Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используемое в работе понятие соииапъно-психологической адаптированности наряду с актуальным уровнем, характеризующимся статусом ребенка в группе сверстников и положением в родительской семье, а также, в конечном счете, уровнем его личностной зрелости, включает в себя прогностический уровень, определяемый через представление подростка о собственной социальной успешности в будущем и способах… Читать ещё >

Содержание

  • I. ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Проблема социализации личности на подростковом этапе развития
    • 1. 2. Общая характеристика процесса усвоения половых ролей
    • 1. 3. Особенности полоролевой социализации современных подростков
  • II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОРИЕНТ АЦИИ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Описание методов исследования
    • 2. 2. Проблема измерения маскулинности/феминности
  • III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПОЛОРОЛЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ)
    • 3. 1. Особенности влияния семьи на формирование полоролевых представлений и предпочтений подростков
    • 3. 2. Личностные особенности и уровень социально-психологической адаптирован ности подростков с разным типом полоролевой ориентации
      • 3. 2. 1. Личностные особенности и уровень социально- психологической адаптированности подростков с маскулинным типом полоролезой ориентации
      • 3. 2. 2. Личностные особенности и уровень социально-психологической адаптированности подростков с феминным типом полоролевой ориентации
      • 3. 2. 3. Личностные особенности и уровень социально-психологической адаптированности подростков с андрогинным типом полоролевой ориентации
      • 3. 2. 4. Личностные особенности и уровень социально-психологической адаптированности подростков с недифференцированным типом полоролевой ориентации
  • IV. ПРОГРАММА РАБОТЫ С НЕДИФФЕРЕНЦШЮВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЕ АЛ РОБАЦИИ

Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы вопросы психологии пола все чаще привлекают внимание педагогов и психологов, в связи с чем создаются различные программы полового просвещения, подготовки старшеклассников к ответственному супружеству и родительству. Однако, содержание этих программ в большей степени определяется здравым смыслом, а не результатами конкретных научных исследований. Такой разрыв между наукой и практикой во многом объясняется тем, что имеющиеся результаты получены при изучении уже сформировавшихся взрослых людей и не могут быть напрямую перенесены в педагогическую практику.

Усвоение половых ролей является одним из аспектов социализации ребенка, которая состоит в единстве изменений деятельности, общения, самосознания. Взятые в целом, они составляют «расширяющуюся действительность», осваивая которую, индивид осваивает всю систему социальных отношений. Выбор полоролевого аспекта социализации определяется тем, что, во-первых, пол человека является многоуровневой системой, на формирование которой влияют как биологические, так и социальные детерминанты. Во-вторых, половые роли являются приписанными ролями, пронизывают практически всю систему социальных ролей, имеют зафиксированную в половом символизме и полоролевых стереотипах соционормативную систему полоролевых ожиданий. Вышесказанное позволяет считать данный аспект удобной моделью для изучения общих механизмов социализации. Обращение к подростковому возрасту обусловлено возможностью изучения не только процесса усвоения полоролевых ожиданий, но и их реализации и преобразования в собственные ценности и установки.

Актуальность темы

таким образом, определяется тем, что, во-первых, междисциплинарная проблема половой дифференциации нуждается в вычленении собственно психологического содержания и его рассмотрении на различных этапах становления личности в современных условиях. Во-вторых, задачей получения научно обоснованных данных, обращенных непосредственно к педагогам, для чего необходимо сфокусировать внимание на процессе и результатах усвоения ребенком половых ролей. В-третьих* психолого-педагогическая практика не может игнорировать процессы поло-ролевой демократизации, стирающие границы традиционных представлений о половых различиях. Педагогу необходимо не только знать об изменениях в структуре массового сознания, но и понимать, как они отражаются на процессе развития сознания и самосознания ребенка, в частности, подростка.

Современному подростку предоставляется больше свободы в выборе «образа» половой роли (представлений о том, каким он должен быть и что должен уметь, чтобы его считали мужчиной или женщиной), соответствие которому обеспечит подростку согласованную половую идентичность. Это обусловлено признанием, обществом возможности сочетания в одном человеке качеств, традиционно приписываемых разным полам (психологической андрогинии).

Формирование «образа» половой роли является одной из задач развития в подростковом возрасте, именно поэтому педагогу так важно знать, в каких направлениях может идти этот процесс, учитывать факторы, его обуславливающие, и понимать, с какими личностными особенностями связан тот или иной выбор, как он сказывается на психологическом благополучии подростка.

Содержание «образа» половой роли во многом определяется типом полоролевои ориентации подростка, который прежде всего характеризует направленность личности в сфере полоролевого поведения.

Возрастающая роль личности и декларация ценностей индивидуальной свободы и личного достижения способствуют пониманию социализации как конструирования индивидом собственной социальной реальности, основанной на процессах социального познания. Усиливается значимость субъективных аспектов социальной адаптации, проявляющихся прежде всего в переживании внутренней комфортности, т. е. принятии себя, принятии других, умении ориентироваться на собственные ценности, цели и задачи, а также эмоциональный комфорт.

Подростковый возраст часто характеризуется как период постоянного переживания субъектом собственной неприспособленности к среде, в этой связи изучение адаптивных характеристик того или иного типа полоролевой ориентации является весьма важным.

Используемое в работе понятие соииапъно-психологической адаптированности наряду с актуальным уровнем, характеризующимся статусом ребенка в группе сверстников и положением в родительской семье, а также, в конечном счете, уровнем его личностной зрелости, включает в себя прогностический уровень, определяемый через представление подростка о собственной социальной успешности в будущем и способах ее достижения. Образ желаемого и предполагаемого будущего, эмоциональное отношение к нему могут служить диагностическими индикаторами прогностического уровня социально-психологической адаптированности. Уверенность в своих силах, оптимизм, дифференцированное представление о жизненных целях и реалистичные способы их достижения позволяют с большим основанием предполагать успешность будущей социальной адаптации, чем недифференцированные или заведомо фантастичные представления о своей жизни в будущем.

В связи с вышесказанным, основную цель диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом — раскрыть психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации и исследовать характер связей типа полоролевой ориентации и уровня социально-психологической адаптированное&tradeличности.

Предмет исследования — психологическое содержание полоролевых характеристик личности подростка, их влияние на уровень социально-психологической адапти-рованности, а также факторы их формирования.

Объект исследования: процесс усвоения подростками половых ролей.

Ведущей гипотезой исследования явилось положение о том, что социально-психологическая адаптированность подростка в большей степени зависит от типа принятой им полоролевой ориентации (маскулинной, феминной, андрогинной, недифференцированной), чем от его биологического пола. Более адаптивными являются подростки с андрогинной полоролевой ориентацией.

Исходя из ведущей гипотетической идеи, были сформулированы рабочие гипотезы:

1. Социально-психологическая адаптированность связана с выраженностью качеств, традиционно приписываемых мужскому полув связи с этим, данный показатель должен быть выше у подростков с маскулинным и андрогинным типом полоролевой ориентации.

2. Тип полоролевой ориентации связан с определенными характерологическими особенностями личности, и, следовательно, может выступать как основание типологии личностных особенностей подростков с различными типами полоролевых ориента-ций.

Задачи исследования:

• уточнить структуру понятия «полоролевая ориентация», дать описание различных психологических типов полоролевой ориентации (маскулинная, феминная, андро-гинная, недифференцированная) с учетом личностных качеств и социально-психологических характеристик современных подростков;

• определить характер связи между показателями социально-психологической адап-тированности и типом полоролевой ориентации;

• выявить специфику влияния семьи на процесс выбора подростком того или иного типа полоролевой ориентации;

• разработать принципы построения и апробировать коррекционную программу, направленную на повышение уровня социально-психологической адаптированности подростков, с учетом типа их полоролевой ориентации.

На основном этапе исследования было опрошено 210 подростков, учащихся школ №№ 547, 1830, 1439 г. Москвы, школ №№ 2, 9 г. Одинцово, в возрасте 13−15 лет, из них 113 девочек и 97 мальчиков- 137 родителей, 66 воспитанников Лакинского детского дома (Владимирская область).

Исследовательская работа базируется на методологических принципах дея-тельностно-личностного подхода: личность подростка рассматривается в единстве с деятельностью и общением.

Теоретическими предпосылками исследования являются идеи, изложенные в работах следующих авторов: Выготского Л. С., Рубинштейна С. Л., Божович Л. И., Леонтьева А. Н., Эльконина Б. Д., Давыдова В. В., Исаева Д. Н., Кагана В. Е., Кона И. С., С. Бем и др.

Используемые методы можно разделить на три группы. Первая группа методов направлена на сбор первичной информации о полоролевых характеристиках подростка (тип полоролевой ориентации, содержание полоролевых представлений и др.), об уровне социальной адаптированности (положение в группе сверстников, удовлетворенность ситуацией в семье, отношение к будущему, принятие себя и др.), а также о полоролевых предпочтениях, самооценке и оценке своего ребенка родителями подро-стков (многофакторный опросник личности Р. Кеттела, методика Роттера, социометрический тест, методика Роджерса-Даймонда, техника свободного описания, мяни-сочинения, методика «Семья глазами подростка», опросник на выявление типа полоролевой ориентации). Ко второй группе относятся методы обработки и анализа полученной информации (корреляционный анализ, частотный анализ, метод Стьюдента). Третью группу составляют методы целенаправленного и организованного воздействия на процесс полоролевой социализации подростков, а именно, принятие и реализацию ими тех или иных образцов полоролевого поведения (ролевая игра, групповая дискуссия, элементы психодрамы, приемы и техники социально-психологического тренинга).

Теоретическая значимость и новизна диссертационной работы заключается: •в рассмотрении типа полоролевой ориентации подростков как интегральной характеристики личности, которая отражает направленность полоролевых проявлений в сфере ведущей деятельности, каковой для подростков является общение, и степень соответствия полоролевым представлениям как общекультурным, так и личным.

•в сопоставлении типа полоролевой ориентации с целым рядом личностных характеристик: характерологическими особенностями, уровнем социально-психологической адаптированности, представлениями о будущем, содержанием образов родителей, представлениями об идеальных представителях каждого пола, позволившем составить приблизительное описание психологических особенностей групп подростков с разным типом полоролевой ориентации;

•в рассмотрении четырех типов полоролевой ориентации в подростковом возрасте (маскулинного — преобладают качества, традиционно приписываемые мужскому полуфеминного — преобладают качества, традиционно приписываемые женскому полуандрогинного — выражены качества, традиционно приписываемые как мужчинам, так и женщинамиедифференцированого — полотипичные качества слабо выражены);

•в учете при анализе биологического пола и типа полоролевой ориентации подростков;

•в выделении «образов родителей», представлений родителей об «идеальном мужчине» и «идеальной женщине», степени соответствия полоролевых характеристик родителей общекультурным полоролевым стереотипам в качестве факторов, обуславливающих выбор подростком определенного типа полоролевой ориентации, и анализе их влияния на полоролевые представления подростков.

Практическая значимость работы состоит в том, что: во-первых, полученные данные могут быть использованы в педагогической практике и работе школьного психолога при разрешении «школьных» конфликтов и в программах психологического сопровождения становления полоролевого самосознания и поведения личностиво-вторых, практическое значение имеет разработанный автором методический аппарат, направленный на определение типа полоролевой ориентации подростков, который может быть использован в психологических исследованиях, посвященных проблемам полав-третьих, апробированная в эксперименте стратегия коррекционно-реабилитационной работы с подростками, имеющими недифференцированный тип полоролевой ориентации, направленная на повышение уровня социально-психологической адаптированности, оказалась эффективной. У участников группы повысился уровень принятия себя, они стали более уверенными и расширили свой репертуар полоролевого поведения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Противоречия процесса полоролевой социализации в подростковом возрасте разрешаются за счет формирования «образа» половой роли, детерминируемого типом полоролевой ориентации и биологическим полом подростка;

2. Тип полоролевой ориентации является интегральной характеристикой, которая определяет направленность личности в сфере полоролевого поведения и связана с характерологическими особенностями и уровнем социально-психологической адаптированности личности подростка.

Апробация результатов исследования.

Результаты и основные положения диссертационного исследования были отражены в 12 публикациях автора. По материалам исследования были сделаны доклады на семинаре по проблемам когнитивной психологии в Институте психологии РАН (1996), на ежегодных научно-практических конференциях МПУ (1994;1998), на секции психологии Зимнего методологического университета Московского Научного Фонда (1998), на научно-практической конференции «Одаренный ребенок» (1998).

Внедрение результатов. Результаты исследования использовались при разработке программ курсов «Психология семьи», «Семейное и индивидуальное консультирование» для слушателей спецфакультета практической психологии МПУ, при составлении методических рекомендаций приемным родителямвоспитателям и психологам, работающим с детьми, лишенными родительского попеченияпри разработке обучающих программ для родителей и воспитателей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержит 15 таблиц и 30 рисунков. В приложениях представлены результаты корреляционного анализа и применения Т-критерия, а также методический материал.

Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы;

1. Понятие «тип полоролевой ориентации личности» представляет собой интегральную характеристику, которая отражает направленность личности в сфере полоролевого поведения, определяет формирование индивидуальной нормативной системы полоролевого поведения, «образа» половой роли и связана с характерологическими особенностями личности и уровнем социально-психологической адаптированности субъекта.

Психологические особенности, характеризующие группы подростков с тем или иным типом полоролевой ориентации, состоят в следующем: для маскулинного типа это — направленность вовне, ориентация на социальную сферу, на достижение определенного статуса, высокая степень привлекательности и желательности сферы общения и наличие средств для удовлетворения этой потребностивысокая выраженность традиционно мужских качеств в представлениях о матери и идеальном мужчинеориентация на достижение социального и профессионального статуса исключительно собственными силами — для феминного типа — эмоциональная чувствительность и эмоциональная неустойчивость, беспечность, легкость и гибкость общения, потребность в новых впечатленияхнизкая выраженность маскулинных качеств в представлениях об отцесферой самореализации в будущем является семья, не исключается возможность добиться материального благополучия за счет другихдля андрогинного типа — высокая степень социальной нормативности и внутреннего контроля над своим поведением, высокая самооценка, уверенность в своих силах и возможностяхвысокая выраженность феминных качеств в представлениях об идеальном мужчинеобраз желаемого будущего свидетельствует об ориентации на социально одобряемые критерии успеха, разнообразные сферы жизнедеятельности, стремлении к сочетанию семьи и работы и материального благополучиядля недифференцированного типа — склонность к самоотвержению, неуверенность в себе и своих возможностях, низкая самооценка, чувствительность к порицаниям и замечаниямнизкая выраженность традиционно мужских качеств и традиционно женских в представлениях об идеальном мужчинеобраз желаемого будущего прежде всего связан с личностными изменениями, а не с достижением материального благополучия, как правило, носит негативный характер.

2. Наиболее социально-психологически адаптированной группой являются подростки с маскулинным типом полоролевой ориентации, наименее — недифференцированные подростки.

3. Степень выраженности у подростка маскулинных/феминных качеств связана с его представлениями о выраженности у родителей нетрадиционных для их пола качеств: высокий уровень маскулинности подростка связан с высокой степенью выраженности маскулинных качеств в образе материвысокий уровень феминности подростка связан с высокой степенью выраженности феминных качеств в образе отца.

• Внутрисемейная ситуация воспринимается подростками как комфортнаяв том случае, когда они высоко оценивают личнотсные особенности отца. .

4. Повышение уровня социально-психологической адаптированности недифференцированных подростков прежде всего связано с изменением их самоотношения и формированием навыков уверенного поведения. Изменение самоотношения происходит через формирование адекватного образа «идеального «Я» «, который получает одобрение со стороны сверстников и взрослых, и реализацию возможностей самоапробации, предоставляемых на групповых занятиях.

На основе полученных результатов можно сделать ряд дополнительных выводов:

1. Биологическое разделение характеристик пола на исключительно мужские или исключительно женские, и параметры, которые могут быть представлены в разных пропорциях у представителей обоего пола, находит свое отражение в психологических представлениях о маскулинности-феминности.

2. На социальном уровне (уровне полоролевых стереотипов) маскулинность-феминность является жесткой дихотомией, наполненной противоположными качествами, тогда как на индивидуальном уровне (уровень отдельной личности) эти понятия.

• выступают как независимые измерения и могут быть представлены в разных соотношениях (например, высокая маскулинность и высокая феминность).

3. При исследовании половых различий, необходимо учитывать как биологический, так и психологический пол субъекта, который отражает его половую идентичность (соотнесение себя с характеристиками пола), формирующуюся на основе процесса усвоения половых ролей.

4. Существующие теории формирования половой идентичности (теория идентификации, теория социального научения, когнитивно-генетическая теория, языковая теория и теория схемы пола) являются взаимодополняющими, так как описывают не только разные стороны, но и разные этапы данного процесса.

5. Сложности в использовании ортогональной модели (маскулинность и феминность рассматриваются как независимые характеристики) прежде всего связаны с дифференциацией андрогинных и недифференцированных субъектов. Различия между этими группами выражаются не в разных уровнях выраженности маскулинных и фе.

• минных характеристик, а в степени самопринятия — у недифференцированных подростков она явно ниже.

6. Независимо от половой принадлежности, значимой для подростков является выраженность нетрадиционных для пола качеств в образах идеального мужчины и матери, при этом образ идеального мужчины связан с личностной атрибуцией нетрадиционных качеств, а образ материтрадиционных.

7. Различия между мальчиками и девочками, имеющими один и тот же тип полоролевой ориентации, могут быть объяснены различной детерминацией их социализации со стороны общества, полоролевая социализации мальчиков носит более жесткий и нормативный характер, большей неопределенностью социальной мужской половой роли в настоящее время.

8. Изучение процесса половых ролей является удобной моделью для демонстрации и исследования социогененза целостной личности, ее типологии, что делает возможным использовать эту модель как базу для дальнейших разработок в области общей, возрастной, социальной психологии.

На основании полученных в исследовании результатов могут быть сделаны следующие практические рекомендации:

— современные программы психологического сопровождения процесса полоролевой социализации должны носить полифункциональный характер и быть направлены на повышение уровня социально-психологической компетентности и расширение информационного пространства полоролевого самоопределения подростков;

— в консультативной практике работы с подростками необходимо учитывать что конфликты в системе «родитель-ребенок» могут быть обусловлены несоответствием нормативных систем полоролевого поведения родителей и подростков;

— знание и учет педагогами психологических особенностей подростков с разным типом полоролевой ориентации поможет избежать им в своей работе многих конфликтных ситуаций.

В заключение хотелось бы отметить, что проведенное исследование позволяет наметить ряд перспектив для ее дальнейшей разработки:

• проведение лонгитюдных исследований с целью изучения возрастной динамики моделей, на которых базируются представления ребенка о половых различиях;

• проведение медждисциплинарных исследований, учитывающих одновременно как биологические, так и психологические изменения;

• осуществление стандартизации методического аппарата, направленного на изучение психологических аспектов пола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Подростковый возраст является переходным периодом от детства к взрослости. Приближение поры вступления в самостоятельную жизнь ставит вопрос о готовности подростка к занятию определенных социальных позиций в обществе, содержание которых определяется рядом факторов, в том числе и его половой принадлежностью. Физиологические изменения, обуславливающие изменения психологического статуса, также приводят к необходимости пересмотра ребенком своего адаптивного поведения. Под влиянием соционормативных представлений о половых различиях подросток начинает осознавать свою половую принадлежность как данность, обуславливающую его жизненный путь. Это проявляется в формировании индивидуальной нормативной системы полоролевого поведения, содержащей модели и эталоны должного, с точки зрения индивида, поведения лиц мужского и женского пола.

Представления подростка о том, как надо себя вести, что нужно делать, какими качествами нужно обладать, чтобы считаться «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной» проявляются во всех сферах жизнедеятельности личности, накладывают отпечаток на взаимоотношения с другими людьми.

Возникающие конфликтные отношения подростка с окружающими (родителями, учителями, сверстниками, лицами противоположного пола) во многом объясняются недостаточной устойчивостью и размытостью индивидуальных полоролевых представлений, с одной стороны, и их расхождением с нормативными системами полоролевого поведения, принятыми родителями, учителями, другими людьми, с другой. Общая направленность индивидуальной нормативной системы связанного с полом поведения подразделяется на типы полоролевой ориентации.

Проведенное диссертационное исследование существенно дополняет понятие «тип полоролевой ориентации личности», представляя его как интегральную характеристику, связанную с характерологическими особенностями и уровнем социально-психологической адаптированности субъекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, Сиб. от-ние, 1989. — 272 с.
  2. JI.A. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб: Наука, 1991. — с. 109−131.
  3. К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо//Психоанализ детской сексуальности. СПб: Союз, 1998. — с. 117−153.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 303 с.
  5. Р.Э., Эммонс М. Л. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! СПб: «Академический проект», 1998. — 190 с.
  6. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. //Вопросы психологии, 1991, № 4, с. 74−82.
  7. Ю.Е., Данилин К. Е., Дубовская Е. М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 64 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс., 1996. — 376 с.
  9. Т.А. Исследование восприятия подростками внутрисемейной ситуации.// Сб. Познание. Общество. Развитие.(ред. Д.В. Ушаков). М.: ИПРАН, 1996, — с.200−206.
  10. Ю.Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. -335с.11 .Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. -М.: МГУ, 1975. 207 с.
  11. Е.П. Когда кончается детство? М.: Российский центр содействия молодой семье, 1997.-20с.
  12. Н.А. Метафизика пола и любви //Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.-е. 232−266
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  14. БессоноваТ.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического ВУЗа: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1994, — 16 с.
  15. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ.-М.: Изд-во МГУ, 1992, — 60 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды. М, — Воронеж: Ин-т практ. псих., НПО «МОДЭК», 1995. — 349 с.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1979. -№ 4. с.23−34.
  18. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образова-ние.//Вопросы психологии, 1990, № Зз с. 64−69.
  19. Н.Н. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости девушек и юношей: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1996. — 17 с.
  20. С.Н. Свет невечерний //Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. — с. 307−315
  21. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. -Киев: Наукова Думка, 1989. 200 с.
  22. Г. В., Карабанова О. А. Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-136 с.
  23. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития (учебное пособие).-М.: Изд-во МГУ, 1986.-127 с.
  24. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е.Е, Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М.: «Фолиум», 1994. — 56с. '
  25. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. — 192 с.
  26. Выготский Л. С, Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4 Детская психология /Под ред. Эльконина Д.Б.- М.: Педагогика, 1984.-c.243−404.
  27. Л.С. История развития высших психических функций// Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.-е. 6−328 .
  28. Л.С. Педагогическая психология (под ред. ВВ. Давыдова). М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  29. Л.С. Педология подростка// Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4 Детская психология/Под ред. Д Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. с. 5−242.
  30. В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека.//Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — с. 171−189.
  31. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  32. Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных услови-ях.//Социологические исследования, № 1, 1997. гС. 72−79. ,
  33. Э. Значение деда в судьбе отдельного человека//Психоанализ детской сексуальности. СПб: Союз, 1998.-С.207−213.
  34. Диагностика психического развития детей: Учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная психология"(сост. Гурова Е. В., Шляхта Н. Ф., Седова Н.Н.). М.: Изд-во Института молодежи, 1992. — с.63−73, с.98−103.
  35. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987.-207 с.
  36. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996.-253 с.
  37. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей.Медико-психологические аспекты.-Л.: Медицина, 1988, — 160 с.
  38. В.Е. Воспитателю о сексологии,— М.: Педагогика, 1991, — 256. с.
  39. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и „образ Я“ у подрост- ков.//Вопросы психологии, 1989, № 3, с.53−62.
  40. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. -М.: НФ „Класс“, 1993.- 224 с.
  41. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. -176 с.
  42. Г. А., Ганьшина Е. А. Проблема тендерных отношений в социальной эколо-гии.//Мир психологии, № 1(10), 1997. -с.47−55.
  43. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  44. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  45. Ко лесов Д.В., СельвероваН.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  46. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320 с.
  47. Кон И. С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981, № 2.-с.47−57.
  48. КонИ.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-190 с.
  49. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.^Наука, 1988.-270 с.
  50. КонИ.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  51. В.Ф., Отмахова Н. А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации.//Вопросы психологии, 1984, № 4.-с.96.
  52. А.С. Личность и половая роль(симптомокомплекс маскулинно-сти/феминности в норме и патологии). Харьков.: Основа, 1996. — 127 с.
  53. .И. Мужчина и ребенок. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  54. Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу.//Социологические исследования, № 2, 1993, с. 117−132.
  55. Крафт-ЭбингР. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. М.: Республика, 1996. — 591 с.
  56. Крив’цова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. -М.: Генезис, 1997. 288 с.
  57. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  58. И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребен-ка.//Психиатрические аспекты педиатрии., Л., 1985.-е. 91.
  59. И.И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах.//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб: Наука, 1991. — с.6−16.
  60. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию (отв. ред. Кудряшов А.Ф.). Петрозаводск: Изд-во „Петроком“, 1992.-е.75−114.
  61. У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1. -СПб: СП „Ретур“, 1991, — 264 с.
  62. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. — 319 с.
  63. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984. — с. 82−89
  64. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. М.: Наука, 1988, — 429 с.
  65. О.А., Кабанов А. В. Программа „Работа с семьями подростков, имеющих трудности адаптации „//Семейная психология и семейная терапия, 1997, № 1, с.24−36.
  66. С.А., Кустова О. Л. Формирование „образа женщины“ в различных социальных группах.//Семейная психология и семейная терапия, 1997, № 1, с.95−97.
  67. М.В. Социально-психологические аспекты межполовых различий: дипломная работа каф. соц. псих, ф-та психологии МГУ. М., 1984. — 74 с.
  68. Нарушения полового развития (под ред.проф. М.А.Жуковского). М.: Медицина, 1989. — 272 с.
  69. Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990. — 302 с.
  70. Л.Ф. Детская психология :теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996. -360 с. 77.0даренные дети (общ.ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В.М.).-М.:Прогресс, 1991, — 376 с.
  71. Платон. Государство //Собр. Соч.: В 4 т.- М.:Мысль, 1994. Т.З.- с. 79−421
  72. Платон. Пир //Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2, — с. 81−135
  73. Платон. Тимей //Собр. соч.: В 4 т. -М.: Мысль, 1994. Т.З. с. 421−501
  74. Р.С. Структура свойств личноети и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Авто-реф. Дис.канд. психол. наук. -М., 1996, — 24 с.
  75. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -М.: Мир, 1994. -320с.
  76. В.В. Мимолетное. //Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. — с. 150−151
  77. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. — 256 с.
  78. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. T.I. -М.: Педагогика, 1989, — 488 с.
  79. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.П. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  80. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство).-СПб: ЛЕБАТО, 1998.-е. 136−138.
  81. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  82. О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново: ИГУ, 1997. — 159с.90:Сартан Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. М.: МПК „Компенс-Центр“, 1992,-36 с.
  83. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  84. Сексопатология: Справочник (под ред. Васильченко Г. С.). М.: Медицина, 1990. -576 с.
  85. Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа.//Социологические исследования, № 12, 1997. с. 112−121.
  86. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  87. B.C. Жизненная драма Платона //Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. — с.77−92
  88. B.C. Смысл любви //Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. — с. 19−77
  89. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
  90. Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения: Автореф. дис.канд. психол. наук.-М., 1995.-21 с.
  91. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей //Вопросы психологии.-1984.-№ 3,-с. 79−86
  92. ЮО.Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса.//Мир психологии и психология в мире, 1994, № 0, с. 38−46
  93. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //Вопросы психологии.-1983.-№ 1- с. 33−42
  94. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  95. А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения: Автореф. дис.канд.психол. наук.-М., 1997.-20с.
  96. Формирование личности в переходный период от подросткового кюношескому возрасту (Под ред. Дубровиной И.В.). -М.: Педагогика, 1987. 206 с.
  97. А. Введение в детский психоанализ//Сер. „Детский психоанализ“, вып.1.-М., 1991.-c.7−49.
  98. А. Психология „Я“ и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  99. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого „Я“.//"Я“ и „Оно“. Труды раз-• ных лет. В 2-х т. ТЛ-Тбилиси: „Мерани“, 1991, — с.71−138.
  100. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности/УПсихоанализ детской сексуальности. -СПб: Союз, 1998. -с.4−111.
  101. Ю.Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. -319 с.
  102. Ш. Хорни К. Психология женщины.// Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. М.: Изд-во „Смысл“, 1997. -сЛ 6−271.
  103. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М. :Просвегцение, 1993. — 112 с.
  104. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
  105. С. Рожденная для свободы. М.: Изд. группа „Прогресс"-“ Литера“, 1993. — 320 с.
  106. Дж. Метафизика секса //Человек. М.: Наука, 1992, № № 1, с.42−49, № 3, е. 8693.
  107. Д.Б. Избранные психологические труды (под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зин-ченко). М. Педагогика, 1989. — с.560
  108. Юнг К.-Г. Конфликты детской души//Психоанализ детской сексуальности. СПб: Союз, 1998.-с.154−184.
  109. ЮнгК.Г. Психологические типы. -М.: „Университетская книга“ ACT, 1998. 720 с.
  110. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков./ / Вопросы психо-т логии, 1985, № 3, с. 84
  111. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности//Мир России. 1995, т.4, №№ 3−4, 7−8, с.158−181.
  112. Alessandri S.M., Lewis M. Parental evaluation and its relation to shame and pride in young children//Sex Roles, 1993, 29, № 5−6, p. 335−343 .
  113. Bell G., SchafFer R. The effects of psychological androgyny an attributions of causality for success and failure//Sex Roles, 1984,11, № 11−12 .
  114. Bern S. Gender schema theory and it’s implication for child development: Raising gender -aschematik children in a gender schematic society.// Signs, 1983, 8, № 4.-p. 598−616//P. A., 1984, 71, № 5.
  115. Benson M. J., Curtner-Smith M.E., Collins W. A., Keith T.Z. The structure of family perceptions among adolescents and their parents: Individual satisfaction factors and family system factors//Fam.Process, 1995, 34, № 3, p. 323−336.
  116. Bernard M.E., Boyle G.J., Jackling B.F. Sex-role identity and mental ability //Pers. and Indiv 1990, 11, № 3, p. 213−217 .
  117. Bybee J., Glick M., Zigler E. Differences across gender grade level and academic track in the content of the ideal self-image//Sex Roles, 1990, № 5−6, p. 349−358 .
  118. Cancian R The feminization of love//Signs, 1986, 1 1,-4 p.692−709//P.A., 1987, 74, № 1−2.
  119. Carlson H., Baxter L. Androgyny, depression and self-esteem in Irish homosexual and heterosexual males and females//Sex Roles, 1984, 10, № 5−6 .
  120. Christensen H.T., JohnsenK. P. Marriage and the family. N. Y, 1971, — p.121−146.
  121. Conway M., Giannopoulos C., Stiefenhofer K. Response styles to sadness are related to sex and sex-role orientation//Sex Roles, 1990, 22, № 9−10, p. 579−587.
  122. Cooper K., Chassin L., Zeiss A. The relation of sex-role self-concept and sex-role attitude to the marital satisfaction and personal adjustment of dual-worker couples with preschool children//Sex Roles, 1985, 12, № 1−2//P.A., 1986, 73, № 1 .
  123. Costos D. Gender role identity from an Ego developmental perspective //Sex Roles, 1990, 22, № 11−12, p. 723−741 .
  124. Critelli J., Myers E., Loos V. The components of love: Romantic attraction and sex role orientation//J.ofPersonality, 1986, 54, № 2, p. 354−370 //P.A., 1987, 74, № 11−12 .
  125. Davies B. Lived and imaginary narratives and their place in taking oneself up as a gendered being// Austral. Psychol. 1990, 25, № 3, p.318−332.
  126. Doeschers M., Sugawara A.I. Sex role flexibility and prosocial behavior among preschool children// Sex Roles, 1990, 22, № 1−2, p. 111−123 .
  127. Evans R. Hostility and sex guilt: Perceptions of self and others as a function of gender and sex-role orientation//Sex Roles, 1984, 10, № 3−4, p.207−215.
  128. Fisher-Thompson D. Adult sex typing of children s toys//Sex Roles, 1990, 23, № 5−6, p.291−303 .
  129. Fisher-Thompson D., Sausa A.D., Wright T. Toy selection for children: Personality and toy request influences //Sex Roles, 1995, 33, № 3−4, p.239−255.
  130. Forshaw K., Shmukler D. Sex-role orientation and psychological well-being: A critique of the masculinity model//South African J. of Psychol., 1993, 23, № 2, p. 81−86//P.A., 1994, 81, № 4 .
  131. Ganang L., Coleman M. Sex, sex roles and familial love//J.of Genet.Psychol., 1987, 148, № 1, p.42−52//P.A. 1988, 73, № 3.
  132. Glazer C., Dusek J. The relationship between sex-role orientation and resolution of Eriksonian developmental crises//Sex Roles, 1985, 13, № 11−12, p.653−661//P.A., 1987, 74, № 1−2 .
  133. Goldstein D., Haldane D., Mitchell C. Sex differences in visual-spatial ability: The role of perfomance factors// Mem. and Cognit. 1990, 18, № 5, p. 546−550.
  134. Gruber K., White J. Gender differences in the perceptions of self s and others» use of power sirategies//Sex Roles, 1986, 15, № 1−2, p. 109−118.
  135. Haigler V.F., Day H.D., Marshall D.D. Parental attachment and gender-role identity //Sex Roles, 1995, 33, № 3−4, p. 203−220 .
  136. Hall E., Durborow B., Progen J. Self-esteem of female athlets and nonathlets relative to sex irole type and sport type//Sex Roles, 1986, 15, № 7−8, p. 379−390.
  137. Hecht M. An investigation of the effects of sex of self and other on perceptions of communication satisfaction//Sex Roles, 1984, 10, № 9−10, p. 733−741.
  138. Heilbrun A., Bailey B. Independence of masculine and feminine traits: Empirical explpration of a prevailing assumption//Sex Roles, 1986, 14, № 3−4, p. 105−122 .
  139. Heilbrun A., Han Yu Ling Sex differences in the adaptive value of androgyny/ZPsychol. Rep., 1986, 59, № з, p. 1023−1026//P.A., 1987, 74, № 1−2 .
  140. Heilbrun A., Mulqueen C. The second androgyny: A proposed revision in adaptive priorities for college women//Sex Roles, 1987, 17, № 3−4, p, 187−207//P.A., 1988, 75, № 11.
  141. Heiser P., Gannon L. The relationship of sex-role stereotypy to anger expression and the report of psychosomatic symptoms//Sex Roles, 1984, 10, № 7−8, p. 601−611.
  142. Hoffinan L.W. Changes in family roles, socialization, and sex differences//Childhood Socialization, ed.G.Handel, N.Y., 1988, — p. 299−324.
  143. Karnes F. A., D ilio V. R. Sex-role stereotyping of leadership portions by student leaders// Percept. And Mat. Skills 1990, 70, № 1, p. 335−338.
  144. Koenig F. Sex attribution to hypothetical persons described by an adjective trait list: A replication// Perceptual and Motor Skills, 1995, 81, № 3, p. 723−730// P.A., 1996, 83, № 11.
  145. Komarovsky M., Mayer E. Consistency of female gender attitudes: A research note//Social Forces, 1984, 62, № 4 //P. A., 1985, 72, № 4 .
  146. Kulik L. The impact of ethnic origin and gender on perception of gender roles: The Israeli experience. Special Issue: Gender in the workplace//! of Social Behav. and Personal., 1995, 10, № 6, p. 199−214.
  147. Lobel Т., Winch G. Different defense mechanisms among men with different sex role orientations//Sex Roles, 1986, 15, № 3−4," p.215−220 .
  148. Lombardo J.P., Kemper T. R Sex role and parental behaviors.//! Genet. Pshychology, 1992, 153, № l.-p. 103−113.
  149. Martin Carol Lynn Attitudes and expectations about children with nontraditional and traditional gender roles // Sex Roles, 1990, 22, № 3−4, p. 151−165 .
  150. Maslovaty N., Dor-Shav Z. Gender and the structure and salience of values: an example from Israeli youth// Sex Roles, 1990, № 5−6, p. 261−281 .
  151. Mechan A.M., Janik L.M. Dlusory correlation and the maintenance of sex role stereotypes in children// Sex Roles, 1990, № 1−2, p. 83−85 .
  152. Murstein В., Williams P.D. Sex roles and marriage adjustment//Sex Roles, 1983, 9, № 4, p. 441−451.
  153. Nettles E., Loevinger J. Sex role expectations and ego level in relation to problem marriages//! Of Personality and Social Psychology, 1983, 45, № 3, p. 676−687 .
  154. Osborne L.N., Finchman F.D. Marital conflict, parent-child relationships and child ajustment: Does gender matter?//Merrill-Palmer Quarterly, 1996, 42, № 1, p. 48−75//P.A., 1996, 83, № 6
  155. Phillips B.S. Nicknames and sex role stereotypes//Sex Roles, 1990, 22, № 5−6, p. 281−289 .
  156. Putallaz M., Hellstern L., Sheppard B.H., Grimes Ch. L. et al. Conflict, social competence and gender: Maternal and peer contexts.// Early Education and Devel., 1995, 6, № 4, p. 443−447//P.A., 1997, 84, № 1 .
  157. Rajeckl D.W., De Graaf-Kaser R., Rasmussen J.L. New impressions and more discrimination: Effects of individuation on gender -label stereotypes //Sex Roles, 1992, 27, № 3−4, p. 171−185 .
  158. Ralin R., Lloyd C. Sex role identity, sex-role ideology and marital adjustment//!, of Women’s Studies, 1985, 8, № 1, p. 32−39.
  159. Rendely J., Holmstrom R., Karp S. The relationship of sex role identity, life style and mental health in suburban American homemakers: Sex role, employment and adjustment//Sex Roles, 1984, 11, № 9−10 .
  160. Rhue J., Lynn S., Garske J. The effects of competent behavior on interpersonal attraction and task leadership//Sex Roles, 1984, 10, № 11−12.
  161. Roy J., Lovejoy F. The great androgyny myth. Sex roles and mental health in the community at large./Л. of Social Psychol., 1984, 124, № 2 p. 237−246// P. A., 1986, 73, № 1 .
  162. Sahoo F., Rout J., Rout A. Androgyny and psychological rigidity/ZPsychological Studies, 1985, 30, № 2, p. 111−115//P.A., 1986, 73, № 10 .
  163. ScherD. Sex-role contradictions: Self-Perceptions and ideal perceptions//Sex Roles, 1984, 10, № 7−8 .
  164. Schneider J., Schneider-Duker M. Sex roles and nonverbal sensitivity//! of Social Psychology, 1984, 22, № 2 p. 281−282 .
  165. Shell W., Sharyn S., Hawkins R. The masculine role as a moderator of stress-distress relationships//Sex Roles, 1986, 15, № 7−8, p. 359−366.
  166. Shifren K, Bauserman R. Gender role orientation and physical health: A study among young adults//Sex Roles, 1993, 29, № 5−6, p. 421−432.
  167. Silvern L.E., Ryan V. A reexamination of masculine and feminine sex-role ideals and conflicts among ideals for the men, woman and person//Sex Roles, 1983, 9, № 12 .
  168. Skitka L.J., Marlach C. Gender roles and categorization1 of gender-relevant behavior//Sex Roles, 1990,22, № 3−4, p. 133−150.
  169. Skoe E.E. Sex role orientation and its relationship to the development of identity and moral thought// Scandinavian J. of Psychol., 1995, 36, № 3, p. 235−245//P.A., 1996, 83, № 11 .
  170. Smith P., Midlarsky E. Empirically derived conceptions of femaleness and maleness: A current view//Sex Roles, 1985, 12, № 3−4, p.313−328 .
  171. Street S., Kimmel E., Kromrey J.D. Revisiting university student gender perceptions/ /Sex Roles, 1995, 33, № 3−4, p. 183−201.
  172. Susser S.A., Keating C.F. Adult sex role orientation and perceptions of aggressive interactions between girls and boys// Sex Roles, 1990,23, № 3−4, p. 147−155 .
  173. Tesch S. Sex-role orientation and intimacy status in men and women//Sex Roles, 1984, 11, № 5−6, p. 451−465//P.A., 1985, 72, № 8 .
  174. Tinsley E., Sullivan-Guest S., McGuire J. Feminine sex role and depression in middle-aged women//Sex Roles, 1984, 11, № 1−2, p. 25−32//P.A., 1985, 72, № 7 .
  175. Tucker C., James L., Turner S. Sex roles, parenthood and marital adjustment: A comparison of Blacks and Whites//! of Social and Clinical Psychol., 1985, 3, № 1.
  176. Werrbach G.B., Grotevant H.D., Cooper C.R. Gender differences in adolescents identity development in the domain of sex role concepts// Sex Roles, 1990, 23, № 7−8, p.349−362 .
  177. Whitley B. Sex-role orientation and psychological well-being: Two meta-analyses//Sex Roles, 1985, 12, № 1−2//P.A., 1986, 73, № 1 .
  178. Whitling В., Edwards C.P. A cross-cultural analysis of sex differences in the behavior of children aged 3 through 1 l//Childhood Socialization, ed.G.Handel, N.Y., 1988.-p. 281−298.
  179. Wilson J. Perceived influence of male role identity on female partner’s life choices//! of Counseling and Develop., 1986, 65, 2 //P. A., 1987, 74, № 5 .
  180. Wood J. Different voices in relationship crises: An extension of Galligan s theory//American Behavioral Scientist, 1986, 29, № 3, p. 273−301//P.A., 1987, 74, № 1−2.
  181. Ниже Вам будет предложен ряд утверждений. Оцените, в какой мере каждое из этих высказываний соответствует Вашему мнению, и отметьте ответ в соответствующей колонке: да- 4, скорее да, чем нет 3- скорее нет, чем да — 2-нет -14 3 2 1
Заполнить форму текущей работой