Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Значение поэзии в пьесе «Последние дни»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В противовес пушкинскому «Зимнему вечеру» Булгаков ставит бенедиктовское «Напоминание». По моему мнению, этот поэтический этюд Владимира Григорьевича во многом уступает «рычащим непогодам» Александра Сергеевича. Булгаков позволил себе укоротить стихотворение Бенедиктова, дабы читатель не начал клевать носом, пытаясь добраться до его последней строки. Без поправок, урезок и других коррективов… Читать ещё >

Значение поэзии в пьесе «Последние дни» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Даже когда поэты порицают жизнь,.

описывая всю ее очевидную бессмыслицу,.

читатель все равно ощущает душевный подъем.

Торнтон Уайлдер Заводя разговор об Александре Сергеевиче Пушкине, нельзя обойти стороной его творчество. Поэт неразделим со своими стихами. Они подчас говорят о нем, об эпохе, в которой он жил, о людях, которые его окружали, гораздо больше, чем что-либо или кто-либо иной.

«Последние дни» начинается с цитаты пушкинского «Зимнего вечера», что станет впоследствии лейтмотивом пьесы. Мы услышим это стихотворение из разных уст с разной интонацией и настроением. Первой их напевает Александра Гончарова, предчувствуя надвигающуюся бурю. На мой взгляд, слова «Буря мглою небо кроет…» являются здесь, по меньшей мере, пророческими. Они выражают настроение героев, подчеркивают зыбкое спокойствие в доме Пушкиных и непогоду за окном, что вот-вот готова ворваться в их жилище и нарушить столь шаткую гармонию.

Позднее отрывок из «Зимнего вечера» продекламирует Дубельт. Он произносит эти слова, как надоевшую, навязшую на зубах мелодию, нудную и глупую. Куда ему понять все величие стихов, их суть и глубину. Замыкает эту цепочку Битков. Под занавес он произносит заветные слова о буре и мгле, таинственным образом проецируя на окружающий мир, провожающий поэта в последний путь, скорбь и уныние. Пушкинским «Зимним вечером» Булгаков начинает и заканчивает свое повествование. Таким образом, возникает кольцевая композиция, дающая нам основание верить в воскрешение светоча русской литературы.

Но почему именно это стихотворение избрал для своей пьесы Булгаков? Постараемся ответить на этот вопрос.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…

Стихотворение обладает особой музыкальностью. Она достигается путем аллитерации. Звук оживляет слово, делая его «объемным». Многократно повторяющееся «ррррычание», «вввой», «ппллачь» создает атмосферу некоего беспокойства, непредсказуемости, даже страха. Булгаков этой «музыкальной паузой» подготавливает читателя к неожиданностям дальнейших событиям, давая ему время догадаться, что ждет героев пьесы в следующую секунду, накаляя обстановку.

В противовес пушкинскому «Зимнему вечеру» Булгаков ставит бенедиктовское «Напоминание». По моему мнению, этот поэтический этюд Владимира Григорьевича во многом уступает «рычащим непогодам» Александра Сергеевича. Булгаков позволил себе укоротить стихотворение Бенедиктова, дабы читатель не начал клевать носом, пытаясь добраться до его последней строки. Без поправок, урезок и других коррективов «Напоминание» выглядит так:

Нина, помнишь ли мгновенья,.

Как певец усердный твой,.

Весь исполненный волненья,.

Очарованный тобой,.

В шумной зале и в гостиной Взор твой естественно-невинной Взором огненным ловил,.

Иль мечтательно к окошку Прислонясь, летунью-ножку Тайной думою следил,.

Иль, влеком мечтою сладкой,.

В шуме общества, украдкой,.

Вслед за Ниною своей От людей бежал к безлюдью С переполненною грудью,.

С острым пламенем речей;

Как вносил я в вихрь круженья Пред завистливой толпой Стан твой, полный обольщенья,.

На ладони огневой,.

И рука моя лениво Отделялась от огней Бесконечно — прихотливой Дивной талии твоей;

И когда ты утомлялась И садилась отдохнуть,.

Океаном мне явилась Негой зыблемая грудь, ;

И на этом океане,.

В пене вечной белизны,.

Через дымку, как в тумане,.

Рисовались две волны.

То угрюм, то бурно — весел,.

Я стоял у пышных кресел,.

Где покоилася ты,.

И прерывистою речью,.

