Стратегии педагогического общения и их зависимость от личностных особенностей учителя
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что была осуществлена попытка применения регуляторно-функционального подхода к проблеме описания феномена педагогического общения, когда стратегии представляются не как некий симптомокомплекс, а как реализация определенного круга общерегуляторных тенденций, существующих в деятельности. Определено понятие стратегии общения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Общетеоретические подходы к изучению общения и стратегий педагогического общения
- 1. 1. Проблема индивидуальных стилей педагогического общения в отечественной психологии
- 1. 2. Регуляция деятельности
- 1. 3. Регуляторный аспект общения и стратегии педагогического общения
- 1. 4. Личностные особенности как факторы, определяющие выбор стратегий педагогического общения
- 1. 5. Проблема эффективности стратегий педагогического общения
- 1. 6. Выводы
- Глава 2. Исследование стратегий педагогического общения и их зависимость от личностных особенностей учителя
- 2. 1. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 2. Стратегии педагогического общения и их проявления в педагогической деятельности учителя на уроке
- 2. 3. Стратегии педагогического общения в их зависимости от личностных особенностей учителя
- 2. 4. Эффективность стратегий педагогического общения
- 2. 5. Выводы
Список литературы
- Альбуханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.- 334 с.
- Альбуханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Наука, 1991. — 234 с.
- Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994. -267 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. Н. Лубовского. М.: Педагогика, 1982, — Кн. 1−2.366 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология М.: Изд-во МГУ, 1980.415с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 547 с.
- Анохин П.К. Избр. труды: системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — с.453.
- Анохин П.К. Опережающее отражение действительности.//Вопросы философии, 1962. № 7, — с. 97 -111.
- Арутюнян М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.- 223 с.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: «Мысль», 1976, — 158 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.367с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-216 с.
- Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1984. № 3.
- Балл Г. А. Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое воздействие // Вопросы психологии. 1994. № 4. с. 73−78.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. — М.: Художлит, 1979.-470 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив, — Минск, Высш. шк., 1975. 126 с.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова. С. — Петербург: Талисман, 1994.-432с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986, — 422с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947,255с.
- Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966, — 349 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М.: 2-е изд. перераб. Международная педагогическая академия, 1995.-328с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды психологии. М., Педагогика, 1983. — 272с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Ленинрг. ун-та, 1970, — 135 с.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт.// Проблемы общения и воспитания. Ч 1. Тарту, 1974. с. 1 85 — 192.
- Бодал ев Л.А., Криволап Л. И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим лицам // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л.: Изд-во Ленинрг. ун-та. 1973.-е. 156 -163.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000, — 440 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, — 464 с.
- Братченко С.Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения, а что же дальше? — М.: Педагогика, 1996. — с. 8390.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Изд-во «Прогресс», 1977, — 412 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Наука, 1979. — 143 с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая)//Психологический журнал. Том 12, № 6, 1991. -с.3−11.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, — 325 с.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека./ Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева, М. Наука, 1977, — 391 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество. М: Изд-во иностр. лит, 1958.
- Винер Н. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1968.- 214 с.
- Волобуева Н.Л. Причины возникновения нарциссизма в раннем онтогенезе.// Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.- с.52−56.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений, Т. 3. М.: Педагогика, 1983.- 366 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. — 500 с.
- Герасимов В. П. Власкина Е.В. Страхи здоровых детей. Проблемы генезиса, с. 147−160 // Психология образования: Материалымежвузовской научно практической конференции (26 февраля 1999).-Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999, — 440 с.
- Герасимов В. П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997, — 89с.
- Герасимов В. П., Неустроева Л. А. Отрицательный прогноз поведения и деятельности. Проблемы возникновения//Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы.-Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996, сЛ 49−154.
- Грибанова Г. В. Формирование взаимоотношений учителя и учащихся.// Советская педагогика, 1990, № 12. С. 87.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. -№ 6. — с. 73−83.
- Джое В. В. Практическое руководство к тесту Люшера. -Кишинев: Периодика, 1990, — 156 с.
- Добрович А. Б. Общение: наука и искусствоМ.: АОЗТ"Яуза", 1996.-253с.
- Залевский Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-272с.
- Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд.-во МГУ, 1980. — 253с.
- Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). СПб.: Питер Пресс, 1996.-256с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997, — 480с.
- Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов н/Д: Рост. нД. пед. инс -т, 1976.- 146 с.
- Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. № 5. с. 65 72.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981.- 190 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984, № 4. с. 89 95.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315с.
- Кан Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1995. № 4. с. 9−16.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения./ Ред. Л. Ф. Романова: М.: Роспедагенство, 1995.- 108 с.
- Кан-Кал и к В. А. Основы профессионального общения. Грозный, 1979−138с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987, — 190 с.
- Карвасарский Б. Д. (Общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия.(«Серия мастера психологии»). СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
- Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. / Под ред. Л. Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд, 1994. — 282 с.
- Климов Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 260 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд /Под ред. Г. В. Залевского.-Томск: Изд-во Том. унта, 1999.-154с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологических воздействий. // Вопросы психологии. 1987. № 3. с. 41−49.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974, — 96с.
- Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Дис: .д-р психол. наук. Дрогобыч, 1977.
- Кондрашенко В.Г., Донской Д. И. Общая психотерапия. Уч. пособие 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Высш. шк., 1997.-464с.
- Копец А.В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении. Автореф. канд. дис, — М., 1987.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения.// Вопросы психологии, 1990. № 2, с.62−69.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000.-240с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер.-М.: Генезис, 1999.-192 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л: ЛГУ, 1967.246 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М: Педагогика, 1990. 254 с.
- Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1984. — 272 с.
- Ланге Н.Н. Психический мир./Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Инст. практич. психол.», Воронеж- НПО «МОДЭК», 1996, — 368 с.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте Прага, 1984. — 3 14 с.
- Лебединская К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления М.: Просвещение, 1991.- 96 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: «Выща школа», 1989.- 392 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.-365 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.- 47
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. В кн.: Психология эмоций. Тексты 2-е изд./Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-304 е.- с. 1 71 -1 80.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974, — 220 с.
- Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2 изд. М.: Мысль, 1965.- 573с.
- Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т 1, М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев A.M., Панов Д. Ю. Психология человека и технический процесс. М: Наука, 1962. — 143 с.
- Леонтьев Д.А. Очерки психологи личности: Уч. пособие для студентов вузов: 2-е изд. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал, 2000. № 1 т.21. с. 15−25.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения./ АПН СССР, — М.: Педагогика, 1986.- 145 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 'г7ПТМедицина, 1983. 254 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.- 350 е., ил.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Мн.: Высш. шк, 1986.-206 е.: ил.
- Майерс Дэвид. Социальная психология. Спб.: Питер Пресс, 1997.-688с.
- Мальковская Т. П. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977, — 64 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-21 7с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М: Просвещение, 1990. 192 с.
- Маслова Н.Ф. Стиль Руководства учителя как способ социально психологичного воздействия // В кн: Руководство и лидерство. Л.: ЛГУ, 1973. с. 45 — 53.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой A.M. Вступ. статья Акулиной Н. Н. — СПб: Евразия, 1999, — 478с.1 10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / Пер. с англ. -М.: Смысл, 1999, — 425 с.
- Матейчек 3. Родители и дети: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Митина Л.С. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — с. 58 — 64.
- Митрофанова К.В. Смысловое пространство профессиональной педагогической деятельности и возможности построения типологии индивидуальных стилей педагогического общения // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991.-е. 162−164.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьника: Автореф. Дис.. .. канд. пед. наук, М., 1981.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд.-во Ленинградского ун.-та, I960.- 426 с.
- Мясишев В.Н. Психология отношений. Избр. псих, труды Ин-т практич. психологии- Воронеж: МОДЭК, Медицина, 1998,368с.122' НаеИК° Н И" Пси^ческая напряженность. М: Медицина, 1976 246 с.
- Никольская ОС Ппригк-яа р п п ^ х", ьоенская Е.Л., Либлинг М. М. Аутичныйребенок. Пути помощи, — М.: «ТЕРЕВИНФ», 1997, — 341 с
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинград Ун-та, 1979. — 151 с.
- Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его Формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991, С 167−164
- Обуховский К. Психология влечений человека / Пер. с польского М.: Прогресс, 1972, 245 с. 1988 -'м9 с06"1'""' И Ф°РМИР0ВаНИе ЛИЧ"0СТИ школьника, М, Педагогика,
- Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю. Н. Александров М • ИНФРА, 1997,432 с. '
- Панферов В.Н. Психология общения.// Вопросы философии. 1972. № 7. с } 26 127.
- Парыгин Б. Д, Основы социально психологической теории М • -М-ысть-Н 9'7"1—3−5-6-сГ—————--^ ' ' «
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания, — м- Изд-во МГУ, 1988, — 256 с. Д °
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989.216с.
- Петровская Л. А., Соловьева О. В. Обратная связь вмежличностном общении // Вестн. Моск. ун-та. Сер., 4 Психология 1982 № 3.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив М1. Политиздат, 1982. 255 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.//Вопросы психологии, 1984, № 4. с 15 — 29
- Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи.(Некоторые философские и методологические проблемы управления). М: Наука, 1 967 166 С.
- Подойма Е.Ю. (Шогорева) Стратегии педагогического общения: проблемы диагностики / Материалы первых международных психологических чтений «Инновации в психологии». Бийск, 2001. — том 1. -с.162−172.
- Подойма Е.Ю. (Шогорева) О некоторых стратегиях педагогического общения / Материалы региональной школы молодых ученых «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования». Бийск, 2002. -с. 164−1 80.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Уч. пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др- Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева, — СПб: Питер, 2000, — 560 е., ил.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психол.-соц. инст-т- Воронеж: «МОДЭК», 2000, — 304 с.
- Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во ун-та, 1991.- 166 с.
- Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении//Психологический журнал, 1991. Т.2 № 1. — с. 12.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя впроцессе их взаимодействия на уроке//Вопросы психологии, 1990,№ 6. -с.68 --——-
- Психологическая диагностика: Учебное пособие./ К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Г. А. Берулава и др. Редактор составитель Е. М. Борисова. -Бийск, НИЦ БГПИ, 1993, — 324 с.
- Психологическая диагностика: учебно-методическое пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: МПСИ, 2001. — 351 с.
- Психологические исследования. М: Просвещение, 1966. — 423с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
- Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком.//Вопросы психологии, 1986 № 4 с.69−76.
- Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980. 303 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.:Наука, 1976.-416 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.384 с.
- Русалинова А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование учебной группы профессионального училища. М: Педагогика, 1968. 197 с.
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогических стилей педагогического общения: Автореф.канд. психол. наук. СПб, 1995.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 114 с.
- Свядощ A.M. Неврозы (руководство для врачей). СПб: Питер Паблишинг, 1997.-448 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука, 1979.- 112 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981.- 21 5 с.
- Славина Л.С. Трудные дети. М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1998.- 447 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // вопросы психологии, 1998, № 6. с.3−17.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992. -112 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988, — 200 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975. 344 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. — 304 е.- ил.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, 368с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Изд.-во «Республика», 1992.664 с.
- Фрустрация, конфликт, защита//Вопросы психологии № 6 1991,с.69 -82.
- Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий//Психолого-педагогические проблемы общения/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. — с. 1 7 — 35.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, в 2-х т. М.: Прогресс, 1986, Т.1 -407 е., Т. 2 -392 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. Томск: Изд-во «Курсив», 1995, — 146 с.
- Хорни К. Ваши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза.-СПб.: Лань, 1997.-203 с.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения. Исследования и применение).- СПб: Питер Пресс, 1997, — 608 с.
- Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей -педиатров. Автореф. канд. дис. СПб, 1994.
- Шеровин Ю. А Психологические проблемы массовых информационных процессов. М: Наука, 1973. — 323 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1998.-544с.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение.-Ростов/Дону, 1994,-185 с.
- Шорохова Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи)// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-365 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -1 56 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, — 560 с.
- Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов. М.: Доросвет, 2000. — 596 с.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Прогресс, 1969. — 317 с.
- Яценко Т. С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. Докт. Дис. Киев, 1989.
- Argyle М. The psychology of intepersonal behaviour. L., 1972.
- Blunberg A., Golembiewski R. T. Leaning and change in group. Harmondsworth, 1976/
- Christie R., Linddauer F. Personality structure //Annual Review of Psychol. 1963. V. 14.
- Giffin K., Patton B. R. Personal communication in human relation. Columbus (Ohio), 1974.
- Kratochvil S. Psychoterapie.- Prana: Avicenum. 1976.
- Lennung S.-A. A classification of experimental social processes: A European perspective// Advances in experiential social processes. V. 1 /Ed. By C.
- L. Cooper, C. P. Alderfer. N.Y., 1978.
- Luft J. Of human interaction. Palo Alto (Cal.), 1969.
- Masloy A. Motivation and personality, New York, 1954.
- Oberhoff B. Akzeptanz von intepersonallem Feedback: Eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback: Inaug, Munster, 1978.
- Rogers K. Freedom to learn. Columbus (Onio), 1969.
- Walter F.A. Experiencing Video Tape// Advances in experiential social processes. V. 1 /Ed. By C. L. Cooper, C. P. Alderfer/ N.Y., 1978.
- Witkin H. et al. Feild-depetment and Their Educational Implications//Review of Educational Research, 1977. Vol. 47. p. 1−64.