Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказательно представлено, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
  • ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. Состояние проблемы исследования и анализ профессиональных требований к сотруднику налоговой полиции как субъекту эффективного межличностного общения
    • 2. Особенности и содержание деятельности и межличностного общения сотрудника налоговой полиции
    • 3. Психолого-акмеологические факторы эффективности общения сотрудника налоговой полиции
  • Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. Критерии и показатели развития навыков эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции
    • 2. Типичные трудности в межличностном общении офицера налоговой полиции
    • 3. Технологии развития навыков эффективного общения в 93 процессе профессиональной подготовки офицеров
  • ВЫВОДЫ И
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие и эффективное использование человеческих ресурсов, повышение компетентности и профессионализма — одно из основных условий решения сложных и ответственных задач, стоящих перед офицерским составом налоговой полиции. В условиях активных социально-экономических преобразований особенно важным является формирование социально развитой, зрелой в гражданском, профессиональном и нравственном отношении личности. Необходимым средством и условием, обеспечивающим достижение этой цели, является общение между людьми.

Как отмечал Б. Ф. Ломов, общение выступает важнейшим компонентом данного процесса, как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми.

Значимость общения в профессиональной деятельности офицера налоговой полиции обусловливается следующими обстоятельствами:

• в межличностном общении осуществляется всесторонний обмен опытом, результатами профессиональной деятельности;

• в общении формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, вырабатываются привычки и традиции;

• в непосредственном общении постигаются мотивы действий, установки, появляется возможность прогнозирования действий, отношений сторон в будущем;

• общение также дает возможность влиять в известной степени на мотивы, цели, ценности другого человека.

Тем не менее, проведенный нами опрос показал, что 56,6% работников налоговой полиции испытывают трудности в общении, 42,5% хотели бы получить знания, как улучшить свои взаимоотношения с окружающими, в том числе и в профессиональной деятельности, а 38,2% отметили, что решать эту проблему необходимо еще в ходе профессиональной подготовки специалиста1.

В этой связи особую важность приобретает внедрение целостной системы обучения общению офицеров налоговой полиции как в процессе их профессиональной подготовки, так и в ходе непосредственной профессиональной деятельности. В этом процессе большую роль способны сыграть методы, ориентированные на личностный подход к образованию офицерских кадров, индивидуальные технологии обучения офицеров навыкам продуктивного общения.

Состояние разработанности проблемы исследования. Категория общения была и остается предметом специального анализа в философии (Л.П. Буева, И. И. Барсуков, Ф. И. Макаров, Б. Д. Парыгин, Ю.М. Смолен-цев, Ф. М. Соковин и др.), социологии (Г.В. Булацкий, М. С. Коган, И. С. Кон, Ю. Д. Прилюк, Н. В. Теслюк и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, А. Д. Глоточкин, А. И. Гончаров,.

B.В. Девятко, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Ильин, С. JI. Кандыбович, А. Г. Ковалев, В. А. Кольцова, Е. С. Кузьмин. A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Ю. Панасюк, A.B. Петровский, Л. А. Петровская, И. В. Страхов, Э.П. Ут-лик, Л. М. Фридман. Н. Ф. Феденко. А. Ф. Шикун, И. М. Юсупов и др.) педагогике (A.B. Барабанщиков, А. Н. Капустин, Т. Е. Конникова, A.B. Мудрик,.

C.С. Муцинов, В. Н. Мушкатов, А. И. Щербаков и др.), психолингвистике (А.П. Василевич, A.A. Леонтьев, P.M. Фрумкина и др.), психотерапии (В.Н. Мясищев, В. Л. Леви, А.Б. Добрович), а также в биологии, медицине, этнографии и др.

1 По данным опроса 170 специалистов налоговой полиции, 1998 г.

Вместе с тем, проведенный анализ указывает на отсутствие единой точки зрения на явления, определяющие сущность феномена общения, его специфики в деятельности профессионала налоговой полиции. Это относится к обоснованию критериев и показателей эффективности общения, классификации трудностей общения, изучению его особенностей для конкретной профессиональной группы — офицеры налоговой полиции -, к разработке конкретных технологий формирования навыков эффективного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки.

Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.

Цель исследования состоит в выявлении психолого-акмеологических факторов эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки и разработке конкретных технологий его оптимизации.

Объект исследования — межличностное общение офицеров налоговой полиции.

Предмет исследования — пути оптимизации межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки.

Гипотезы исследования.

Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, специфика которого проявляется в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, что с необходимостью должно учитываться в ходе профессиональной подготовки.

Оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности.

Эффективным средством повышения успешности межличностного общения выступает анализ типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружением, а также специально организованный психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на позитивные изменения дифференцированное&tradeмежличностного восприятия, повышение адекватности в использовании средств межличностной коммуникации и степени взаимопонимания в ситуации общения.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

1. Проследить генезис проблемы исследования, изучить сущность межличностного общения офицеров налоговой полиции.

2. Исследовать психолого-акмеологическое содержание и факторы, обеспечивающие эффективное межличностное общение офицеров налоговой полиции.

3. Обосновать пути наиболее продуктивного развития межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их подготовки к конкретной профессиональной деятельности.

4. С учетом выявленных содержательных характеристик и факторов разработать конкретные научно-практические рекомендации по оптимизации межличностного общения офицера в процессе его профессиональной подготовки.

Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — психологические теории развития личности в процессе общения (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций в процессе общения (И.С.Кон, Д. Н. Узнадзе и др.).

Теоретическую основу составили: психолого-акмеологическая концепция: целостного развития личности, как субъекта профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В.Кузьмина), положения о системообразующем характере общения в процессе развития личности, взаимосвязи общения и отношения (Б.Ф.Ломов, К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн). Диссертация выполнена в русле психолого-акмеологических исследований (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, П. А. Корчемный, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, Ю. В. Синягин, С. И. Съедин, Е. А. Яблокова и др.) и исследований, посвященных проблеме межличностного общения (Г.М.Андреева, А. В .Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, А. И. Гончаров, В. В. Девятко, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Ильин, А. Н. Капустин, А. Г. Ковалев, В. А. Кольцова, Т. Е. Конникова, Е. С. Кузьмин, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, С. С. Муцинов, В. Н. Мушкатов, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, И. В. Страхов, Л. М. Фридман, Н. Ф. Феденко, А. Ф. Шикун, И. М. Юсупов и.

ДР-).

В исследовании был использован комплекс научных методов.

Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование, самоотчеты и формирующая работа, реализуемая средствами психолого-акмеологического тренинга целевой направленности, психологического практикума, контент-анализ, метод экспертных оценок, качественный анализ. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов «Excel», «Statistica for Windows 95».

Эмпирическая база и этапы исследования: основная работа над вышеуказанной темой охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В исследовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (128 чел.), студенты вузов (106 чел.), их преподаватели (36 чел.), а также сотрудники налоговой полиции и люди, с которыми работают офицеры.

Общая численность охваченных эмпирическим исследованием составила более 370 человек.

На первом этапе исследования (1995;1996гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.

На втором этапе (1996—1997) продолжалось изучение литературыразработаны и апробированы формы и методы констатирующей стадии эксперимента, исследованы особенности межличностного взаимодействия и трудности общения в изучаемой группе. Результатом этого этапа стали конкретизация задач и гипотез исследования, разработка программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работы.

На третьем этапе исследования (1997;1998) осуществлялась разработка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методик исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.

На четвертом этапе (1998; 1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций. Результатом этой работы стала публикация статей по изучаемой проблеме.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В результате анализа генезиса проблемы, теоретико-методологических основ и современных подходов уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции. С позиций специфики профессиональной деятельности определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности, что позволило классифицировать их для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.

В ходе проведенного анализа выявлены две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющие на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающиеся по их причинной обусловленности. Первичные трудности в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. К ним относятся — робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность. Вторичные трудности в большей степени носят психогенный и социогенный характер.

Показано, что ко вторичным трудностям относятся неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении (коммуникативные, смысловые, лингвистические). Причинами этих трудностей выступают просчеты воспитания (грубость, невоспитанность), социальные ситуации общения (сверхинтенсивность профессионального общения, социальная изоляция), неудачный опыт эмоциональных и социальных контактов.

Доказательно представлено, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.

Экспериментально доказано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.

Показано, что методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, и представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении, является эффективным средством развития навыков межличностного общения.

Практическая значимость результатов исследования.

Полученные в настоящем исследовании результаты, выступили основой разработки практических рекомендаций по формированию эффективного межличностного общения офицера налоговой полиции с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Выводы и рекомендации проведенного исследования по эффективности межличностного общения офицеров могут быть использованы в учебном процессе подготовки офицеров налоговой полиции.

Предложенный подход позволил диагностировать трудности в межличностном общении и разработать конкретные рекомендации для офицеров, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их профессиональной деятельности. В целях оптимизации межличностного общения большое практическое значение имеет психоло-го-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского. Полученные данные исследования могут быть использованы образовательными органами подготовки и переподготовки офицеров налоговой полиции, при определении содержания специальных тем, посвященных изучению общения офицера.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ, а также апробацией материалов в ходе специальных курсов подготовки офицеров налоговой полиции.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях проблемных групп кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, ряде научно-практических конференций (Москва, 19 971 999гг.- Калуга, 1998 и др.

По теме диссертации опубликовано 3 научных работы.

Результаты исследования нашли свою реализацию в системе подготовки кадров налоговой полиции, в практике работы ряда налоговых инспекций г. Москвы. Результаты проведенной работы использовались при диагностике развития навыков общения офицеров налоговой полиции г. Москвы с последующим анализом и рекомендациями по оценке их управленческого потенциала. Материалы исследования составили основу спецкурса «Психологические факторы успешного общения» (18 час.).

Положения выносимые на защиту.

Владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, проявляющееся в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, выступает важной составляющей структуры профессионализма офицера налоговой полиции, определяющей эффективность его профессиональной деятельности.

Эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции выражается в мере поэтапного достижения и поддержания психологической близости с партнером по общению путем согласования и корректировки целей, умений и состояний, способов взаимодействий в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Использование в процессе профессиональной подготовки офицеров налоговой полиции специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе будущей профессиональной деятельности, может обеспечить оптимизацию межличностного общения офицеров налоговой полиции и соответственно выступить предпосылкой их продуктивной профессиональной работы.

Психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: степень взаимопонимания в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, адекватность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение).

Повышение эффективности межличностного общения в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечено: за счет анализа типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружениемпутем разработки и использования специально организованного психо-лого-акмеологического тренинга целевой направленности, ориентированного на развитие перцептивных и коммуникативных способностей. Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы, включающего 266 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные об оптимизации общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции, определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.

Исследование позволило выявить две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении — коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социогенный характер.

Проведенное исследование позволило доказать, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференциро-ванность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.

Показано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психоло-го-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.

Показано, что эффективным средством развития навыков межличностного общения может выступать методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении.

Полученные в настоящем исследовании результаты позволили разработать методические указания по формированию эффективного межличностного общения офицера налоговой полиции с учетом специфики его профессиональной деятельности, которые могут быть использованы в учебном процессе подготовки офицеров налоговой полиции.

Предложенный подход позволил не только диагностировать трудности в межличностном общении, но и разработать психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.

Результаты проведенного исследования способствовали также разработке практических рекомендаций по личностно-профессиональному развитию офицеров налоговой полиции, развитию навыков их общения и взаимодействия в условиях как подготовки, так и профессиональной деятельности, направленных на:

•оптимизацию межличностного общения офицера налоговой полиции в процессе его профессиональной подготовки.

•диагностику и анализ степени выраженности особенностей межличностного общения офицера в его профессиональной деятельности;

•планирование дальнейшей индивидуальной карьеры офицера и определение перспективных направлений деятельности, адекватных его личностно-профессиональным особенностям.

В целом проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых анализ влияния психолого-акмеологических характеристик личности офицера налоговой полиции на специфику межличностного общения в профессиональной деятельности, исследование условий и разработка конкретных технологий оптимизации профессиональной деятельности офицеров налоговой полиции за счет развития навыков эффективного психологического воздействия, комплексное изучение условий и факторов эффективного общения и взаимодействия офицеров налоговой полиции в профессиональной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.1. М., 1980.-311 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1977.-224 с.
  4. Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания. //Вопросы психологии. 1994. — № 2 — С. 37−49.
  5. Аналитическая записка «О состояниях и перспективах развития кадровой ситуации в федеральных органах государственной власти» (статистический анализ). М.: РАГС, 1995.- С.3−34.
  6. . Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. //Вопросы психологии, 1968. -№ 6 С. 21−33.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968.-339 с.
  9. А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. М.: Педагогика, 1982. — 279 с.
  10. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. //Вопросы психологии. -1979. -№ 6.
  11. З.Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения //Общение и деятельность. Прага, 1981.-С.З-89.
  12. Н.Андреева Г. М. Социальная психология. М.:МГУ, 1980.- 144с.
  13. Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. //Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1985.-267с.
  14. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.-М.: Экономика, 1991.-310с.
  15. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеоло-гии. М.: РАГС, 1995. — 272 с.
  16. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический журнал.- 1994.- № 3.- С.99−105.
  17. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-263 с.
  18. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного познания. М., 1981.
  19. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: Высшая школа, 1988. — 150 с.
  20. В. Г- Мотивация поведения личности. М.: Мысль, 1976. — 162с.
  21. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  22. И. Я Вас слушаю. М., 1984.
  23. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-386 с.
  24. А.Л. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис. докт. философ, наук.: ВПА, 1989. 379 с.
  25. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 209 с.
  26. И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: РАО, 1993. — 40 с.
  27. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  28. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. — 297 с.
  29. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. М., 1991. — 162 с.
  30. H.H. Об исследовании восприятия коммуникатора //Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания.1. Краснодар, 1978.
  31. H.H. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. //Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  32. A.A. Психология межличностного общения. Рязань: Ряз. высш. школа МВД, 1994. — 90 с.
  33. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  34. A.A. Изучение зрелого человека важная задача ак-меологической науки. //Труды НИИВО. — М.- 1993, С.5−11.
  35. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  36. A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал.-1993.-№ 5.- С. 34−42.
  37. A.A., Криволап Л. И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям. //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. -Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л.:ЛГУ, 1973.
  38. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. -СПб.: Служба доверия, 1994. 316 с.
  39. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981, С. 159−177.
  40. Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1975, С.142−161.
  41. .С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте. //Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1989.- № 2.
  42. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.- 64с.
  43. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.:Наука, 1994.
  44. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.- 109 с.
  45. А. В. Проблемы психологии развития. М.-1994.
  46. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Наука, 1978.
  47. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Санкт-Петербург, 1999.
  48. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.: МГУ, 1986. -127 с.
  49. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. М., 1992. — 76 с.
  50. В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971.-271 с.
  51. Г. Основы психодиагностики. //Психодиагностика: теория и практика. Сборник статей. М: Прогресс, 1986, С. 4−10.
  52. Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. JL: Лениздат, 0 1980.
  53. А. Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. М.: МО СССР, 1975. — 189 с.
  54. Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. -Ростов-на-Дону, 1995.- 189 с.
  55. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования офицеров. М., 1994. — 53 с.
  56. Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 517 с.
  57. Т. П. К вопросу об эмоциональной социальной децентрации. //Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  58. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.-175с.
  59. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  60. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. — 1985. -№ 4.
  61. A.A., Зазыкин В. Г. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств. М.: ГКТР, 1988.-61 с.
  62. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обеспечения). Нижний Новгород, 1994. — 212 с.
  63. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. второй. М.: РАГС, 1995. — 232 с.
  64. М. Суперкадры. М.: Дело, 1993. — 208 с.
  65. В.П. Отношения личности как психологическая проблема. //Психологические аспекты социальных отношений личности. Рязань, 1981.0 71. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образованиявзрослых в России и США. М., 1994. — 152 с.
  66. A.C. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996.- С. 86−118.
  67. A.C., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М.:РАГС, 1993. — 201 с.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:РАО, 1986. -214с.
  69. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. //Вопросы философии.-1981.- № 12.
  70. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффекттивности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977. — 162 с.
  71. К.Е. Аутосоциометрическая методика. //Социально психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии. — М., 1981.
  72. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Ав-тореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1984.
  73. A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 137 с.
  74. A.A. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: дисс. докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981. -386 с.
  75. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.:РАУ, 1993. — 31 с.
  76. A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологически и профессионально зрелости личности. М., 1995. — 187 с.
  77. A.A., Старовойтенко Е. В., Кривокулинский А. Ю. Реализация ф концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологи
  78. Зеский аспект). М., 1993. -2)А с.
  79. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — С. 20−39.
  80. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. — 71 с.
  81. И.А. Психология общения и развитие личности. //Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  82. Л.М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности. //Социологические исследования.- 1982.- № 4.
  83. В. В. Психологические условия эффективного овладения офицерами управленческой деятельностью: Дис. канд. психол. наук. -М.: ГАВС, 1992. 204 с.
  84. М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 159 с.
  85. Ю. М. Активные методы социально-психологического обучения. Л. .-Наука, 1987. — 144 с.
  86. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1985. Ф
  87. Л. Ф. Психология личности курсанта (слушателя).- В кн. «Психология и педагогика высшей военной школы». //Под ред. А. В. Ба-рабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — С. 117 — 153.
  88. Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе. // Межличностное восприятие в группе.-М., 1984.
  89. Ю.М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности в педагогическом общении. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.-М., 1983.
  90. И.А. Психологические аспекты организации устного пропагандистского общения и формирование социалистической личности. //Прикладные проблемы социальной психологии.-М., 1983.
  91. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии . -М., 1983.
  92. В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. М., 1992. — 59 с.
  93. А. Умение общаться как фактор взаимодейст-вия.//Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом вос-питании.-Таллинн., 1979.
  94. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1990.
  95. КлимовЕ.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. — 400 с.
  96. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. 278 с.
  97. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: МГУ, 1995. — 224 с.
  98. А. Г. Психология личности. М.: Мысль, 1973. — 198 с.
  99. И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности: Автореф. дис. .канд.психол.наук.-М., 1985.
  100. И.Г. Социометрический тест. //Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии.-М., 1981.
  101. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах:
  102. Общие и возрастные особенности).-Минск, 1976.
  103. Я.Л. Психология общения. М., 1974.
  104. Кон И. С. Социология личности.-М., 1967.
  105. Н. И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: дис. канд. психол. наук. М.:ВПА, 1982. — 244 с.
  106. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996. -378 с.
  107. А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. // Вопросы психологии. 1976.-№ 5.
  108. А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений. //Вопр.психологии.-1984.-№ 1.Я
  109. Краткий психологический словарь. //Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  110. A.A. Межличностное оценивание в малых группах.- Ки-ев., 1982
  111. Т.В., Сухарев A.B. Влияние характерологических осо-Ф бенностей личности на динамику профессионального самоопределения.
  112. Вопросы психологии. 1985. — N 1. — С. 86−93.
  113. Н. В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 149 с.
  114. Н. В. Проблема отбора и профессиональной подготовки специалистов в Вузах. Л., 1970. — 143 с.
  115. Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН, 1990.-149 с.
  116. Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: НИЦРТМ, 1993. — 52 с.
  117. О.Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга. //Научные сообщения советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. -М., 1980.
  118. В.Н. Восприятие подростками других людей и себя.-Л., 1972.
  119. Г. М. Психология внутреннего общения. Минск, 1988.
  120. Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность.//Психологические механизмы регуляции социального поведения .-М., 1979.
  121. В.А. Невербальное поведение (социально перцептивный подход).- Ростов-на-Дону, 1986.
  122. Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. — 242 с.
  123. A.A. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  124. A.A. Психология общения. Тарту., 1973.
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 303 с.
  126. . Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода. ф //Психологический журнал. 1987. — № 1. -С. 12−19.
  127. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  128. . Ф. О системном подходе в психологии. //Вопросы психологии, 1975.-№ 2.-С. 31−45.
  129. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  130. .Ф. Общение как проблема общей психологии. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  131. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. //Психологический журнал.-1980.-Т. 1 .-№ 5.
  132. А.Н. Методика исследования эмоциональных коммуникаций в группе. //Сборник научных трудов.Вып.39.-Ярославль, 1975.
  133. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.-М., 1980.
  134. C.B. Методика Т.Лири в исследовании представлений человека о себе и о других.// Методы исследования межличностного вос-питания.-М. 1984.
  135. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
  136. А. Самоактуализация (Психология личности). М., 1982. -* 291с.
  137. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.-М., 1981.
  138. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  139. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, ф 1996. — 445 с.
  140. В. С. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. M., 1986. — 182 с.
  141. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. //Под ред. Андреевой, В. С. Агеева.-М., 1984.
  142. С. Социальная психология. Варшава, 1985.
  143. В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). М.: РАГС, В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  144. В. Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: дис. докт. пед. наук. -М.: РАГС, 1995.-360 с.
  145. В. Г. Основы управленческой подготовки курсантов высших военных командно-инженерных училищ. //Научно-методические материалы Серпуховского ВВКИУ. Серпухов: РВСН, 1995.-С. 62−68.
  146. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989. 213 с.
  147. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. -312 с.
  148. В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.: АПН РСФСР, 1956. — 257 с.
  149. P.C. Методика комплексной многофакторной оценки социШально-психологического климата коллектива.//Актуальные проблемы формирования и воспитания активности.-Рига, 1979.
  150. P.C. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. //Психологическая теория коллектива.-!^., 1979.
  151. P.C. Психология образования. М., 1994.
  152. В.А. и др. Государственная служба Российской Федерации:становление, кадровое обеспечение. -М.: РАУ, 1994. 34 с.
  153. Е.В. О некоторых характеристиках общения между супру-гами.//Семья и формирование личности.-М., 1981.
  154. Р. Особенности межличностного восприятия в международных трудовых коллективах: Автореф. Дис. .канд.психол.наук.-М., 1985
  155. Т. Исследование согласия. //Социология сегодня: Проблемым перспективы.-М.1965.
  156. H.H. Общение в малых группах. //Социальная психология.-Л.-1979.
  157. H.H. Межличностные отношения.-Л., 1979.
  158. Общая психодиагностика.//Под ред. Бодалева A.A. и Столина В. В. -М.: МГУ, 1987.-347 с.
  159. Общение и деятельность. //Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека.-Прага, 1981.
  160. А.П. Стереотипы представления о людях другой этнической группы. //Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества.-М.1983.
  161. Ори Ю.А. О социометрических тестах выбора и перцепции. //Советская педагогика и школа. -Вып.2.-Тарту.-1970.
  162. Основы социально-психологической теории. //Под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: МПА, 1995. — 420 с.
  163. Основы общей и прикладной акмеологии. //Под ред. А. А. Деркача. -М.: РАГС и В, А им. Дзержинского, 1995.-387 с.
  164. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-112с.
  165. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей. //Вопросы психологии .-1974.-№ 2.
  166. В.Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности. //Методы социальной психологии.-Л.1977.
  167. А.И. Психологические исследования проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф.дис.. канд. психол. наук.-М., 1975.
  168. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.
  169. Т.И. Экспериментальная методика исследования способности к децентрации. //Методы исследования межличностного воспита-ния.-М., 1984.
  170. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании.- М., 1983.
  171. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
  172. JI.A. Обратная связь как феномен социально перцептивных процессов в группе. //Межличностное восприятие в группе.-М., 1981.
  173. JI.A. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации социально перцептивных процессов в груп-пе.//Межличностное восприятие в группе.-М., 1981.
  174. JI.A., Соловьева О. В., Обратная связь в межличностном общении. // Вести.Моск.ун-та.-Сер.14.-Психология.-1982.-№ 3.
  175. A.B. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности. //Вопр.психологии.-1975.-№ 2.
  176. A.B. К проблеме диагностики уровня развития межличностных отношений. //Экспериментальные методы исследования личности в коллективе.-Даугавпилс, 1985.
  177. A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. //Вопр.психологии.-1973 .-№ 8.
  178. В.А. Личность в психологии.-М.- Ростов-на-Дону: изд-во Феникс.- 1996.-512с.
  179. И. К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 167 с.
  180. К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979. -218 с.
  181. К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии. //Методология и методы социальной психологии.-М., 1977.
  182. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. //Проблема общения в психологии.-М.1981.
  183. В.И., Федотов Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. //Вопр.психологии.-1984.-№ 3.
  184. Прикладные проблемы социальной психологии. //Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1983. — 296 с.
  185. Проблема общения в психологии. Под ред.Б. Ф. Ломова.-М., 1981.
  186. Психологические механизмы регуляции социального поведения. //Отв. ред. БобневаМ.И., Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1979. 335 с.
  187. Психология формирования и развития личности. //Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — 263 с.
  188. Психология и педагогика управленческой деятельности командира ф- (военного инженера). Часть 1: Психологические проблемы управленческой деятельности. //Под ред. В. В. Кирилина, Л. Н. Уварова. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 230с.
  189. Л.Н. Методика выявления эмоционального состояния как фактора принятия роли в ролевой игре. //Методы исследования межличностного воспитания.-М., 1984.
  190. С. Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — 179 с.
  191. С. Л. Основы общей психологии. 3-е изд. М.: Педагогика, 1989.-432 с.
  192. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.- 194 с. т
  193. В.В., Гузман Р. Я. психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения задач. //Вопр.психологии.-1983.-№ 5.
  194. В. Значение престижности коммуникатора для эффективности речевого воздействия. //Смысловое воспитание речевого сообщения.-М., 1976.
  195. Е.И. Возрастные особенности соотношения, ориентации на самооценку и оценку другими людьми.-М., 1972.
  196. Ш. В. особенности познания людьми друг друга в условиях совместной деятельности (на материале производственных коллективов промышленного предприятия): Автореф. Дис.. канд.психол.наук.1. М., 1980.
  197. З.Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепции и восприятия информации. //Экспериментальная и прикладная психология.Вып.4.-Л., 1971.
  198. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. -М.: РАГС, 1995.- 111 с.
  199. В.М. О природе человеческого общения: (Опыт философского анализа).-Фрунзе., 1974.
  200. О.В. Методика изучения межличностной обратной связи. //Методы исследования межличностного восприятия.-М., 1984.
  201. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  202. О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов): Ав-тореф.дис. .канд.психол.наук.-М., 1985.
  203. С.Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 81 с.
  204. С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-иновационный процесс: модель и метод изучения. //Психология творчества: общая, диференци-альная, прикладная. С. 54−91.
  205. Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
  206. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.—429с.
  207. Указ Президента Российской Федерации от 3.06.1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации».
  208. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации».
  209. Н.Ф. Познание людьми друг друга в совместной деятельности. //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.-М., 1979.
  210. Д.И. Психология развивающейся личности. Москва-^ Воронеж, 1996. 512 с.
  211. Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях.// Мир психологии и психология в мире. 1995. -Ы 2. — С.5−11.
  212. .М. Пути развития средств массовой коммуникации: (Социологические наблюдения).-Л.: ЛГУ, 1977.
  213. Э. Человек для себя. -Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.
  214. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. //Психология межличностного познания.-М., 1981.
  215. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию иннтер-субъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. //Психолого-педагогические проблемы общения.-М., 1979. А
  216. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф.дис. .канд.психол.наук.-М., 1983.
  217. Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией. //Журнал невропатологии и психиатрии им С. С. Корсакова.-1984.-Т.84.-Вып.12.
  218. Л. Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  219. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности. //Проблема общения в пси-хологии.-М., 1981.
  220. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 189 с.
  221. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  222. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. /Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — С.3−18.
  223. Ю.А. Психологические аспекты массовых информационных процессов.-М., 1973.
  224. Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений. //Психологическая теория коллектива.-М., 1979.
  225. Я. Элементарные понятия социологии. -М, 1969.
  226. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы всесоюзной научно-методической конференции. //Под ред. А. В. Петровского, В. А. Петровского.- Даугавпилс, 1985.
  227. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-212с.
  228. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.
  229. A.B. Причинная интерпретация в процессе социального воспитания: автореф. дис. .канд.психол.наук.-М., 1984.
  230. Е.А., Боровикова Н. В. Инновационные технологии социально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — Часть 1. — 288 с.
  231. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.
  232. В.А. Стереотип социальный. //Философский энциклопедический словарь.-М., 1983.
  233. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности. //Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы вос-питания.-М., 1976.
  234. Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности. //Проблема общения в психологии.-М., 1981.
  235. Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности.// Вопр.психологии.-1982.-№ 6.
  236. М.Г. О категориальном аппарате развития психологического знания. //Вопросы психологии. 1973. — N 3. — С. 11−23.
  237. Amir Y. Contact hypothesis in ethnic relations. // Psychol. Bull. 1969. -V. 76.
  238. Arrow K. J. Social choice and individual values. N. Y., 1963.
  239. Atkinson S.W. An introduction to motivation. Prinston. — N.3., 1964. — 360 p.
  240. Bales R. F. Interaction process analyses. Chicago, 1950,1976.
  241. Brown R. Social psychology. N.Y., 1965. — 303 p.
  242. Diab L. N. A study of intergroup and intragroup relations among experimental ly produced small groups. // Genetic psychology monographs, 1970, N82.
  243. Erickson P. Talking down: Some cultural sources of miscommunication in interraccial interview. //Nonverbal behavior: Applications and cultural implications. — N.Y., 1979.
  244. Ewen R.B. Introduction to theories of personality. N.Y., 1980.
  245. Fisher B.A. Small group decision making: Communication and group process.-N. Y., 1979.
  246. Guilford 3.P. Personality. N.Y.: Me. Crow-Hill, 1959.
  247. Hackman J. R., Morris C. G. Group tasks, group interaction process and group performance effectiveness: A review and proposed integration. //Advances in experimental social psychology, v.8. N.Y., 1976.
  248. Hartshotn M., May M.A., Mailer S.B. Studies in the Nature of character: ILStadies in service and self-contral. N.Y.: Wiley, 1929.
  249. Hill G. W. Groups versus individual performance: Are N + 1 heads better then one. //Psychol. Bull. 1982. — V.91.
  250. Inhelder B. Developmental Psychology. //Annual Review of Psychology. 1957.-V.8.
  251. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet E. The peoples choice. N.Y., 1948.
  252. Levine J. M., Stein H. Groupcom: A computer program for investigating social processes in small groups. //Behav. Res. Meth. Instrum. 1978. — V.10.
  253. Nisbett R., Ross L. Human Inferenc: Strategies and shortcoming of social judgement. New Jersey, 1980.
Заполнить форму текущей работой