Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восприятие и эмоции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышенная эмоциональность, невротические состояния возникают и при избытке впечатлений, особенно в детском возрасте (Huesmann, Leonard, 1986). Сенсорные перегрузки являются одной из причин возникновения стрессовых состоянии, ведущих к всевозможным ошибкам и отказам в деятельности операторов сложных технических систем (Китаев-Смык, 1983; Бодров, 2000). По-видимому, можно говорить об оптимуме… Читать ещё >

Восприятие и эмоции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перцептивная потребность презентирована субъекту в форме различных эмоциональных отношений к ситуации и ее элементам — боязни, агрессии, огорчения и других переживаний. Звуки, запахи, цвета, геометрические формы способны вызвать приятные (положительные) или неприятные (отрицательные) эмоции (Бреслав, 2000; Вилюнас, 1976; Забелынанский, Минервин, Раппопорт, Сомов, 1985; Le Doux, 1986). Например, крут, ассиметрично расположенный внутри прямоугольной рамки, порождает состояние беспокойства (Арнхейм, 1974). Запахи большинства цветов или пищи имеют положительный эмоциональный тон, шипение змеи или вой шакала — отрицательный. Существует и обратное влияние. В радости ощущения переживаются яркими и насыщенными, в гневе человек видит мир в «черных красках», страх сужает объем восприятия, а интерес — «подталкивает» к активности (Изард, 2000; Рейковский, 1979).

Хотя эмоция и входит в восприятие в качестве необходимого звена (Leeper, 1965), она может осуществляться относительно независимо (Schachter, 1966; Tomkins, 1962; Ектап, 2004). По способу своего возникновения эмоции близки к ощущениям: на организмическом уровне они инициируются процессами в нервной и мышечной системах, на когнитивном уровне — оценкой ситуации и атрибуцией. Нельзя забывать, что эмоции не только оказывают побудительное влияние, но и несут адаптационную функцию. Они аккумулируют энергетические ресурсы организма, меняют потоки крови, состояние мышечного аппарата, вносят гормональные изменения. При этом эмоции, включенные в процесс восприятия, представлены в сознании очень слабо, а их влияние столь же неуловимо, сколь и постоянно (Изард, 2000). Более выражена экспрессивная составляющая эмоций: мимика, пантомимика, направленность взора, степень раскрытия зрачков и т. п. (Лабунская, 1999), которые рассматриваются исследователями в качестве объективных показателей и течения перцептивного процесса, и состояния субъекта в целом. Через эмоции оценивается и выражается, во-первых, значимость для субъекта того или иного предмета перцептивной потребности и, во-вторых, успешность или неуспешность выполняемой активности.

Роль перцептивных потребностей в жизнедеятельности человека особенно ярко проявляется в условиях сенсорной депривации, когда индивид лишается возможности получать привычную для него чувственную информацию. Монотонность условий жизни и деятельности космонавтов, подводников, исследователей полюса и пустынь вызывает острые переживания дефицита впечатлений, которые образуют естественный фон жизнедеятельности человека в обычных условиях. Эти состояния сопровождаются чувством тоски по родным местам, ухудшением самочувствия, замкнутостью, возникновением всевозможных иллюзий восприятия. В подобных условиях разрыв монотонии: ярко окрашенная вещь, резкий необычный звук и т. п., легко вызывают положительные эмоции (Китаев-Смык, 1983; Лебедев, 1989). К серьезным нарушениям аффективной и познавательной сферы человека, и как следствие, к почти полной потере ориентировке в среде, приводит «строгая сенсорная депривация» — невозможность получить какую-либо чувственную информацию, кроме фоновой (Фресс, Пиаже, 1978; Heron, Doane, Scott, 1956; Williams, 1997). Больной, лишенный тактильной чувствительности, зрения и слуха теряет ощущение реальности не только окружающего мира, но и собственного бытия (Леонтьев, Запорожец, 1945). Проведя несколько часов в «кессоне» — резервуаре, наполненном водой (36,6°) с высокой концентрацией соли, в полной темноте и тишине — человек погружается внутрь собственного я, ощущает себя «началом чистого разума», моментально перемещающимся в любую точку пространства и времени, способным все видеть, слышать и чувствовать (Lilly, 1977).

Повышенная эмоциональность, невротические состояния возникают и при избытке впечатлений, особенно в детском возрасте (Huesmann, Leonard, 1986). Сенсорные перегрузки являются одной из причин возникновения стрессовых состоянии, ведущих к всевозможным ошибкам и отказам в деятельности операторов сложных технических систем (Китаев-Смык, 1983; Бодров, 2000). По-видимому, можно говорить об оптимуме разнообразия чувственных впечатлений, на который настроен каждый индивид; он соответствует диапазону привычных условий жизни и деятельности человека, вырабатывается в ходе эволюции и оттачивается в онтогенезе.

Побуждение к восприятию может быть не только положительным (получение информации), но и отрицательным (избегание ее). Последнее имеет место тогда, когда человек не в состоянии смотреть на тот или иной эмоционально окрашенный для него предмет, не может дотронуться до него, попробовать на вкус: он закрывает уши, чтобы не слышать неприятное для него сообщение, закрывает глаза или отворачивается, чтобы не видеть неприемлемых событий. Вероятно, сюда же может быть отнесен и феномен перцептивной защиты — избегание информации, на которой лежит печать запрета со стороны общества (Брунер, 1977; McGinnies, 1949). При снятии «социального пресса» неприемлемые образы возникают спонтанно: в сновидениях, интуитивном прозрении в творчестве или при сенсорной изоляции (Dixon, 1971).

Из сказанного следует, что наряду с сенсорными и когнитивными, восприятие включает в себя аффективные составляющие. Перцептивная мотивация «заряжает энергией» и структурирует процесс восприятия изнутри, объединяя его звенья в общее целое, независимо от последовательности проявления. Это позволяет исследователю расчленять непрерывный поток перцептивной активности на естественные единицы, выделять уровни и стадии восприятия, раскрывать способы их взаимосвязи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой