Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза
Диссертация
Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономического развития России, особенно в области образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, т. е… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к развитию лидерских качеств личности
- 1. 1. Лидерство как социальное явление
- 1. 2. Основные теоретические подходы к возникновению лидерства
- 1. 3. Функции и стили лидерства в группе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Основные черты лидера в педагогической профессии 53 2.1.Основные психологические требования, предъявляемые к личности учителя
- 2. 2. Критерии лидерства в педагогической профессии
- 2. 3. Обоснование необходимости развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза
- Выводы по второй главе 122 Управление процессом развития лидерских качеств студентов педагогического вуза
- 3. 1. Обоснование программы развития лидерских качеств студентов педагогического вуза «Школа лидеров»
- 3. 2. Методы исследования
- 3. 3. Экспериментальная апробация программы «Школа лидеров» и оценка ее эффективности
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991 —299 с.
- Аванесов B.C. Педагогическое измерение латентных качеств: Сб. науч. тр. /Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий /Славянск-на-Кубани.: Изд. Центр СГПИ, 2003, с. 12−17.
- Аванесов B.C. Применение тестовых форм в RASCH MEASUREMENT: Сб. науч. тр. /Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий /Славянск-на-Кубани.: Изд. Центр СГПИ, с. 22−34.
- Адорно Т. Авторитарная личность. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.2. Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999 — с. 239.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. 1988. № 5,с. 73−77.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-344 с.
- Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. Вып. 2. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. — с. 235−249.
- Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/В кн.: О проблемах современного человекознания. М.: Мысль, 1977. с. 187−274.
- Ананченко М. 10. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. Дис. канд. филос. наук. Архангельск, 1999. — с. 7-10.
- Ананченко М. 10., Овсянкина П. Е. Курс «Лидерство в школе»: Сб. науч. тр. Архангельск, 1996. — с. 16−30.
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1998.-253 с.
- Анисимова Т. С. Измерение латентных переменных в образовании: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 148 с.
- Анисимова Т. С. Разработка, исследование и применение системы измерения латентных переменных: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/ Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2004. с. 8−20.
- Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей //Социология высшей школы. Горький, 1982. — с. 25−37.
- Артюхова Н. С. Ценности и воспитание//Педагогика, М, 1999. — № 4. -с.117−120.
- Архангельский JI. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1971. — 64 с.
- Асеев В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. -221 с.
- Асеев В. Г. Структура мотивации поведения. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Мысль, 1968. — 72 с.
- Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 2001.- с. 175.
- Бенедиктов Б. А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Высшая школа, 1983. -224 с.
- Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Михайлов А. Н., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, макросоциальных факторов и заболеваемости: Сб. науч. тр./Студент и вузовский коллектив. -Каунас, 1973.- с. 112−120.
- Блондель Ж. Политическое лидерство. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.1 Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999. — с. 395.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1978. — № 4. — с.23−25.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. — № 4. — с.11−17.
- Бондаревская Н. В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориен-тированного образования//Педагогика. 1996. — № 5. — с.72−80.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного образования//Педагогика. 1995. — № 4. — с. 27−31.
- Борисенков В. Л. Реформирование образования в России// Педагогика. 1997. — № 5. — с. 17−41.
- Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: справочное руководство/ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. -119 с.
- Вайнер Э. Н., Пашкова Л. М. Создание здоровьесберегающей среды в вузе как актуальная проблема подготовки профессионала: Сб. науч. трУОценка эффективности образовательных инноваций и технологий/Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2003. с. 190−194.
- Вифлеемский А. Реформы образования: краткий курс истории новейшего времени//Народное образование. 2005. — № 2. — с. 28−36.
- Выготский JI. С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1932.-432 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Головатый Н.Ф. Студент путь к личности. — М.: Молодая гвардия, 1982.-142 с.
- Гришин Э. А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — 54 с.
- Турин В. Е. Проблемы гуманизации современного воспитания обучающихся: Сб. науч. тр./Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условияхУ Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2003 с. 50−53.
- Гусейнова JI. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект//Со-циологические исследования. М., 1999.- с. 130−133.
- Давлетова А. И. Психологическое здоровье студентов необходимое условие учебного процесса: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2001.-25−29.
- Давлетова А. И. Проблемы психического здоровья в процессе формирования личности: Сб. науч. тр./Гуманизация образовательного процесса/ М.: Высшее образование, 2002. — с. 123−125.
- Давлетова А. И. Психологическое здоровье студентов необходимое условие их личностной и профессиональной самореализации//Наука Кубани. -Краснодар, 2003. — спец. выпуск. — с.45−49.
- Давлетова А. И. Психодиагностика лидерских способностей в студенческой среде: Сб. науч. тр./Психолого-педагогические исследования в области образования. Москва-Челябинск, 2003 г. — с.156−160.
- Давлетова А. И. Особенности формирования лидерских качеств в юношеском возрасте: Сб. науч. тр./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. с. 82−89.
- Давлетова А. И., Хуторянская И. В. Особенности группового лидерства в подростковом возрасте: Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Славянск-на-Кубани.: изд. центр СГПИ, 2004. — с.48−51.
- Давлетова А. И., Татаренкова Е. В. Тендерные аспекты ценностных ориентиров в подростковом возрасте: Сб. науч. тр./С-Пб.: изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, 2004. с. 92−98.
- Давлетова А. И. Эффективные черты лидерства в студенческих группах: Сб. науч. тр./Армавир: издательский центр АГПУ, 2004. с.36−43.
- Давлетова А. И., Гайдукова С. С. Психолого-педагогические аспекты лидерства. Учебно-методическое пособие. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. — 90 с.
- Давлетова А. И. Лидерство как социальное явление: Сб. науч. тр./ Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2006. с. 65−76.
- Давлетова А. И., Чернодуб В. Ф. Лидерство и саморазвитие в педагогической профессии: Сб. науч. тр./Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2006.-с. 45−48.
- Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии// Психологический журнал. М, 1999. — № 4. — с. 22−32.
- Дмитричева О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования. Авгореф.дис. канд. пед. наук. Рязань, 2002.- 22 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999.-368 с.
- Дьяченко М. И, Кацдыбович Л А, Божович Е. Д Психологическая служба в структуре педагогического процесса// Вопросы психологии. 1986.- № 2.-с. 35.
- Дулатова А. Н. Принципы регионализации в системе подготовки кадров высшей квалификации: Сб. науч. трЖультура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадроа Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. с. 19−21.
- Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
- Емельянов Ю. Н. Лидерство и групповая динамика. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах, 1999. с. 107−132.
- Ермолин А. Кому он нужен, этот лидер?//Народное образование. 2004 -№ 2- с. 149−153.
- Ефремова А. Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1990. — 24 с.
- Ефремов А. К. Гуманистические ценности и ориентации в педагогике. Личностно ориентированная педагогика в начальной школе/ред. С. В. Кульневича и А. С. Петелина. Воронеж: Изд-во ВПТУ, 1997. с. 20.
- Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Л.: изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1973. — с.54−64.
- Жерносеков Н. К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Воронеж, 1973.- с.85−98.
- Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М: Финсташнформ, 2002.-360 с.
- Закон РФ «Об образовании"//Высшее образование в России, 1992, № 3.
- Зацепин В. И. Структура вертикального общения в коллективе. Хрестоматия по политической психологии. Самара, изд. дом Бахрах, 1999. — с. 141−155.
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -224 с.
- Зобов Р. А, Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. Учебное пособие. С-Пб.: Изд-во С-Пб-го ун-та, 2001.-280с.
- Зобов Р. А, Лисовский, А В. Становление личности молодого человека. Я: 1997. с. 13.16.
- Зубарева О. В. Развитие и самореализация личности через ролевые игры: с. Науч. трУ Психолого-педагогические исследования в системе образования. Москва-Челябинск, 2003.- с. 34−37.
- Иванова Е. М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М: щц-во Московского Ун-та, 1987.-208 с.
- Иньков М Е. Технология измерения профессиональной педагогической компетентности учителя: сб. науч. трУОценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. — с.52−55.
- Каган М. С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997.205 с.
- Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Мысль, 1988.-68 с.
- Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
- Кандыбович Я. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов//Мир психологии. 1999. -№ 2.- с. 216−219.
- Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе: Сб. науч. тр./ Формирование личности специалиста в ВУЗе. Грозный, 1980. — С. 5−13.
- Караковский В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса// Воспитание школьников, 1993, № 4, с.2−8.
- Кенджеми Дж. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах. с. 155−167.
- Кибак И. А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД на примере республики Беларусь. Дис. канд. психол. наук. М., 2000. -152с.
- Киселева Н. JT. Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности учителя. Автореф. дис. канд. пед. Наук. Курск, 2002.- с. 22.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Климов Е. А. Пути в профессионализм. Учебное пособие. М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 320 с.
- Ковалев А. Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным воздействиям//Советская педагогика. 1980. — № 5. — с. 29−41.
- Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Дис. докт. психол. наук. М, 1997. 464 с.
- Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. М.: МИЛ «Гуманитарные технологии», 1991. — 58 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 175 с.
- Константинов Б. Н. Формирование общественно-политической активности и общественно ценной жизненной позиции студентов педагогического института. Владимир, 1984. — 46 с.
- Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х г. к 2000-му)/ред. В. Н. Шубкина. М.: УРСС, 1999. — 344 с.
- Коростелев А. А. Развитие ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя. Дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2005.-222 с.
- Корепанова Е. А. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент». Автореф. Дис. канд. псих, наук. Тамбов, 2003. 23 с.
- Котельников В. А. Становление ценностных ориентации личности в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛИРИ, 2000.- с.103−110.
- Котельников В. А. Ценностно-мировоззренческое содержание знания и его роль в научно-познавательной деятельности. Сб. науч. тр./Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛИРИ, 2001. — с.9−16.
- Котельников В. А. Ценностные ориентации личности в системе образования/Сб. докладов и тезисов 9 научно-технической конференции по криптографии «Проблемы построения развития и защиты телекоммуникациионных систем». Орёл: Академия ФАПСИ, 2001. — с. 46−49.
- Кочергин В. Д., Моисеев В. И., Супрун И. Т., Торшин В. Т. Престиж вуза качество подготовки специалистов: С. Науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. — Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003.-с. 152−156.
- Кравченко А. И. Макиавелли: технология эффективного лидерства. Хрестоматия по политической психологии. Самара: изд. дом Бахрах, 1999. — с. 177−195.
- Краевский В. По ухабам времени: интеллигенция и образование//Народное образование. 2004. — № 2- с. 36.
- Краткий психологический словарь/ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. РнД.: Феникс, 2002,512 с.
- Кудрявцев Т. В. Исследование психологических особенностей профессиональною становления личности//Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. -М.: Мысль, 1985. с. 25−47.
- Кудряшова Е. В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социальною управления//Философия и образование пространство диалога. -Архангельск, 2000/ - с. 23.
- Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей. -М.:Ось-89,1997.-208 с.
- Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -С-Пб.: НИИРТМ, 1993. 89 с.
- Кулюткин Ю. Н. Образование и личность. Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. С-Пб.: Изд-во Крием, 1996. — с. 3−6.
- Лебон Г. Вожаки толпы. Хрестоматия по политической психологии. -Самара, изд. дом Бахрах, 1999. с. 195−213.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — с.З.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1981.101с.
- Логвинов И. Н. Лидерство как фактор гуманизации отношений в молодежных группах /Тезисы докладов. Воронеж, 1993/ - с. 178−180.
- Логвинов И. Н. Лидерство в условиях депривации как один из социально-психологических аспектов управленческой деятельности организаторов образования в районах с радиоактивным загрязнением/Тезисы межвузовской конференции. Курск, 1994. — с. 74−76.
- Логвинов И. Н. Лидерство как фактор оптимизации воспитания/Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Курск, 1994. — с. 151−153.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобовская. С-Пб.: Питер, 1996. 175 с.
- Личность. Теории, эксперименты, упражнения. Психологическая энциклопедия/Сост. Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. С-Пб.-М.: Прайм-Еврознак, 2001.-864 с.
- Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии//Вопросы психологии -1975.-№ 2.-с. 31−45.
- Макарова Г. П. Способы вербального общения в системе руководства и подчинения/ред. Парыгина Б. Д. Л.: 1973.- с. 23−37.
- Маликова В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. Монография. Оренбург: ОПТУ, 1999. — 236 с.
- Малисова И. 10. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности/УПсихологический журнал. 1994. — № 4. — с. 94-102.
- Мальковская Т. Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей /ред. Парыгина Б. Д. JL, 1973. — с. 94−120.
- Малыхина Г. И. Синергетическая природа латентных переменных: Сб. науч. тр/Геория и практика измерения латентных переменных в образовании. -Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005. с. 99−102.
- Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф. дис. докт. психол. наук. С-Пб., 1983,32с.
- Маркин В. Н. Жизненная позиция личности идеологические и социально-психологические аспекты. — М.: Мысль, 1989.- 171 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
- Мартынцева Е. Директор школы как менеджер-лидер//Управление школой -2005.- № 2.-с.28.
- Маслак А. А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 168 с.
- Маслак А. А. Исследование эффективности системы тестирования на основе модели Раша: Сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2001. — с. 1015.
- Маслов А. В. Социально-психологические проблемы процесса становления специалиста-выпускника ПУ. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 1988.-25 с.
- Маслова Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. Сб. науч. трудов/ред. Парыгина Б. Д., JI., 1973. — с. 45−54.
- Маслова Н. Ф., Пешков А. К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс. Орел: ВИПС, 1999. — 88с.
- Матуленис A. J1. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.-c.25.
- Матушанский Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе//Психологическая наука и образование. 2001. — № 2.-с. 26−31.
- Машавец Jl. М. Формирование профессиональных представлений у будущих педагогов средствами контекстного обучения: сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2004. — с. 226−229.
- Митина Jl. М Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1994.-215 с.
- Митина JI. М. Психология профессионального развития учителя. М., Флинта, МПСИ, 1998.- 200 с.
- Митина JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности. -МПСИ, Воронеж: изд. НПО МОДЭК, 2002. 400 с.
- Митина Jl. М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя// Вопросы психологии. 1998. — № 3. — с. 3.
- Мудрик А. В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями/Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ред. А. А. Бодалева, В.Я. Ляудиса/ М, 1980/ - с. 12−14.
- Мухина В. С., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепции и опыт ИРЛ РАО//Воспитание и развитие личности. М., 1997. — с. 4−12.
- Мясищев В. Н. Психология отношений/ред. А. А. Бодалева. М.: изд. Группа Прогресс, 1995. — 296 с.
- Немов Р. С. Практическая психология. М.: Владос, 1999. — с. 85−95.
- Нестерова Н. Б., Свердлова В. П. Ценностные ориентации студентов на творчество в процессе обучения избранной профессии: Сб. науч. тр. -М., 1990. с.23−38.
- Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека//Вопросы психологии. 2003. — № 1. — с. 23−29.
- Нечаев В. Л. Социология образования. М.: МГУ, 1992., — 198 с.
- Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. С-Пб.: Алетейя, 2000. — 224с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Беларусь, 1992. — 333 с.
- Обозов Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.146 с.
- Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности// Проблема общения в психологии. М, 1981. — с. 24−44.
- Общая психодиагностика/ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М., 1997.- 147 с.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993, — 256с.
- Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. -М.: Сфера. 448 с.
- Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя/ТВопросы психологии. 1988. — № 1. — с. 16−26.
- Осипов С. А. Исследование эффективности измерений латентных переменных на основе модели Раша: сб. науч. тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий/ Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003.- с. 101−105.
- Осипов С. А., Биянов В. В. Структура диалоговой системы Rasch для вычисления значений латентной переменной на основе модели Раша: сб. науч.тр./Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. -Славянск-на-Кубани, 2001. с. 23−25.
- Панюшкин В. Н. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем/Сб. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ ред. А. А. Бодалева, В Л. Ляудиса. М.: Мысль, 1980. — с. 20−21.
- Пахальян В. Э. Каким должен быть или каким может быть психолог, работающий в системе образования?//Вопросы психологии. 2002. — с. 6, с. 103−112.
- Пахальян В. Э. Психопрофилактика в образовании//Вопросы психологии. -2002. -№ 1.- с. 38−44.
- Петровский А. В. Социальная психология коллектива. М.: Мысль, 1979,243 с.
- Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Мысль, 1982. 255с.
- Петровский А. В. К построению социально-психологической теории коллектива//Вопросы психологии. -1973. № 12. — с. 33−48.
- Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании.// Психологическая наука и образование. -1996. № 5. — с. 100−109.
- Петровский В. А. Присутствие групп как фактор индивидуальной деятельности: социально-психологические аспекты общественной активности. -Ярославль, 1975.- 101с.
- Петровский В. А. К психологии активности личности/ТВопросы психологии. -1975.-№ 3.-с. 45−69.
- Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-нД.: Феникс, 1993.-с. 25−83.
- Петровский В.А. Трансфинитное/Новые ценности образования. New educational values. Thesaurus. Т. 1. M, 1995. — с. 123−148.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — 659 с.
- Платон, Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1972.- Т.З.- 678 с.
- Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ред. Глаточкин А. Д. М., АН СССР, Ин-т психологии, 1986. — 254 с.
- Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности. -Автореф. дис. докт психол. наук. М, 1999. — 25с.
- Поваренков Ю. П. Психологический анализ процесса профессионализации/Сб. Психологические закономерности профессионализации. Ярославль, 1991.-е. 98−106.
- Подласый И. Л. Педагогика- Учебное пособие. М.: Просвещение: В ЛАД ОС, 1996. — 432 с.
- Подласый И. Л. Педагогика, Кн. 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 1999.-256 с.
- Подольская Е. А. Ценностные ориентации личности как предмет социально-философского исследовании: Автореф. канд. филос. наук. М., 1994.-26с.
- Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации//Вестник образования. 1995. — № 7. — с. 9.
- Пономарева Р. А. Социально-психологические проблемы профессионального становления личности. Киев: Общество «Знание» УССР, 1988. — с. 2.
- Попов В. J1. Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования, 1999.-№ 6.-с. 96−99.
- Проблема ценностей в философии/сб. статей ред: А. Г. Харчева. -М.:Наука, 1966. 261с.
- Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография /ред. JI. М. Митиной. Кемерово, 1996. — 159с.
- Протасова Н. И., Кайгородов Б. В. Динамика профессионального самопонимания студентов-педагогов//Мир психологии. 2001. — № 3. — с. 261 262.
- Прохоров О. А. Психические состояния и их проявления в учебном процессе, Казань, 1991,168с.
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы//Вопросы психологии. 1994. -№ 2.-с. 99.
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М&bdquo- 2001 -480с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М-Воронеж, 1996.-256.
- Пряжникова Е. 10. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. М., 2001. 311с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятелыюсти/ред. Г. С. Никифорова. С-Пб.: Питер, 1991.- 152 с.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ред. М. К. Тутушкиной, С-Пб., 1999. 348с.
- Психологические проблемы самореализации личности/ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой, С-Пб., 1997. 240с.
- Психология профессиональной подготовки/ ред. Г. С. Никифорова. С-Пб, 1993. — с. 6−43.
- Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе: сб. мат. науч.-практ. Конференции. Новосибирск, 1998 — с. 42−45.
- Психология. Словарь/ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
- Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88с.
- Рабочая книга школьного психолога/ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.-376с.
- Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования)//Педагогика. 1995. — № 5. — с.87 — 90.
- Разин А. В. Ценностная ориентация и благо человека//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. -№ 1.- с. 77−85.
- Раковская О. А.- Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М: Наука, 1993. — 188с.
- Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. -М., 1990.- 80с.
- Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. М., 1999.-376 с.
- Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-нД, 1996.-512 с.
- Розов В. С. Социально-экономические проблемы педагогического образования и повышения эффективности использования педагогических кадров//Советская педагогика. 1980. — № 2. — с. 97−98.
- Ростунов А. Т., Формирование профессиональной пригодности. М., 1984.-176 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1986, 701с.
- Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М, 1957. — 410 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М., 1987. — 159 с.
- Рувинский JI. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.? М., 1982.- 143 с.
- Руководство и лидерство/сб. науч.тр. ред. Б. Д. Парыгина. JI., 1973.- 142 с.
- Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональная ориентация молодежи М., 1995. — 223 с.
- Руткевич М. Н., Рубина Я. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. — 92 с.
- Руткевич М. JL, Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М., 1970.- 87с.
- Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России//Социологические исследования. Киев, 1998. — 98с.
- Савкин Н.С. Формирование ценностных ориентации личности. //Формирование личности в развитом социалистическом обществе. Саранск, 1978.- 154с.
- Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. /{ис. канд. псих. наук. Иркутск, 1996. -25 с.
- Сейтешев А. П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. М., 1982. с. 42.
- Силяева Е. Г. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителей/сб. науч. тр. Ставрополь, 1986. — с. 31−34.
- Сластенин В. А. Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. К. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1988. — 512 с.
- Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с. 72−80.
- Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/сб. Новые ценности образования, культурные модели школ. М., 1997. — с. 181.
- Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Автореф. дис. канд. психол. наук, С-Пб., 1992.-с. 10.
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза /сб. науч.тр. МГПИ им. Ленина. М., 1985. — 143 с.
- Соколов Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному по-ниманию//Свободная мысль. 1994. — № 8. — с. 52−61.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М: Политиздат, 1992.-542с.
- Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: учебное пособие /ред. Ромашина С. Я., Давыдова О. И., Шарапановская Е. В. Барнаул, 2002. — 298 с.
- Сусленко В. Методологический анализ ценностных* ориентаций: Автореф. дис. канд. филос. Наук. Томск, 1978. — 20 с.
- Суходольский Т. В. Основы математической статистики для психологов. Ленинград- ЛГУ, 1972. — 115 с.
- Телегина Э. Д. Психологическая подготовка учащихся в вузах как фактор социально-профессиональной адаптации//Преподаватель. 1998. — № 1.
- Тихонова К. Социальное самочувствие и ценности россиян/Общая газета. -10 июля 1997. с. 9.
- Трущенко И. Н. Коммуникативные упражнения как средство обучения культуре делового общения: сб. науч. тр./Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров. Славянск-на-Кубани, 2003. — с. 93−96.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1996. — 123 с.
- Урванцев Л. П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы./Сб. Психологические закономерности профессионализации, Ярославль, 1991.- 146с.
- Фатхуллин М. Ф. Воспитание специалиста Казань: изд. Казанского университета, 1990. — 56с.
- Фаустова Э. Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов (по материалам социологического исследования)//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 1995 — № 4 — с. 96−102.
- Федоренко JI. П. Возможности вуза в процессе социализации личности/сб. Культура и образование: проблема качества подготовки педагогических кадров. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2003. — с. 6063.
- Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М, 1994.с. 14.
- Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. Доклад на общем годичном собрании РАО 6 декабря 2003 г.//Вопросы психологии. 2005. — № 3. — с.26−48.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: ACT, 1998. — 664 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — 203с.
- Хмельницкая А. 10. Применение тестовых технологий в диагностической практике: сб. науч. тр./Теория и практика измерения латентных переменных в образовании. Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2005.-с. 61−71.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Эксмо-Пресс, 2000.560 с.
- Хорни К. Самоанализ. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 448 с.
- Худик В. А. Этническая психология: к вопросу о моделировании учебной программы/сб.: Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания. -С-Пб., 2004. с.64−71.
- Цедринский А. Д. Оценка эффективности личностно-адаптированной и развивающей технологии подготовки специалистов СФ
- АГПИ/сб. Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий. -Славянск-на-Кубани: изд. центр СГПИ, 2001. с. 18−22.
- Чернышев А. С. Лунев Ю. А., Лобков 10. Л., Сарычев С. В. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005. — 275 с.
- Чернышева Н.С. Проблемы психологической подготовки студентов педагогического вуза//Мир психологии. 2002 — № 4 — с. 26.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Мысль, 1994.320 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
- Шамионов Р. М. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой//Мир психологии. 2002. — № 2. — с. 143−148.
- Шереги Ф. Э. и др. Социология образования: прикладной аспект/Ф. Э. Шереги, В. Г, Харчева и др. М, 1997.-300 с.
- Шубенкова Е. Л. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности//Советская педагогика. 1980 — № 9. — с. 18.
- Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л., 1968. — 120 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. М.: Ваклер, 1998. — 292 с.
- Юнг К. Г. Синхронистичность. М.: Рефл-Бук, 1997. — 312 с.
- Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. — 204 с.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Мысль, 1969. — 123 с.