Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономического развития России, особенно в области образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, т. е… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к развитию лидерских качеств личности
    • 1. 1. Лидерство как социальное явление
    • 1. 2. Основные теоретические подходы к возникновению лидерства
    • 1. 3. Функции и стили лидерства в группе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Основные черты лидера в педагогической профессии 53 2.1.Основные психологические требования, предъявляемые к личности учителя
    • 2. 2. Критерии лидерства в педагогической профессии
    • 2. 3. Обоснование необходимости развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза
  • Выводы по второй главе 122 Управление процессом развития лидерских качеств студентов педагогического вуза
    • 3. 1. Обоснование программы развития лидерских качеств студентов педагогического вуза «Школа лидеров»
    • 3. 2. Методы исследования
    • 3. 3. Экспериментальная апробация программы «Школа лидеров» и оценка ее эффективности

Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономического развития России, особенно в области образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, т. е. потенциальных лидеров в образовании. В отечественной психологии рассматриваются проблемы диагностики и формирования одаренной молодежи в основном применительно к художественному и умственному типам одаренности. Разработка программы развития лидерских качеств будущих педагогов является актуальным и перспективным направлением, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Остались в прошлом комсомольские и Высшие партийные школы, Академии хозяйственного актива, где молодые люди обучались науке управления. Прямое перенесение опыта подготовки профессиональных менеджеров, или организаторов, из сферы бизнеса в сферу образования, также невозможно по ряду причин: 1) необходимо учитывать специфику образовательной деятельности и 2) в процессе формирования молодежных лидеров тесно переплетаются два процесса — интенсивное личностное развитие и формирование лидерских способностей.

Системе образования новой России нужны новые психолого-педагогические модели, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества.

Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что в настоящее время существенно возросли требования к качеству подготовки специалистов в системе высшего образования. Обеспечение этих требований возможно, во-первых, при условии совершенствования технологий обучения, во-вторых — при условии психолого-педагогического сопровождения процесса социализации молодой личности. Существующее противоречие между необходимостью создания в системе высшего педагогического образования психолого-педагогических условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса также подтверждает актуальность данного исследования.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:

Необходимостью создания системы психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза, осуществляемой в процессе обучения;

Необходимостью разработки программы деятельности психологов и педагогов вуза по развитию лидерских качеств студентов;

Необходимостью разработки научно обоснованных рекомендаций по осуществлению процесса развития лидерских качеств у студентов педагогических вузов.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы молодежного лидерства получили свое развитие в основном в рамках двух научных отечественных школ: 1) школы профессора Б. Д. Парыгина и его учеников (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена) и 2) школы профессора J1. И. Уманского и профессора А. С. Чернышева (Курский госуниверситет).

1. Проблемы соотнесения понятий лидерства и руководства в отечественной психологии освещаются в трудах Б. Д. Парыгина и В. М. Арефьева.

Результаты исследования стилей руководства педагогов обосновали в своих трудах Н. Ф. Маслова, Н. С. Жеребова.

Т.Н. Мальковская исследовала проблему лидерства в среде старших школьников.

Научно-методические подходы к проблемам влияния лидерства на групповую динамику разработали И. П. Волков, А. И. Захаров, О. П. Ерицян, Ю. Т. Тимофеев.

Некоторые социально-психологические факторы работы руководителя рассмотрены Н. В. Голубевой. 2. Курская школа: В КГУ в 1961 году создан под руководством профессора Л. И. Уманского и действует по настоящее время психологический центр «Комсорг». В настоящее время занимается в русле исследований лидерства проблематикой молодежного лидерства, в том числе их подготовкой социально-психологическая лаборатория Курского госуниверситета под руководством проф. А. С. Чернышева. Коллективом лаборатории разработаны технологии социального обучения лидеров, аппаратурные психологические методики («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» и др.) как средства диагностики лидерства, социально-психологические тренажеры. Творческим коллективом ученых КурГУ была сформулирована и подтверждена гипотеза о том, что периодическое включение индивидов и групп как субъектов развивающей среды ведет к развитию личности как лидера. В настоящее время проф. А. С. Чернышев занимается исследованием возможности применения формирующего эксперимента в подготовке молодежных лидеров.

Объектом исследования является процесс развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.

Предмет исследования — психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом вузе.

Цель исследования — выявить и конкретизировать на практике психолого-педагогические основы развития лидерских качеств студентов в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие лидерских качеств у студентов педагогического вуза будет эффективным, если:

— процесс организации психолого-педагогического сопровождения развитию лидерских качеств будет выступать как часть целостного педагогического процесса вуза;

— эффективность процесса развития лидерских качеств определяется особыми условиями, созданными в ходе психолого-педагогического сопровождения- - реализуется поэтапная работа по программе психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качествВ соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

Провести психолого-педагогический анализ проблемы подготовки лидеров в системе образования.

Раскрыть сущность лидерской подготовки с учетом специфики педагогической профессии.

Осуществить отбор, систематизацию и оценку качества диагностирующих и развивающих методик для обеспечения процесса развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.

Разработать и экспериментально апробировать программу развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены и систематизированы теоретико-методологические предпосылки психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств педагога;

— определены условия, позволяющие эффективно использовать комплекс средств психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств студентов педагогического вуза;

— обоснована программа развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза «Школа лидеров».

Практическая значимость исследования:

1. Апробирована система организационно-методического обеспечения процесса развития лидерских качеств студентов в период обучения в педагогическом вузе.

2. Реализована программа поэтапного комплексного развития лидерских качеств студентов «Школа лидеров», способствующая формированию у студентов вуза системы педагогических ценностей, развитию лидерского потенциала, профессиональному становлению. 3. Разработаны методические рекомендации по обеспечению эффективности психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.

Теоретико-методологической базой исследования являются положения и принципы отечественной и зарубежной психологии: теории лидерства, системный и личностно-деятельностный подходы, принципы детерминизма и развития, концепция личностно-ориентированного образования. Теоретическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и базируется на разработанной в психолого-педагогической науке теории личности как субъекта творческой деятельности, индивидуальности и ее развития в деятельности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.

A. Сластенин, С. JI. Рубинштейн и др.) — учебной и профессиональной деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев и др.) — общих положениях о принципах и сущности организации учебного процесса в вузе (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. Я. Зорина,.

B. И. Загвязинский и др.) — концепции профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников и др.) — теории возрастного развития личности (Л. И. Божович, В. С. Мухина, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). Исследование базировалось также на научных трудах по проблеме руководства и лидерства (Н. И. Бирюков, В. В. Бовичев, Е. В. Кудряшовапо проблеме личностной стороне лидерства (Э. Б. Воронова, А. Г. Ковалев, Э. Богардус и др.) — по проблеме особенности лидерства в группе и организации (В. И. Власов, Н. В. Голубева, Н. С. Жеребова, А. Н. Жмыриков, Б. И. Кретов, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Дж. Берне, М. Макколл, Л. Понди, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер и др.) — по проблеме руководства и лидерства в образовании (В. Ф. Ануфриева, У. Беннис, М. Ломбардо, Н. Ф. Маслова, Д. Сиск и X. Россели и др.).

Экспериментальная база исследования — Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт.

В процессе эмпирического исследования на разных этапах участвовали студенты СГПИ 1- 4 курсов, преподаватели вуза, учащиеся средних школ г.

Славянска-на-Кубани, старшеклассники и студенты различных школ вузов Краснодарского края — члены школьных и студенческих самоуправлений, специалисты Славянского-на-Кубани и краевого комитетов по делам молодежи. На различных этапах работы в исследовании принимали участие свыше 1500 человек.

Методы исследования:

При проведении исследования использовался широкий спектр методов и методик: теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства как социального явления, молодежного лидерства, лидерства в образовании, формирования профессионально значимых качеств педагога, развития личности.

Анкетирование и тестирование по методикам:

— модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

— тест-опросник Р. С. Немова «Организаторские способности лидера»;

— тест А. В. Батаршева «Ваша коммуникабельность»;

— ориентационная анкета Б. Басса «Определение направленности личности»;

— опросник В. К. Гербачевского «Уровень притязаний личности».

Методы наблюдения, опроса, констатирующий и формирующий эксперименты, метод анализа продуктов деятельности, статистическая обработка результатов исследовательской работы — метод измерения латентных переменных на основе модели Раша, оценка качества опросников, коррекционно-формирующие и комплексные методы при проведении исследования.

Диссертационное исследование предусматривает следующие этапы работы:

1. Первый этап — подготовительный (1999 — 2000 гг.). Он включает теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, выявление сущности понятий «лидерство», «лидерство в образовании», «саморазвитие педагога» и других. На данном этапе в процессе практической работы осуществляется накопление эмпирического материала, строятся гипотезы относительно факторов, влияющих на процессы формирования молодежных лидеров. Проводятся индивидуальные и групповые занятия, тренинги, дискуссии со студентами.

2. Второй этап (2001 г) — разработка программы, направленной на развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза. На этом этапе решаются следующие задачи: 1) Определение качеств, характеризующих лидерский потенциал личности с учетом специфики педагогической профессии- 2) выбор числа методик для исследования и проверка их качества- 3) разработка рекомендаций для выбора методик, развивающих лидерские качества будущих педагогов- 4) проведение констатирующего эксперимента с целью выявления выраженности лидерских качеств студентов СГПИ.

3. Третий этап (2002 — 2006 гг.) — экспериментально-исследовательский. Апробацияпрограммы «Школа лидеров». На этом этапе проводится формирующий эксперимент, направленный на развитие лидерских качеств студенческой молодежи и оценка эффективности разработанной методики. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) Организация системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на поэтапное развитие лидерских качеств студентов- 2) Проведение экспериментальной апробации разработанных рекомендаций- 3) Измерение уровня сформированное&tradeлидерских качеств после завершения программы- 4) Оценка эффективности разработанной программы.

Научная новизна:

1. Выявлены и систематизированы теоретические предпосылки психологического сопровождения развития лидерских качеств студенческой молодежи.

2. Разработан авторский учебный курс «Педагогические ценностиосновное содержание теорий личности», обеспечивающий приобщение студентов к профессиональным ценностям и их осмысление.

3. С позиций личностного подхода определена специфика развития лидерских качеств студентов в условиях обучения в педагогическом вузе.

4. Разработана программа развития лидерских качеств студентов вуза как часть целостного педагогического процесса.

5. Определены условия, позволяющие эффективно использовать апробированный комплекс средств психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств студентов педагогического вуза.

6. Экспериментально доказана эффективность разработанной программы развития лидерских качеств студентов вуза.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию научно-психологических исследований, адекватностью и апробированностью используемых методик, соответствующих целям, гипотезе и задачам данного исследования, соблюдением норм и правил психологического исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа и опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты диссертационного исследования заслушивались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии Славянского-на-Кубани государственного педагогического института (2002;2006гг), обсуждались на педагогических конференциях и научных семинарах («Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий» — Славянск-на-Кубани, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006; «Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста» — Москва, 2002; «Психолого-педагогические исследования в области образования» — Челябинск, 2003; «Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров» -Славянск-на-Кубани, 2003; «Развитие внутривузовских систем обеспечения качества образования» — Армавир, 2004; III национальная научно-практическая конференция «Психология образования: культурно-исторические и социальноправовые аспекты» — Москва, 2006 и др.). Внедрение результатов исследования проходило в процессе проведения специальных семинаров-практикумов для субъектов образовательного процесса, а также при разработке нового учебного курса «Психология молодежного лидерства» для слушателей курсов повышения квалификации, организованных на базе СГПИ — завучей по воспитательной работе средних школ Славянского и Красноармейского районов Краснодарского края.

Результаты исследования используются на курсах по подготовке вожатых для летних оздоровительных учреждений Краснодарского края.

Разработанные методические рекомендации используются при подготовке студентов-волонтеров по первичной профилактике наркомании в рамках гранта РГНФ № 05−06−3 863 Оа/ю «Педагогическая система антинаркотической профилактики в образовательных учреждениях» (2005;2007 гг.).

Апробированные технологии развития лидерских качеств используются Славянским комитетом по делам молодежи при проведении школ молодежного актива.

В 2005, 2006 годах на основе разработанной программы развития лидерских качеств студентов вуза представлены на конкурс вариативных программ и поддержан Комитетом по делам молодежи Администрации Краснодарского края проекты «Лидер Кубани XXI века», «Школа актива».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс организации психолого-педагогического сопровождения развитию лидерских качеств студентов должен выступать как часть целостного педагогического процесса вуза и включать в себя особые условия, обеспечивающие его эффективность;

2. Работа по программе психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств студентов должна носить поэтапный характер и быть неразрывно связана с процессом приобщения студентов к профессиональным ценностям.

3. Программа развития лидерских качеств студентов педагогического вуза «Школа лидеров», предусматривающая поэтапную работу по развитию у них комплекса личностных качеств через приобщение студентов к системе педагогических ценностей, развитие коммуникативных и организаторских способностей и содействие вхождению в профессиональную деятельность.

Структура и объем работы.

Диссертация изложена на 200 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 2 приложений. Текст рукописи иллюстрирован 30 таблицами, 4 рисунками, 6 схемами и 3 диаграммами.

Результаты исследования рекомендуется использовать при разработке учебно-воспитательных программ, программ летнего отдыха и занятости студентов, программ педагогической практики и организации психолого-педагогического сопровождения в развитии лидерских качеств студентов-будущих педагогов.

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы при проведении курсов по подготовке вожатых, педагогов дополнительного образования, курсах повышения квалификации педагогических кадров по психологической подготовке к педагогической деятельности.

Основное содержание работы нашло свое отражение в следующих публикациях:

1. Давлетова А. И. Психологическое здоровье студентов — необходимое условие учебного процесса. // Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Третья всероссийская научно-практическая конференция. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2001 г (0,3 п.л.).

2. Давлетова А. И. Проблемы психического здоровья в процессе формирования личности. // Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2002.0 (0,1 п.л.).

3. Давлетова А. И. Психологическое здоровье студентов — необходимое условие их личностной и профессиональной самореализации. // Наука Кубани. Краснодар, 2003 (0,3 п.л.).

4. Давлетова А. И. Психодиагностика лидерских способностей в студенческой среде/Психолого-педагогические исследования в области образования. 1-я Всероссийская научно-практическая конференция. Ч. З, Москва-Челябинск, 2003 г. (0,2 п.л.).

5. Давлетова А. И. Особенности формирования лидерских качеств в юношеском возрасте/Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2003. (0,2 п.л.).

6. Давлетова А. И., Хуторянская И. В. Особенности группового лидерства в подростковом возрасте./Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2004. (ОД п.л.).

7. Давлетова А. И., Татаренкова Е. В. Тендерные аспекты ценностных ориентиров в подростковом возрасте./Этнопедагогика: проблема обучения и воспитания (научно-методическое пособие). Санкт-Петербург, изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, 2004. (0,1 п.л.).

8. Давлетова А. И. Особенности молодежного лидерства в студенческих группах./Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях. Материалы 1-й всероссийской научно-практической конференции. 4.1, Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2004. (0,3 п.л.).

9. Давлетова А. И. Эффективные черты лидерства в студенческих группах. /Развитие внутривузовских систем обеспечения качества образования. Сборник материалов межрегиональной конференции. Армавир, 2004, изд/центр АГПУ. (0,2 п.л.).

10. Давлетова А. И., Гайдукова С. С. Психолого-педагогические аспекты лидерства. Учебно-методическое пособие. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2005. (5,6 п.л.).

11. Давлетова А. И. Лидерство как социальное явление/Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2006. (0,4 п.л.).

12. Давлетова А. И., Чернодуб В. Ф. Лидерство и саморазвитие в педагогической профессии/Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2006. (0,3 п.л.).

13. Давлетова А. И. Психология делового общения. Учебно-методическое пособие/Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ 2006 (5 п.л.).

14. Давлетова А. И. Практико-ориентированные средства развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза/Сборник материалов III национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». Москва, 2006 (0,5 п.л.).

15. Давлетова А. И. Педагогические ценности как фактор развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.//Образование и наука: Известия УрО РАО. Приложение № 2(6). Екатеринбург, 2007 (0,8 п.л.).

16. Маслак А. А., Анисимова Т. С., Осипов С. А., Давлетова А. И. Оценка качества опросника для измерения латентной переменной «толерантность». /Материалы шестой всероссийской научно-практической конференции «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий». Славянск-на-Кубани, изд. центр СГПИ, 2004. (0,6 п.л.).

17. Анисимова Т. С., Маслак А. А., Давлетова А. И., Гайдукова С. С., Ромахова С. П., Поздняков С. А. Измерение латентных переменных «уровень тревожности», «уровень коммуникативности», «уровень лидерских качеств», уровень одиночества" в рамках программы «Школа лидеров». // Материалы научно-практической конференции «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании». Славянск-на-Кубани, издательский центр СГПИ, 2006(0,7п.л.).

Заключение

.

Теоретический анализ и проведенное эмпирическое исследование по проблеме развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза показали важность и актуальность данного исследования в современной психологической науке. В современных условиях многоаспектная проблематика развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза приобретает особую значимость, учитывая изменения в жизни всего нашего общества, и особенно, в сфере образования. Педагогическое руководство этой деятельностью должно быть максимально психологизировано, так как область решения этих проблем находится во внутреннем мире студента, в его представлениях о себе, о своих возможностях, о педагогической профессии.

В целях эффективного развития лидерских качеств, способствующего развитию способностей и возможностей будущего педагога, необходимо строить учебно-воспитательную работу в высшем учебном заведении неотрывно от целостного педагогического процесса на всем протяжении обучения студента в вузе.

Общей целью такой работы должно стать развитие лидерских качеств личности студентов педагогического вуза через формирование системы педагогических ценностей и стимулирование способности к саморазвитию как основных факторов, способствующих воспитанию лидеров в образовании и осознанию себя как субъекта профессиональной педагогической деятельности.

В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования и реализации программы «Школа лидеров» нам удалось зафиксировать положительную динамику в развитии профессионально значимых качеств в личностном развитии студентов, изменения в положительной направленности ценностных ориентаций, уровнях коммуникабельности, организаторских способностей, направленности на дело и реалистического уровня притязаний.

Программа «Школа лидеров», в которой определены, обоснованы и реализованы этапы развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза, является важным условием оптимизации этого процесса и позволяет расширить возможности для личностного развития студентов, их успешной профессиональной подготовки и гражданского становления.

Эмпирические исследования показали, что психолого-педагогическое сопровождение процесса развития лидерских качеств, активная жизненная позиция в учебно-познавательной и профессиональной деятельности дает возможность эффективного интегрирования в социуме.

Таким образом, в нашем исследовании удалось выявить психолого-педагогические особенности развития лидерских качеств в педагогических высших учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991 —299 с.
  2. B.C. Педагогическое измерение латентных качеств: Сб. науч. тр. /Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий /Славянск-на-Кубани.: Изд. Центр СГПИ, 2003, с. 12−17.
  3. B.C. Применение тестовых форм в RASCH MEASUREMENT: Сб. науч. тр. /Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий /Славянск-на-Кубани.: Изд. Центр СГПИ, с. 22−34.
  4. Т. Авторитарная личность. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.2. Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999 — с. 239.
  5. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. 1988. № 5,с. 73−77.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-344 с.
  7. . Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. Вып. 2. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. — с. 235−249.
  8. . Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/В кн.: О проблемах современного человекознания. М.: Мысль, 1977. с. 187−274.
  9. М. 10. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. Дис. канд. филос. наук. Архангельск, 1999. — с. 7-10.
  10. М. 10., Овсянкина П. Е. Курс «Лидерство в школе»: Сб. науч. тр. Архангельск, 1996. — с. 16−30.
  11. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
  12. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1998.-253 с.
  13. Т. С. Измерение латентных переменных в образовании: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 148 с.
  14. Т. С. Разработка, исследование и применение системы измерения латентных переменных: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/ Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2004. с. 8−20.
  15. В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей //Социология высшей школы. Горький, 1982. — с. 25−37.
  16. Н. С. Ценности и воспитание//Педагогика, М, 1999. — № 4. -с.117−120.
  17. JI. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1971. — 64 с.
  18. В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. -221 с.
  19. В. Г. Структура мотивации поведения. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Мысль, 1968. — 72 с.
  20. А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 2001.- с. 175.
  21. . А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Высшая школа, 1983. -224 с.
  22. Ф. Б., Мирошников М. П., Михайлов А. Н., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, макросоциальных факторов и заболеваемости: Сб. науч. тр./Студент и вузовский коллектив. -Каунас, 1973.- с. 112−120.
  23. . Политическое лидерство. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.1 Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999. — с. 395.
  24. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  25. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  26. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1978. — № 4. — с.23−25.
  27. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. — № 4. — с.11−17.
  28. Н. В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориен-тированного образования//Педагогика. 1996. — № 5. — с.72−80.
  29. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного образования//Педагогика. 1995. — № 4. — с. 27−31.
  30. В. Л. Реформирование образования в России// Педагогика. 1997. — № 5. — с. 17−41.
  31. А. В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: справочное руководство/ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. -119 с.
  32. Э. Н., Пашкова Л. М. Создание здоровьесберегающей среды в вузе как актуальная проблема подготовки профессионала: Сб. науч. трУОценка эффективности образовательных инноваций и технологий/Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2003. с. 190−194.
  33. А. Реформы образования: краткий курс истории новейшего времени//Народное образование. 2005. — № 2. — с. 28−36.
  34. JI. С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1932.-432 с.
  35. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  36. Н.Ф. Студент путь к личности. — М.: Молодая гвардия, 1982.-142 с.
  37. Э. А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — 54 с.
  38. В. Е. Проблемы гуманизации современного воспитания обучающихся: Сб. науч. тр./Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условияхУ Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2003 с. 50−53.
  39. JI. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект//Со-циологические исследования. М., 1999.- с. 130−133.
  40. А. И. Психологическое здоровье студентов необходимое условие учебного процесса: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2001.-25−29.
  41. А. И. Проблемы психического здоровья в процессе формирования личности: Сб. науч. тр./Гуманизация образовательного процесса/ М.: Высшее образование, 2002. — с. 123−125.
  42. А. И. Психологическое здоровье студентов необходимое условие их личностной и профессиональной самореализации//Наука Кубани. -Краснодар, 2003. — спец. выпуск. — с.45−49.
  43. А. И. Психодиагностика лидерских способностей в студенческой среде: Сб. науч. тр./Психолого-педагогические исследования в области образования. Москва-Челябинск, 2003 г. — с.156−160.
  44. А. И. Особенности формирования лидерских качеств в юношеском возрасте: Сб. науч. тр./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. с. 82−89.
  45. А. И., Хуторянская И. В. Особенности группового лидерства в подростковом возрасте: Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Славянск-на-Кубани.: изд. центр СГПИ, 2004. — с.48−51.
  46. А. И., Татаренкова Е. В. Тендерные аспекты ценностных ориентиров в подростковом возрасте: Сб. науч. тр./С-Пб.: изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, 2004. с. 92−98.
  47. А. И. Эффективные черты лидерства в студенческих группах: Сб. науч. тр./Армавир: издательский центр АГПУ, 2004. с.36−43.
  48. А. И., Гайдукова С. С. Психолого-педагогические аспекты лидерства. Учебно-методическое пособие. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. — 90 с.
  49. А. И. Лидерство как социальное явление: Сб. науч. тр./ Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2006. с. 65−76.
  50. А. И., Чернодуб В. Ф. Лидерство и саморазвитие в педагогической профессии: Сб. науч. тр./Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2006.-с. 45−48.
  51. В. В. О понятии личности в современной психологии// Психологический журнал. М, 1999. — № 4. — с. 22−32.
  52. О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования. Авгореф.дис. канд. пед. наук. Рязань, 2002.- 22 с.
  53. В. Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999.-368 с.
  54. М. И, Кацдыбович Л А, Божович Е. Д Психологическая служба в структуре педагогического процесса// Вопросы психологии. 1986.- № 2.-с. 35.
  55. А. Н. Принципы регионализации в системе подготовки кадров высшей квалификации: Сб. науч. трЖультура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадроа Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. с. 19−21.
  56. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
  57. Ю. Н. Лидерство и групповая динамика. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах, 1999. с. 107−132.
  58. А. Кому он нужен, этот лидер?//Народное образование. 2004 -№ 2- с. 149−153.
  59. А. Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1990. — 24 с.
  60. А. К. Гуманистические ценности и ориентации в педагогике. Личностно ориентированная педагогика в начальной школе/ред. С. В. Кульневича и А. С. Петелина. Воронеж: Изд-во ВПТУ, 1997. с. 20.
  61. Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Л.: изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1973. — с.54−64.
  62. Н. К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Воронеж, 1973.- с.85−98.
  63. Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М: Финсташнформ, 2002.-360 с.
  64. Закон РФ «Об образовании"//Высшее образование в России, 1992, № 3.
  65. В. И. Структура вертикального общения в коллективе. Хрестоматия по политической психологии. Самара, изд. дом Бахрах, 1999. — с. 141−155.
  66. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -224 с.
  67. Р. А, Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. Учебное пособие. С-Пб.: Изд-во С-Пб-го ун-та, 2001.-280с.
  68. Р. А, Лисовский, А В. Становление личности молодого человека. Я: 1997. с. 13.16.
  69. О. В. Развитие и самореализация личности через ролевые игры: с. Науч. трУ Психолого-педагогические исследования в системе образования. Москва-Челябинск, 2003.- с. 34−37.
  70. Е. М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М: щц-во Московского Ун-та, 1987.-208 с.
  71. Иньков М Е. Технология измерения профессиональной педагогической компетентности учителя: сб. науч. трУОценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. — с.52−55.
  72. М. С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997.205 с.
  73. М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Мысль, 1988.-68 с.
  74. А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  75. Я. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов//Мир психологии. 1999. -№ 2.- с. 216−219.
  76. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе: Сб. науч. тр./ Формирование личности специалиста в ВУЗе. Грозный, 1980. — С. 5−13.
  77. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса// Воспитание школьников, 1993, № 4, с.2−8.
  78. Дж. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах. с. 155−167.
  79. И. А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД на примере республики Беларусь. Дис. канд. психол. наук. М., 2000. -152с.
  80. Н. JT. Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности учителя. Автореф. дис. канд. пед. Наук. Курск, 2002.- с. 22.
  81. Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  82. Е. А. Пути в профессионализм. Учебное пособие. М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 320 с.
  83. А. Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным воздействиям//Советская педагогика. 1980. — № 5. — с. 29−41.
  84. Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Дис. докт. психол. наук. М, 1997. 464 с.
  85. Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. М.: МИЛ «Гуманитарные технологии», 1991. — 58 с.
  86. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 175 с.
  87. . Н. Формирование общественно-политической активности и общественно ценной жизненной позиции студентов педагогического института. Владимир, 1984. — 46 с.
  88. Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х г. к 2000-му)/ред. В. Н. Шубкина. М.: УРСС, 1999. — 344 с.
  89. А. А. Развитие ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя. Дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2005.-222 с.
  90. Е. А. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент». Автореф. Дис. канд. псих, наук. Тамбов, 2003. 23 с.
  91. В. А. Становление ценностных ориентации личности в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛИРИ, 2000.- с.103−110.
  92. В. А. Ценностно-мировоззренческое содержание знания и его роль в научно-познавательной деятельности. Сб. науч. тр./Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛИРИ, 2001. — с.9−16.
  93. В. А. Ценностные ориентации личности в системе образования/Сб. докладов и тезисов 9 научно-технической конференции по криптографии «Проблемы построения развития и защиты телекоммуникациионных систем». Орёл: Академия ФАПСИ, 2001. — с. 46−49.
  94. В. Д., Моисеев В. И., Супрун И. Т., Торшин В. Т. Престиж вуза качество подготовки специалистов: С. Науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. — Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003.-с. 152−156.
  95. А. И. Макиавелли: технология эффективного лидерства. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах, 1999. — с. 177−195.
  96. В. По ухабам времени: интеллигенция и образование//Народное образование. 2004. — № 2- с. 36.
  97. Краткий психологический словарь/ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. РнД.: Феникс, 2002,512 с.
  98. Т. В. Исследование психологических особенностей профессиональною становления личности//Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. -М.: Мысль, 1985. с. 25−47.
  99. Е. В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социальною управления//Философия и образование пространство диалога. -Архангельск, 2000/ - с. 23.
  100. Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей. -М.:Ось-89,1997.-208 с.
  101. Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -С-Пб.: НИИРТМ, 1993. 89 с.
  102. Ю. Н. Образование и личность. Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. С-Пб.: Изд-во Крием, 1996. — с. 3−6.
  103. Г. Вожаки толпы. Хрестоматия по политической психологии. -Самара, изд. дом Бахрах, 1999. с. 195−213.
  104. А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — с.З.
  105. А. Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1981.101с.
  106. И. Н. Лидерство как фактор гуманизации отношений в молодежных группах /Тезисы докладов. Воронеж, 1993/ - с. 178−180.
  107. И. Н. Лидерство в условиях депривации как один из социально-психологических аспектов управленческой деятельности организаторов образования в районах с радиоактивным загрязнением/Тезисы межвузовской конференции. Курск, 1994. — с. 74−76.
  108. И. Н. Лидерство как фактор оптимизации воспитания/Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Курск, 1994. — с. 151−153.
  109. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобовская. С-Пб.: Питер, 1996. 175 с.
  110. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. Психологическая энциклопедия/Сост. Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. С-Пб.-М.: Прайм-Еврознак, 2001.-864 с.
  111. . Ф. О системном подходе в психологии//Вопросы психологии -1975.-№ 2.-с. 31−45.
  112. Г. П. Способы вербального общения в системе руководства и подчинения/ред. Парыгина Б. Д. Л.: 1973.- с. 23−37.
  113. В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. Монография. Оренбург: ОПТУ, 1999. — 236 с.
  114. И. 10. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности/УПсихологический журнал. 1994. — № 4. — с. 94-102.
  115. Т. Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей /ред. Парыгина Б. Д. JL, 1973. — с. 94−120.
  116. Г. И. Синергетическая природа латентных переменных: Сб. науч. тр/Геория и практика измерения латентных переменных в образовании. -Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. с. 99−102.
  117. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф. дис. докт. психол. наук. С-Пб., 1983,32с.
  118. В. Н. Жизненная позиция личности идеологические и социально-психологические аспекты. — М.: Мысль, 1989.- 171 с.
  119. А. К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
  120. Е. Директор школы как менеджер-лидер//Управление школой -2005.- № 2.-с.28.
  121. А. А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 168 с.
  122. А. А. Исследование эффективности системы тестирования на основе модели Раша: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2001. — с. 1015.
  123. А. В. Социально-психологические проблемы процесса становления специалиста-выпускника ПУ. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 1988.-25 с.
  124. Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. Сб. науч. трудов/ред. Парыгина Б. Д., JI., 1973. — с. 45−54.
  125. Н. Ф., Пешков А. К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс. Орел: ВИПС, 1999. — 88с.
  126. Матуленис A. J1. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.-c.25.
  127. Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе//Психологическая наука и образование. 2001. — № 2.-с. 26−31.
  128. Jl. М. Формирование профессиональных представлений у будущих педагогов средствами контекстного обучения: сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2004. — с. 226−229.
  129. Jl. М Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1994.-215 с.
  130. JI. М. Психология профессионального развития учителя. М., Флинта, МПСИ, 1998.- 200 с.
  131. JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности. -МПСИ, Воронеж: изд. НПО МОДЭК, 2002. 400 с.
  132. Jl. М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя// Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 3.
  133. А. В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями/Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ред. А. А. Бодалева, В.Я. Ляудиса/ М, 1980/ - с. 12−14.
  134. В. С., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепции и опыт ИРЛ РАО//Воспитание и развитие личности. М., 1997. — с. 4−12.
  135. В. Н. Психология отношений/ред. А. А. Бодалева. М.: изд. Группа Прогресс, 1995. — 296 с.
  136. Р. С. Практическая психология. М.: Владос, 1999. — с. 85−95.
  137. Н. Б., Свердлова В. П. Ценностные ориентации студентов на творчество в процессе обучения избранной профессии: Сб. науч. тр. -М., 1990. с.23−38.
  138. Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека//Вопросы психологии. 2003. — № 1. — с. 23−29.
  139. В. Л. Социология образования. М.: МГУ, 1992., — 198 с.
  140. Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. С-Пб.: Алетейя, 2000. — 224с.
  141. Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Беларусь, 1992. — 333 с.
  142. Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.146 с.
  143. Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности// Проблема общения в психологии. М, 1981. — с. 24−44.
  144. Общая психодиагностика/ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М., 1997.- 147 с.
  145. Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993, — 256с.
  146. Р. В. Технологии практического психолога образования. -М.: Сфера. 448 с.
  147. А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя/ТВопросы психологии. 1988. — № 1. — с. 16−26.
  148. С. А. Исследование эффективности измерений латентных переменных на основе модели Раша: сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/ Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003.- с. 101−105.
  149. С. А., Биянов В. В. Структура диалоговой системы Rasch для вычисления значений латентной переменной на основе модели Раша: сб. науч.тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. -Славянск-на-Кубани, 2001. с. 23−25.
  150. В. Н. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем/Сб. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ ред. А. А. Бодалева, В Л. Ляудиса. М.: Мысль, 1980. — с. 20−21.
  151. В. Э. Каким должен быть или каким может быть психолог, работающий в системе образования?//Вопросы психологии. 2002. — с. 6, с. 103−112.
  152. В. Э. Психопрофилактика в образовании//Вопросы психологии. -2002. -№ 1.- с. 38−44.
  153. А. В. Социальная психология коллектива. М.: Мысль, 1979,243 с.
  154. А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Мысль, 1982. 255с.
  155. А. В. К построению социально-психологической теории коллектива//Вопросы психологии. -1973. № 12. — с. 33−48.
  156. В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании.// Психологическая наука и образование. -1996. № 5. — с. 100−109.
  157. В. А. Присутствие групп как фактор индивидуальной деятельности: социально-психологические аспекты общественной активности. -Ярославль, 1975.- 101с.
  158. В. А. К психологии активности личности/ТВопросы психологии. -1975.-№ 3.-с. 45−69.
  159. В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-нД.: Феникс, 1993.-с. 25−83.
  160. В.А. Трансфинитное/Новые ценности образования. New educational values. Thesaurus. Т. 1. M, 1995. — с. 123−148.
  161. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — 659 с.
  162. Платон, Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1972.- Т.З.- 678 с.
  163. К. К. Структуры и развитие личности/ред. Глаточкин А. Д. М., АН СССР, Ин-т психологии, 1986. — 254 с.
  164. Ю. П. Профессиональное становление личности. -Автореф. дис. докт психол. наук. М, 1999. — 25с.
  165. Ю. П. Психологический анализ процесса профессионализации/Сб. Психологические закономерности профессионализации. Ярославль, 1991.-е. 98−106.
  166. И. Л. Педагогика- Учебное пособие. М.: Просвещение: В ЛАД ОС, 1996. — 432 с.
  167. И. Л. Педагогика, Кн. 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 1999.-256 с.
  168. Е. А. Ценностные ориентации личности как предмет социально-философского исследовании: Автореф. канд. филос. наук. М., 1994.-26с.
  169. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации//Вестник образования. 1995. — № 7. — с. 9.
  170. Р. А. Социально-психологические проблемы профессионального становления личности. Киев: Общество «Знание» УССР, 1988. — с. 2.
  171. Попов В. J1. Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования, 1999.-№ 6.-с. 96−99.
  172. Проблема ценностей в философии/сб. статей ред: А. Г. Харчева. -М.:Наука, 1966. 261с.
  173. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография /ред. JI. М. Митиной. Кемерово, 1996. — 159с.
  174. Н. И., Кайгородов Б. В. Динамика профессионального самопонимания студентов-педагогов//Мир психологии. 2001. — № 3. — с. 261 262.
  175. О. А. Психические состояния и их проявления в учебном процессе, Казань, 1991,168с.
  176. Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы//Вопросы психологии. 1994. -№ 2.-с. 99.
  177. Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М&bdquo- 2001 -480с.
  178. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М-Воронеж, 1996.-256.
  179. Е. 10. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. М., 2001. 311с.
  180. Психологическое обеспечение профессиональной деятелыюсти/ред. Г. С. Никифорова. С-Пб.: Питер, 1991.- 152 с.
  181. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ред. М. К. Тутушкиной, С-Пб., 1999. 348с.
  182. Психологические проблемы самореализации личности/ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой, С-Пб., 1997. 240с.
  183. Психология профессиональной подготовки/ ред. Г. С. Никифорова. С-Пб, 1993. — с. 6−43.
  184. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе: сб. мат. науч.-практ. Конференции. Новосибирск, 1998 — с. 42−45.
  185. Психология. Словарь/ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
  186. А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88с.
  187. Рабочая книга школьного психолога/ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.-376с.
  188. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования)//Педагогика. 1995. — № 5. — с.87 — 90.
  189. А. В. Ценностная ориентация и благо человека//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. -№ 1.- с. 77−85.
  190. О. А.- Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М: Наука, 1993. — 188с.
  191. А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. -М., 1990.- 80с.
  192. Р., Римский С. Практическая психология в тестах. М., 1999.-376 с.
  193. Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-нД, 1996.-512 с.
  194. В. С. Социально-экономические проблемы педагогического образования и повышения эффективности использования педагогических кадров//Советская педагогика. 1980. — № 2. — с. 97−98.
  195. А. Т., Формирование профессиональной пригодности. М., 1984.-176 с.
  196. С. Л. Основы общей психологии. М., 1986, 701с.
  197. С. JI. Бытие и сознание. М, 1957. — 410 с.
  198. В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М., 1987. — 159 с.
  199. JI. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.? М., 1982.- 143 с.
  200. Руководство и лидерство/сб. науч.тр. ред. Б. Д. Парыгина. JI., 1973.- 142 с.
  201. М. Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональная ориентация молодежи М., 1995. — 223 с.
  202. М. Н., Рубина Я. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. — 92 с.
  203. Руткевич М. JL, Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М., 1970.- 87с.
  204. . А. Молодежь и становление новой России//Социологические исследования. Киев, 1998. — 98с.
  205. Н.С. Формирование ценностных ориентации личности. //Формирование личности в развитом социалистическом обществе. Саранск, 1978.- 154с.
  206. А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. /{ис. канд. псих. наук. Иркутск, 1996. -25 с.
  207. А. П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. М., 1982. с. 42.
  208. Е. Г. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителей/сб. науч. тр. Ставрополь, 1986. — с. 31−34.
  209. В. А. Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. К. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1988. — 512 с.
  210. В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с. 72−80.
  211. В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/сб. Новые ценности образования, культурные модели школ. М., 1997. — с. 181.
  212. Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Автореф. дис. канд. психол. наук, С-Пб., 1992.-с. 10.
  213. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза /сб. науч.тр. МГПИ им. Ленина. М., 1985. — 143 с.
  214. Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному по-ниманию//Свободная мысль. 1994. — № 8. — с. 52−61.
  215. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М: Политиздат, 1992.-542с.
  216. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: учебное пособие /ред. Ромашина С. Я., Давыдова О. И., Шарапановская Е. В. Барнаул, 2002. — 298 с.
  217. В. Методологический анализ ценностных* ориентаций: Автореф. дис. канд. филос. Наук. Томск, 1978. — 20 с.
  218. Т. В. Основы математической статистики для психологов. Ленинград- ЛГУ, 1972. — 115 с.
  219. Э. Д. Психологическая подготовка учащихся в вузах как фактор социально-профессиональной адаптации//Преподаватель. 1998. — № 1.
  220. К. Социальное самочувствие и ценности россиян/Общая газета. -10 июля 1997. с. 9.
  221. И. Н. Коммуникативные упражнения как средство обучения культуре делового общения: сб. науч. тр./Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров. Славянск-на-Кубани, 2003. — с. 93−96.
  222. Д. Н. Психологические исследования. М., 1996. — 123 с.
  223. Л. П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы./Сб. Психологические закономерности профессионализации, Ярославль, 1991.- 146с.
  224. М. Ф. Воспитание специалиста Казань: изд. Казанского университета, 1990. — 56с.
  225. Э. Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов (по материалам социологического исследования)//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 1995 — № 4 — с. 96−102.
  226. JI. П. Возможности вуза в процессе социализации личности/сб. Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. — с. 6063.
  227. Д. И. Психология становления личности. М, 1994.с. 14.
  228. Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. Доклад на общем годичном собрании РАО 6 декабря 2003 г.//Вопросы психологии. 2005. — № 3. — с.26−48.
  229. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
  230. Э. Душа человека. М.: ACT, 1998. — 664 с.
  231. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — 203с.
  232. А. 10. Применение тестовых технологий в диагностической практике: сб. науч. тр./Теория и практика измерения латентных переменных в образовании. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005.-с. 61−71.
  233. К. Наши внутренние конфликты. М.: Эксмо-Пресс, 2000.560 с.
  234. К. Самоанализ. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 448 с.
  235. В. А. Этническая психология: к вопросу о моделировании учебной программы/сб.: Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания. -С-Пб., 2004. с.64−71.
  236. А. Д. Оценка эффективности личностно-адаптированной и развивающей технологии подготовки специалистов СФ
  237. АГПИ/сб. Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. -Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2001. с. 18−22.
  238. А. С. Лунев Ю. А., Лобков 10. Л., Сарычев С. В. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005. — 275 с.
  239. Н.С. Проблемы психологической подготовки студентов педагогического вуза//Мир психологии. 2002 — № 4 — с. 26.
  240. В. Д. Деятельность и способности. М.: Мысль, 1994.320 с.
  241. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  242. Р. М. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой//Мир психологии. 2002. — № 2. — с. 143−148.
  243. Ф. Э. и др. Социология образования: прикладной аспект/Ф. Э. Шереги, В. Г, Харчева и др. М, 1997.-300 с.
  244. Е. Л. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности//Советская педагогика. 1980 — № 9. — с. 18.
  245. А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л., 1968. — 120 с.
  246. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. М.: Ваклер, 1998. — 292 с.
  247. Юнг К. Г. Синхронистичность. М.: Рефл-Бук, 1997. — 312 с.
  248. М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. — 204 с.
  249. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Мысль, 1969. — 123 с.
Заполнить форму текущей работой