Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы
Диссертация
На основе результатов теоретического исследования, результатов педагогического эксперимента по исследованию сформированности у учащихся методологических и прикладных знаний можно сделать следующие выводы: генерализация материала курса электродинамики на основе двух базовых моделей — модели электромагнитного поля Максвелла и классической электронной модели, использование частных моделей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
- 1. Методология и
- приложения науки в образовательной концепции начала
- XXI. века
- 2. Психолого-педагогический аспект формирования методологических и прикладных знаний
- 3. Гуманитарный аспект методологических и прикладных вопросов курса физики
- 4. Роль и значение физики как научной дисциплины со сложившейся методологией и широкими
- приложениями в системе современного общего образования
- ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ В КУРСЕ ФИЗИКИ
- 1. Концепция построения курса электродинамики с учетом генерализации учебного материала на основе теории электромагнетизма и классической электронной теории
- 2. Прикладные вопросы электродинамики в школьном курсе физики
- 3. Методика формирования методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ЗНАНИЙ
- 1. Задачи и этапы экспериментального исследования
- 2. Результаты внедрения в преподавание изучения методологических и прикладных вопросов электродинамики
- 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
Список литературы
- Алексеева Н. А. Изучение личности учащихся в целях ориентации их на учительскую профессию: Метод, рекомендации. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1990. — 33 с.
- Альтшулер Ю. Б. Влияние учебного исследовательского эксперимента по электродинамике на формирование методологических знаний учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр.: Вып. 10. Глазов- СПб.: Изд-во ГТПИ, 2000. — С. 4−6.
- Альтшулер Ю. Б. Использование компьютера при проведении исследовательских экспериментов по электродинамике // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр. Вып. 9. Глазов- СПб.: Изд-во ГГПИ, 1999.-С. 90−92.
- Альтшулер Ю. Б. Исследовательская деятельность учащихся как форма обучения физике // Практика обучения физике как творчество: Тез. докл. респ. науч.-метод. конф. Киров: Изд-во КИУУ, 1998. — С. 34−35.
- Альтшулер Ю. Б. Лицей на пути гармонизации образования // Пед. обозрение. 1997. — № 3. — С. 71−73.
- Альтшулер Ю. Б. Методологические и прикладные вопросы физики. Программно-метод. материалы. Н. Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 1999.-44 с.
- Альтшулер Ю. Б. Методологические и прикладные вопросы электродинамики в курсе физики средней школы // Физика в системе современного образования (ФССО 99): Тез. докл. 5-й междунар. конф.: Т. 2. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 15.
- Альтшулер Ю. Б. Методы научного познания и приложения в содержании школьного курса электродинамики // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докл. респ. науч.-теорет. конф. -Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. С. 58−60.
- Альтшулер Ю. Б. Моделирование как метод познания и его место в программе курса средней школы // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тез. докл. респ. науч.-теорет. конф. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997.-С. 94−96.
- Альтшулер Ю. Б. Преподавание естествознания в физико-математическом лицее // Естествознание как учебный предмет в педвузе и школе: Тез. докл. регион, науч.-метод. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1997.-С. 44−46.
- Альтшулер Ю. Б. Преподавание прикладных вопросов электродинамики в старших классах. Дис.. магистр, образования по направлению «Физика». Н. Новгород: НГПУ, 1995. — 55 с.
- Альтшулер Ю. Б. Преподавание физики в Нижегородской педагогической гимназии // Преподавание физики и астрономии в школе: состояние, проблемы, перспективы: Тез. докл. регион, науч.-метод. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994. — С. 80−81.
- Альтшулер Ю. Б. Система моделей в школьном курсе электродинамики // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докл. респ. науч.-теорет. конф. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — С. 56−57.
- Альтшулер Ю. Б. Учебный эксперимент в курсе электродинамики как метод научного познания // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр.: Вып. 11. М.: ИОСО РАО, 2001. — С. 37−39.
- Альтшулер Ю. Б. Физико-математический лицей: модель образования и управление учебно-воспитательным процессом на базе этой модели // Экспресс-опыт (приложение к журналу «Директор школы»). 1999. — № 1. -С. 22−29. — (Экспресс — опыт)
- Альтшулер Ю. Б. Физический демонстрационный эксперимент как фактор формирования методологических и прикладных знаний учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр.: Вып. 15. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 15−17.
- Альтшулер Ю. Б. Формирование методологических знаний учащихся при проведении школьного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр.: Вып. 8. Глазов- СПб.: Изд-во ГГПИ, 1999. — С. 3−4.
- Альтшулер Ю. Б. Школьные физические эксперименты по электродинамике в физико-математическом лицее // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр.: Вып. 7. Глазов- СПб.: Изд-во ГГПИ, 1998.-С. 32−33.
- Альтшулер Ю. Б., Горшенков В. Н. Прикладные вопросы электродинамики в средней школе // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования (на примере физики): Тез. докл. федер. науч.-практ. конф. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. С. 125.
- Альтшулер Ю. Б., Горшенков В. Н., Ханжина Е. В. О мотивации школьников к физике // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования (на примере физики): Тез. докл. федер. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996, — С. 38−39.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд. Дом Питер, 2000. — 272 с.
- Архипова А. И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: МПГУ, 1998. 37 с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 248 с.
- Баклага О. А. Развитие технического творчества учащихся старших классов при изучении факультативного курса «Практическая электродинамика»: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Челябинск: ЧГПУ, 2000. 20 с.
- Бестужев-Лада И. В. Что может дать культурология учителю // Народное образование. 1997 — № 6. — С. 89.
- Бетев В. А. К вопросу о системном обучении физике // Практика обучения физике как творчество: Тез. докл. респ. науч.-метод. конф. Киров: Изд-во КИУУ, 1998. — С. 15−16.
- Бирюкова И. П. Умение работать с компьютерными моделями как компонент подготовки современного специалиста: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (На прим. курса физики в техн. вузе) / М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995.- 18 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968 384 с.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации детей-подростков. М., 1972. С. 7—45.
- Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Бордонская Л. А. Физика в классах с углубленным изучением мировой художественной культуры // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования (на примере физики): Тез. докл. федер. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. — С. 68−69.
- Бордонская Л. А. Физические задачи общекультурного содержания. Чита: Изд-во ЧиГПУ, 1997. — 172 с.
- Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Наука, 1973. — 240 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Прогресс, 1962. — 244 с.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Власова К. Н. Мир научной фантастики на уроках физики. М.: Просвещение, 1963. — 234 с.
- Воротникова Е. В. Формирование старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Воронеж: ВГУ, 2001. 24 с.
- Выготский JL С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991 — 479 с.
- Гельман 3. Е. Вырваться из круга // Нар. образование. — 1990. -№ 10.-С. 34.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в практическую философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.: Просвещение, 1987. — 264 с.
- Голин Г. М. Формирование у учащихся знаний о научном эксперименте // Физика в школе. 1984. — № 5. — С. 33.
- Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
- Гусинский Э. Н. Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. — 224 с.
- Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989. — 278 с.
- Данильчук В. И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Волгоград: ВГПУ, 1997. 50 с.
- Данюшенков В. С. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1995. 32 с.
- Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М: ИОСО РАО, 1996. 44 с.
- Дик Ю. И., Рыжаков М. В. Естественно-математическое образование в современной школе // Педагогика. — 1999. № 8. — С. 24.
- Друянов Л. А. Законы природы и их познание. М.: Просвещение, 1982.- 112 с.
- Ефименко В. Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. — 312 с.
- Ефименко В. Ф. Методологические проблемы интеллектуализации обучения: Подгот. учителей физики в пед. ин-те. // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.-С. 101−108.
- За пределами 2000 года: Естественнонаучное образование для будущего / Под ред.: Р. Миллара, Дж. Осборна. Пер. с англ. Б. В. Булюбаша. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. 50 с.
- Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М: Знание, 1976.-394 с.
- Зверева Н. М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1986. 31 с.
- Зверева Н. М., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя: Учеб. пособие Н. Новгород: Изд-во «Нижегородский гуманитарный центр», 1996. -131 с.
- Зеленов Л. А. Методологические принципы обновления педагогической системы // Гуманизация образования: Методологические аспекты: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф. Горький: Изд-во ГГПИ, 1990. — С. 4.
- Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989.-278 с.
- Зорина JI. Я. Взгляд дидактики и методики на естественнонаучную подготовку учащихся // Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении: Материалы науч.-практ. конф. — М.: Изд-во. ИТОП РАО, 1999. С. 34.
- Зорина J1. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. М.: Изд-во ИТПИ-МИО, 1993.- 163 с.
- Зорина JI. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Зорина JI. Я. Дифференцируемая часть содержания научных знаний в общеобразовательной школе // Новые исследования в педагогических науках. 1991. — Вып. 2 (58). — С. 36.
- Иванова Т. А. Гуманизация математического образования // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования (на примере физики): Тез. докл. федер. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. -С. 24.
- Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. -2001.-№ 8.-С. 26−30.
- Кабардин О. Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7−11-х классов общеобразовательных учреждений: Дидакт. материал / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1995. — 223 с.
- Каменецкий С. Е. Проблемы изучения основ электродинамики в курсе физики средней школы: Автореферат дис.. д-ра пед. наук / М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1979. 36 с.
- Каменецкий С. Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.: Педагогика, 1982. — 324 с.
- Капица П. JI. Эксперимент. Теория. Практика М.: Наука, 1981. -494 с.
- Капица С. П. Образование в области физики и общая культура // Вестник АН СССР. 1982. — № 4. — С. 85.
- Касьян А. А. Развитие личности и развивающаяся личность // Гуманизация образования: Методологические аспекты: Тез. докл. обл. на-уч.-практ. конф. Горький: Изд-во ГГПИ, 1990. — С. 11.
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988— 159 с.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд-во «Арена», 1994. — 188 с.
- Клевицкий В. В. Учебный физический эксперимент с использованием компьютера как средство индивидуализации обучения в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М.: Mill У, 1999. 16 с.
- Ковалева Г. С. Краснянская К. А. Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России // Шк. технологии. 2001. — № 4. — С. 125−136.
- Колесников К. А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся методологических знаний: Дис.. канд. пед. наук / Киров: ВГПУ, 1998. 172 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989 — 255 с.
- Кондратьев А. С. Физика как учебный предмет высшей и средней школы на рубеже 21 века // Физика в системе современного образования (ФССО 99): Тез. докл. 5-й междунар. конф.: Т. 1. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 21−22.
- Концепция естественнонаучного образования в 12-летнеЙ школе. Концепция физического образования в 12-летней школе: (Проекты) // Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 16−24.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования //
- Нар. образование. 2000 — № 2. — С. 19−26.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод, пособие / Авт.-сост. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, Е. Н. Землянская и др. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1997. — 79 с.
- Кудрявцев А. В. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 17 с.
- Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии — 1983,-№ 2.-С. 51−59.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.
- Кулакова М. Я. Создание компьютерной обучающей среды для учебной исследовательской работы на занятиях по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996. 15 с.
- Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. -Таллинн: Валгус, 1971.-212 с.
- Ландсберг Г. С. Очерки и воспоминания. М.: Наука, 1993. — 436 с.
- Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Метод, указания. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.-92 с.
- Леонтьев А. Н. Мотивы, эмоции и личность / Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ им М. В. Ломоносова. 1982. — 282 с.
- Лыков В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1986. — 284 с.
- Майер В. В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: ИОСО РАО, 2000. 44 с.
- Майер Р. В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. / СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-39 с.
- Малинин А. Н. Проблемы и перспективы преподавания физики в общеобразовательной школе на рубеже 21 века // Физика в системе современного образования (ФССО 99): Тез. докл. 5-й междунар. конф.: Т. 2. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 1999. — С. 58.
- Мансуров Н. А. Структурно-целевой метод представления научной информации и его применение в преподавании школьного курса физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1996. — 16 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Методика преподавания физики в 7−8-х классах средней школы: Пособие для учителя / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. А. В. Усовой М.: Просвещение, 1990. — 326 с.
- Методика преподавания физики в 8−10-х классах средней школы. Ч. 1 / В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Методы научного познания в обучении физике: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. М. Голин. М.: Изд-во МОПИ, 1986. — 140 с.
- Мирзахмедов Б. М. О прикладной направленности обучения // Физика в школе. 1990. -№ 3. — С. 21.
- Мощанский В. Н. Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе. Псков: Изд-во ПИУУ, 1994. — 67 с.
- Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
- Мултановский В. В Проблемы теоретических обобщений в курсе физики средней школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1979. 36 с.
- Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. М.: Просвещение, 1977. — 168 с.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для. 10-го кл. сред. шк.- 2-ое изд.- М.: Просвещение, 1992. 222 с.
- Научные основы школьного курса физики / Под ред. С. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик. М.: Педагогика, 1985. — 468 с.
- Национальная доктрина образования // Нар. образование.- 2000 -№ 2.-С. 14−18.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов: В 3 кн. -М.: Изд-во «Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС», 1997. Т. 1−3.
- Низамов И. М. Методологические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физических задач: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: ИОШ РАН, 1994. 35 с.
- Никишина А. Л. Методические возможности повышения эффективности преподавания электродинамики в профессиональном лицее: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Самара: СГПУ, 1998. 23 с.
- Новиков А. М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3.
- Нуркаева И. М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М.: Mill У, 1999. 16 с.
- Нурминский И. И. Модели объектов и явлений природы как объект изучения в школьном курсе физики // Модели и моделирование в методике обучения физике. Тез. докл. респ. науч.-теорет. конф. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1997.-С. 47−49.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования // Вестник образования. 1999. — № 9. — С. 28.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик др. / Под ред. А. В. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. — 472 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья. М.: Просвещение, 1993.-288 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер с англ. и фр.
- М: Междунар. пед. академия, 1994. 680 с.
- Пинский А. А. Релятивистские идеи в преподавании физики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1976. 36 с.
- Пинский А. А., Разумовский В. Г. Метод модельных гипотез как метод познания и объект изучения // Физика в школе. 1997. — № 2. — С. 35.
- Пригожин И., Стенгерс И. От хаоса к порядку. Новый диалог человека с природой / Пер. с анг. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике 7−11-х кл.: Кн. для учителя / Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. — 212 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия / Сост. сб.: Ю. И Дик, В. А. Коровин. М.: Просвещение, 1996. — 224 с.
- Пурышева Н. С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1995. 42 с.
- Пустильник И. Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Екатеринбург: УГПУ, 1997.-58 с.
- Пустильник И. Г. Объект познания и модели учебного процесса // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докл. респ. науч.-теорет. конф. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — С. 37—38.
- Пути генерализации и систематизации знаний по физике: Метод, рекомендации / Сост. Г. М. Голин. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984.-78 с.
- Разумовский В. Г. Госстандарт США по физике для общеобразовательных школ // Физика в школе. -1996 № 3. — С. 24.
- Разумовский В. Г. Обучение и научное познание // Педагогика. -1997.-№ 1.-С. 8−13.
- Разумовский В. Г. Обучение физике и научное познание // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тез. докл. респ. науч.-теорет. конф. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — С. 7−11.
- Разумовский В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 104.
- Разумовский В. Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 12.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2-х т.: Т. 1. М.: Изд-во АПН СССР, 1989 — 485 с.
- Сауров Ю. А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике. Автореф.. д-ра пед. наук / М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. 40 с.
- Сауров Ю. А., Бутырский Г. А. Электродинамика: Модели уроков: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 304 с.
- Семыкин Н. П., Любичанковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.-88 с.
- Современный урок физики в средней школе / Под ред. В. Г Разумовского, Л. С Хижняковой, В. В. Мултановского и др. М.: Просвещение, 1983.-424 с.
- Солодухин Н. А. Методы науки и методы обучения физике // Физика в школе. 1987.-№ 1. — С. 27
- Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: В 2-х т.: Т. 2 / Пер. с англ. Е. И. Бутикова и А. С. Кондратьева. М.: Наука, 1987. — 384 с.
- Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке» // Физика в школе. 2001. — № 3. — С. 70.
- Тарасов JI. В. Гуманитаризация как одно из основных направлений перестройки преподавания физики в школе // Физика в школе. 1988 — № 2. — С. 29.
- Тарасов JI. В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990.-287 с.
- Тарасова А. Н. Некоторые вопросы современной физики в средней школе // Физика в системе современного образования (ФССО 99): Тез. докл. 5-й междунар. конф.: Т. 2. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 86.
- Тематические тесты по физике: 10-й класс / Сост. JI. В. Пигалицын. -Н. Новгород: Изд-во «Нижегородский гуманитарный центр», 1997. 106 с.
- Тематические тесты по физике: 11-й класс / Сост. JL В. Пигалицын. -Н. Новгород: Изд-во «Нижегородский гуманитарный центр», 1997. -75 с.
- Тестовые задания по общей физике: Вып. 6−9. Горький: Изд-во ГГУ им. Н. И. Лобачевского, 1989 — 1992.
- Тихомирова С. А. Гуманитаризация физического образования // Физика в школе. 1996. — № 6. — С. 39.
- Усова А. В. Естественнонаучное образование в средней школе // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 40−46.
- Усова А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Наука и школа 1998 -№ 3. — С. 11−14.
- Фабрикант В. А. О современном курсе физики в средней школе // Советская педагогика 1968 — № 6. — С. 40.
- Физика и научно-технический прогресс: Кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Э. М. Браверман, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред. А. Т. Глазунова и др. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
- Фельдштейн Д. И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособ. для студ.: Сост Л. М. Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 266 с.
- Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста: Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособ. для студ.: Сост JI. М. Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 266 с.
- Физика: Школьный курс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 688 с.
- Филиппов В. М. Школа не должна быть только школой обучения // Первое сент. 1998. — 28 нояб. (№ 116). — С. 2.
- Философский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1983. — 840 с.
- Ходанович А. И. Проблемы содержания обучения физике в системе непрерывного образования // Физика в системе современного образования (ФССО 99): Тез. докл. 5-й междунар. конф.: Т. 1. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 37.
- Ходусов А. Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1997. 32 с.
- Хуторской А. В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. — 2000. № 8. — с. 29.
- Чандаева С. А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук / М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. 17 с.
- Чандаева С. А. Физика и человек: Пособие для учителей физики общеобразоват. учреждений, гимназий и лицеев. М.: Изд-во АО «Аспект Пресс», 1994. -336 с.
- Чекулаева М. Е. Использование ЭВМ как средства развития мышления учащихся при обучении физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 1995. 17 с.
- Червова А. А. Педагогические основы совершенствования преподавания физики в высших военных учебных заведениях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: ИОСО РАО, 1996 44 с.
- Чечель И. Д- Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений: Ч. 1, 2 М.: Изд-во РИПКРО, 1995.
- Шабашов Jl. Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.- 16 с.
- Шамало Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1992. 37 с.
- Шаронова Н. В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике. М.: Изд-во МП «МАП», 1994. — 286 с.
- Шаронова Н. В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: Ml 11У им. В. И. Ленина, 1997. 33 с.
- Шаронова Н. В., Щербаков Р. Н. Эстетическое начало в обучении физике // Физика. 1993. — № 13−14. — С. 1−2.
- Шиян А. Ф. Повышение эффективности преподавания электродинамики в курсе физики на основе применения формализованных методов расчета электрических цепей: Автореф. дис.. канд. пед. наук / СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1995. 17 с.
- Школьные годы: Альманах № 1. Краснодар: Изд-во ТОО «Гуманист», 1995 — 60 с.
- Шор Ю. М. Человек, образование, культура // Мир человека. 1994. -№ 1.-С. 12.
- Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: (Статьи и лекции) М.: Изд-во пед. центра «Эксперимент», 1993. — 264 с.
- Щедровицкий П. Г. Пространство свободы // Нар. образование. -1997.-№ 1.-С. 46−47.
- Щербаков Р. Н. Теоретические основы и методика формирования системы гуманистических ценностей в процессе обучения физике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.: МПГУ, 1999. 39 с.
- Щербаков Р. Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Педагогика, 1998 — 372 с.
- Щербаков Р. Н. Ценностные ориентации физического образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 37.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Наука, 1997. — 444 с.
- Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
- A High School Framework for national Science Education Standards. Edited by Bill G. Aldridge. National Science Teacher Association, 1995 284 p.
- Danville Community High School: Course Planning Guide 1999−2000. -Danville, 1999. 52 p.
- The Physics Teacher, 1967. — V. 5, № 5. — P. 197−203.