Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе проведения эксперимента, в котором приняли участие учащиеся общеобразовательных школ № 4 и № 39 г. Саранска в количестве 200 человек. Основные результаты и выводы исследования были изложены автором на научных конференциях в МГУ им. Н. П. Огарева (ХХХУ-ХХХУП Огаревские чтения (2006;2008), Х1-ХШ научные конференции молодых ученых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Психологическое манипулирование и его место в системе общения школьников
    • 1. 2. Структура манипулятивного воздействия
    • 1. 3. Виды манипуляций, актуальные для школьников
    • 1. 4. Причины психологического манипулирования. Последствия манипуляций для школьников
  • 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ШКОЛЬНИКОВ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
    • 2. 1. Система психологической защиты школьников от манипулирования
    • 2. 2. Способы обнаружения манипулятивных воздействий
    • 2. 3. Приемы психологической защиты от манипулирования
    • 2. 4. Необходимость психологической защиты школьников от манипулятивных воздействий
  • 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Исследование поведения школьников в ситуации манипулятивного воздействия
    • 3. 2. Методические подходы к формированию психологической защиты от манипуляций
    • 3. 3. Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников
    • 3. 4. Анализ результатов формирующего эксперимента

Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время понятие манипуляции часто используется в разных значениях в различных сферах общественной жизни: в политике, медицине и искусстве, в рекламной, религиозной и воспитательной деятельности. Одними авторами оно приравнивается к скрытому воздействию (Г. Шиллер), другими рассматривается как одна из его разновидностей (А. Б. Добрович), третьими сводится к обману (А. П. Репьев). В ряде исследований доказывается деструктивность манипуляций. Существует и противоположная точка зрения, согласно которой манипулирование возводится в ранг искусства. Сложилась парадоксальная ситуация: манипулирование применяется практически повсеместно, однако мнения исследователей данного феномена различаются вплоть до полярных. Разработкой проблемы манипулирования как психологического явления занимались такие ученые, как Р. Р. Гарифуллин, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, С. Г. Кара-Мурза, Г. А. Ковалев, Р. Чалдини, В. П. Шейнов и др.

С феноменом манипулирования неразрывно связана проблема психологической защиты от него, или сопротивления личности данной разновидности психологического воздействия. Над разработкой этой проблемы трудились все вышеперечисленные исследователи, а также В. В. Знаков, Е. С. Калмыкова, В. Каппони, Т. Новак, С. Хассеи и др. Как и в случае с манипулированием, по вопросу защиты от него также наблюдается чрезвычайно широкий спектр мнений: от утверждения о необходимости защищаться любой ценой (С. Г. Кара-Мурза) до признания результатов данной защиты еще более деструктивными по сравнению с последствиями манипулирования (И. К. Безменова). Вопросов защищенности детей от психологического манипулирования касались в своих трудах Е. Л. Доценко, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Е. В. Сидоренко, Р. Чалдини,

Э. Шостром и др. Все они подчеркивали, что дети в большей степени, чем взрослые, уязвимы по отношению к манипулятивным воздействиям. Известно, что способы общения с окружающими людьми не даются человеку в готовом виде, они вырабатываются у него либо целенаправленно, в процессе воспитания и обучения, либо стихийно. Поскольку дети обладают небольшим жизненным опытом, который не может обеспечить достаточного уровня психологической защищенности от манипулирования, а в современной системе образования не предусмотрено формирование у них данного качества, возникает необходимость в целенаправленном, специально организованном обучении школьников безопасному поведению в ситуации, когда ими пытаются манипулировать.

Актуальность исследований по данной теме обусловлена рядом противоречий. Манипуляции сознанием и поведением человека — это развитые технологии, которыми пользуются сотни тысяч профессиональных работников (политических, рекламных, религиозных деятелей и т. д.) и практически все люди на непрофессиональном (часто даже на неосознаваемом) уровне, однако в науке не существует целостной систематизированной картины данного феномена (включающей в себя его определение, признаки, структуру, виды и т. д.). п Психологическое манипулирование может представлять опасность для потенциальных адресатов влияния (от чувства дискомфорта до угрозы психическому здоровью и даже жизни), однако проблема психологической защиты от манипулирования является недостаточно разработанной: не создано универсальной системы защиты от манипулирования, обеспечивающей психологическую безопасность субъекта в любой ситуации манипулирования, не выявлены факторы, влияющие на эффективность психологической защиты, и т. д. а Наиболее уязвимыми по отношению к манипулятивным воздействиям (в плане как возможности подвергнуться ему, так и значимости его последствий) являются дети, однако до настоящего времени не разработано качественных методик диагностики и формирования их психологической защиты от данной разновидности психологического воздействия.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования. Манипулятивные воздействия представляют большую опасность для детей, и в частности школьников, однако в нормативных документах, регулирующих процессы обучения и воспитания в современных средних общеобразовательных учебных заведениях, не предусмотрено формирование у них психологической защиты от манипулирования. Стихийное развитие сопротивления данной разновидности воздействия не обеспечивает психологической безопасности учащихся в ситуациях, когда ими пытаются манипулировать. Обоснование возможности формирования психологической защиты школьников от манипулирования в условиях специально организованного обучения и воспитания является актуальной проблемой.

Объект исследования — психологическая защита школьников от манипулирования.

Предметом является формирование психологической защиты от манипу-лятивных воздействий у школьников.

Цель — доказать возможность формирования психологической защиты школьников от манипулирования на основе авторской методики.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

1) провести теоретический анализ проблем манипулирования и психологической защиты от него в контексте системы общения детей школьного возраста;

2) разработать методику диагностики уровня сопротивляемости школьников манипулятивным воздействиям;

3) провести диагностику уровня сопротивляемости манипулятивным воздействиям школьников разных возрастных групп;

4) разработать методику формирования психологической защиты школьников от манипулированиявыделить основные условия, обеспечивающие эффективность формирующих процедур;

5) апробировать разработанную формирующую методику с целью экспериментальной проверки возможности формирования психологической защиты школьников от манипулирования в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Гипотезы исследования.

1. Психологическая защита школьников от манипулирования, развитая стихийно в связи с отсутствием в современной системе обучения и воспитания целенаправленного ее формирования, является недостаточно эффективной и не обеспечивает психологической безопасности детей в ситуациях манипулятив-ных воздействий.

2. Эффективная психологическая защита от манипуляций у школьников может быть сформирована в условиях целенаправленного обучения и воспитания на основе специально разработанной методики.

