Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой нашей работы явилась реализация важнейших принципов психологического исследования — принципа личностного подхода (С.Л.Рубинштейн), согласно которому все внешние причины (внешние воздействия) действуют всегда опосредованно, через внутренние условияпринципа диалектического единства личностного и общественного, индивидуального и социального (К.А.Абульханова-Славская, Л. И… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Содержание и социально-психологические особенности межличностного взаимодействия
    • 1. 1. Теоретические и методологические основы исследования
    • 1. 2. Проблема межличностного взаимодействия в зарубежной психологической литературе
    • 1. 3. Проблема межличностного взаимодействия в отечественной психологической литературе
  • Глава 2. Особенности восприятия и отношения ко времени в аспекте межличностного взаимодействия
    • 2. 1. Восприятие времени и его изучение в психологической литературе
    • 2. 2. Особенности отношения личности ко времени
    • 2. 3. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния временной компетентности на продуктивность межличностного взаимодействия
    • 3. 1. Постановка проблемы
    • 3. 2. Предмет, объект, методы исследования
    • 3. 3. Результаты исследования и их интерпретация. 70 3.3.1.Особенности восприятия времени и их влияние на продуктивность межличностного взаимодействия
      • 3. 3. 2. Индивидуально-психологические особенности личности и их влияние на протекание процесса межличностного взаимодействия
      • 3. 3. 3. Зависимость продуктивности процесса межличностного взаимодействия от половозрастных, профессиональных особенностей

Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важных, но крайне мало используемых резервов психической организации личности, ее жизнедеятельности в социуме является время.

Обращенность научного познания времени в русло межличностных взаимодействий обусловлена логикой развития, и жизнедеятельности личности во времени — хронотопическим единством познания, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев). Деятельность человека, осуществляемая в социуме, опосредована межличностными отношениями, которые имеют временные характеристики последовательности, периодичности, ритмичности, прерывности, т. е. «протекают» во времени.

Особую значимость время, временная компетентность приобретает в системе межличностных взаимодействий, играя важную роль в установлении прочных и длительных, продуктивных социальных контактов личности, межличностных взаимодействий.

В ряде исследований на протяжении длительного времени межличностное общение рассматривалось как деятельность, и как самостоятельное явление (А.А.Бодалев, Б. Ф. Ломов, Г. М. Андреева, А.А.Леонтьев). Изучались процессы построения доверительных отношений (Л.А.Петровская, А. Г. Ковалев, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман), исследовались причины, вызывающие возникновение трудностей в общении и взаимодействии (Л.И.Божович, А. И. Донцов, Н.А.Лабунская).

Однако изучение влияния времени на межличностные взаимодействия, остается малоисследованным в современной психологии.

В нашем исследовании мы стремились раскрыть системообразующую и главенствующую роль времени в контексте межличностных отношений, в ходе диалога-общения.

Умение ставить реальные временные цели, оптимально строить взаимодействие во времени, изменять временные рамки общения, знание допустимых лимитов взаимодействия, точность оценки временных границ пространства межличностных отношений, т. е. временная компетентность личности (А.К.Болотова) составляет необходимый компонент компетентности в общении (Л.А.Петровская), может способствовать развитию коммуникативной компетентности, облегчая создание атмосферы понимания и принятия в ситуации «здесь и теперь» (К.Роджерс) диалога-общения, оптимизировать развитие созидательной активности личности в настоящем и будущем.

Методологической основой нашей работы явилась реализация важнейших принципов психологического исследования — принципа личностного подхода (С.Л.Рубинштейн), согласно которому все внешние причины (внешние воздействия) действуют всегда опосредованно, через внутренние условияпринципа диалектического единства личностного и общественного, индивидуального и социального (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Г. М. Андреева, Г. А. Ковалев, Л.А.Петровская) — организации и построения стратегии жизни личности (К.А.Абульханова-Славская), принципа хроното-пической детерминации развития личности в онтогенезе (В.И.Ковалев, А. КБолотова).

Теоретической основой исследования послужили теория личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, К.К.Платонов), теоретические представления о продуктивности диалога-общения (А.А.Бодалев, А. А. Леонтьев, Л.А.Петровская), концепции компетентности в общении и развитии диалогических умений (Ю.М.Жуков, Л. А. Петровская, Г. М. Андреева, А.У.Хараш), концепция временной компетентности личности (А.К.Болотова).

В ряде социально-психологических исследований (Л.А.Петровской, А. С. Братченко, А.У.Хараш), продуктивное (диалогичное) общение рассматривается как взаимодействие, характеризующееся взаимодоверием, взаимопониманием, взаимосимпатией, равноправием партнеров.

