Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный мир драматургии В.И. Мишаниной

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Драматургия В. И. Мишаниной, создаваемый-ею художественный мир, представляет интерес с точки зрения отражения жизненных ориентирова также умения воплощать в пьесах осмысленные явления, вещи, изображать время и героя, значимые события и процессы современной действительности. Исходя, из того, что художественный мир становится своеобразным синтезом самовыражения драматурга и перевоплощения им… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Своеобразие художественного мира драматического произведения
    • 1. 1. Трактовка понятия «изображенный мир» в современном литературоведении
    • 1. 2. Основные тенденции развития драматического рода в мордовской литературе
    • 1. 3. Творчество В. И. Мишаниной в контексте художественных поисков современной мордовской драматургии
  • Глава 2. Эволюция драматургии В. И. Мишаниной в контексте формирования авторского художественного мира
    • 2. 1. Психологизм и приемы его создания в пьесах В. И. Мишаниной
    • 2. 2. Пространственно-временная организация пьес В. И. Мишаниной в аспекте создания художественной условности
    • 2. 3. Категория символа как способ репрезентации сущности героев в пьесах
  • В. И. Мишаниной

Художественный мир драматургии В.И. Мишаниной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время возрастает интерес к художественному миру драматического приозведения как единому, динамически развивающемуся целому, обусловленному внутренними закономерностями творчества конкретного писателя. То, как художник организует мир произведения, создаваяд субъективную реальность, особенно значимо^ в определении его мировоззрения. Драматургия непосредственно связана с актуальными! явлениями' современной жизни, она изображает взаимоотношения, людей и возникающие между ними конфликты. Ограниченность драматургав выборе выразительных средств, сценичность и минимальное присутствие авторской речи* делают драматический род литературы очень сложным для освоения писателями.

Мордовская драматургия на протяжении своего развития отражала социально-политическую и бытовую" жизнь народа, ставила и решала проблемы нравственности. Современные мордовские драматурги — В. И'. Мишанина, А. И: Пудин, Н. Б. Голенков, в определенной степени продолжая! сложившиеся традиции, работают в жанре психологической драмы.

Имя В. И. Мишаниной известно не только в Мордовии, но и во всем финно-угорском мире. Ее произведения издаютсяна русском, удмуртском, карельском, марийском, коми языках. Перу В. И. Мишаниной принадлежат такие книги, как «Кить ушетксоц» («Начало пути», 1972), «Сиянь ракакудня» («Серебряная ракушка», 1974), «Качаму шобдава» («Дымное утро», 1976), «Ки лангса ломатть» («Люди в дороге», 1985), «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба», 1992), «Вальмафтома куд» («Дом без окон», 2002), «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки», 2006) и другие. Большой вклад драматург внес в театральное искусство Мордовии. Многие ее пьесы, такие как «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»), «Куйгорож», «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Сенем толмар» («Синее пламя»), «Кяпе менельга» («Босиком по облакам»), «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки»), ставятся на сцене национального театра, получают широкий резонанс и зрительский отклик, остро переживаются и надолго остаются в сознании.

В художественном мире пьес В. И. Мишаниной отчетливо присутствует психологическое изображение явлений как особый тип образности, основанный на исследовании и показе внутреннего состояния человека. Ее произведения обладают внутренним единствомпредставляя собой цельный метатекст, поэтому и создаваемые ею художественные миры накладываются друг на друга, обнаруживая при этом сходные черты. Особенность драматургии В. И. Мишаниной состоит в том, что она отражает мир духовно-нравственных ценностей современного человека в контексте изображения самых обыденных социальных явлений и процессов. По мысли мордовского литературоведа Е. И. Чернова, «.драматургия В. Мишаниной откликается на самые трепещущие проблемы современности. Она исследует изменившуюся под влиянием нового времени психологию человека в общественном деле, в отношении его к труду, коренным событиям современности» [Чернов, 2005: 128]. Разделяя точку зрения-исследователя о том, что драматургия, В. И. Мишаниной в силу поднимаемых ею проблем философского и духовно-нравственного характера требует от читателя гораздо большей степени соучастия и сопереживания, чем просто пассивное восприятие прочитываемого, литературный критик М. И. Малькина отмечает: «.пьесатне пяк козят содержанияс коре.» [Малькина, 2002: 8] («.пьесы В. Мишаниной очень богаты по своему содержанию.»).

Мордовские литературоведы< в разное время обращались к творчеству В. И. Мишаниной, изучению различных аспектов ее драматургии. Среди них Е. И. Азыркина, автор целой серии статей «Афкуксонь эряфста сявф драмат» («Драмы, взятые из жизни»), «Духовно-нравственные истины в драматургии В. И. Мишаниной», «Аф юмафтомс ваймонь арушить» («Не потерять чистоту души») и др.- М. И. Малькина, автор статьи «Кода няфтезь «Куйгорожть» («Как показали «Куйгорожа» «) — исследователи Е. И. Чернов, Ю. Г. Антонов, посвятившие мордовской драматургии диссертацию «Современная мордовская драматургия (60−90-е годы)», учебное пособие «Конфликты и характеры мордовской драматургии», статьи «Мордовская драматургия на современном этапе», «Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии» и др.

Драматургия В. И. Мишаниной, создаваемый-ею художественный мир, представляет интерес с точки зрения отражения жизненных ориентирова также умения воплощать в пьесах осмысленные явления, вещи, изображать время и героя, значимые события и процессы современной действительности. Исходя, из того, что художественный мир становится своеобразным синтезом самовыражения драматурга и перевоплощения им, условно говоря, «реального» мира в' художественный, функционирующий' в пределах текстового пространства, в* диссертации предпринята попытка исследовать понятие изображенного мира как одного из способов авторской репрезентации. Соответственно, под изображенным миром нами понимается условно подобнаяреальному миру картина действительности, созданная автором в произведении. Это4 прежде всего люди, их поступки, и переживания, вещи, природа и т. п. Подчеркнем, что, конструируя художественный мир с помощью различных средств, интегрируя личностные черты, литературно-эстетический, жизненный опыт, принимая во-внимание или опровергая социальные и культурные стереотипы, драматург одновременно и участвует в создании мира пьес, и" дистанцируется от него, создавая качественно новое художественно-эстетическое явление. Изображенный мир, предстающий формой произведения, становится одним из способов самовыражения В. И. Мишаниной в пределах драматического пространства с присущими лишь ей индивидуальными особенностями мироощущения, мировоззрения, стиля.

Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется значимостью поставленной проблемы и ее недостаточной изученностью, заключается в исследовании художественного мира драматургии В. И. Мишаниной, в выявлении идейно-художественных особенностей ее творчества, что дает возможность определить место, роль и значение драматурга в современном литературном процессе Мордовии.

Объект исследования — драматургия как значимая часть литературы и культуры Мордовии.

Предмет исследования — художественный мир таких драматических произведений В. И. Мишаниной, как «Куйгорож», «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»), «Вальмафтома куд» («Дом без окон»), «Ёронь юромста стирня» (Девочка из племени перепёлки"), «Куцемат» («Ступени»), «Сенем толмар» («Синее пламя»), «Кяпе менельга» («Босиком по облакам»).

Материалом диссертационного исследования явились все драматические произведения В. И. Мишаниной, опубликованные до 2010 года, в том числе предназначенные для детского чтениянаучные труды, посвященные творчеству драматурга.

Цель работы — выявить особенности художественного мира драматических произведений В. И. Мишаниной.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: установление своеобразия художественного (изображенного) мира пьес В. И. Мишаниной (художественных деталей, портрета, мира вещей, форм художественной условности) — определение специфики изображения персонажей в драматургии В. И. Мишанинойвыявление способов достижения психологизма как характеризующей категории изображенного мира пьес В. И. Мишаниной;

— определение сущности и функций индивидуально-авторских символов в пьесах В. И. Мишаниной.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды известных отечественных литературоведов, посвященные вопросам изучения теории и истории драмы: М. М. Бахтина, И. Ф. Волкова, Н. А. Гуляева, А. Б. Есина, А. Ф. Лосева, С. А. Ржановой, Н. Д. Тамарченко, Л. И. Тимофеева, О. И. Федотова, Э. Я. Фесенко, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец, а также работы по проблемам мордовской' драматургии Е. И. Азыркиной, Ю. Г. Антонова, В. С. Брыжинского, В. В. Горбунова, А. М. Каторовой, М. И. Малькиной, В. Л. Пешоновой, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова и др.

Методы исследования. В целях изучения поставленной проблемы применялась методика многоплановых подходов на основе сравнительно-типологического и сравнительно-исторического методов литературоведения. В соответствии с проблематикой ихарактером исследования использован также метод герменевтики — теории интерпретации смысла и раскрытия содержания художественного текста.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые драматургическое творчество В. И. Мишаниной исследовано как целостное художественно-эстетическое явление;

2. Прослежена эволюция характера героя внутри драматического универсума;

3. Изучены приемы и формы раскрытия психологического мира героев в драмах В. И. Мишаниной (монолог, в том числе в стихотворной форме, исповедь, умолчание, видение, сон и др.);

4. Выявлены значимые символы (дуб, дом, окно, перепёлка, лестница) в произведениях, организующие их художественную реальность.

Теоретическая значимость представленного исследования заключается в том, что ее результаты выявляют и систематизируют представления об арсенале художественных средств драматургии.

В. И. Мишаниной. В работе прослеживается эволюция творчества автора в контексте развития драматургии Мордовии.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов^ теоретических положений и конкретного материала при изучении мордовской литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, при разработке курсов по выбору для студентов, создании учебных и методических пособий, при составлении программ, хрестоматий, обзорных работ по мордовской литературе для' вузов и общеобразовательных школ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественный мир драматического произведения представляет собой своего^ рода синтез самовыражения драматурга на основе перевоплощения им «реального» мира в художественный, функционирующий в пределах текстового пространства.

2. В. И. Мишанина явилась одним из создателей жанра психологической драмы в мордовской литературе с заметной ориентацией на освещение человеческой души. Сила произведений В. И. Мишаниной не только в оригинальной подаче того или иного явления, но и в широком осмыслении общественных факторовоказывающих существенное влияние на современную жизнь.

3. В пьесах основное внимание драматург уделяет исследованию проблемы духовной деинтеграции, деградации личности и возможности нравственного возрождения человека. Большую роль в раскрытии духовного мира персонажей В. И. Мишаниной играют психологизм и подтекстовый способ повествования.

4. Одним из важнейших средств создания художественной модели мира в драматических произведениях В. И. Мишаниной являются символы (дуб, дом, окно, перепёлка, лестница), благодаря которым в пьесах соединяются элементы древнего архаического мышления и индивидуально-авторская условность.

5. Драматургия В. И. Мишаниной представляет собой структурно-смысловое единство, в котором явно проступают индивидуальные черты драматурга: современные явления отражены в контексте герой-одиночкаприсутствие особого типа героя, сочетающего в себе набор положительных и отрицательных черт, что формирует у читателя двойственное, противоречивое отношение к немуотсутствие системы амплуа, т. е. персонажи находятся в постоянном развитииоблачение содержания драмы в форму фантастики, синтез реального и фантастического мировактивное использование фольклорных мотивовприсутствие открытого финаланаличие системы символов.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы представлены в форме докладов на международной научно-практической конференции — Осовские педагогические чтения «Вклад педагогических вузов в социокультурное развитие общества» (Саранск, 2009), всероссийских научно-практических конференциях: «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009) — Надькинские' чтения «Диалог литературы и культуры: интеграционные связи» (Саранск, 2010).

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, материалах научнопрактических конференций и в журналах, входящих в перечень ВАК i.

Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертации

определены спецификой намеченной цели и поставленных в исследовании задач. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 149 страниц. Библиографический список включает 157 наименований.

Заключение

.

Среди всех произведений современного периода драматургия В. И. Мишаниной является выражением принципиально важных морально-этических основ жизни. Она отзывается на острые вопросы современности. Глубоко и психологически тонко отображая внутренний мир человека, драматург стремится определить нравственные основы человеческого бытия. Всестороннее раскрытие понятий морали, духовности через отношение героев, к семье, близким, окружающим, любви, дружбе, труду свидетельствует о богатом тематическом материале, широком диапазоне форм и приемов художественного воссоздания действительности. Для В. И. Мишаниной как художника слова, драматурга, создающего свою субъективную реальность, высшей ценностью является любовь к людям. Все остальные нравственные категории, так или иначе, исходят из, нее, детерминируются’ею. Свой талант драматург стремится заставить служить на" благо людей, пробуждая в них активную жизненную позицию. Ее персонажи как выразители мыслей автора позволяют раскрыть ценностные ориентиры общества в целом и в то же время* каждой личности. Один из ключевых вопросов, занимающих В. И. Мишанину, — это сущность человека, его нравственный облик, представления об общечеловеческих ценностях. Вее понимании нравственность — основа человеческой жизни, которая закладывается с рождения. Поэтому в пьесах она большое внимание уделяет воспоминаниям героев, прослеживая путь их становления как личностей.

Художественный мир драматургического творчества В. И. Мишаниной представляет собой единый, цельный мир, организованный по строго определенным законам. Мы определили бытийные координаты, ценностную шкалу, свойства и особенности с учетом особенностей рода. Драматургия — это искусство, относящееся, с одной стороны, к литературе, с другой — к театру. К тому же пьеса может быть по-разному понята и интерпретирована режиссерами, что поднимает проблему сотворчества. В зависимости от режиссерского видения будет зависеть то, как пьеса будет представлена на сцене. И самое главное здесь — как можно более полно раскрыть замысел автора. Исследуя изображенный мир драматургии В. И. Мишаниной, мы опирались, главным образом, на исходный материал — тексты ее драм.

Драматургии В. И. Мишаниной присуще глубина проникновения' в. сущность затрагиваемых вопросов, цельность и общность тем, мотивов, образов и сюжетов, равно1 как и тех проблем, которые нашли в, нем отражение.

В. И. Мишанина находится" в постоянном* поиске сюжетов .и образов, стремится обнаружить в окружающей действительности типы людей, черты которых затем воссоздает в пьесах. Авторская концепция такова, что «начальный" — персонаж отличается, от «конечного». В каждой ее пьесе наблюдается динамика характеров, которые постепенно* меняются, эволюционируютВ пьесах драматурга нет совершенных героев, они не наделены какими-то идеальными чертамиэто простыелюди, которые находятся^ обычных условиях жизни, они взяты из действительности, что позволяет говорить-о реализме пьес В. И: Мишаниной.

Глубокий интерес В: И: Мишанина проявляет, к судьбе своего героякоторый стремится" найти себя, определить свое место в жизни, обрести настоящее человеческое счастье. Автор объективен и следует жизненной правде, поэтому нередко, в характерах ее драматических персонажей приходится наблюдать не только эволюцию, но и деградацию, что происходит под воздействием окружающих факторов и личностных качеств героев. Драматург рассматривает измененияпроисходящие в психологии и характере героев, как следствие сложных жизненных обстоятельств, нехватки жизненного опыта, трудностей" воспитания и становления как личности.

Герои В. И. Мишаниной персонифицированы речью, поступками и их нельзя перепутать. Они даны в динамике, во взаимодействии и взаимовлиянии. В сомнениях, в постоянном борении идет мучительный поиск правды, в котором принимает участие и читатель.

В пьесах В. И. Мишаниной встречается такой тип персонажа, как пожилой человек, выполняющий роль мудрого советчика. Они выступают носителями лучших человеческих качеств, воплощающими в себе черты народного характера.

В художественном мире В. И. Мишаниной" нет глобальных событий, происшествий, есть повседневная, обыденная жизнь со своими многочисленными заботами и хлопотами, стремлениями и интересами. Происходящие события — это результат человеческой деятельности, поэтому большое значение имеет характеристика персонажей, их поступков с позиции морали и этики как жизнеутверждающей основы. Благодаря их строгой оценке драматург разоблачает аморальные принципы, утверждая тем самым нравственные ценности.

Большое значение с позиции' восприятия сущности персонажей приобретают психологические детали, активно используемые в пьесах В. И. Мишаниной. С помощью/ психологизма она представляет читателю внутренний мир своего персонажа и изображает его детально-и глубоко. Этому способствует активное использование В. И. Мишаниной приема монолога," позволяющего глубже проникнуть вовнутреннее состояние, понять духовный мир героевподчеркнуть эмоциональность, и выразительность произведения.

Пьесы автора характеризуются большим числом персонажей. Причем нередко сложно распознать, главное это действующее лицо или второстепенное, настолько детально они все разработаны и освещены. Такая многоперсонажность необходима для того, чтобы раскрыть сложность и многообразие отношений, возникающих между людьми. Но художественный мир драматургии В. И. Мишаниной не ограничивается лишь человеческими взаимоотношениями. Ее персонаж вступает в сложные взаимоотношения со временем и пространством. С одной стороны, он зависит от времени, определяющего его мировоззрение, психологию, сознание, и вместе с тем он может повлиять на ход истории. Так же и с пространством, в котором персонаж находится и которое он может изменить, преобразовать. Используя разные свойства художественного времени и пространства, драматург создает свою картину мира, помещая героев в одних случаях в конкретное время и пространство, в других — в абстрактное. Нередко литературное пространство и время в пьесах В. И. Мишаниной не замкнуты, что позволяет достигнуть ощущения масштабности изображаемого и бесконечности бытия: Художественная манера В. И. Мишаниной соединяет в себе начала объективного и символического. В этом смысле особая роль в драматических произведениях автора отведена символам. Эта специфическаякатегория, которая способствует более детальному раскрытию характеров героев, их духовного состояния, мировоззрения, ценностных ориентиров. При помощи символов драматург воздействует на читательское и" зрительское воображение, раскрывает идейно-эмоциональный замысел пьес.

Драмы В. И. Мишаниной актуальны, так как в них поднимаются проблемы нравственности, духовности, отражаются процессы коренного* изменения и переосмысления! жизни, современного общества: Автор проявляет себя как мастер слова: и в построении произведения, и в сюжете, и в использовании всего арсенала художественных приемов. Мастерство В". И. Мишаниной заключается-и в том, что она художественно воссоздала типический характер современника, его устремления, жизненные ориентиры, нравственные идеалы.

В данной работе нами была сделана попытка определить основные творческие концепты, позволившие драматургу успешно, работать в. жанре драмы. Творческая мастерская В. И. Мишаниной — это сложный организм, который живет по своим сложным законам.

Таким образом, художественный мир, выявленный нами в драматургии В. И. Мишаниной, представляет собой сложный феномен. Он является неотъемлемой частью литературного процесса, приобретает актуальное историко-литературное значение и поэтому его исследование в рамках данной диссертации представляется нам важным.

Наша работа не претендует на полное и всестороннее рассмотрение творчества драматурга. Она представляет собой попытку создания единой, целостной модели художественного мира драматургии В. И. Мишаниной, попытку установить закономерности творческого развития драматурга, определить его место в общем историко-литературном процессе Мордовии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Г. : сборник материалов к 90-летию со дня рождения /
  2. В. К. Абрамов и др. — отв. ред. В. К. Абрамов — Мордовский региональныйфинно-угорский общественный фонд культурного и экономического сотрудничества «Масторава». Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2004. — 76 с.
  3. , Е. Аф юмафтомс ваймонь арушить / Е. Азыркина // Мокша, 2008. -№ 1.-С. 116−122.
  4. , Е. Афкуксонь эряфста сявф драмат / Е. Азыркина // Мокша, 2000.-№ 11.-С. 60−67.
  5. , Е. И. Духовно-нравственные истины в драматургии
  6. B. И. Мишаниной / Е. И. Азыркина // Филологический вестник: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Т. М. Бойновой — Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, > 2002.-С. 178−183.
  7. , Е. Кодапт кельгомать тюсонза? Мяльхть-арьсемат А. Брыжинскяень романонц колга / Е. Азыркина // Мокша, 2007. № 1. —1. C. 125−132.
  8. , Е. И. Мес кудсь вальмафтома (Валентина Мишанинать драматургиянц коряс) / Е. И. Азыркина // Мордовская филология в контексте национальной культуры / под ред. В. М. Макушкина — Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2006. — С. 51−54.
  9. , Ю. Историясь Александр Пудинонь драматургияса / Ю. Антонов//Мокша, 2000. -№ 8.-С. 112−118.
  10. , Ю. Г. Современная мордовская драматургия, 60−90-е годы : дисс.. канд. филол. наук / Ю. Г. Антонов. Саранск, 1999. — 184 с.
  11. , Ю. Г. Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2010. -№ 1. — С. 220−228.
  12. , Ю. Шава ли кудсь? А. Пудинонь драманзон колга / Ю. Антонов // Мокша, 2008. № 3. — С. 115−124.
  13. , Л. М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1974. — 221с.
  14. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  15. , Г. Александр Пудин: «Я учусь у молодежи грамотно продвигать себя на просторах интернета» / Г. Балашова // Вечерний Саранск, 2 апреля, 2009. -№ 13.
  16. , Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики / Ю. Я. Барабаш. М.: Современник, 1977. — 400 с.
  17. , Б. Очерки истории мордовского советского театра. 1930 — 1960 / Б. Бассаргин, В. Пешонова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 248 с.
  18. , В. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин / пер. с нем. Г. Гаева. -М.: Крон-Пресс, 1998. 512 с.
  19. , М. М. Поэтика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 394 с.
  20. , Л. Н. Человек и общество / Л. Н. Боголюбов. — Изд. 7-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 2001. — 414 с.
  21. , А. И. Современная мордовская проза /
  22. A. И. Брыжинский. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 229 с.
  23. , В. С. Мордовская народная драма: История: Проблемы реконструкции. Драматургия. Режиссура. Театр песни: учеб. пособие /
  24. B. С. Брыжинский. — Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. 536 с.
  25. , В. С. Народный театр мордвы,/ В. С. Брыжинский. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 168 с.
  26. , А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — М.: Высшая школа, 1986. 406 с.
  27. , В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. М.: Худож. лит., 1961. — 614 с.
  28. , К. А. Художественный образ и его историческая жизнь / К. А. Горанов. М.: Искусство, 1970. — 218 с.
  29. , В. В. Вешнемань ки лангсо : методично-критической статьят / В. В. Горбунов. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1983. 108 с.
  30. , Н. И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70−80-х годов. М.: Издательство МГПИ им. Ленина, 1987. -276 с.
  31. , А. А. Социальная природа нравственности / А. А Гусейнов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 157с.
  32. , А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998. — 472 с.
  33. , В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М.: Издательство Эксмо, 2002. — 736 с.
  34. , В. Шкась ды комедиясь / В. Дёмин // Сятко. 1990. — № 5. — С. 69−71.
  35. , М. Е. Избранные труды. Историко-этнографические исследования: в 5 т. Т. 5 / М. Е. Евсевьев / сост.: В. И. Беззубов, В. С. Ивашкин, К. А. Коткова, А. Б. Кузнецова коммент. Н. Ф. Мокшин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 552 с.
  36. , М. А. Внутренний мир драматургии Н. В. Гоголя: автореф. дисс. .канд. филол. наук / М. А. Еремин. Самара, 2004. — 22 с.
  37. A. Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 2000. — 248 с.
  38. B. М. Жирмунский. СПб.: Веста, 1996. — 285 с.
  39. , Н. В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 265 с.
  40. Искусство нравственное и безнравственное / под общ. ред. В. Толстых. М.: Искусство, 1969. — 263 с.
  41. , X. Словарь символов / X. Кирло пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. М. Колядич. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 525 с.
  42. , Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. — 384 с.
  43. Куйгорож // Мордовские народные сказки / сост. К. Т. Самородов. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1971. С. 61−67.
  44. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьянс, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др. — под ред. Н. Г. Багдасарьян. — Изд-5-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007. — 709 с.
  45. , С. А. Человек моральный / С. А. Кучинский. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 303 с.
  46. , А. М. Автор образ — читатель / А. М. Левидов. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. — 360 с.
  47. , В. М. Характер это судьба / В. М. Литвинов. — М.: Сов-писатель, 1976. — 344 с.
  48. , Г. Н. Нравственные истоки подвига / Г. Н. Ломидзе. — М.: Сов. писатель, 1975. 254 с.
  49. , М. Вал минек драматургтнеде / М. Ломшин // Сятко. 1992. — № 7.-С. 57−58.
  50. , Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса : дисс. .канд. филос. наук / Е. Н. Ломшина. — Саранск, 1994. — 134 с.
  51. , А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. Изд. 2-е, испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
  52. , А. Ф. Символ / А. Ф. Лосев // Хрестоматия по философии: учеб. пособ. / сост. П. В. Алексеев. М.: Изд-во Проспект, 2005. — 606 с.
  53. , С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. — М.: Рефл-бук- Ваклер, 2004. 528 с.
  54. , М. Ингольдень вал / М. Малькина // В. И. Мишанина. Вальмафтома куд. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 2002. — С. 5−8.
  55. , М. Кода няфтезь «Куйгорожть» / М. Малькина // Мокша. -1995.-№ 9.-С. 116−121.
  56. , М. Эряфть вайгяленза : критиконь мяльхт-арьсемат / М. Малькина. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 2005. 296 с.
  57. , М. К. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 224 с.
  58. Мифологический словарь / И. Н. Лосева и др. М.: Феникс, 1999. -576 с.
  59. , В. И. Босиком по облакам : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли: пьесы финно-угорских драматургов* России / сост. и ред. А. В. Попов. — Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008. — 400 с. — С. 143−171.
  60. , В. И. Вальмафтома куд : повесть, азкст, пьесат мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 2002. — 320 с.
  61. , В. И. Девочка из племени перепёлки : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли: пьесы финно-угорских драматургов России / сост. и ред. А. В. Попов. Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008.-400 с.-С. 171−190.
  62. , В. И. Ёронь юромста стирня : азкст, пьесат, повесть, ёфкст мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 2006. 344 с.
  63. , В. И. Озкс тумоть тарадонза : повесть, азкст, пьесат мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993.-291 с.
  64. , В. И. Сенем толмар : пьеса / В. И Мишанина // Мокша. -2005. -№ 11.-С. 83−116.
  65. , В. И. Ступени : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли: пьесы финно-угорских драматургов России / сост." и ред. А. В. Попов. — Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008. С. 190−199.
  66. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Изд. 4-е, доп. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.
  67. Писатели Мордовии (К 70-летию Союза писателей РМ): биогр. справ. / сост. Е. М. Голубчик, Т. С. Баргова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 200-Ф — 128 с.
  68. , В. Мордовская советская драматургия / В. Пешонова. // Произведения мордовских писателей. Драматургия / сост. И. Дев^эс^ЕТ, М. Петров, И. Пиняев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. — 240 с.
  69. , М. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теор>:еа1 жанров / М. Поляков. М.: Советский писатель, 1983. — 367 с.
  70. , Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. 360с.
  71. , А. Эстетика и поэтика слова / А. Потебня. — М.: Искусство, 1985.-302 с.
  72. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я: Пропп. — Л.: ЛГУ, 1986.-356 с.
  73. , А. Мокшонь ёнксом. Морак, нармунне! Велявтозь сёрма. / А. Пудин // Сятко, 2008. № 1. — С. 72−73.
  74. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — 672 с.
  75. , В. М. Полная энциклопедия символов / В. М. Рошаль. — .У/Г I Эксмо, 2003.-528 с.
  76. , В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. — 381 с.
  77. , Г. Р. Художественная картина мира в драматургии Аяза Гилязова : канд.. филол. наук / Г. Р. Сагитова. Казань, 2008. — 205 с.
  78. Словарь символов и знаков / авт.-сост. В. В. Адамчик. М.: ACT- Мн.: Харвест, 2006. — 240 с.
  79. , Е. К. Теория символа и практика художественного анализа : учебное пособие по спецкурсу / Е. К. Созина. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1998. — 128 с.
  80. , В. Е. Конфликты и характеры / В. Е. Соколова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — 148 с.
  81. , Н. Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс / Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2006. — 212 с.
  82. , Ц. Теория символа / Ц. Теодоров. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-235 с.
  83. , Г. А. У истоков новой драматургии в России (1880−1890-е гг.) / Г. А. Тиме. Л.: Наука, 1991. — 154 с.
  84. , Ц. Теории символа. / Ц. Тодоров пер. с фр. Б. Нарумова. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 408 с.
  85. , В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. — 624 с.
  86. , Дж. Словарь символов / Дж. Трессидер пер. с англ. С. Палько. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
  87. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 9: Мордовские народные песни Заволжья и Сибири пер. с эрзя-мордовского А. Д. Шуляева. / редкол.: Н. И. Бояркин [и др.] - сост. И. С. Сибирякова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 352 с.
  88. , О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  89. , В. Жанры советской драматургии / В. Фролов. М.: Сов. писатель, 1957. — 335 с.
  90. , М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. М.: Худож. лит., 1986. — 439 с.
  91. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры: сб. статей / отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1990. — 240 с.
  92. , Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 384 с.
  93. , Е. И. Годы и конфликты / Е. И. Чернов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 150 с.
  94. , Е. И. Драматурги Мордовии / Е. И. Чернов. Саранск: Морд, кн. изд-вась, 1991. — 192 с.
  95. , Е. Драматургиясо минек шкань героесь / Е. Чернов // Сятко. — 1986.-№ 2.-С. 70−73.
  96. , Е. И. Конфликты и характеры мордовской драматургии / Е. И. Чернов. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. — 104 с.
  97. , А. Мокшэрзятнень героическяй эпоссна / А. Шаронов // Мокша, 2008. № 3. — С. 98−114.
  98. , Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. М.: ACT, 2001.-591 с.
  99. , В. И. Мокшень-рузонь валке Русско-мокшанский словарь / В. И. Щакина. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. — 448 с.
  100. , Ю. И. Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова: дисс.. канд. филол. наук / Ю. И. Щанкина. Саранск, 2007. — 176 с.
  101. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост.: В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. М.: Локид- Миф. — 1999. — 576 с.
  102. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 991. — 678 с.
  103. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — Минск: Харвест, 2003.-528 с.
  104. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг и др. М.: Серебряные нити, 1997. — 244 с.
  105. , Н. Г. Мордовская мифология и искусство : учеб. пособие по спецкурсу / Н. Г. Юрченкова — Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2001. — 106 с.
Заполнить форму текущей работой