Теоретической и методологической основой исследования являются: положения Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. У. Хараша и других исследователей в области психологии межличностного общенияп методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблем психологического влияния (С. Андерсен, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Р. Чалдини и др.) и воздействия (Г. А. Балл, М. С. Бургин, Т. С. Ка-баченко, Г. А. Ковалев, К. М. Романов и др.) — а научные достижения ведущих специалистов по проблемам манипулятив-ного воздействия и психологической защиты от него (Р. Р. Гарифуллин,

Г. В. Грачев, Е. JL Доценко, В. В. Знаков, С. Г. Кара-Мурза, Е. В. Сидоренко,

B. П. Шейнов, Г. Шиллер, Э. Шостром и др.) — принципы обучения, разработанные в рамках педагогической и возрастной психологии (А. Бандура, Ю. П. Зинченко, В. С. Мухина, Н. Ф. Талызина, Р. Уолтере, P. JL Хон и др.);

0 методологические рекомендации, разработанные теоретиками и практиками активных методов обучения (Л. Ф. Анн, С, Бишоп, О. В. Горяинова, Ю. Н. Емельянов, Н. В. Калинина, А. Г. Лидере, В. М. Львов, А. С. Прутченков и др.);

0 положения концепции формирования психологической культуры личности (Е. Н. Гришина, И. В. Дубровина, Л. С. Колмогорова, Н. И. Лифинцева,

C. Ю. Печенкина, О. Н. Романова, А. В. Егорова и др.) — а результаты теоретических и практических исследований в области психологического (в том числе деструктивного) влияния на личность школьника и защиты от него (В. Е. Абрамова, Е. Н. Демина, А. Б. Добрович, О. В. Козачек, С. В. Кривцова, Л. О. Пережогин, Д. Снайдер, И. Л. Финько и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социально-психологической литературыметодики изучения уровня развития личностных качеств, влияющих на сопротивление манипулированию («16РБ-опросник» Р. Б. Кеттела и «Самоактуализационный тест (CAT)» Э. Шострома), и авторская методика диагностики психологической защиты школьников от манипулированияэксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — методы статистической обработки данных (критерий t Стьюдента для независимых и зависимых выборок, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена) с применением программы SPSS 16.0 for Windowsметоды эксперт-но-содержательной и конвергентной валидизации.

Научная новизна исследования.

На основе проведенного теоретического анализа проблем манипулирования, психологической защиты от него и выявления значимости этих проблем для детей предложена структура акта манипулятивного воздействия и разработан комплексный алгоритм защиты, обеспечивающий психологическую безопасность личности ребенка на основных этапах данного акта.

Разработана методика диагностики уровня сопротивляемости школьников манипулятивным воздействиям. Установлена его взаимосвязь с такими личностными качествами, способствующими (препятствующими) эффективной защите от манипулирования, как подозрительность (доверчивость), нонконформизм (конформизм) и креативность.

При помощи авторской методики диагностики выявлен низкий уровень сопротивляемости школьников манипулятивным воздействиям, чем подтверждены теоретические положения исследователей данной проблемы о недостаточной эффективности психологической защиты детей от манипулирования, приобретенной в условиях ее стихийного развития.

Разработана методика формирования психологической защиты от манипулирования у школьников как субъектов данной защиты, основанная на авторском алгоритме и представляющая собой совокупность учебных заданий и формирующих процедур, направленных на обеспечение учащихся знаниями о манипулировании и защите от него, формирование умений их использования и воспитание адекватного отношения к фактам манипулирования и защиты от неговыделены условия, обеспечивающие эффективность реализации данной методики в учебно—воспитательном процессе современных общеобразовательных учреждений.

Доказано, что в условиях специально организованного обучения и воспитания на основе авторской методики возможно более эффективное формирование психологической защиты школьников от манипулирования, чем в процессе ее стихийного развития.

Теоретическая значимость исследования состоит: п в систематизации и дополнении имеющихся знаний о психологическом манипулировании и сопротивлении емув создании целостной картины феномена манипулятивного воздействия и системы психологической защиты от него, в выделении их особенностей применительно к школьникамв доказательстве возможности формирования у школьников защиты от манипулирования путем применения разработанной формирующей методики с учетом выявленных условий, обеспечивающих эффективность использования данной методики: проведения диагностики индивидуальных особенностей психологической защиты школьников от манипуляций, учета основных принципов педагогической и возрастной психологии, соблюдения ряда ограничений нравственного характера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в его рамках диагностическая методика может использоваться с целью выявления у школьников разных возрастных групп общего уровня защищенности от манипулирования, а также уязвимости к различным видам манипуляций. Формирующая методика может применяться школьными психологами при работе с учащимися, особенности психологической защиты которых не обеспечивают безопасности в ситуациях манипулирования.

Положения, выносимые на защиту.

1. В современном обществе психологические манипуляции становятся одним из распространенных негативных факторов человеческого бытия, однако имеющихся на сегодняшний день знаний о манипуляциях и сопротивлении им недостаточно для обеспечения психологической безопасности потенциальных объектов манипулирования, в первую очередь детей, являющихся наиболее уязвимыми по отношению к данному виду влияния.

2. Методика диагностики сопротивления школьников манипулятивным воздействиям должна отвечать следующим требованиям: основываться на использовании конкретных жизненных ситуаций, учитывать возрастные особенности детей, ориентироваться на максимально широкий спектр приемов и источников манипулирования.

3. Школьники обладают низким уровнем сопротивляемости манипулятивным воздействиям, поскольку современными системами обучения и воспитания не предусмотрено формирование у детей психологической защиты от манипуляций. Стихийно развитые у учащихся способы защиты не обеспечивают психологической безопасности из-за ограниченности их репертуара, низкого уровня осознаваемости, обобщенности и вербализованности.

4. Формирование психологической защиты школьников от манипулирования возможно на основе методики, отвечающей условиям соответствия основным принципам педагогической и возрастной психологии и соблюдения ряда выделенных нами ограничений: формирование психологической защиты исключительно от межличностных манипуляцийобучение детей только тем способам защиты, которые не могут повредить их общению с окружающимип обучение сопротивлению только тем манипуляциям, которые представляют реальную опасность (в первую очередь исходящим от посторонних взрослых людей) — отказ от формирования у школьников устойчивых навыков психологической защиты, ограничение умениями (исключение — навыки распознавания попыток манипулирования).

Формирующая методика должна быть направлена на обеспечение детей необходимыми знаниями, умениями и воспитание у них адекватного, соотнесенного с нравственными нормами отношения к проблемам манипулирования и защиты от него.

5. Разработанная автором методика обеспечивает более эффективное формирование психологической защиты школьников от манипулирования по сравнению со стихийным ее развитием: в результате ее применения расширяется репертуар используемых детьми приемов защиты, повышается уровень осозна-ваемости, обобщенности и вербализованности данных приемов.

Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе проведения эксперимента, в котором приняли участие учащиеся общеобразовательных школ № 4 и № 39 г. Саранска в количестве 200 человек. Основные результаты и выводы исследования были изложены автором на научных конференциях в МГУ им. Н. П. Огарева (ХХХУ-ХХХУП Огаревские чтения (2006;2008), Х1-ХШ научные конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (20 062 008), Всероссийская научно-практическая конференция «Роль семьи в сохранении языка и традиций мордовского народа» (2008), VI, IX Масловские региональные образовательные чтения (2004, 2007), V, VI Международные научно-практические конференции «Интеграция региональных систем образования» (2006, 2008)), МГПИ им. М. Е. Евсевьева (Всероссийская научно-практическая конференция — Осовские педагогические чтения (2005;2008)) и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Всероссийская научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы» (2009)). Представленные в работе результаты нашли свое отражение в публикациях автора. Основные идеи исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс школ № 4 и № 39 г. Саранска.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 работ общим объемом 3,80 п. л., в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (306 источников, из них на английском языке — 10) и 4 приложений. Текст содержит 15 таблиц и 9 рисунков.

Результаты исследования доказывают правомерность выдвинутых гипотез и выносимых на защиту положений. Они могут найти применение в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности школьных психологов и классных руководителей средних общеобразовательных учреждений, а также преподавателей вузов.

Следует подчеркнуть, что в проведенном исследовании не решался вопрос устойчивости сформированных у подростков приемов психологической защиты от манипулирования. Данный вопрос остается открытым и требует дальнейшей разработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании был осуществлен теоретический анализ проблем манипулирования и психологической защиты от него, исследован вопрос опасности данной разновидности психологического воздействия для детей, разработаны и апробированы на практике методики диагностики уровня сопротивляемости манипулятивным воздействиям и формирования психологической защиты от манипуляций у школьников. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. В современных условиях в связи с расширением возможностей психологического воздействия на потенциальных адресатов манипулирования при помощи средств массовой информации и компьютерных технологий и постоянным совершенствованием мастерства манипуляторов значительно возросла вероятность попадания людей под их влияние. Психологическое манипулирование может причинить вред адресату воздействия (от чувства дискомфорта до угрозы психическому здоровью и даже жизни). В исследовании установлено, что сопротивление манипулированию зависит от множества факторов, в первую очередь от возраста адресата воздействия: чем человек младше, тем меньшим опытом общения с манипуляторами он обладает и тем ниже уровень его защищенности. Наибольшую опасность данная разновидность психологического воздействия представляет для детей, что делает актуальной проблему повышения уровня их сопротивляемости манипулированию.

2. Разработана методика диагностики уровня защищенности школьников от манипулирования, представляющая собой список эпизодов, содержащих ситуации межличностного общения ребенка с инициаторами манипулятивного воздействия (знакомыми и незнакомыми младшими детьми, сверстниками, взрослыми и пожилыми людьми), которые используют по отношению к нему такие приемы манипулирования, как поддразнивание, подзадоривание, демонстрация слабости, клевета, обман и шантаж. Данная методика основывается на учете индивидуальных и возрастных особенностей испытуемых и отвечает следующим требованиям: а) использование конкретных жизненных ситуаций, содержащих манипу-лятивные воздействия и актуальных для данных возрастных группб) участие в качестве главных действующих лиц людей разного возрастав) наличие инициаторов манипулятивного воздействия, занимающих по отношению к детям разные статусные позицииг) использование различных приемов манипулятивного воздействия.

Методика позволяет выявить взаимосвязь уровня сопротивляемости манипулированию с такими личностными качествами, способствующими (препятствующими) эффективной защите от манипулирования, как подозрительность (доверчивость), нонконформизм (конформизм) и креативность.

3. В результате исследования сопротивляемости школьников манипулированию было выявлено, что стихийно развитые способы защиты от него являются недостаточно эффективными и не обеспечивают психологической безопасности детей в ситуациях манипулятивных воздействий в связи с ограниченностью репертуара используемых детьми приемов защиты (из множества возможных реакций на манипуляции школьники могут привести в среднем около 3 вариантов), низким уровнем их осознаваемости (что выражается в неумении отрефлек-сировать применяемые способы защиты), обобщенности (приемы поведения, обеспечивающие психологическую безопасность в ряде ситуаций, используются испытуемыми и в тех ситуациях, где они неуместны) и вербализованности (учащиеся испытывают трудности при обосновании тех или иных своих поступков).

4. Разработана методика повышения уровня сопротивляемости школьников манипулированию, представляющая собой совокупность учебных заданий и формирующих процедур, объединенных в три блока. Первый блок составляют задания, направленные на формирование психологических знаний по проблемам психологического манипулирования и защиты от него (о существовании манипулятивных воздействий и их негативных последствиях, о способах защиты от них и т. д.). Во второй блок вошли задания, направленные на развитие умений применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях (распознавания попыток манипулятивных воздействий, применения безопасных универсальных приемов реагирования и т. д.). Задания третьего блока нацелены на формирование у детей адекватного, соотнесенного с нравственными нормами отношения к фактам манипулирования и защиты от него (как к неоднозначным в нравственном отношении). Выделены условия, обеспечивающие эффективность формирующих процедур: соблюдение основных принципов педагогической и возрастной психологии (опора на индивидуальный жизненный опыт испытуемых, их возрастные и индивидуальные особенности и др.) и ограничений нравственного характера (исключение из репертуара приемов защиты испытуемых агрессивных и манипулятивных реакций и др.).

5. Использование методики формирования психологической защиты школьников от манипулирования, осуществленное в диссертационном исследовании, способствует повышению уровня их защищенности от манипулятивных воздействий, что проявляется в расширении репертуара используемых детьми приемов защиты, повышении показателей осознаваемости, обобщенности и вербализованности данных приемов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Е. Абрамова М., 2001.-29 с.
  2. , Ю. Б. Что такое межличностное общение? Как организовать и провести беседу? Что мешает эффективному общению? / Ю. Б. Алешина, Л. А. Петровская // Хрестоматия по социальной психологии / под ред. Т. В. Ку-тасовой. М., 1994. — С. 25−47.
  3. , Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
  4. , Т. Я. Психологическая безопасность и телевизионная коммуникация / Т. Я. Аникеева // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 416 418.
  5. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. -СПб.: Питер, 2003. 272 с.
  6. , Ю. В. Психологические особенности лиц молодого возраста с опиатной и табачной зависимостью : автореф. дис.. канд. филос. наук: 19.00.04 / Ю. В. Аносова. СПб., 2006. — 19 с.
  7. , А. Ю. К проблеме возрастной периодизации алкоголизма / А. Ю. Антропов // XIII съезд психиатров России: материалы съезда.- М., 2000. С. 227.
  8. , Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, П. Эйкерт. 5-е изд. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 560 с.
  9. , Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Пратканис. Перераб. изд. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
  10. , А. Соционика / А. Аугустинавичюте. М.: Черная Белка, 2008. — 568 с.
  11. , М. И. Социальная манипуляция: Философский анализ Электронный ресурс.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / М. И. Бабюк. -М.: РГБ, 2005. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  12. , Е. В. Информационно-психологическая безопасность / Е. В. Баженова // Психология перед вызовом будущего: материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ, 23−24 ноября 2006 г. М., 2006. — С. 436−437.
  13. , Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажии, Е. А. Голынкина, М. А. Эткинд // Психол. журн. 1984. — № 3. -С. 152−162.
  14. , А. А. Активные методы обучения / А. А. Бадаев. М.: Политиздат, 1986. — 96 с.
  15. , Г. А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопр. психологии. 1994. — № 4. -С. 56−60.
  16. , А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. — С. 55−60.
  17. , В. В. Повышение эффективности антинаркотичнеского воспитания подростков / В. В. Барцалкина. М.: Знание, 1988. — 48 с.
  18. , В. В. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. В. Барцалкина // Общениеи диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. -М., 1987.-С. 133−139.
  19. , А. В. Манипулирование сознанием. Опыт социально-философского анализа: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Баукин. М., 2007. — 17 с.
  20. , А. В. Личностные предпосылки манипулятивного воздействия / А. В. Бедненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2000. -№ 1. — С. 65−67.
  21. , П. У. Секреты влияния на людей / П. У. Бендер — пер. с англ. И. В. Тульчинской. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 317 с.
  22. , Р. Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга / Р. Бендлер, Д. Гриндер. — М.: Флинта, 2000. — 224 с.
  23. , Р. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий / Р. Бендлер, Д. Гриндер. М.: МОДЭК, 2001. — 256 с.
  24. , Р. Создание убеждений / Р. Бендлер. М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 256 с.
  25. , А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук /Березина А. В. М., 2003. — 23 с.
  26. , Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений — Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 480 с.
  27. , Б. Н. Идеология духовного подавления / Б. Н. Бессонов. -М.: Мысль, 1971.-295 с.
  28. , В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-480 с.
  29. , В. С. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков / В. С. Битенский, В. Г. Херсонский // Труды Ленинградского психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева. СПб., 1989.-№ 123.-С. 83−88.
  30. , Н. Р. В помощь директору: какой психолог нужен школе? / Н. Р. Битянова // Вестн. практ. психологии образования. 2006. — № 4 (9). -С. 68−71.
  31. , С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. СПб.: Питер, 2001.208 с.
  32. , Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  33. , А. А. Диалог как форма психологического воздействия / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.- С. 17−27.
  34. , А. В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми / А. В. Болбочану // Вопр. психологии. 2006. — № 4. — С. 63−69.
  35. Большой толковый психологический словарь: пер. с аигл. В 2 т. Т. 1 (А О). — М.: Вече: ACT, 2000. — 592 с.
  36. , Л. В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте (теоретические и практические аспекты) / Л. В. Бондарева, О. В. Козачек. Волгоград: Перемена, 2003. — 108 с.
  37. , M. С. Формирование конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Бондаренко. Калининград, 2002. — 20 с.
  38. , Б. С. Должное неизбежно связано с сущим / Б. С. Братусь // Человек. 1998. -№ 4. — С. 67−75.
  39. , Б. С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? / Б. С. Братусь // Человек. 1998. — № 1. — С. 50−59.
  40. , Д. Искусство психотерапевта / Д. Бюдженталь. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  41. , И. Г. Уроки психологической защиты. Не позволяйте собой манипулировать / И. Г. Вагин. СПб.: Питер, 2001. — 250 с.
  42. , А. И. Стратагемы стратегии войны, манипуляции, обмана / А. И. Воеводин. — 2-е изд., доп. — М.: Белые Альвы, 2002. — 256 с.
  43. Возможна ли нравственная психология?: материалы обсуждения проблемы соотношения психологии и этики // Человек. 1998. — № 2. — С. 44— 56 — № 3. — С. 113−121.
  44. , Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е. Н. Волков // Журн. практ. психолога. 1996. — № 3. — С. 76−82.
  45. , Е. Н. Обманы вокруг нас Электронный ресурс. / Е. Н. Волков // Шк. психолог. 2000. — № 5. — Режим доступа: http://psy. lseptember.ru/.
  46. , Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е. Н. Волков // Журн. практ. психолога. 1996. — № 5. — С. 86−95.
  47. , Д. А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания / Д. А. Волкогонов. 2-е изд., доп. — М.: Воениздат, 1984. — 352 с.
  48. , А. Н. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия Электронный ресурс. / А. Н. Воронин. Режим доступа: http:// www.psylib.ru.
  49. , JI. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  50. , П. Прощай, Карлсон! Электронный ресурс. (Осторожно, манипулятор!) / П. Гавердовская // Мама и малыш. М., 2005. — Режим доступа: http://gaverdovskaya.ru/.
  51. , Ж. Г. Проблема формирования психологической культуры будущего специалиста / Ж. Г. Гаранина // Гуманитарий. — 2003. № 3. — С. 164— 166.
  52. , Ж. Г. Роль психологического воздействия в профессиональной деятельности руководителя / Ж. Г. Гаранина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 76−77.
  53. , Р. Р. Опасные психологические ловушки / Р. Р. Гари-фуллин. М.: Феникс, 2004. — 281 с.
  54. , Р. Р. Психология блефа, манипуляций, иллюзий / Р. Р. Гарифуллин. М.: ACT — Донецк: Сталкер, 2006. — 141 с.
  55. , Р. Р. Энциклопедия блефа. Психология и приемы блефа в различных сферах деятельности. Манипуляционная психология и психотерапия. Добродетельный блеф и оздоровительное заблуждение / Р. Р. Гарифуллин.-Казань: Реноме, 1995. 160 с.
  56. , С. А. Борьба бульдогов под ковром: Секреты влияния на людей / С. А. Гладышев М.: Гранд — ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 511 с.
  57. , С. А. Как выжить в толпе и остаться самим собой / С. А. Гладышев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  58. , Т. И. Методы активного обучения как фактор развития профессионально—педагогического общения / Т. И. Глухова, В. И. Ковалевский // Психология педагогического общения. Кировоград, 1990. — С. 208 209.
  59. , В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В. В. Горбунова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 184 с.
  60. , О. В. Научись манипулировать людьми! Тренинги и ролевые игры / О. В. Горяинова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 253 с.
  61. , Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М.: РАГС, 1998.-125 с.
  62. , Г. В. Манипулирование личностью / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. М.: Эксмо, 2003. — 384 с.
  63. , Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса / Г. В. Грачев // Обществ, науки и современность. 1997. — № 4. -С. 106−114.
  64. , Р. 48 законов власти / Р. Грин — пер. с англ. Е. Я. Мигуновой. -М.: РИПОЛ классик, 2006. 768 с.
  65. , Р. Искусство обольщения для достижения власти / Р. Грин — пер. с англ. Е. Я. Мигуновой. М.: РИПОЛ классик, 2006. — 608 с.
  66. , Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. СПб.: Питер, 2004.-496 с.
  67. , Е. Н. Психологическая культура как основа повышения профессиональной культуры / Е. Н. Гришина // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М., 2000. — С. 5−10.
  68. , А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А. Дворкин. М.: Центр им. св. Иринея Лионского, 1995. — 44 с.
  69. , А. Сектоведение Электронный ресурс.: Тоталитарные секты. Режим доступа: http://www.natahaus.ru/.
  70. , Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральников. Барнаул: Изд-во Ал-тайск. ун-та, 2000. — 123 с.
  71. , В. И. Теневая психология / В. И. Дерюгин. М.: ЭКСМО, 2003.-320 с.
  72. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  73. , А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. 2-е изд. -М.: Знание, 1978. — 144 с.
  74. , С. Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Ц. Дондуков. Хабаровск, 2003. — 24 с.
  75. , С. Г. Система доверительных отношений личности / С. Г. Достовалов // Материалы первой Всероссийской Мегпе^конференции / отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов, 2000 — С. 26−29.
  76. , С. Г. Структура доверия к социальному миру / С. Г. Дос-товалов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000. — С. 100−102.
  77. , Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия / Е. Л. Доценко // Психол. журн. М., 1993. — Т. 14, № 4. — С. 132−138.
  78. , Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции / Е. Л. Доценко //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — М., 1993. -№ 4. — С. 4−10.
  79. , Е. Л. Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения / Е. Л. Доценко. Тюмень: ИПК ПК, 1994. — 107 с.
  80. , Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Изд-во МТЦ ТОО «ЧеРо», 1996.-344 с.
  81. , О. Г. О влиянии общения на социализацию школьников / О. Г. Дунаева // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 102−103.
  82. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.
  83. , Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия / Ю. А. Ермаков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 354 с.
  84. , С. С. Особенности общения подростков в контексте социальной ситуации развития / С. С. Жигалин // Перспективы развития практической психологии: в 2 ч. Шадринск, 2001. — Ч. 2. — С. 138−145.
  85. , Ю. М. Методический анализ исследований неискренности / Ю. М. Жуков, Д. В. Хренов // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 219−230.
  86. , И. В. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / И. В. Журбин // Вопр. психологии. 1990. — № 4. -С. 14−23.
  87. , О. Ю. Межличностная защита в диаде педагог ребенок и ее коррекция Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Ю. Зайцева. — М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  88. , Д. А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния / Д. А. Зарайский. Дубна: Феникс, 1997. — 263 с.
  89. , Н. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия / Н. О. Захарова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.- 1991.-№ 3.-С. 11−17.
  90. Защитные механизмы личности: метод, рекомендации / сост. проф.
  91. B. В. Деларю. Волгоград: ВолгГАСА, 2004. — 48 с.
  92. , X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать / X. фон Зенгер — пер. с нем. — общ. ред., вступ. статья и коммент. В. С. Мяс-никова. М: Эксмо, 2004. — Т. 1. — 512 с. — Т. 2. — 1024 с.
  93. , Ф. Объяснение контроля сознания : экзотические и повседневные манипуляции сознанием / Ф. Зимбардо, С. Андерсен — пер. с англ. Е. Н. Волкова, И. Н. Волковой // Журн. практ. психолога. 2000. — № ½.1. C. 8−34.
  94. , Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе — пер. с англ. Н. Мальгиной, А. Федорова. СПб.: Питер, 2001. -448 с.
  95. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  96. , В. В. Макиавеллизм и феномен вранья / В. В. Знаков // Вопр. психологии. 1999. — № 6. — С. 59−70.
  97. , В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В. В. Знаков // Вопр. психологии 2002 — № 6. — С. 45−54.
  98. , В. В. Макиавеллизм: Психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психол. журн. 2000. — № 5. -С. 16−22.
  99. , В. Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде / В. Е. Иванов // Мир психологии. 2000. — № 2.1. С. 53−54.
  100. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
  101. , JI. М. Социально-психологический тренинг как один из путей повышения компетентности в общении / JI. М. Ильиных // Психология педагогического общения. Кировоград, 1990. — С. 225−226.
  102. , И. А. Культура общения / И. А. Ильяева. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 168 с.
  103. Интересы и потребности современных детей и подростков / под общ. ред. Н. Ю. Синягиной. СПб.: КАРО, 2007. — 144 с.
  104. , Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко // Психол. журн. 1986. — № 4. — С. 11−22.
  105. , Т. С. Методы психологического воздействия : учеб. пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. М.: Пед. о-во России, 2002. — 544 с.
  106. , Т. С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала Электронный ресурс.: автореф. дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.03 / Т. С. Кабаченко. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  107. , Е. С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е. С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988. — С. 63−76.
  108. , В. М. Криминальный гипноз. Примеры психологическо-криминального воздействия / В. М. Кандыба. СПб.: Лань, 2001. — 316 с.
  109. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 197 с.
  110. , В. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. — СПб.: Питер, 1995. — 186 с.
  111. , В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. СПб.: Питер — GRADA Publishing, 2001. — 224 с.
  112. , М. В. Психологическая защита личности от манипулятив-ных воздействий / М. В. Капранова // Российская Федерация: Национальная идентичность и парадигмы развития: Актуальные проблемы современной психологии. М., 2007. — С. 30−37.
  113. , М. В. Психологическая защищенность личности как функция психологической культуры студентов педагогического вуза / М. В. Капранова // Известия Самарского научного центра. 2006 — С. 61−66.
  114. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
  115. , Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Как перестать беспокоиться и начать жить / Д. Карнеги — пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-712 с.
  116. , Д. Б. Половозрастные и тендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / Д. Б. Катунин. М.: РГБ, 2006. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  117. , М. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Коэн, Ч. Цитренбаум. М.: НФ «Класс», 1998. — 192 с.
  118. , Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. М.: Смысл, 2005. — 176 с.
  119. , С. Личная территория: психологическая защита от агрессии и манипулирования / С. Ключников. М.: Беловодье, 2006. — 384 с.
  120. , Г. А. О системе психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1989. — С. 403.
  121. , Г. А. Проблемы психологии общения / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. 1983. — № 4. — С. 171−172.
  122. , Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. — 1987. — № 3. -С. 41−49.
  123. , О. В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / О. В. Козачек. М.: РГБ, 2005. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/
  124. , Т. И. Психологический мир личности и его безопасность / Т. И. Колесникова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 176 с.
  125. , Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пособие для шк. психологов / Л. С. Колмогорова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
  126. , М. Ю. Ложь в общении. Как защитить себя от обмана / Ю. М. Коноваленко. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 96 с.
  127. , М. Ю. О необходимости создания методик обучения распознавания истинной и неистинной информации / М. Ю. Коноваленко // Научный поиск молодых ученых обществу XXI века: сб. науч. тр. студентов и аспирантов. — М., 2001. — С. 126−132.
  128. , М. Ю. Обман в межличностном общении / Ю. М. Коноваленко. М.: РПО — МОСУ, 2000. — 73 с.
  129. , М. Д. Экспериментальная психология / М. Д. Коновалова. М.: Высшее образование, 2006. — 188 с.
  130. Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-624 с.
  131. , Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Академический проект, 2000. — 460 с.
  132. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2001.992 с.
  133. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 512 с.
  134. , С. В. Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога Электронный ресурс. / С. В. Кривцова, И. Л. Финько. Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/14.html.
  135. , С. В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. М.: Генезис, 1997. -192 с.
  136. , В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 1999. — 448 с.
  137. , А. В. Манипуляции общественным сознанием / А. В. Кузуб // Международная конференция «Психология общения — 2000: проблемы и перспективы». М., 2000. — С. 156−157.
  138. , И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера»: «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
  139. , А. Г. Сущность и мировоззренческие границы манипуляции людьми Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. Г. Кулев. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  140. , В. Н. Психология внушения / В. Н. Куликов. Иваново: Иванов, пед. институт, 1988. — 172 с.
  141. , В. Н. Межличностное общение : Учеб. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  142. , Ж. Защита / Ж. Лапланш, Ж. Б. Понталис // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2000. — С. 357−394.
  143. Jle Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: пер. с англ. / Э. Ле Шан. М.: Педагогика, 1990. — 272 с.
  144. , Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. М.: Терра, 2008.272 с.
  145. , А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М.: Академия, 2005. 368 с.
  146. , В. Е. Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение / В. Е. Лепский // Психол. журн. М., 1996. — № 6. — С. 139−145.
  147. , А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2004. — 256 с.
  148. , Т. Технологии изменения сознания в деструктивных культах : пер. с англ. / Т. Лири, М. Стюарт и др. СПб.: Экслибрис, 2002. — 224 с.
  149. , М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  150. , М. Е. Психологическое айкидо : учеб. пособие / М. Е. Лит-вак. Ростов н/Д: Феникс, 2006 — 224 с.
  151. , Н. И. Формирование психологической культуры учителя / Н. И. Лифинцева. М.: Издательство МГУ — Курск: Издательство КГПУ, 2000.-204 с.
  152. , Б. Ф. Психические процессы и общение / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 151—164.
  153. , В. М. К проблеме оценки и формирования ассертивности личности / В. М. Львов, А. В. Ильина, Н. Л. Шлыкова // Проблемы психологии и эргономики. М., 2002. — № 3. — С. 25−28.
  154. , В. Я. Методика преподавания психологии : учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии, гос. ун-тов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 77 с.
  155. , Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. -СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.
  156. , В. В. Современные тенденции вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков / В. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991. -№ 1. — С. 97−98.
  157. Марго л ина, Е. Л. Консультирование педагогов с манипулятивной направленностью в общении // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 182−183.
  158. , А. Психология : пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 1997. — 300 с.
  159. , Л. В. Психологическая безопасность человека в современном информационном пространстве / Л. В. Матвеева // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 435−443.
  160. , А. А. Манипулирование сознанием посредством информационной системы Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.01 / А. А. Мачина. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  161. , К. А. Процесс убеждения : пер. с англ. / К. А. Миллер — под общ. ред. А. Н. Станиславского. М.: Прогресс, 2000. — 285 с.
  162. , А. Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. Н. Михайлов, В. С. Ротенберг // Вопр. психологии. 1990. —№ 5. — С. 106−111.
  163. , П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич, П. Предраг — общ. ред., предисл. и послесл. В. М. Шепеля — сокр. пер. с серб.-хорв. М. Б. Беляковой. М.: Экономика, 1987. — 208 с.
  164. , В. Д. Манипулирование людьми: играем на чувствах / В. Д. Мордачев. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
  165. , А. Надежды и воспоминания : худож. публицистика / А. Мо-руа — пер. с фр. — предисл. Ф. С. Наркирьера и А. Ф. Строева. М.: Прогресс, 1983.-392 с.
  166. , М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти Электронный ресурс. / М. Мосс // Человек. 1992. -№ 6. — Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks2.html.
  167. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
  168. , А. П. Психология стихийного массового поведения : лекции / А. П. Назаретян. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 111 с.
  169. , Н. Б. Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантым поведением / Н. Б. Назарова // Интеграция образования. Саранск, 2009. — № 1. — С. 7−12.
  170. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
  171. , О. Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / О. Р. Онищенко. М.: РГБ, 2005. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  172. , Н. А. Система организации психокоррекционных мероприятий, направленных на ресоциализацию участников деятельности тоталитарных групп / Н. А. Орел. Минск: Международная академия информационных технологий, 2000. — 350 с.
  173. , И. Н. Информационная война и власть / И. Н. Панарин. -М.: Мир безопасности, 2001. 528 с.
  174. , В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В. Н. Панкратов. М.: Феникс, 2006. — 208 с.
  175. , М. Психотехника экзистенциального выбора / М. Папуш. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 544 с.
  176. , Т. И. Целевые функции эгоцентризма в процессе общения / Т. И. Пашукова // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 223−224.
  177. , Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: пер. с англ. / Ф. Перлз. М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
  178. , Т. И. Опыт построения обучающей программы первичной профилактики алкогольных и наркотических проблем среди подростков / Т. И. Петракова // Вопр. наркологии. 1993. — № 3. — С. 64−69.
  179. , Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
  180. , С. Ю. Становление психологической и профессиональной культуры / С. Ю. Печенкина // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М., 2000. — С. 52−55.
  181. Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам: пер. с англ. / А. Пиз. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992. — 218 с.
  182. , А. И. Информационная безопасность в сфере использования сетевых средств массовой коммуникации / А. И. Пирогов. М.: Академический проект, 2003. — 351 с.
  183. , Д. Манипуляция Электронный ресурс. / Д. Писаренко. -Режим доступа: http://www.moles.ee/98/May/09/a-7.html.
  184. , С. И. Спор: О теории и практике спора / С. И. Поварнин. -М.: Флинта: Наука, 2002. 118 с.
  185. , М. В. Личное влияние, манипулирование и власть / М. В. Поголына // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 444−452.
  186. , Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Ю. И. Полищук // Журн. практ. психолога. 1997.-№ 1. — С. 93−97. .
  187. , Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 2000. — 576 с.
  188. , Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр, 2003.-320 с.
  189. Преподавание психологии в школе: учеб-метод, пособие (1П-Х1 классы / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 624 с.
  190. , Е. Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (о некоторых феноменах медиапсихологии) / Е. Е. Пронина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000. — С. 236−238.
  191. , А. С. Свет мой, зеркальце, скажи.: метод, разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, 1996.-144 с.
  192. , А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. М.: Эксмо, 2001. — 640 с.
  193. Психологическая диагностика в системе образования и права ребенка: круглый стол редакции журнала «Человек» и Института человека РАН. // Человек. 2000. — № 6. — С. 67−76 — 2001. — № 1. — С. 74−87.
  194. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях / авт-сост.: М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2009. — 207 с.
  195. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2005. — Т. 1. — 312 с.
  196. Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  197. Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / редкол.: А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -152 с.
  198. Психология зависимости: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 2007. 592 с.
  199. , К. М. Вопросы психологической подготовки специалистов для работы с людьми / К. М. Романов // Психология созидания. Казань, 2000. — Т. 7, вып. 1. — С. 49−50.
  200. , К. М. Основы общей психологии : учеб. пособие / К. М. Романов. Саранск: Издат. центр Ист.-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2008.-368 с.
  201. , К. М. Психологическая культура человека: теоретические основы и методика преподавания / К. М. Романов, О. Н. Романова. Саранск: ООО «Копир», 2007. — 130 с.
  202. , К. М. Формирование психологической культуры младших подростков / К. М. Романов, С. В. Борисова // Акмеология. СПб., 2007. -№ 1.-С. 81−88.
  203. , О. Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей / О. Л. Романова // Вопр. наркологии. 1997. — № 2. — С.67−75.
  204. , О. Н. Формирование психологической культуры младших школьников Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Н. Романова. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  205. , Е. Н. Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий / Е. Н. Руськина // Интеграция образования. Саранск, 2008. — № 2. — С. 55−60.
  206. , Л. И. Психология манипулирования людьми: проблемы и перспективы / Л. И. Рюмшина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 259−260.
  207. , Л. И. Социокультурные предпосылки манипулирования / Л. И. Рюмшина. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1999. — Вып. 4. — С. 115−120.
  208. , Л. И. Проблема формирования продуктивного общения школьников / Л. И. Савва. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 171 с.
  209. , А. И. Индоктринация личности / А. И. Савенков // Развитие личности. 2006. -№ 1. — С. 53−61 — № 2. — С. 46−60.
  210. , В. Н. Социальное проектирование / В. Н. Сагатов-ский // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980.-С. 83−89.
  211. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 656 с.
  212. , В. С. О психологии доверительного общения / В. С. Сафонов // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-С. 264−272.
  213. , И. Ю. Динамика изменения уровня ценностных ориентаций подростков-девиантов // Среднее профессиональное образование. 2008. -№ 11.-С. 63−65.
  214. , Н. И. Психология социального влияния / Н. И. Семеч-кин. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
  215. , В. Практикум манипулятора. Выбор мишени / В. Сергее-чева. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  216. , В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест / В. Сергеечева. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
  217. , Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию / Е. В. Сидоренко // Журн. практ. психолога. 1999. — № 4. — С. 35−52.
  218. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  219. , Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  220. , Т. П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  221. , Т. П. Роль и виды доверия в структуре межличностных отношений / Т. П. Скрипкина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 284−285.
  222. , Д. Курс выживания для подростков : пер. с англ. / Д. Снайдер. -М.: Горизонт, 1995.-208 с.
  223. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. A. JI. Журавлева. М.: Форум — Инфра-М, 2008. — 416 с.
  224. , А. В. Проблема подростковой зависимости в современном мире Электронный ресурс. / А. В. Спирин. Режим доступа: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=l.
  225. , Н. В. Не буду жертвой! Как избавиться от чужого влияния и начать жить своей жизнью / Н. В. Старостина. М.: ACT: Астрель, 2007.-254 с.
  226. Статистика и обработка данных в психологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/.
  227. , С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации / С. А. Сухих // Теоретическая и прикладная лингвистика: межвуз. сб. науч. тр. -Воронеж, 2000. Вып. 2: Язык и социальная среда. — С. 17−20.
  228. , А. Н. Общение и безопасность / А. Н. Сухов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000.-С. 300−301.
  229. , А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. -М.: Академия. 2002. — 256 с.
  230. , В. JI. Ложь как главное оружие информационной войны / В. Л. Сушков // Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. М., 2006. — С. 454−456.
  231. , Р. Манипулирование сознанием / Р. Счастливцев. — М.: ACT — СПб.: Астрель-СПб, 2007. 221 с.
  232. , Р. Средства и способы психологической защиты / Р. Счастливцев. М.: ACT — СПб.: Астрель-СПб, 2007. — 222 с.
  233. , Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. -288 с.
  234. , П. С. Приемы влияния на людей / П. С. Таранов. Симферополь: Таврия, 1995. — 496 с.
  235. , Е. Г. Психологические особенности восприятия межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Товбаз. Комсомольск-на-Амуре: КГПУ, 2001. — 68 с.
  236. , Ж. Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. 2001№ 6. — С. 3−15.
  237. Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.: Речь, 2006. 216 с.
  238. Тридцать способов манипуляции и управления людьми / авт.-сост. Д. И. Дудинский. Минск: Харвест, 2004. — 96 с.
  239. , Л. В. Предупреждение зависимостей у детей и подростков. М.: Генезис, 2007. — 144 с.
  240. , А. В. Сильный всегда прав : Не будь жертвой / А. В. Тумаков. СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  241. , Д. Манипуляции в общении / Д. Устинов // Разумный мир. -2001.- № 6.-С. 21−28.
  242. , К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-288 с.
  243. , Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. M.: ВАКО, 2007. — 256 с.
  244. , JI. Теория когнитивного диссонанса : пер. с англ. -А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.
  245. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А. В. Егоровой, И. М. Кошанова, М. В. Поповой. М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
  246. , С. Эмоциональный шантаж / С. Форуард, Д. Фрейзер — пер. с англ. А. В. Савинова. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. -316 с.
  247. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: ACT, 2005. — 384 с.
  248. , А. Ф. Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04 / А. Ф. Хайрутдинова. Казань, 2006. — 21 с.
  249. , А. У. Личность в общении / А. У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 30−42.
  250. , Б. Когда дети управляют нами / Б. Харрис — пер. с англ. А. Щетининой. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 283 с.
  251. , С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 400 с.
  252. Хон, Р. Л. Педагогическая психология: принципы обучения / Р. Л. Хон. М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
  253. , Э. Не позволяй манипулировать собой! : пер. с нем. / Э. Хофман. М.: ACT: Астрель, 2007. — 256 с.
  254. , А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы / А. М. Цуладзе. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.
  255. , Р. Психология влияния / Р. Чалдини. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
  256. , И. А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. А. Чеснокова. М., 2005. — 28 с.
  257. , Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.11 / Е. В. Чумакова. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
  258. , В. Б. Психология манипулирования / В. Б. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 368 с.
  259. , В. А. Формирование ответственности в системе отношений подростков: тренинговые технологии / В. А. Шапошникова. Новосибирск: НГПУ, 2005. — 124 с.
  260. , С. А. Игротехнологии как манипулятивная методология / С. А. Шаронова // СОЦИС. 2004. — № 1. — С. 98−102.
  261. , В. П. Как управлять другими. Как управлять собой / В. П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996. — 368 с.
  262. , В. П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них / В. П. Шейнов. М.: Ось-89, 2002. — 720 с.
  263. , В. П. Психология обмана и мошенничества / В. П. Шейнов. -М.: ООО «Издательство ACT» — Минск: Харвест, 2001. 512 с.
  264. , Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер — пер. с англ., науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. — 325 с.
  265. , А. В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Шипова. Ставрополь, 2007. — 22 с.
  266. , А. Эристическая диалектика / А. Шопенгауэр // Поли, собр. соч. / Изд. Д. П. Ефимова. М.: Терра — Книжный Клуб — Республика, 2001.- Т. 4.-400 с.
  267. , Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шост-ром — пер. с англ., предисл А. А. Карпенко, А. В. Петровского. Минск: ТПЦ «Полифакт» — М.: Моск. изд. группа, 1992. — 127 с.
  268. , Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации: пер. с англ. / Э. Шостром. М.: Институт психотерапии, 2004. — 192 с.
  269. , В. А. Группа как субъект психологической защиты / В. А. Штроо // Ежегодник Рос. психол. о-ва: Психология сегодня М., 1996. -Т. 2, вып. 2.-С. 14−15.
  270. , В. А. Защитные механизмы: от личности к группе / В. А. Штроо // Вопр. психологии. 1998. — № 4. — С. 54−61.
  271. , В. А. Исследование групповых защитных механизмов / В. А. Штроо // Психол. журн. 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 5−15.
  272. , Ю. В. Искусство избегать обмана / Ю. В. Щербатых. -М.: Эксмо-Пресс, 1999. 285 с.
  273. , Ю. В. Искусство обмана : попул. энцикл. / Ю. В. Щербатых. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 541 с.
  274. , П. Психология лжи / П. Экман — под науч. ред. В. В. Знакова — пер. с англ. Н. Исупова и др. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  275. , А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия / А. Эллис. М.: Феникс, 2008. — 157 с.
  276. , А. Техники манипуляции: распознавание и противодействие / А. Эндмюллер, Т. Вильгельм — пер. с нем. М. Э. Рэш. М.: Омега-Л, 2006. — 144 с.
  277. Этика и психология: уровни сопряжения: круглый стол журнала «Человек» и Института человека РАН. // Человек. 1996. — № 2. — С. 5−21.
  278. Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг. М.: Попурри, 1998.656 с.
  279. Chadwick, A. Responses to Persistant Social Interference / A. Chadwick, R. C. Day // Social Psychology. 1972. — Vol. 86. — P. 241−242.
  280. Crossman, R. H. S. New Fabian Essays / Crossman, R. H. S. L.: Turnstile Press, 1953.-586 p.
  281. Ferguson, T. The Effect of Media Violence on Attitudes, Emotions and Cognitions / T. Ferguson, B. Rule // Journal of Social Issuers. 1986. — № 42. -P. 29−50.
  282. Goodin, R. E. Manipulatory Politics / R. E. Goodin. New Haven: Yale University Press, 1980. — 250 p.
  283. Krech, D. Theory and Problems of Social Psychology / D. Krech, R. S. Crutchfield. N. Y.: McGraw-Hill, 1948. — 560 p.
  284. Proto, L. Who’s Pulling Your Strings? How to Stop Being Manipulated by Your Own Personalities. Wellingborough: Thorsons, 1989. — 144 p.
  285. Riker, W. H. The Art of Political Manipulation / W. H. Riker. New Haven: Yale University Press, 1986. — 156 p.
  286. Robinson, P. W. Manipulating Parents- Tactics Used by Children of All Ages and Ways Parents Can Turn the Tables / P. W. Robinson. L.: Prentice-Hall, 1981.-276 p.
  287. Rudinow, J. Manipulation / J. Rudinow II Ethics. 1978. — Vol. 88. -P. 338−347.
  288. Yohoyama, O. T. Disbelief, Lies and Manipulations in a Transactional Discourse Model I O. T. Yohoyama II Argumentation. 1988. — 2. — P. 133−151.
Заполнить форму текущей работой