В контексте нашего исследования диалог мы рассматриваем как одну из компонент пространственно-временной организации межличностного взаимодействия, поскольку психическое формируется в процессе отражения и интериоризации различных пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику реальностей объективного мира. Таким образом, психическое воздействие является функцией психологического пространства и времени. Продуктивность данного процесса обеспечивается взаимной пространственно-временной упорядоченностью структур, взаимодействующих между собой систем (Г.А. Ковалев, 1991), в том числе и субъектов диалогического общения.

В ряде исследований в качестве операциональной единицы научного анализа категорий психологического воздействия выделяются временные параметры (Б.И.Цуканов, А. К. Болотова, А.В.Шленская) межличностного взаимодействия, описаны индивидуальные показатели субъективного отражения времени «единица времени», т-тип личности (Б.И. Цуканов), которые удовлетворяет критериям «действительного настоящего», в пределах которого субъективно переживаемое время возникает в форме ближайшего будущего, а исчезает в форме мгновенно прошедшего, приобретая черты реально переживаемой длительности в структуре «действительного настоящего». Выделение собственной единицы времени, измеряющей ход переживаемого человеком времени, позволяет изучать проблему субъективного (психологического) времени в рамках принципа объективности.

Вместе с тем, проблема изучения временной компетентности в структуре межличностных взаимодействий, ее влияние на продуктивность диалога-общения не были предметом исследования.

В соответствии с этим, цель нашего исследования — изучение временной компетентности в структуре межличностных взаимодействий. Предмет нашего исследованияпсихологические особенности временной компетентности личности и ее влияние на продуктивность межличностного взаимодействия. Объект исследования — индивидуальные особенности восприятия времени и коммуникативные свойства личности. Всего в исследовании приняло участие 286 человек—представителей различных профессиональных групп: студенты, инженеры, врачиисторики, лингвисты, музыканты, менеджеры, учителя.

Гипотеза исследования:

1. Адекватность восприятия времени и временных отношений оказывает влияние на развитие временной компетентности.

2. Одна из составляющих временной компетентности — временной тип (т-тип) личности.

3. Временная компетентность играет структурообразующую роль в развитии межличностного взаимодействия наряду с такими составляющими как диалогичность, паритетность позиций в общении, доверие, принятие и др.

Для реализации поставленной перед нами цели и проверки сформулированных гипотез необходимо решить ряд задач исследования:

1. Обобщить зарубежный и отечественный опыт изучения проблемы влияния времени на продуктивность межличностного взаимодействия, выработать собственный подход к изучению временной компетентности.

2. Подобрать и апробировать методический инструментарий для изучения временной компетентности.

3. Изучить основные содержательные компоненты временной компетентности.

4. Исследовать влияние формально-динамических характеристик на продуктивность межличностного взаимодействия.

Методы исследования: В процессе работы изучались особенности восприятия и отношения личности ко времени: с помощью хронометрических проб определялся т-тип (методика Д. Г. Элькина, Б.И. Цуканова) — для изучения особенностей временного бюджета применялась методика С. Я. Рубинштейн, ориентация личности во времени исследовалась с помощью метода Р. Раббина и методики незаконченных предложений Ж. Нюттена, Н. Н. Толстыхиспользовался опросник формально — динамических свойств индивидуальности В. М. Русаловаизучение личностной представленности субъекта в общении определялось с помощью опросника эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейнаисследовались уровни коммуникативного контроля по методике М. Шнавдер, а также определялись уровни диалогичности общения и коммуникативные способности.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась применением системы методов, отвечающих предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг другарепрезентативностью выборкиприменением стандартного набора методов прикладной статистики, использованием компьютерной обработки данных силами статпакетов '^айБйка" .Схема анализа эмпирического материала включает в себя: корреляционный, регрессионный, факторный анализ основных показателейустановление различия показателей выборок.

Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые акцент в изучении межличностного взаимодействия переносится на исследование особенностей восприятия времени в ситуации общения, построения продуктивного межличностного взаимодействия с учетом его временных лимитов. Теоретически в работе выделены основные характеристики временной компетентности, обусловливающие продуктивность межличностного взаимодействия. Экспериментально изучено влияние временных (т-тип, временная ориентация), формально-динамических (эргичность, пластичность, скорость), личностных (эмпатические тенденции) особенностей на продуктивность межличностного взаимодействия. Дана содержательная характеристика временной компетентности, определяющей продуктивность межличностного взаимодействия, а так же выявлена его содержательная структура.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные можно использовать в рамках профессионального консультирования, в профилактике возможных трудностей межличностного взаимодействия, а также в целях психологического анализа ситуации межличностного взаимодействия. Данные диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов. Разработанные методы изучения и развития временной компетентности могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗах.

Положения, выносимые на защиту: 1. Время играет системообразующую роль в контексте межличностных отношений, в процессе структурирования и построения межличностных взаимодействий.

2. Продуктивность межличностных взаимодействий обусловлена целым рядом содержательных компонентов, составляющих его структуру: адекватным восприятием субъективно переживаемого времени, способностью своевременно изменять пространство общения и учетом временных лимитов межличностного взаимодействия.

3. Временная компетентность в общении определяет адекватность субъективной оценки переживаемого времени и временного пространства межличностного взаимодействия, способность оптимального построения взаимодействия во времени с учетом временных лимитов общения, эмпа-тийность в расширении или снятии временных границ коммуникативного контроля.

4. Продуктивность межличностного взаимодействия может обусловливаться также формально-динамическими характеристиками личности (эргич-ность, пластичность, скорость), половозрастными характеристиками личности.

Заключение

.

Человек и время в различных социальных ситуациях становятся взаимозависимыми: по-иному переживая время своей жизни и, переосмысливая прошлое, настоящее, будущее, личность изменяет пространственно-временной континуум бытия.

Данное исследование было посвящено проблеме влияния временного фактора на процесс протекания межличностного взаимодействия.

Опираясь на работы Л. А. Петровской, А. С. Братченко, продуктивное (диалогичное) общение рассматривается как взаимодействие, характеризующееся взаимодоверием, взаимопониманием, взаимосимпатией равноправием партнеров.

В работе выделяются такие характеристики продуктивности межличностного взаимодействия как уровень диалогичности общения и, вместе с ним степени взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосимпатии равноправияуровни коммуникативного контроля и общительности.

Методологической основой пашей работы явилась реализация принципов личностного подхода (С.Л.Рубинштейн), диалектического единства личностного и общественного, индивидуального и социального (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Г. М. Андреева, Г. А. Ковалев, Л.А.Петровская). Теоретической основой исследования послужили представления о успешном, продуктивном общении (А.А.Бодалев, А. А. Леонтьев, Л.А.Петровская), концепции компетентности в общении и развитии диалогических умений (Ю.М.Жуков, Л. А. Петровская, Г. М. Андреева, А.У.Хараш), концепция временной компетентности личности (А.К.Болотова).

В работе описаны различные варианты обусловливания процесса межличностного взаимодействия, изучено влияние индивидуально-психологических характеристик на успешность общения.

В диссертации впервые в качестве фактора, обусловливающего характер протекания процесса, рассматривается временная компетентность, ценностное отношение к временному бюджету, оптимальное построение межличностного взаимодействия во времени.

В работе подтверждены гипотезы о том, время играет системообразующую роль в контексте межличностных отношений, в процессе структурирования и построения межличностных взаимодействий. Продуктивность межличностного взаимодействия обусловливается адекватностью отражения времени субъектом.

В диссертационном исследовании выделены основные характеристики временной компетентности, обусловливающие продуктивность межличностного взаимодействияизучено влияние временных (т-тип, временная ориентация), формально-динамических, (эргичность, пластичность, скорость), личностных (эмпатические тенденции) особенностей на продуктивность межличностного взаимодействия.

Дана содержательная характеристика временной компетентности, обусловливающей продуктивность межличностного взаимодействия, а также выявлена его содержательная структура.

Данные, полученные в диссертационном исследовании, позволяют расширить представление о межличностном взаимодействии и факторах, обусловливающих его продуктивность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Лбульхаиова-Славская К.А. «Стратегия жгоии». Москва, 1991.
  2. К.А., Т.Н. Березина «Время личности и время жизни». Спб., 2002
  3. B.C. «Механизмы социального восприятия"\ Психологический жур-нал.М., 1989 г. № 2
  4. Айзенк Г. Ю."Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы\ Иностранная психология .М., 1993 том 1 № 2
  5. .Г. „Психология и проблемы человекознания“. Москва, 1996 г.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Москва, 1980.
  7. Анастази Анна „Психологическое тестирование1' в 2-х книгах, М., 1982 г.
  8. Г. М., Донцов А. И., Яноушек Я. „Общение и оптимизация совместной деятельности“ М., МГУ 1987 г.
  9. Г. М. „Социальная психология“ Уч. Для ВУЗов М., 1994 г. Ю. Анохин П. К. „Принципиальные вопросы общей теории функциональныхсистем“.М., 1971
  10. П.Анохин П. К Философские аспекты теории функциональных систем“.М., 1978
  11. М. Психология счастья.М., 1990
  12. Т.Е. „Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности“ автореф. канд. дис. ИП РАН, 1984 г.
  13. О.Н. „Операциональные аспекты временной перспективы лично-сти"\ Вопросы психологии № 4 2000г. с.61−68
  14. А.Г. Психология личности. М.1990
  15. А., Эйзен С. Статистический анализ: Поход с использованием ЭВМ. М, 1982
  16. Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция. М., 1982
  17. Т.Н. „Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности“. \ Психологический журнал М., 1998 г. том 19, № 4, с. 13−26.
  18. Э. „Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры“. Лениздат, 1992
  19. A.A. „Психология общения“ М., 1996
  20. A.A., Ковалев А. Г. „Психологические трудности общения и их пре-одоление.\Педагогика. М., 1992 г. № 5−6
  21. Л.И. „Личность и ее формирование в детском возрасте“ М., 1988 г.
  22. А.К. „Психология времени в межличностных отношениях“. М., 1997 г.
  23. БолотоваА.К. „Психология временной организации личности“ автореф докт дисс. М., 1995 г.
  24. БолотоваА.К. Психология времени в межличностных отнотпениях.М., 1997 г.
  25. X. Л.“ Новое опровержение времени“ \ Соч. в 3-х томах. Рига 1994 г. т. 2 с.139−155
  26. Г. С. „Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников“.\ Темперамент. Пермь 1976 с 65−80
  27. Л.С. „Развитие высших психических функций“ М., 1965
  28. Л.Я. „Психология эмоциональных отношений „М., МГУ 1989
  29. Л.Я., Лосепков В.А.“ влия1ше пола па дифферепцировашюсть контактов со занчимыми лицами. Общение как предмет теоретических и прикладных иследований. Л., 1973
  30. Е.И., Кроник A.A. „Психологическое время личности“. Киев 1994
  31. А.Т. „Параметр общительности коммуникативности и тип нервной системы.\ Общение как предмет теоретическими прикладных иследований., Л., 1973 /
  32. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994
  33. А.Б. „Общение- наука и искусство“. М., 197 г.
  34. А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. „Введение в практическую социальную психологию“.М., 1996 г.
  35. А.И., Емельянова Т. П. „Концепция социальных представлений в современной французской психологии.М., 1987
  36. Ю.М. „Точность и дифференцированность межличностного восприятия“ автореф. канд. дис., 19.00.05, М., 1982
  37. П.Н. „Влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на процесс общения“. Автореф. канд. дис. М., 1982
  38. К. „Психология эмоций“ С.-Пб., 1999 г.
  39. Ильенков Э. В. Что такое личность\ Психология личности.Тексты.М., 1982
  40. А.И. „Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы.\ Уч. записки Пермского пед. института, вып.23, 1958 г.
  41. М.С. „Мир общения: Проблема межсубъектпых отношений“. М., 1988 г.
  42. Карнеев Р.К."Индивидуально-личностные факторы диалогичности общения.“ автореф.канд.дис.М., 1996 г.
  43. А.Г. „Психология личности“ 3 изд. М.1970
  44. Ковалев А. Г, Мясшцев В. Н. „Психические особенности человека в 2 -х томах Л., 1957 и 1960гг.
  45. Ковалев В.И.“ Об индивидуальном жизненном хронотопе человека.“ \Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991 с.8−14
  46. Г. А. „О системе психологического воздействия“. М., 1987 с.4−43
  47. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., МГУ, 1997.
  48. A.A. „Понятие психологии времени“//Категории материальной диа-лектики.М., 1988 с.29−199.
  49. А.И. „Психологическая структура действий человека“. Уч. пособие, М., 1990
  50. Крупное А. И „Психические проявления и структура темперамента“. Уч. Пособие, М., 1992 г.
  51. Л.Ю. „Личностные особенности организации времени“, авто-реф.канд.дис. М., 1989
  52. В.Н. “ Стиль общеиия и его формировшше JI., 1985 г.
  53. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М."Межличностное общение“ „Питер“, 2002
  54. А.Ф. » Классификация личностей" 2-е изд, 1924 г.
  55. А.Ф. Классификация личностей \Психология индивидуальных различий.Тексты. 1982
  56. A.A. «Факторы, определяющие коммуникативные тенденции личности». Автореф. Канд.дис., М., 1999 г.
  57. A.A. " Психология общения" 2-е изд. 1997 г.
  58. А.Н. Избрашше психологические труды в 2-х томах. М., 1983
  59. В.В. " Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства". Л., 1981
  60. .Ф. «Общение как проблема общей психологии.» \ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
  61. .Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984
  62. Магун В. С/'О многоуровневости факторной структуры индивидуально-типических особенностей человека"\. Экспериментальная и прикладная психология.Вып.5 Л., 1973 г.
  63. Д. «Социальная психология» М., 1997
  64. Р. Различные аспекты Я\ Психология личности.Тексты.1982
  65. Р. Черты личности\ Психология личности.Тексты. 1982
  66. Мейли Р, Факторный анализ личности\ Психология индивидуальных различий.Тексты. 1982
  67. B.C. «Психология индивидуальности» М., 1996
  68. Мерло-Понти М. «Сам себя созидающий Бергсон"\ В защиту философии. М., Изд-во гуманит. лит-ры 1996 г., с. 169−181
  69. Методы исследования межличностного восприятия. \Спец. практикум по социальной психологии. М., 1984
  70. Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием\ Хронобиология и хрономедицина. Руководство. М., 1989 г.
  71. К. „Переживание времени в период кризиса"\Психологический журнал 2000г. т. 21 № 4 с.5−21
  72. В.Н. „Личность и неврозы“ Л., ЛГУ
  73. В.Н. „Основные проблемы современного состояния психологии отношения человека“ в 2-х томах, Сб. ст. Л., 1960 г.
  74. Мясгацев В.Н.“ Психология отношений». Избр. Психологические труды. М., «Институт практической психологии», Воронеж, 1995 г.
  75. В.Д. " Основные свойства нервной системы человека". М., 1966
  76. В.Д. Темперамент \Психология индивидуальных разли-чий.Тексты. 1982
  77. В.Г. «Темперамент личности и фиксированная установка» Тбилиси, 1970г.79.0бозов H.H. «Психология межличностных отношений», Киев, 1990 г.80.0бщение и диалог. Под ред. А. А. Бодалева, М., 1987г
  78. И.М. «Опыт комплексного исследования некоторых индивидуально-типических особенностей человека». \ Человек и общество. Л., ЛГУ, 1966 г.
  79. В.И. «Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования.» Киев, 1975 г.
  80. .Д. «Анатомия общения». Уч. пособие, С.-Пб., 1999 г.
  81. .Д. «Социальная психология». Уч. пособие, С.-Пб., 1999 г.
  82. Петровская Л.Л."Компетентность в общешш. Социально-психологический тренинг". М., 1989г
  83. Писаренко В. М, Рождественская H.A. «Методы совершенствования межличностного познания». \ Вестник МГУ, сер. 14, «Психология», 1988 г. № 2
  84. К.К. «Структура и развитие личности». М., 1986 г.
  85. Проблема общения в психологии. Сб. ст., отв. ред. Б. Ф. Ломов М., 1981 г.
  86. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей М., 1982 г.93."Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. «под ред, A.B. Брушлинского, М., ИП РАН, 1997 г.
  87. Психология межличностного познания. Сб. статей, М., 1981 г.
  88. Психолого-педагогические проблемы общения. Сб. статей вып.5(20)
  89. Психологические исследования общения. Сб. статей под ред. Б. Ф. Ломова, М., 1985 г.
  90. Н.И. «Психология личности» . М., 1987 г.
  91. В.В. «О взаимосвязи особенностей общения личности и ее социально-перцептивных характеристик"\Вопрось1 психологии № 2,1981г.с.58−67
  92. С.Л. «Основы общей психологии» в 2-х томах.М., 1989 г.
  93. ЮО.Рубинштейн С. Я. Использование времени как показатель осознаваемых инеосознаваемых мотивов \ Бессознательное. Тбилиси. 1978 стр. 644−651
  94. И.Л. «Стиль общения и его детерминанты». Автореф. канд. дис. М., МГУ, 1988 г.
  95. В.М. «Биологические основы индивидуально-психологических различий». М., 1979 г.
  96. ЮЗ.Русалов В. М. «Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности». \ Психологический журнал, т.7 № 4 1986г. с.23−35.
  97. В.М. «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Метод. Пособие». ИП РАН М., 1997 г.
  98. Ю5.Серепкова В. Ф. «Типологические особенности планирования личностного времени». \ Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995 г., с. 192−205
  99. Юб.Ситниченко А. А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии. Киев, 1990
  100. Л.В. «Соотношение временых и пространственных факторов (хронотоп) в деятельности нервной системы. \ Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология. Л., 1990 г. с.46−59
  101. Я. «Роль темперамента в психическом развитии». М. 1982 г.
  102. Я. «Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента». \ Иностранная психология, т.1, № 2, 1993 г.
  103. Ю.Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий». М., 1961 г.
  104. Ш. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987 г.
  105. П., Пиаже Ж. «Экспериментальная психология». 3-е изд. М., 1970 г.
  106. Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск 1997
  107. А.У. Личность, сознание и общение.\ Психолого-педагогические проблемы общения, М., 1979 стр.32−39
  108. Харман Г."Современный факторный анализ» М., 1972 г.
  109. М. Бытие и время М., 1993
  110. Л., Зиглер Д. «Теории личности». М., 1997 г.
  111. И8.ХудяковаТ.Л. «Межличностная обратная связь в педагогическом общешш» автореф.канд.дисс.М., 1996 г.
  112. Цуканов Б, И. «Фактор времени и природа темперамента». \Вопросы психологии. 1988 г. № 4, с. 129−136
  113. .И. «Психогенетические закономерности воспроизводства индивидов в типологических группах». \Вопросы психологии. 1989 г.№ 4, с. 149−153
  114. .И. «Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта». Шсихологический журнал. 1991 г., т. 12 № 3, с. 38−43
  115. .И. «Восприятие времени и психологическая устойчивость личности». Шсихологическая устойчивость профессиональной деятельности. 1984 г., с. 180−182, Москва-Одесса.
  116. В.Д. Психология деятельности и способности человекам., 1996 г.
  117. Е.В. «Представления о педагогическом общении у разных групп учителей» автореф.канд.дисс., М., 1996 г.
  118. Г. Я. «Влияние фактора «свой» на процесс восприятия и оценки действий человека», автореф. канд. дис. Тбилиси, 1978
  119. Р. «Психология влияния» 3-е изд. С-Пб., 1999 г.
  120. Т. «Социальная психология». Ростов-на-Дону, 1998 г.
  121. А.И. «Два опросника структуры нейродинамических и психодинамических уровней интегральности человека». Пермь, 1994 г.
  122. Юнг К.Г. «Психология бессознательного». М., 1997 г.
  123. Юнг К.Г. «Психологические типы». М., 1997г
  124. Д.Г. Восприятие времени.М., 1960 г.
  125. М.Г. история психологии в 2-х т. М.19
  126. Allan L. The perception of time \ Perc. a. Psychophys.1979 V. 26 p.340−354
  127. Altman S., Taylor D. Social penetration: the development of interpersonal relationships \N. Y. 1973
  128. Argyle M. The psychology of interpersonal behavior. London Penguin Books, 1972
  129. Aronoff J., Wilson J.P. Personality in the social process. Hillsdale, NJ: F. r1baum/1985.
  130. Blass T. Social psychology and personality: Toward a convergence. \ Journal of Personality and Social psychology, 1984 vol.47 p. 1013−1027
  131. Broxon P.A. A test of interpersonal attraction predictions derived from balance theory // Abnormal Social Psychology 1963 vol. 66
  132. Buss A.H., Plomin R. Temperament: early developing personality traits. Hillsdale, NJ: Erlbaum/1984.
  133. Corcoran D.W. the relation between introversion and salivation.\ American journal of psychology, 1964 vol.77 p. 298−300 141 .Cattell R. B, Personality and learning theory.// The structure of personality in its environment. 1960, vol. 1
  134. Chaiasson N., Charbomneau C. et all. In-group-out-group similar information as a determinant of attraction toward members of minority group. WJournal of social psychology. Washington, 1996 vol.136 p.233−241, № 2
  135. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinisinc motivation and self-determination in human behavior. N.Y.: Plenium 1985
  136. Duck S.W. The personal and interpersonal in construct theory: Social and individual aspects of relationsips. London: Academic press 1979 pp.279−297.
  137. Eagly A. H/ Involvement as a determinant of response to favorable and unfavorable information //Journal of personality and social psychology. 1967., Durbank, vol 7 ,№ 3.
  138. Endler N.S. Persons, situations and their interactions. In Rabin A.I., Aronoff J. et all (eds.) Further explorations in personality 1981 N.Y. pp.114−151
  139. Evans R."Gordon Allport: A conversation"// Psychology today, 1971 № 4 p.62−65.
  140. EysenkH.J. Personality, genetics and behavior. N.Y., 1982
  141. Fiske S.T. Taylor S.E. Social cognition. N.Y. McGraw-Hill 1991
  142. Human perception and performance. Review by American Psychology Association//Journal of experimental psychology. Washington, 1989 vol. p.-, №
  143. Hale C.S. Time dimensions and the subjective experience of time \ Journal of Humanistic Psychology vol. 33 1993 p.88−105 152.1zard C.E. Personality similarity and friendships.// Abnormal and Social psychology. Vol.1 1960
  144. Kihlstrom J.E. Introduction to the special issue: Integrating personality and social psychology. \ Journal of Personality and Social psychology, 1987 vol.53 p.989−992
  145. Klohnen E.C., Mendelson G.A. Partner selection for personality characteristics: a couple centered approach.// Personality and Social Psychology Bulletin, Newbury Park, vol. 24 № 7,1998 p. 750−758
  146. Lynn R. et all. Gender difference extraversion, neurotism and psychotism in 37 nation. // Journal of social psychology. Washington, 1997 vol.137 p.369−373, № 3
  147. Markus H., Smith J. The influence of self-schema on the perception of others In N. Cantor & J.E.Kihlstrom (Eds.) Personality, cognition and social interaction. 1981 Hillsdale, NJ: Erlbaum pp.233−262
  148. McCutcheon L.E. Stereotyping the nocturnal person: findings with some alarming implications// Journal of social psychology. Washington, 1997 vol.138, № 3 p.411−413
  149. Miller N., Campebell D.T., Twedt H.& O’Connell E.J. Similarity, contrast and complementarily in friendship choice W Journal of Personality and Social psychology, 1966 vol.3 p.3−12
  150. Mills J.& Clark M.S. Exchange and communal relationships. In L. Wheeler (Ed.), Review of personality and social psychology. Vol.3, 1982
  151. Ruvolo A.P., Rotondo S.L. et all Diamonds in the Rough: Implicit theories and views partner and self. //Journal of social psychology. Washington, 1998 vol.138 № 7 p.750−75 8/
  152. Snyder M. IckesW. Personality and social behavior. In G. Lindzey&E.Aronson (Eds.) Handbook of social psychology (3rd ed.) Vol.2: Special Fields and applications. N.Y.I 985
  153. Stacy N. Et all. Person perception as a function of marital status and age. //Journal of social psychology. Washington, 1997 vol.137 p.395−397, № 3J
  154. Stevenson L. Seven theories of human nature (2 ed.) N.Y.: Oxford University Press.1987
  155. Strelau J., Farley F.H., Gale A. The biological bases of personality and behavior: Theories, measurement techniques and development.!987vol. 1. Washington, DC: Hemisphere.
  156. Taylor H.F. Balance and change in two person groups//Sociometryl967, vol.30
  157. Veroff J. Contextual determinants of personality .// Personality and Social Psychology Bulletin, Newbury Park, vol. 54 1998 p. 1031−1039.
  158. Zuckerman M., Kuhlman D.M., Camac C. What lies beyond E and N? Factor analyses of scales believed to measyrebasic dimensions of personality. \ Journal of Personality and Social psychology, 1988 vol.54p.96−107
  159. Ludlow P. «Semantics, Tense and Time», 1999
  160. Проблеми психологи часу \Тези доповщей МЪкнародно1 конференци. Оде-са, 1995 року.
  161. Метод незаконченных предложений.1. Инструкция:
  162. Если я открыто рассказываю всем все свои чувства, переживания, то мой авторитет.
  163. Когда люди узнают обо мне что-то личное, сокровенное.
  164. В минуты своей откровенности я чаще всего испытываю.
  165. Если я говорю о себе лишь намеками, иносказаниями.
  166. Если рассказывать случай из своей жизни, где я выглядел не в лучшем свете, > то.
  167. Разглашение другими информации обо мне, которую я им доверительно рассказал.
  168. Прежде чем рассказать информацию о себе, как о человеке, у которого есть свои слабости.
  169. Если в ответ на мою откровенность я слышу нечто язвительное.
  170. Если другие пытаются использовать против меня ту информацию, которую я им доверительно рассказал.
  171. С целью избежания отрицательных последствий от открытого высказывания своих мыслей и чувств.1. Благодарим за ответы!
  172. Определение некоторых формально-динамических свойств по речевому поведению.
  173. Вербальные аспекты поведения Невербальные средства общения
  174. Речевое поведение важнейшая информация о формально-динамических свойствах поведения в коммуникативной сфере: эргичности коммуникативной (ЭРК) — пластичности коммуникативной (ПК) — скорости коммуникативной (СК) — эмоциональности коммуникативной (ЭК).
  175. Оп росник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштенна*
  176. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то незнакомый мне чувствует себя среди людей одиноко.
  177. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.
  178. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
  179. Меня раздражает в людях то, что они всегда себя жалеют.
  180. Я начинаю нервничать, когда кто-то рядом нервничает.
  181. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  182. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  183. Иногда песни о любви очень трогают меня.
  184. Я очень волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятную новость.
  185. На мое настроение сильно влияют окружающие.
  186. Большинство иностранцев казались мне холодными и неэмоциональными.
  187. Я бы предпочел профессию, связанную с общением с людьми.
  188. Я не слишком расстраиваюсь, если друг действует необдуманно.
  189. Я люблю наблюдать, как люди принимают подарки.
  190. Одинокие люди часто недоброжелательны.
  191. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  192. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым. «18. Когда я читаю роман, то переживаю все на самом деле.
  193. Я сержусь, когда вижу, что с кем-то плохо обращаются.
  194. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг все волнуются.
  195. Если друг обсуждает свои проблемы, я стараюсь перевести разговор.
  196. Когда я бываю в кино, меня удивляет, как много вокруг вздыхают, плачут.
  197. Чужой смех не заражает меня.
  198. Когда я принимаю решения, чувства других людей на меня не влияют.
  199. Я теряю душевное равновесие, если окружающие угнетены.
  200. Мне тяжело видеть, как люди расстраиваю из-за пустяков.
  201. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страда животных.
  202. Немного глупо переживать то, что происходит в кино или книге.
  203. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  204. Чужие слезы скорее вызывают раздражение, сочувствие.
  205. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
  206. Я часто могу оставаться равнодушным к волнению вокруг.
  207. Маленькие дети иногда плачут без видимых причин. ' Обработка данных.
  208. Индекс эмпатийности получается путем подсчета количества ответов, совпадающих с ключом: * «да» — 1, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 29, 31-нет"—2,3,4,6, 11,12, 15,20,21,22,23,24,28,32,33.
  209. Результаты оп росника выявляют общую эмоциональную отзывчивость, эмпатийную установку человека в общении с другими людьми. Это чувство особенно важно формировать и подчеркивать в детстве.
  210. Изучение уровня коммуникативного контроля.
  211. Тесг-опросник коммуникативного контря М, Шнайдера
  212. Инструкция: Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации (общения. Каждое из них оцените как верное (в) или неверное (н) применительно к себе, поставив рядомс каждым пунктом соответствующую букву.
  213. Мне кажется трудным подражать повадкам других людей.
  214. Я бы смог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
  215. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  216. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
  217. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  218. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
  219. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  220. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю совершенно таким, каким меня ожидают видеть.
  221. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Я не всегда такой, каким кажусь.1. Обработка данных.
  222. По 1 баллу начисляется за ответ Н на 1,5,7 вопросы и за В на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
  223. О—3 балла — низкий коммуникативный контроль- 4—6 баллов — средний коммуникативный контроль. Н 7—10 баллов — высокий коммуникативный контроль.
  224. Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
  225. Отметьте, пожалуйста, в первой графе, сколько часов уходит у Вас на каждое из следующихдел.
  226. Так, например, если Вы спите в среднем 9 часов в сутки, то нужно умножить 9 на 20 и в горизонтальной графе (сон) поставить число 180.20 дней рабочего времени года 480 часов.
  227. Темы Использование времениреальное желаемое1. Сон
  228. Длительность рабочего времени3. Транспорт 4 Еда
  229. Забота о внешности: прическа, одежда6 Покупки 7. С амообслуживание
  230. Забота о близких и родственниках
  231. Общение с близкими и друзьями
  232. Посещение театров, кино, музеев и т. п.13 Радио и телевидение
  233. Прогулки (по городу, лесу и т. д)
  234. Полный отдых (отсутствие всякой деятельности)
  235. Можно ставить и «0», но оставаясь в пределах реальности, т. е. не следует ставить «0» в строке «сон» или «еда».1. Благодарим за ответы!1. Инструкция.
  236. Результаты будут использованы только в научных целях, и я даю полную гарантию их неразглашения.1. Положительные индукторы.
  237. Я надеюсь. 2. Я очень хочу .,., 3. Я намереваюсь.4. Я мечтаю.5. Я стремлюсь.,.
  238. Я буду очень доволен (льна), если.7. Я хочу.
  239. Я все сделаю для того, чтобы.
  240. У меня есть большое желание.
  241. Я бы хотел (а) быть способным (ой).1. Я бы так хотел (а)12. Я стремлюсь.13. Я решил (а).
  242. Я буду очень рад (а), если.
  243. Я имею определенное намерение.
  244. Я сделаю все возможное, чтобы.
  245. Я буду очень рад (а), если мне разрешат.
  246. Я бы ничего не пожалел (а) для того, чтобы.19. Я всем сердцем надеюсь.
  247. Всеми своими силами я стремлюсь.1. Отрицательные индукторы
  248. Больше всего я буду расстроен (а), если.2. Я не желаю.
  249. Я буду протестовать, если .4. Мне не понравится, если.5. Я стараюсь ичбежать.6. Я боюсь, что.
  250. Я буду очень жалеть, если.8. Я не хочу.
  251. Мне не нравится думать о том, тго.10. Я бы не хотел (а).1. Спасибо за участие. К
  252. Отметьте на шкале ту цифру, которая наиболее точно выражает ту степень взаимодоверия, взаимосимпатии, взаимпонимания и равноправия, которую Вы ощущали в процессе беседы.
  253. Причем, 7 баллов максимальная степень выраженности 1 балл — минимальная степень выраженности О баллов — отсутствие выраженности1. Взаимодоверие 12 345 671. Взаимосимпатия 12 345 671. Взаимопонимание 12 345 671. Равноправие 1 234 567
  254. А теперь оцените, пожалуйста, ту степень взаимодоверия, взаимосимпатии, взаимопонимания и равноправия, которую, по-вашему мнению ощущал партнер:
  255. Взаимодоверие Взаимосимпатия Взаимопонимание Равноправие0 1 2 3 4 5 6 7 1 234 567 1 234 567 1 234 567
  256. Благодарим за содействие в исследовании, за ответы!1. Инструкция:
Заполнить форму текущей работой