Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ структуры нарратива: схема В. Лабова и Дж. Валецкого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплекс действий; осложняющее событие. Две любви соединены в единый сюжет об эмоциональном опыте «болезни любви» и излечения и об опыте взросления. Последовательность событий: болезненный развод — страх одиночества и потребность в близости — любовь-страсть («внезапно зажглось») — зависимость от отношений — обеднение жизни — изменения в отношениях — внутренний конфликт: необходимость развивать… Читать ещё >

Анализ структуры нарратива: схема В. Лабова и Дж. Валецкого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще одна схема анализа повествований, которая часто применяется в нарративных исследованиях, была предложена В. Лабовым и Дж. Валецким для изучения повседневных историй (Labov, Waletsky, 1967). Анализ нарратива, по Лабову и Валецкому, включает следующие пункты.

  • • Тезисы (краткое изложение сути).
  • • Ориентация (время, место, ситуация, участники).
  • • Комплекс действий (последовательность событий) и осложняющее событие (что же все-таки случилось?).
  • • Оценка (значимость и смысл действия, отношение рассказчика; что в этом интересного).
  • • Резолюция (что случилось в конце концов).
  • • Кода (итог, завершение повествования, возврат к настоящему).

Анализ по схеме Лабова и Валецкого позволяет раскрыть общую структуру рассказа. Для психологических исследований этого, как правило, недостаточно. Поэтому данная схема может быть полезной на первом этапе анализа, когда необходимо сориентироваться в формальной структуре нарратива. На следующих этапах нужно переходить к способам анализа, более чувствительным к психологической проблематике (анализу содержания и формы, выделению тем, анализу позиционирования и раскрытию психологических функций нарратива).

Пример 25.2.

Нарративный анализ с использованием схемы В. Лабова и Дж. Валецкого Попробуем применить схему Лабова и Валецкого для анализа интервью с И.

Тезисы. Рассказ о двух типах любви: любви-страсти и любви-гармонии. Амбивалентный характер любви-страсти: с одной стороны, яркие, «пиковые» переживания, «безумное» счастье, с другой — зависимость, выраженная захваченность отношениями, которая приводит к обеднению жизни. Любовь-страсть вызвана переживаниями одиночества, травматичиостыо предыдущего разрыва, сильной потребностью в близости. Динамика любви-страсти: она или заканчивается, или трансформируется. Внутренний конфликт героини: изменения в отношениях, нежелание развития отношений, желание вернуть первоначальные отношения. Любовь-страсть как болезнь. Разрыв отношений. Необходимость долгого излечения. Любовь-гармония сопровождается другими эмоциями: спокойствие, умиротворение; отсутствует «безумное счастье», но при этом нет и выраженных негативных переживаний. Любовь-гармония как более зрелая любовь, она наступает после периода «детских» безумств.

Ориентация. Основная ориентация — во времени. Любовь, уже прошедшая, и любовь в настоящем. Знакомства с мужчинами достаточно обыденны: в первом случае — коллеги по работе, во втором — «у друзей». В обоих случаях влюбленным приходится разлучаться (в первом случае они живут в разных городах), но при этом и в первом, и во втором случае но-разному представлено переживание необходимости разлучаться: в первой любви была внутренняя потребность быть физически рядом, потребность в слиянии, во второй любви переживания разлуки более спокойные. Описание первого мужчины отсутствует, описания второго противоречивы. В основном рассказ героини о том, что происходит с нею, о ее различных состояниях или, точнее, о разных периодах се жизни, отличающихся разным уровнем зрелости.

Комплекс действий; осложняющее событие. Две любви соединены в единый сюжет об эмоциональном опыте «болезни любви» и излечения и об опыте взросления. Последовательность событий: болезненный развод — страх одиночества и потребность в близости — любовь-страсть («внезапно зажглось») — зависимость от отношений — обеднение жизни — изменения в отношениях — внутренний конфликт: необходимость развивать отношения и нежелание это делать — долгий «уход» как попытка излечения — разрыв отношений — новая встреча («у друзей») — зрелая любовь, которая продолжается, но сей день.

Оценка. Противопоставление разных типов любви, разных эмоциональных состояний, с ними связанных, и разных уровней зрелости личности.

Резолюция. Незрелая любовь гибнет или перерождается. Непонятно, почему все-таки первые отношения нужно было рвать. И. описывает этот разрыв как выход из болезненного состояния. Похоже, что в новых отношениях происходит своеобразная работа над ошибками: героиня выросла, она уже не требует «цветов и серенад», не впадает в зависимость, она самодостаточна, теперь испытывает интерес в новых отношениях, пытается творчески подходить к решению в них проблем, испытывает спокойствие и умиротворение.

Кода. Противопоставление негативных эмоций прошлого, неопределенности и нестабильности в прошлом определенности и стабильности настоящего. Финальная фраза, когда героиня говорит о настоящем эмоциональном переживании счастья, употребляя прошедшее время, несколько настораживает: нарушается общая конструкция стабильности и возникает предположение, что сама конструкция служит защитным ресурсом.

Сторонники нарративного подхода, как и представители других качественных интерпретативных подходов, сталкиваются с критикой научного статуса предлагаемых ими аналитических процедур. Являясь частью герменевтической традиции и опираясь на парадигму социального конструкционизма, нарративный подход продолжает идею, что получаемые в исследовании смыслы — эго всегда результат совместного конструирования исследователя и исследуемого. Разумеется, такая позиция делает исследователей-качественников уязвимыми, поскольку для критиков (сторонников количественных методов) весьма сомнительна надежность утверждений, сконструированных в ходе совместной коммуникации с респондентами. Некоторые представители нарративного подхода пошли по известному пути стандартизации метода. Например, Д. Макадаме с коллегами на основании множества собранных жизненных историй выделили наиболее важные и часто встречающиеся элементы нарративов и обобщили их в список категорий, которые и кодируются в тексте. В исследования по методу Макадамса обычно привлекаются эксперты, которых обучают пользоваться кодировочными инструкциями. Другие авторы, однако, не идут по пути стандартизации. Но это вовсе не значит, что в их работе не используются никакие критерии качества и стратегии валидизации. Многие сторонники нарративного подхода уделяют специальное внимание методологическому концепту прозрачности методических процедур и результатов исследования. Требование быть прозрачным означает, что исследователь должен по возможности прояснять все нюансы используемого метода и следить за тем, как именно с помощью этого метода он приходит к результатам. Исследователю необходимо быть прозрачным и для читателя, и для самого себя и сохранять на каждом этапе исследования критическую позицию и бдительность по отношению к собственным действиям. Заметим, что повторяемыми в любом качественном анализе могут быть лишь методические процедуры, но в свете конструкционистской парадигмы это требование не может распространяться на результаты — в этом отличие качественного анализа от количественных методов. Качественный анализ и интерпретация всегда будут сохранять элемент «личного знания».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой