, особая сюжетно-композиционная структура и образная система. Специфическая поэтика дневника писателя, определяемая установкой на художественную преднамеренность текста, устанавливает его отличие от традиционно-бытовых дневников.

Соединение биографического и художественного начал дневника писателя создает особую ситуацию, когда проявляется способность текста к автомифологизации его автора, так как дневник не просто воспроизводит жизнь, а конструирует и реконструирует ее под определенным углом зрения. В процессах автомифологизации и автометаописания происходит осмысление собственного «Я» как другого.

Складывание единого культурно-исторического пространства русского зарубежья проходило параллельно с нараставшим внутренним расколом внутри диаспоры и во многом определяется феноменом эмигрантского сознания. Эти неоднозначные явления культуры русского зарубежья проявились в закономерном росте интереса к слову, прежде всего, к русскому слову, русской классической литературе, художественной рефлексии событий. Итогом этих исканий стали многочисленные художественные, публицистические, философские произведения об эмиграции и эмигрантахформируется специфическая литература эмиграции, литература русского зарубежья. Автодокументальная проза — дневники, мемуары, записные книжки — составляет значительную часть литературного процесса русского зарубежья. Дневниковая проза формирует специфическую эмигрантскую культуру и «эмигрантский миф».

Особая миссия эмигрантов — «сохранить», «унести с собой» Россиюпотребовала обращения к собственному жизненному опыту, который во всей полноте возможно было передать в форме дневников. Культурная ситуация эмиграции создает условия для формирования специфического сознания, реализованного в различных автодокументальных жанрах (в том числе и дневнике писателя).

Актуализация дневника (в рамках автодокументалистики) связана, таким образом, со специфическими условиями культурной ситуации эмиграции и формированием эмигрантского сознания, для которого характерны маргинальность, тяга к мифотворчеству, иллюзорность, проявление экзистенциального одиночества и заброшенности, оставленности, стремление сохранить русскую культуру, мистицизм и иррационализм — интерес к снам, видениям, мистическому опыту, религии.

Обращение к жанру дневника в литературе русского зарубежья определяется также рефлексией психоанализа, психоаналитической и экзистенциальной прозы (Ф. Кафка, М. Пруст), переосмыслением в контексте русской классической литературы (прежде всего, творчества JI. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в том числе и их дневникового наследия), дневников «серебряного века».

В русской литературе первой половины XX века автодокументальная проза занимает особое место: творческой интеллигенции было свойственно желание определить собственное присутствие в мире, показать значительность своей личности и жизни. Дневники были широко распространены в среде символистов, где возникают идеи жизнестроения, особой связи событий частной жизни и законов мироустройства, удовлетворявшие потребность в самоидентификации.

Творческое переосмысление традиций Ф. М. Достоевского, JI. Н. Толстого в контексте культуры «серебряного века» создает особый дневниковый дискурс. Тенденция к публичности и публицистичности соединяется в нем со стремлением вскрыть сокровенные тайны, описать интимные переживания личности. При этом сокровенное переживается и описывается как публичное, а события исторические, общественные получают субъективное прочтение, становятся личностно значимыми.

Основываясь на принципах авторского сознания и жанрообразующих категорий, мы (с определенной долей условности) выделяем три жанровых типа дневников писателей: описательно-фиксирующий, экзистенциальный и синтетический.

Наиболее тяготеет к традиции «классического» дневника описательно-фиксирующий жанровый тип, представленный дневниками И. А. Бунина, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцева.

Экзистенциальное мировоззрение и стиль выражены в экзистенциальном жанровом типе, воплощенном в дневнике М. И. Цветаевой.

Синтез свойств описательно-фиксирующего и экзистенциального жанрового типов отличает дневники писателей «незамеченного поколения» — Б. Ю. Поплавского и Г. Н. Кузнецовой. Для авторов молодого поколения эмиграции дневник становится способом творческой реализации, воспринимается как пространство некой игры, реализующей маску-двойника автора.

С жанровой типологией связаны и модели дневниковых дискурсов, и поэтика текстов, и хронотоп как важнейшая жанрообразующая категория.

Дискурсивность дневникового текста выражается во взаимосвязи текстовых (структура и композиция текста, синтаксис, авторская пунктуация, художественно-выразительные средства, визуализация текста) и внетекстовых параметров (частота записей, степень публичности и т. п.), которые становятся средством, необходимым для адекватной передачи содержания дневника — внутренней жизни личности.

Общими лингвистическими характеристиками дневникового дискурса являются: сочетание монологической и диалогической речи, интертекстуальность, сочетание средств внутренней, устной и письменной речи, книжного и разговорного стилей, приводящие к сложной взаимосвязи субъекта и объекта повествования. Таким образом, дневник включается в ситуацию коммуникации и автокоммуникации.

Определяющими характеристиками модели дискурса мы видим: тип авторского сознания, авторская модель мира, лингвистические параметры дневникового текста, его прагматика и репрезентация. В писательских дневниках реализуются следующие дискурсивные модели: риторическая модель (дневник Б. К. Зайцева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунина), игровая модель (дневники Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой, М. И. Цветаевой).

Исследование соотношения эпических, лирических и драматических фрагментов показывает, что дневник писателя отличает ориентация на жанрово-родовой синтез и художественно-эстетический эффект.

В дневниковом дискурсе писателей русской эмиграции категории времени и пространства приобретают онтологическое значение. Осваиваемые пространство и время становятся структурообразующими элементами дневника.

В системе хронотопа дневников эмиграции преобладают два комплекса мотивов: мотив пути, выраженный как в пространственных (пути, духовного пути), так и в хронологических (мотив течения времени) представлениях, и мотив установления/преодоления границы.

Семантика мотивов и образов пути в дневниках эмиграции связана как с индивидуально-авторским восприятием времени и пространства, так и с воплощением эмигрантской картины мира. Онтологический характер оппозиций прошлое-настоящее и свое-чужое формируют символикофилософский подтекст пространственно-временных координат текста и определяет их взаимосвязь. Эта целостность и взаимосвязь позволяет соотносить дневниковый хронотоп с мифологической моделью мира, где время и пространство составляют единство.

Образ границы и связанный с ним мотив преодоления/восстановления границы достаточно репрезентативен в художественном творчестве русского зарубежья. Феномен границы в эмигрантском сознании влияет на формирование особой картины мира, основанной на мифе «изгнанничества» и мифологии дороги. Символический смысл границы получают как образы хронотопа (улица, фонарный столб, дерево, окно, зеркало и зеркальные поверхности), так и явления дневникового дискурса: средства лексики, синтаксиса и графики, обладающие определенным спектром ассоциаций.

Таким образом, мотивная структура текстов дневников позволяет определить закономерности дневникового дискурса эмиграции в целом: восприятие явления эмиграции в 1920;1930;е годы, как ситуации изгнания и мессианства, постоянного движения и неуспокоенности, стремление к надежности и защите своего мира.

Предлагаемая методика анализа дневников писателей определяет и дальнейшие перспективы изучения темы: выявление особенностей жанра в литературе 1940;х годов, и второй половины XX века, сопоставление дневниковых дискурсов диаспоры и метрополии соответствующих периодов, анализ дневников писателей с учетом жанрообразующих категорий и форм выражения авторского сознания, исследование связей дневников и художественного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Н. Избранное: В 2 т. Текст. / А. Н. Афиногенов. — М.: Искусство, 1977 — Т. 2. Письма. Дневники. — 728 с.
  2. , И. А. Освобождение Толстого. Текст./И. А. Бунин. Paris, YMCA-PRESS, 1937. — С. 62.
  3. , И. А., Бунина, В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. Текст./Сост. М. Грин, с предисл. Ю. Мальцева. М.: «Посев», 2005. — Т. 2. -432 с.
  4. , М. И. Берлинский дневник, 1940−1945. Текст./ Пер. с англ. Маевского Е., Васильчикова Г. И.- Предисл., послесл., коммент. и примеч. Васильчикова Г. И. М., 1994. — 319 с.
  5. Гиппиус, 3. Н. Дневники: В 2 кн. Текст. / Под общей ред. А. Н. Николюкина. М., 1999. — Кн. 2. — 720 с.
  6. Гиппиус, 3. Н. Выбор? Текст. / 3. Н. Гиппиус // Возрождение. Париж (Paris) — 1970. — № 222 (июнь). — С. 58−77.
  7. , В. Годы: Очерки пятилетней борьбы. Текст./ В. Даватц.- Белград, 1926.
  8. , Б. К. Собрание сочинений: В 7 т. Текст./Б. К. Зайцев. М.: Русская книга, 2000. — Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи заметки. Рецензии. — 560 с.
  9. , М. А. Дневник 1905−1907. Текст./ Предисл., подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова, С. В. Шумихина. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. — 607 с.
  10. Ю.Кузнецова, Г. Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. Текст. / Г. Н. Кузнецова. -М.: Московский рабочий, 1995. -410 с.
  11. , Б. Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма: Текст. / Б. Ю. Поплавский. М.: Христианское издательство, 1996. 512 с.
  12. , М. М. Собрание сочинений: В 8 т. Текст./ Сост., подгот. текста и коммент. Т. Бедняковой, Я. Гришиной, Л. Рязановой. М.: Худож. лит., 1986. — Т. 8. Дневники, 1905−1954. — 759 с.
  13. И.Розанов, В. В. Опавшие листья: Лирико-философские записки Текст./ Сост., вступ. ст. А. В. Гулыги. М.: Современник, 1992. — 543 с. 15. Чуковский, К. И. Дневник (1901−1929). [Текст] / К. И. Чуковский. — М.: Советский писатель, 1991. — 544 с.
  14. , К. И. Дневник (1930−1969). Текст. / К. И. Чуковский. М.: Советский писатель, 1995. — 560 с.
  15. П.Цветаева, М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Текст. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. М., 1997. — Т. 4. Кн. 2. — 272 с. 1. Научные публикации.
  16. , Н. В. Черты культуры XX века в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов»: Автореферат диссертации. кандидата филосовских наук. Текст. / Н. В. Андреева. М., 2000. — 33 с.
  17. , A.M. Авторская позиция в прозе А.П. Чехова Текст. / А. М. Антипова // Русская словесность. 2004. — № 5. — С. 31−38.
  18. , Н. Д. Язык и мир человека. Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
  19. , Н. А. Символы как семиотические концепты языковой «модели мира» М. Цветаевой: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Текст. / Н. А. Афанасьева. Череповец, 2001. — 22 с.
  20. , С. А. Жанровый синкретизм записных книжек и сводных тетрадей Марины Цветаевой. Электронный ресурс. / С. А. Ахмадеева. -URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru/
  21. , А. К. Бунин. Жизнеописание. Текст. / А. К. Бабореко. М.: Молодая гвардия, 2004. — 457 с.
  22. , А. К. Дневники Бунина. Текст. / А. К. Бабореко // Подьем. -1979 № 1.-С. 113−121.
  23. , Н. Б. Нить времени: Дневники и записные книжки советских писателей. Текст. / Н. Б. Банк. Л. Советский писатель, 1978 — 248 с.
  24. , М. М. Проблема автора Текст. / М. М. Бахтин // Вопросы философии. 1977. — № 7. — С.148−160.
  25. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Сов. Россия, 1979. 315 с.
  26. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1979.-424 с.
  27. B. М. Головко. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета- Ставропольское книжное издательство, 2007. — С. 84−99.
  28. , А. Н. Жизнь как творчество в Дневнике и художественной прозе М. М. Пришвина: Диссертация. доктора филологических наук. Текст. / А. Н. Варламов. М., 2003. — 424 с.
  29. , B.C. Незамеченное поколение (Серия: «Репринтное издание. Нью-Йорк, 1956 г.») Текст. / В. С. Варшавский. М. 2007. — 388 с.
  30. , Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
  31. , С. О факте упрямом и факте податливом Текст. /
  32. , В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Гоголя до Ахматовой. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 2003. — 390 с.
  33. , В. В. О языке художественной прозы. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  34. , В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1963 — 255 с.
  35. , Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение Текст. / Г. О. Винокур. М.: Рус. словари, 1997 — 174 с.
  36. , Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. Текст. / Г. О. Винокур. М.: Наука, 1990. — 452 с.
  37. , Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 172 с.
  38. Воспоминания и дневники XVIII—XX вв. Указатель рукописей. Текст. — М.: Книга, 1976.-622 с.
  39. , Л. С. Мысль и слово Текст. / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. — С. 279−342.
  40. , Л. С. Психология искусства. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1965.
  41. , П. А. Миры писателя в лингвостилистическом анализе // Русский язык в школе 2004. — № 6. — С. 70−74.
  42. , П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса Текст. / П. П. Гайденко // Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991. С.5−26.
  43. , Г. Я. Дневники молодого Толстого и его философско-историческая концепция Текст. / Г. Я. Галаган // Мир филологии. М., 2000. -С. 195−203.
  44. , И. Р. Ретроспекция и проспекция в тексте Текст. / И. Р. Гальперин // Филологические науки. 1980. — № 5. — С. 44−52.
  45. , Р. Они унесли с собою Россию. Русские эмигранты писатели и художники во Франции (1920−1970). Текст. / Рене Герра. — СПб, 2004.-Изд-е 2.-416 с.
  46. , Л. Я. О психологической прозе. Текст. / Л. Я. Гинзбург. М: Художеств, лит., 1976 — 448 с.
  47. , Т. И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (на материале английских и американских авторов XIX и XX веков): Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Т. И. Голубева. М., 1990. — 207 с.
  48. , И. Представление себя другим в повседневной жизни Текст. / И. Гофман. М., 2000. — 288 с.
  49. , A.M. Алексей Ремизов. Дневник 1917−1921 Текст./ А. М. Грачева // Минувшее: Исторический альманах. М.- СПб.: Atheneum- Феникс, 1994.- 592 с.
  50. , Е. П. Функции французского и русского языков в дневниках русских дворян XVIII начала XIX вв. Электронный ресурс. / Е. П. Гречаная. — URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru
  51. , Я. 3. Затем и пишу от своего «я», из-за правды Электронный ресурс. / Я. 3. Гришина. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru
  52. , Я. 3., Гришин, В. Ю. Дневник как форма самопознания художника Текст./ Я. 3. Гришина, В. Ю. Гришин. // Человек. М.: Наука, 1995. -№ 5. — С. 162−167.
  53. , Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Текст. / Т. А. ван Дейк. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 308 с.
  54. , О. Р. О камер-фурьерских журналах и о журнале Ходасевича Текст. / О. Р. Демидова // Ходасевич, В. Ф. Камер-фурьерский журнал. Подготовка текста, вступит, статья, указатели О. Р. Демидовой. М., 2002. -С. 4−22.
  55. , О. Р. Эстетизация как стратегия мифотворчества: эмигрантский вариант Электронный ресурс. / О. Р. Демидова. URL: http://aesthetics-herzen.narod.ru/Demiduni.doc.
  56. , Е. В. Концепты «жизнь и смерть» в поэзии М. И. Цветаевой: Автореферат диссертации. кандидата филологичнских наук. Текст. / Е. В. Дзюба. Екатеринбург, 2001. — 22 с.
  57. , Н. Ю. Поэтика антонимии в «Дневниках» М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Н. Ю. Донченко. -М., 1999.-255 с.
  58. , С. П. Надежней памяти бумага. Дневники Текст. / С. П. Доценко // Русский язык. — 2001. -№ 37. — С. 14−15.
  59. , О. Г. Дневники русских писателей 19 в.: Исследование. Текст. / О. Г. Егоров. М.: Флинта: Наука, 2002. — 288 с.
  60. , Г. Г. Жанровые особенности автобиографического повествования: Герцен, Руссо, Гете. Текст. / Г. Г. Елизаветина //
  61. A. И. Герцен художник и публицист. — М., 1977. — С. 3−20.
  62. , Г. Г. Становление жанра автобиографии и мемуаров. Текст. / Г. Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982. — С.23 5−262.
  63. , В. М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. /
  64. B. М. Жердева. М., 1999. — 215 с.
  65. , С. В. Предисловие Текст. / С. В. Житомирская. // Воспоминания и дневники XVIII XX вв. Указатель рукописей. — М., 1976.1. C. 3−12.
  66. , А. К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма Текст. / А. К. Жолковский. М.: Сов. писатель, 1992. — 429 с.
  67. , А. А. Дневник: к определению жанра Электронный ресурс./
  68. A. А. Зализняк. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru
  69. B. В. Заманская. М., 2002. — 304 с.
  70. , В. Г. Автобиографическая тетралогия Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба»: к вопросу о жанровом своеобразии. Текст. /
  71. Зеркало. Семиотика зеркальности: Сборник статей Текст. / ред. 3. Г. Минц. Тарту: Тарт. ун-т, 1988. — 166 с.
  72. , Л. В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения: (Лингвопрагматические и жанровые аспекты): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Л. В. Казанцева. -М., 1991.- 16 с.
  73. , Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Текст. / Е. Л. Кириллова Владивосток, 2004. — 26 с.
  74. , А. Послесловие Текст. / А. Клементьев // Зайцев, Б. К. Странник. М., 1994. — С. 95−98.
  75. , A.M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / А. М. Колядина. Самара, 2006. — 215 с.
  76. , Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра Текст. / Т. М. Колядич. М., 1998. — 273с.
  77. , Т. М. Мгновенья, полные как годы. (Двадцатые годы в воспоминаниях писателей): Учебное пособие Текст. / Т. М. Колядич. М.: Прометей, 1993.-90 с.
  78. , Б. О. Изучение текста художественного произведения. Текст. / Б. О. Корман. М.: Просвещение, 1972. — 110 с.
  79. Краткий биографический словарь русского зарубежья. Текст. / Р. И. Вильданова, В. Б. Кудрявцев, К. Ю. Лаппо-Данилевский. 1996. — 446 с.
  80. , Н. Г. Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Н. Г. Крюкова. Елец, 2000. — 24 с.
  81. , В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. Электронный ресурс. / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. — 309 с. // URL: http://libelli.ru/works/kuvakin.files
  82. Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность: Сб. статей: Текст. / отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 1999. — 197 с.
  83. , П. В., Молчанова, Н. А. Поэт К. Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба: Монография Текст. / П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. Иваново: Изд-во Ив ГУ, 2001. — 472 с.
  84. , В. Я. Биография книги: Статьи, исследования, эссе. Текст. / В. Я. Лакшин. М, 1979. — С.370−397.
  85. , Н. Л. Движение времени и законы жанра. Монография. Текст. / Н. Л. Лейлерман. Свердловск, 1982. — 255 с.
  86. , Н. Л. Сергей Есенин: Метаморфозы художественного сознания: монографический очерк Текст. / Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург, 2007.-С. 52.
  87. Лингвистический энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева М., 2002 — 2-е изд., дополненное. — С. 85, 136−137.
  88. , Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. — 348 с.
  89. , Ю. М., Успенский, Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII) века Текст. / Ю. М. Лотман,
  90. Б.А.Успенский // Успенский, Б. А. Избранные труды. М., 1994. — Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. — С. 338−380.
  91. , Ю. Иван Бунин 1870−1953. Текст. / Ю. Мальцев. М., 1994. -432 с.
  92. , Ю. В. О понятии игры как художественном образе Текст. / Ю. В. Манн // Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. — С. 209−236.
  93. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Годы эмиграции Текст. / Сост., вступ.ст., прим. Л. А. Мнухина, Л. М. Турчинского. М.: Аграф, 2002. — 336 с.
  94. , Е. Л. Неизданные страницы из дневников: Текст. / Е. Л. Менегальдо // Поплавский, Б. Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. М.: Христианское издательство, 1996. — С. 432−437.
  95. , М. Ю. Как и кем писались дневники. Электронный ресурс. / М. Ю. Михеев // Московский журнал 2006. — № 3. — URL: http://www.mj .msk.ru/sho w. php?idar=801 168
  96. , М. Ю. Дневник в России XIX—XX вв.ека эго-текст, или пред-текст. Электронный ресурс. / М. Ю. Михеев. — М., 2006. — URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/miheev/kniga.htm
  97. , М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX). Текст. / М. Ю. Михеев. М.: Водолей-Publishers, 2007. — 264 с.
  98. , Л. А. Итоги и истоки. Избранные статьи. Текст. / Л. А. Мнухин. М. Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. — 512 с.
  99. , Н. А. Поэзия К. Д Бальмонта 1890-х-1910-х годов: Проблемы творческой эволюции Текст. / Н. А. Молчанова. М., 2002. -146 с.
  100. , Н. А. Эмигрантская лирика К.Д.Бальмонта 1920-х гг. Текст. / Н. А. Молчанова // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 2001. -Вып. 17.
  101. , М. В. Миссия русской эмиграции Текст. / М. В. Назаров -Ставрополь: Кавказский край, 1992. 416 с.
  102. , Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. Текст. / Н. А. Николина. М.: Флинта: Наука, 2002. — 423 с.
  103. , Н. А. Структура повествования в автобиографической прозе Текст. / Н. А. Николина // Русский язык в школе. 1986. — № 4. — С. 56−61.
  104. , Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Е. Г. Новикова. Ставрополь, 2005. — 255 с.
  105. , А. М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Текст. / А. М. Новожилова. СПб., 2004 — 16 с.
  106. , И. Г. Жанровое своеобразие дальневосточных дневников М. М. Пришвина Электронный ресурс. / И. Г. Новоселова. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru
  107. , В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. Текст. / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
  108. , Н. А. Особенности субъективной организации текстов мемуарного типа Текст. / Н. А. Орлова // Актуальные проблемы современной филологии: Языкознание. Киров, 2003. — Ч. 2. — С. 75−79.
  109. , Н. О. Система культурных концептов в поэзии русского зарубежья Текст. / Н. О. Осипова // На рубежах эпох: стиль жизни ипарадигмы культуры. Сб. науч. трудов. Выпуск 1 / Отв. ред. профессор Т. В. Саськова. М., 2004. — С. 155−165.
  110. , Н. О. Слово и культура в диалогах Серебряного века: избранные работы Текст. / Н. О. Осипова. М., 2008.-280 с.
  111. , Н. О. Творчество М. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века Текст. / Н. О. Осипова. Киров, 2000. — 272 с.
  112. , М. Критическая проза Зинаиды Гиппиус (1899−1918): Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / М. Паолини. М., 2003. — 240 с.
  113. , В. М. Чистый ритм Мнемозины. Текст. / В. М. Пискунов. -М, 1992.-64 с.
  114. , В. Г. Художественно-философская трилогия В. В. Розанова: «Уединенное», «Опавшие листья»: образ автора и жанр: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / В. Г. Полюшина. -Волгоград, 2005. 202 с.
  115. , Н. В. Феноменология И. А. Бунина: авторское сознание и его пространственная структура. Автореферат диссертации. доктора филологических наук. Текст. / Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1999 — 35 с.
  116. , Г. Ф. Публицистика Бориса Зайцева Текст. / Г. Ф. Прокопов // Зайцев, Б. К. Собрание сочинений: Т.9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии. М.: Русская книга, 2000. — С. 3−5.
  117. , Т. В. Ведение дневника как вид коммуникативной деятельности Текст. / Т. В. Радзиевская // Референция и проблемы текстообразования. М.: Наука, 1988. — С. 95−116.
  118. , Т. В. Текст как результат безадресной стратегии Текст. / Т. В. Радзиевская. //Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис. М., 1992. — С. 102−108.
  119. , М. И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919−1939. Текст. / М. И. Раев. М., 1994. — 296 с.
  120. , О. Хронотоп в современном романе. Текст. / О. Ревзина // Художественный текст как динамическая система: материалы международ, науч. конф., посвящен. 80-летию В. П. Григорьева / отв. ред. Н. А. Фатеева.
  121. М., 2006. C.265−279- To же Электронный ресурс. — URL: http://www.ruthenia.ru/fest/pprs/grigoryev/revz.htm (04.09.08).
  122. , С. В. Дневник писателя в контексте культуры XX в. Текст. / С. В. Рудзиевская // Филологические науки. 2002. — № 2. -С. 12−19.
  123. Русская культура на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. Текст. / Под ред. М. В. Михалевой, Т. П. Буслаковой, Е. А. Ивановой. М., 2002. — 328с.
  124. Русский язык зарубежья. Текст. / Под ред. Е. В. Красильниковой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 344 с.
  125. Русское Зарубежье, 1917−1991: Каталог изданий из фонда библиотеки-архива Текст. / Рос. междунар. фонд культуры- Дом Марины Цветаевой. -М., 1992.-206 с.
  126. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции, первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь Текст. / Под общ. ред. В. В. Шелохаева. М., 1997. — 748 с.
  127. , Н. Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы. Текст. / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1978. — 128 с.
  128. , А. Я. Анализ дискурса (дискурс-анализ). Электронный ресурс. /
  129. A. Я. Сарна //Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов,
  130. B. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. 2003. -URL: http://voluntary.ru/dictionary/568.
  131. , И.В. Поэтика мотива. Текст. / И. В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 296 с.
  132. , Т. И. Заметки о лирике Текст. / Т. И. Сильман. — Л.: Сов. писатель, 1977. 224 с.
  133. , О. В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А.Бунина 1917−1923 гг.: дневники, публицистика: Диссертация. кандидата филологических наук Текст. / О. В. Скроботова. Елец, 2006. — 181 с.
  134. , Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю. С. Степанов. -М., 1985.- 147 с.
  135. , Ю. С. Семиотика. Текст. / Ю. С. Степанов- М.: Наука, 1971.- 167 с.
  136. , Н. С. Мотив воспоминаний как эстетическая проблема в русскоязычных произведениях В. Набокова: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Н. С. Степанова- Орел, 2000. -29 с.
  137. , Т. М. Художественные искания в мире публицистики Б. К. Зайцева: Автореферат диссертации. доктора филологических наук. Текст. / Т. М. Степанов. Краснодар, 2005. — 40 с.
  138. , Н. А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000 — 632 с.
  139. , А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения Текст. / А. Г. Тартаковский. М.: Наука, 1980. — 312 с.
  140. , Н. Борис Поплавский поэт самопознания Текст. / Н. Татищев // Возрождение. — Париж. — 1965. — № 165 (сент.). — С.27−37.
  141. , Р. Д. Автометаописание у Ахматовой Текст. / Р. Д. Тименчик // Russian Literture. 1975. -№ 10−11.- PP. 213−226.
  142. , В. Н. Пространство и текст. Текст. / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и структура. М., 1983. — С. 227−285.
  143. , А. Автодокументальная проза. Текст. / А. Урбан // Звезда. -1970.-№ 10.-С. 193−204.
  144. , Б. А. Поэтика композиции. Текст. / Б. А. Успенский. -СПб. Азбука, 2000. 348 с.
  145. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Текст. / М. Фуко.- СПб., 1994. 406 с.
  146. Художественная речь русского зарубежья: 20−30-е годы XX в.: Анализ текста Текст. / Под ред. К. А. Роговой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.-С. 321−261.
  147. , Т. В. «Поэма без героя» Анны Ахматовой (некоторые итоги изучения в связи с проблемой «текст-читатель») Электронный ресурс. / Т. В. Цивьян. URL: http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/ 22 799 799.html.
  148. , Т. В. Движение и Путь в балканской модели мира. Исследование по структуре текста Текст. / Т. В. Цивьян. М., 1999. — 376 с.
  149. , Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы Текст. / Т. В. Цивьян. М.: Наука, 2005. — 280 с.
  150. , А. И. Русская поэзия 1920−1930-х годов в России и зарубежье: (Пути развития и взаимодействия): Автореферат диссертации. доктора филологических наук Текст. / А. И. Чагин. М., 1998. — 48 с.
  151. , И. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза) Текст. / И. Шайтанов. М.: Знание, 1981.-64 с.
  152. , Ю. В. Дневник Кюхельбекера как художественное целое Текст. / Ю. В. Шатин // Четвёртые Алексеевские чтения. Материалы научной межвузовской конференции. Иркутск, 1988. — С. 10−12.
  153. , М. К. Человек и мир в дневниках И.А.Бунина и М. М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / М. К. Шемякина. Белгород, 2004. — 236 с.
  154. , В. В. Лев Толстой. Текст. / В. В. Шкловский. М., 1967.
  155. , В. И. Дневник: проблема морфологии жанра Текст. / В. И. Щербаков // Начало. 2002. — Вып. 5. — С.44−51.
  156. , В. В. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского: типология, жанр, антропология: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / В. В. Щурова.- Воронеж, 2005 167 с.
  157. . М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Текст. / Б. М. Эйхенбаум Л., 1974.
  158. , Б. М. О прозе. О поэзии Текст. / Б. М. Эйхенбаум.-М., 1986.-515 с.
Заполнить форму текущей работой