Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая система формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов: На материале изучения дисциплин естественнонауч. 
цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На ВТОРОМ ЭТАПЕ (1995;1996 гг.) На основе разработанных уровней и критериев в экспериментальных и контрольных взводах последовательно определялись исходные уровни, выявлялась динамика процесса формирования гуманистического мышления у курсантов, С этой целью в военных вузах гг.:Вольска. Камышина, Ульяновска, Тольятти, Волгограда были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Проводилась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Теоретико-методологические основы формирования гуманистического мышления. =
    • 1. 1. Традиции, тенденции развития и формирования гуманистического мышления в системе российского образования
    • 1. Й. Генезис формирования гуманистического мышления.£
      • 1. 3. Психолого-педагогическая ¦ сущность гуманистического мы-ШДеНИЯ. .г. il
      • 1. 4. Механизм.уровни и показатели сформированнооти гуманистического мышления
  • Глава II.
  • Опытно-экспериментальная проверка педагогической системы формирования гуманистического мышления
  • ПЛ. Сшергетичеокий подход к проблеме формирования гуманистического мышления на основе системообразующих принципов: при-родосообразнооти и культуросообразности
    • 11. 2. Систематизация естественнонаучных знаний в концепциях современного естествознания, как условии по формированию гума: нистического мышления у курсантов военных вузов.11й
    • 11. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы по Формированию гуманистического мышления в естествознании у курсантов военных вузов

Педагогическая система формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов: На материале изучения дисциплин естественнонауч. цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На пороге третьего тысячелетия наше современное общество переживает период радикальных изменений во внешней и внутренней политике., экономике, социальной сфере. Происходящая трансформация во всех формах общественной жизни, накладывает отпечаток и на военную область. Происходит реформирование в армии, в системе подготовки военных специалистов. Приоритетным требованием реформы является гуманизация высшего военного образования".

Процесс гуманизации сопровождается большими трудностямипротиворечиями, и издержками. Они во многом обусловлены тем., что в строительстве армии недостаточно учитывается человеческий фактор, роль личности военнослужащего-главного субъекта деятельности по защите Отечества.

Десятилетиями содержание гуманитарной подготовки в высших военных учебных заведениях определялось жесткой идеологической схемой, от чего весь гуманитарный цикл походил на воинский устав с его штампами и формулами. Отношение курсантов к гуманитарной подготовке было либо индеферентным, либо негативным.

В работе кафедр гуманитарного и естественнонаучного цикла наблюдалось противостояние. Истоки данного противостояния в работе кафедрв разрыве, в оторванности гуманитарной и естественнонаучной составляющих гуманистического мышления. В результате мы получили полнейшую дисгармонию человека и природы, преобладание однобокого., прогматического подхода к подготовке специалистов, ориентированных не столько на духовное и гражданское становление личности, сколько на выполнение узко специализированных функций.

Время показало, как дорого обошлись обществу такие узко специализированные профессионалы. Военный специалист, прошедший такую подготовку., не мог отвечать требованиям новых социальных условий по формированию профессиональной мобильности, умению быстро реагировать на запросы практики, умению принимать нестандартные решения и удовлетворять собственные образовательные потребности, предвидеть последствия своей хозяйственной деятельности.

Таким образом, возникли противоречия:

— между узкопрофессиональными требованиями, предъявляемыми к обучаемым в системе высшего военного образования, и требованиями, предъявляемыми к выпускникам самой современной жизнью;

— между возросшими требованиями к духовно-нравственным качеотвам офицера при решении военно-профессиональных задач и степенью подготовленности к такой деятельности обучающихся в высшей военной школе;

— между социальной потребностью в гуманистической направленности изучения естествознания и недостаточной разработанностью содержания и условий формирования гуманистического мышления, в проекте высшей военной школы,.

Данные противоречия свидетельствуют об актуальности исследования и на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемыiкаковы тенденции и перспективы развития и становления гуманистического мышления курсантов в современных условиях обучения в военном вузе?

Главный вектор перемен-отказ от назидательности и декларирования? недоверия и неуважительного отношения к слушателям и курсантам." как к пассивным объектам воздействия, Акцент в отношениях с обучаемыми отныне должен быть перенесен на равноправное сотрудничество, взаимодоверие и справедливость, самостоятельность и активность., индивидуализацию обучения и воспитания, При атом уважительность к обучаемым должна сочетаться с повышением ответственности слушателей и курсантов за учебу и поведение,.

В новых квалификационных характеристиках выпускников военно-учебных заведений расширены требования к личностным качествам офицера, как человека и гражданина, к военно-профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса, определен уровень обучаемости по военно-гуманитарной проблематике, так как общество с развитой экономикой требует от специалиста ориентации на вопросы маркетинга, учета социально-экономических факторов в психологии потребителя.

Гуманитарная проблематика возникла не сегодня и не только в нашей стране. Проблема гуманитаризации — общая тенденция мирового образования, В ХХ веке впервые масштабно начинает осознаваться роль человека в общественном прогрессе, Если появление и развитие индустриальной цивилизации зависело прежде всего от качества техники и технологии, то вступление человека в постиндустриальную (информационную) щшилизацию связывается вое больше с человеческим фактороминтеллектом, способностями, качеством деятельности человека, Отсюда и ориентация систем образования ведущих стран мира на подготовку свободно мыслящей и ответственной личности, человека творческого, предприимчивого, о развитыми гпажданскими качествами } обостренным чувством собственного достоинства, Следовательно, ведется речь о гуманизации, о формировании гуманистического мышления"Разработанная Госкомвузом РФ концепция гуманитарного образования изложена в сборнике «Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-.экономических наук.51 В нем представлены материалы., позволяющие провести сравнение современного гуманитарного образования в высших учебных заведениях России и ряда зарубежных вузов: Великобритании, Германии., США. и Японии.

В нашей стране в данном аспекте ведется работа, о чем свидетельствуют директивные документы «Об образовании» и «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации, «.

В действующем законе «Об образовании1' установлено» что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, На эти же принципы указывал министр обороны Российской Федерации в приказе N191 1993 г, «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации.» Решение этой важной проблемы реализуется, Проблемы гуманизации военного образования обсуждаются на страницах журналов, семинарских и научно-практических конференциях., но проблема остается актуальной из-за её многообразия и разноплановости,.

ЖОГАЛЬНОСТЬ ТЕШ диссертационного исследования обусловлена запросом общества на социально активных., творческих специалистов в любой области деятельности, овладевших чувством гражданской ответственности за судьбы страны и мира,.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Педагогическая система формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов,(на материале изучения дисциплин естественнонаучного цикла,)» .

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — научное обоснованиеразработка и реализация педагогической системы формирования гуманистического мышления курсантов военных вузов,.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс гуманизации высшего военного образования.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс формирования гуманистического мышления у курсантов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла,.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ — эффективное формирование гуманистического мышления курсантов становится возможным если;

— процесс обучения базируется на принципе гуманизации образования;

— разработана педагогическая система гуманизации образования на основе комплексного подхода, к проектированию её структурных и фунщионалъных компонентов: целей, содержанияметодов обучения, деятельности педагогов «курсантов;

— на основе принципов: гуманизации., природооообраенооти, культуросообразности учебного процесса осуществлен отбор содержания дисциплин естественнонаучного цикла;

— процесс формирования гуманистического мышления курсантов обеспечивается использованием новой технологии обучения естественнонаучным знаниям.

В соответствии о целью*предметом и гипотезой исследования в работе ставшись следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) спроектировать модель педагогической системы формирования гуманистического мышления будущих офицеров при изучении дисциплин естественнонаучного цикла;

2) провести экспериментальное исследование эффективности разработанной системы формирования гуманистического мышления и апробировать её при общенаучной подготовке курсантов высших военных училищ;

3) разработать технологию реализации экспериментальной системы с использованием метода генерализации и метода обособления на примере расширения теоретика-дидактических возможностей использования фундаментальных законов в дисциплинах естественнонаучного цикла;

4) привести в систему рекомендации преподавателям по формированию гуманистического мышления курсантов военных вузов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСШО ОСНОВУ исследования составляют положения диалектики., раскрывающие единство теории и практики в обучении, о закономерностях активизации познавательной деятельности человека о единстве формирования личности., сознания и деятельности, о ¦ превращении полученных знаний в убеждения, о значении гуманизации"как важнейшем факторе формирования гармоничной личности, участвующей в преобразовании высшей военной школы, отраженных в философских, психологичеоких концепциях (H.А Бердяев"В.И.Вернадский., К, К"Пдато-ное3Дж.Дьюи, Карл Роджерс, Абрахам Маолоу).

При исследовании данной проблемы, мы опирались на научные труды и практические рекомендации современных отечественных ученых таких, как А, Н. Аверьянов, Л. И. Анцеферов, С. И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, М. М. Бахтин, В. С. Библер, В, П. Беспаль ко, В. Ж. Вдовюк, Г. Д. Гачев, З. Е. Гельман, Г. М. Голик, В. Ф. Ефименко, Н. М. Зверева, Г. И. Ибрагимов., Г. Н. Искакова, К. А. Кириллин, н.И.Кузнецова, Н. В. Кузьмина, В. О. Леднев, И. Н. Малов, А. Н. Матвеев, В, Н. Мещанский, А. Н. Новиков, Н. М. Палтышев, Б. С. Спасский, Н. Ф. Феденрю, В, А. Фабрикант, Н. М. Шахмаев, Е. Н. Шиянов.

В работе были использованы труды К.А.Абульхановой-Славской, З. А. Асратян, Ф. В. Баоина, А. А. Бодалева, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А, В. Петровского, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, И. П. Павлова, С, Л. Рубинштейна, А. А. Салиева. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретических (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование, индукция, дедукция, традукция), а также практических (наблюдение, интервьирова-ние, беседа, анкетирование, тестирование, проведение контрольных работ, педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов) .

ОййШО-ЭКОПЕРИШНТАЛЬИОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились: Воль-окое высшее военное училище тыла, Камышинокое высшее военное командно-инженерное строительное училище, Ульяновское высшее военное техническое училище, Тольяттинское высшее военное командно-инженерное строительное училище, Качинокое высшее военное авиационное училище летчиков.

Экспериментальная работа проводилась в период с 1994 по 1998 гг. в три этапа.

На ПЕРВОМ ЭТАПЕ (1994;1995 гг.)осуществлялся выбор темы исследования, ознакомление и анализ отечественных и зарубежных источников, разрабатывался категориальный аппарат. На базе военных училищ гг.: Вольска, Камышина, Ульяновска, Тольятти, Волгограда велась поисково-экпериментальная работа по выявлению форм и методов гуманизации образовательного процесса в военном вузе, проводились наблюдения по выявлению гуманитарной составляющей на лекционных, лабораторных и практических занятиях при формировании естественнонаучных знаний в военных вузах" Изучался и обобщался передовой опыт гуманизации образования, отбирался материал для экспериментального исследования, формировалась гипотеза и разрабатывалась методика исследования.

Получили теоретическую разработку уровни и критерии, отражающие качество оформированности гуманистического мышления у курсантов военных вузов посредством творческих заданийопределялась направленность и содержание педагогического процесса, как по традиционным, так и нетрадиционным методикам.

Целью первого этапа было раскрытие психолого-педагогической сущности гуманиотичеомого мышления обучаемых, определение взаимосвязи между естественнонаучной и гуманитарной его составляющими.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ (1995;1996 гг.) На основе разработанных уровней и критериев в экспериментальных и контрольных взводах последовательно определялись исходные уровни, выявлялась динамика процесса формирования гуманистического мышления у курсантов, С этой целью в военных вузах гг.:Вольска. Камышина, Ульяновска, Тольятти, Волгограда были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Проводилась проверка гипотезы исследования, осуществлялась корректировка первичной методики исследования, определялись средства и пути включения курсантов в творческую деятельность по усилению гуманистического потенциала при формировании естественнонаучных знаний как в теоретическом, так и в практическом плане.

Дополнительно были предложены диагностические задания о целью уточнения результатов эксперимента, качества усвоения предложенных методик по рациональному подбору методических учебных пособий, а ташке единого подхода к проблеме формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов, На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (1996;1998 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, результаты исследования внедрялись в практику военных вузов, формировались выводы и практические рекомендации преподавателям и курсантам военных вузов,.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключаются в том, что на основе выявленной сущности гуманистического мышления теоретически разработана, ' научно обоснована и экопериментально проверена модель педагогической системы совершенствования процесса формирования гуманистического мышления-предложен механизм успешной её реализацииразработаны и внедрены новые методы и формы изучения дисциплин естественнонаучного цикла о целью их переориентации на личностную направленность.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧМНЖ РЕЗУЛЬТАТОВ обеспечена опорой на современные общие теоретические и методологические положения, нашедшие отражение в трудах философов, психологов, методистов, специалистов по общей педагогике и философии образования-, использованием системы валидных методов исследования, длительностью проведения экспериментов и широкой апробацией выводов в массовой аудитории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в адаптации разработанной педагогической системы формирования гуманистического мышления к реальной педагогической деятельности, создании механизма реализации предложенной системы, учебно-методических материалов, разработок, необходимых для организации процесса личностного развития обучаемых и гуманизации образовательного процесса в военном вузе.

Дополнительными показателями эффективности предложенной педагогической системы формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов явились: выступления с докладами на кафедрах педагогики Московского, Ростовского, Рязанского, Саратовского университетов — доклады на межвузовских научно-практических конференциях военных вузов (Камышин, Рязань, Ульяновск, Саратов, Балашов, Вольск), написание статей и тезисов (Москва, Саратов)-издание и внедрение в учебный процесс военных вузов 4 пособий, внедрение в вузовскую практику моделированных учебно-наглядных пособий и приборов (механических и электрических фильтров, волновода, электромагнитного и механического сепараторов и др.) jподготовка научных докладов курсантов по теме диссертации.

Теоретически смоделирована и практически реализована педагогическая система. Выводы и рекомендации проведенного исследования позволяют гуманизировать процесс подготовки будущих офицеров, совершенствовать интеллектульно-эммоционалъную и чувственную сферу личности, формировать духовно-нравственную культуру обучаемых, повысить эффективность работы военных вузов.

НА ЗАЩИТУ ВШОСЯТСЯ:

1) теоретическая модель педагогической системы формирования гуманистического мышления, обеспечивающая реализацию принципа гуманитарной направленности процесса подготовки будущих офицеров;

2) технология реализации системы формирования гуманистического мышления курсантов военного училища на примере расширения теоретико-дидактического использования фундаментальных законов естественнонаучных дисциплин;

3) комплекс нетрадиционных инновационных методов и приемов, обеопечиващих повышение эффективности формирования гуманистического мышления.

АПРОБАЦИИ рузультатов исследования, — Основные результаты и ход исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры, педагогики Саратовского государственного университета (1997г., 1998 г.)" на заседании «кафедры педагогики-Московского государственного университета имени Н, К. Крупской (Москва, 1997 г.), на научно-практических конференциях: (Саратов, 1995 г,), (Балашов., 1998 г,) — (Саратов 1997 г,)., (Рязань, 1997 г,), (Камышин, 1997 г.), (Вольск., 1998 г).

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования внедрены в практику работу как высшей педагогической школы., так и военных вузов. Материалы исследования использовались в Камышинском, Тольяттинском, Ульяновском., Вольском, Волгоградском военных вузах, В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его ход и результаты систематизированы и обобщены в диссертации.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИЙ: диссертация состоит из введения, двух глав., заключения, описка литературы и приложения".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человек XX века, вооружив себя мощной техникой s стал активно преобразовывать земную поверхность, изменять направленность природных процессов, протекающих тысячелетиями в биосфере, В своем безоглядном стремлении покорить силы природы, человек много сделал для развития цивилизации, ко нарушение установившихся природных равновесий, изменение составов атмосферы и гидросферы вызывают сейчас особую тревогу, Вес-печное обращение о природой отзовется бумерангом, однако, пострадают не те, кто запустил этот бумеранг, а новые поколения.

Современный специалист живет и работает в обществе, которое к сожалению, еще недостаточно умело контролирует условия и последствия своей производственной деятельности, В связи с такой ситуацией^ науке появились задачи обратного свойства, т, е не только задачи эффективного освоения и преобразования природы, но и природных процессов, для этого, например, производится утилизация отходов промышленности, дезактивация промышленных выбросов на поверхности Земли техническими средствами,.

Наиболее важной чертой современного бытия является обостряющиеся противоречия между растущими материальными потребностями и возможностями их удовлетворения при сохранении экономического равновесия.

Сейчас, когда экологическая проблема обрела глобальное значение, вопрос стоит так: либо сохранится старая технология, которая ведет к экологическом}/ взрыву, либо будут выделяютьоя необходимые средства для повсеместного внедрения безотходной, экологически чистой технологии, Другого пути нет.

Комплекс экологических, природоохранительных проблем порождает, и комплексную взаимосвязь наук, общей идеей которых является сохранение гармонических взаимоотношений человека и природы.

Такая идея объединяет и связывает в единое целое не только естественные науки, но и гуманитарные.

Поэтому мы вели речь о диалоге двух составляющих гуманистического мышления: естественнонаучной и гуманитарной, При этом, обращали особое внимание на усиление гуманитарной составляющей при формировании естественнонаучного мышления.

Подлинная гуманизация образования, высокий уровень культуры мышления и принятие компетентных решений возможны лишь при интегрировании прошлого опыта с достижениями сегодняшнего дня.

В результате систематики были отобраны следующие качества, характеризующие высокий уровень сшормированнооти гуманистического мышления:

1) мотивационные качества. Личность должна иметь положительную, устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию. широкие интересы к познанию искусства и культуры:

2) духовно — нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, добрая, -.рефлексирующая, справедливая, милосердная, порядочная, самосовершенствующаяся личность:

3) физические качества. Это должна быть здоровая, крепкая, энергичная, спортивная, оптимистическаяспособная к физическому самосовершенствованию личность:

4) интеллектуальные качества .Это должна быть масштабно (пла-нетарно) мыслящая, творческая эрудированная, о развитым индивидуальным и логическим мышлениемf критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная личность;

5) деловые качества. Это должна быть трудолюбивая предприимчивая, оперативная, расчетливая, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая начатое дело до конца;

6) организационно-волевые качества. Это должно быть целеустремленная, собранная, упорная, требовательная к себе, оамокритичео-кан, организационная, настойчивая, способная к достижению намеченной цели личность;

7) социальные качества. Это должна быть личность, имеющая гу-маниотичечкое мировоззрение, активную гражданскую позицию, способность понять другого. уважающего старших, бережно относящихся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно творчески работать в коллективе;

8) общекультурные качества. Это должна быть личность. обладающая куль турой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой экономической, экологической политической, эстетической, ш/зыкальной, художественной культурой,.

Перечисленные качества, характеризующие высокий уровень оформированнооти гуманистического мышления, на основе анализа результатов исследования, а также намеченного направления дальнейшего исследования проблемы, позволяют изложить обще выводы и рекомендации:

1) проблема формирования гуманистического мышления обучаемых, как одна из актуальных проблем современного образования, направлена на реализацию личностно-ориентированного обучения, она вносит существенный вклад в педагогику развития личности;

2) теоретически обосновано понятие 5'гуманистическое мышление обучаемых", как комплексное, интегрирующее гуманитарное и естественнонаучное мышление на культурологическом уровне, позволяющее оубъектифицировать человека и природу, развивающее механизмы самореализации:

3) описана научная картина мира, как результат философского синтеза естественнонаучных знаний, показана, комплексная взаимосвязь наук, которая основывается на систематизации естественнонаучных знаний, Акцентируется внимание на целостном восприятии окружающего мира в процессе формирования гуманистического мышления обучаемых:

4) гуманистическое мышление рассмотрено на основе оиотем-но-деятельноотного и междисциплинарного подходов с учетом даннных философии, физиологии, психологии, методики преподавания физики и педагогики, которые обеспечили его нелинейное многоаспектное исследование;

5) обоснованы показатели, характеризующие гуманистическое мышление курсантов, определены уровни его сформированности (информационный, ценностно-ориентированный, нормативно-регулятивный);

6) экспериментально подтверждена интеркорреляция между естественнонаучной и гуманитарной составляющих, как двух важнейших компонентов формирования гуманистического мышления, при систематизации знаний на куль. турологическом уровне;

7) создана и экспериментально апробирована педагогическая система, направленная на формирование у курсантов гуманистического мышления, Она представляет собой саморегулирующуюся, саморазвивающуюся систему, непосредственно связанную с выполнением учебных заданий, Механизм функционирования гуманистического мышления разработан, в основном, на операционном уровне учебной деятельности курсантов;

8) предложена технология формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов, разработан её проект-конструкт, включающий четыре группы модулей: содержание, цели, прцеооа и контроля:

9) определены дидактические средства и условия реализации технологии формирования гуманистического мышления курсантов: ди-.агноотичностъ цели обучения: вариативный характер содержания, видов, форм обучения-использование нетрадиционных методов обучения, в частностигенерализации, обособления,.

Проведенное исследование не исчерпывает полностью многофакторную проблему формирования гуманистического мышления курсантов военных вузов. Представляется возможным создание новой парадигмы высшего военного образования: разработка модели гуманистического мышления обучаемых в системе высшего и среднего образования и программно-методического обеспечения этого процесса— разработка многоуровневой учебной программы, направленной на развитие гуманистического мышления курсантов военных вузов-создание инновационных методик преподавания дисциплин естественнонаучного цикла. т t).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Механизм управления, его генезис самоорганизующая роль / Философские науки.М., 1997.- С. 9,11,105−113,186,.
  2. И. А. Развитие военно-педагогической мысли в России в XVIII веке: Дне,-канд. пед. наук. М., ВУ, 1995.
  3. В.А. Теоретические основы географии.- М., 1972.-С. 193−194.
  4. П.К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и действительность. София:
  5. Наука и искусство, 1973 .
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М. -.Высшая школа, 1980.-90,91о.
  7. В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов / Проблемы личности: Материалы симпов" М., 1970. -С.334−343.
  8. С. Ф. и др. Военный эшщкшшедический словарь.-М., 1986 633с.
  9. Р.К. Что такое время?//3нак вопроса, 1996 .N4.
  10. А.В. Военная педагогика.- М.&bdquo-: Воениздат., 1966.- 47с.
  11. А.В., Феденко Н. Е. История советской военной психологии. -М.: ВПА. 1983.- С. 64−65.
  12. И.И. Гуманитаризация военного образования: опыт и проблемы\ Военная мысль, 1993. N7.- С.76−80.
  13. Зинченко В, П. Гуманитаризация подготовки инженеров // Вестник высшей школы, 1986. N10.- 0,22−31. 8. Зинченко В. П. Образование и духовность: сознание, как объект междисциплинарного исследования //Варшава: Совр.высш. школа, 1990, N1.- О.85−92.
  14. Зинченко В, П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии /7 Вопросы философии, 1997. N7.
  15. Л.Я. Дидактические основы формирования содержания образования по предметам естественнонаучного цикла /
  16. Под ред. В. В, Краевокого, — М.: НМИОП. 1980, -68о.
  17. Зотов А", Тыхеев В, Образование в эпоху перемен// Коммунист, 1990, N11. -С.52−61.
  18. Ибрагимов Г, И. Гуманитаризация преподавания шизики, как средство формирования мировоззренческой ориентации учащихся, М.: АПН СССР, 1989. -С.41−49.
  19. Е.А. Логика. М., 1996, — 20с.
  20. Ильина Т. А, Научно-технический прогресс и актуальные проблемы педагогики, — М.: Изд- во Знание,
  21. Ильин Н, И, Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе: Дисс.- канд. пед. наук, Казань, 1996,
  22. Э.В. Диалектическая логика, М.: Политиздат, 1974.
  23. В. Г.- Кондратьева Л.Л, Поихология/7'Выошая школа, 1989, — 143с.
  24. Кант I, Соч. В 6-ти т./ Т.З.- С.553−554,585−586.
  25. Cannon W, The Wisdom of Body, L., 1932.p.108.
  26. А. Актуальные проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров// Военное образование, 1996.1. N1, — С.5−10.
  27. В. В, Гуманизм действенный и мнимый. -М.: Политиздат, 1973, 208с .
  28. С. О системе комплектования старой армии // Военно-исторический журнал, 1966 .N 1. С. 107 — 109,
  29. Князева Е, Дурдюмов О, Синергетика i начало нелинейного мышления, Общественные науки и современность, 1994 ,-3, — 38с,
  30. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. Наука, 1988,-С, 8−15, 36−43.
  31. Ковалев С. М, Реальный гуманизм и его противники. -М: Мысль, 1975, 112с.
  32. Ковалев А, Г. Психология личности, 3-е изд, М.: Просвещение, 1970.- 391о.
  33. В. П, Философия, Н. Бердяев и проблемы гуманитаризации образования // Соци: ально-философские проблемы образования, М, 1992, — С, 134 150,
  34. Кондаков Н, 1. Логический словарь- справочник,-М, 1975,-456с,
  35. Материалы научно-практической конференции преподавателей Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990,
  36. Мелюхин С, Т, Философские проблемы естествознания,// Высшая школа, 1985, С, 6−20,118.а.Миронов В. Р. Образование в истории цивилизации: эволюция и проблемы, М, 1992, -32о,
  37. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР. М, 1957, Т, 2.-С, 110−125,
  38. Prigog-in I. Metamorphose of science /7 Science and publ policy, L., Vol.4, N5, P.-397−414.
  39. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П.- М: Педагогика- Пресс, 1997.-205,329,330с:
  40. Психология:словарь/Под ред, А, В, Петровского, М.Г.Ярошево-кого.-М.I Полит, издат, 1990, — 494с,
  41. Разумовский В.Г.-Тарасов Л, В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация/'/Ооветская педагогика, 1988, — N7.
  42. Реймеро Н. Ф. Надежды на выживание человека. Концептуальная экология, — М.: Молодая гвардия, 1992,
  43. Рогов Е.1. Общая психология.-М.:Владос, 1995.- 263с.
  44. Роджерс К, Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, — 19с.
  45. М.М. Принципы диалектической логики.М.:Соцзк-му, 1960,
  46. В.М. Культура, и психическое развитие человека // Вопросы психологии, 1988. N3.
  47. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. Т. 1/Под, ред, В, В, Давыдова.-М.:Большая советская энциклопедия, 1993. 608с.
  48. Российский военный сборник, Вып 3. История русской армии. М.: ГА ВС, 1994.- С.86−150.156=Рубинштейн М. М, Проблема учителя,-М: Московское Акционерное издат. общ-во, 1927.- 173с.
  49. Румянцев Б. В, Формирование общих приемов естественнонаучного мышления у учащихся средней школы: Дио.- канд. пед. наук. М., 1996. -С.196−230.
  50. Словарь русского языка/Под ред. С. И. Ожегова.-М:Руо, яз., 19.33.-784с,
  51. Словарь поэтике / Под ред. И. С. Кона. -М.: Политиздат. 3 1975. -392о.
  52. В.А. Уровни знания и этапы процесса позна--ния.-М.I Наука, 1964.
  53. Современная философия.- Ростов-на-дону:Феникс, 1997.-45о.162.0ухомлинокий В, А. Рождение гражданина.- М., 1971.-289с.
  54. Шеллинг Ф. В, Система трансцендентального идеализма, -32с.
  55. Шинкарук В. И, j Яценко А. И. Гуманизм диалектике-'материалистического мировоззрения,-Киев: Политиздат Украины, 1984,-141с,
  56. Шиянов Е. Н, Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дио.-докт. пед.наук.-М.: МГПУ имени1. В. И. Ленина, 1991,
  57. Шредингер Э, Избранные труды по квантовой механике,-М: Наука, 1976, 261с,
  58. Шубинокий В, С. Человек, как цель воспитания // Педагогика, 1992. N3.- 37с,
  59. Шумилин Л, Г, Проблемы структуры и содержание процесса познания, — М.:Жзд-во МГУ, 1969.-117с.08,Эльконин Д, Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978, -С.79−92.
  60. Эйнштейн А. Сочинение научных трудов. В 4 т. М., Т.4, 1967. -193с.
Заполнить форму текущей работой