Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе
Диссертация
Природа и смысл детского изобразительного творчества в разные годы исследовались такими учеными как Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, В. С. Щербаков, Н. П. Саку-лина, Е. С. Рожкова, С. Д. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов. Однако и в настоящее время, как много лет назад, мы встречаем в печати публикации о необходимости опоры на творчество в школьном… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству
- 1. Смысл, значение, условия протекания процесса изобразительного творчества младших школьников
- 2. Пути руководства изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической литературе, программах по изобразительному искусству, театральной педагогике
- Глава 2. Кукольный театр в преподавании изобразительного искусства в начальной школе
- 1. Проблемы преподавания изобразительного искусства как творчества в широкой педагогическою практике
- 2. Определение и обоснование принципа анимации, его значения на уроке изобразительного искусства в организации обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству
- 3. Результаты, итоги, выводы применения принципа анимации на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Список литературы
- Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки /Д.Б. Кабалевский, J1.B. Горюнова и др. -М., 1991.
- Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. М., 1968.
- Алехин А. И. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., 1984.
- Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 1973.
- Амонашвили Ш. A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
- Андреев Д. J1. Роза мира. М., 1993.
- Андрианова Т. П. Тренинг актера в театре кукол. Л., 1983.
- Асмолов А. Г. Психология, искусство, образование //Искусство в школе № 6, 1993, с. 3−5.
- Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
- Балабанович Е. А.,А. С. Макаренко: Очерк жизни и творчества. М., 1951.11 .Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание., «Новая Москва», 1925.
- Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М., 1981.
- Баныкин Н. П. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск, 1991.
- Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. /Под обшей ред. М. Т. Иовчука и 3. В. Смирновой, М., 1948.
- Белый А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994.
- Бердяев Н. Самопознание. Л., 1991.
- Бердяев Н. Кризис искусства. /Репринтное издание/, М., 1990.126
- Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества, М., 1989.
- Берхин Н. Б. Формирование первоначальных художественных знаний //Педагогика. № 1, 1993, с. 43−45.
- Белый А. Проблемы творчества. М. 1994.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х т. /Под редакцией А. Б. Петровского. М., 1979.
- Борев Ю. Б. Эстетика-4е изд., доп. М., 1988.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Пёр. с анг. Вступ. ст. В. С. Агеева М., 1990.
- Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М., 19 567.
- Взаимодействие и синтез искусств. Сб. М., 1978.
- В поисках нового содержания. Сборник научных трудов, -Красноярск, 1993.
- Выготский JI. С. Психология искусства /Под редакцией М. Г. Ярошевского, М., 1987.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6т., /Под редакцией М. Г. Грошевского. М., 1984.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Кн. для учителя. Зе изд., — М., 1991.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред., В. В. Давыдова. М., 1991.3 1. Генералова И. А. Интегративный предмет «Театр» или воспитание искусством. Методические рекомендации для учителей /Под ред. Л. В. Тарасова. М., 1995.
- Герчук Ю. А. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М., 1994.
- Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М., — Л., 1967.
- Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. М., 1989.
- Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении, Томск, 1992.
- Дидактика средней школы /Под редакцией М. Н. Скаткина -М., 1982.
- Додонов В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика № 3 1994.
- Ершов П. М. Технология актерского искусства М., 1992.
- Ершов П. М. Искусство толкования. В 2х частях. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997.
- Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение и режиссура воздействий на уроке: Методическая разработка в 7ми вып., вып. 1.-Красноярск, 1989.
- Ершова А. П. Чему мы хотим научить учителя //Магистр, № 6, 1993, с. 19−21.
- Ершова А. П. Размышления в лаборатории театра //Искусство в школе № 3 1995. С. 10−12.
- Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя //Педагогика как практическая режиссура. Пособие для учителя. Воронеж, 1995.
- Живая Этика. Избранное /Сост. М. Ю. Клячниковой М., 1992. 45.3язюн И. А. Учитель: Экспериментальная целевая программа. «Школа — педвуз — школа», — Полтава, 1985.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
- Изобразительное искусство в школе: Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1−1 Ох классах общеобразовательной школы
- СССР, вып. I /1972−1980 /Под ред. Б. П. Юсова, НИИ ХВ АПН СССР, М ., 1972.
- Изобразительное искусство в начальных классах. Пособие для учителя. /Под ред. Б. П. Юсова, Минск, 1992.
- Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя /Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др., М., 1991.
- Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие. 1993.5 1. Интегральный предмет «Театр» /Под ред. Л. В. Тарасова и А. Г. Щеголева. М., 1993.
- Искусствознание и психология художественного творчества, -М., 1988.
- Кандинский А. О духовном в искусстве /живопись/, Л., 1990,
- Кан-Калик Е. А. Учителю о педагогическом общении. Книгадля учителя. М., 1987.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионального педагогического общения /Методические рекомендации — М., 1990.
- Клизовский А. И. Основы понимания новой эпохи. Минск, 1997.
- Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1676.
- Когда все искусства вместе /Под ред. Б. П. Юсова. М., 1995.
- Комплексное полихудожественное развитие школьников. /Научно-методический сборник. Под обшей ред. Б. П. Юсова. М., 1994.
- Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе /Ответ, ред., Б. М. Неменский, М., 1992.
- Королев М. М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
- Копцева Т. А. Проблема цвета в художественной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. М., 1990.
- Копцева Т. А. Природа и художник. Пособие для учителя. М., -1994.
- Копцева Т. А. Формирование образного восприятия цвета у школьников. Методические рекомендации. М., 1990.
- Краевский В. В. Метод обучения как категория дидактики //Вопросы методов и организации процесса обучения. М., 1982.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1974.
- Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1993.
- Кузин В. С. Методика обучения изобразительному искусству в школе, М. 1979.
- Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1972.
- Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2е доп., и перераб., М., 1977.
- Кулаев К., А. Бакушинский «. Чутко воспринимать и переживать художественное оформление жизни» //Педагогика № 2 1992, с. 55−60.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей, М., 1965.
- Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1992.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2х т. т. 2 М., 1983.
- Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика № 2, 1996. с. 7−9.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.
- Мелик-Пашаев А. А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»? //Искусство в школе № 6 1993.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987.81 .Мелик-Пашаев А. А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей //Искусство в школе № 3 1992, с. 7−13.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество. //Искусство в школе № 2,1994, с. 9−20.
- Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству //Искусство в школе № 4 1996,с.30−35.
- Мелик- Пашаев А.А.О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства //Искусство в школе № 4,1999, с. 3−6.
- Михайлова А. Подросток в мире играющих кукол //Искусство в школе № 2,1995, с. 24.
- Московская С. Педагогика будущего синтез искусств. — СПб., 1995.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Неменский Б. М. Культура Искусство — Образование: Цикл бесед., 2-М., Центр ХКО, 1993.
- Неменский Б. М. Осторожно:искусство! //Искусство в школе №//3 1996.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты:0 проблемах эстетического воспитания. М., 1987.
- Неменский Б. М. Вненаучные формы познания //Педагогика № 9 1991.
- Неменский Б. М. Дидактика глазами художника //Педагогика № 3, 1998, с. 19.
- Неменский Б. М. Доверие. М., 1984.
- Неменский Б. М. Распахни окно. М., 1974.
- Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Педагогика № 9, 1990 с. 70−72.
- Новицкая А. П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. М., 1969.
- Ноосфера и художественное творчество. М., 1991.
- Петрова Т. Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников //Педагогика, № 12, 1991. с. 42−47.
- Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982.
- Полуянов В. А. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников //Искусство в школе № 2 1997. с. 17−22.
- Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. ч. 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе.- М., 1996.
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса/ Исследования проблем психологии творчества. М., 1983.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика М., 1976.
- Пономаренко В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания //Педагогика, № 3, 1994, с. 13−18.
- Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение. Вып. 1, М., 1981.
- Претте М., К. Капальдо А. Вып. 2, 3 М., 1985.
- Ю.Привалов А. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества //Искусство в школе № 4,. 1994, с. 19.
- Проверка развития художественной культуры школьников. -М., 1989.
- Психология. Словарь /Под обшей ред. Ярошевского, 2е изд., исп. и доп., — М., 1980.
- Психология и педагогика М., 1997.
- Ражников Б. Г Школа настроения методика развития художественного сознания. //Искусство в школе № 1, 1993, с. 29.
- РаппопоргС. X. Искусство и формирование нового человека //Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников. М., 1979.
- Революция искусство — дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1924 — 1929. — М., 1968.
- Революция искусство — дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1917 — 1923 — М., 1966.
- Режиссер работает в школе: теоретические проблемы. Сборник научных трудов. //Под ред, Е. К. Чухман, М., 1991. 1 19. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. — М., 1974.
- Ростовцев Н. Н. Из истории методов обучении рисованию. Русская и советская школы рисунка. М., 1982.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов худ-граф. фак. пед.
- Рубинштейн С. JI. Основы обшей психологии в 2х т., т. 1. -М., 1989.
- Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе, дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск, 1992.
- Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего образования: Проблемы и перспектива. М., 1981.
- Сластенин В. А. Педагогика творчества. //Педагогика № 1, 1991, с. 147−149.
- Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. М., 1983.
- Станиславский К. С. Работа актера над собой. № 7, 1938.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой //Собр. соч. в 8 т. т. 1−3 М., 1954−1955.
- Театр и образование: Сб. науч. тр. //Отв. ред. Е. К. Чухман -М., 1992.
- Теоретические основы общего среднего образования /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М., 1983.
- Толстых А. В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М., 1990.
- Толстых А. В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика № 4, 1996, с. 9−14.
- Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1−11 кл. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. //Сост. А. П. Ершова М., 1990.
- Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге, М., 1986.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Фомина Н. Н. Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства. //Искусство в школе № 2. 1991, с. 1−22.
- Фролова Т. В. Развитие педагогического творчества в школе. //Педагогика № 6. 1991, С. 20.
- Хейзинга Й. ХОМОЛУДЕНС. В тени завтрашнего дня. /Общ. ред и поел. Г. М. Гавризян. М., 1992.
- Что и как в театре кукол. Сборник статей. М., 1969. 141. Чухман Е. К. Уроки театра в школе //Искусство в школе № 1, 1995, с. 12−13.
- Щербаков В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М., 1969.
- Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991.
- Шиллер Ф. Собрание соч. в 7 т. Т. 6, М. 1977,
- Шубинский В. С. Философские подходы к педагогической теории //Педагогика № 12, 1990 с. 60.
- Шубинский В. С. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества. Новые исследования в педагогических науках. 1987, вып. 2 /50/.
- Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. Знание, — М., 1988 //Новое в науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»: № 8.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. //Сост. Г. С. Лабковская М., 1983.
- Юсов Б. П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного формирования личности //Комплексное полихудожественное развитие школьников /Общ. ред. Б. П. Юсова: научно -мет. сборник, вып. /М., 1994. с. 8−27.
- Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях //Когда все искусства вместе/Общая ред. Б. П. Юсова /М., ИЦЭВ РАО, 1995 c. l 1.