Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, когда гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы современной системы образования, само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе в теории и практике педагогики
    • 1. 2. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе
    • 1. 3. Обоснование педагогического содействия формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе
  • Выводы по первой главе.10S
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики степени сформированное&trade- профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе
    • 2. 2. Реализация педагогического содействия формированию профессиональной культуры у будущих социальных педагогов в вузе
    • 2. 3. Организация, анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования ухудшили условия жизни многих социально незащищенных детей. В этих условиях возникла необходимость в специализированном виде деятельности — социально-педагогической и потребность в подготовке специалистов, готовых профессионально и квалифицированно помогать детям в образовательно-воспитательных учреждениях.

Социальный педагог — специалист, выполняющий функцию посредника перед обществом, семьей и личностью в процессе социализации или ресоциа-лизации, адаптации или дезадаптации ребенка. С целью предупреждения негативных последствий он занимается разноплановой деятельностью, чем и отличается от обычного школьного педагога, хотя и не заменяет их и работает с ними в тесном контакте. В отличие от педагога-предметника, работающего в учебном заведении, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная, а воспитательная роль, функция социальной помощи и защиты. Исходя из этого профессиональная культура учителя — это гуманная педагогическая позиция, сочетаемая с творческим отношением к педагогической деятельности. Однако профессиональную культуру социального педагога нельзя свести к набору положительных качеств личности, отвечающих требованиям избранной профессии, или средств, обеспечивающих педагогическое воздействие на воспитанника. В современных условиях переоценки ценностей и смены идеалов в социально-педагогическую деятельность необходимо включить также процессы передачи индивиду социального опыта человечества, интериори-зации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия. Владение механизмами передачи детям социально-педагогического наследия связанного с традициями является существенным отличием профессиональной культуры социального педагога от профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность является одним из ее показателей и определяется как комплексная характеристика, заключающая в себе требования, предъявляемые к социальному педагогу и специфике его деятельности, органичное сочетание личностных качеств, широкая образованность, всесторонняя подготовленность, эрудиция и глубокие специальные знания и умения.

В настоящее время проблемы как общей, так и профессиональной культуры вызывают особый интерес у философов, психологов, культурологов и педагогов. Различные подходы к понятию культуры рассматриваются в работах.

A.И. Арнольдова, Л. П. Буевой, П. С. Гуревича, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, JI.M. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Т. И. Ойзермана, Л. Г. Ионина и др. Современный общетеоретический подход к изучению проблемы развития профессиональной культуры заложен в трудах педагогов и психологов З. Ф. Абросимовой, К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Барабанщикова, Е.П. Белозер-цева, В. Е. Бенина, Е. В. Бондаревской, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой и др.

Вопросы общей и профессиональной подготовки будущих специалистов в области педагогики высшей школы исследуются в работах ученых В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, A.A. Вербицкого, Б. Т. Лихачева, В. М. Распопова, Л. И. Рувипского, А. Н. Сергеева, В. А. Сластенина, Н. М. Яковлевой и др.

За последние годы появился ряд исследований, посвященных отдельным видам профессиональной культуры: духовной (Б.З. Вульфов, М. М. Мукамбаева и др.), методологической (Е.В. Бережнова, В. В. Краевский и др.), гуманитарной (В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.), коммуникативной (B.C. Грехнев,.

B.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик и др.), технологической (В.П. Беспалько, М. М. Левина, М. В, Николаева, Н. Е. Щуркова и др.).

Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов освещаются в работах В. Г. Бочарова, Ю. Н. Галагузовой, М. А. Галагузовой, P.A. Литвак, A.B. Мудрика и др.

Имеется значительное количество работ в области профессионального образования (Н.В. Кузьмина, K.M. Левитан, С. Г. Молчанов, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Н. М. Яковлева, В. А. Якунин и др.). Здесь рассматриваются различные аспекты отбора, структурирования и развертывания содержания профессионального образования, методов профессионального обучения, взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов и т. д.

Значительный вклад в разработку культурологического подхода в педагогике внесли М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, М. Е. Дуранов, И. Ф. Исаев, Ю. В, Сенько, В. А. Сластенин, и др.

Краткий обзор научной литературы по проблеме исследования указывает на то, что в последние годы вопрос профессиональной культуры занимает одно из ведущих мест в научных работах. Вместе с тем недостаточно разработанными остаются отдельные аспекты профессиональной культуры, а именно: возможности учебно-воспитательного процесса в вузе для повышения уровня профессиональной культуры будущих специалистов, подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности в образовательно-воспитательных учреждениях. Обращает на себя внимание и тот факт, что в теоретических исследованиях не нашла отражения идея обоснования педагогических возможностей формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе. Кроме того, есть основания констатировать, что в существующей практике профессиональной подготовки будущих социальных педагогов проблеме педагогического содействия формированию профессиональной культуры не уделяется должного внимания. Педагогическая практика свидетельствует, что педагоги не реализуют потенциальные возможности педагогического содействия, которое способствует формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе.

Анализ актуальности позволил выявить несоответствия, противоположности и противоречия между:

• потребностью общества в социальных педагогах, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания и методики формирования профессиональной культуры, а также условий, обеспечивающих эффективность ее формирования у будущих социальных педагогов в вузе;

• в основном исследования посвященные формированию профессиональной культуры в вузе рассматривают данный процесс без учета специфики подготовки будущих социальных педагогов, а в психолого-педагогических исследованиях доминирует либо социально-психологические, философские или чисто педагогические подходы к формированию профессиональной культуры, в то время как интеграция образования требует комплексного подхода к решению данной проблемы;

• возрастающими требованиями к уровню профессиональной культуры и недостаточной профессиональной самоидентификацией;

• необходимостью иметь четкие представления о профессиональной культуре будущего социального педагога, ее сущности, структуре и уровнях сформированности, логике формирования у студентов вуза и несформирован-ностью этих представлений в теории профессиональной подготовки социальных педагогов, что отражается на практике.

Актуальность и выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе. Это позволило сформулировать тему исследования: «Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе».

Цель исследования: выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать педагогическое содействие, комплексная реализация которого обеспечит формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе.

Объест исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе педагогического вуза.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе, возможно, предполагает:

• определение сущности понятия «профессиональная культура будущего социального педагога» в сопоставлении с понятием «профессиональная компетентность будущего социального педагога», как комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный), основой которых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия;

• представление структуры профессиональной культуры как единства трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного;

• разработку уровней сформированности профессиональной культуры, которые определяются как формальный, необходимый, креативный и критериев для каждого компонента профессиональной культуры (профессиональная направленностькогнитивная компетентностьпрофессиональные качества);

• разработку структурно-функциональной модели процесса формирования профессиональной культуры отражающей: социальный заказ, цель, задачи, методологические подходы, содержание процесса формирования профессиональной культуры, принципы, закономерности, этапы формирования, педагогическое содействие, критерии, уровни и результат, особенностью которой будет являться учет выявленного уровня сформированности профессиональной культуры и направленности на рост проектируемого уровня;

• использование не реализованных педагогических возможностей содействия формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе и создания условий для развития профессионального самосознания студентоворганизации самостоятельной социально-педагогической деятельности в образовательно-воспитательных учрежденияхпроведения деловых игр, тренинговсоздания педагогических ситуацийконсультаций.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1) определить сущность понятия «профессиональная культура будущих социальных педагогов»;

2) выявить педагогические возможности для комплексной реализации структурно-функциональной модели формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе;

3) обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория системного исследования культуры (В.Г. Афанасьев, Э. С. Маркарян и др.) — теория и практика формирования профессионализма (A.C. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, A.B. Мудрик, В. А. Сластенин, и др.) — психологическая теория личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн и др.) — теория деятельности как формы активного отношения к окружающему миру, обуславливающая познание человеком действительности и развитие его личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.B. Петровский и др.) — исследования, посвященные различным аспектам проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов (М.А. Галагузова, М. Е. Дуранов, P.A. Литвак, А. К. Маркова и.

ДР-).

Исследование существенным образом опиралось на основные положения культурологического (С.Д. Давыдов, Т. П. Малькова, B.C. Библер, Л. Н. Коган, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.), системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.), индивидуально-дифференцированного (Л.С. Выготский, И. Н. Ломакина, и др.), личностно-ориентированного (Ю.К. Бабанского, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона, H.H. Нечаева, И. С. Якиманской и др.) подходов.

Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, посвященной названной проблеме, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделированиеэмпирические — обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.

Исследование проводилось на базе Челябинского государственного педагогического университета, Челябинской государственной академии культуры и искусствотдельные направления методики апробировались в Шадринском государственном педагогическом институте, а также образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска. Всего в эксперименте участвовало 456 студентов и 159 социальных педагогов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — констатирующий (2001 — 2003 гг.). Осуществлялся теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов, обобщался собственный опыт по формированию профессиональной культуры будущего социального педагога в вузе. Все это позволило, наметив исходные позиции исследования, уточнить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования, разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе и проведен констатирующий эксперимент. Ведущие методы этого этапа: анализ, сравнение, обобщение, систематизациянаблюдение, тестирование, беседа, методы математической статистики.

Второй этап — формирующий (2003 — 2004 гг.). На этом этапе разрабатывалось педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе, включающее комплекс педагогических условий, разрабатывалась методика их реализации, анализировались ход и результаты обучающего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс Челябинского государственного педагогического университета, Шадринского государственного педагогического института, Челябинской государственной академии культуры и искусств. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизация, моделированиенаблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, методы математической статистики.

Третий этап — обобщающий (2004 — 2005 гг.). Анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизацияметоды математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена структура профессиональной культуры будущего социального педагога, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный;

2. На основе культурологического и индивидуально-дифференцированного подходов разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе включающая: социальный заказ, цель, задачи, методологические подходы, содержание процесса формирования профессиональной культуры, принципы, закономерности, этапы формирования, педагогическое содействие, критерии, уровни и результат, особенностью которой является учет выявленного уровня сформированности профессиональной культуры и направленности на рост проектируемого уровня;

3. Обоснованы педагогические возможности содействия формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе и создания условий для развития профессионального самосознания студентоворганизации самостоятельной социально-педагогической деятельности в образовательно-воспитательных учрежденияхреализации программы формирования профессиональной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана авторская трактовка понятия «профессиональная культура будущего социального педагога», под которой понимается комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный), основойкоторых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия. Данная трактовка позволяет обосновать новые теоретические варианты проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, описании и реализации педагогических возможностей формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе, разработке и внедрении в практику вузов методических материалов, комплексной программы, спецкурса, позволяющих интегрировано содействовать процессу формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных предмету и задачам исследованиявоспроизводимостью и репрезентативностью полученных данныхобработкой результатов опытно-поисковой работы методами математической статистики, опытно-поисковой проверкой гипотезыпроведением опытно-поисковой работы в условиях реальной деятельности высших учебных заведений, повторяемостью полученных результатовреализацией методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценке.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось во время выступлений на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ, МаГУ, ЧГПУ, ШГУ, выступлений на методологических семинарах института культуры детства ЧГАКИ, отчетов на заседаниях кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, выступлений на конференциях международной ассоциации исследователей детского движения, методологических семинарах аспирантов и соискателей ЧГАКИ, выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях (Омск, 2003; Шадринск- 2004, Костанай, 2003; Оренбург, 2004; Торжок, 2004; Москва 2004; Тамбов 2005), в городском конкурсе на соискание грантов (получение гранта Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска, 2003; ЧГАКИ, 2004). Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 31 публикации автора.

Студенты Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета, где сосредоточивался центр опытно-поисковой работы, являлись участниками Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» (2004 г.), победителями конкурса социальных проектов «Новые технологии в образовании» (2005 г.).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Наряду с существующими подходами, в основе которых лежит идея формирования профессиональной компетентности социальных педагогов, обладающих приемами и способами решения специальных профессиональных задач, мы акцентируем внимание на формировании профессиональной культуры будущих социальных педагогов под которой понимается комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, ко-нативный), основой которых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия.

2. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры педагогов, отличается от существующих тем, что реализуется на каждом этапе формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе и предполагает подбор содержания педагогического содействия на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня профессиональной культуры студентов.

3. В отличие от практикуемой технологии подготовки социальных педагогов в вузе, когда профессиональные знания и умения формируются в процессе лекционных занятий, программа формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе обладает большими педагогическими возможностями и включает следующие формы: лекции-дискуссии, лекции-демонстрации, тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы, разыгрывание педагогических ситуаций, все виды профессиональной практики, презентации, выездные занятия, творческие встречи тренинги, и др.

4. В сравнении с примерными программами по общепрофессиональным дисциплинам, разработанный и внедренный в процесс профессиональной подготовки спецкурс «Профессиональная культура социального педагога» способствует эффективному формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического спискасодержит 21 таблицу, 10 рисунков. Библиографический список включает 258 наименований.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

1. Констатирующий эксперимент показал, что формирование профессиональной культуры будущих социальных педагогов в системе профессиональной вузовской подготовки осуществляется недостаточно эффективно, необходимо разработать структурно-функциональную модель и педагогическое содействие ее эффективного функционирования.

2. Экспериментальное исследование уровня сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе осуществлялось посредством методов системно-структурного и уровневого анализа, интеграция которых основана на выявлении уровня сформированности исследуемого личностного качества по основным его компонентам.

3. В основу разработки оценочно-критериального инструментария положены следующие методологические принципы: адекватности и репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации об уровне сформированное&tradeпрофессиональной культуры социальных педагогов.

4. Основными критериями сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов являются: профессиональная направленность, когнитивная компетентность, профессиональные качества. Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности профессиональной культуры у будущего социального педагога: формальный (низкий), необходимый (средний), креативный (высокий).

5. В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о протекании процесса формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов.

6. Проведенный эксперимент показал, что необходимым и достаточным для эффективного формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе является комплекс следующих педагогических условий: формирование профессионального самосознания будущих социальных педагогов в вузевключение студентов в образовательно-воспитательные учреждения для самостоятельной социально-педагогической деятельностиразработка и реализация программы формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе.

7. Методика реализации данных условий базируется на принципах целостности, индивидуализации, восхождения к культуре, деятельности и на основе культурологического и личностно ориентированного подходов.

8. Содержательно-процессуальные особенности педагогических условий проявляются в следующем: 1) условия реализуются в рамках разработанной нами культуроориентирующей методики формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе- 2) их комплексная реализация повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях, когда гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы современной системы образования, само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде «человека культуры», «человека облагороженного образа», обладающего умственной, этической, эстетической, общественной и духовной культурой. Средством и условием достижения этого идеала становится профессиональная культура социального педагога. В связи с этим обостряется потребность в подготовке специалистов, способных оказывать своевременную и квалифицированную помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной ситуации, т. е. в подготовке социальных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры. Однако, на фоне активного интереса ученых в последние десятилетия к проблемам, ориентированным на исследование различных характеристик компонентов педагогической культуры, целенаправленной работе по формированию профессиональной культуры будущего социального педагога не уделяется должного внимания.

На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Для доказательства гипотезы мы уточнили структуру, содержание и определение профессиональной культуры социального педагогапостроили структурно-функциональную модель формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузеобосновали и экспериментально проверили педагогическое содействие эффективного формирования профессиональной культуры, включающее комплекс педагогических условийразработали методику формирования профессиональной культуры будущего социального педагога в условиях профессиональной вузовской подготовки будущих социальных педагоговразработали научно-методическое обеспечение данного процесса.

Профессиональную культуру будущего социального педагога мы рассматриваем как комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, конативный), основой которых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия.

Такое понимание профессиональной культуры предопределило наши подходы к организации формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе: культурологический, системный, личностно ориентированный, индивидуально-дифференцированный. Выбор данных научных подходов был обусловлен тем, что культурологический и системный подходы позволяют выявить сущностную характеристику профессиональной культуры, выделить структуру, определить содержание и уровни функционированияличностно ориентированный способствует выявлению педагогических условий эффективного формирования у будущих социальных педагогов профессиональной культуры и разработке методики их реализации.

Результаты, полученные в ходе исследования, предопределили разработку педагогического содействия, как специально организованного процесса и поиск педагогических условий эффективного формирования профессиональной культуры будущего социального педагога в вузе. При выделении условий мы в полной мере осознавали и учитывали невозможность решения проблемы формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе путем реализации одного какого-либо условия. Особенности процесса формирования исследуемой культуры предопределили выделение следующего комплекса педагогических условий: формирование профессионального самосознания будущих социальных педагоговвключение студентов в социокультурную среду для самостоятельной социально-педагогической деятельностиразработка и реализация программы формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов.

Предлагаемая в диссертации методика базируется на следующих основных принципах: целостности, индивидуализации, деятельности, восхождения к культуре.

При разработке методики реализации первого условия в соответствии с принципом индивидуализации стержневой проблемой формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов являлось развитие профессионального самосознания будущих социальных педагогов. В качестве теоретической основы, на которой строилась наша методика развития профессионального самосознания, мы взяли механизмы: «анализ, оценка, выбор» — «самоанализ, самооценка, самоопределение» — «самокоррекция».

При реализации второго педагогического условия в качестве основного средства включения будущих социальных педагогов в оптимальную среду для самостоятельной социально-педагогической деятельности выступали 2 направления: организация самостоятельной деятельности будущих социальных педагогов в вузе как подготовительный этап к социально-педагогической деятельности и непосредственно практическая деятельность в образовательно-воспитательных учреждениях.

Реализация третьего условия предусматривала разработку и апробацию программы формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе, которая отражает возможность, определенный потенциал студента, проявляющийся при определенных условиях.

Процесс формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе проходил в три этапа: 1) пропедевтический этап становления профессионального опыта (первое условие) — 2) профессионально-адаптивный этап аккумуляции (накопления) профессионального опыта (первое и второе условия) — 3) этап совершенствования профессиональной культурыобобщение профессионального опыта (второе и третье условия). Последовательное прохождение этапов формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе обеспечивало последовательность и осознанность овладения опытом профессионального реагирования в педагогической ситуациипозволило реализовать свой профессиональный потенциал и внутренние резервы его саморазвития, проявить индивидуальность.

Для получения объективной информации об уровне сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе определен комплекс критериев: профессиональная направленность, когнитивная компетентность, профессиональные умения и качества. Достоверность результатов проверки эффективности методики формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе на фоне комплексной реализации педагогических условий обеспечивается использованием в качестве основного критерия диагностики — продвижение будущих социальных педагогов на более высокий уровень сформированности профессиональной культуры.

Общедидактическая значимость результатов проведенного исследования была доказана в ходе внедрения данной системы в педагогический процесс Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского государственного педагогического университета, Оренбургского государственного педагогического университета. Опытно-экспериментальная работа с будущими социальными педагогами обеспечила у них достаточный уровень сформированности профессиональной культуры. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования и утверждения самих студентов.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что уточнена структура и содержание понятия «профессиональная культура будущего социального педагога" — построена структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузевыявлено и экспериментально проверено педагогическое содействие, обеспечивающее эффективность данного процессаразработана методика формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузевыделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе. Результаты исследования могут быть использованы в массовой образовательной практике с адаптацией к условиям конкретного образовательного учреждения, факультета и специальности студентов.

Обобщая результаты теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы.

1. Дана авторская трактовка понятия «профессиональная культура будущего социального педагога», под которой понимается комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, ко-нативный), основой которых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия.

2. Определена структура профессиональной культуры будущих социальных педагогов как единства трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного.

3. Разработана структурно-функциональная модель процесса формирования профессиональной культуры отражающая: социальный заказ, цель, задачи, методологические подходы, содержание процесса формирования профессиональной культуры, принципы, закономерности, этапы формирования, педагогическое содействие, критерии, уровни и результат. Особенностью модели является учет выявленного уровня сформированности профессиональной культуры и направленности на рост проектируемого уровня.

4. Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе, предполагает создание в образовательном процессе условий, при которых студенты могут овладеть знаниями и умениями, необходимыми в профессиональной деятельности, нормами, традициями профессиональной культуры с целью их применения в социально-педагогической деятельности.

5. Педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе являются: развитие профессионального самосознания студентоворганизация самостоятельной социально-педагогической деятельности в образовательно-воспитательных учрежденияхразработка и реализация программы формирования профессиональной культуры.

6. Методика формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе носит этапный характер, в котором выделяются пропедевтический этап становления профессионального опыта (первое условие) — профессионально-адаптивный этап аккумуляции (накопления) профессионального опыта (первое и второе условия), этап совершенствования профессионального опыта (второе и третье условия).

7. Опубликовано научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе (методические рекомендации, практикум по использованию педагогических технологий).

Проведенное нами исследование показало многоаспектность проблемы педагогического содействия формированию профессиональной культуры студентов, разрешило обнаруженное нами противоречие, подтвердило основные положения, выдвинутые в гипотезе. Среди разработанных направлений исследования как перспективные могут быть определены следующие: разработка программ индивидуального саморазвития профессиональной культуры, альтернативных диагностических методик и пакета диагностических программ отслеживания будущими социальными педагогами уровня сформированности у них профессиональной культурыразработка инновационных технологий формирования профессиональной культуры будущих социальных педагоговразработка диагностических программ сформированности уровней профессиональной культуры будущих социальных педагогов к различным аспектам социально-педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НИО «МОДЭК», 2000. 416 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
  4. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.- 199 с.
  5. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 236 с.
  6. Р. М. Система понятий и принципов гносеологии. Л.: ЛГУ, 1991.-232 с.
  7. М.К. и др. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. K.M. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  8. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. -М.: Академия, 2001. 192 с.
  9. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск.: Изд-во Урал. гос. проф.-пед.ун-та, 1996. -135 с.
  10. Альманах психологических тестов /Под ред. A.A. Карелина. М.: КСП, 1995.-377 с.
  11. Американско-русский глоссарий по социальной работе /Авторы-сост. Ю. Н. Галагузова, М. Трейс, Г. Н. Штинова. Тольяти- Екатеринбург, 1998. -46с.
  12. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С.21−33.
  13. В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань.: Изд-во КГУ, 1994.-247 с.
  14. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  15. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведения. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
  16. Антология социальной работы: В 3 т. /Сост. М. В. Фирсов. М., 1994−1996.-Т.2. -340 с.
  17. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.-365 с.
  18. А.И. Концепция социальной работы. М.: Изд-во МГИКа, 1993.-203 с.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Из-во Московского ун-та, 1984. 104 с.
  20. В.Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. 1991. -№ 2. — С. 77−80.
  21. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  22. Е.Б. Подготовка социального педагога семейного типа в педагогическом вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 189с.
  23. A.M. Культура познания и понимания человека человеком: Учебное пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 324 с.
  24. А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
  25. В. А. Личностная организация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Факел, 1995.- 141 с.
  26. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.-259 с.
  27. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. 176 с.
  28. A.C. Конфликтология образовательного процесса: Учебно-метод. пособие для студ. высш., спец. пед. заведений /Урал.гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2002. 126 с.
  29. Беляева Л. А Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. Екатеринбург.: УрГПУ, 1993. -110 с.
  30. В. А. Теоретико-методические основы формирования и развития педагогической культуры. Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 274с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  32. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества, «опыт систематизации». М.: Наука, 1987.-214 с.
  33. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  34. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  35. И. В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  37. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория практике /Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1993.- 176 с.
  38. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1988. — 325 с.
  39. Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Просвещение, 1995. — 464 с.
  40. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Просвещение, 1996. — 374 с.
  41. Е.А. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−35.
  42. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 207 с.
  43. Л. П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С.37−45.
  44. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  45. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск.: ЧГПУ, 1997. — 240 с.
  46. А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996.-224 с.
  47. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2001. — 157 с.
  48. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — 440 с.
  49. В. А. Теория подобия и моделирование. М.: Высшая школа, 1966.-78 с.
  50. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  51. П.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 3−7.
  52. Л.Я. Подготовка социальных педагогов в системе культурологического образования //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. — Москва- Тула, 1993. — С.38−40.
  53. С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  54. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 3 / Под ред. Н. В. Пилипко. М.: Перспектива, 2001. — 100 с.
  55. В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, 1974. — 112 с.
  56. А.Н. Психодиагностика. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 181 с.
  57. .З. Социальная педагогика: теория и практика //Обучение социальной работе в России: Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы. — М., 1998. — С.48−65.
  58. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  59. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. — М., 1989. С. 221 -237.
  60. М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики. //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. /Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып.З. — Екатеринбург, 1998. — С.168−185.
  61. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография. М., 2001. -151 с.
  62. Ю.Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: практика. М.: ВЛАДОС, 2001. — 221 с.
  63. .С. Философия образования. М.: Изд-во «Флинта», 1998.-425 с.
  64. А.Т. Синергетический подход к оценке региональных систем профессионального образования //Мир образования образование в мире. -2001. — № 4. — С.3−7.
  65. Д.П. Определение: логико-методологические проблемы. М.: Мысль, 1974.-311 с.
  66. А.Г. Основные факторы взаимодействия школы с внешней средой //Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. Вып. 6. — Челябинск: Урал ГАФК, 1998. — 89 с.
  67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383 с.
  68. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  69. В.Н., Селюкова Л .Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993. — 181 с.
  70. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. — 224 с.
  71. С.Д., Аничкин С. А. К проблеме переосмысления ценностей культуры и образования //Известия академии пед. и соц. наук. Т. IV. М.: МОДЭК, 2000.-С. 81−84.
  72. . Мангейм, Рич К. Ричард. Политология. Методы исследования: Пер. с англ./ Предисл. А. К. Соколова М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.-544с.
  73. В.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. Смоленск, 1999. — 198 с.
  74. . И. Эмоциональная направленность личности. М., 1979.90 с.
  75. М.Е., Баскаков А. М., Ломакина И. С. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 288 с.
  76. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 314 с.
  77. М.Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс. Учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 121 с.
  78. М.Е., Третьякова Т. Н., Дуранов И. М. Теоретические и методические предпосылки формирования направленности личности.. -Челябинск: ЧГПУ, 2000.
  79. О.И. Успех как социокультурный феномен: Автореферат дис.. канд. филос. наук. -Ростов-н/Д., 1993.-23 с.
  80. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников// Знание. М.: Знание, 1982. — 95 с.
  81. И.Н. Социальная педагогика в школе /Под ред. Г. К. Селевко. -М., 1996.-71 с.
  82. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1996. — 51с.
  83. В.Н. Формирование готовности студентов педвузов к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 215 с.
  84. Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.пед. ун-т, 1999. 244 с.
  85. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.пед. ун-т, 2000. 180 с.
  86. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 16−21.
  87. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.пед. ун-т, 1999. 130 с.
  88. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. — 384 с. 91.3лотин Б.Л., Зусман А. В. Законы развития и прогнозирования технических систем. Кишинев: МНТЦ «Прогресс» «Картя Молодовеняска», 1989.-96 с.
  89. В.А. Интегративный рациональный и духовно-эмоциональный образ мира как основа мотивации познания и культуры // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла. -СПб., 1998.-45 с.
  90. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996. -112 с.
  91. К. Педагогическая диагностика /Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  92. И. Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. М.- Белгород: МПГУ, 1993.-219 с.
  93. И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пособие. М.- Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -244 с.
  94. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник /М.А. Галагузова, A.M. Душников, Т. С. Дорохова. М.: ВЛАДОС, 2000. — 541 с.
  95. М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  96. М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  97. А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен.- М., 2002.- 140 с.
  98. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
  99. О.Л. Педагогическое содействие социализации младшего школьника: Дис.канд. пед. наук. Челябинск: УрАФС, 2003. — 164 с.
  100. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1981. — 78 с.
  101. Н.Б. Зачем нужна медиакультура // Уральский Федеральный округ. 2004. — № 1. — С.37−72.
  102. Г. Мультимедиа. М.: Малип, 1994. — № 4. — С.35−45.
  103. Э. И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. канд. психол. наук. Л., 1987. -177с.
  104. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Изд-во «Вита-пресс», 1997. — 142 с.
  105. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  106. Т. Е. Конструирование дидактических тестов: Метод, рек. -Магнитогорск: МГПИ, 1996. 56 с.
  107. Т. Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие. -Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. 126с.
  108. Ш.Князева JI.E. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Ростов-на-Дону, 1991.- 19 с.
  109. JI.H. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992. 120 с.
  110. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  111. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 160 с.
  112. Конвенция ООН о правах ребенка /ООН. Нью-Йорк, 1991. — 62 с.
  113. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Наука, 1983.-264 с.
  114. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 245 с.
  115. К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе.- М.: Изд-во Госкоорцентр, 2002.- 160 с.
  116. В.П., Иваненко К. С. Профессиональная культура//Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5. — С. 150−157.
  117. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 144 с.
  118. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 20−26.
  119. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. — 608 с.
  120. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  121. М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272с
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  123. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  124. P.A. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2000. — 167 с.
  125. P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: Автореф.дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 46с.
  126. О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Институт практической психологии, 1997. 256 с.
  127. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с
  128. Т.П., Фролова М. А. Введение в социальную философию. -М.: Роспедагенство, 1995. 192 с.
  129. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 248 с.
  130. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманист, фонд «Знание», 1997. — 308 с.
  131. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  132. O.A., Яковлева A.B. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С.37−43.
  133. Методы психологической диагностики. М.: Из-во РАН, 1993. — Вып. 1.-87 с.
  134. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Из-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  135. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Уч. пособие для пед. ВУЗов и ССУЗов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  136. JT.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Учеб. пособие для практ. психологов. М.: Психологический институт, 1992. — 323 с.
  137. Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис. д-ра пед. наук. Бухара, 1991. — 401 с.
  138. Моделирование педагогических ситуаций /Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и др. М.: Просвещение, 1981. — 286 с.
  139. И.М. Профессиональная культура муниципального депутата.- Екатеринбург, 1993. 190 с.
  140. A.B. Социальная педагогика. М.: Изд-во «Академия», 1999.- 184 с.
  141. A.B. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  142. JT.C., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов СПб.: КАРО, 2000. — 272 с
  143. А.Я. Методология и методика научного исследования. -Челябинск: ФИПО МО РФ, 1993. 52 с.
  144. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск, 1998. — 55 с.
  145. А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления. Челябинск: Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000. 28 с
  146. И.С. Причинность. Философская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1967. — Т.4. — 370 с.
  147. П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности /Пер. с нем.А. А. Громбаха. М.- СПб., 1911. — 360 с.
  148. Н.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -В 3 кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн.З. — 512 с.
  149. H.H. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста //Содержание подготовки специалистов с высшим и средним образованием /Под ред. H.H. Нечаева. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1988.- 120 с.
  150. В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 72 с.
  151. Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 2000.-285 с.
  152. A.M. Методология образования М.: Эгвес, 2002. — 320с.
  153. П. В. Метрология, М.: ВНИИПО, 1979. — 112 с.
  154. Об открытии специальности «Социальная педагогика»: Приказ Гос. ком. СССР по нар. образованию от 21 августа 1990.№ 582 //Бюл. Гос. ком. СССР по нар. образованию. Сер. Дошк. Воспитание. 1990. — № 12. — 48 с.
  155. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 480 с.
  156. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  157. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монография. М., 1998. — 202 с.
  158. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей / Науч. ред. В. И. Андреев. Казань: Из-во Казанского ун-та, 1989. — 142 с.
  159. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: Метод, пособие / М. И. Марьин, И. В. Иванихина, С. И. Ловчан и др. М.: ВНИИПО, 1998.-117 с.
  160. JI.B. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся. Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1998.- 143 с.
  161. Л.П., Сафонова Е. Г., Сыманюк Э. Э. Ключевые концепции субъекта учебно-профессиональной деятельности. — Екатеринбург, 2002. — 180с.
  162. В. И. Качество социологической информации. Киев, 1986. -213 с.
  163. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении.: М., Изд-во ИОСО РАО, 1998. 225с.
  164. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб: СПбГУП, 2003.-616 с.
  165. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. /Курс лекций. СПб, 1994. — 86 с.
  166. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пединститутов /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  167. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  168. A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-213 с.
  169. В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д, 1996. — 512 с.
  170. P.A., Дулина Н. В., Токарев В. А. О главной цели образования //Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С.35−46.
  171. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общ-во России, 1999. — 354 с.
  172. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.421с.
  173. Н.М. Основы социальной педагогики.- СПб., 1997. 117 с.
  174. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 255 с.
  175. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. /Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — 352 с.
  176. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушиной. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 328 с.
  177. Проблемы образования и развития личности учащихся / Под. ред. В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Е. В. Дегтярева. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 112 с.
  178. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. СПб., 1994. — 54 с.
  179. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  180. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.
  181. Л.И. Педагогические основы подготовки социального педагога: Автореф. дис. .канд. пед наук. Самара, 2000. — 19 с.
  182. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Рос. энциклопедия, 1993. Т.1. — 486 с.
  183. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Норма-ИНФРА, 1998. 411 с.
  184. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М., 1989. -328 с.
  185. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  186. H. Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  187. В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1973. -431 с
  188. В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974.84с.
  189. Н. Я. Сборник пиктографических задач по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. Магнитогорск: МГПИ, 1997. -35 с.
  190. Н. Я., Сычкова Н. В. Создай себя в игре: Учеб.- метод, пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 84 с.
  191. И.В. Формирование эмоциональной культуры будущих учителей. Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 190 с.
  192. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд. 2-е, дополнен. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2000. — 384 с.
  193. Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
  194. Е.В. Методы математической обработки в психологии: -СПб.: Изд-во «Речь», 2001. 350 с.
  195. Н. Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основа его профессионализма: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1996. 18 с.
  196. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студ. педвуза, учителей и слушателей ФПК. М.: Межд. пед. акад., 1995. -192 с.
  197. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  198. Г. Б. К проблеме качества образования //Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тезисы всерос. научн.-метод. конф.- Новосибирск, 1998. С.35−45.
  199. В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды. Сер. Психолого-педагогические науки. М.: МПГУ, 1995.-С.2−12.
  200. A.B. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза. Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск: МАГУ, 2002. — 164 с.
  201. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — 624с.
  202. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JI.: ЛГУ, 1977. — 140 с.
  203. Сорока-Росинский В. Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству //Сорока-Росинский В. Н. Пед.соч. -М., 1991. С.136−138.
  204. Социальная педагога: Курс лекций: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений /Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 416 с.
  205. Социальная педагогика: Учеб. пособите для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  206. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск.гос.соц.ун-та «Союз», 1999. — 111 с.
  207. Социальный педагог: Документы, программно-методические материалы для пед.учеб.заведений: В 2 ч. М., 1991. — 100 с.
  208. А.И. Системологические основы образовательных систем / Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М., 1994. — 4.1. — 284 с.
  209. Г. В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. — 120 с.
  210. В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М.-Т. 1.- 1979.-560 с.-Т. 2.- 1980.-348 с.-Т. 3. 1981. — 640 с.
  211. О.С. Формирование готовности будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.- 179 с.
  212. Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс /Пер. с англ. -М.: Изд-во ACT- Львов: Инициатива, 1998. 496 с.
  213. Т.Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста. Челябинск: ЮурГУ, 2000. — 90 с.
  214. Г. В. Страх успеха: Психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 37−46.
  215. Ю. Отчуждение в образовании: проблема преодоления //Директор школы. 1996. — № 6. — С. 60−62.
  216. Н. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 390 с.
  217. A.B. Критерии качества знаний: Лекции для учителей и студентов педвузов. Челябинск: ЧГПУ, 1995.- 123 с.
  218. Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сб. науч. ст. — Тамбов: Изд-во гос. ун-та, 1997. -113с.
  219. В. П. Творчество в системе образования: Монография. — Магнитогорск, 1995. 219 с.
  220. К.Д. Собр. соч. М.: Просвещение, 1948. — 250 с.
  221. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М., 1996. — 64 с.
  222. И.А. Методика социально-педагогического исследования: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1989. — 81 с.
  223. Философия /Под ред. В. П. Кохановского. Р/на/Д.: Феникс, 1996. -576 с.
  224. Философия и методология науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996. -551 с.
  225. Философская энциклопедия /Глав. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — Т.4. — 592 с.
  226. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  227. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.Л. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1997. -576 с.
  228. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
  229. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  230. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. -223 с.
  231. И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1990. -№ 3.
  232. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на/Д.: Феникс, 1997. 640 с.
  233. В.Н. К вопросу использования основных принципов системного подхода к некоторым проблемам педагогики. Вестн. Челяб. пед. унта. Сер. 9, Экология человека и среды обитания. Ч.: ЧГПУ, 2000. № 1. — С. 2425.
  234. Г. Н. Педагогика саморазвития. М.: Просвещение, 1996. -446 с.
  235. М.Ф. Специализации в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 121 с.
  236. И.А. Проблема саморазвития и культура личности // Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография / Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -180с.
  237. С.Т. Избранные психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 190 с.
  238. JI. JI. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборъ, 1997. — 506 с.
  239. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. — 2001. — 206 с.
  240. H.JI. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1997. -164 с.
  241. E.H. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  242. В.А. Роль модели в познании. Л.: Изд-во Ленингр. гос. унта, 1963. — 128 с.
  243. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  244. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Изд-во РАН, 1995. — 358 с.
  245. Энциклопедия социальной работы: В Зт.: Пер. с англ. М., 19 931 994.- 300 с.
  246. И.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 176 с.
  247. Ю.О. Деятельность социального педагога с детьми-сиротами. Челябинск, 2000. — 36 с.
  248. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  249. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  250. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997. — 224 с.
  251. H. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1992. 403 с.
  252. Banks D. The Sociology of Education. L., 1978.
  253. Blyth W.A.L. Non-verbal elements in education: some new perspectives // British Journal of Educational Studies. 1976.
  254. Hofstede G. Cultures and Organisations. Harper Collins, 1991.
  255. Eysenck H.J. The structure of humen personality. London: Metchuen, 1960.
Заполнить форму текущей работой