Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Петрарка: первый европейский гуманист

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петрарка многое делал впервые в европейской истории. Он первым предпринял не «деловое», а «туристическое» путешествие в Альпы для того, чтобы насладиться природными красотами. Первым завел обычай пребывать в уединении, предаваясь научным и литературным занятиям, когда в 1337—1341 гг. поселился в небольшом местечке Воклюз под Авиньоном. В этом тихом живописном уголке, в счастливом одиночестве… Читать ещё >

Петрарка: первый европейский гуманист (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам делает себя таковым великолепными своими делами.

Петрарка

Петрарка — не только вождь старшего поколения итальянских гуманистов. Он фактически первый европейский гуманист. Петрарка помогал современникам почувствовать красоту и совершенство античной культуры, открыл в «Книге песен» новые горизонты внутреннего мира человека, стал основоположником европейской ренессансной лирики.

Вехи жизненного пути. Биография Франческо Петрарки (1304—1374), а во многом и биография его семьи, пересекается с дантовской.

Отец будущего поэта, нотариус Пьетро ди Наренцо, по прозвищу Пстракко (именно оно в измененном виде станет литературным именем Петрарки), также жил во Флоренции и принадлежал к партии «белых» гвельфов; как и Данте, он был изгнан из города в 1302 г. Петрарка родился через два года после этого событии, в тосканском городе Ареццо. В 1312 г. семья переезжает во французский город Авиньон, куда был ранее перенесен папский престол. Здесь Франческо начинает домашнее обучение, затем по настоянию отца штудирует юриспруденцию в университете Монпелье, позже — в Болонском университете. Но после смерти отца Петрарка «отправляет в изгнание юридические книги». Отныне он безраздельно увлечен римской литературой, поглощает сочинения античных классиков, особенно Вергилия и Цицерона, начинает сочинять стихи по-латыни, а позднее — занимается поиском, собиранием, изучением и публикацией древних рукописей.

Петрарка являл собой особый тип писателя-гуманиста, который сочетал высокую поэзию, проникновенную лирику с трудом ученого. Он стал одним из создателей важнейшей области гуманитарного знания: классической филологии.

Одновременно Петрарка принимает духовный сан, а с 1330 г. становится капелланом кардинала Джованни Колонна. Но его привлекает не церковная карьера, а материальная обеспеченность, поскольку она гарантирует независимость, возможность много путешествовать (Париж, Льеж, Кельн, Лион), знакомиться с учеными, трудиться в библиотеках. Петрарке мы обязаны обнаружением утраченных писем и речей Цицерона, хроник Плиния, сочинений Квиптиллиана, Лукреция, Пстрония. В библиотеке писателя были Вергилий, Сенека, Гораций, Овидий, Плавт, Теренций и другие античные авторы. Петрарка тщательно штудировал и комментировал их тексты, перевел на итальянский язык Гомера и Платона. Он настолько глубоко и органично вживался в литературу и культуру Рима, проникался духом его писателей, что даже писал некоторым из них, например, горячо любимому Цицерону, письма. И эта, на первый взгляд, странность, на самом деле, по-своему объяснима. В античном искусстве его притягивает живой интерес к человеку, к реальной, земной жизни.

Петрарка многое делал впервые в европейской истории. Он первым предпринял не «деловое», а «туристическое» путешествие в Альпы для того, чтобы насладиться природными красотами. Первым завел обычай пребывать в уединении, предаваясь научным и литературным занятиям, когда в 1337—1341 гг. поселился в небольшом местечке Воклюз под Авиньоном. В этом тихом живописном уголке, в счастливом одиночестве он создавал свои лучшие произведения. И Воклюз остался в истории мировой литературы, как Ферне Вольтера, Ясная Поляна Толстого, Ноан Жорж Саид, Спасское-Лутовиново Тургенева, Мелихово Чехова.

Петрарка стал инициатором возрождения античной церемонии венчания поэтов лавровым венком и был награжден им как автор поэмы «Африка» на римском Капитолии 8 апреля 1341 г. А прославленная история его влюбленности имеет очевидную параллель с историей Данте: 6 апреля 1327 г. на утренней мессе в авиньонской церкви Петрарка встретил молодую женщину по имени Лаура. Он влюбился в нес с первого взгляда и позднее обессмертил в своих сонетах. Петрарка вряд ли был в серьезных отношениях с Лаурой, женой авеньонского дворянина Гюга де Сада, родившей в браке 11 детей и умершей во время чумы 1348 г. Но для него, так же, как и для Данте, было не чуждо представление трубадуров о любви как о возвышенном обожании возлюбленной, являющейся женой другого человека. Поистине, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». И все же Петрарка, как мы увидим, существенно преобразит куртуазную концепцию любви. А его Лаура предстанет более земной, реальной, чем уподобленная Мадонне Беатриче Данте.

При этом Петрарка, в отличие от Данте, не был увлечен политической борьбой, не принадлежал ни к одной партии. Он не чувствовал себя связанным с Флоренцией, поскольку его родиной была Италия в целом. Он словно обретал свою истинную отчизну в античной культуре, став «сам себе античностью» (по выражению Л. М. Баткина). Не случайно Петрарка в 15 раз больше написал произведений на латинском языке, чем на итальянском.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой