Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников
Диссертация
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе проведения эксперимента, в котором приняли участие учащиеся общеобразовательных школ № 4 и № 39 г. Саранска в количестве 200 человек. Основные результаты и выводы исследования были изложены автором на научных конференциях в МГУ им. Н. П. Огарева (ХХХУ-ХХХУП Огаревские чтения (2006;2008), Х1-ХШ научные конференции молодых ученых… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКА
- 1. 1. Психологическое манипулирование и его место в системе общения школьников
- 1. 2. Структура манипулятивного воздействия
- 1. 3. Виды манипуляций, актуальные для школьников
- 1. 4. Причины психологического манипулирования. Последствия манипуляций для школьников
- 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ШКОЛЬНИКОВ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
- 2. 1. Система психологической защиты школьников от манипулирования
- 2. 2. Способы обнаружения манипулятивных воздействий
- 2. 3. Приемы психологической защиты от манипулирования
- 2. 4. Необходимость психологической защиты школьников от манипулятивных воздействий
- 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
- 3. 1. Исследование поведения школьников в ситуации манипулятивного воздействия
- 3. 2. Методические подходы к формированию психологической защиты от манипуляций
- 3. 3. Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников
- 3. 4. Анализ результатов формирующего эксперимента
Список литературы
- Абрамова, В. Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Е. Абрамова М., 2001.-29 с.
- Алешина, Ю. Б. Что такое межличностное общение? Как организовать и провести беседу? Что мешает эффективному общению? / Ю. Б. Алешина, Л. А. Петровская // Хрестоматия по социальной психологии / под ред. Т. В. Ку-тасовой. М., 1994. — С. 25−47.
- Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
- Аникеев, Т. Я. Психологическая безопасность и телевизионная коммуникация / Т. Я. Аникеева // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 416 418.
- Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. -СПб.: Питер, 2003. 272 с.
- Аносова, Ю. В. Психологические особенности лиц молодого возраста с опиатной и табачной зависимостью : автореф. дис.. канд. филос. наук: 19.00.04 / Ю. В. Аносова. СПб., 2006. — 19 с.
- Антропов, А. Ю. К проблеме возрастной периодизации алкоголизма / А. Ю. Антропов // XIII съезд психиатров России: материалы съезда.- М., 2000. С. 227.
- Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, П. Эйкерт. 5-е изд. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 560 с.
- Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Пратканис. Перераб. изд. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
- Аугустинавичюте, А. Соционика / А. Аугустинавичюте. М.: Черная Белка, 2008. — 568 с.
- Бабюк, М. И. Социальная манипуляция: Философский анализ Электронный ресурс.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / М. И. Бабюк. -М.: РГБ, 2005. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Баженова, Е. В. Информационно-психологическая безопасность / Е. В. Баженова // Психология перед вызовом будущего: материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ, 23−24 ноября 2006 г. М., 2006. — С. 436−437.
- Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажии, Е. А. Голынкина, М. А. Эткинд // Психол. журн. 1984. — № 3. -С. 152−162.
- Балаев, А. А. Активные методы обучения / А. А. Бадаев. М.: Политиздат, 1986. — 96 с.
- Балл, Г. А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопр. психологии. 1994. — № 4. -С. 56−60.
- Бандура, А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. — С. 55−60.
- Барцалкина, В. В. Повышение эффективности антинаркотичнеского воспитания подростков / В. В. Барцалкина. М.: Знание, 1988. — 48 с.
- Барцалкина, В. В. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. В. Барцалкина // Общениеи диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. -М., 1987.-С. 133−139.
- Баукин, А. В. Манипулирование сознанием. Опыт социально-философского анализа: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Баукин. М., 2007. — 17 с.
- Бедненко, А. В. Личностные предпосылки манипулятивного воздействия / А. В. Бедненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2000. -№ 1. — С. 65−67.
- Бендер, П. У. Секреты влияния на людей / П. У. Бендер — пер. с англ. И. В. Тульчинской. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 317 с.
- Бендлер, Р. Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга / Р. Бендлер, Д. Гриндер. — М.: Флинта, 2000. — 224 с.
- Бендлер, Р. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий / Р. Бендлер, Д. Гриндер. М.: МОДЭК, 2001. — 256 с.
- Бендлер, Р. Создание убеждений / Р. Бендлер. М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 256 с.
- Березина, А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук /Березина А. В. М., 2003. — 23 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений — Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 480 с.
- Бессонов, Б. Н. Идеология духовного подавления / Б. Н. Бессонов. -М.: Мысль, 1971.-295 с.
- Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-480 с.
- Битенский, В. С. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков / В. С. Битенский, В. Г. Херсонский // Труды Ленинградского психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева. СПб., 1989.-№ 123.-С. 83−88.
- Битянова, Н. Р. В помощь директору: какой психолог нужен школе? / Н. Р. Битянова // Вестн. практ. психологии образования. 2006. — № 4 (9). -С. 68−71.
- Бишоп, С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. СПб.: Питер, 2001.208 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Бодалев, А. А. Диалог как форма психологического воздействия / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.- С. 17−27.
- Болбочану, А. В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми / А. В. Болбочану // Вопр. психологии. 2006. — № 4. — С. 63−69.
- Большой толковый психологический словарь: пер. с аигл. В 2 т. Т. 1 (А О). — М.: Вече: ACT, 2000. — 592 с.
- Бондарева, Л. В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте (теоретические и практические аспекты) / Л. В. Бондарева, О. В. Козачек. Волгоград: Перемена, 2003. — 108 с.
- Бондаренко, M. С. Формирование конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Бондаренко. Калининград, 2002. — 20 с.
- Братусь, Б. С. Должное неизбежно связано с сущим / Б. С. Братусь // Человек. 1998. -№ 4. — С. 67−75.
- Братусь, Б. С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? / Б. С. Братусь // Человек. 1998. — № 1. — С. 50−59.
- Бюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бюдженталь. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Вагин, И. Г. Уроки психологической защиты. Не позволяйте собой манипулировать / И. Г. Вагин. СПб.: Питер, 2001. — 250 с.
- Воеводин, А. И. Стратагемы стратегии войны, манипуляции, обмана / А. И. Воеводин. — 2-е изд., доп. — М.: Белые Альвы, 2002. — 256 с.
- Возможна ли нравственная психология?: материалы обсуждения проблемы соотношения психологии и этики // Человек. 1998. — № 2. — С. 44— 56 — № 3. — С. 113−121.
- Волков, Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е. Н. Волков // Журн. практ. психолога. 1996. — № 3. — С. 76−82.
- Волков, Е. Н. Обманы вокруг нас Электронный ресурс. / Е. Н. Волков // Шк. психолог. 2000. — № 5. — Режим доступа: http://psy. lseptember.ru/.
- Волков, Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е. Н. Волков // Журн. практ. психолога. 1996. — № 5. — С. 86−95.
- Волкогонов, Д. А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания / Д. А. Волкогонов. 2-е изд., доп. — М.: Воениздат, 1984. — 352 с.
- Воронин, А. Н. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия Электронный ресурс. / А. Н. Воронин. Режим доступа: http:// www.psylib.ru.
- Выготский, JI. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Гавердовская, П. Прощай, Карлсон! Электронный ресурс. (Осторожно, манипулятор!) / П. Гавердовская // Мама и малыш. М., 2005. — Режим доступа: http://gaverdovskaya.ru/.
- Гаранина, Ж. Г. Проблема формирования психологической культуры будущего специалиста / Ж. Г. Гаранина // Гуманитарий. — 2003. № 3. — С. 164— 166.
- Гаранина, Ж. Г. Роль психологического воздействия в профессиональной деятельности руководителя / Ж. Г. Гаранина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 76−77.
- Гарифуллин, Р. Р. Опасные психологические ловушки / Р. Р. Гари-фуллин. М.: Феникс, 2004. — 281 с.
- Гарифуллин, Р. Р. Психология блефа, манипуляций, иллюзий / Р. Р. Гарифуллин. М.: ACT — Донецк: Сталкер, 2006. — 141 с.
- Гарифуллин, Р. Р. Энциклопедия блефа. Психология и приемы блефа в различных сферах деятельности. Манипуляционная психология и психотерапия. Добродетельный блеф и оздоровительное заблуждение / Р. Р. Гарифуллин.-Казань: Реноме, 1995. 160 с.
- Гладышев, С. А. Борьба бульдогов под ковром: Секреты влияния на людей / С. А. Гладышев М.: Гранд — ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 511 с.
- Гладышев, С. А. Как выжить в толпе и остаться самим собой / С. А. Гладышев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
- Глухова, Т. И. Методы активного обучения как фактор развития профессионально—педагогического общения / Т. И. Глухова, В. И. Ковалевский // Психология педагогического общения. Кировоград, 1990. — С. 208 209.
- Горбунова, В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В. В. Горбунова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 184 с.
- Горяинова, О. В. Научись манипулировать людьми! Тренинги и ролевые игры / О. В. Горяинова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 253 с.
- Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М.: РАГС, 1998.-125 с.
- Грачев, Г. В. Манипулирование личностью / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. М.: Эксмо, 2003. — 384 с.
- Грачев, Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса / Г. В. Грачев // Обществ, науки и современность. 1997. — № 4. -С. 106−114.
- Грин, Р. 48 законов власти / Р. Грин — пер. с англ. Е. Я. Мигуновой. -М.: РИПОЛ классик, 2006. 768 с.
- Грин, Р. Искусство обольщения для достижения власти / Р. Грин — пер. с англ. Е. Я. Мигуновой. М.: РИПОЛ классик, 2006. — 608 с.
- Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. СПб.: Питер, 2004.-496 с.
- Гришина, Е. Н. Психологическая культура как основа повышения профессиональной культуры / Е. Н. Гришина // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М., 2000. — С. 5−10.
- Дворкин, А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А. Дворкин. М.: Центр им. св. Иринея Лионского, 1995. — 44 с.
- Дворкин, А. Сектоведение Электронный ресурс.: Тоталитарные секты. Режим доступа: http://www.natahaus.ru/.
- Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральников. Барнаул: Изд-во Ал-тайск. ун-та, 2000. — 123 с.
- Дерюгин, В. И. Теневая психология / В. И. Дерюгин. М.: ЭКСМО, 2003.-320 с.
- Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. 2-е изд. -М.: Знание, 1978. — 144 с.
- Дондуков, С. Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Ц. Дондуков. Хабаровск, 2003. — 24 с.
- Достовалов, С. Г. Система доверительных отношений личности / С. Г. Достовалов // Материалы первой Всероссийской Мегпе^конференции / отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов, 2000 — С. 26−29.
- Достовалов, С. Г. Структура доверия к социальному миру / С. Г. Дос-товалов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000. — С. 100−102.
- Доценко, Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия / Е. Л. Доценко // Психол. журн. М., 1993. — Т. 14, № 4. — С. 132−138.
- Доценко, Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции / Е. Л. Доценко //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — М., 1993. -№ 4. — С. 4−10.
- Доценко, Е. Л. Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения / Е. Л. Доценко. Тюмень: ИПК ПК, 1994. — 107 с.
- Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Изд-во МТЦ ТОО «ЧеРо», 1996.-344 с.
- Дунаева, О. Г. О влиянии общения на социализацию школьников / О. Г. Дунаева // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 102−103.
- Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.
- Ермаков, Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия / Ю. А. Ермаков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 354 с.
- Жигалин, С. С. Особенности общения подростков в контексте социальной ситуации развития / С. С. Жигалин // Перспективы развития практической психологии: в 2 ч. Шадринск, 2001. — Ч. 2. — С. 138−145.
- Жуков, Ю. М. Методический анализ исследований неискренности / Ю. М. Жуков, Д. В. Хренов // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 219−230.
- Журбин, И. В. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / И. В. Журбин // Вопр. психологии. 1990. — № 4. -С. 14−23.
- Зайцева, О. Ю. Межличностная защита в диаде педагог ребенок и ее коррекция Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Ю. Зайцева. — М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Зарайский, Д. А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния / Д. А. Зарайский. Дубна: Феникс, 1997. — 263 с.
- Захарова, Н. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия / Н. О. Захарова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.- 1991.-№ 3.-С. 11−17.
- Защитные механизмы личности: метод, рекомендации / сост. проф.
- B. В. Деларю. Волгоград: ВолгГАСА, 2004. — 48 с.
- Зенгер, X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать / X. фон Зенгер — пер. с нем. — общ. ред., вступ. статья и коммент. В. С. Мяс-никова. М: Эксмо, 2004. — Т. 1. — 512 с. — Т. 2. — 1024 с.
- Зимбардо, Ф. Объяснение контроля сознания : экзотические и повседневные манипуляции сознанием / Ф. Зимбардо, С. Андерсен — пер. с англ. Е. Н. Волкова, И. Н. Волковой // Журн. практ. психолога. 2000. — № ½.1. C. 8−34.
- Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе — пер. с англ. Н. Мальгиной, А. Федорова. СПб.: Питер, 2001. -448 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Знаков, В. В. Макиавеллизм и феномен вранья / В. В. Знаков // Вопр. психологии. 1999. — № 6. — С. 59−70.
- Знаков, В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В. В. Знаков // Вопр. психологии 2002 — № 6. — С. 45−54.
- Знаков, В. В. Макиавеллизм: Психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психол. журн. 2000. — № 5. -С. 16−22.
- Иванов, В. Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде / В. Е. Иванов // Мир психологии. 2000. — № 2.1. С. 53−54.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
- Ильиных, JI. М. Социально-психологический тренинг как один из путей повышения компетентности в общении / JI. М. Ильиных // Психология педагогического общения. Кировоград, 1990. — С. 225−226.
- Ильяева, И. А. Культура общения / И. А. Ильяева. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 168 с.
- Интересы и потребности современных детей и подростков / под общ. ред. Н. Ю. Синягиной. СПб.: КАРО, 2007. — 144 с.
- Кабаченко, Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко // Психол. журн. 1986. — № 4. — С. 11−22.
- Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия : учеб. пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. М.: Пед. о-во России, 2002. — 544 с.
- Кабаченко, Т. С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала Электронный ресурс.: автореф. дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.03 / Т. С. Кабаченко. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Калмыкова, Е. С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е. С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988. — С. 63−76.
- Кандыба, В. М. Криминальный гипноз. Примеры психологическо-криминального воздействия / В. М. Кандыба. СПб.: Лань, 2001. — 316 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 197 с.
- Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. — СПб.: Питер, 1995. — 186 с.
- Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. СПб.: Питер — GRADA Publishing, 2001. — 224 с.
- Капранова, М. В. Психологическая защита личности от манипулятив-ных воздействий / М. В. Капранова // Российская Федерация: Национальная идентичность и парадигмы развития: Актуальные проблемы современной психологии. М., 2007. — С. 30−37.
- Капранова, М. В. Психологическая защищенность личности как функция психологической культуры студентов педагогического вуза / М. В. Капранова // Известия Самарского научного центра. 2006 — С. 61−66.
- Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
- Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Как перестать беспокоиться и начать жить / Д. Карнеги — пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-712 с.
- Катунин, Д. Б. Половозрастные и тендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / Д. Б. Катунин. М.: РГБ, 2006. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Кинг, М. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Коэн, Ч. Цитренбаум. М.: НФ «Класс», 1998. — 192 с.
- Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. М.: Смысл, 2005. — 176 с.
- Ключников, С. Личная территория: психологическая защита от агрессии и манипулирования / С. Ключников. М.: Беловодье, 2006. — 384 с.
- Ковалев, Г. А. О системе психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1989. — С. 403.
- Ковалев, Г. А. Проблемы психологии общения / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. 1983. — № 4. — С. 171−172.
- Ковалев, Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. — 1987. — № 3. -С. 41−49.
- Козачек, О. В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / О. В. Козачек. М.: РГБ, 2005. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/
- Колесникова, Т. И. Психологический мир личности и его безопасность / Т. И. Колесникова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 176 с.
- Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пособие для шк. психологов / Л. С. Колмогорова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 360 с.
- Коноваленко, М. Ю. Ложь в общении. Как защитить себя от обмана / Ю. М. Коноваленко. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 96 с.
- Коноваленко, М. Ю. О необходимости создания методик обучения распознавания истинной и неистинной информации / М. Ю. Коноваленко // Научный поиск молодых ученых обществу XXI века: сб. науч. тр. студентов и аспирантов. — М., 2001. — С. 126−132.
- Коноваленко, М. Ю. Обман в межличностном общении / Ю. М. Коноваленко. М.: РПО — МОСУ, 2000. — 73 с.
- Коновалова, М. Д. Экспериментальная психология / М. Д. Коновалова. М.: Высшее образование, 2006. — 188 с.
- Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-624 с.
- Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Академический проект, 2000. — 460 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2001.992 с.
- Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 512 с.
- Кривцова, С. В. Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога Электронный ресурс. / С. В. Кривцова, И. Л. Финько. Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/14.html.
- Кривцова, С. В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. М.: Генезис, 1997. -192 с.
- Крысько, В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 1999. — 448 с.
- Кузуб, А. В. Манипуляции общественным сознанием / А. В. Кузуб // Международная конференция «Психология общения — 2000: проблемы и перспективы». М., 2000. — С. 156−157.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера»: «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
- Кулев, А. Г. Сущность и мировоззренческие границы манипуляции людьми Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. Г. Кулев. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Куликов, В. Н. Психология внушения / В. Н. Куликов. Иваново: Иванов, пед. институт, 1988. — 172 с.
- Куницина, В. Н. Межличностное общение : Учеб. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Лапланш, Ж. Защита / Ж. Лапланш, Ж. Б. Понталис // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2000. — С. 357−394.
- Jle Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: пер. с англ. / Э. Ле Шан. М.: Педагогика, 1990. — 272 с.
- Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. М.: Терра, 2008.272 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М.: Академия, 2005. 368 с.
- Лепский, В. Е. Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение / В. Е. Лепский // Психол. журн. М., 1996. — № 6. — С. 139−145.
- Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2004. — 256 с.
- Лири, Т. Технологии изменения сознания в деструктивных культах : пер. с англ. / Т. Лири, М. Стюарт и др. СПб.: Экслибрис, 2002. — 224 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
- Литвак, М. Е. Психологическое айкидо : учеб. пособие / М. Е. Лит-вак. Ростов н/Д: Феникс, 2006 — 224 с.
- Лифинцева, Н. И. Формирование психологической культуры учителя / Н. И. Лифинцева. М.: Издательство МГУ — Курск: Издательство КГПУ, 2000.-204 с.
- Ломов, Б. Ф. Психические процессы и общение / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 151—164.
- Львов, В. М. К проблеме оценки и формирования ассертивности личности / В. М. Львов, А. В. Ильина, Н. Л. Шлыкова // Проблемы психологии и эргономики. М., 2002. — № 3. — С. 25−28.
- Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии : учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии, гос. ун-тов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 77 с.
- Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. -СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.
- Макаров, В. В. Современные тенденции вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков / В. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991. -№ 1. — С. 97−98.
- Марго л ина, Е. Л. Консультирование педагогов с манипулятивной направленностью в общении // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 182−183.
- Маслоу, А. Психология : пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 1997. — 300 с.
- Матвеева, Л. В. Психологическая безопасность человека в современном информационном пространстве / Л. В. Матвеева // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 435−443.
- Мачина, А. А. Манипулирование сознанием посредством информационной системы Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.01 / А. А. Мачина. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Миллер, К. А. Процесс убеждения : пер. с англ. / К. А. Миллер — под общ. ред. А. Н. Станиславского. М.: Прогресс, 2000. — 285 с.
- Михайлов, А. Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. Н. Михайлов, В. С. Ротенберг // Вопр. психологии. 1990. —№ 5. — С. 106−111.
- Мицич, П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич, П. Предраг — общ. ред., предисл. и послесл. В. М. Шепеля — сокр. пер. с серб.-хорв. М. Б. Беляковой. М.: Экономика, 1987. — 208 с.
- Мордачев, В. Д. Манипулирование людьми: играем на чувствах / В. Д. Мордачев. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
- Моруа, А. Надежды и воспоминания : худож. публицистика / А. Мо-руа — пер. с фр. — предисл. Ф. С. Наркирьера и А. Ф. Строева. М.: Прогресс, 1983.-392 с.
- Мосс, М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти Электронный ресурс. / М. Мосс // Человек. 1992. -№ 6. — Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks2.html.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
- Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения : лекции / А. П. Назаретян. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 111 с.
- Назарова, Н. Б. Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантым поведением / Н. Б. Назарова // Интеграция образования. Саранск, 2009. — № 1. — С. 7−12.
- Наеледов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
- Онищенко, О. Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / О. Р. Онищенко. М.: РГБ, 2005. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Орел, Н. А. Система организации психокоррекционных мероприятий, направленных на ресоциализацию участников деятельности тоталитарных групп / Н. А. Орел. Минск: Международная академия информационных технологий, 2000. — 350 с.
- Панарин, И. Н. Информационная война и власть / И. Н. Панарин. -М.: Мир безопасности, 2001. 528 с.
- Панкратов, В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В. Н. Панкратов. М.: Феникс, 2006. — 208 с.
- Папуш, М. Психотехника экзистенциального выбора / М. Папуш. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 544 с.
- Пашукова, Т. И. Целевые функции эгоцентризма в процессе общения / Т. И. Пашукова // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 223−224.
- Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: пер. с англ. / Ф. Перлз. М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
- Петракова, Т. И. Опыт построения обучающей программы первичной профилактики алкогольных и наркотических проблем среди подростков / Т. И. Петракова // Вопр. наркологии. 1993. — № 3. — С. 64−69.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
- Печенкина, С. Ю. Становление психологической и профессиональной культуры / С. Ю. Печенкина // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М., 2000. — С. 52−55.
- Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам: пер. с англ. / А. Пиз. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992. — 218 с.
- Пирогов, А. И. Информационная безопасность в сфере использования сетевых средств массовой коммуникации / А. И. Пирогов. М.: Академический проект, 2003. — 351 с.
- Писаренко, Д. Манипуляция Электронный ресурс. / Д. Писаренко. -Режим доступа: http://www.moles.ee/98/May/09/a-7.html.
- Поварнин, С. И. Спор: О теории и практике спора / С. И. Поварнин. -М.: Флинта: Наука, 2002. 118 с.
- Поголына, М. В. Личное влияние, манипулирование и власть / М. В. Поголына // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. — М., 2006. — С. 444−452.
- Полищук, Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Ю. И. Полищук // Журн. практ. психолога. 1997.-№ 1. — С. 93−97. .
- Почепцов, Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 2000. — 576 с.
- Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр, 2003.-320 с.
- Преподавание психологии в школе: учеб-метод, пособие (1П-Х1 классы / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 624 с.
- Пронина, Е. Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (о некоторых феноменах медиапсихологии) / Е. Е. Пронина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000. — С. 236−238.
- Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи.: метод, разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, 1996.-144 с.
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. М.: Эксмо, 2001. — 640 с.
- Психологическая диагностика в системе образования и права ребенка: круглый стол редакции журнала «Человек» и Института человека РАН. // Человек. 2000. — № 6. — С. 67−76 — 2001. — № 1. — С. 74−87.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях / авт-сост.: М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2009. — 207 с.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2005. — Т. 1. — 312 с.
- Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
- Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб. науч. тр. / редкол.: А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -152 с.
- Психология зависимости: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 2007. 592 с.
- Романов, К. М. Вопросы психологической подготовки специалистов для работы с людьми / К. М. Романов // Психология созидания. Казань, 2000. — Т. 7, вып. 1. — С. 49−50.
- Романов, К. М. Основы общей психологии : учеб. пособие / К. М. Романов. Саранск: Издат. центр Ист.-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2008.-368 с.
- Романов, К. М. Психологическая культура человека: теоретические основы и методика преподавания / К. М. Романов, О. Н. Романова. Саранск: ООО «Копир», 2007. — 130 с.
- Романов, К. М. Формирование психологической культуры младших подростков / К. М. Романов, С. В. Борисова // Акмеология. СПб., 2007. -№ 1.-С. 81−88.
- Романова, О. Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей / О. Л. Романова // Вопр. наркологии. 1997. — № 2. — С.67−75.
- Романова, О. Н. Формирование психологической культуры младших школьников Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Н. Романова. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Руськина, Е. Н. Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий / Е. Н. Руськина // Интеграция образования. Саранск, 2008. — № 2. — С. 55−60.
- Рюмшина, Л. И. Психология манипулирования людьми: проблемы и перспективы / Л. И. Рюмшина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 259−260.
- Рюмшина, Л. И. Социокультурные предпосылки манипулирования / Л. И. Рюмшина. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1999. — Вып. 4. — С. 115−120.
- Савва, Л. И. Проблема формирования продуктивного общения школьников / Л. И. Савва. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 171 с.
- Савенков, А. И. Индоктринация личности / А. И. Савенков // Развитие личности. 2006. -№ 1. — С. 53−61 — № 2. — С. 46−60.
- Сагатовский, В. Н. Социальное проектирование / В. Н. Сагатов-ский // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980.-С. 83−89.
- Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 656 с.
- Сафонов, В. С. О психологии доверительного общения / В. С. Сафонов // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-С. 264−272.
- Селина, И. Ю. Динамика изменения уровня ценностных ориентаций подростков-девиантов // Среднее профессиональное образование. 2008. -№ 11.-С. 63−65.
- Семечкин, Н. И. Психология социального влияния / Н. И. Семеч-кин. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
- Сергеечева, В. Практикум манипулятора. Выбор мишени / В. Сергее-чева. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Сергеечева, В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест / В. Сергеечева. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
- Сидоренко, Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию / Е. В. Сидоренко // Журн. практ. психолога. 1999. — № 4. — С. 35−52.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
- Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
- Скрипкина, Т. П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
- Скрипкина, Т. П. Роль и виды доверия в структуре межличностных отношений / Т. П. Скрипкина // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». — М., 2000. — С. 284−285.
- Снайдер, Д. Курс выживания для подростков : пер. с англ. / Д. Снайдер. -М.: Горизонт, 1995.-208 с.
- Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. A. JI. Журавлева. М.: Форум — Инфра-М, 2008. — 416 с.
- Спирин, А. В. Проблема подростковой зависимости в современном мире Электронный ресурс. / А. В. Спирин. Режим доступа: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=l.
- Старостина, Н. В. Не буду жертвой! Как избавиться от чужого влияния и начать жить своей жизнью / Н. В. Старостина. М.: ACT: Астрель, 2007.-254 с.
- Статистика и обработка данных в психологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/.
- Сухих, С. А. Механизмы манипулятивной коммуникации / С. А. Сухих // Теоретическая и прикладная лингвистика: межвуз. сб. науч. тр. -Воронеж, 2000. Вып. 2: Язык и социальная среда. — С. 17−20.
- Сухов, А. Н. Общение и безопасность / А. Н. Сухов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». -М., 2000.-С. 300−301.
- Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. -М.: Академия. 2002. — 256 с.
- Сушков, В. JI. Ложь как главное оружие информационной войны / В. Л. Сушков // Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конференции, 19−21 октября 2006 г. М., 2006. — С. 454−456.
- Счастливцев, Р. Манипулирование сознанием / Р. Счастливцев. — М.: ACT — СПб.: Астрель-СПб, 2007. 221 с.
- Счастливцев, Р. Средства и способы психологической защиты / Р. Счастливцев. М.: ACT — СПб.: Астрель-СПб, 2007. — 222 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. -288 с.
- Таранов, П. С. Приемы влияния на людей / П. С. Таранов. Симферополь: Таврия, 1995. — 496 с.
- Товбаз, Е. Г. Психологические особенности восприятия межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Товбаз. Комсомольск-на-Амуре: КГПУ, 2001. — 68 с.
- Тощенко, Ж. Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. 2001№ 6. — С. 3−15.
- Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.: Речь, 2006. 216 с.
- Тридцать способов манипуляции и управления людьми / авт.-сост. Д. И. Дудинский. Минск: Харвест, 2004. — 96 с.
- Трубицына, Л. В. Предупреждение зависимостей у детей и подростков. М.: Генезис, 2007. — 144 с.
- Тукмаков, А. В. Сильный всегда прав : Не будь жертвой / А. В. Тумаков. СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
- Устинов, Д. Манипуляции в общении / Д. Устинов // Разумный мир. -2001.- № 6.-С. 21−28.
- Фабри, К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-288 с.
- Фалькович, Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. M.: ВАКО, 2007. — 256 с.
- Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса : пер. с англ. -А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.
- Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А. В. Егоровой, И. М. Кошанова, М. В. Поповой. М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
- Форуард, С. Эмоциональный шантаж / С. Форуард, Д. Фрейзер — пер. с англ. А. В. Савинова. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. -316 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: ACT, 2005. — 384 с.
- Хайрутдинова, А. Ф. Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04 / А. Ф. Хайрутдинова. Казань, 2006. — 21 с.
- Хараш, А. У. Личность в общении / А. У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 30−42.
- Харрис, Б. Когда дети управляют нами / Б. Харрис — пер. с англ. А. Щетининой. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 283 с.
- Хассен, С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 400 с.
- Хон, Р. Л. Педагогическая психология: принципы обучения / Р. Л. Хон. М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
- Хофман, Э. Не позволяй манипулировать собой! : пер. с нем. / Э. Хофман. М.: ACT: Астрель, 2007. — 256 с.
- Цуладзе, А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы / А. М. Цуладзе. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
- Чеснокова, И. А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. А. Чеснокова. М., 2005. — 28 с.
- Чумакова, Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия Электронный ресурс.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.11 / Е. В. Чумакова. М.: РГБ, 2003. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/.
- Шапарь, В. Б. Психология манипулирования / В. Б. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 368 с.
