Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические учебные карты, картосхемы, контурные карты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах — нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям… Читать ещё >

Исторические учебные карты, картосхемы, контурные карты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение работать с исторической картой, картосхемой, контурными картами является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Одним из важнейших направлений в работе с исторической картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты — города, реки, моря, части суши. Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.

Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов. Одной из таких трудностей является четкое усвоение сторон горизонта, как вспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта. При этом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы» со сторонами света из бумаги: регулярное их наложение способствует преодолению трудности и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше—ниже», «вправо—влево».

Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах — нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляется такая возможность.

При работе с историческими картами возможно применение игр (приложение 10).

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т. е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Например, картосхемы: «Бородинская битва 1812 г.», «Синопское сражение 1853 г.», «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», «Начало формирования всероссийского рынка».

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Полезные советы по работе с контурной картой дает Г. И. Годер Г. И.Годер. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986. Начиная знакомство с контурной картой как и с исторической учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в несколько приемов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем — настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.

В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой