Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метафорическое моделирование речевой ситуации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Данная работа выполнена в рамках семантико-когнитивного подхода, предполагающего анализ материала с использованием методов компонентного, трансформационного, контекстологического, этимологического анализа, метода семантических полей и метода концептуального анализа. Компонентный метод привлекается при анализе семантической структуры лексических единиц, трансформационный — при… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В ЛИНГВИСТИКЕ
    • 1. 1. 0. деятельностном подходе к изучению речевого общения
    • 1. 1. 1. Речевая деятельность как объект психолингвистики
    • 1. 1. 2. Речевой акт как объект лингвистической прагматики
    • 1. 1. 3. Речевой жанр как объект генристики
    • 1. 2. Лексико-семантическое описание глаголов речи как доминантного средства репрезентации ситуации речи
    • 1. 3. Когнитивный аспект описания. Металингвистические категории репрезентации речевой ситуации
  • ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В МЕТАФОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
    • 2. 1. Сфера субъекта речи в метафорической интерпретации
    • 2. 2. Сфера адресата в метафорической интерпретации
    • 2. 3. Сфера объекта (речи) в метафорической интерпретации
    • 2. 4. Ситуация общения в метафорической интерпретации
    • 2. 5. Интеракция коммуникантов в метафорической интерпретации
    • 2. 6. Речевой жанр в метафорической интерпретации
  • ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ЭКСПЛИЦИРУЮЩИЕ РЕЧЕВУЮ СИТУАЦИЮ
    • 3. 1. Метафорические модели, связанные с исходной понятийной сферой «деятельность»
      • 3. 1. 1. Метафора манипулирования с предметом в процессе совместной деятельности
      • 3. 1. 2. Метафора физического взаимодействия
      • 3. 1. 3. Метафора перемещения в пространстве
      • 3. 1. 4. Метафора кормления
    • 3. 2. Метафора вместилища
    • 3. 3. Зооморфная метафора

Метафорическое моделирование речевой ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследованиях, посвященных реконструкции языковой картины мира, речь предстает как сложнейшая подсистема концептосферы «человек"1.

Первым этапом изучения структуры ситуации речи в лексической семантике было структурно-семантическое направление, в рамках которого выявлялся состав и проводилось исследование доминирующего средства репрезентации речевой деятельности — лексико-семантической группы глаголов речи и лексико-семантического поля речи (JI.M. Васильев, Ю. Д. Апресян, З. В. Ничман, Т. Я. Ким, И. А. Сколотова, Г. А. Пак, И. М. Кобозева, Ч. Филлмор и др.).

На современном этапе возникла потребность обращения к средствам отображения речевой ситуации с иных позиций, с учетом новых научных знаний, накопленных в русле разных отраслей лингвистической науки, так или иначе обращенных к ситуации речи как объекту исследования, в результате использования принципиально разных методов.

Многоаспектность и полифункциональность ситуации речи определяют необходимость ее изучения в рамках разных подходов. Взаимодополняющими представляются собственно научная (рациональная) и наивно-языковая картины моделирования этого сложного объекта.

Рационально созданные научные модели отражают состояние современной лингвистической науки: в осмыслении речевой ситуации нашли развитие достижения разных исследовательских парадигм, одни из которых имеют длительную историю развития, другие появились недавно.

Смена аспектов изучаемого объекта, попадающих в фокус внимания лингвистических исследований, обусловлена сменой научных приоритетов.

1 Воркачев С. Г., Полиниченко Д. Ю. Концепт «язык» в русском паремиологическом фонде, Илюхина Н. А. О взаимодействии ментальных моделей при языковом отражении концептосферы «человек», Карасик В. И. Культурные доминанты в языке, Левонтина И. Б. Речь vs язык в современном русском языке, Полиниченко Д. Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт (на материале русского и английского языков), Ромашко С. А. «Язык»: структура концепта и возможности развертывания лингвистических концепций и др.

Так, психолингвистические исследования имеют целью изучение механизмов порождения и восприятия речи в процессе речевой деятельности, рассматриваемой в ряду других видов человеческой деятельности (А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Ю.Панов). Прагматика выдвигает в качестве центрального принцип употребления языка говорящими в коммуникативных ситуациях, полагая в качестве основного объекта анализа речевой акт с его сосредоточенностью на категории субъекта речи (Дж. Остин, Дж.Р. Серл). Теория речевых жанров, преодолевая известную односторонность теории речевого акта, обращается к речевому жанру как типизированной модели общения, включающей адресата речи. Теория диалога исследует разные типы диалогического взаимодействия как основной формы организации речевого общения.

Перечисленные научные парадигмы роднит антропоцентричность и коммуникативно-деятельностный подход к изучению речевой ситуации.

Многомерность структурирования речевой ситуации определяет необходимость обращения к способам ее интерпретации в естественном языке, что обусловливает использование в качестве элемента научной базы диссертационного исследования возможностей и достижений когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. В. Рахилина, Е. В. Лукашевич, А. П. Бабушкин, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Г. В. Быкова). Одной из естественных единиц структурирования знания в рамках данной научной парадигмы признаётся метафорическая модель — основная единица когнитивной теории метафоры, предложенной в 80−90 годы Дж. Лакоффом и М. Джонсоном и активно разрабатывающейся в отечественной лингвистике (в работах Н. Д. Арутюновой, А. Н. Баранова, Ю. Н. Караулова, А. П. Чудинова, Н. А. Илюхиной, И. М. Кобозевой и др.).

Сочетание когнитивного вектора в анализе с коммуникативно-деятельностным обусловлено антропоцентричностью научных исследований последних десятилетий. Кроме того, когнитивный подход, учитывающий формирование концептуальной картины мира, отраженной в языке, соотносится со структурно-семантическим направлением, позволяя представить лексическую систему сквозь призму восприятия человека.

Актуальность исследования определяется потребностью исследования языковой картины мира, в частности — образной концептуализации ситуации речи как одного из важных фрагментов русской языковой картины мира, необходимостью представить системное описание репрезентирующих речевую ситуацию метафорических моделей.

Новизна исследования связана с тем, что впервые осуществлено комплексное исследование картины метафорического моделирования речевой ситуациив том числе анализ отражения и интерпретации основных компонентов и аспектов этой ситуации метафорическими средствами, а также анализ функционирования ключевых метафорических моделей, на регулярной основе обслуживающих данную денотативную областьвпервые предпринята попытка соотнесения рациональной и наивно-языковой картины осмысления структуры речевой ситуации и отдельных ее аспектов.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в разработку теории метафоры, связанной с выявлением специфики метафорической концептуализации знания, в исследование русской языковой картины мира.

Практическая значимость связана с возможностью использования результатов исследования в разработке курсов лексикологии современного русского языка, стилистики, риторики и культуры речи. Кроме того, полученные материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам лексической семантики и когнитивной интерпретации метафоры, при разработке проблематики спецсеминаров.

Объектом исследования является функционирование метафор в денотативной сфере «речь».

Предмет исследования — метафорические модели как способ образной концептуализации (моделирования) параметров речевой ситуации (ситуации непосредственного устного общения) в языковой картине мира.

Целью работы является исследование метафорического моделирования речевой ситуации.

Достижение заявленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Осмысление результатов структурно-семантического изучения в отечественной семасиологии лексико-семантической группы глаголов речи как доминирующего средства репрезентации речевой ситуации — в качестве компонента теоретической базы диссертационного исследования и фона для оценки результатов проведенного исследования метафорического отражения того же денотата.

2. Выявление основных научных моделей речевой ситуации, представленных в современных коммуникативно-деятельностных лингвистических исследованиях, с точки зрения выявления ее структуры и параметров интерпретации в научной картине мира.

3. Изучение картины метафорического моделирования основных аспектов речевой ситуации.

4. Исследование функционирования наиболее продуктивных метафорических моделей с точки зрения их возможностей в отражении и интерпретации структуры и параметров речевой ситуации.

5. Оценка корреляции выявленной системы метафорического моделирования речевой ситуации с её отражением в структуре лексико-семантической группы глаголов речи на фоне научной картины моделирования этого объекта.

Методы исследования. Данная работа выполнена в рамках семантико-когнитивного подхода, предполагающего анализ материала с использованием методов компонентного, трансформационного, контекстологического, этимологического анализа, метода семантических полей и метода концептуального анализа. Компонентный метод привлекается при анализе семантической структуры лексических единиц, трансформационный — при выявлении системных связей между синтаксическими конструкциями, контекстологический — при раскрытии корреляции между семантической структурой слова и элементами контекста, метод семантических полей — при интерпретации аспектов денотата от метафорических моделей, этимологический метод применялся в ряде случаев при реконструкции этимологических связей между отдельными значениями, находящимися в отношениях семантической деривации. При структурировании метафорического массива использована метафорическая модель, являющаяся одной из базовых в рамках концептуального анализа. В теоретической части работы, посвященной обобщению имеющихся подходов к изучению речевой ситуации, используется описательный и сопоставительный приемы анализа.

Источниками исследования послужили материалы, полученные методом сплошной выборки из текстов художественного, публицистического, научного стилей, записи разговорной речи, а также материалы Национального корпуса русского языка. Были использованы материалы специализированных словарей, справочников, учебных пособий: «Семантика русского глагола» Л. М. Васильева (1981), Интернет-версия «Системного семантического словаря русского языка» Л. М. Васильева (2002), «Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы» под редакцией Л. Г. Бабенко (1999), «Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи» В. В. Химика (2004). Общее количество материала, интерпретирующего речевую ситуацию, в нашей картотеке составляет около четырех тысяч фрагментов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Языковая картина мира, отразившаяся в выявленной картине метафорического моделирования речевой ситуации, может рассматриваться как внутренне цельная система, адекватно отражающая и интерпретирующая структуру речевой ситуации и широкий спектр коммуникативно значимых параметров этой ситуации.

2. Системообразующую роль играет, с одной стороны, отражаемая ситуация, структурируемая в виде представляющих ее в сознании ментальных единиц — концептов (пропозиций, фреймов, гештальтов), а с другой стороны, состав метафорических моделей, интерпретирующих разные аспекты этой ситуации и обнаруживающих тенденцию к охвату большего числа этих аспектов.

3. Обслуживающие денотативную сферу метафорические модели функционально дифференцированы и по линии этой дифференциации обретают системные связи парадигматического и синтагматического характера.

4. Метафорическая модель, несмотря на закрепленность за одним аспектом речевой ситуации, обнаруживает тенденцию к комплексной характеристике речевой ситуации, которая находит разные формы выражения в зависимости от онтологической характеристики модели.

5. Одним из проявлений комплексной метафорической характеристики является охват метафорической моделью речевого жанра.

6. Метафорическая картина моделирования речевой ситуации коррелирует с научной картиной многомерного моделирования речевой ситуации. Соотнесение рационального и естественно-языкового способов номинации и характеристики этого объекта обнаруживает, наряду с интерпретационной (признаваемой в науке ведущей для метафоры), отражательную функцию метафорического образа и метафорического моделирования в целом.

Предварительная апробация работы.

Основные положения нашей работы прошли апробацию в докладах на ежегодных отчётных научных конференциях преподавателей и сотрудников Самарского государственного университета (2004 — 2008, Самара), на ежегодных научных конференциях преподавателей Елабужского государственного педагогического университета, на региональной научной конференции «Категории в исследовании, описании и преподавании языка».

2004, Самара) на региональной научной конференции «Функционирование языка: категории и методы исследования» (2006, Самара), на международной Интернет-конференции «Дни науки — 2005» (2005).

Диссертация обсуждена на кафедре русского языка Самарского государственного университета.

Основные положения и выводы исследования отражены в 6 публикациях.

Структура работы подчинена логике решения поставленных задач и отражает специфику языкового материала. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.

Выводы.

1. Результаты проведенного исследования позволяют существенно скорректировать распространенное в научной литературе мнение о метафорических функциях образов по отношению к ситуации речи.

2. Способы интерпретации ситуации общения обусловлены, с одной стороны, онтологическими особенностями речевой ситуации, с другой стороны — возможностями той или иной метафорической модели и системными отношениями между образами.

Центральным в системе метафорических моделей является образ материального предмета, конкретизирующийся в разных направлениях и, в свою очередь, порождающий ряд более конкретных метафорических моделей. Предмет может конкретизироваться в разных направлениях и аспектах, порождая разные образы: «манипуляция предметом» (передать — получить информацию) — «оружие» в рамках метафорической модели физического противодействия (разгромить доводами, прижал к стенке аргументами) — «орудие» в рамках метафоры физического взаимодействия (обменялись мнениями, перекидывались словами, поделился соображениями) — «вместилище» (выражение полно иронии, в словах скрывалась усмешка)', «локальный ориентир» в составе метафоры перемещения в пространстве (подошел к теме, вступил в разговор)', «пища» в составе метафоры кормления (кормить обещаниями, глотал каждое слово выступавшего).

3. Некоторые метафорические модели (ММ) отражают все 3 компонента (говорящего, собеседника и речевой продукт) ситуации как отдельные сущности: а) одновременно (метафора передачи — приема объекта) или б) избирательно, в результате варьирования ассоциативных связей (в частности, метафора вместилища). Другие модели воплощают один из элементов ситуации: преимущественно говорящего (ММ животного) или адресата речи (ММ кормления). Метафорическая модель может выступать средством комплексной интерпретации, представляющим речевую ситуацию в метафорически свёрнутом виде, интерпретируя отдельные элементы структуры и речевую ситуацию в целом.

4. Метафорические модели являются тем метаречевым средством, которое стихийно «исследует» специфику многообразных форм, в которые «отливается» наша речь, и, следовательно, органично связаны с жанрами речевых событий. Охват метафорической моделью речевого жанра является проявлением комплексной характеристики речевой ситуации в метафорической картине ее моделирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Языковая картина мира, отразившаяся в выявленной картине метафорического моделирования речевой ситуации, как показало проведённое исследование, может рассматриваться как внутренне цельная система, адекватно отражающая и интерпретирующая структуру речевой ситуации и широкий спектр коммуникативно значимых параметров этой ситуации.

Системообразующую роль играет, с одной стороны, отражаемая ситуация, структурируемая в виде представляющих ее в сознании ментальных единиц — концептов (пропозиций, фреймов, гештальтов), а с другой стороны, состав метафорических моделей, интерпретирующих разные аспекты этой ситуации и обнаруживающих тенденцию к охвату большего числа этих аспектов (об этом свидетельствуют результаты исследования, изложенные в 3-й главе). Речевая ситуация обслуживается большим количеством метафорических моделей: «манипулирование с предметом», «физическое взаимодействие», «перемещение в пространстве», «прием пищи», «вместилище», «животное», «ремесло, ткачество», «рождение», «строение», «жидкость», «температурное состояние физических тел», «игра», «театр» и рядом других. Ключевыми являются образы «манипулирования с предметом», «физического взаимодействие», «перемещения в пространстве», «приема пищи», «вместилища», «животного».

Обслуживающие рассматриваемую денотативную сферу метафорические модели функционально дифференцированы и по линии этой дифференциации обретают системные связи парадигматического и синтагматического характера. Эти связи наиболее крупнопланово показаны во 2-й главе.

Наше исследование выявило корреляцию научной и языковой картины моделирования речевой ситуации: в той и в другой обнаруживается в целом множественное и в каждом конкретном случае избирательное структурирование объекта — в зависимости от «угла зрения». Как отдельное взятое метафорическое выражение и даже метафорическая модель, так и, с другой стороны, отдельно взятая лингвистическая концепция обнаруживают свою избирательность и, следовательно, узость в отражении речевой ситуации.

Однако проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что метафорическое моделирование представляет не фрагментарное отражение речевой ситуации, а цельную картину моделирования и оценки этого денотата. Она представляет интерес в разных отношениях. Во-первых, в метафорической картине отразились все функции языка, реализованные в речи: информативная функция (функция передачи информации) — функция выражения эмоционального состояния и эмоциональной оценкирегулятивная функция (связанная с реализацией социального взаимодействия). Во-вторых, метафора отражает взаимосвязь таких концептов, как речь и язык, речь и эмоции, речь и социальная сфера.

Анализ метафорических моделей привел к выводу о том, что основная тенденция функционирования метафорической модели в сфере ситуации речи заключается в стремлении к комплексной характеристике денотата, т. е. к охвату разных аспектов речевой ситуации. Вместе с тем разные образы обнаруживают разные формы проявления этой тенденции. В частности, образ животного строится на недифференцированном отражении ряда аспектов. Комплексность интерпретации средствами метафоры войны связана со стремлением образа к развертыванию с включением ряда компонентов, обусловленных пропозиционной и сценарной логикой. Метафорическая модель вместилища обнаруживает другую форму проявления комплексной характеристики денотата — избирательно характеризует каждый из аспектов ситуации речи.

Образ животного всегда связан с актуализацией ряда аспектов: акустических характеристик речи, эмоционального состояния коммуникантов, отношения к собеседнику, типа речевого поведения в целом демонстрирующий агрессию, подчинение и т. п.), а также типа речевого взаимодействия (чаще конфликтного). В этих условиях определяющей оказывается роль контекста, необходимого для конкретизации или нейтрализации аспектов актуализации.

Общая картина функционирования образа войны связана с развертыванием ситуации по пропозитивной логике (расширение и варьирование состава ее компонентов) и с развертыванием ее по сценарной логике.

Образ вместилища проявляет общую тенденцию к комплексному отражению денотативной сферы, избирательно интерпретируя одними средствами сферу говорящего субъекта, адресата, объекта и ситуации речи в целом. Возможности этой модели обусловлены не ее изобразительным потенциалом, а метонимической логикой развертывания образа. Метафорическая модель «вместилище» обнаруживает, кроме того, тенденцию к экспансии в область других образов. В частности, анализ использования глаголов вставить, вклеить, ввернуть позволяет сделать вывод о том, что речевая ситуация, осмысляемая как предмет-вместилище, оказывается в фокусе метафор, представляющих разные типы физических действий. Так на базе абстрактного представления о речевой ситуации-вместилище формируется комплекс иных метафорических моделей, готовых, в свою очередь, к разностороннему развёртыванию.

Образоцентрический" подход позволяет проанализировать основные параметры оценки картины метафорического моделирования, в том числе в сопоставлении ее с рациональной картиной мира. Соотнесение рационального и естественно-языкового способов интерпретации обнаруживает, наряду с изобразительной, отражательную функцию метафорического образа. Как правило, метафорический образ направлен на интерпретацию объекта — порождение новых смыслов, углубление их. Отражательность свойственна рациональной, научной логике познания. Тем не менее в метафорической картине моделирования речевой ситуации обнаруживается отражение всех коммуникативно значимых аспектов, исследуемых разными научными парадигмами. Показательно, что многие метафорические модели поставляют лексические средства для терминосистем лингвистических теорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Записки простодушного Текст.: рассказы /
  2. A. Аверченко. М.: А/О «Книга и бизнес», 1992. — 365 с.
  3. , В.П. Затоваренная бочкотара Текст.: повести- рассказы /
  4. B. Аксенов. М.: Изограф: Эксмо-пресс, 2001. — 413, 2. с.
  5. , Л. Рассказы Текст. / Л. Андреев. М.: Сов. Россия, 1977. — 220 с.
  6. , В.П. Собр. соч. Текст.: в 4 т. Т.4: Царь-Рыба: Повествование в рассказах- Затеей: Рассказы / В. П. Астафьев. М.: Мол. гвардия, 1981. — 558 с.
  7. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. -СПб.: Норинт, 2004. 768 с.
  8. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — 576 с.
  9. Булгаков, М. А Мастер и Маргарита Текст.: роман / М. А. Булгаков // Булгаков, М. А. Собр. соч.: в 8 т. Т.5. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 594, [2] с.
  10. , М.А. Роковые яйца Текст. / М. Булгаков // Булгаков, М. А. Избр. соч.: в 3 т. Т.1. М.: Терра-Кн.клуб, 2003. — 685 с.
  11. , И.А. Окаянные дни- Воспоминания- Статьи Текст. / И. А. Бунин. М.: Сов. писатель, 1990. — 414 с.
  12. , Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  13. , Г. Вечер у Клэр Текст. / Г. Газданов // Газданов, Г.
  14. Вечер у Клэр. Ночные дороги. М.: Азбука, 2006. — 416 с.
  15. , Н.В. Вий Текст. / Н. В. Гоголь. // Гоголь, Н. В. Повести. -М.: Худож. лит., 1979. 368 с.
  16. , Н.В. Мертвые души Текст.: поэма / Н. В. Гоголь. М.: Худож. лит., 1985. — 368 с.
  17. , Н.В. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Текст. / Н. В. Гоголь // Гоголь, Н.В. Повести- Ревизор. -М.: Худож. лит., 1984. 336 с.
  18. , М. Дело Артамоновых Текст.: роман / М. Горький // Горький, М. Собр. соч.: в 12 т. Т.6. -М.: Современник, 1973.- 861, [2] с.
  19. , Д. Иду на грозу Текст.: роман / Д. Гранин. М.: Вече, 2005.-576 с.
  20. , С. Ремесло Текст. / С. Довлатов // Довлатов, С. Собрание сочинений: В 4 т.Т.З / Сост. А. Ю. Арьев. СПб.:Азбука, 2000. — 458 с.
  21. , Ф.М. Бесы Текст.: роман в трех частях / Ф. М. Достоевский. Самара: Самар. Дом печати, 1994. — 512 с.
  22. , Ф.М. Преступление и наказание- Бедные люди: Романы- Дядюшкин сон: Повесть Текст. / Ф. М. Достоевский // Достоевский, Ф. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 3 М.: Лексика, 1996. — 650, 1. с.
  23. , Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Текст. / Е. Н. Зарецкая. М.: Дело, 1998. — 470 с.
  24. , А. Время московское! Текст.: роман / А. Зорич. — М.: ACT, 2007.-384 с.
  25. , А. Без пощады Текст.: роман / А. Зорич. М.: ACT, 2004.350 с.
  26. , А. Завтра война Текст.: роман / А. Зорич. М.: ACT, 2003. — 443 с.
  27. , И., Петров, Е. Двенадцать стульев / И. Ильф, Е. Петров //
  28. , И., Петров, Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М.: Эксмо, 2004.- 720 с.
  29. , О.М. Культура речевого общения: теория и практика общения Текст.: Учеб. Пособие. 4 издание. / О. М. Казарцева. — М.: Флинта, 2001.-496 с.
  30. , В.Г. Рассказы и повести Текст. / В. Г. Короленко. — М.: ACT, 2003.-250 с.
  31. , Н.Н. Основы ораторского искусства Текст./ Н. Н. Кохтев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 238 с.
  32. , Ф.А. Культура делового общения Текст. М., Ось — 89, 1997.-250 с.
  33. Культура русской речи Текст.: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
  34. , М.Р. Риторика. Культура речи Текст.: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / М. Р. Львов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  35. , А.С. Педагогическая поэма Текст.: роман / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1981. — 624 с.
  36. , В.В. Лолита Текст.:роман / В. В. Набоков. М.: Прометей, 1990.-284 с.
  37. , В.В. Приглашение на казнь Текст. / В. В. Набоков // Набоков, В. В. Собр. сочинений русского периода: в 5 т. Т.4: 1935 1937: Приглашение на казнь: Роман- Дар: Роман- Рассказы- Эссе. — СПб.: Симпозиум, 2000. — 780, 1. с.
  38. , Е.А. Мастерство устного выступления Текст. / Е. А. Ножин. М.: Политиздат, 1982. — 256 с.
  39. , А.С. Евгений Онегин Текст.: роман в стихах / А. С. Пушкин.-М.: Худож. лит., 1981.-255с.
  40. , В.Г. Последний срок- Прощание с Матерой : Повести и рассказы Текст. / В. Г. Распутин. -М.: Сов. писатель, 1985. 414 с.
  41. Русский язык и культура речи Текст.: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М.: Гардарики, 2002. — 413 с.
  42. , П.В. Похороните меня за плинтусом Текст.: роман / П. В. Санаев. -М.: ЗАО МК-Периодика, 2005. 184 с.
  43. , В. Азы общения Текст. / В. Сергеечева. Спб.: Питер, 2002. — 224 с.
  44. , К. М. Живые и мертвые: Текст.: Роман в трех книгах / К. М. Симонов. -М.: Худож. лит., 1989. 589 с.
  45. , А.И. В круге первом Текст. / А. И. Солженицын. -М.: Изд-во Кн. палата, 1990. 592 с.
  46. , Ф.К. Мелкий бес Текст. / Ф. К. Сологуб // Собр. соч.: в 6 т. Т.2: Мелкий бес: Роман. Рассказы. Сказочки. Статьи. М.: Интелвак, 2001. — 621, 1. с.
  47. , И.А. Практическая риторика Текст. / И. А. Стернин. -М.: Академия, 2003. 272 с.
  48. , Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 736 с.
  49. , Л. Н. Война и мир Текст.: Т.1 / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 4. / Коммент. Н. М. Фортунатова. М.: Худож. лит., 1979.-370 с.
  50. , Л.Н. Анна Каренина Текст.: роман / Л. Н. Толстой. Л.: Худож.лит., 1979. — 392 с.
  51. , И.С. Дворянское гнездо Текст.: Избранные произведения / И. С. Тургенев. М.: Профиздат, 2005. — 351с.
  52. , Л. Казус Кукоцкого Текст.: роман / Л. Улицкая. М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 464 с.
  53. , Л.В. Культура речи (размышления писателя). Текст. /
  54. JI.В. Успенский. М.: «Знание», 1976. — 96 с.
  55. , Т. Пять шагов по облакам: Текст.: роман /Т. В. Устинова. М.: Эксмо, 2006. — 352 с.
  56. , М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить Текст.: учеб. пособие / М. И. Ханин. СПб.: Паритет, 2002. — 188 с.
  57. , А.П. Шведская спичка Текст. / А. П. Чехов // А. П. Чехов Сочинения: В 2-х т.: T. I: повести и рассказы 1880 1894. — М.: Худож. лит, 1982.-488 с.
  58. Шолом-Алейхем. Блуждающие звезды Текст.: роман / Шолом-Алейхем. М.: изд. «ММП», ТОО «ВикА-пресс», 1994. — 448 с.
  59. , И.П. Первый генерал Текст.: повести, рассказы / И. П. Шамякин.-М.: Молодая гвардия, 1971 416 с.
  60. , В. «Здесь было НТВ», ТВ-6, ТВС и другие истории Текст. / В.Шендерович. М.: Захаров, 2004. — 200 с.
  61. , М. Они сражались за Родину Текст.: роман- рассказы / М. Шолохов. М.: Эксмо, 2007. — 640 с.
  62. , М. Тихий Дон Текст.: Роман: В 2 т. / М. Шолохов. -М.: Эксмо-Пресс, 2000. 701, [2] с.
  63. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1963.-367 с.
  64. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  65. , Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1967. — 348 с.
  66. , С.А. Ситуированная модель мены коммуникативных ролей / С. А. Аристов Электронный ресурс. / С. А. Аристов. [2000] - // Режим доступа: http: // www.tol.tversu.ru.
  67. , С. А., Су сов, И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс Текст. / С. А. Аристов, И. П. Сусов // Лингвистический вестник: сб. науч. тр. Ижевск, 1999а. — Вып. I. — С. 5−10.
  68. , Н. Д., Падучева, Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики Текст. / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. -С. 3 — 42.
  69. , Н.Д. Дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с. — С. 136−137.
  70. , Н.Д. Прагматика Текст. / Н. Д. Арутюнова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с. — С. 389−390.
  71. , Н.Д. Предложение и его смысл Текст.: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 384 с.
  72. , Н.Д. Речевой акт Текст. / Н. Д. Арутюнова //
  73. Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с. — С. 412−413.
  74. , Н.Д. Фактор адресата Текст. / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1981. — Том 40. — № 4. — С. 356 — 367.
  75. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. -2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  76. , О.С. Очерки по общей и русской лексикологии Текст. / О. С. Ахманова. -М.: Учпедгиз, 1957. -295 с.
  77. , Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке Текст. / Л. Г. Бабенко. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 184 с.
  78. , Л.В. Метафора в диахронии (на материале русского языка XI—XX вв.еков) Текст.: монография / Л. В. Балашова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 216 с.
  79. , А.Г. Когниотипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) Текст. / А. Г. Баранов // Жанры речи: сб. научн. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — 300 с.
  80. , А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей Текст. / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. 2003. — № 2. — С. 73−94.
  81. , А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры Текст. / А. Н. Баранов // Баранов, А.Н., Караулов, Ю. Н. Русская политическая метафора: материалы к словарю. М.: ИРЯ АН СССР, 1991. С. 184−193.
  82. , A.H. Предисловие редактора Текст. / А. Н. Баранов // Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 7−21.
  83. , Е.А. Роль пространственной модели в метафорической характеристики интеллектуального процесса / Е. А. Барашкина // Семантическая системность языковых единиц: Сборник науч. статей. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. С. 113−119.
  84. , Е. А. Об образных моделях языковой характеристики мышления Текст. / Е. А. Барашкина // Семантическая системность языковых единиц: Сборник научных статей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. С. 72−75.
  85. , М.М. Проблема речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин // Социальная психолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2007. — 336 с.
  86. , В.П. Некоторые особенности глаголов речи (Объектная сочетаемость) Текст. / В. П. Бахтина // Ученые записки / Башкир, гос. ун-т. -Т. 18. Уфа, 1964. — Вып. № 8 (12). — С. 23−30.
  87. , Г. И. Семантика русского языка в когнитивном аспекте Текст.: учебное пособие / Г. И. Берестнев. — Калиниград: Изд-во КГУ, 2002. -157 с.
  88. , И.П. Сочетаемость глаголов речи Текст. / И. П. Бондарь // Вопросы сочетаемости языковых единиц. Саратов, 1974. — С. 31−38.
  89. , И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика Текст. / И. Н. Борисова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. -408 с.
  90. , О.Ю. Универсальные и специфические черты процесса метафоризации Текст. / О. Ю. Буйнова // Лингвистические исследования. К 75-летию профессора Владимира Григорьевича Гака. Дубна: Феникс+, 2001. -С. 49−64.
  91. , Т.В. Общие вопросы дейксиса. Вводные замечания Текст. / Т. В. Булыгина // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. -М.: Наука, 1992. С. 154 — 157.
  92. , Т.В. Перемещение в пространстве как метафора эмоций Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 277−288.
  93. , О.В. Высказывания со значением отказа (Семантико-прагматический и когнитивный аспекты) Электронный ресурс.: дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / О. В. Бычихина. М.: РГБ, 2004. (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  94. , Л.М. Семантические модели предложения Текст. / Л. М. Васильев // Исследования по семантике: межвуз. науч. сб. Уфа: Изд. Башкирск. гос. ун-та им. 40-летия Октября, 1976. — С. 125 — 128.
  95. , Л.М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990. 175 с.
  96. , Л.М. Семантика русского глагола Текст.: учеб. пособие для слушателей факультета повышения квалификации / Л. М. Васильев. М.: Высшая школа, 1981. — 184 с.
  97. , А. Речевые жанры Текст. / А. Вежбицка // Социальнаяпсихолингвистика: Хрестоматия. М.: Лабиринт, 2007. — 336 с.
  98. , А. Язык. Культура. Познание Текст.: [пер. с англ.] / Анна Вежбицкая — отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз — вступ. ст. Е. В. Падучевой. Москва: Рус. слов., 1996. — 411 с.
  99. , Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-350 1. с.
  100. , С. Проблемы жанра Текст. / С. Гайда // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1986. — С. 22 — 28.
  101. Гак В. Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) Текст. / В. Г. Гак // Логический анализ языка: Ментальные действия / РАН. Ин-т языкознания- отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. -М.: Наука, 1993.-С. 22−40.
  102. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое Текст. /
  103. B.Г.Гак // Метафора в языке и тексте / В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др. — отв. ред. В. Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988.1. C. 11−26.
  104. Гак, В. Г. Пространство вне пространства Текст. / В. Г. Гак // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И.Б.
  105. . М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 127−134.
  106. , Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б. М. Гаспаров. -М.: НЛО, 1996. 355 с.
  107. , О.И. Логика метафорических преобразований Текст. / О. И. Глазунова. СПб.: Златоуст, 2000. — 190 с.
  108. , В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанров русской речи Текст. / В. Е. Гольдин // Жанры речи: сб. научн. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 23 — 34.
  109. , B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагматический и когнитивный аспекты Текст.: монография / B.C. Григорьева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 288 с.
  110. , Г. П. Логика и речевое общение Текст. / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. — С. 419−438.
  111. , В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия Текст. / В. В. Дементьев // Жанры речи: сб. научн. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 18−40
  112. , В.В., Седов, К.Ф., Социопрагматический аспект теории речевых жанров Текст. / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. Саратов, 1998. — 107 с.
  113. В.З. Фрейм // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С.187−189.
  114. , В.З. Когнитивная лингвистика Текст. / В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова // Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г. и др. Краткий словарь когнитивных терминов — под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. — 245 с.
