Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества
Диссертация
Существенной особенностью воспитательного пространства вуза является мотивация поступления в него. Несмотря на то, что для студентов высших профессиональных учебных заведений стремление получения образования достаточно тесно увязано с идеей получения диплома, данный мотив на первом плане, но не является превалирующим. Гораздо важнее для студенчества достижение жизненного успеха, которое можно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СТУДЕНЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ 13 ПОТРЕБНОСТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- 1. 1. Духовные потребности как теоретическая проблема
- 1. 2. Студенческая молодежь как субъект духовных 31 потребностей: общее и особенное
- ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ 72 ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- 2. 1. Структура духовных потребностей студенчества
- 2. 2. Факторы формирования духовных потребностей 87 студенчества
- 2. 3. Особенности формирования духовных потребностей 110 студенчества в условиях многонациональной республики
Список литературы
- Абаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998.-310 с.
- Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -228 с.
- Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подходы / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — С. 3−37.
- Адлер А.А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000. — 356 с.
- Алексеев Б.Л. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям (по материалам социологических исследований) / Б. Л. Алексеев, Г. Г. Тихомирова. Чебоксары, 1994. — 150 с.
- Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: ТЕИС, 1996. — 568 с.
- Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды. -М.: Академический проект, 1999. — 658 с.
- Амирова Л.А. Профессиональное самоопределение молодежи: учебное пособие. Уфа: БГПУ, 2002. — 144 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- П.Андреев А. Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи / А. Л. Андреев // Вестн. Рос. академии наук. 2005. — № 7. — С. 587−591.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
- Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. -168 с.
- Антошкина, З.Г. Духовность как мера развития личности / З. Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность: тез. межвуз. конф. Казань: КГАКИ, 1994. — С. 18−20.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1973.-221 с.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. — 115 с.
- Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: науч.-публицист. вестник.-М., 2001.-С. 8−18.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001.-400 с.
- Астафьев Я.У. Социологическое понимание ценностных ориентаций / Я. У. Астафьев // Социология образования. Труды по социологии образования / под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии РАО, 1993.- 106 с.
- Багаутдинов А.Н. Формирование нравственной культуры студенчества (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук. Уфа, 1997.- 170 с.
- Багаутдинов A.M. Методология исследования духовной культуры молодежи: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 112 с.
- Багаутдинов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа, 1998. — 132 с.
- Байгильдин P.M. Методологический анализ системы потребностей студенчества / P.M. Байгильдин // Формирование и функционирование научной картины мира. Уфа, 1985. — 274 с.
- Байгильдин P.M. Формирование разумных потребностей студентов: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 1987. — 25 с.
- Барулин B.C. Социальная философия: учебник. 2-е. изд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-560 с.
- Бачинин В.А. Духовная культура личности. -М., 1986. 108 с.
- Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Полис. 2000. — № 6. — С. 51−65.
- Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис.. канд. филос. наук. Тверь, 2004. -144 с.
- Бекасова С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (На материале цикла педагогических дисциплин): дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 197 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. — 310 с.
- Бережной Н.М. Человек и его потребности. М.: Форум, 2000. — 199 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
- Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 392 с.
- Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: автореф. дис. д-ра филос. наук. Ставрополь, 2000. — 42 с.
- Борзенков А.Г. Молодежь и политика: возможности и пределы студенческой самостоятельности на востоке России (1961−1991 гг.). -Новосибирск, 2002. Ч. 1. — 242 с.
- ЗБ.Бородина Н. К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.-129 с.
- Бороноев А.О. Моделирование социальных систем. Концепция и основные категории / А. О. Бороноев, Ю. М. Письмак, П. И. Смирнов // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 8687.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С. 3−9.
- Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении / А. П. Вардомацкий // Социологические исследования. 1993. — № 4. — С. 46−55.
- Василенко О.В. Образование в системе духовных ценностей молодежи / О. В. Василенко // Вестн. Чувашского гос. пед. университета им. И. Я. Яковлева.-2001.-№ 4.-С. 8−10.
- Василенко О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования): дис. канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. — 146 с.
- Вебер М. Основные социологические понятия: избр. произведения. -М&bdquo- 1990.-687 с.
- Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 156 с.
- Вишневский Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. -№ 2.-С. 56−64.
- Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: ИвГУ, 2001. — 380 с.
- Воронина A.M. Ценности: проблема обоснования: дис.. д-ра филос. наук. М., 1994.-243 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН СССР, 1983.-500 с.
- Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−6. — С. 23.51 .Габдулхаков P.P. Аксиологические императивы образования. Уфа: БИРО, 1999.-86 с.
- Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. -2002.-№ 1.-С. 96−105.
- Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 96 114.
- Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни. -Уфа: НУР, 1997.-248 с.
- Галиев Г. Г. Межэтнические отношения как объект социальной технологии / Г. Г. Галиев, В. И. Сперанский. Уфа: Изд-во БашГУ, 2001.-284 с.
- Галимов Б.С. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Б. С. Галимов, Г. Х. Мусин. Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. — 284 с.
- Галимов Б.С. Новые перспективы философского исследования. Проблемы духовного развития человека / Б. С. Галимов, И. Г. Васильева. Уфа, 2001. — 52 с.
- Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки.-Уфа, 1996.-200 с.
- Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. — 258 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. — 345 с.
- Гегель JI.А. Стереотипы сознания студенческой молодежи: Опыт социологического анализа / Л. А. Гегель, Л. Н. Москвичева. М.: НИИВО, 1994.-36 с.
- Гершу некий Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2002. — № 7.-С. 3−13.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. — 280 с.
- Гиниатуллина Л.З. Образование в условиях трансформации общества: Социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук. М, 2004. -141 с.
- Гогоберидзе Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Категориальный анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук. -Карачаевск, 1998. 28 с.
- Голубева Т.Л. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (Опыт конкретно-социологического анализа). М., 2000.-С. 18−19.
- Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: Личность, социум, культура: дис.. канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2004. — 149 с.
- Гребеньков Г. В. Личность как аксиологическая проблема: дис.. д-ра филос. наук. СПб., 1993. — 286 с.
- Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТН, 1995. -256 с.
- Губман Б.Л. Ценности / Б. Л. Губман // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 2. — С. 342 343.
- Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. -С. 33−35.
- Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект / Л. А. Гусейнова // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 67−74.
- Гуцаленко Л.А. Философско-методологические проблемы становления универсального человека: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Минск, 1992.-45 с.
- Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России / Н. И. Лапин, Л. А Беляев, Н. Ф. Наумова, А. Г. Здравосмыслов. М., 1996. 116 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1995. — 17 с.
- Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2003. — № 4. — С. 166−177.
- Добрынина В.И. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции / В. И. Добрынина, Г. И. Кухтевич. М., 1993. — 260 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум: Промомедиа, 1995.-239 с.
- Дорожкин Ю.Н. Студенческой молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентиры, взгляд в будущее / Ю. Н. Дорожкин, Э. С. Гареев, Т. А. Зайцев. Уфа, 1997. — 67 с.
- Дробижева JI. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в Российском обществе / Л. Дробижева // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. М., 2001. -Вып. 3−4. — С. 67−75.
- Дьякова М.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества: автореф. дис. канд. социол. наук. Хабаровск, 2002. — 23 с.
- Зубок Ю.А. Интеграционный потенциал современного студенчества / Ю.А. Зубок//Россия накануне XXI в.-М, 1995.-Вып. 2.-С. 118−129.
- Зубок Ю.А. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации / Ю. А. Зубок // Федеральный справочник
- Иванченков С. Социализация молодежи и перспективы развития образования / С. Иванченков, А. Кусканова // Россия XXI. 1995. — № 9−10.-С. 60−69.
- Иконникова С.Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский // Молодежь в условиях социально- экономических реформ. СПб., 1995. — С. 45.
- Ильинский И.М. Молодежь, развитие цивилизации и культура мира. — М., 1997.- 188 с.
- Ильинский И.М. Основы общей концепции воспитания жизнеспособных поколений: проект / И. М. Ильинский, Л. И. Бабочкин. -М, 1995.-80 с.
- Исламшина Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 80−90.
- История человечества. Россия / под ред. А. Н. Сахарова. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. — Т. VIII. — 755 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М., 1998.-319 с.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
- Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1999. 160 с.
- Какурин А.А. Теория духовности (Светское исследование). -СПб., 1997.-40 с.
- Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление / М. Ф. Калашников // Новые идеи в философии. М., 1996. — Вып. 5. — С. 7984.
- Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования. Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. — 188 с.
- Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: БашГУ, 2003. — 172 с.
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. -2000.- № 3. с. 124−129.
- Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социологические исследования. 1998. — № 12. — С. 89−94.
- Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) / О. И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 180 192.
- Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис.. канд. психол. наук. — Самара., 2003.- 183 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.-187 с.
- Ковалева А.И. Социальная теория и практика. М.: Социум, 2002. — 320 с.
- Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -52 с.
- Коган J1.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988 — 283 с.
- Колков В.В. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие в 2-х ч. / В. В. Колков, И. М. Лаврененко. М.: Социум, 2002. -Ч. I.-218 с.
- Кон И. С. Молодежь / И. С. Кон // БСЭ. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16.-320 с.
- Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования / Д. Л. Константиновский, под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
- Константиновский Д. Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью / Д. Л. Константиновский // Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / ред. сост. Д. Л. Константиновский. М.: ЦСП, 2003. — С. 134−156.
- Концепция и республиканская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002 2010 годы. — Уфа: MHO РБ, 2002.-43 с.
- Концепция национального образования и принципов изучения родных языков. Уфа, 2005. — 29 с.
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации: одобрена приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
- Косаренко Н.Н. Глоссарий по молодежной политике / Н. Н. Косаренко, В. К. Криворученко, В. К. Татаринов. М.: Социум, 2002. -240 с.
- Косов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: учеб.-метод. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Акад. проект, 2000. — 240 с.
- Краевский В.В. Равнодушие как социальная патология / В. В. Краевский // Образование в процессе гуманизации современного мира: матер. IV Междунар. Лихачевских науч. чтений, 20−21 мая 2004 г. -СПб.: СПбГУП, 2004. С. 50−53.
- Крамаренко Р.А. Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством (социально-философский анализ): дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 2003. — 159 с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
- Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в категориальном аппарате современной педагогики / Ю. И. Кривов // Вестн. Рос. гуманитарного науч. фонда.-2003.-№ 1 (ЗО).-С. 179−191.
- Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. М., 1998.- 139 с.
- Кузьминская Н.Н. Нравственная потребность как проблема современной этики (методологический аспект): автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев, 1991. — 16 с.
- Куницина В.И. Трудности межличностного общения: автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1992. — 28 с.
- Кухтевич Т.Н. Ценностные установки студенческой молодежи: социологический аспект / Т. Н. Кухтевич // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 124 с.
- Ладыгина И.Е. Разумные потребности личности в концепции социалистического образа жизни: автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1988.-21 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.-314 с.
- Леонтьев Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2001. — 428 с.
- Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1997. 149 с.
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительного социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 98−104.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. — 519 с.
- Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса / В. Т. Лисовский // Народное образование. 1994.-№ 5.-С. 11−17.
- Лисовский В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента / В. Т. Лисовский // Социально-демографический портрет студента / редкол.: Э. К. Васильева и др. — М.: Мысль, 1986.-С. 7−18.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. — № 6. — С.81 -89.
- Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: РИО БашГУ, 2001.-226 с.
- Макушева С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 152 с.
- Малышев К.В. Формирование разумных духовных потребностей личности подростка в условиях современной России: дис.. канд. филос. наук. М., 2002. — 180 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию: докл., ст., филос. заметки / М. К. Мамардашвили, под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. — 430 с.
- Мантатова Л.В. Духовный императив устойчивого развития / Л. В. Мантатова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2003. — № 2. -С. 87−95.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 27.
- Мачалкина Н.А. Формирование ценностных ориентаций личности студента: дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1993. — 157 с.
- Мачурова Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 213 с.
- Миголатьев А.А. Человек как объект философского знания / А. А. Миголатьев // Социально-философский журнал. 1998. — № 2. — С. 6768.
- Миков Ю.В. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи / Ю. В. Миков // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С. 85−99.
- Миронов В.Г. Толерантность как экзистенциональное состояние человека: Социально-философский аспект: дис.. канд. филос. наук. — Ульяновск, 2003. 154 с.
- Михайлова Е.А. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночных отношений Астраханской области: автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб., 2000. — 23 с.