- Шапошникова, В. А. Формирование ответственности в системе отношений подростков: тренинговые технологии / В. А. Шапошникова. Новосибирск: НГПУ, 2005. — 124 с.
- Шаронова, С. А. Игротехнологии как манипулятивная методология / С. А. Шаронова // СОЦИС. 2004. — № 1. — С. 98−102.
- Шейнов, В. П. Как управлять другими. Как управлять собой / В. П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996. — 368 с.
- Шейнов, В. П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них / В. П. Шейнов. М.: Ось-89, 2002. — 720 с.
- Шейнов, В. П. Психология обмана и мошенничества / В. П. Шейнов. -М.: ООО «Издательство ACT» — Минск: Харвест, 2001. 512 с.
- Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер — пер. с англ., науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. — 325 с.
- Шипова, А. В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Шипова. Ставрополь, 2007. — 22 с.
- Шопенгауэр, А. Эристическая диалектика / А. Шопенгауэр // Поли, собр. соч. / Изд. Д. П. Ефимова. М.: Терра — Книжный Клуб — Республика, 2001.- Т. 4.-400 с.
- Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шост-ром — пер. с англ., предисл А. А. Карпенко, А. В. Петровского. Минск: ТПЦ «Полифакт» — М.: Моск. изд. группа, 1992. — 127 с.
- Шостром, Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации: пер. с англ. / Э. Шостром. М.: Институт психотерапии, 2004. — 192 с.
- Штроо, В. А. Группа как субъект психологической защиты / В. А. Штроо // Ежегодник Рос. психол. о-ва: Психология сегодня М., 1996. -Т. 2, вып. 2.-С. 14−15.
- Штроо, В. А. Защитные механизмы: от личности к группе / В. А. Штроо // Вопр. психологии. 1998. — № 4. — С. 54−61.
- Штроо, В. А. Исследование групповых защитных механизмов / В. А. Штроо // Психол. журн. 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 5−15.
- Щербатых, Ю. В. Искусство избегать обмана / Ю. В. Щербатых. -М.: Эксмо-Пресс, 1999. 285 с.
- Щербатых, Ю. В. Искусство обмана : попул. энцикл. / Ю. В. Щербатых. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 541 с.
- Экман, П. Психология лжи / П. Экман — под науч. ред. В. В. Знакова — пер. с англ. Н. Исупова и др. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
- Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия / А. Эллис. М.: Феникс, 2008. — 157 с.
- Эндмюллер, А. Техники манипуляции: распознавание и противодействие / А. Эндмюллер, Т. Вильгельм — пер. с нем. М. Э. Рэш. М.: Омега-Л, 2006. — 144 с.
- Этика и психология: уровни сопряжения: круглый стол журнала «Человек» и Института человека РАН. // Человек. 1996. — № 2. — С. 5−21.
- Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг. М.: Попурри, 1998.656 с.
- Chadwick, A. Responses to Persistant Social Interference / A. Chadwick, R. C. Day // Social Psychology. 1972. — Vol. 86. — P. 241−242.
- Crossman, R. H. S. New Fabian Essays / Crossman, R. H. S. L.: Turnstile Press, 1953.-586 p.
- Ferguson, T. The Effect of Media Violence on Attitudes, Emotions and Cognitions / T. Ferguson, B. Rule // Journal of Social Issuers. 1986. — № 42. -P. 29−50.
- Goodin, R. E. Manipulatory Politics / R. E. Goodin. New Haven: Yale University Press, 1980. — 250 p.
- Krech, D. Theory and Problems of Social Psychology / D. Krech, R. S. Crutchfield. N. Y.: McGraw-Hill, 1948. — 560 p.
- Proto, L. Who’s Pulling Your Strings? How to Stop Being Manipulated by Your Own Personalities. Wellingborough: Thorsons, 1989. — 144 p.
- Riker, W. H. The Art of Political Manipulation / W. H. Riker. New Haven: Yale University Press, 1986. — 156 p.
- Robinson, P. W. Manipulating Parents- Tactics Used by Children of All Ages and Ways Parents Can Turn the Tables / P. W. Robinson. L.: Prentice-Hall, 1981.-276 p.
- Rudinow, J. Manipulation / J. Rudinow II Ethics. 1978. — Vol. 88. -P. 338−347.
- Yohoyama, O. T. Disbelief, Lies and Manipulations in a Transactional Discourse Model I O. T. Yohoyama II Argumentation. 1988. — 2. — P. 133−151.