Мифологизм в татарской прозе конца XX — начала XXI веков
Диссертация
Однако несмотря на процесс синтеза литературного мифологизма, ^ в прозе преобладает мифоцентризм, т. е. тяготение к универсальным архетипичным схемам, запечатляемым в мифах, которые в тексте наделяются конкретным и индивидуально-авторским содержанием, отражают миф во взаимодействии различных образов на литературном материале.4. Миф находит в татарской прозе полифункциональное использование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема взаимодействия литературы и мифологии
- 1. Мифология как прародительница литературы
- 2. Проблема архетипов в литературоведении
- ГЛАВА 2. Мифопоэтическая струюура современного художественного произведения
- 1. Мифологическая основа сюжета романа Г. Гильманова «Албастылар» и повести Ф. Байрамовой «Алыплар илендэ»
- 2. Мифопоэтический анализ формы современного художественного произведения
- ГЛАВА 3. Архетипы и их эволюция от фольклора к литературе
- 1. Архетипический образ Людей-Птиц в фольклоре и литературе
- — 1.1. Птица в системе мифологических представлений тюркских народов
- 1. 2. Модификации архетипического образа Людей-Птиц в современной татарской прозе
- 2. Архетипический образ Мудрого Старца в фольклорном и литературном наследии татарского народа
- 2. 1. Архетипический образ Мудрого Старца в татарском фольклоре
- 2. 2. Трансформация архетипического образа Мудрого Старца в современной татарской прозе
Список литературы
- Топорков A. JL Указ. раб. С. 351.
- Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания неба у саяно-алтайских народов / Л. П. Потапов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1978.-С.51.
- Майнагашев С.Д. Жертвоприношение Небу у бельтиров / С. Д. Майнагашев // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.З. — Пг., 1916. — С. 93−102.
- Юсупова Г. Ф. Красноуфимские татары. История. Язык. Фольклор / Г. Ф. Юсупова, ФЛО. Юсупов. Казан: РИЦ «Школа», 2004. — С. 324.
- Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания неба у саяно-алтайских народов. -Новосибирск, 1978. С. 53.
- Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы / И. В. Стеблева // Тюркологический сборник. 1971. М.: Изд-во «Наука», 1972. — С.221.
- Сакали М.А. Туркменский сказочный эпос / М. А. Сакали. Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1956. — С. 64.
- Цит. по: Сагалаев A.M. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип / A.M. Сагалаев. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — С. 84.
- Юсупова Г. Ф. Указ раб. С. 296.
- Валеев Ф.Т. Указ. раб. С. 200.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование / Р. Г. Мухамедова. М.: Изд-во «Наука», 1997. — С. 189.
- Татар мифлары: иялэр, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. -Т.1.- 1996.-С. 118.
- Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков / Л. П. Потапов // Культура и письменность Востока. Кн. 5. —Баку, 1928. С. 147.
- Токарев С.А. Указ. раб. С. 147.
- Внешний облик: необычные люди (странные, отвергнутые, талантливые, больные, т. е отличающиеся от большинства)-1. Функции: стремление жить по человеческим законам.
- Культовое почитание неба, как один из необходимых элементов мифологической системы древних тюрков, основывалось на идее существования «небесной земли», населенной небесными людьми. В
- Архетип Духа в большинстве случаев проявляется в виде фигуры старого человека, а также в зависимости от обстоятельств он воплощается в образах людей, гномов и животных.
- Он всегда появляется там, где герой оказывается в безнадежной и отчаянной ситуации, из которой его может выручить лишь основательное размышление или счастливый случай.
- Он предостерегает героя от грядущих опасностей и дает средство, позволяющее им противостоять.
- Юнг К.Г. О феноменологии духа в сказках. С.24−30.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. — 1998. — С. 159.
- Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы. — М., 1972.-С. 214.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. — 1998. — С. 537.
- Татар мифлары: иялэр, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. -Т.1.- 1996.-С. 120.
- Садекова А.Х. Идеология ислама и татарское народное творчество 7 А.Х. Садекова. -Казань: Изд-во «Фикер», 2001. С. 135.
- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / В. М. Жирмунский. JI.: Изд-во «Наука», 1974.-С. 492.
- Материалы ФФ Государственного центра татарского фольклора. Записано Закировой И. Г. у Бабаниязовой Каримы (1929) в д. В. Ушма Мамадышского района РТ.
- Материалы ФФ Государственного центра татарского фольклора. Записано Закировой И. Г. у Хусаиновой Амины Насиховны (1928) в д. Салавыч Балтасинского района РТ.
- Лейдерман НА. Указ. раб. С. 61.
- Мухамедова Р.Г. Указ. раб. С. 188.
- Заьидуллина Д.Ф. Яца дулкында. С. 155.
- Внешний облик: необычные люди (странные, отвергнутые, талантливые, больные, т. е отличающиеся от большинства)-1. Функции: стремление жить по человеческим законам.
- I. Характеристика: одинокие, потерянные, чистые душой и мыслями, связанные с небом и воспевающие гимн любви. б) Архетип Мудрого Старца
- Бэйрэмова Фэузия. Алыплар илендэ: Повесть / Фэузия Бэйрэмова. -Казан: Татар.кит.нэшр., 2002. 144 б.
- Бэйрэмова Фэузия. Болын. Повестьлар. Эмирхан Еники кереш сузе / Фэузия Бэйрэмова. — Казан: Татар.кит.нэшр., 1986. 200 б.
- Бэйрэмова Фэузия. Моц: Повестьлар / Фэузия Бэйрэмова. — Казан: Татар.кит.нэшр., 1991. 1916.
- Гали Рэхим. Сайланма эсэрлэр / Гали Рэхим. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. — 287 б.
- Галиуллин Тэлгат. Шэхесне гасырлар тудыра: Эдэби тэнкыйть, хикэялэр / Тэлгат Галиуллин. Казан: Татар.кит.нэшр., 2003. — 192 б.
- Гыйльманов Галимжан. Албастылар: Хыялый кыйсса / Галимжан Гыйльманов. — Казан: Татар.кит.нэшр., 2003. — 383 б.
- Гыйльманов Галимжан. Оча торган кешелэр (Иясез язмышлар хакында бэян) / Галимжан Гыйльманов // Мэйдан. — 2002. № 11. — Б.10−54- 2003.-4-Б. 10−61.
- Гыйльманов Галимжан. Тозлы яцгыр: повестьлар, хикэялэр, нэсерлэр / Галимжан Гыйльманов. Казан: Татар.кит.нэшр., 1993. — 351 б.
- Гыйматдинова Нэбирэ. Ак торна каргышы: Повестьлар / Нэбирэ Гыйматдинова. Казан: «Татар китабы» нэшр., 1997. -288 б.
- Еники Эмирхан. Эсэрлэр. 5 томда. 1 том / Эмирхан Еники. Казан: Татар.кит.нэшр., 2000. — 447 б.1. Камал Шэриф. Сайланма эсэрлэр / Шэриф Камал. — Казан: Татар.кит.нэшр., 2004. 446 б.
- Кэбиров М. Сары йортлар сере 7 М. Кэбиров // Казан утлары. — 2002. — № 2. — Б. 5−26.
- Мэьдиев Мохэммэт. Сайланма эсэрлэр. 3 томда. 1 том: Повестьлар / Мохэммэт Мэьдиев. Казан: Татар.кит.нэшр., 1995. — 534 б.
- Татар халык экиятлэре / Тез. Хэмит Ярми, Халидэ Гатина. Казан: Раннур, 1999. — 384 с.
- Татар халык риваятьлэре ьэм легендалары / Тез. С. М. Гыйлэжетдинов. Казан: «Раннур» нэшрияты, 2000. — 320 б.
- Тешлек. Тешлэрне юрау китабы / Тез. Ф.Яхин. — Казан: Раннур, 1997.-352 6.
- Фэттах Нурихан. Ител суы ака торур. Тарихи роман / Нурихан Фэттах. Казан: Татар.кит.нэшр., 1980. — 400 б.
- Хэбибуллин Месэгыйть. Кубрат хан: Тарихи роман / Месэгътйть Хэбибуллин. — Казан, Мэгариф, 2001. 335 б.
- Хэким Зелфэт. Сайланма эсэрлэр. Т.2. Генаь. Роман / Зелфэт Хэким. Казан: Тат.кит.нэшр., 1997. — 399 б.
- Эпик шигърият. XX йез башы 7 Тез. Ф. З. Яхин. — Казан: Татарстан Республикасы «Хэтер» нэшрияты (ТаРИХ), 2002.-463 б.
- Аналитическая психология и психотерапия / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. СПб: Питер, 2001. — 512 с.
- Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев / А. В. Анохин // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 4. — Л., 1924. — С. 1−32.
- Архетипические структуры художественного сознания. Сб. статей / Под ред. В. Б. Короны, Е. К. Созиной. Екатеринбург: Аэрокосмоэкология, 1999.- 146 с.
- Архетипические структуры художественного сознания. Сб. статей. Второй выпуск / Науч. ред. В. Б. Корона, Е. К. Созина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 132 с.
- Аюпов С.М. Эволюция тургеневского романа 1856−1862гг.: Соотношение метафизического и конкретно-исторического / С. М. Аюпов. Дис. доктора фил. наук / Казанский государственный университет. Казань, 2001.-414 с.
- Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 462 с.
- Бахтин М.М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000.-304 с.
- Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды / Н. М. Валеев. -Казань: Изд-во «Фэн», 2001. 328 с-
- Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине XIX — нач. XX века. (Историко-этнографические очерки) / Ф. Т. Валеев. Казань: ТКН, 1980 -232 с.
- Воробьев К.И. Материалы по культу домового и дворового у мишарей Буинского кантона Татреспублики / К. И. Воробьев // Труды студ. науч. кружка «Любители природы» в г. Казани. Вып.З. К., 1929. — С. 87−92.
- Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) / М. С. Галина // Общественные науки и современность. 1998. — № 6. — С. 161 — 170.
- Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. — М.: Советский писатель, 1988. 448с.
- Данилова И.Л. Модерн-постмодерн. О процессах развития драматургии 90-х годов / И. Л. Данилова. Казань: Фэн, 1999. — 96 с.
- Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. М.: Изд-во «Радикс», 1993.-344 с.
- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / В. М. Жирмунский. Л.: Изд-во «Наука», 1974. —728 с.
- Иванов Н.Н. Древнеславянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А. Н. Толстого, М. Пришвина / Н. Н. Иванов. Автореф. дис. доктора фил. наук / Московский педагогический университет.- М., 2000. — 54 с.
- Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В. Я. Ивбулис. М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2002. — 467с.
- Карасев JI.B. Nervoso fasciculoso (о «внутреннем» содержании гоголевской прозы) / JI.B. Карасев // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 42−65.
- Карасев JI.B. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) / JI.B. Карасев // Вопросы философии. 2000. — № 6. — С. 34−47.
- Карасев JI.B. Живой текст / JI.B. Карасев // Вопросы философии. — 2001.-№ 9.-С. 54−70.
- Кариева JI.A. Татарская мифология (в историко-сравнительном и типологическом аспекте) / JI.A. Кариева. Автореферат дис. канд. фил. наук / ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан. — Казань, 1999. — 34 с.
- Катанов Н. Погребальные обряды тобольских татар / Н. Катанов. -Тобольск: «Типография тобольского губернского управления», 1898. — 4 с.
- Катанов Н.Ф. Поездка к карагасам в 1890 году / Н. Ф. Катанов. — СПб., 1891.-112 с.
- Катанов Н.Ф. Хакасский фольклор / Н. Ф. Катанов. Абакан, 1963.164 с.
- Коблов Я.Д. Мифология казанских татар / Я. Д. Коблов. Казань: Типолитография Импер. ун-та, 1910. — 49 с.
- Козубовская Г. П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца 19 начала 20 веков / Г. П. Козубовская. Монография / Барнаульский государственный педагогический университет. — Самара-Барнаул, 1995. — 135 с.
- Костерина А.В. Мифопоэтическая семантика произведений Ф.М. Достоевского / А. В. Костерина. Автореферат дис. канд. фил. наук / Ивановский государственный ун-т. — Иваново, 1999. — 22 с.
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. М.: «Рефл-Бук», «АСТ" — К.: «Ваклер», 1997. — 384 с.
- Левинская Г. С. «Дом» в художественном мире Юрия Трифонова / Г. С. Левинская // Филологические науки. 1991. — № 2. — С. 3−11.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя / Ю. М. Лотман. — М.: Просвещение, 1988. — 348 с.
- Люсин В.Н. Особость архетипов женского / девичьего успеха в русской сказке / В. Н. Люсин // Общественные науки и современность. — 2000. -№ 4.-С. 88−102.
- Майкова А.Н. Архетипы и архетипические образы (на примере сказки о Царевне-лягушке и мифе о Гильгамеше) / А. Н. Майкова // Филологические науки. 1999. — № 2. — С. 20−29.
- Майнагашев С.Д. Жертвоприношение Небу у бельтиров / С.Д. Майнагашев// Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. З. Пг., 1916.-С. 93−102.
- Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е. М. Мелетинский // Вопросы философии. 1991. — № 10. — С. 41 -47.
- Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. М.: Изд-во «Наука», 1986. — 320 с.
- Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Отв. ред. Е. С. Новик. М.: РГГУ, 1998. — 576 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. — М.: Изд-во «Наука», 1976.-408с.
- Минц С.И. Русская фольклористика. Хрестоматия для вузов / С. И. Минц, Э. В. Померанцева. — М.: «Высшая школа», 1965. — 472 с.
- Миронов А.В. Мифопоэтика романа Э.Л. Войнич «Овод» в свете современных теорий мифа / А. В. Миронов. Автореферат дис. канд. фил. наук / Нижегородский государственный ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2002. — 22 с.
- Мишкинене Г. Сотворение мира в легендах литовских татар / F. Мишкинене // Живая старина. 2002. — № 3. — С. 17−19.
- Мишучков А.А. Мифологическое мышление (обзор состояния проблемы) / А. А. Мишучков // Credo. 1997. — № 4. — С. 24 — 33.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование / Р. Г. Мухамедова. — М.: Изд-во «Наука», 1997. 248 с.
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. (Серия «Психология — XX век») / С. Нартова-Бочавер. — М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. 413 с.
- Переходные процессы в русской художественной культуре: новое и новейшее время / Отв. ред. Н.А. Хренов- Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ- Научный совет «История мировой культуры» РАН М.: Наука, 2003. — 495 с.
- Пинегин М.Н. Свадебные обычаи казанских татар / М. Н. Пинегин. — Казань: Типография Императорского университета, 1891. — 20 с.
- Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания неба у Саяно-Алтайских народов / Л. П. Потапов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1978. — 224 с.
- Потапов Л.П. К изучению шаманизма у народов Саяно-Алтайского нагорья / Л. П. Потапов // Филология и история монгольских народов. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1958. 348 с.
- Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских тюрков / Л. П. Потапов // Культура и письменность Востока. Кн. 5. — Баку, 1928. — 209 с.
- Потапов Л.Х. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник. 1972. — М-: Изд-во «Наука», 1973.-412с.
- Поэтическое перешагивание границ (Юбилейный сборник к 65-летию Почетного доктора Казанского университета Герхарда Гиземанна). — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. 176 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 368 с.
- Пропп В .Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В .Я. Проппа) /B.Я. Пропп. Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. — 352с.
- Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного / A.M. Руткевич // Вопросы философии. 1988. — № 1. —C. 124−133.
- Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / A.M. Сагалаев, И. В. Октябрьская. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990.-209с.
- Сагалаев A.M. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип / A.M. Сагалаев. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — 155с.
- Садекова А.Х. Идеология ислама и татарское народное творчество / А. Х. Садекова. Казань: Изд-во «Фикер», 2001. — 208 с.
- Сакали М.А. Туркменский сказочный эпос / М-А. Сакали. -Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1956. 156 с.
- Слащева М.А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе Милорада Павича / М. А. Слащева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1997 -№ 3.- С. 43−53.
- Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы / И. В. Стеблева // Тюркологический сборник. 1971. — М.: Изд-во «Наука», 1972. 292 с.
- Стеблева И.В. Концептуальная основа образов в древнетюркской «Книге гаданий» («Ырк Битиг») / И. В. Стеблева // Восток. 1995, — № 3. — С. 93 104.
- Сухарев А.А. Казанские татары. (Уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования / А. А. Сухарев.- СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. 195 с.
- Татар мифлары: иялэр, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. — Казан: Тат.кит.нэшр. Т.1. — 1996. — 3886.- Т.2. — 1999. -432 6.
- Татары среднего Поволжья и Приуралья. М.: Изд-во «Наука», 1967.-536 6.
- Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник III // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Выпуск 459. Тарту, 1979. — 168 с.
- Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н. С. Лескова / С. М. Телегин. Автореферат дис. доктора фил. наук / Московский открытый педагогический университет. — М., 1996. — 46 с.
- Токарев С. А. Пережитки родового культа у алтайцев / С. А. Токарев // Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М-JI.: Изд-во АН CGGP, 1947. -Т.1.-С. 139−158.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс-культура, 1995. — 624 с.
- Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы) / В. Н. Топоров. -М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998- — 192с.
- Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. — 384 с.
- Тюркские народы. Материалы V-ro Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9−11 декабря 2002 г., Тобольск). Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002. — 604с.
- Тяпугина Н. Ю. Поэтика Ф.М. Достоевского. Символико-мифологический аспект / Н. Ю. Тяпугина. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1996. — 100 с.
- Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала / Р. К. Уразманова. Казань: ПИК «Дом печати», 2001. — 198 с.
- Урманчеев Ф.И. По следам белого волка: Ранние этнокультурные связи тюрко-татарских племен / Ф. И. Урманчеев. — Казань: АНТ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994. 128 с.
- Фенько А.Б. «Земля» и «огонь» — архетипы российского сознания / А. Б. Фенько // Социологические исследования. 1996. — № 10. — С.110−117.
- Хитарова Т.А. Архетипические образы Верха и Низа в романе с притчевым началом (А. Платонов, А. Мердок, У. Голдинг) / Т. А. Хитарова. Автореферат дис. кандидата фил. наук / Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2003.-29 с.
- Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т. В. Цивьян // Живая старина. 2000. — № 2. — С. 2−4.
- Человек и его символы / К. Г. Юнг, M.-JI. фон Франц, Дж.Л. Хендерсони др.-М.: Серебряные нити. Унив. книга, 1997.-367 с.
- Шамина В.Б. Два столетия американской драмы. Основные тенденции развития / В. Б. Шамина. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. — 128 с.
- Элиаде Мирча. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Мирча Элиаде. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. — 256 с.
- Элиаде Мирча. Словарь религий, обрядов и верований / Мирча Элиаде, Ион Кулиано. -М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997. -416с.
- Эсалнек А.Я. Архетип / А. Я. Эсалнек //Русская словесность. 1997. — № 5.-С. 31−37.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. Киев: Порт-Рояль- М.: Совершенство, 1997. — 383 с.
- Юнг К.Г. О феноменологии духа в сказках / К. Г. Юнг // Урания. -1994. № 1. — С.24−30- № 2. — С. 24−30.
- Юсупова Г. Ф. Красноуфимские татары. История. Язык. Фольклор / Г. Ф. Юсупова, Ф. Ю. Юсупов. Казан: РИЦ «Школа», 2004. — 376 с. На татарском языке
- Бакиров М.Х. Шигърият бишеге: Гомумторки поэзиянец яралуы ьэм иц борынгы формалары / М. Х. Бакиров. Казан: Мэгариф, 2001. — 343 б.
- Баязитова Ф.С. Гомернец еч туе. (Татар халкыньщ гаилэ йолалары) / Ф. С. Баязитова. — Казан: ТКН, 1992. — 295 б.
- Гыйльманов Г. Образ, символ, рухи кодлар / Г. Гыйльманов // Казан утлары. 1999. — № 4. — Б. 143−151.
- Заьидуллина Д.Ф. «Албастылар» яки татар прозасында яца сыйфатлар / Д. Ф. Заьидуллина // Казан утлары. — 2001. — № 11.— Б. 111−119.
- Заьидуллина Д.Ф. Эдэбият кануннары ьэм заман / Д. Ф. Заьидуллина. Казан: Тат.кит.нэшр., 2000. — 270 б.
- Заьидуллина Д.Ф. Модернизм ьэм XX йез башы татар прозасы / Д. Ф. Заьидуллина. Казан: Тат.кит.нэшр., 2003. — 255 б.
- Заьидуллина Д.Ф. Тэцре кылычы кайчан ицэ. / Д. Ф. Заьидуллина // Мэдэни ж-омга. 2000. — 18 август. — Б. 16.
- Заьидуллина Д.Ф. Уцай герой югалу: сэбэплэр, нэтижэлэр / Д. Ф. Заьидулина // Казан утлары. 2004 — № 10. — Б. 134−144.
- Заьидуллина Д.Ф. Яца дулкында / Д. Ф. Заьидуллина // Казан утлары. — 2003. № 1. — Б. 153−159.
- Исэнбэт Н. Татар мифлары / Н. Исэнбэт // Мирас. — 2001. — № 3. —Б. 20−28.
- Насыйри К. Сайланма эсэрлэр. 2 томда / К. Насыйри. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1975. 1 том. — 320 б.
- Сверигин Р. Гасырлар чатында / Р. Сверигин // Казан утлары. — 2002. —№ 4. —Б. 145−154.
- Татар эдэбияты тарихы. Алты томда: 6 том: 60−90 еллар эдэбияты. -Казан: «Раннур» нэшрияты, 2001. — 544 б.
- Урманче Фатих. Татар мифологиясе / Фатих. Урманче // Фэнни эзлэнулэр юлында. — Казан: Фикер, 2000. — Б. 102−134.
- Урманче Фатих. Борынгы миф ьэм бугенге шигырь / Фатих Урманче. — Казан: РИЦ «Школа», 2002. — 2606.
- Фэтхрахманов Р. «Тоба» тоткыныныц иреге (Нэбирэ Гыйматдинованыц яца китабын укыганда) / Р. Фэтхрахманов // Идел. — 2003. — № 12. —Б. 32−37.
- Фольклор жанрларын анализлау / Фэнни ред. М. Мэьдиев. — Казан: Казан ун-ты нэшр-ты, 1986. — 128 с.
- Фольклор жанрларын система итеп тикшеру / Фэнни ред. М. Х. Бакиров. —Казан: Казан ун-ты нэшр-ты, 1987. — 164 с.
- Харрасова Р. Кэрим Тинчурин ижатында мифологизм / Р. Харрасова // Фэнни Татарстан. — 2002. — №¾. — Б. 159−163.41 167. Ярми Хэмит. Татар халкыныц поэтик иж-аты / Хэмит Ярми. Казан: Тат.кит.нэшр., 1967. — 308 б. Энциклопедии, словари
- Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. СПб.: Университетская книга- 1998. — 447с.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия» Олимп. Т.1. 1997. — 672с.- Т.2. — 1998. -720с.
- Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995.-416с.