Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природа и смысл детского изобразительного творчества в разные годы исследовались такими учеными как Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, В. С. Щербаков, Н. П. Саку-лина, Е. С. Рожкова, С. Д. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов. Однако и в настоящее время, как много лет назад, мы встречаем в печати публикации о необходимости опоры на творчество в школьном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству
    • 1. Смысл, значение, условия протекания процесса изобразительного творчества младших школьников
    • 2. Пути руководства изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической литературе, программах по изобразительному искусству, театральной педагогике
  • Глава 2. Кукольный театр в преподавании изобразительного искусства в начальной школе
    • 1. Проблемы преподавания изобразительного искусства как творчества в широкой педагогическою практике
    • 2. Определение и обоснование принципа анимации, его значения на уроке изобразительного искусства в организации обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству
    • 3. Результаты, итоги, выводы применения принципа анимации на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена поисками нового мировоззрения, которое бы гармонизировало человека с миром, наполняло жизнь целью и смыслом. Обществом все больше осознается необходимость педагогики, в центре которой стоит личность ребенка. Многие ученые в основу педагогики ставят искусство как методологию человекознания, в результате чего педагогика из рационально-информативной превращается в смысловую, ценностную. Предметы искусства в этом случае призваны сыграть важную роль, создать основу не только эстетического, но и общего интеллектуального развития школьников.

Современные прогрессивные концепции преподавания изобразительного искусства в школе — стратегия художественного воспитания подкрепляется тактикой, то есть методами, которыми ведется преподавание изобразительного искусства. Но во многих общеобразовательных школах, вне зависимости от программы, методы преподавания изобразительного искусства, по-прежнему, традиционны и не всегда адекватны природе искусства.

Обучение языку пластических искусств — важнейшая задача воспитания художественной культуры учащихся как части духовной культуры должна осуществляться через творчество. Однако, на практике, обучение и творчество традиционно разъединяются.

Природа и смысл детского изобразительного творчества в разные годы исследовались такими учеными как Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, В. С. Щербаков, Н. П. Саку-лина, Е. С. Рожкова, С. Д. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов. Однако и в настоящее время, как много лет назад, мы встречаем в печати публикации о необходимости опоры на творчество в школьном образовании, свидетельствующие об актуальности проблемы. Об этом пишут А. Г. Асмолов, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов, Э. В. Гирусов, Е. Д. Никитин и многие Другие.

Современные исследования в области педагогики искусства обогатили практиков новыми прогрессивными теориями, концепциями, направленными на художественное развитие как неотъемлемую часть духовного развития личности.

А. А. Мелик-Пашаев считает, что в воспитании нужно исходить из признания ребенка уникальной личностью, которая не сформируется когда-то в будущем, а существует изначально и только нуждается в особых условиях, чтобы проявить себя. За подтверждением этого ученый предлагает обратиться к духовным учителям человечества, учениям веками накопленным как сокровищница духа.

Б. П. Юсовым разработана теория полихудожественного развития, разводящая понятия «воображение» и «творчество», в которой приоритет, ведущая роль отведена воображению, а цель художественного воспитания учащихся — духовное очищение и духовное возвышение.

Проблемы художественного творчества получили своеобразное разрешение в системе К. С. Станиславского, совершившего переворот не только в психологии творчества актера, но и в психологии художественного творчества.

В этой области значительные открытия принадлежат и М. А. Чехову, разработавшему новые пути развития воображения. Данные открытия в теории психологии и педагогики свой путь в образовании находят с трудом и освоены до настоящего времени общеобразовательной школой мало.

Урок изобразительного искусства, построенный в соответствии с современными прогрессивными концепциями преподавания этого предмета, направленными, в конечном счете, на формирование духовной культуры школьников, предполагает его организацию по законам театрального искусства. Об этом пишут такие ученые, как Б. М. Неменский, Л. Б. Рылова, Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева.

Вместе с тем, программы театрального воспитания школьников, имеющие своей сутью переосмысление учебно-воспитательного процесса по законам театрального искусства А. П. Ершовой, В. М. Букатова, Т. Г. Пеня, И. А. Генераловой и ряд других не трансформированы к преподаванию изобразительного искусства, где бы они получили своеобразное звучание.

Возможности кукольного театра, понимаемого как искусство оживающей материи в развитии воображения, творческих способностей школьников исследовались рядом авторов, в том числе М. А. Разбаш, Ф. 3. Файнштейн, однако проблема значения театра кукол для преподавания изобразительного искусства в школе остается до настоящего момента неизученной.

Определение сути кукольного театра как ожившего изобразительного искусства позволяет нам предположить продуктивной идею преподавания изобразительного искусства, «оживающего» в действии, погружении в атмосферу — выразительных средствах театрального искусства, что даст возможность обнаружить глубокое внутреннее родство искусств (жеста и линии, цвета и звука, формы и движения), подключить к разрешению проблемы пробуждения творческой активности синтез искусств.

Анализ практики преподавания изобразительного искусства в школе, проведенный нами, доказывает необходимость освоения новых подходов для реализации идеи обучения в единстве с творчеством. Вышеперечисленные противоречия и обусловили наш выбор проблемы исследования.

Предлагаемое диссертационное исследование направлено на выявление и обоснование нового принципа обучения изобразительному искусству, позволяющего учителю реально осуществлять идеи обучения языку пластических искусств как творчеству, определения его значения в художественном развитии учащихся.

Цель исследования: определение теоретической основы обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе, обоснование принципа анимации, построенного на законах театрального искусства, выявление его роли в художественном развитии учащихся.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: принцип «оживления» (анимации) в процессе обучения языку пластических искусств как творчеству на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи исследования:

— изучить постановку проблемы смысла, значения, условий протекания процесса детского изобразительного творчества в философской, психологической, педагогической литературе;

— выявить наиболее эффективные пути руководства изобразительным творчеством младших школьников, наиболее прогрессивные концепции и программы руководства детским изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической литературе, программах по изобразительному искусству, те-т атральной педагогике;

— выявить и проанализировать проблемы преподавания изобразительного искусства в широкой педагогической практике и определить наиболее целесообразные пути их разрешения;

— определить и обосновать принцип анимации, построенный на законах театрального искусства, направленный на обучение младших школьников языку пластических ис кусств как творчеству, выявить его роль в художественном развитии учащихся;

— апробировать принцип анимации в практике преподавания изобразительного искусства в школе.

Гипотеза: идея обучения языку пластических искусств как творчеству реализуется, если теоретической основой преподавания изобразительного искусства является принцип анимации.

Методологическая основа исследования: Философский взгляды Д. Андреева, центральные идеи систем вос-* питания актера К. С. Станиславского, М. А. Чехова, личностный подход к воспитанию и обучению А. А. Мелика-Пашаева, основные идеи психологии творчества Л. С. Выготского, теория полихудожественного развития Б. П. Юсова, концепция «Приобщения к мировой художественной культуре» Б. М. Неменского, основные идеи театрального воспитания А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ уровня освоения языка пластических искусств в зависимости от методов преподавания изобразительного искусства в школе, обобщение личного педагогического опыта диссертанта в качестве учителя изобразительного искусства в щ школе, эксперимент, опросы, беседы, наблюдения, анализ детских творческих работ.

База исследования: общеобразовательные школы № 7, 20 г. Абакана, школы № 2 п. Усть-Абакан, Хакасский ИПК.

Научная новизна исследования: — изучена постановка проблемы смысла, значения, условий протекания процесса детского изобразительного творчества в литературе по проблеме исследования;

— выявлены наиболее эффективные пути руководства изобразительным творчеством младших школьников, которые заключены в: теории полихудожественного развития Б. П. Юсова, концепции «Приобщения к мировой художественной культуре Б. М. Йеменского, теории театрального воспитания школьников» (А. П. Ершова, В. М. Букатов).

— выявлены и проанализированы проблемы преподавания изобразительного искусства как творчества в широкой педагогической практике;

— выявлен наиболее целесообразный путь их разрешения, состоящий в осознании учителем своей роли с позиций театральной педагогики как режиссера и актера на уроке, приобщении учителя к театральной культуре;

— определена теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству: обоснован принцип обучения изобразительному искусству в начальной школе, построенный на законах театрального искусства, выявлена его роль в художественном развитии учащихся;

— выявлены параметры оценки уровня освоения языка пластических искусств в единстве с общим художественным развитием — «творческая активность» и «грамотность», уровни художественного развития в восприятии искусства, которые использовались при подведении итогов эксперимента, показавшего эффективность принципа анимации для освоения языка пластических искусств как творчества.

Практическая значимость исследования:

Практика показала, что предложенный принцип преподавания изобразительного искусства может быть использован на уроках чтения, литературы, музыки, мировой художественной культуры, во внеклассной работе, на курсах повышения квалификации учителей в ИПК, на художественных факультетах педагогических институтов.

Достоверность и обоснованность выводов исследования: обеспечивается значимостью исходных теоретических и методических позиций, тщательностью теоретической и экспериментальной проработки результатов исследования, успешностью практической работы диссертанта в качестве учителя-экспериментатора и подтверждается данными, полученными при изучении педагогического опыта учителей Хакасии, которые использовали наши подходы и получили аналогичные положительные результаты.

Апробация исследования: осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной, работы, в выступлениях на научно-практических конференциях в г. Абакане в 1991;1999 г. г., лекциях перед учителями разных категорий. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ХГУ, лаборатории театра ИХО РАО.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе чтения лекций для слушателей разных категорий и в процессе проведения многочисленных семинаров на базе эксперимен-Ф тальных классов, внедрены в нескольких школах республики Хакасия, освещены на страницах методического журнала «Поиск», в сборниках научно-методических материалов «Интеграция искусств на уроках в начальной школе», «Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика», «Развитие образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы», брошюре «Взаимопроникновение искусств в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства в школе». ш.

Общие выводы исследования.

1. Творчество, в том числе детское изобразительное творчество — сложный процесс, где главное сводится к бессознательному. Способом управления любым творческим, процессом является благоприятная психологическая атмосфера, роль же учителя на уроке изобразительного искусства сводится к восхождению совместно с учеником к акту творчества.

2. Как наиболее прогрессивные в художественной педагогике на данный момент выявлены:

— концепция «Приобщения к мировой художественной культуре» Б. М. Неменского;

— полихудожественный подход Б. П. Юсова,.

— программы театрального воспитания школьников А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Включение игрового кукольного театра в урок изобразительного искусства является основой для практического воплощения основных идей данных теорий, приобщения учащихся к художественной культуре, неотъемлемая часть которой — освоение языка изобразительного искусства.

3. Разрешением основных противоречий практики преподавания изобразительного искусства в школе является приобщение учителя к театральной культуре как культуре педагогической, осознание им своей роли режиссера учебно-воспитательного процесса, освоения «азбуки» театрального искусства.

4. Принцип анимации — теоретическая основа обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству играет ведущую роль в развитии художественной культуры учащихсянеотъемлемой части духовной культуры.

5. Нами выделен критерий, направленный на выявление вариативности представлений учащихся о произведении изобразительного искусства как как сферы порождения и передачи личностных смыслов общающихся между собой людей" (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев) — «вариативность «. В оценке в целом художественного развития учащихся различался уровни: целостный, фрагментарный, д оху божественный.

Экспериментальное исследование полностью подтвердило первоначальное предположение об эффективности принципа анимации в качестве теоретической основы преподавания изобразительного искусства, целесообразность и правомерность использования на уроках в начальной школе, ведущую роль в освоении учащимися языка изобразительного искусства как творчества.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Взаимопроникновение искусств в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства (Методические рекомендации для учителя искусства) — Абакан, 1991. Изд. ИУУ.

2. Одушевление как принцип преподавания изобразительного искусства. //Сборник научно-методических материалов «Интеграция искусств на уроках в начальной школе» — Абакан, 1998. Изд. ИПК.

3. Театральное спасение школы, //Поиск, 1996 — № 3 Изд.

ИПК.

4. Принципы театральной педагогики как фактор изобразительного творчества школьников. //Материалы научно-практической конференции — Абакан, 1997.

5. Искусство как способ выживания. //Поиск, 1998 — № 5/2.

6. О режиссуре урока искусства. //Сборник научных статей «Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика» — Абакан, 1999 Изд. ИПК.

7. Театральная педагогика и театральная культура учителя. //Научно-методический сборник «Развитие образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы» — Абакан, 2000. Изд. ИПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки /Д.Б. Кабалевский, J1.B. Горюнова и др. -М., 1991.
  2. В. В. Изобразительное искусство и школа. М., 1968.
  3. А. И. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., 1984.
  4. А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 1973.
  5. Ш. A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  6. Андреев Д. J1. Роза мира. М., 1993.
  7. Т. П. Тренинг актера в театре кукол. Л., 1983.
  8. А. Г. Психология, искусство, образование //Искусство в школе № 6, 1993, с. 3−5.
  9. А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
  10. Е. А.,А. С. Макаренко: Очерк жизни и творчества. М., 1951.11 .Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание., «Новая Москва», 1925.
  11. А. В. Исследования и статьи. М., 1981.
  12. Н. П. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск, 1991.
  13. В. Г. Избранные философские сочинения. /Под обшей ред. М. Т. Иовчука и 3. В. Смирновой, М., 1948.
  14. А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994.
  15. Н. Самопознание. Л., 1991.
  16. Н. Кризис искусства. /Репринтное издание/, М., 1990.126
  17. Н. Философия свободы. Смысл творчества, М., 1989.
  18. Н. Б. Формирование первоначальных художественных знаний //Педагогика. № 1, 1993, с. 43−45.
  19. А. Проблемы творчества. М. 1994.
  20. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х т. /Под редакцией А. Б. Петровского. М., 1979.
  21. Ю. Б. Эстетика-4е изд., доп. М., 1988.
  22. П. Десять заповедей творческой личности. Пёр. с анг. Вступ. ст. В. С. Агеева М., 1990.
  23. В. Содержание и форма в искусстве. М., 19 567.
  24. Взаимодействие и синтез искусств. Сб. М., 1978.
  25. В поисках нового содержания. Сборник научных трудов, -Красноярск, 1993.
  26. JI. С. Психология искусства /Под редакцией М. Г. Ярошевского, М., 1987.
  27. Л. С. Собрание сочинений в 6т., /Под редакцией М. Г. Грошевского. М., 1984.
  28. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Кн. для учителя. Зе изд., — М., 1991.
  29. Л. С. Педагогическая психология /Под ред., В. В. Давыдова. М., 1991.3 1. Генералова И. А. Интегративный предмет «Театр» или воспитание искусством. Методические рекомендации для учителей /Под ред. Л. В. Тарасова. М., 1995.
  30. Ю. А. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М., 1994.
  31. С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М., — Л., 1967.
  32. Л. В. Говорить языком самого предмета. М., 1989.
  33. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении, Томск, 1992.
  34. Дидактика средней школы /Под редакцией М. Н. Скаткина -М., 1982.
  35. В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика № 3 1994.
  36. П. М. Технология актерского искусства М., 1992.
  37. П. М. Искусство толкования. В 2х частях. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997.
  38. П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение и режиссура воздействий на уроке: Методическая разработка в 7ми вып., вып. 1.-Красноярск, 1989.
  39. А. П. Чему мы хотим научить учителя //Магистр, № 6, 1993, с. 19−21.
  40. А. П. Размышления в лаборатории театра //Искусство в школе № 3 1995. С. 10−12.
  41. А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя //Педагогика как практическая режиссура. Пособие для учителя. Воронеж, 1995.
  42. Живая Этика. Избранное /Сост. М. Ю. Клячниковой М., 1992. 45.3язюн И. А. Учитель: Экспериментальная целевая программа. «Школа — педвуз — школа», — Полтава, 1985.
  43. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
  44. Изобразительное искусство в школе: Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1−1 Ох классах общеобразовательной школы
  45. СССР, вып. I /1972−1980 /Под ред. Б. П. Юсова, НИИ ХВ АПН СССР, М ., 1972.
  46. Изобразительное искусство в начальных классах. Пособие для учителя. /Под ред. Б. П. Юсова, Минск, 1992.
  47. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя /Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др., М., 1991.
  48. В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие. 1993.5 1. Интегральный предмет «Театр» /Под ред. Л. В. Тарасова и А. Г. Щеголева. М., 1993.
  49. Искусствознание и психология художественного творчества, -М., 1988.
  50. А. О духовном в искусстве /живопись/, Л., 1990,
  51. Кан-Калик Е. А. Учителю о педагогическом общении. Книгадля учителя. М., 1987.
  52. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  53. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионального педагогического общения /Методические рекомендации — М., 1990.
  54. А. И. Основы понимания новой эпохи. Минск, 1997.
  55. М. О. Поэзия педагогики. М., 1676.
  56. Когда все искусства вместе /Под ред. Б. П. Юсова. М., 1995.
  57. Комплексное полихудожественное развитие школьников. /Научно-методический сборник. Под обшей ред. Б. П. Юсова. М., 1994.
  58. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе /Ответ, ред., Б. М. Неменский, М., 1992.
  59. М. М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
  60. Т. А. Проблема цвета в художественной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. М., 1990.
  61. Т. А. Природа и художник. Пособие для учителя. М., -1994.
  62. Т. А. Формирование образного восприятия цвета у школьников. Методические рекомендации. М., 1990.
  63. В. В. Метод обучения как категория дидактики //Вопросы методов и организации процесса обучения. М., 1982.
  64. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1974.
  65. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1993.
  66. В. С. Методика обучения изобразительному искусству в школе, М. 1979.
  67. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1972.
  68. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2е доп., и перераб., М., 1977.
  69. Кулаев К., А. Бакушинский «. Чутко воспринимать и переживать художественное оформление жизни» //Педагогика № 2 1992, с. 55−60.
  70. Г. В. Изобразительное творчество детей, М., 1965.
  71. В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1992.
  72. А. Н. Избранные психологические произведения в 2х т. т. 2 М., 1983.
  73. И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика № 2, 1996. с. 7−9.
  74. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  75. А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.
  76. Мелик-Пашаев А. А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»? //Искусство в школе № 6 1993.
  77. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987.81 .Мелик-Пашаев А. А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей //Искусство в школе № 3 1992, с. 7−13.
  78. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество. //Искусство в школе № 2,1994, с. 9−20.
  79. Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству //Искусство в школе № 4 1996,с.30−35.
  80. Мелик- Пашаев А.А.О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства //Искусство в школе № 4,1999, с. 3−6.
  81. А. Подросток в мире играющих кукол //Искусство в школе № 2,1995, с. 24.
  82. С. Педагогика будущего синтез искусств. — СПб., 1995.
  83. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  84. . М. Культура Искусство — Образование: Цикл бесед., 2-М., Центр ХКО, 1993.
  85. . М. Осторожно:искусство! //Искусство в школе №//3 1996.
  86. . М. Мудрость красоты:0 проблемах эстетического воспитания. М., 1987.
  87. . М. Вненаучные формы познания //Педагогика № 9 1991.
  88. . М. Дидактика глазами художника //Педагогика № 3, 1998, с. 19.
  89. . М. Доверие. М., 1984.
  90. . М. Распахни окно. М., 1974.
  91. Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Педагогика № 9, 1990 с. 70−72.
  92. А. П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. М., 1969.
  93. Ноосфера и художественное творчество. М., 1991.
  94. Т. Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников //Педагогика, № 12, 1991. с. 42−47.
  95. В. Н. Искусство и дети. М., 1982.
  96. В. А. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников //Искусство в школе № 2 1997. с. 17−22.
  97. Ю. А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. ч. 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе.- М., 1996.
  98. Я. А. Фазы творческого процесса/ Исследования проблем психологии творчества. М., 1983.
  99. Я. А. Психология творчества и педагогика М., 1976.
  100. В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания //Педагогика, № 3, 1994, с. 13−18.
  101. М., Капальдо А. Творчество и выражение. Вып. 1, М., 1981.
  102. Претте М., К. Капальдо А. Вып. 2, 3 М., 1985.
  103. Ю.Привалов А. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества //Искусство в школе № 4,. 1994, с. 19.
  104. Проверка развития художественной культуры школьников. -М., 1989.
  105. Психология. Словарь /Под обшей ред. Ярошевского, 2е изд., исп. и доп., — М., 1980.
  106. Психология и педагогика М., 1997.
  107. Ражников Б. Г Школа настроения методика развития художественного сознания. //Искусство в школе № 1, 1993, с. 29.
  108. РаппопоргС. X. Искусство и формирование нового человека //Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников. М., 1979.
  109. Революция искусство — дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1924 — 1929. — М., 1968.
  110. Революция искусство — дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1917 — 1923 — М., 1966.
  111. Режиссер работает в школе: теоретические проблемы. Сборник научных трудов. //Под ред, Е. К. Чухман, М., 1991. 1 19. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. — М., 1974.
  112. Н. Н. Из истории методов обучении рисованию. Русская и советская школы рисунка. М., 1982.
  113. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов худ-граф. фак. пед.
  114. С. JI. Основы обшей психологии в 2х т., т. 1. -М., 1989.
  115. JI. Б. Изобразительное искусство в школе, дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск, 1992.
  116. М. Н., Краевский В. В. Содержание общего образования: Проблемы и перспектива. М., 1981.
  117. В. А. Педагогика творчества. //Педагогика № 1, 1991, с. 147−149.
  118. Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. М., 1983.
  119. К. С. Работа актера над собой. № 7, 1938.
  120. К. С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой //Собр. соч. в 8 т. т. 1−3 М., 1954−1955.
  121. Театр и образование: Сб. науч. тр. //Отв. ред. Е. К. Чухман -М., 1992.
  122. Теоретические основы общего среднего образования /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М., 1983.
  123. А. В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М., 1990.
  124. А. В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика № 4, 1996, с. 9−14.
  125. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1−11 кл. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. //Сост. А. П. Ершова М., 1990.
  126. В. О художнике, о творчестве, о книге, М., 1986.
  127. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  128. Н. Н. Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства. //Искусство в школе № 2. 1991, с. 1−22.
  129. Т. В. Развитие педагогического творчества в школе. //Педагогика № 6. 1991, С. 20.
  130. Й. ХОМОЛУДЕНС. В тени завтрашнего дня. /Общ. ред и поел. Г. М. Гавризян. М., 1992.
  131. Что и как в театре кукол. Сборник статей. М., 1969. 141. Чухман Е. К. Уроки театра в школе //Искусство в школе № 1, 1995, с. 12−13.
  132. В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М., 1969.
  133. А. В. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991.
  134. Ф. Собрание соч. в 7 т. Т. 6, М. 1977,
  135. В. С. Философские подходы к педагогической теории //Педагогика № 12, 1990 с. 60.
  136. В. С. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества. Новые исследования в педагогических науках. 1987, вып. 2 /50/.
  137. В. С. Педагогика творчества учащихся. Знание, — М., 1988 //Новое в науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»: № 8.
  138. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. //Сост. Г. С. Лабковская М., 1983.
  139. . П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного формирования личности //Комплексное полихудожественное развитие школьников /Общ. ред. Б. П. Юсова: научно -мет. сборник, вып. /М., 1994. с. 8−27.
  140. .П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях //Когда все искусства вместе/Общая ред. Б. П. Юсова /М., ИЦЭВ РАО, 1995 c. l 1.
Заполнить форму текущей работой