К твоему склонясь заплечью,.

Поливал мои мечты;

Ты внимала мне приветно.

А шалун главы твоей ;

Русый локон незаметно По щеке скользил моей…

Нина, помнишь те мгновенья,.

Или времени поток В море хладного забвенья Все заветное увлек?

Становится ясно, к какому литературному направлению тяготел Владимир Бенедиктов. «Напоминание» — стихотворение романтическое с энергичной ритмикой стиха, здесь наблюдается полиметрия (частое изменение размера в пределах стихотворения):

Нина, помнишь ли мгновенья,.

Как певец усердный твой,.

Весь исполненный волненья,.

Очарованный тобой,.

_ _ _ _ _ _ _ _ (хорей).

_ _ _ _ _ _ _ (хорей).

_ _ _ _ _ _ _ _ (хорей/пиррихий).

_ _ _ _ _ _ _ _ (пиррихий/хорей) В третьей строке хорей вытесняется пиррихием, и с каждой строчкой безударных слогов становится все больше. Тематика стихотворения — любовь к «идеальной деве», бал. Однако если «Зимний вечер» у Пушкина наполнен жизнью, движением, чувствуется близость к естественно-прекрасному, к природе, то у Бенедиктова — напротив. Его Нина кажется фальшивой, искусственной, а ее внеземная красота рафинированной. В ней нет легкости пушкинских барышень, их непринужденности. Во всем видна театральность, плавно переходящая в пошлость. Лексика стихотворения не открывает читателю ничего нового. Огромное количество штампов: огненный взор, тайная дума, пламенные речи, хладное забвенье, сладкие мечты — эти образы отнюдь не новы. Булгаков, поместив в пьесу именно это стихотворение Бенедиктова, делает акцент на подражательстве начинающего литератора великому русскому поэту. Таким образом, мы видим, что Бенедиктов не разделяет мнений Кукольника о даровании Пушкина. Его стихотворение красноречивей всяких слов. Пушкин всегда слыл мастером эпиграмм. Одно из этих шуточно-едких четверостиший Булгаков поместил на станицы «Последних дней»:

В России нет Закона:

В России столб стоит, К столбу закон прибит, А на столбе корона.

Пушкинское послание в пьесе попадает прямо к адресату — Николаю I и его верному «псу» Бенкендорфу. Булгаков этой эпиграммой не только дает читателю информацию об отношении поэта к правящему страной императору, но и завуалировано высказывает свое собственное недовольство советской властью. Со времени написания эпиграммы прошло более двух сотен лет, сменялись правители, политические режимы, поколения, а закон все так же сосредоточен в царской короне, что не одно тысячелетие ржавеет на импровизированном столбе власти. Еще один поэт, чьи нетленные стихи запечатлел Булгаков в своей пьесе — М. Ю. Лермонтов. Собственнолично он не появляется на сцене, но строки из его стихотворения «Смерть поэта» звучат как эпитафия с пророческим мотивом. Он в подробностях пересказывает события роковой дуэли Дантеса и Пушкина, делая свои выводы о дуэлянтах и причинах гибели всемирно известного поэта. Но вот по мостовой уже застучали сапоги жандармов, и голос студента с его революционными суждениями о правых и виноватых утопает в гуле толпы. Пушкина нет в живых, но дело его живо, найдутся последователи, что не испугаются властей, осуждения толпы, одиночества и безденежья, и продолжат дело великого поэта времен и народов. Михаил Булгаков в своей пьесе «Последние дни», посвященной Пушкину, сумел обойтись без Пушкина, но не оставил в стороне нетленные творения поэта. Лирика Пушкина, Лермонтова, Бенедиктова заняла свое почетное место в пьесе, придав ей особый колорит, настроение. Слова «скованные» рифмой — нечто вроде многозначительной фразы, небрежно брошенной персонажем. Они способны ускорить или замедлить ритм повествования, показать чувства и переживания героев, проиллюстрировать их отношение друг к другу. Автору не нужно вдаваться в скучные подробности, объясняя, почему его герой поступил так, а не иначе, не нужно «засорять» свою работу лишними и подчас пустыми словами и репликами. Стихотворения, что так умело введены Булгаковым в пьесу, стали рамой, опорой для сюжета и общей композиции. Эти рифмованные строчки — атланты, держащие отнюдь не небесный свод, а ношу гораздо тяжелее — прах великого поэта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой