Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средневековый роман. 
Сравнительная характеристика античного и средневекового романов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из первых авторов, ставших примером фабульного типа повествования с обязательными этическими и эстетическими идеями, был уроженец Шампани Кретьен де Труа. Из его биографии известно лишь то, что рожден он был в начале 30-х годов XII века. Многие его стихи и обработки были утрачены. Основным трудом является разработка легенд об Артуре, состоящая из пяти романов: «Эрек и Энида», «Клижес… Читать ещё >

Средневековый роман. Сравнительная характеристика античного и средневекового романов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

античный средневековый роман художественный Средневековый роман возник в XII веке, когда развитие культуры достигло достаточно высокого уровня, чтобы читатель мог по достоинству оценить столь высокоморальные произведения.

Одним из первых авторов, ставших примером фабульного типа повествования с обязательными этическими и эстетическими идеями, был уроженец Шампани Кретьен де Труа. Из его биографии известно лишь то, что рожден он был в начале 30-х годов XII века. Многие его стихи и обработки были утрачены. Основным трудом является разработка легенд об Артуре, состоящая из пяти романов: «Эрек и Энида», «Клижес», «Ивэйн, или Рыцарь со львом», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале».

Государство короля Артура вымышлено, поэтому не имеет границ. Весь в его мир идеализирован, противопоставлен современному, который далек от утопии. Также мир изображен как длящийся уже бесконечно долго, не имеющий определенного начала и являющий собой нечто неколебимое и вечное.

Важной приметой является вплетение в повествование наряду с бытовым «правдивым» описанием фантастики. Она, привнесенная из кельтского фольклора, создает иную реальность, в которой герои живут и совершают свои подвиги. Хотя фоном и служат описание городов и замков современности, а также христианство. Но лишь фоном. Нет чудес, описываемых автором с религиозной точки зрения. Однако, некоторые поздние переложения легенд другими авторами пестрят религиозным мистицизмом. Куртуазный роман Кретьена де Труа возвышает человека, делает его создателем чудес посредством индивидуальных качеств, борцом с колдовством, злыми чарами и другой нечистью с помощью не только физической силы и оружия, но в основном крепости духа.

Центральным аспектом рыцарских романов является понятие «авантюра». На первом месте всегда стоит не общепринятая любовь, а именно необходимость приключений, хотя конечно многие подвиги совершены для и ради любви. Но образ дамы находится на заднем плане, описание ее этикетной внешности, чудесной характера и куртуазных пристрастий.

Дальнейшие обработки романов включают в себя богатые описания замкового быта, длительных лесных поездок, красочных турниров и рыцарских поединков, ярмарок. Но сюжетная линия остается неизменной: поиск пути для реализации себя как достойного человека посредством рискованных авантюр, великих подвигов. Очень важна личностная характеристика героя, его моральная сторона, подтверждающая целеустремленность и силу духа.

Присутствуют, конечно, и «нерыцарские» средневековые романы, такие как «Тристиан» в переложении Готфрида Страсбурского. Там главенствует всепоглощающая, убийственная любовь, ради которой влюбленная пара вынуждена обманывать, предавать, идти на все ради этого чувства. Здесь уже мы встречаем параллель со стандартной сюжетной линией античного романа: главные герои преодолевают множество препятствий на пути к своей цели — быть вместе.

Средневековые романы полны аллегорий, символических замен объектов, поэтому потребитель живо участвует в творческом процессе во время чтения, рисуя в воображении недосказанное и не полностью обозначенное.

Нововведением является смещение описания мыслей и эмоций героя в сторону психологизма, читателю дается возможность с помощью воображения нарисовать моральный портрет. Большая роль отводится определению мировоззрения, критериев выбора жизненного пути и приоритетов.

Теперь художественная структура этих куртуазных повествований представляется достаточно примитивной и беспомощной. Достоянием исторической этнографии стал описываемый в романе феодальный быт — все эти осады, турниры, многолюдные охоты и празднества. Но эти наивные рассказы о кознях фей, о зловредных великанах, мудрых отшельниках, справедливых королях, бесстрашных и великодушных рыцарях, о любви светлой и самоотверженной продолжают волновать и манить. Потому что средневековый роман передал следующим эпохам высокое представление о человеческом долге, о чести и благородстве, о бескорыстии и подвижничестве, о доброте и сострадании. [2, с.28].

Все это стало важным шагом в мировой литературе, что повлияло на судьбу романа как одного из важнейших видов произведений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой