Психологическое обеспечение военно-профессионального самоопределения курсантов ВВУЗОВ ВС РФ
Диссертация
Психологическое обеспечение ВПС курсантов ввузов — это многоуровневая система психологических методов, технологий и специальных программ, позволяющих проводить диагностику и управлять в пространственно-временной, логической последовательности процессом устойчивого развития субъекта профессиональной деятельности в военной среде. Направлениями психологического обеспечения ВПС будущих офицеров… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Теоретические и методические основы исследования военнопрофессионального самоопределения курсантов ввузов
- 1. 1. Разработка проблемы профессионального самоопределения в психологической науке
- 1. 2. Психологическая структура и содержание военно-профессионального самоопределения курсантов
- 1. 3. Методика исследования военно-профессионального самоопределения будущих офицеров
- Глава 2. Психологические условия и динамика военно-профессионального самоопределения курсантов ввузов
- 2. 1. Психологические условия адекватного выбора будущими офицерами профессии
- 2. 2. Динамика военно-профессионального самоопределения курсантов
- Глава 3. Основные пути психологического обеспечения военно-профессионального самоопределения курсантов ввузов
- 3. 1. Психологическое обеспечение адекватного выбора профессии будущими офицерами
- 3. 2. Развитие профессиональной психологической пригодности курсантов ввузов
- 3. 3. Формирование у будущих офицеров военно-профессиональной убежденности
- 3. 4. Формирование психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в войсках
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. Мысль, 1991. — 299 с.
- Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. — М.: Г ABC, 1994. -23 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: НПО «Прагма», 1993.
- Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. — К.: Port-Royal, 1997. 288 с.
- Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И.В. Стефанович-СПб.: Университетская книга, 1997. —388 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М., 1980. — Т. 1.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. Бодалёва А. А. -М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. — 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 155 с.
- Ю.Андреева Н. С. Социально психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — М., 2001. —20 с.
- Андрощук В.А. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях (исследование на материалах вузов войск связи): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2000. -27 с.
- Анцупов А .Я., Ковалёв В. В. Экспресс — оценка военнослужащих и воинских коллективов: Уч. метод, пособие. — М.: ВУ, 2001. — 204 с.
- Анцупов А .Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований — XX век. — М.: СГИ, 2000. — 527 с.
- Анцыферова JI.И. Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.-368 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — 1992, № 5. — с. 12−25.
- Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. — М.: Наука, 1974.-360 с.
- П.Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. — 1981, № 2. с. 8−18.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.-М.: Смысл, 2001.-416 с.
- Барабанщиков В.А. Системность и отражение (К 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) / Вопросы психологии № 6, 2002. с. 113−126.
- Бархаев Б.П. Методическое обеспечение преподавания психологии. —М.: ВУ, 2000.-172 с.
- Басов М.Я. Личность и профессия. К научному обоснованию выбора профессии.-М., 1926.
- Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. — СПб., 1905, вып. 6.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
- Богданов И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов: Дисс. .канд. психол. наук. -М. 1999.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
- Бодров В.А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование пофессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. -2003, № 1. с. 73−81
- Бодровская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер, 2001.-304 с.
- Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. -М.: Знание, 1991.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дисс. .докт. психол. наук. М., 1995. — 411 с.
- Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Под ред. Г. С. Никифорова — СПб., 1991.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997, № 5.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал .- 1992. № 6. с. 4−12
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.-331 с.
- Булгаков А.В., Чайка В. Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований ВС России. — М.: ВУ, 2001. 131 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник — СПб.: Питер Ком, 1999. -528 с.
- Бутовский Н.Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание. СПб., 1912. — 28 с.
- Буякс Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Московского университета. Сер. 14: «Психология». 2001, № 2. -с. 69.
- Вавилов Ю. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 1971.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.
- Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб.: ООО «СЛП», 1997.-203 с.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. — М.: Сов. Россия, 1989. — 704 с.
- Военная профессиология. Учебник. Под общей ред. Караяни А. Г. М.: ВУ. — 2002.
- Военная психология: методология, теория, практика: уч. метод, пособие. М.: ВУ, 1998.- 184 с.
- Войтович С. А. Динамика престижа и привлекательности профессий / АН УССР Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1989.- 131 с.
- Воротникова Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения: Дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 2001.-190 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Вопросы теории и истории: Т. 1 / Под ред.: А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
- Галаганова Л.Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Дисс.. канд. пед. наук. — Кемерово, 1998.-248 с.
- Галушко Н.А. Экономическая подготовка старшеклассников как средство их профессионального самоопределения: Дисс. .канд. психол. наук. — Курган, 1999.-185 с.
- Герасимов П.Н. Наши офицеры. — СПб., 1901. — 196 с.
- Гиляревский А. Военная психология. — Новочеркасск, 1883. 143 с.
- Гинзбург М. Г Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995, № 3. — с. 21−27.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Введние в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд. МУ., 1988.-320 с.
- Глушко А.Н. Основы психометрии. М.: МО РФ, ГВМУ, 1994. — 100 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989. — 24 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Науко-ва думка, 1984.-207 с.
- Гребенщиков И.А. Подготовка самоопределяющейся личности военного лётчика на основе пролонгированной профессиональной ориентации: Дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1998. — 199 с.
- Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я Образа в ситуации неуспеха // Вестн. моек, ун-та, сер. 14: Психология. — 2001, № 3 — с. 68−73
- Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образ денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002, № 2.
- Деркач А. А. Зазыкин В.Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: РАГС, 1999. — 144 с.
- Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной личности (ценностно-смысловой аспект).— Вопросы философии, 1979, № 3. с. 57−64.
- Дубяга В. Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М, 1998. — 23 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович C.JI. Психологические предпосылки эффективности боевой деятельности воинов. М., 1999. — 231 с.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001, № 4, 5.
- Есликова Е.В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: в период взрослости: Дисс.. канд. психол. наук. Тобольск, 2000. — 158 с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. — 170 с.
- Железняк Л.Ф. Как подготовить и защитить диссертацию по психологии и педагогике. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — 40 с.
- Железняк Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности курсантов военных училищ: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1968.
- Железняк Л.Ф., Богданова О. В. Особенности профессионального самоопределения абитуриентов в современных условиях // Учёные записки МГСУ. — 2000, № 4.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд. МУ. 1987. — 208 с.
- Игнатов В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Уч. пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 256 с.
- Иовайша Л.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. — М.: МПСИ, 2000. — 184 с.
- Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Дисс. .канд. психол. наук. -СПб., 1998.-145 с.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дисс. .дою-, психол. наук. М., 1998.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография.-М., 1998.-194 с.
- Карнозова JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990, № 6. — с. 75−82.
- Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профориентаци-онной работе.// Учебное пособие. М.: МГПИ, 1986.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Уч. пособие. — М.: Гардарики, 1999. -584 с.
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: Дисс.. .докт. пед. наук. — М., 1995. 351 с.
- Каширин В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дисс. .докт. психол. наук. М., 1979.
- Кекчеев К. Психотехника и выбор профессии. Задачи, современное состояние и значение для педагогики и промышленности: Центральный институт труда. -М., 1922.
- Кирт H.JI. Динамика представлений о профессиональной карьере в процессе профессионального самоопределения: Дисс. .канд. психол. наук. — М., 2000.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). Учебное пособие М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 192 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Уч. пособие. — М.: Изд. МГУ, 1995.-224 с.
- Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. — М.: Юнити, 1999. — 175 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/ Д, 1996−512 с.
- Клочко Ю.Н. Профессиональное самоопределение и интеграция молодых специалистов в социальную структуру в современных условиях: Дисс.. докт. социол. наук. Ставрополь, 2000. — 296 с.
- Князев A.M. Психологическое обеспечение личностно-профессионального становления в вузе. — М.: Академия ФПС России, 2002. — 252 с.
- Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. — 192 с.
- Ковалёв С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания. — М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 160 с.
- Кокурин А.В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей (на материалах высших образовательных учреждений МВД и МЮ России: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — М., 2001.-24 с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. — Дисс. докт. психол. наук. СПб, 1999.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. — 1981, № 3.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 512 с.
- Кондратенко JI.B. Психологические особенности сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях крайнего севера: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Тверь, 2002. — с. 25.
- Корнержевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Королёв JI.M. Психологическое обеспечение профессионального становления лётного состава бомбардировочной авиации: Дисс.канд. психол. наук. М., 1998.
- Королюк Н. И. Психологическая саморегуляция как средство повышения успешности успешной учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУ-Зов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Корчемный П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дисс.канд. психол. наук. -М., 1979.
- Кростылёва JI.A. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылёвой. СПб.: Изд. СПб ун-та, 2001. — с. 3−23
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе: Вопросы психологии № 4, 2001. с 14−30
- Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на профессиональное самоопределение. // Вопросы психологии. 1985, № 1.
- Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. — 1983,№ 2. -с. 51−59.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. — 1981, № 2. с. 20−30.
- Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения в разнотипных профессиях: Дисс. канд.. психол. наук. — М., 2000.-141 с.
- Кузнецов JI.H. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дисс. .канд. психол. наук. — М.: ВПА., 1989
- Кузнецов Л.Н., Королюк Н. И. Психология боевого дежурства и караульной службы: учебное пособие. Самара-ВУ, 1996. — 17 с.
- Кузьминский А. Руководство к военной игре. — СПб., 1848. — 186 с.
- Лазарев С.В. Развитие психологической готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. -М.: ВУ. 2000
- Лаптев Л.Г., Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М.: РАГС, В, А им. Дзержинского, 1995.-260 с.
- Формирование мировоззренческих убеждений у курсантов в командно-инженерных училищах (на примере изучения мировоззренческих наук): Дисс. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1991. — 174 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев Д. А. Ключевые идеи Л.С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия. // Психологический журнал. — 2001, № 4. — с. 5−11
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство, М.: Смысл, 1999. — 36 с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — 2000, № 1.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — 2-е изд. — М.: Смысл, 2000.- 18 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. — 2001, № 1. с. 57−65
- Лихошерстов Е.Н. Отзывы из войск — важнейшее средство повышения качества подготовки офицеров — связистов. — Новочеркасск, 2002. — 29 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. 296 с.
- Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. 1997, № 2.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. 308 с.
- Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психолог. Возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалёва А.А. и Добровича А. Б. — М.: Прогресс, 1986. 256 с.
- Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / Психология формирования и развития личности: АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1981. с. 87−105.
- Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — с. 77 — 86
- Михайлов И. В. Опыт активации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1975.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сью-пера // Вопросы психологии. 1975, № 8.
- Мощенко А.В. Психологические основы развития личности суворовца (теория, эксперимент, практика). М.: УВО СВ, 1996. — 390 с.
- Мощенко А.В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ввузах Вооруженных Сил: Дисс. .канд. психол. наук. — М., 1993.-с. 224.
- Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. — М.: Класс, 1994.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд. «ИПП», Воронеж: «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Николин B.C. Психологические условия компьютеризации исследовательской деятельности военного психолога: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1994.-24 с.
- Носс И.Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992.
- Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения: Дисс. канд.. психол. наук. М., 1998.
- Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1987. -797 с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. сочинений: в 6 т. M.-JL, 1951−1952.
- Падалко О.В. Профессиональное самоопределение молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе: Дисс. .канд. социол. наук. СПб., 1998. — 176 с.
- Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности /вопросы теории и методики/. М.: ВПА, 1991. — 203 с.
- Петер С.Л. Развитие Я — образа военнослужащего: Дисс. .канд. психол. наук. — М., 2001.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Учебное пособие. Смоленск, 1997.
- Петров В. П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии: Как найти работу уволенным из Вооруженных сил. Советы психолога. -М., 1993.
- Петров В.П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсанта вуза: Дисс. .канд. психол. наук / АН СССР. Ин-т психологии. М., 1984. — 176 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд. МУ, 1982. — 168 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Уч. пособие. М.: Академия, 2001. — 496 с.
- Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Ризвитие и диагностика способностей./ Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1991, с. 107 125
- Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. — СПб., 2001.-30 с.
- Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы: Монография. М.: СГУ., 2001. — 539 с.
- Попов М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1998.
- Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и поддержке населения в РФ.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Уч. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.- Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Уч. пособие. 2-е изд. / Под ред. Никифорова Г. С., Дмитриевой М. А., Снеткова В. М. — СПб.: Изд. СПб. ун-та, 2001. — 240 с.
- Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. — М.: Изд. МУ., 1972. 248 с.
- Приказ МО РФ № 345 от 28 июля 2000 г. Об утверждении положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования МО РФ.
- Приказ МО РФ № 50 от 26 января 2000 г. Об утверждении руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ. М., 2000
- Приказ МО РФ № 80 от 12 марта 2003 г. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации // Российская газета от 12 апреля 2003
- Проблема принятия решения. М.: Наука, 1976. — 320 с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. — М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997.
- Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. — Пермь., 1989.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дисс.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. психология человеческого достоинства: Учеб. пособ. М.: «Академия», 2001. — 480 с.
- Психологические исследования проблемы формирования личности про* фессионала. М., 1991. — с. 117- 130.
- Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. — М.: УВР ГУК и КП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. 380 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие // Под ред. Митиной JI.M. М.: Флинта, 1998. — 184 с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ — М, 2000. — 672 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Развитие концепции структурных уровней в биологии. — М.: Наука, 1972. — 392 с.
- Ракурс. Теория. Практика. Информация. М.: ГУВР ВС РФ, 2002, № 1
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Уч.-метод. пособие. — М.: Генезис, 2000. — 128 с.
- Рогачева Т. В. Профессиональное становление личности как социальная проблема: Автореф. .дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1991.-23 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1998. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми, коррекционные приёмы и упражнения. 480 с.
- Родных И. В. Гражданское самоопределение военного профессионала: Ф (Социально психологический анализ): Автореф. дисс. .канд. психол. наук.-М., 1996.- 20 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
- Рыбников Н. Психология и выбор профессии. — 3-е изд. Орловское отделение. 1922.
- Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов — будущих психологов: Автореф.. дисс. канд. психол. наук. Тамбов, 2002.
- Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2000. 656 с.
- Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1988.-25 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал. 1984., N4.
- Селезнёва Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментально — обусловленных особенностей: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 2001. 159 с.
- Семененко Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1998.-235 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002.-350 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000. — 243 с.
- Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. СПб.: Речь, 2002. — 347 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
- Скосырева Н.Д. Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях становления рыночных отношений: (сравнение, анализ, состояние, тенденции): Дисс.. канд. фил. наук. — М., 1993. — 120 с.
- Словцов Б.И. Научные основы выбора профессии.- Петроград: Изд. Сабашниковых, 1923.
- Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989, № 2. — с. 27−35.
- Соловьёва Н.А. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис.. докт. пед. наук. Казань, 1997.
- Социально-психологическая работа во внутренних войсках МВД России: Уч.-метод. пособие. / Под ред. Кавун С. Ф. — М.: Изд. «На боевом посту», 2002.-380 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Уч. пособие. М.: Академия- Высшая школа, 2001. — 360 с.
- Съедин С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники: Автореф. дисс. .докт. психол. наук / ВПА им. В. И. Ленина. М., 1984.
- Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.: Изд. МУ., 1969. 133 с.
- Тарасов А.Н. Психологические особенности офицера-связиста в стрессовых сиитуациях: Дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
- Телеки А. Выбор профессии (по медицинским показаниям). Пер. с нем. доктора Латавет А. Вопросы труда, 1926.
- Третьяков В.В. Психологическая классификация основных воинских специальностей Ракетных войск Стратегического назначения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 18 с.
- Тыртышный А.Н. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2000.
- Узнадзе Д. Н. Об актуальных задачах и теоретических основах психологии профессии. Тифлис, 1893.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.
- Федеральный закон № 53 ФЗ от 28 марта 1998 года. О воинской обязанности и военной службе // В ред. Федерального закона от 21.07.98 № 117-ФЗ.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров / Рос-тунов А.Т., Железняк Л.Ф.- Отв. ред. Забродин Ю. М. М.: Воениздат, 1982.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987.-234 с.
- Фурманец Б. И. Психологическая готовность к деятельности авиаинженера и её формирование у курсантов: Дисс.канд. психол. наук. М.: ВПА, 1983. -256 с.
- Хапперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. — М., 1986.
- Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. — Киев, 1992.
- Чистякова С.Н. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессии / Проблема самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях: Материалы научн.- практ. конф., тез. симпозиума /
- Департамент образования Администрации Кемер. обл. и др.- Под общ. ред. Чистяковой С. Н. и др. Кемерово, 1996, ч. 2 — 207 с.
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности личности инженера проектных и исследовательских институтов (к вопросу о формировании эталонных требований) // Психологический журнал. 1983, № 1. — с. 68−76.
- Чухно А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище. — Дисс. .канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1999
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень: ТГУ., 1980.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шарипов P.P. Психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя в Вооружённых Силах России: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. — 23 с.
- Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВУЗов (психологический аспект): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1990.- 192 с.
- Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. — М., 2001.
- Щербаков Н.Ю. Проблемы личностно профессионального самоопределения студентов и создание индивидуализированной развивающей среды. // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. -СПб., 1998. -с.160−178.
- Экспресс- информация Военно-социологического отдела ГУВР ВС РФ № 4 от 27 ноября -3 декабря 2000 г.
- Энциклопедия психологических тестов: Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. М.: Изд. ACT, 1997. — 320 с.
- Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. — Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Юматова И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов: на примере педагогического вуза: Дисс. канд.. психол. наук. — Ростов н/Д., 2000.-с. 189.
- Ядов Н.В. Динамика диспозиций личности в процессе производственной адаптации: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. JL: ЛГУ, 1990.- 20 с.
- Янюк А.Н. Личностно-ориентированное обучение как условие раннего профессионального самоопределения будущих офицеров: Дисс. .канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001. — 180 с.
- Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дисс. .канд. психол. наук. — М., 2000. 176 с.
- Ярошевский М.Г. Предметная деятельность как основа системы психологии // Вопросы психологии. — 1984, № 1.
- Adler A. What Life Should Masn to You W Ed/ by A/ Porter. London: George Allen & Unwin Ltd. — 1932. — 300 p.
- Holland I.L. Major programs of research on vocational behviour / Man in a world at work. Boston, 1964. Ch. 12. p. 259−284.
- Super D.E. The psychology of careers. — New York: Harper & Row. 1957.1. Анкетадля выявления личного профессионального плана (ЛПП)
- Инструкция'. Внимательно прочитайте вопросы и кратко (одним — двумя предложениями) ответьте на них. По возможности, попробуйте отвечать обосновыванно и откровенно, иначе работа будет неинтересной для нас обоих:
- Стоит ли в наше время планировать свою профессиональную жизнь? Почему?
- Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента связанных с данной профессией?
- Кем Вы мечтаете стать по профессии через 5 лет?
- Хорошо ли Вы знаете мир своей профессии? Напишите как можно больше должностей, на которые распределяются выпускники.
- Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
- Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20—30 лет?
- Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
- Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента связанных с учебой?
- Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени?
- Для чего необходимо тщательно планировать свою жизнь?
- Кто и что может помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
- Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
- Есть ли у Вас резервные планы на случай отчисления из вуза или преждевременного увольнения из армии?
- Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии?
- Подсчёт результатов осуществляется следующим образом: 1 — наличие продуманного, полного ответа- 0 — отсутствие или неполный ответ-1. Методика ИТО
- Инструкция обследуемому, прочитав каждое утверждение, зачеркните на бланке вариант ответа «+» относительно номера приведенного утверждения, если Вы согласны с данным утверждением. Зачеркните вариант «-», если Вы не согласны.
- Проявляйте искренность в работе для исключения недостоверности результата. Старайтесь отвечать сразу, продолжительное размышление над вариантом ответа приводит к временным потерям и искажает личностную реальность.
- При двоякой позиции относительно варианта ответа соотносите его с тем, как это бывает чаще и как это сейчас.1. УТВЕРЖДЕНИЯ:
- Вы готовы отнестись к исследованию ответственно и быть предельно искренним (искренней).
- У Вас очень сложный и трудный характер для окружающих.
- Вы лучше справляетесь с работой в одиночестве, чем в присутствии многих людей.
- Решая сложные проблемы, вы, как правило, обходитесь без посторонней помощи.
- Вы очень редко заговариваете первым с незнакомыми людьми.
- Для Вас важно, что подумают люди о Ваших поступках и высказываниях.
- Если будет нужно, Вы разрушите все преграды на пути к достижению цели.
- Вы часто тревожитесь по пустякам.
- В Ваших неудачах виноваты определенные люди.
- Для Вас важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми Вы обычно общаетесь.
- Вас мало касается все, что случается с другими.
- Вам интересны яркие, артистичные личности.
- Вас не особенно трогают чужие страдания.
- В шумной кампании Вы чаще всего в роли только наблюдателя.
- Для Вас невыносимо наблюдать страдания людей или животных.
- Вы — человек абсолютно правдивый и искренний.
- Все Ваши беды от того, что Вы не умеете ладить с людьми.
- Вам нравятся шумные вечеринки (компании).
- Важные решения Вы чаще принимаете самостоятельно.
- Вам приятны новые знакомства.
- Берясь за какое-то дело, Вы не станете долго раздумывать прежде чем начать.
- Вас раздражают попытки людей изменить Ваше мнение, когда Вы уверены правоте.
- Вы часто без особых оснований волнуетесь за близких Вам людей.
- Вы не можете терпеть когда кто-то меняет заведенный Вами порядок.
- Вы умеете привлечь внимание окружающих.
- В жизни Вы твердо придерживаетесь определенных принципов.
- Вы любите участвовать в коллективных вечерах отдыха.
- Вы сразу чувствуете изменения в настроении окружающих Вас людей. 29 Вы можете не смущаясь «дурачиться» в веселой компании.
- Вы чувствуете себя относительно спокойно, если кто-то рядом переживает по какому-то поводу.
- Вы никогда не поступаете как эгоист, ориентированный только на себя и свои интересы.
- Часто Вы отрицательно влияете на настроение окружающих.
- Интересные идеи приходят Вам в голову чаще когда Вы один.
- Для пользы дела Вы можете взять на себя ответственность за деятельность группы.
- Вы чувствуете, что застенчивость мешает Вам эффективно говорить (выступать) перед группой людей.
- Вы принимаете решение, не ориентируясь на мнение старших по возрасту или положению.
- Вы можете заставить людей действовать так, как Вам это необходимо.
- Переживание неудач серьезно влияет на Ваше самочувствие.
- Когда Вы уверены в своей правоте, Вы упрямы и несговорчивы.
- Если Вы не в центре внимания, то Вам не интересно находится в компании.
- Никто не может навязать Вам своего мнения.
- Вам нравится и хотелось бы путешествовать с новыми попутчиками.
- Вы можете изменить мнение под давлением окружающих.
- Когда Вы едете в поезде Вы обычно общаетесь с попутчиками.
- Вы всегда говорите правду.
- Вы никогда не откладываете на завтра то, что следует сделать сегодня.
- Вы вечно чем-то недовольны.
- Вы любите одиночество способствующее сосредоточению и мышлению.
- Вы способны заинтересовать людей и повести за собой.
- Вам нравиться руководить (управлять) другими.
- Вы способны дать отпор, постоять за себя.
- Вам бывает неловко за поступки, поведение, высказывания близких.
- В детстве Вам нередко приходилось вступать в драки.
- Вы испытываете чувство вины, если Вас преследуют неудачи.
- Ваше настроение во многом зависит от настроения тех, кто Вас окружает.
- Вы добиваетесь всего в жизни своим упорством и настойчивостью.
- Вам часто скучно в компании, несмотря на общее веселье.
- Ваше плохое настроение легко меняется на лучшее, если Вы смотрите комедию или Вас развеселят.
- Ради сохранения добрых отношений Вы можете отказаться от актуального намерения.
- Вы всегда придерживаетесь общепринятых правил поведения.
- Вашим друзьям Вы нравитесь.62. У Вас трагичная судьба.
- У Вас много близких друзей.
- Вы считаете, что Вы несчастный человек.
- Вам проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность.
- Вы стараетесь быть как все, не выделяясь.
- Вы — человек спокойный, уравновешенный.
- Вы можете долго не реагировать на колкости, но потом «взрываетесь» в гневе.
- Вы очень чувствительны к изменениям погоды.
- Вы не любите присутствовать на шумных застольях.
- Вы иногда проявляете безалаберность в делах, а потом приводите все в порядок.72. Вы любите ходить в гости.
- Вам все равно, что думают о Вас окружающие.
- Вы волнуетесь только по поводу очень больших неприятностей.
- Вы никогда не испытываете желания выругаться.
- Вы никогда никого не обманывали.
- Вы считаете, что Вам никто не нужен также, как и Вы никому не нужны.78. Вы — человек застенчивый.
- Вам ужасно не везет в жизни.
- Вы часто следуете советам авторитетных людей.
- Вы сильно переживаете, если кто-то Вас обижает.82. Вас ни чем не испугать.
- Вы часто прибегаете к советам других людей для решения собственных проблем.
- В неудачах Вы вините прежде всего самого себя.
- Вы совершенно не обращаете внимания на свой стиль в одежде.
- Вы стараетесь планировать ближайшее будущее и работу.
- Когда Вас зовут в гости, Вы чаще думаете: «Лучше бы я остался дома».
- Вы ничего не знаете о личных проблемах окружающих.
- Малейшая неудача резко снижает Ваше настроение.90. Вы никогда не сердитесь.
- Вы отвечали на вопросы искренне.1. Благодарим Вас за работу!
- Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
- В жизни я не имею определенных целей и намерений.
- Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
- Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.
- Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
- Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
- Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
- Моя жизнь пуста и неинтересна.
- Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
- Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
- Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
- Я человек очень обязательный.
- Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
- Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
- В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.
- Мои жизненные взгляды еще не определились.
- Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
- Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
- Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
- В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
- Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной ицелеустремленной.
- Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
- Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
- Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
- Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
- Моя жизнь наполнена интересными делами.
- Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
- Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
- Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
- Я человек совсем не обязательный.
- Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
- Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
- В жизни я нашел свое призвание и цели.
- Мои жизненные взгляды вполне определились.
- Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
- Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
- Мои повседневные дела приносят мнесплошные неприятности ипереживания.1. Анкета
- Заранее благодарим Вас за помощь.1. Ф. И. О. Дата
- Подразделение Специальность (факультет)
- Укажите свое постоянное место жительства: А1. Москва, Санкт-Петербург. А5.
- А2. Столица республики в составе РФ. А6. A3. Областной (краевой) центр. А7.
- А4. Город с населением больше 100 А8.тыс. чел.
- Город с населением меньше 100 тыс. чел. Большое село, поселок. Деревня, хутор.1. Другое (напишите)
- Кем работают Ваши родители: Б1. отец нет отца1. Б2. мать нет матери
- Укажите средний балл Вашего аттестата зрелости или диплома:
- В1. 5 баллов. В4. 3,5 б. и больше.
- В2. 4,5 б. В5. меньше 3,5 б.1. ВЗ. 4 б. и больше.
- Какие из приведенных ниже ценностей профессиональной деятельности для Вас наиболее привлекательны (укажите не более 2-х):
- Г1. реализовать свои физические возможности, волевые качества.
- Г2. достичь высокого положения в обществе, получить признание от окружающих.
- ГЗ. работать в хороших условиях.
- Г4. получать высокий заработок.
- Г5. проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности.
- Г6. иметь достаточно времени и сил для досуга (вне профессиональной деятельности).
- Г7. приносить максимальную пользу обществу.1. Г8. другое (напишите)
- Назовите Ваши любимые занятия (увлечения, хобби)6. Ваши любимые книги о
- Назовите фильмы, которые произвели на Вас наибольшее впечатление и почему.
- Какие телевизионные передачи Вы любите смотреть
- Что из перечисленного ниже важно, а что неважно на Ваш взгляд, для достижения успехав жизни (дайте ответ на каждой строчке — «х»):
- Наименование Очень важно Скорее важно, чем неважно Скорее неважно, чем важно Совсем неважно Затрудняюсь ответить
- Предприимчивость, инициативность1. Удачливость, везение 1. Честность, бескорыстие
- Связи с нужными людьми, влиятельные друзья1. Способности, талант
- Скрытность, быть «себе на уме»
- Трудолюбие, добросовестное отношение к делу1. Умение приспособляться
- Чуткость и уважение к людям, солидарность1. Хитрость, беспринципность
- Профессиональная компетентность
- Умение заставить людей действовать в моих интересах
- Дисциплинированность, исполнительность1. Наглость, нахальство
- Какими своими поступками (действиями) Вы бы гордились (напишите 2−3 примера):
- Каков средний размер денежного дохода на одного члена Вашей семьи в месяц: Д1. 300 рублей и меньше. Д5. от 1200 до 1500 рублей.
- Д2. от 300 до 600 рублей. Дб. от 1500 и выше.
- ДЗ. от 600 до 900 рублей. Д7. затрудняюсь ответить, потому что .
- Д4. от 900 до 1200 рублей.
- Какое влияние на Ваше отношение к военной службе оказали:
- Наименование Сильное положительное Слабое положительное Слабое отрицательное Сильное отрицательное Не оказали1. Родители, родственники 1. Гражданские друзья 1. Преподаватели 1. Работники военкомата
- Отечественные кинофильмы об армии и о войне1. Зарубежные кинофильмы 1. Теле- и радиопередачи 1. Газеты и журналы 1. Книги о войне и армии 1. Что-то другое
- Какие из ниже перечисленных возможностей военной службы наиболее привлекательные для вас (дайте ответ на каждой строчке — «х»):
- Наименование да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да нет Трудно сказать1. Освоить новую профессию
- Стать сильным и мужественным1. Получить жилье
- Иметь верных и надежных друзей, жить в коллективе1. Увидеть новые места
- Получать высокий заработок1. Приносить пользу обществу
- Избавиться от житейских забот
- Стать самостоятельным и независимым
- Заниматься интересным делом1. Избежать безработицы
- Добиться уважения окружающих
- Иметь социальные льготы и гарантии
- Реализовать свои способности
- Изучить оружие и боевую технику
- Сделать карьеру, занять высокую должность в армии
- Укажите, кем Вы являетесь по отношению к религиозной вере: Е1. верующим. ЕЗ. неверующим
- Е2. колеблющимся между верой Е4. затрудняюсь ответитьи неверием
- Допустим, что на этом отрезке расположены все представители Вашей учебной группы. Для каждого профессионального качества слева на шкале будет минимум 1, а справа максимум — 10. Нужно отметить свое место на этой шкале: V или +.
- Наименование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ум Справедливость1. Сила Смелость
- Доброта Уступчивость
- Способности Осторожность
- Воля Решительность
- Ответственность Самостоятельность
- Активность Трудолюбие
- Общительность Целеустремленность
- Успешность Здоровье1. Методика Иовайши
- Инструкция: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов.
- Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них».
- Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: а) цвет, совершенство формб) их внутренне устройство (как и из чего, они сделаны)
- Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся: а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корыстиб) мужество, смелость, выносливость
- Служба бьгга оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым: а) и впред ь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людейб) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоватьсяв быту
- Какое награждение вас больше бы обрадовало: а) за общественную деятельностьб) за научное изобретение
- Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: а) слаженность ходьбы, грациозность участников парадаб) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.)
- Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись: а) чем-либо практическим (ручным трудом) б) общественной работой (на добровольных началах)
- Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели: а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии) б) новых продовольственных товаров
- Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали: а) музыкальныйб) технический
- Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратилибольшее внимание: а) на сплоченность коллективаб) на создание необходимых бытовых условий
- Для благополучия общества необходимо: а) развитие техникиб) эффективное законодательство
- Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали: а) о развитии новейших информационных технологий в нашей странеб) о достижениях спортсменов нашей страны
- В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: а) о технике нового поколенияб) о новой научной теории
- Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер) б) работа с машинами
- Какая, на ваш взгляд, задача школы заключается в: а) подготовке учащихся к взаимодействию с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные благаб) подготовке учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага
- Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: а) то, что они несут людям искусство и красотуб) то, что они выполняют общественно полезную работу
- Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение: а) физикаб) физическая культура
- Что обществу принесет больше пользы: а) забота о благосостоянии гражданб) изучение поведения людей
- Какого характера научную работу вы бы выбрали: а) работу с книгами в библиотекеб) работу на свежем воздухе в экспедиции
- Какие лекции слушали бы вы с большим удовольствиема) о выдающихся художникахб) о выдающихся ученых
- Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них вы быотдали предпочтение: а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техникиб) физической культуре или другой работе, связанной с движением
- Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь: а) Поповым и Циолковскимб) Менделеевым и Павловым
- Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровьяб) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего
- Что бы вас больше заинтересовало в печати: а) сообщение о состоявшейся художественной выставкеб) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека
- Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какойбы выбрали: а) коммерческого директора супермаркетаб) главного инженера производственного предприятия
- Ключ для обработки результатов:1. Столбец Сфера интересов1 Искусство, творчество
- Техника: конструирование, обслуживание, ремонт
- Работа с людьми, сфера коммуникаций
- Умственный, интеллектуальный труд
- Физический труд, подвижная деятельность
- Материальные интересы, производство, предпринимательство
- Примечание: ответы на утверждения 26, 5а, 9а, 13а, 14а, 156, 16а, 216, 24а, 30а показывают склонность абитуриентов к службе в войсках связи.1. Анкета
- ДатаВаша фамилия, имя, отчество
- Уровень моей профессиональной подготовки как военного специалиста в целом соответствует предъявляемым требованиям
- Большинство моих коллег, с которыми я сталкивался, подготовлены лучше меня
- Я обладаю всеми необходимыми качествами для успешного выполнения своих обязанностей
- Я вполне удовлетворён результатами своей профессиональной деятельности
- Мне до конца не ясны ориентиры в работе, что на самом деле требуется от моей деятельности
- Моя деятельность до назначения на эту должность казалась мне интереснее
- Если бы мне предложили на выбор несколько специальностей, то я выбрал бы свою
- Существует много специальностей в армии нужнее, чем моя
- Я не думаю, что смогу добиться значительных результатов в своём профессиональном совершенствовании, работая по своей специальности
- Я стремлюсь к тому, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области и прилагаю для этого много усилий
- Моя специальность не более важна, чем другие, которые были и будут в моей профессиональной карьере в жизни
- Моя специальность не более важна, чем другие, которые были и будут в моей военной профессиональной карьере
- При устраивающем меня варианте со временем, я хотел бы сменить военную специальность
- Ключи для обработки результатов:
- С 1 ПО 5 С 6 по 8 С 9 по 12
- Отношение к себе, как к субъекту професс. деятельности отношение к профессии отношение к проф. совершенствованию1. Штамп В/Ч1. ОТЗЫВна выпускника Новочеркасского военного института связи 200годавоинское звание, фамилия, имя, отчество)
- ВУСПроходящего службу в должности: должность) (в/ч, округ) (индекс, почтовый адрес в/ч)
- Сколько времени потребовалось на освоение функциональных обязанностей по занимаемой должности Занимал ли другую должность после окончания института (если да, то какую и в течение какого времени)
- Специальность, по которой обучался выпускник Применение подразделений и частей со средствами радиосвязи.
- ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ В ВОЙСКАХп.п. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (показатели подготовки) ОЦЕНКА (нужное подчеркнуть)
- Командно-штабная деятельность
- Выполнение требований по поддержанию подразделения в постоянной боевой готовности. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно
- Умение организовывать и проводить боевую подготовку в подразделении. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать и проводить занятия по общевоенным дисциплинам 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать и проводить занятия по технической, специальной подготовке. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать занятия по физической подготовке, спортивно-массовую работу. 1. Отлично- 2. Хорошее, 3. Удовлетворительно, 4. Неудовлетворительно.
- Знание организационно-технического построения УС и организационно-штатной структуры подразделений связи. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Уровень подготовки по организации размещения на местности, охраны и обороны элементов УС, развертываемых подчиненным подразделением. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать и руководить оперативно-технической службой. 1. Отлично- 2. Хорошо-
- Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение управлять подчиненным подразделением при развертывании, эксплуатации, свертывании и перемещении УС. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение уяснить задачу, стоящую перед подразделением- оценивать обстановку- принимать обоснованное решение н доходчиво ставить задачи подчиненным. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение руководить действиями подчиненных, мобилизовывать их на выполнение поставленных задач. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение обеспечить выполнение задач по связи при строгом соблюдении правил радиообмена. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение ориентироваться на местности, вести рабочую карту. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать инженерное оборудование, маскировку и защиту от ВТО противника аппаратных и элементов УС. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовать РХБ защиту, использовать штатные средства РХБЗ. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Наличие командирских навыков: волн, организаторских способностей, требовательности к подчиненным. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение вести установленный учет личного состава, вооружения, боевой техники, горючего и других материальных средств подразделения. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение руководить войсковым хозяйством подразделения. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать и выполнять мероприятия по боевому обеспечению в ходе выполнения задачи подразделением. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Способность поддерживать внутренний порядок в подчиненном подразделении. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Выполнение требований по обеспечению безопасности военной службы. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение обращаться с секретными и служебными документами. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать и обеспечивать безопасность засекреченной связи. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение обеспечить безопасность информации при работе на средствах автоматизации и вычислительной технике. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Знание порядка, правил приема и сдачи дел и должности командира подразделения, норм снабжения военнослужащих. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Не удовлетворительно.
- Инженерно-эксплуатационная деятельность
- Типы средств связи, имеющиеся в подразделении
- Типы транспортной базы, имеющиеся в подразделении
- Знание штатной техники подразделения, правил ее эксплуатации. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Не удовлетворительно
- Умение осуществлять выбор антенн и частот для радиосвязи в различных условиях. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Умение организовывать техническое обслуживание штатной техники. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Умение осуществлять текущий ремонт средств связи. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Не удовлетворительно
- Умение использовать средства вычислительной техники в повседневной деятельности 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Умение вести эксплуатационную документацию на технику связи. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно
- Знание материальной части и правил эксплуатации автомобильных базовых шасси. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение проводить техническое обслуживание средств подвижности. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно
- Умение эксплуатировать и проводить техническое обслуживание источников постоянного и переменного тока. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Воспитательная, педагогическая деятельность
- Умение проводить индивидуально-воспитательную работу с подчиненными. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно
- Умение организовывать воспитательную работу и проводить занятия по общественно-государственной подготовке с подчиненными. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно
- Умение анализировать состояние войсковой дисциплины в подразделении, принимать конкретные меры по ее укреплению. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Умение грамотно сочетать права командира по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий по отношению к подчиненным. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно.
- Работа с младшими командирами по поддержанию организованности и воинской дисциплины в коллективе. 1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Неудовлетворительно4. Личные качества
- Уровень теоретической подготовленности по специальности 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Уровень практической подготовленности по специальности 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно
- Личная дисциплинированность, требовательность к себе, способность переносить тяготы и лишения воинской службы. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Внешний вид и строевая подтянутость. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Уровень физической подготовленности 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Морально-психологическая устойчивость, подчинение личных интересов службе и общественному долгу. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Умение выходить из конфликтных ситуаций. 1. Отлично- 2. Хорошо- 3. Удовлетворительно- 4. Неудовлетворительно.
- Поведение в сложных условиях обстановки. Примеры (случаи) проявления мужества и самоотверженности при выполнении служебного и гражданского долга.
- Перспектива по службе в ближайшие 2−3 года.
- Пожелания по совершенствованию подготовки выпускников военного института связи:1. Командирдолжность, воинское звание, фамилия непосредственного начальника)200г.
- Заключение старшего начальникадолжность, воинское звание, фамилия, подпись)200 г. 1. ОЗНАКОМЛЕНЫ:1. Зам. начальника института
- Зам. начальника института по УНР
- Зам. начальника института по BP
- Зам. начальника института по вооружению1. Начальник учебного отдела 1. Отдел кадров 1. Отдел BP
- Начальник факультета № 1 -Начальник факультета № 2 -Начальник факультета № 31. М.П.
- Возрастные периоды субъекта профессионального самоопределения