  115. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994 — № 4 (а) — С. 17−33.
  116. , И.А. Метафорическая модель перемещения в пространстве как средство характеристики жизни и деятельности человека Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Ирина Алексеевна Долгова. -Самара, 2007.
  117. , О.П. Пространственные метафоры в русском языке Текст. / О. П. Ермакова // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 289−298.
  118. , А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова Текст. / А. А. Залевская.-Калинин: КГУ, 1982.-88с.
  119. , А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование Текст. / А. А. Залевская. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 204 с.
  120. , А.А. Введение в психолингвистику Текст. / А. А. Залевская. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382с.
  121. , Е. А. Русская разговорная речь: Проспект Текст. / Е. А. Залевская. -М.: Наука, 1986. 276 с.
  122. , И.А. Иерархическо-компонентная структуравоспитательной деятельности Текст. / И. А. Зимняя // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И. А. Зимней. -М., 2003.-С. 24−33.
  123. , В.Л. Семантика русского глагола (лексика движения) Текст.: учеб. пособие / В.Л.Ибрагимова-Уфа: Башк. ун-т, 1988. 80 с.
  124. , Н.А. О роли метонимии в интерпретации концептосферы «человек» (на материале ментальной модели «вместилище») Текст. / Н. А. Илюхина // Вестник Самарского государственного университета. -2002. -№ 3.-С.114−122.
  125. , Н.А. О семантической структуре образного комплекса Текст. / Н. А. Илюхина // Семантическая системность языковых единиц: сб. науч. ст. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. — С. 30 — 45.
  126. , Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте Текст.: монография / Н. А. Илюхина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.-204 с.
  127. , Н.А. Речевая деятельность сквозь призму метафор Текст. / Н. А. Илюхина // Творческое наследие В. А. Малаховского и современность: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е. М. Кубарев. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — С. 140 — 147.
  128. , М.В. Дискурс и теория речевых жанров / М.В.
  129. Ирбакаева // Языковая личность текст — дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования: материалы международной научной конференции: в 2 ч. — 4.1. — Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. -243 с. — С.109—113.
  130. , В.И. Коммуникативная тональность Текст. / В. И. Карасик // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып.5. — Жанр и культура. — 440 с. — С.81−94.
  131. , В.И. Культурные доминанты в языке Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград. Архангельск: Перемена, 1996. — С. 3 — 16.
  132. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  133. , Ф.О. роли прагматики в лингвистическом описании Текст. / Ф. О. Кафер // НЗЛ. М.: Прогресс, 1985. — Вып. 16. — С. 333−349.
  134. , В.Б. Введение в теорию коммуникации Текст.: учебное пособие / В. Б. Кашкин. Воронеж: изд.-во ВГУ, 2000. — 175с.
  135. , В.Е. Предметная деятельность —- принцип развития общественных отношений Текст. / В. Е. Кемеров // Философия. Люди. Жизнь. -Екатеринбург, 1997.- С. 5465.
  136. , А.Е. Язык / А. Е. Кибрик // Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с. — С. 604−606.
  137. Ким, Т.Я. О семантических и синтаксических условиях употребления глаголов речи для передачи побудительного содержания / Т. Я. Ким // Вопросы русского языкознания. Синтаксис: Сб. статей. Куйбышев, 1982.-С. 73−77.
  138. , Н.О. Метафорические номинации в семантическом поле глаголов речи / Н. О. Кириллова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. № 10/2 (50). — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. — С. 140−147.
  139. , П. Е. Метафора как концептуальная модель формирования языка эмоций Текст. / П. Е. Клобуков //Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: «Филология», 1997. — Вып. 2. — С. 43−49.
  140. , И.М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ Электронный ресурс. / И. М. Кобозева. [24.05.08]. — Режим доступа: http: // evartist.narod.ru/textl2/08.htm.
  141. , И.М. О границах и внутренней стратификации семантического класса глаголов речи / И. М. Кобозева // Вопросы языкознания. 19 856. -№ 1.-С. 95- 103.
  142. , И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности Текст./ И. М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17: Теория речевых актов. — С. 7 -21.
  143. И.М., Лауфер Н. И. Интерпретирующие речевые акты Текст. / И. М. Кобозева, Н. И. Лауфер // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. С. 63−71.
  144. , М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах Текст. / М. Н. Кожина // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1999. — С. 22 — 40.
  145. , Г. В. Объективная картина мира в сознании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: КомКнига, 2006. — 128 с.
  146. Кочеткова, Т. В. Глаголы говорения в русской разговорной речи
  147. Текст. / Т. В. Кочеткова // Вопросы стилистики. Саратов: Саратов, ун-т., 1978. — Вып. 14. — С. 21−33.
  148. , Н.А. Систематика коммуникативно-прагматических типов высказываний Текст. / Н. А. Кошина // Прагматические аспекты функционирования языка. Барнаул, 1983. — С. 93−101.
  149. , Г. Е. Голос, голосовые признаки и оценка речи Текст. / Г. Е. Крейдлин // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994.-С. 141−153.
  150. , А. П. Ролевое общение и социальные роли говорящих Текст. // Социально-лингвистические исследования. М: Наука, 1976. — С. 4252.
  151. , Е.С. Введение Текст. / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. — М.: Наука, 1991. 240 с.
  152. , Е.С. Когнитивно-дискурсивная парадигма в современном языкознании Текст. / Е. С. Кубрякова // Пелевинские чтения — 2003. -Калининград, 2004. С. 3 — 17.
  153. , Е.С. О понятиях места, предмета и пространства Текст. / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка: Модели действия / РАН. Ин-т языкознания- отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука, 1992. -С. 84−92.
  154. , Е.С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем Текст. / Е. С. Кубрякова // Язык и структуры представления знаний: сб. науч.- аналитических обзоров. -М.: ИНИОН, 1992. С. 4 — 38.
  155. , Э. В. Лексикология русского языка Текст. / Э.В.
  156. Кузнецова. М.: Высшая школа, 1989. — 215 с.
  157. , Э. В. Русская лексика как система Текст. / Э. В. Кузнецова. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1979. — 89 с.
  158. , Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной иноязычной речи (зависимость восприятия от речевых характеристик говорящего) Текст. / Л. Ю. Кулиш. К.: Вища школа, 1982. — 207 с.
  159. , Г. И. Когнитивные модели в семантической деривации и система производных значений Текст. / Г. И. Кустова // Вопросы языкознания. 2000. — № 4. — С. 85−109.
  160. , В. В. Лексические метафоры в сфере выражения причинно-следственных отношений Текст. / В. В. Лабутина // Семантическая системность языковых единиц: Сборн. научн. статей. Изд-во «Самарский университет», 1996. — С. 89−94.
  161. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: сборник. / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской — вступ. ст. [с. 5−32] и сост. И. Д. Арутюновой — [авт. примеч. М. А. Кронгауз]. М.: Прогресс, 1990. — 511 с.
  162. , Дж. Лингвистические гештальты / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. Х-М., 1981.-С. 356−368.
  163. , И.Б. Речь vs язык в современном русском языке Текст. / И. Б. Левонтина // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 271 — 289.
  164. , А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1969. 305 с.
  165. , А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 285 с.
  166. , А.А. Слово в речевой деятельности Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1965. 245 с.
  167. , А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  168. , А.Н. Общее понятие о деятельности Текст. / А. Н. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — С.5−20.
  169. А.Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс Текст. / А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Панов // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. — 415с.
  170. , Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под редакцией проф. В. П. Нерознака. М: Academia, 1997. — С. 280−287.
  171. Логический анализ языка Текст.: Культ, концепты: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т языкознания — [редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др.]. М.: Наука, 1991. — 203,1. с.
  172. Логический анализ языка. Ментальные действия Текст.: [сб. ст.] / Рос. АН, Ин-т языкознания — [отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева]. М.: Наука, 1993. — 173, [3] с.
  173. Логический анализ языка. Языки пространств Текст.: [сб. ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания- отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Яз. рус. культуры, 2000. — 448 с.
  174. Логический анализ языка: Семантика начала и конца Текст.: [сб.ст. / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания — отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2002. — 646 с.
  175. Логический анализ языка: Язык речевых действийсб. ст. / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания- отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука. — 188 с.
  176. , Т.П. Конституенты предложения с глаголами речи Текст. / Т. П. Ломтев // Ломтев, Т. П. Общее и русское языкознание. М., 1976. — 384с. — С.218−239.
  177. , О.В. Музыка и глаз /О.В. Лосева // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX в. М.: Наука, 1994. — 272 с. — С. 140−15 8.
  178. , Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968−1992). С.-Петербург: Искусство-СПб, 2000. -С. 250−335.
  179. , М.Р. Основы теории речи Текст. / М. Р. Львов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 248с.
  180. , В.А. Лингвокультурология Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  181. Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий Текст. / Т. В. Матвеева. Свердловск.: изд.-во Урал. Ун.-та, 1990. -168 с.
  182. , Э. М. Прагматика и семантика коммуникативных единиц // Коммуникативные единицы языка Текст. / Э. М. Медникова. М.: Наука, 1983. С. 159−168.
  183. Метафора в языке и тексте / В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др. — отв. ред. В. Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. -174, [2] с.
  184. , А. В. Контрактовая прагматика Текст. / А. В. Михеев // Сопоставительная лингвистика и обучение языку. — М.: Наука, 1987. С. 175
  185. , A.M. Пространственные метафоры как фрагмент русской языковой картины мира Электронный ресурс.: Дисс.. канд. филол. н.: 10.02.01 / A.M. Мухачёва. М: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  186. , М. В. Лексическое значение слова Текст. / М. В. Никитин. М.: Высшая школа, 1983. — 127 с.
  187. О.Г. Малые рекламные жанры в прагматическом, когнитивном и ортологическом аспектах : (на примере бегущей строки): автореф. дис.. канд. филол. наук / Никонорова О. Г. Омск: Изд.-во Омск, гос. ун-та, 2005. — 27 с.
  188. Ничман, 3. В. Глаголы речевого общения в современном русском языке Текст. / З.В. Ничман//Лексико-семантические группы современного русского языка. Новосибирск, 1985. — С. 26−41.
  189. , Л. А. Антонимия в русском языке: семантический анализ противоположности в лексике Текст. / Л. А. Новиков. М.: МГУ, 1983. — 127 с.
  190. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия Текст. / В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1988. — 216с.
  191. , Е.О. Концептуальная метафора Текст. / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте / [В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др.] - отв. ред. В. Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — С. 65−78.
  192. Ортега-и-Гассет, X. Две метафоры // Теория метафоры: сборник. / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской — вступ. ст. [с. 5−32] и сост. Н. Д. Арутюновой- [авт. примеч. М. А. Кронгауз]. М.: Прогресс, 1990. — С.68.82.
  193. Основы теории речевой деятельности Текст. М.: Наука, 1974.368 с.
  194. , Дж. Слово как действие Текст. / Дж. Остин // H3JI. М.: Прогресс, 1986.-Вып. 17.-С. 22−131.
  195. , П. Словарь театра Текст. / П. Пави. М.: Прогресс, 1991. -504 с.
  196. , Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке Текст. / Н. В. Павлович. М., 1995. — 491 с.
  197. , Е.В. Глаголы действия: толкование и сочетаемость Текст. / Е.В. Падучева// Логический анализ языка: Модели действия / РАН. Ин-т языкознания — отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука, 1992. — С. 69−77.
  198. , Е.В. Глаголы создания образа: лексическое значение и семантическая деривация Текст. / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. -2003.-№ 6.-С. 30−46.
  199. , Е.В. Динамические модели в семантике лексики Текст. / Е. В. Падучева. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 608 с.
  200. , Е.В. К структуре семантического поля «восприятие» (На материале глаголов восприятия в русском языке) Текст. / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. 2001. — № 4. — С. 23−45.
  201. Пак, Г. А. К вопросу о принципах выделения глаголов речи / Г. А. Пак // Научные труды / Новосибирск, гос.пед.ин-т. Вып. 119. — Новосибирск, 1973.-С. 24−32.
  202. , Г. Принципы истории языка Текст. / Г. Пауль. М., 1960.500 с.
  203. , Д.Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт (на материале русского и английского языков) Текст.: Автореф. дис. канд. филолол. наук / Д. Ю Полиниченко. Волгоград, 2004.20 с.
  204. , З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2003. 191 с.
  205. , З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2000. — 35 с.
  206. , З.Д., Стернин, И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения) Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984. — 148 с.
  207. А.А. Мысль и язык Текст.: Собр. тр. / Ред. И. В. Пешков. -Киев, 1993.-268с.
  208. , И. Концепция образовательной программы когнитивные исследования Электронный ресурс. / И. Протопопова // Режим доступа: http://kogni.narod.ru.
  209. О.Е. Когнитивно-прагматические аспекты политического дискурса : (на материале англ. яз.): автореф. дис. .канд. филол. наук / Рожкова О. Е. — Калинингр. гос. ун-т. М., 2003. — 23 с.
  210. , С.А. «Язык»: структура концепта и возможности развертывания лингвистических концепций Текст. / С. А. Ромашко // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука. С. 161 — 163.
  211. , Дж. Что такое речевой акт? / Дж. Серль // Зарубежная лингвистика — под ред. В. А. Звегинцева, Б. А. Успенского, Б. Ю. Городецкого. -М.: Прогресс, 1999а. Ч. 2. — С. 210 — 229.
  212. , Г. Н. Метафора в системе языка Текст. / Г. Н. Скляревская — отв. ред. Д. Н. Шмелев- Рос. АН, Ин-т лингв, исслед. СПб.: Наука: Санкт-Петербург, изд. фирма, 1993. — 150,1. с
  213. , Е.С. Концептосфера человека и модели предложения Текст. / Е. С. Скобликова // Филологические науки. 2001. — № 4. — С. 45−54.
  214. Е.С. Способы выражения при глаголах речи второго участника речи / Е. С. Скобликова // Ученые записки / Куйбышев, гос. пед. инт-т. Вып. 66: Русская филология. — Куйбышев, 1969. — С. 198 -211.
  215. , И.А. Глаголы, обозначающие громкость речи Текст. / И. А. Сколотова // Ученые записки / Горьковск.гос.пед.ин-т. Вып. 68. -Горький, 1967.-С. 17−23.
  216. , Е. Тембральная метафоризация в радиоречи Электронный ресурс. / Е. Сомова // Режим доступа: http:// www.relga.rsu.ru.
  217. , И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания Текст. / И. А. Стернин // Тверской лингвистический меридиан: сб. науч. тр. — Твер. гос. ун-т. Тверь, 1998. — С. 93 — 98.
  218. , И. А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И. А. Стернин.-Воронеж, 1985. 170 с.
  219. , И. А. Проблемы анализа структуры значения слова Текст. / И. А. Стернин. Воронеж. 1979. -156 с.
  220. В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1996. -284,2. с.
  221. , В.Н. Вторичная номинация и ее виды Текст. / В. Н. Телия // Языковая номинация (виды наименований). М.: Наука, 1977. — С. 129−221.
  222. , В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И Постовалова и др. М.: Наука, 1988. — С. 173−204.
  223. Теория метафоры Текст.: [Сборник] / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской — вступ. ст. [с. 5−32] и сост. Н. Д. Арутюновой- [авт. примеч. М. А. Кронгауз]. М.: Прогресс, 1990. — 511 с.
  224. , А. А. Опыт изучения лексики как системы Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 287 с.
  225. , А. А. Слово в лексико-семантической системе языка Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  226. , А. И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.-92 с.
  227. , М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров Текст. / М. Ю. Федосюк // Вопросы языкознания. 1997. № 5 — С. 102 — 120.
  228. , Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХХШ — (Когнитивные аспекты языка). -М.: Прогресс, 1988. С. 52−93.
  229. , Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация ипрагматика Текст. / Н. И. Формановская. М.: ИКАР, 2007. — 480 с.
  230. , О.М. Поэтика сюжета и жанра Электронный ресурс. / О. М. Фрейденберг. Режим доступа: http: // culture.niv.ru.
  231. , В.К. Функции метафоры Текст. / В. К. Харченко. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 88 с.
  232. , Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы Текст. / Т. В. Цивьян. Изд-е 3-е, испр. — М.: КомКнига, 2006. — 280 с.
  233. , Е.Б. Метафорика обозначений речи в русском языке Текст. /Е.Б. Цыганова // Русская и сопоставительная филология. Казань, 2003. — С. 93−99.
  234. , Е.Б. Метафорическая номинация речевой деятельности (на материале глаголов русского и английского языков Текст.: автореф. дис. .докт. филол. наук: 10.02.20 / Евгения Борисовна Цыганова. Казань, 2008. -20 с.
  235. , А.П. Регулярное речевое варьирование глагольнойсемантики Текст. / А. П. Чудинов // Семантическая системность языковых единиц: сб. науч. ст. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. — С.8 -13.
  236. , А.П. Речевое варьирование глагольной семантики Текст. / А. П. Чудинов // Исследования по семантике. Семантика и функционирование лингвистических единиц: межвуз. науч. сб. Уфа: изд. Башкирск. гос. ун-та им.40-летия октября, 1989. — С.55−62.
  237. , А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000) Электронный ресурс. / А. П. Чудинов. [2001] - // Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/ chudinov-01 .htm. — Загл. с экрана
  238. , Е.А., Черватюк, И.С. Типы жанров и градация коммуникативной власти / Е. А. Шейгал, И. С. Черватюк // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. -Вып.5. Жанр и культура. — 440 с. — С. 63−81.
  239. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1973. — 280 с.
  240. , Т.В. Модель речевого жанра Текст. / Т. В. Шмелева // Жанры речи: сб. научн. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 88−98.
  241. Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 428с.
  242. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени, восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Издательство «Гнозис», 1994. — 344с.
  243. , Л.П. О диалогической речи Текст. / Л. П. Якубинский // Язык и его функционирование: избр. работы. М.: Наука, 1986. — С. 17 -58.
  244. , P.O. Речевая коммуникация: язык в отношении к другимсистемам коммуникации Текст. / P.O. Якобсон // Избранные работы: сб. науч. тр.-М., 1985.-С. 306−330.
  245. Wittgenstein L. Philosophical Investi ganions. New York: Macmilian, 19 531.I. Словари и справочники.
  246. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. -СПб.: Норинт, 2004. 768 с.
  247. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — 576 с. БТСРГ 2007.
  248. , Л.М. Системный семантический словарь русского языка Электронный ресурс.: учебное пособие / Л. М. Васильев. Электрон, дан. (11 файлов). — Уфа, [2002]. — Режим доступа: http://www.uic.bashedu.ru/kafe dry/filolog/vasilev.htm. — Загл. с экрана.
  249. , Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 5. Ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия Текст.: учебное пособие / Л. М. Васильев. -Уфа: РИО БашГУ, 2003. 126 с.
  250. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. М.: Рус. яз., 1989. Даль 1989.
  251. , В.М. Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка Текст. / В. М. Дерибас. Изд-е 3-е, испр. и допол. — М.: Русский язык, 1983. — 256 с.
  252. , Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац и др. — под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. — 245 с.
  253. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск Текст. / Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, И. Б. Левонтина,
  254. Е.В. Урысон, М. Я. Гловинская, Т. В. Крылова — под общим рук. акад. Апресяна. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 552 с. НОССРЯ 1997.
  255. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с. Ожегов 1995.
  256. Российская социологическая энциклопедия Текст. / под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. — 672 с. [РСЭ 1998]
  257. Словарь образных выражений русского языка Текст. / Т. С. Аристова, M. JL Ковшова, Е. А. Рысева, и др. — под ред. В. Н. Телия. М.: «Отечество», 1995. — 368 с.
  258. Словарь русского языка Текст.: в 4-х т./ АН ССР, Ин-т рус. яз. — под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 19 811 984. [СлРЯ 1981−1984]
  259. Толковый словарь русских глаголов Текст.: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 704 с. [ТСРГ 1999]
  260. Толковый словарь русского языка Текст.: [в 4 т. / Д. Н. Ушаков и др.] - под ред. Д. Н. Ушакова — [вступит, ст. М.В. Панова]. М.: Рус. словари, 1994. [Ушаков 1994]
  261. , М. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Том 1. -М.: Прогресс, 1964. 564 с. Фасмер 1964.
  262. Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -685 с. [Языкознание 1998]. 1. IQljy кл.
Заполнить форму текущей работой