Явление мотивации слов в социо-возрастном аспекте
Диссертация
Актуальность работы обусловлена тем, что, несмотря на постоянное обращение мотивологии к проблемам языкового сознания и языковой личности, сама языковая личность исследована лишь в некоторых аспектах своего бытия в мире и в языке и в связи с некоторыми факторами влияющими на осознание мотивированности слова говорящим. Так, мотивологами сопоставлялись метаязыковые рефлексии носителей русского… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингвистическое исследование детской речи. как опыт исследования речи социо — возрастных групп
- 1. 1. Детская речь как объект собственно лингвистического изучения
- 1. 2. Некоторые особенности возрастной психологии и их отражение в речи социо — возрастных групп
- 1. 3. Психолингвистический эксперимент как приём исследования явления мотивации в речи социо — возрастных групп
- Выводы к 1 главе
- Глава 2. Онтологический аспект явления мотивации в речи социо-возрастных групп
- 2. 1. Фонетический тип мотивированности в речи дошкольников и младших школьников
- 2. 1. 1. Фонетический тип мотивированности в речи дошкольников
- 2. 1. 2. Фонетический тип мотивированности в речи младших школьников
- 2. 2. Морфологический тип мотивированности в речи дошкольников и младших школьников
- 2. 2. 1. Морфологический тип мотивированности в речи дошкольников
- 1. Осознание лексической мотивированности слова
- 2. Осознание структурной мотивированности слова
- 2. 2. 2. Морфологический тип мотивированности в речи младших школьников
- 1. Осознание лексической мотивированности слова
- 2. Осознание структурной мотивированности слова
- 2. 3. Семантический тип мотивированности в речи дошкольников и младших школьников
- 2. 3. 1. Семантический тип мотивированности в речи дошкольников
- 2. 3. 2. Семантический тип мотивированности в речи младших школьников
- 2. 3. Семантический тип мотивированности в речи дошкольников и младших школьников
- 2. 1. Фонетический тип мотивированности в речи дошкольников и младших школьников
- 3. 1. Лексическая ремотивация в речи дошкольников и младших школьников
- 3. 1. 1. Лексическая ремотивация в речи дошкольников
- 3. 1. 2. Лексическая ремотивация в речи младших школьников
- 3. 2. Структурная ремотивация в речи дошкольников и младших школьников
- 3. 2. 1. Структурная ремотивация в речи дошкольников
- 3. 2. 2. Структурная ремотивация в речи младших школьников
- 3. 3. Неомотивация в речи дошкольников и младших школьников
- 3. 3. 1. Экспериментальное исследование неомотивации и номинации в речи дошкольников и младших школьников
- 4. 1. Коммуникативная функция мотивации в речи дошкольников и младших школьников
- 4. 2. Экспрессивная функция мотивации в речи дошкольников и младших школьников
Список литературы
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопросы психологии. 1964. — № 5. — С.57 — 64.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Айдарова Л.И., Савельева Т. М. О возможности овладения младшими школьниками лингвистическим анализом // Вопросы психологии. 1972. — № 3. -С.85 -95.
- Араева Л. А. Словообразовательные типы в системе имён существительных: Автореф.. дисс. канд. филол. наук. Томск, 1981. — 204с.
- Аркадьева Т.Г. Интерпретация внутренней формы слова в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987. — С. 8390.
- Аркадьева Т.Г. Семантико ассоциативный компонент в значении окказионализмов детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения. — Л: Изд — во ЛГПИ, 1989. — С. 54−64.
- Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М.: «Высшая школа», 1991. — 139 с.
- А.Р. Лурия и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 256 с.
- Арутюнова И.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М.: Наука, 1998. — 338с.
- Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой картины мира // Вопросы языкознания. 1984. — № 3. — С. 3−19.
- Базжина Т.В. Голофразис как начальный этап формирования структуры высказывания // Детская речь: проблемы и наблюдения Л.: ЛГПИ, 1989. — С. 37 -46.
- Бакушева Е.М. Речеполовая дифференциация в детском возрасте //
- Проблемы детской речи: Материалы науч. конференции. СПб: Образование, 1994. -С.6.
- Бебриш H.H., Самойлова В. А. Произносительные варианты в разговорной речи молодёжи // Языковая вариативность: Межвуз сборник науч. трудов. -Красноярск: Изд во КГПУ, 1998. — С. 47 — 54.
- Белобородов A.A. Языковое сознание: сущность и статус // Современная наука и закономерности её развития. Вып. 4. — Томск: Изд — во Том. ун-та, 1987. -С.131- 147.
- Белова А.Ю. Проблема мотивированности терминов (на материале русской и немецкой ботанической терминологии): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Саратов, 1993. 17 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. (Пер. с фр.). М: Прогресс, 1974.447с.
- Береснева Н.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет. Пермь: Изд — во Пермского ун-та, 1995. — 255с.
- Биева Е.Г. Когнитивное и языковое развитие ребёнка // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тез. докл. X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С.32−34.
- Блинова О.И. Лексическая мотивированность и некоторые проблемы региональной лексикологии // Вопросы изучения лексики русских народных говоров. Л.: Наука, 1971. — С. 92 -104.
- Блинова О.И. Фактор мотивированности и вариантность слов // Язык и общество. Саратов: Изд — во Саратовского ун — та, 1974. — С. 144 — 154.
- Блинова О.И. Мотивированность слова и функциональный аспект // Русское слово в языке и речи. Кемерово: Изд — во Кемеровского гос. ун — та, 1976. — С. 16−21.
- Блинова О.И. Явление мотивации слов в собственно лексикологическом аспекте // Вопросы сибирской диалектологии. Вып.2. — Омск: Ом. пед. ин — т, 1976. — С. 3−17.
- Блинова О.И. Мотивационные отношения слов диалекта // Проблемыграмматики, словообразования и лексики сибирских говоров. Красноярск: КГПИ, 1978.-С. 91 -97.
- Блинова О.И. О явлении лексикализации внутренней формы слова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. VIII. -Новосибирск: НГУ, 1979. — С. 106 — 116.
- Блинова О.И. Структурная мотивация слов // Говоры русского населения Сибири. Томск: Изд — во Том. ун — та, 1983. — С. 88 — 97.
- Блинова О.И. Носители диалекта о своём диалекте. Об одном из источников лексикологического исследования // Сибирские русские говоры. -Томск: Изд во Том. ун — та, 1984. — С.3−15
- Блинова О.И. Явление мотивации слов (лексикологический аспект). -Томск: Изд во Том. ун — та, 1984. — 191с.
- Блинова О.И. Мотивационное значение слова // Актуальные вопросы русского словообразования. Тюмень, 1984. — С. 3−8.
- Блинова О.И. Множественность мотивации и варьирование внутренней формы слова // Проблемы лексической и словообразовательной мотивации в русском языке. Барнаул, 1986. — С. 22−30.
- Блинова О.И. Номинация и мотивация // Диалектное слово в лексико -системном аспекте. Л., 1989. — С. 66 — 74.
- Блинова О.И. Языковое сознание и вопросы теории мотивации // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 122−127.
- Блинова О.И. Способы выражения и толкования мотивационного значения слова // Русские старожильческие говоры Сибири. Томск: Изд — во Том. ун -та, 1990. — С. 99 — 103.
- Блинова О.И. Сопоставительная мотивология // Вопросы слово и формообразования в индоевропейских языках. Семантика и функционирование. Часть 1. — Томск: Изд — во Томского университета, 1994. — С. 17−24.
- Блинова О.И. Внутренняя форма слова и её функции // Русистика сегодня.- 1995. -№ 2. С. 114−124.
- Блинова О.И. Роль психолингвистического эксперимента в изучении образности слова // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995. — С. 3 — 4.
- Блинова О.И. Принципы мотивологического исследования // Актуальные проблемы изучения русских народных говоров. Арзамас, 1996. — С. 13−15.
- Блинова О.И. Вариативность как предел варьирования внутренней формы слова // Явление вариативности в языке. Кемерово, 1997. — С. 16−24
- Блинова О.И. Методы мотивологического исследования // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. Томск: Изд — во Том. ун-та, 1998.-4−6.
- Блинова О.И. Приём «оживления» внутренней формы слова // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. Томск: Изд — во Том. ун-та, 1998. — С. 133 — 137
- Блинова О.И., Ростова А. Н. Явление мотивации слов по данным языкового сознания носителей диалекта // Лексика и фразеология говоров территорий позднего заселения. Кемерово, 1985. — С. 22−33.
- Богуславская Н.Е. Пассивный словарь школьников и методы его изучения (к постановке проблемы) // Язык. Система. Личность: Материалы докладов и сообщений международной научной конференции. Екатеринбург, 1998. — С. 30 -31.
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребёнка. Дошкольный возраст.- Минск: «Народная повета», 1974. 125 с.
- Бочкарёва Т.А. Некоторые особенности восприятия и употребления слов с деятельной семой младшими школьниками // Становление детской речи.
- Вып.2. Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин — та, 1995. — С. 23 -24.
- Бронникова Н.Г. Инновации в детской речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1991. — 17с.
- Бронникова Н.Г. Омонимия в детской речи // Проблемы детской речи: Материалы науч. конференции. СПб: Образование, 1994. — С.8.
- Бронникова Н.Г. Метаязыковые высказывания ребёнка // Семантика. Грамматика. Детская речь. Киров, 1996. — С. 110 — 128.
- Бронникова Н.Г. Инновации в детской речи: Дисс.. канд. филол. наук. -М., 1991 -243с.
- Бронникова Ю.О. Оценочный компонент в детских толкованиях // Становление детской речи. Вып.1. — Саратов: Изд — во Саратовского гос. пед. ин -та, 1994. — С. 15−20.
- Бронникова Ю.О. Экспериментальное исследование значимости оценочного компонента лексики // Становление детской речи. Вып.2. -Саратов: Изд — во Саратовского гос. пед. ин — та, 1995. — С. 25 -31.
- Бронникова Ю.О. Лексические средства выражения категории оценки в речи младших школьников: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Саратов, 1997.- 19 с.
- Ваганова А. Номинация в детской речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Таганрог, 1997. — 29с.
- Вайнштейн A.M. Процесс и результаты номинации в детской речи в зависимости от типа восприятия // Деривация в речевой деятельности. Языковые единицы: Тез. докл. науч. конференции. Пермь, 1988. — С. 54−56.
- Вайнштейн A.M. Принципы лингвистического исследования детской речи // Детская речь и пути её совершенствования. Свердловск: СГПИ, 1989. — С. 41 -48.
- Варина В.Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковыхединиц // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. -С. 233 — 244.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: «Русские словари», 1997.416с.
- Ветлужских Т.Д., Мажура С. М., Рут Э.М. Образные номинации в речи детей школьного и дошкольного возраста // Детская речь и пути её совершенствования. Свердловск: СГПИ, 1989. — С. 12−21.
- Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977. — 312 с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М: Наука, 1993. 171с.
- Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л.: Лен. гос. пед ин -т, 1982.244 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические труды : в 6 -ти томах. М .: Педагогика, 1984. — Т.4. — 433 е.
- Гаджиева А. Лингвистический анализ детской речи (на материале азербайджанского языка): Автореф. дисс. канд. филол. наук. Баку, 1989. — 22 с.
- Газов Гинзбург A.M. Был ли язык изобразителен в своих истоках? — М.: Наука, 1965.- 183 с.
- Гак В.Г. К диалектике семантических отношения в языке // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. — С. 73 — 92.
- Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация. Общие вопросы. М.: Наука, 1977. — С. 230 — 293.
- Гасица H.A. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе: Дисс.. канд. филол. наук. Т.1. — М., 1990. — 184с.
- Гараева Л.И., Шахнарович A.M. Словообразовательная деривация в аспекте онтогенеза речевой деятельности // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л: ЛГПИ, 1987. — С. 15−22.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1948. — 60 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. 4.1. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1949. — 263 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка 4.2. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1949. — 190 с.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов: Изд-во Саратовского ун -та, 1981. — 322с.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. -Саратов: Изд во Саратовского ун — та. — 103с.
- Голев Н.Д. Система номинации конкретных предметов в русском языке: Дисс.. канд. филол. наук. Томск, 1974. — 230с.
- Голев Н.Д. О соотношении семантических и мотивировочных признаков // Вопросы языкознания и сибирской диалектологии. Томск: Изд — во Том. ун -та, 1977.-Вып.7-С. 21 -26.
- Голев Н.Д. О некоторых вопросах лексики и семантики в связи с разграничением ономасиологического и семасиологического подходов // Русское слово в языке и речи. Кемерово: Изд — во Кем. гос. ун — та, 1977. — С. 92 — 105.
- Голев Н.Д. Типы реализации предметных мотивирующих значений в производной лексике русского языка // Вопросы словообразования виндоевропейских языках. Томск: Изд — во Том. ун — та, 1979. — Вып.З. — С. 11−20
- Голев Н.Д. Введение в теорию и практику мотивационного и структурного анализов: Учебное пособие. Барнаул, 1981. — 89 С.
- Голев Н.Д. Динамическая основа тенденции к мотивированности в лексике // Деривация в речевой деятельности. Языковые единицы: Тез. докл. -4.2. Пермь, 1988. — С. 67−68.
- Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск: Изд -во Том. ун — та, 1989. — 252с.
- Голев Н.Д. Антропологические и собственно лингвистические детерминанты речеязыковой динамики (процессы номинации и деривации в лексике) // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995. — С. 7−8.
- Голев Н.Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка // Филология и журналистика. 1998. — № 2.
- Голев Н.Д. Суггестивное функционирование внутренней формы слова в аспекте её взаимоотношений с языковым сознанием // Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах. Новосибирск: НГУ, 1998. — С. 9−20
- Голева Н.М. Сравнение в детской речи (конец XX века): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Белгород, 1997. — 23с.
- Горелов И.Н. О возможной примарной мотивированности языкового знака // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. -Л., 1969. С. 17 — 20.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. -Челябинск, 1974. 116с.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1977. — 50с.
- Гридина Т.А. Проблемы изучения народной этимологии. Свердловск, 1989.-72с.
- Гридина Т.А. Ассоциативные параметры слова в детской речи // Детская речь и пути её совершенствования. Екатеринбург: УрГПИ, 1992. — С. 66 — 73.
- Гридина Т.А. Языковая игра : Стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996. -214с.
- Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и механизмы его реализации в процессах языковой игры // Язык, система, личность: Тез. докладов и сообщений. Екатеринбург, 1996. — С. 13 — 14.
- Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи // Русский язык в школе. -1993. № 4. — С. 61 -65.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.397 с.
- Гурджиева Е.А. Элементарный звуковой символизм (статистическое исследование): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М, 1973. — 31с.
- Гусева Л.А. Некоторые прагматические особенности речи подростков // Речевые акты в лингвистике и методике. Пятигорск: Пятигорский гос. пед. ин — т иностранных языков. — С. 52 — 65.
- Дебердеева Е.Е. Функционирование многозначного слова в речи детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Таганрог, 1996. — 19 с.
- Демешкина Т.А. Смысловые отношения мотивационно связанных слов и средства их выражения: Методическая разработка в дополнение к спецкурсу «Явление мотивации в говоре». Томск, 1991. — 28с.
- Демешкина Т.А. Типы смысловых отношений мотивационно связанных слов: лексикологический аспект: Дисс.. канд. филол. наук. Томск, 1984. -329с.
- Детская речь как предмет лингвистического изучения Л.: ЛГПИ, 1987.160 с.
- Детская речь: пути её развития и формы обучения студентов работе по развитию речи в школе: Тез. докл. научно практической конференции. — М., 1993. -57с.
- Детская речь. Словарь лингвистических терминов. СПб: Образование, 1993. — 16с.
- Доброва Г. Р. О специфике номинативной функции антропонимов в детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л: ЛГПИ, 1989. — С. 8392.
- Евдокимова Л.С. Особенности диалогической речи подростков // Детская речь и пути её совершенствования. Екатеринбург: Ур ГПИ, 1992. — С. 29−32.
- Журавлёв А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд — во Лен. ун — та, 1974.159с.
- Журавлёв А.П. Типы значений слов и их мотивированность // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976. — С. 20 — 25.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 151 с.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 320 с.
- Залевская A.A. Проблемы психолингвистики. Калинин: Изд — во Калининского гос. ун — та, 1983. — 136с.
- Залевская A.A. Слово в лексиконе человека. Воронеж: Изд — во Воронежского гос. ун — та, 1990. — 206с.
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М: Наука, 1992.220с.
- Земская Е.А. Производные слова в толковых словарях русского языка //
- Современная руская лексикография 1976. — М.: Наука. 1977. — С. 110 — 112.
- Иванникова Е.А. О роли мотивированности значения в синонимических отношениях слов // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. — С. 104 — 120.
- Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребёнком другого и себя (младенческий и ранний возраст) // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л.: Изд — во ЛГПИ, 1989 — С. 23 — 36.
- Исенина Е.И. Семантические особенности средств дословесной коммуникации глухих детей раннего возраста в сравнении со слышащими // Психолингвистические проблемы семантики. Калинин: КГУ, 1990. — С. 100 -109.
- Калиткина Г. В. Формы субъективной оценки имён в аспекте теории мотивации (на диалектном материале): Автореф. дисс.. канд. филол.наук. Томск, 1990. -20с.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М: «Высшая школа», 1990.148с.
- Капанадзе Л.А. Семейный диалог и семейные номинации // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 100 -104.
- Караулов Ю.Н. Вторичные размышления об эксперименте в языкознании // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л.: Наука, 1981. -С. 135 -140.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.261 с.
- Караулов Ю.Н. Основные характеристики языковой способности // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. -Екатеринбург, 1995. С. 8−9.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд — во МГУ, 1978. — 163с.
- Катышев П. А. Полимотивация как концептуальная деятельность: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Кемерово, 1997. — 19с.
- Клименко А. П. Психолингвистические методики исследования значений
- Методы изучения лексики. Минск: Изд — во БГУ, 1975. — С. 52 -56.
- Козлова И.Е. Специфика явления мотивации слов в русском языке: Авто-реф. дисс.. канд. филол. наук. Томск, 1999. 21с.
- Козлова И.Е. Типологизирующая функция мотивации // Проблемы документации изчезающих языков и культур (Материалы XXI международных Дульзоновских чтений, Томск, 27−30 мая 1998 г.) Уфа, 1998. — С. 118 — 123.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. — 146с.
- Косьянова Ж.А. Варьирование внутренней формы слова в диалектной речи // Явление вариативности в языке. Кемерово, 1994. — С. 187 — 188.
- Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 78 — 86.
- Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зре -ния // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987. -С. 6−15.
- Кубрякова Е.С. Специфика актов референции в детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л.: Изд — во ЛГПИ, 1989 — С. 4 -13.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 156 с.
- Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. — 1994. -№ 4. — С.34−48.
- Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и её современный статус // Изв. АН РАН. Сер. Лит. и яз. 1994. — № 2. — T. LUI. — С. 315.
- Кукушкина Е.Ю. «Домашний язык» в семье // Язык и личность. М.:1. Наука, 1989. С. 96 -100.
- Курышева M.B. Лексическая ремотивация слов и её границы // Русские старожильческие говоры Сибири. Томск: Изд — во Том. ун — та, 1990. — С. 33 -39.
- Курышева М.В. Явление ремотивации в говорах: Дисс. канд.. филол. наук. Томск, 1990. — 302 с.
- Кусова М.А. Связь лексического и логического в детской речи // Детская речь и пути её совершенствования Екатеринбург: УрГПИ, 1992. — С. 17−22 .
- Лаптева O.A. Начальная речевая деятельность, система языка и коммуникации // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. Пермь: ПГУ, 1988. — С. 68 — 75.
- Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Черновцы: Черновицкий гос. унт, 1973. — 103с.
- Левицкий В.В. Звуковой символизм в лингвистике и психолингвистике // Филологические науки. 1975. — № 4. — С. 54 -61.
- Левицкий В.В., Стернин И. А. Экспериментальные методы в семасиологии. Воронеж: Изд — во ВГУ, 1989. — 192 с.
- Левковская К.А. Теория слова, принципы её построения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высшая школа, 1962. — 296с.
- Леонтьев A.A. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 53 — 61.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд — во МГУ, 1981.584 с.
- Лепская Н.И. О некоторых параллелях между онтогенетическим развитием и эволюцией языка // Психолингвистика и межкультурноевзаимопонимание. Тез. докл. X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С. 156 — 158.
- Лепская Н.И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. 1994. — № 2. — С. 82 — 90.
- Лепская Н.И. Освоение детьми способов глагольного действия: толкование и грамматическое оформление // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л.: Изд — во ЛГПИ, 1989 — С. 75 -83.
- Леурда И.Н. Своеобразие речи жителей г. Тюмени на лексическом уровне // Язык. Система. Личность: Материалы докл. и сообщений международной науч. конференции. Екатеринбург, 1998. — С 102−103.
- Лукьянова H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления. -Новосибирск, 1986. 280с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов — на — Дону: «Феникс», 1998. — 413с.
- Лурия А.Р., Юдович Ю. Я. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956. — 93с.
- Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. — М.: Ин — т русского языка РАН, 1995 — С. 261 -276.
- Маковский М.М. Язык миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. — Москва: Ин-т русского языка РАН, 1996. — 329с.
- Менчинская H.A. Развитие психики ребёнка. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1957. -271с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Меркулова В.А. Очерки по русской народной номенклатуре растений (Травы, грибы, ягоды). М.: Наука, 1967. — 259 с.
- Месеняшина Л.А. Особенности детской психики и реальные закономерности языка: конфликтность и гармония // Язык, система, личность: Тез. докладов и сообщений. Екатеринбург, 1996. — С. 45.
- Мехович Т.А. Как говорят дети // Русская речь. 1984. — № 6. — С. 52 -56.
- Мехович Т.А. Лингвистические особенности детской речи (на материале словообразования) // Функционирование языка и норма. Горький, 1986. — С. 65 -69.
- Мехович Т.А. Номинация в детской речи // Словообразовательная номинация в терминосистемах и норме. Владивосток: ДВО АН СССР, 1987. -С. 82−87.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.207с.
- Михалёва Е.В. Явление лексикализации внутренней формы слова: Дис.. канд. филол. наук. Томск, 1994. — 271 с.
- Морозова Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте // Очерки психологии детей. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1950. — С. 100 — 124.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М: Педагогика, 1984. — 111с.
- Мустайоки А. О лингвистических экспериментах // Язык система. Язык -текст. Язык — способность. — М.: Ин — т русского языка РАН, 1995. — С. 155 — 160.
- Нестерова Н.Г. Варьирование внутренней формы в свете теории речевой деятельности // Явление вариативности в языке: Материалы всероссийской конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С. 261 — 268.
- Нестерова Н.Г. Мотивационное значение слова и его статус: Дисс.. канд. филол. наук. Томск, 1987.- 238 с.
- Нестерова Н.Г. Типы соотношения мотивационного и лексического значений слов // Русские старожильческие говоры Сибири. Томск, 1990. — С. 26 — 32.
- Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. М., 1989.- С. 34−40.
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993, — 189 с.
- Никулина З.П. О структуре и формировании семантики прозвища // Семантическая структура слова. Кемерово, 1984. — С. 88 — 96.
- Никулина З.П. О некоторых особенностях прозвищ как единиц экспрессивного фонда русской антропонимики // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск: НГУ, 1983. — С. 62 — 66.
- Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб: Изд — во СПб ун-та, 1994.230 с.
- Озерова Е.Г. Сложные слова в детской речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Белгород, 1998. — 26с.
- Озерова Е.Г., Харченко В. К. Сложные слова в детской речи. Белгород: Изд — во Белгородского ун -та, 1999. — 157с.
- Особенности детской речи и пути её развития. Спб: Образование, 1995.113с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б Эльконина, A.JI. Венгера- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1988. — 136с.
- Павлюк H.A. Сопоставление лексического и фонетического значения // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976. — С. 66 — 73. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 525с.
- Пересыпкина О.Н. Мотивационные ассоциации лексических единиц русского языка: Дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. — 298с.
- Петроченко Т.В. Детское словотворчество и языковая норма // Языковая вариативность: Межвузовский сборник науч. трудов. Красноярск: Изд — во КГПУ, 1998. — С. 151 -156.
- Попова Т.В., Сметанина T.JI. Значение глаголов в представлении детей // Детская речь и пути её совершенствования. Екатеринбург: Ур ГПИ, 1992. — С. 9−17.
- Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. (Язык и картина мира). М.: Наука, 1988. — С. 8 -69.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614с.
- Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 612 с.
- Розенгардт Пупко Г. Л. Развитие речи ребёнка раннего возраста. — М.: Издание института санитарного просвещения, 1947. — 37с.
- Розенгардт Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. -М: Изд — во АМН СССР, 1948. — 198с.
- Ростова А.Н. Показания языкового сознания носителей диалекта как источник лексикологического исследования: Автореф. дисс.. канд. филол.наук. Томск, 1983. 22 с.
- Ростова А.Н. Показания языкового сознания носителей диалекта как источник лексикологического исследования: Дисс.. канд. филол.наук. Томск, 1983. 349с.
- Ростова А.Н. Мотивированность в метаречевой деятельности // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — С. 120 -122.
- Рут М. Э. Образная ономастика в русском языке: ономасиологический аспект: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Екатеринбург, 1994. 32с.
- Рут М. Э. Новые реалии и языковое сознание // Язык, система, личность: Тез. докладов и сообщений. Екатеринбург, 1996. — С. 54−55.
- Рут М. Э. Ономастикон и личность: аспекты проблемы // Язык. Система. Личность: Материалы докладов и сообщений. Екатеринбург, 1998. — С. 138 -140.
- Салихова Э.А. Проблема «пол и язык» (на основе анализа данных детской речи) // Язык, система, личность: Тез. докладов и сообщений. Екатеринбург, 1996. — С. 54−57.
- Санджи Гаряева З. С. Особенности детского словообразования // Становление детской речи // Становление детской речи. — Вып. 1. — Саратов:
- Изд во Саратовского пед. ин — та, 1994. — С. 10 — 12.
- Сдобнова А.П., Ручанская Ю. О. Фрагмент «Словаря интересных слов» младших школьников // Становление детской речи. Вып. 3. — Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин — та, 1996. С. 31 — 36.
- Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов: Изд -во Саратовского пед. ин — та, 1998. — 112с.
- Седов К.Ф., Егорова Е. В. Чужая речь в устном дискурсе и становление языковой личности ребёнка // Становление детской речи. Вып. 3. — Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин-та, 1996. — С. 21 -26.
- Седов К.Ф., Кузнецова Л. Ю. Восприятие и понимание устных монологов школьниками // Становление детской речи. Вып. 3. — Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин-та., 1996. — С. 9−16.
- Седов К.Ф., Находова С. Н. Звукосимволизм в речевой деятельности подростков (в норме и патологии) // Становление детской речи. Вып.2. -Саратов: Изд — во Саратовского гос. пед. ин — та, 1995. — С. 39 — 41.
- Серебренников Б.А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация: Общие вопросы. М.: Наука, 1977. — С. 147 — 187.
- Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -С. 87 -107.
- Сетаров Д.С. Типология номинации, мотвации и лексико семантических образований. — Вильнюс: Министерство высшего и среднего спец. образования Лит. ССР, 1988.-94с.
- Сетаров Д.С. Именования животных: принципы и типы мотивации в славянских и тюркских языках: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. М., 1992. -46с.
- Сиротинина О.Б., Ларькина Т. В. Устная речь рабочих в неофициальной обстановке // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 49 — 52.
- Скляревская Г. Н. Языковая метафора как объект лексикологии илексикографии: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Л., 1989. 37с.
- Слоницкая Е.И. Звукосимволизм обозначений округлого (опыт типологического исследования): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Л., 1987. — 15с.
- Соколова Т.В. Ассоциативный словарь ребёнка. 4.1. — Архангельск: Изд-во Поморского края международного пед. ун-та им. М. В. Ломоносова. — 1996. -255с.
- Соловьёва Н.В. К вопросу о речевой мотивированности // Актуальные проблемы психолингвистики: Слово и текст. Тверь, 1996. — С. 24 -28.
- Становление речи и усвоение языка ребёнком. М.: Изд — во Московского ун-та, 1985. — 116с.
- Страхов В.И. «Лингвистическое внимание» ребёнка // Становление детской речи. Вып. 3. — Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин — та, 1996. — С. 5−9.
- Стрельцова М.И. Образование прилагательных в детской речи. // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987. — С. 41- 49.
- Тамбовцева А.Г. Генезис словообразования на синтаксической основе в дошкольном детстве // Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку. М.: АН СССР, 1980. — С. 43 -52.
- Телия В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке // Сущность, развитие и функции языка. М.: Наука, 1987. — С. 65−74.
- Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. -М.: Наука, 1981.
- Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. (Язык и картина мира). М.: Наука, 1988. — С. 172−184.
- Тубалова И.В. Показания языкового сознания как источник явления мотивации слов: Дисс.. канд. филол. наук. Томск, 1995.
- Улулханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. М.: Наука, 1977. — 256 с.
- Усвоение ребёнком родного (русского) языка. СПб: «Акцидент», 1995.103с.
- Уфимцева A.A. Слово в лексико семантической системе языка. — М.: Наука, 1968, — 272с.
- Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С. 114 -127.
- Фрумкина P.M. Науки о человеке: современные концепции развития речи ребёнка (аналитический обзор) // НТИ ВИНИТИ. Сер.2. Информационные процессы и системы. — 1994. — № 7. — С. 1−9.
- Харченко В.К. О перспективах сопоставления инноваций детской речи с фактами истории языка // Детская речь: проблемы и наблюдения. JI: ЛГПИ, 1989. — С. 134−142.
- Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987. — С. 23−33.
- Хомский Н. Язык и мышление. М: Изд — во МГУ, 1972. — 122 с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд — во МГУ, 1972. — 259 с.
- Цейтлин С.Н. Семантика производного слова и детская речь // Слово как предмет изучения. Л.: ЛГПИ, 1977. — С. 140 — 146.
- Цейтлин С.Н. Аналогические процессы в речевой деятельности ребёнка // Деривация в речевой деятельности. Семантика. Текст. Пермь, 1988. — С. 30 -32.
- Цейтлин С.Н. Инновации как продукт речевой деятельности ребёнка // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л: ЛГПИ, 1989а. — С. 64 — 74.
- Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и слово -образования: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Л., 19 896. — 32с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб: ИД «МиМ», 1997. — 192с.
- Чеботарёва И.М. Олицетворение в детской речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Белгород, 1996. — 16с.
- Шахнарович A.M. Место семантического компонента в языковой способности // Семантика языковых единиц и текста. М., 1979. — С. 5 -18.
- Шахнарович A.M. Детская речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 131 — 132.
- Шахнарович A.M. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе. // Детская речь: проблемы и наблюдения. Л.: Изд — во ЛГПИ, 1989. — С. 13 -22.
- Шахнарович A.M. Развитие коммуникативной деятельности ребёнка: когнитивный аспект // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М., 1993 — 76 — 85с.
- Шахнарович A.M. Языковая личность и языковая способность // Язык -система. Язык текст. Язык — способность. — М.: Ин — т русского языка РАН, 1995. — С. 213 -223.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. Пермь: ПГУ, 1982. -С.133 — 145.
- Шахнарович A.M., Негневицкая Е. И. Язык и дети. М.: Наука, 1981. — 110с.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Коммуникативный аспект речевой деятельности. // Деривация в речевой деятельности. Семантика. Текст. Пермь, 1988. — С. 33 -34.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. — 165 с.
- Шереметьева Ю.Е. Об особенностях словаря городского подростка // Становление детской речи. Вып. 3.- Саратов: Изд — во Саратовского пед. ин -та, 1996. — С. 37.
- Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973. — 123с.
- Шкуропацкая М.Г. Детские новообразования в отношении к языковой системе и норме // Явление вариативности в языке: Материалы Всероссийскойконференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С. 414 — 421.
- Шкуропацкая М.Г. Психолингвистический анализ фреймовой организации словообразовательного типа // Языковая картина мира: Лингвистический и культурологический аспекты. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. -Т.2. — С.244 — 248.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.428с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва -Воронеж: Институт практической психологии, 1995 — 416с.
- Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей М.: Изд — во АПН РСФСР, 1951. — 125 -161.
- Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста //Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 1. — С 107 -110.
- Юрина (Беккер) Е. А. Образность как категория лексикологии: Дисс. канд. филол. наук. Томск, 1994. — 245с.
- Юрина (Беккер) Е. А. Образность и мотивированность слова // Материалы научной студенческой конференции. Томск, 1990. — С. 41- 42.
- Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М., 1993. — С. 86 — 97.
- Язык система. Язык — способность. Язык — текст. — М.: Ин — т русского языка РАН, 1995. -286с.
- Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. — 358 с.
- Языковая номинация: Общие вопросы. М.: Наука, 1977. — 359 с.
- Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории русского словообразования: аспект взаимодействия словообразования с лексикой: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Днепропетровск, 1983. — 49с.
- Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. -Томск: Изд во Том. ун-та, 1979. — 242с.
- Янценецкая М.Н. Смысловая структура слова с лексикологической и словообразовательной точек зрения //Актуальные проблемы лексикологии и словообразования Новосибирск, 1977. — Вып.6. — С. 58 — 67.
- Child language. Word journal of the International Linguistic association. -Vol. 27. -№ 1−3 — 1971. — New York. -53 lp.1.wis M.M. The linguistic development of children // Linguistic at large. -New York, 1971. P. 195 -227.
- Strawson P.F. Meaning, truth and communication // Linguistic at large. New York, 1971. — P. 89 — 109.
- Детская речь. Материалы, дневники, наблюдения. Спб: Образование, 1993. — Вып. 1. — 142с.
- Мехович Т.А. Материалы к словарю детской речи (неузуальные слова). -Владивосток, 1983. 90с.
- Харченко В.К. Словарь детской речи. Белгород: Изд — во Белгородского ун-та, 1994. -256С.
- Харченко В.К., Голева Н. М., Чеботарёва И. М. Парадоксы детской речи. Опыт словаря. Белгород: Изд — во Белгородского ун — та, 1995. — 152с.
- Чайковская Л.И., Чайковский P.P. Глеб Чайковский. Первая книга. -Магадан, 1994. 80 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. — 384 с.