- Мокерова Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. — 23 с.
- Молодежь России: три жизненные ситуации / Добрынин В. И. и др. -М.: ИНИОН РАН, 1998.-217 с.
- Морозов В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ / В. В. Морозов, А. П. Скробов // Социально-политический журнал. 1998. -№ 1. — С. 148−154.
- Морозова О.Ф. Планомерность и стихийность в процессе социализации индивида / О. Ф. Морозова // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Проблемы социального прогнозирования. Красноярск, 1985. — Вып. XX. — С. 51−63.
- Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2005. — 304 с.
- Мурашев В.И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни / В. И. Мурашев // Школа духовности. 1999. — № 6. — С. 21−35.
- Мусин Г. Х. Потребности и духовный мир личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 169 с.
- Мусин Г. Х. Через диалектику потребностей и духовного мира к устойчивому развитию. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. — 206 с.
- Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: информационно-аналитический бюллетень № 1 / под ред. М.Дж. Киекбаева- Уфа: РУНМЦ МО РБ. 2005. — 68 с.
- Недзвецкая Э.А. Философия и духовный мир личности / Э. А. Недзвецкая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1997. — № 3. — С. 77−85.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М., Воронеж, 2000. — 183 с.
- Нижников С.А. Генезис понятия духовности. М., 1991. — 278 с. — Деп. В ИНИОН РАН 27.11.91, № 45 360.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 148 с.
- Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник / Комитет гос., статистики Республики Башкортостан. Уфа, 2006. — 133 с.
- Омельченко E.JI. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. — 184 с.
- Педагогическая антропология: учеб. пособие / автор-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. — 576 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петрова JI.E. Динамика жизненных ориентаций учащейся молодежи: общее и особенное / JI.E. Петрова // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С. 99−108.
- Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. СПб., 2000. — 241 с.
- Платонов Г. В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1998. — № 2. — С. 3−32.
- Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. — 254 с.
- Полищук Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития: автореф. дис.канд.филос. наук. М., 1991.-23 с.
- Президентская программа «Молодежь Башкортостана». Уфа, 2001.-59 с.
- Прилуцкий Н.И. Нравственные потребности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. — Тамбов, 1999.-208 с.
- Присягина З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1995. — 24 с.
- Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995. — 348 с.
- Прогнозирование социальных потребностей молодежи / отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1978. — 207 с.
- Программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Уфа: Изд-во БИРО, 2004. — 30 с.
- Пронин В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи: автореф. дис.. канд. филос. наук. Н. Новгород, 1997. — 31 с.
- Профессиональное образование в Республике Башкортостан: состояние, перспективы, проблемы развития Уфа: МО РБ, 2006 — 70с.
- Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: методическое пособие. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 64 с.
- Разживина J1.B. Развитие и формирование ценностныхориентаций у студентов педагогических вузов: автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1990. — 18 с.
- Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — 192 с.
- Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: БашГУ, 2000. — 304 с.
- Ребуль О. Философия воспитания. М., 1990. — 121 с.
- Ремезов В.А. Духовность как культурная ценность личности / В. А. Ремезов // Философские науки. 1997.-№ 2.-С. 158−161.
- Роджерс К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. М., 1986. — С. 201−230.
- Розин В.М. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 75.
- Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования / Н. С. Розов // Социально-философские проблемы образования: сб. статей / ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. -М., 1992.-С. 10−34.
- Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т. 1. — 1993. — 608 е.- т. 11.- 1998−1999.-672 с.
- Рубин Б. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. -М., 1980.- 38 с.
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997. — 192 с.
- Рубчевский К.В. Социализация в современных условиях (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук. -Красноярск, 2003. 389 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1961.- 194 с.
- Руткевич М.Н. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи / М. Н. Руткевич, В. П. Потапов. М.: МТ РФ, 1995.-224 с.
- Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 94.
- Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества / Б. А. Ручкин, В. А. Родионов, А. В. Пыжиков // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 1.-С. 146−165.
- Саарнийт Ю.Т. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций: автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1982.- 18 с.
- Сакун Э.И. Потребности и пути их развития / Э. И. Сакун, Н. А. Пронина. Саратов, 2003. — 65 с.
- Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи / Р. З. Салиев // Социологические исследования. 1997. -№ 5. — С. 110−117.
- Сибирев В.А. Штрихи к поколению 90-х годов / В. А. Сибирев, Н. А. Головин // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 23−28.
- Сибирев В.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В. А. Сибирев, Н. А. Голович // Социологические исследования. 1998. — № З.-С. 106−117.
- Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека / И. В. Силуянова // Философские науки. 1990. — № 12. — С. 100−105.
- Скляренко Г. Н. Молодежная субкультура: нормы и ценности / Г. Н. Скляренко // Тендер, власть, культура: социально-антропологический подход: межвузовский научный сб. / отв. ред. Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 2000. — С. 120 121.
- Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2005. — 192 с.
- Соарес К. Молодость, переходный период и нестабильность / К. Соарес // Международный журнал социальных отношений. 2000. — № 31.-С. 100.
- Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / под ред. Т. И. Кухтевич. М., 1992. — 180 с.
- Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. — 861 с.
- Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
- Социология в России / под ред. В. Л. Ядова. М., 1998. — 694 с.
- Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. Ростов-н/Д., 2001. — 575 с.
- Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. 460 с.
- Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (Опыт конкретно-социологического анализа) / Л. А. Гегель, Б. Ф. Григорьев, В. И. Левашов и др. М., 1994. — 54 с.
- Суркова Л.И. Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность: опыт регионального исследования: дис.. канд. социол. наук. Майкоп, 2005. — 185 с.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.-354 с.
- Тейяр де Шарден Феномен человека. М., 1988. — 256 с.
- Тесленко А.Н. Молодежное измерение процессов социализации и глобализации / А. Н. Тесленко // Глобальное пространство культуры: матер. Междунар. науч. форума, 12−16 апреля 2005 г. СПб.: Центр изучения культуры, 2005 г. — С. 446−450.
- Титма М. Жизненная ориентация как феномен сознания. М.: Мысль, 1974.-277 с.
- Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополнительное. — М.: ООО «НТН ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
- Тоффлер А. Футуршок. М., 1973. — С. 304−310.
- Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. — 153 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. -349 с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: пробл. методологии исследований. -М.: Мысль. 1980. -271 с.
- Файзуллин А.Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества. Уфа: Даурия, 2000. — 94 с.
- Федотова В.Г. Духовное и практическое освоение действительности. М.: Наука, 1992. — 136 с.
- Феномен человека. Антология / сост. П. С. Гуревич. М., 1993. -349 с.
- Фигуровская В.М. Духовные ценности на современном рынке / В. М. Фигуровская // Реформируемая Россия: социальные аспекты. М., 1999. С. 74−75.
- Филиппов Ф.Р. Молодежь / Ф. Р. Филиппов // Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.-С. 297.
- Филонов Г. Н. Воспитание как социокультурный феномен. М., 2003.- 148 с.
- Философский энциклопедический словарь, 1883. М., «Сов. Энцикл. — С. 518.
- Финогентов В.Н. ». И ропщет мыслящий тростник" (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: УТИС, 2000. -182 с.
- Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -499 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Хабибова Н.Е. Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты: дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2004. — 149 с.
- Хазанов В.Е. Социально-психологический портрет современного студента. М., 2003. — 54 с.
- Ханов И.Н. Аксиологическая детерминация человеческой деятельности: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2002. — 21 с.
- Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1983.-46 с.
- Хурамшина А.З. Образ жизни как фактор социализации личности: дис.. канд. социол. наук. Казань, 1999. — 155 с.
- Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследование и применение): пер. с англ. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-606 с.
- Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001. — 230 с.
- Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.-Воронеж, 1998. -186 с.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХвека: курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. М.: Флинта, 1998. — 272 с.
- Шаров, Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей / Ю. В. Шаров // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. НГПИ. Новосибирск, 1970. — Вып. 47. — С. 176 177.
- Шилов В.Н. Социальные ценности: философе ко-социологический анализ: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Н. Новгород, 1992.-38 с.
- Шохин В.Х. Ценность / В. Х. Шохин // Новая философская энциклопедия: в 4х т. / Институт философии РАН, Нац. общ.-науч.фонд. М.: Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 320−323.
- Ядов В.А. Социология в современной России / В. А. Ядон // Социология. 1996. — № 12. — С. 56−59.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. — 323 с.