Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенной особенностью воспитательного пространства вуза является мотивация поступления в него. Несмотря на то, что для студентов высших профессиональных учебных заведений стремление получения образования достаточно тесно увязано с идеей получения диплома, данный мотив на первом плане, но не является превалирующим. Гораздо важнее для студенчества достижение жизненного успеха, которое можно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТУДЕНЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ 13 ПОТРЕБНОСТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Духовные потребности как теоретическая проблема
    • 1. 2. Студенческая молодежь как субъект духовных 31 потребностей: общее и особенное
  • ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ 72 ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Структура духовных потребностей студенчества
    • 2. 2. Факторы формирования духовных потребностей 87 студенчества
    • 2. 3. Особенности формирования духовных потребностей 110 студенчества в условиях многонациональной республики

Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации обусловлена исследованием процесса формирования духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества. В русле происходящих в масштабе Российской Федерации преобразований, проблема молодости как интеллектуальной и нравственной силы, связана с изменениями в системе жизнедеятельности российского обществапри этом отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, в воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития.

Обращение к формированию духовных потребностей у студенчества отнюдь не случайно. Проблематика духовных потребностей студенчества приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых духовных запросов и девальвация прежних идеалов затронули данную социальную группу в большей степени, чем иные слои общества.

При изучении духовных потребностей современного студенчества именно методологические аспекты социальной философии должны служить основой еще и потому, что нравственный выбор приоритетов в иерархии потребностей является осознанным стремлением молодежи проявить себя в различных сферах жизнедеятельности. Наряду с этим, духовные потребности являются мощными регуляторами личностного поведения студентов.

Исследование системы потребностей студенческой молодежи дает возможность выявить ее адаптации к новым социальным условиям и ее духовный потенциал. В связи с этим резко возрастает актуальность исследования духовных потребностей студенческой молодежи — будущих высококвалифицированных кадров, поскольку именно им в ближайшем будущем предстоит решать возникающие в обществе социально-экономические проблемы. И от того, к удовлетворению каких потребностей или созданию новых будет стремиться современная молодежь, какой духовно-нравственный фундамент будет у нее сформирован, во многом зависит будущее страны. При всем разнообразии направлений социально-философских исследований духовных потребностей студенчества проблема потребностей сохраняет свою актуальность.

В Республике Башкортостан масштабы нравственного нигилизма в молодежной среде не получили широкого размаха, соответственно не носят угрожающего характера. Есть объективные основания констатировать, что у большей части подрастающего поколения сохранились такие духовные качества как уважение к старшим, понятие необходимости заботы о младших, культ матери и семьи, любовь к своей малой Родине, желание видеть свою республику процветающим субъектом Российской Федерации.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: во-первых, значимостью решения проблемы воспитания молодежи в условиях системного кризиса российского обществаво-вторых, выдвижением новых требований к личности в контексте развития модернизационных процессов в общественной жизни Россиив-третьих, недостаточной эффективностью функционирования воспитательного пространства средних профессиональных учебных заведенийналичием нерешенных проблем, связанных с недостаточно эффективным формированием ценностных ориентации студенческой молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование различных аспектов теории духовных культуры имеет давнюю традицию в философии. Значительное внимание духовному росту молодого поколения уделяли Конфуций, Платон, Аристотель, философы Средневековья, Нового времени и особенно эпохи Просвещения — Я. А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, К.

1 О.

Гельвеций, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Г. Песталоцци. Фундаментальные идеи о духовном становлении личности высказаны в трудах представителей немецкой классической философии — И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В.Ф. Гегеля3.

Процесс духовного становления молодежи, ее потребностей анализировали в своих трудах современные зарубежные философы — Э. Гуссерль, У. Дисеймс, С. Кьеркегор, А. Камю, Ф. Ницше, Ж. П. Сартр, П. Тейер де Шарден, Э. Фромм, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс, Д. Дьюи4.

Особое место в гуманистической мысли занимают труды М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, Н. Ф. Федорова, С.Л. Франка5, а также труды башкирских философов — просветителей — М. Уметбаева, М. Акмуллы, А. З. Валиди, М. Гафури, Г. Ибрагимова6, которые оригинальным образом освещали проблемы формирования духовной культуры личности и личности современного студента.

Проблемы, касающиеся процесса формирования духовной культуры, рассматривались нашими отечественными исследователями, причём с.

1 Гельвеций К. Сочинения в II т. Т. I. — М., 1974. — 648- Руссо Ж. Ж. Сочинения. Пер. с франц. Н. И. Кареева, Е. М. Лысенко, Е. Н. Бируковой. — М.: Янтарный сказ, 2000.

2 Философский энциклопедический словарь/ Ред. сост. Е. Ф. Губский. — М., 1998. Песталоцци. Новиков. Библиотека Павленкова. Т. 23. — Изд-во «Аркаим», 2006.

3 Кант Иммануил. Критика чистого разума. — М.: Эксмо-Пресс, 2006; Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975. — Т. 1- Лукьянов А. В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814). — Оренбург, 1997.

4 Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990; Тейяр де Шарден Феномен человека. — М., 1988; Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. — М.: ACT, 2006; Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1990; Юнгер Э., Хайдеггер М., Кампер Д., Фигаль Д. Судьба нигилизма. -СПб, 2006; Шпенглер О. Закат Европы. — М.: Айрис-Пресс, 2006; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

5 Бахтин М. М. Фрейдизм. — М.: Лабиринт. — 2004; Лосев А. Ф. Античная культура и современная наука. — М.: Наука, 1985; Флоренский П. А. Сочинения в II т. Т. 2. У водорозделов мысли истины. — М.: Евразия, 1990; Федоров Н. Ф. Философия общего дела. В II т. — М.: ACT, 2003; Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.

6 Воспоминания о Галимжане Ибрагимове. — Казань, 1966. разных мировоззренческих позиций, культурно-исторических традиций и школ. Это прежде всего труды Д. М. Азаматова, П. В. Алексеева, Р. Г. Апресяна, А. И. Арнольдова, B.C. Барулина, В. А. Багинина, Д. Ж. Валеева, Б. С. Галимова, А. А. Гусейнова, В. Е. Девидовича, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, М. Т. Иовчука, Г. Г. Квасова, JI.H. Когана, В. М. Межуева, Д. А. Нуриева, Ф. Б. Садыкова, Ю. В. Согомонова, В.П., P.M. Тухватуллина7.

К ним примыкают работы, в которых непосредственно разрабатываются методологические проблемы духовной культуры, формирования духовных потребностей и интересов современного студенчества. Это — труды С. Ф. Анисимова, Ф. А. Гайсина, В. В. Журавлева, Р. И. Ирназарова, М. С. Кагана, В. Ж. Келле, В. Н. Кемерова, А. Ф. Кудряшова, А. В. Лукьянова, В. В. Миронова, Ф. М. Неганова, B.C. Степина, В. И. Толстых, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледова, В. Г. Федотовой, В.Н. Якимец8.

7 Азаматов Д. М. Просветительская и революционно-демократическая мысль в Башкирии. Саратов, 1984; Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, трудыАлексеев П.В.- Изд-во: М.: Академический Проект, 2002; Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа, 1989; Галимов Б. С. Новые перспективы философского исследования. Проблемы духовного развития человека / Б. С. Галимов, И. Г. Васильева. — Уфа, 2001; Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. — М.: Гардарики, 2002; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986; Громов И. А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Уч. Зап. ЛГУ, вып, У1, 1969. Согомонов А. Назад в университет! // Отечественные записки, 2002, № 2(3) — Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

8 Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988; Гайсин Ф. А. Образование в условиях обновления духовной жизни. — Уфа: НУР, 1997; Багаутдинов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. — Уфа, 1998; Проблемы развития личности в современном российском обществе. Сборник научных статей под ред. Журавлева В. В. М.: Институт молодежи, 1996; Ирназаров Р. И. О возможностях региона в развитии человеческого потенциала. — Уфа: ЦСПИ АН РБ, 2005; Каган М. С. Философская теория ценностей. — СПб.: Петрополис, 1997; Кудряшов А. Ф. Ценностные основания предпринимательства как проблема социально-философского дискурса. — Уфа, 2000; Лукьянов А. В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). — Уфа: РИО БашГУ, 2001; Степин В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995, № 7. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: пробл. методологии исследований. — М.: Мысль. 1980.

Духовная культура, ее виды изучаются и в русле социологического подхода. К ним относятся, прежде всего, труды J1.M. Архангельского, Е. М. Бабосова, O.K. Валитова, Д. Ж. Гилязетдинова, Ю. Н. Дорожкина, С. В. Егорышева, А. Б. Курлова, О. В. Лармина, И. М. Орешникова, С. Н. Плотникова, А. Н. Семашко, Ф. С. Файзуллина, Л. А. Ширяева, Ф.А. Ядова9 и других.

Содержание духовной деятельности как важного компонента духовной культуры студенчества становились предметом изучения авторов — А. А. Валькова, П. С. Гуревича, Б. С. Ерасова, Л. Г. Ионина, Ю. М. Лотмана, З.Я. Рахматуллиной10, позволивших обобщить философские, культурологические и социологические подходы к изучению социального функционирования молодежной культуры.

В изучении формирования духовной культуры молодежи необходимо опираться и на теорию ценностей. В отечественной науке глубокий анализ этого явления в молодежной проблематике дан в работе В. И. Чупрова, Ю. А. Зубок, У Уильямса «Молодежь в обществе риска», где отражены поиски российской молодежью нравственной опоры и духовных ориентиров в современном мире.

Научный подход к молодежи как особой группе общества, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных исследователей. Так, вопросы влияния различных факторов, присущих различным этапам исторического, культурного развития страны, на процессы формирования.

9 Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Мысль, 1973; Файзуллин Ф. С. Устойчивое развитие общества как предмет социально-философского исследования. -Уфа:ЦСПИ АН РБ, 2005; Ядов В. А. Социология в современной России / В. А. Ядов // Социология. -1996. — № 12.

10 Вальков А. А. Философское постижение нации. Башкирск. гос. ун-т. — Уфа, 1998. — 156- Гуревич П. С. Философия. — М: ЮНИТИЕрасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Аспект Пресс, 1996; Ионии Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. — М.: духовной культуры обстоятельно изучались отечественной наукой. В качестве основных предметов изучения в молодежной проблематике выступали: молодежь в социальной структуре обществаособенности образа жизни молодежижизненные планы. Среди них можно назвать научные труды: П. И. Бабочкина, И. В. Бестужева — Лады, В. Н. Боряза, Ю. Р. Вишневского, Г. Д. Дмитриева, Г. Е. Зборовского, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, B.C. Комаровского, С. И. Левиковой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Н. В. Лясникова, Ю. В. Лясниковой, А. Л. Маршака, Г. В. Осипова, В. В. Павловского, С. М. Поздяевой, М. Н. Руткевича, Н. С. Слепцова, Е. Г. Слуцкого, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчева, Т. В. Черкасовой, В. Т. Шапко, К. А. Шварцман, В.Н. Шубкина11 и других.

Логос, 2000; Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).

— Уфа: БашГУ, 2000.

11 Ильинский И. М. Основы общей концепции воспитания жизнеспособных поколений: проект / И. М. Ильинский, Л. И. Бабочкин. — М., 1995; Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984; Вишневский Ю. Р. и др. Практикум по социологии молодежи. — М.: Социум, 2000; Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. — М.: Народное образование, 2005; Ильинский И. М. Молодежь, развитие цивилизации и культура мира. — М., 1997; Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. — М.: Социум, 2000; Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Akademia, 2003; Комаровский B.C. Некоторые проблемы измерения социальных установок // Вопросы философии. — 1979. — № 7- Левикова С. И. Молодежная культура. — М.: Вузовская книга, 2002; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. — СПб.: СПбГУП, 2000; Лясников Н. В., Лясникова Ю. В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М.: Издательство ВНИИФК, 2003; Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. — 1998. -№ 12. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога. — М.: КомКнига, 2006; Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический Проект, 2001. — 234- Лаврентьев С. Н., Саблин Т. В., Поздяева С. М. Новые формы общественной активности молодежи в условиях перестройки. — М.: Книга, 1990. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. — М.: Алетейя, 2001. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. — М., 1992. Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. — М.: Мысль, 1986. Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. — М., 1989. Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. — М.: Социум, 2000.

Определенный вклад в изучении социальных и культурных проблем молодежи внесен отечественными учеными — Ю. А. Зубок, А. С. Иваненковой,.

1 ?

А.А. Кара — Мурзой, О. И. Карпухиным, В. А. Лекторским, В. И. Чупровым. В сочинениях названных исследователей рассматривались социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи.

В диссертации исследовалось влияние деформации ценностно-нормативной системы на процессы индивидуализации сознания молодежи, происходящих на фоне социального контроля и отсутствия нравственных границ.

Проблема формирования духовных потребностей молодежи была и остается в сфере интересов исследователей, анализирующих разные аспекты данного процесса. Стремление отыскать пути решения данной проблемы и определило научную проблему диссертации. В теоретическом плане — это проблема исследования теоретико-методологических оснований развития духовных потребностей студенчества на стадии современного развития российского общества.

Объект исследования — современная студенческая молодежь, которая в постоянно изменяющемся современном мире выстраивает и реализует собственную иерархию духовных потребностей.

Предмет исследования — процесс формирования духовных потребностей у студентов высших профессиональных учебных заведений.

Целью диссертации выступает социально-философский анализ процесса формирования духовных потребностей студента в условиях трансформирующегося общества.

12 Зубок Ю. А. Интеграционный потенциал современного студенчества / Ю. А. Зубок // Россия накануне XXI в. — М., 1995. — Вып. 2. Кара-Мурза А. А. Новое варварство как проблема российской цивилизации. — М.: Логос, 2000; Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. — 2000. — № 3- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неоклассическая. — М., 2006; Чупров В. И. и др. Молодежь в обществе риска. — М.: Изд-во РАН, 2003.

Осуществлению поставленной цели подчинены следующие основные задачи исследования: проанализировать духовное состояние современного российского общества и его влияние на духовный мир студенчествавыявить сущность и социально-философские основания духовных потребностейопределить основные факторы, выполняющие значительную роль в формировании духовных потребностей студенчества с учетом стремительно, не всегда эволюционно происходящих изменений в политической, социальной и духовно-нравственной сферах обществасформулировать уровни развития духовных потребностей студентов высших профессиональных учебных заведений.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принципы историзма и системности. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологи, психологии и педагогики.

Научная новизна исследования состоят в том, что автором:

— выявлена сущность духовных потребностей студенчества как носителя ценностных ориентаций, среди которых сегодня доминируют не столько нравственно-этические и моральные постулаты, сколько эмпирическое, материально-центрированное отношение к современным жизненным реалиямустановлено, что формирование духовных потребностей современного студенчества выступает результатом взаимосвязанных между собой процессов воспитания, социализации и самоактуализации личности;

— раскрыта диалектика взаимосвязи духовных потребностей и ценностейпостроена идеальная модель их формирования у студенчества и выявлены ее конкретные характеристики (например, соотношение жизненной позиции и непосредственно смысла жизни в структуре личности такова, что во главе жизненной позиции стоит индивидуальный смысл жизни как духовная ценность);

— доказано, что формирование духовных потребностей у студенчества способствует формированию толерантного отношения к представителям окружающих этнических групп в условиях многонационального и многоконфессионального региона;

— выявлены коррелятивная взаимосвязь между духовным состоянием российского общества и духовными потребностями студенчества, необходимость определения перспектив формирования духовных потребностей студенчества, учитывающих новые жизненные и культурно образовательные реалии.

— обнаружено, что процесс становления духовной культуры студенческой молодежи характеризуется отрывом ценностных ориентаций от нравственного идеала, который не нуждается ни в каком «носителе», а обладает способностью к самоопределению;

— обосновано, что духовная потребность студента в творчестве связана с самой сутью природы человека как существа, свободно выбирающего между разными жизненными альтернативами.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы способствуют более глубокому пониманию необходимости формирования духовных потребностей студенчества, подчеркивают важность дальнейшей разработки данной проблемы совместными усилиями ученых, работающими в различных научных областях. Полученные результаты могут применяться в образовательной практике учреждений среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, социологии, педагогике, социальной работе, социологии образования и социологии молодежипредложенные формы и методы организации социокультурной деятельности могут применяться в образовательной деятельности высших профессиональных учебных заведений.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных и научно-практических конференциях, в том числе: международной научно-практической конференции «Социально-идеологические проблемы развития культуры и период глобализации» (Челябинск, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты современного развития России» (Пенза, 2006), республиканской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития торговли, бизнеса и малого предпринимательства» (Уфа, 2005) — а также нашли отражение в 11 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 2,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 257 наименований. Общий объем диссертации -170 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время значительные изменения приоритетов в социокультурном пространстве страны и ее регионов существенным образом сказались на расширении ценностного фундамента системы высшего профессионального образования. Не вызывает сомнения, что от того, какие убеждения и духовные потребности ценностные ориентации будут сформированы у студенчества, во многом зависит дальнейшая перспектива развития общества, государства и его членов.

Динамично и параллельно развивающиеся экономика и духовная жизнь общества предъявляют новые повышенные требования к студенчеству, не только как главной производительной силе в ближайшем будущем, но и как особой социально-демографической группе, которая уже определяет и еще предстоит в значительной степени влиять на духовную жизнь общества, его ценности и потребности.

В этом смысле происходит повышение роли высших профессиональных учебных заведений, в рамках образовательных и культурно-просветительских программ которых должно происходить формирование и развитие личности профессионала, нестандартно мыслящего, действующего творчески и стремящегося к постоянному профессиональному росту и личностному саморазвитию.

Подобные позитивные изменения происходят на фоне положительных тенденций в экономике, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, возрождением духовной культуры общества, переосмыслением ценностей и потребностей, обнадеживающих перемен в повышении социального статуса студенческой молодежи. Наряду с этими позитивными процессами происходит усиление патриотических настроений, увеличение престижа высшего профессионального образования, в значительной степени на рынке труда возникает экономическая заинтересованность в профессиональных кадрах, обладающих наряду с профессиональными качествами морально-нравственными устоями и духовными потребностями.

Методологическим аспектом выявления потребностей является достижение их оптимальной симметрии — материальных и духовных, то есть потребности духовные должны быть соразмерны по отношению к материальным. Взаимодополнение материальных и духовных потребностей способствует максимальной и безболезненной самореализации студенчества в трансформирующемся обществе. Таким образом, в условиях социальной трансформации общества ведущей сферой духовно-нравственного воспитания личности может стать социально-культурная деятельность, способствующая активизации процессов духовно-нравственного развития в единстве социализации и самореализации.

В ходе исследования нами было проведено исследование структуры и основных факторов формирования духовных потребностей, которые будут способствовать личностному преобразованию современной студенческой молодежи из объекта внешних воздействий в сознательного творца самого себя как индивида, личности, субъекта, основной вектор в жизнедеятельности которого — приумножение ценностей жизни и культуры, ядром которых является духовно-созидательное начало.

Анализ духовных потребностей студентов высших профессиональных учебных заведений позволяет выделить следующие характерные особенности их формирования.

Объектом обучения, воспитания и социализации в вузах преимущественно являются лица 17−22 лет возраста, проблема формирования личности которых стоит особенно актуально, поскольку именно в этот период происходит самоопределение человека, выработка его жизненной позиции, мировоззрения, становление своего «Я». Следует подчеркнуть, что если в прошлые годы в вузы в основном приходил своего рода «первый эшелон» молодежи, в подавляющем большинстве с высоким уровнем интеллектуального и духовного развития, то, как показывают современные исследования и практика, в последние годы в связи с «обвальной» коммерциализацией профессионального образования ее образовательный и культурный потенциал заметно снизился.

Существенной особенностью воспитательного пространства вуза является мотивация поступления в него. Несмотря на то, что для студентов высших профессиональных учебных заведений стремление получения образования достаточно тесно увязано с идеей получения диплома, данный мотив на первом плане, но не является превалирующим. Гораздо важнее для студенчества достижение жизненного успеха, которое можно рассматривать как материальную, так и духовную составляющую, задавая при этом определенную систему образовательно-воспитательных координат. В этом отношении студенты вузов представляют собой более благоприятный объект воспитательного воздействия, которое, в силу специфики их ориентации на профессию, профессиональный успех, очевидно, должно осуществляться, в первую очередь, в ходе профессионального образования и обучения. Важно доказательно сформировать у студенчества представление о том, что достижение жизненного успеха в значительной степени связано с ростом духовных потребностей.

Анализ особенностей объекта воспитания дает основание считать, что специфика студенческого сознания, с одной стороны, создает реальные предпосылки для эффективного воздействия в направлении поставленных целейс другой стороны — препятствует их реализации. Можно утверждать, что, несмотря на достаточно высокий уровень солидарности объекта (студенчество) с такими целями воспитания как гуманистическое мировоззрение, патриотизм, нравственность, существуют серьезные препятствия для утверждения этих качеств. Они связаны, главным образом, с деструктивным воздействием различных социальных сил, зачастую использующих энергию молодежи в своих корыстных целях. В практической воспитательной деятельности необходимо осуществлять постоянную диагностику степени проявления и сочетания негативных и позитивных черт сознания объекта.

Современный вуз, несмотря на свой статус и профессиональную ориентацию должен целенаправленно добиваться успеха в формировании у молодежи нравственной культуры, делая акцент на устойчивые духовно-этические категории, во многом связанные с его функционированием в условиях многонациональными и многоконфессиональными особенностями Республики Башкортостан. В целом мы можем отметить, что в действующей в настоящее время воспитательной системе используются такие формы и методы работы, которые способствуют развитию духовных, нравственных и эстетических ценностей, гармонизируют и всесторонне развивают личность.

Для этого в учебном заведении должен быть создан комплекс необходимых условий, включающий не только высококвалифицированные профессионально-педагогические кадры, достаточную материально-техническую базу, но и накопленный значительный опыт в области воспитательной деятельности, в том числе и в советский период. Вместе с тем мы считаем, что именно использование социокультурной деятельности в качестве основного содержания и вида воспитательной работы позволило нам добиться более высоких результатов в формировании и развитии личности будущих специалистов высшего звена, соответствующих требованиям современной социально-экономической ситуации, обладающих значительным общекультурным багажом и выступающих носителями социальных, общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей.

Проведенный нами анализ современного состояния и перспектив развития системы высшего профессионального образования, роли воспитательных и ценностно-ориентирующих процессов в совершенствовании образовательной практики и духовной сферы позволяет утверждать, что Республика Башкортостан занимает достойное место среди субъектов Российской Федерации, имеющих развитые устойчиво функционирующие воспитательные системы.

Нравственное становление личности и обретение ею определенных общественно-значимых ценностей и духовных потребностей происходит под влиянием объективных условий — достижении социально-экономической жизни и поэтому особое значение сегодня приобретает формирование духовно-нравственной культуры, нравственного сознания и адекватных поведенческих действий будущих специалистов на рынке труда. Формирование соответствующих ценностных ориентаций и духовных потребностей создает благоприятные условия для успешной самореализации студенчества в духовной и иной социальной жизни общества: обеспечивает условия для выявления, раскрытия и развития способностей и талантов студенческой молодежисодействует всестороннему развитию личности, формированию ее объективной самооценкиприобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской деятельностиразвивает у молодых людей способность к самостоятельным обоснованным суждениям и выводампозволяет студентам рационально организовывать собственный досуг, отвлекает их от приобретения вредных привычек и вырабатывает неприятие антиобщественных форм поведенияпредоставляет молодым людям широкую возможность испытать свой личностный потенциал в решении актуальных задач по различным направлениям экономики и сервиса с учетом современных критериев.

Несмотря на то, что определяющими факторами в становлении нравственной культуры молодежи, формировании устойчивых ценностных ориентаций является социокультурный уровень развития общества, сами по себе объективные предпосылки еще не гарантируют его высоконравственных позиций. Как следует из нашего анализа, наиболее очевидными для большинства выпускников высших учебных заведений являются: собственный престиж, высокое материальное положение, реализация творческих возможностей, активные социальные контакты, взаимопомощь, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

В соответствии с этим целесообразна организация в высших профессиональных учебных заведениях диагностики духовных потребностей студенческой молодежи с анализом процесса их формирования в образовательном процессе с учетом прогностических оценок.

При последовательной реализации обозначенных нами направлений образовательной деятельности с учетом накопленного опыта, традиций и социокультурной ситуации, может сложиться эффективная система разумного опосредованного управления духовными потребностями студенчества, что в свою очередь может привести к качественно новому сдвигу в социальном укладе трансформирующегося общества.

Изложенные в диссертации выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества. В частности, в более детальном изучении нуждается проблема влияния модернизации современной образовательной системы на формирование духовных потребностей студенчества в сфере высшего профессионального образования Республики Башкортостан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998.-310 с.
  2. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -228 с.
  3. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подходы / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — С. 3−37.
  5. А.А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000. — 356 с.
  6. .Л. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям (по материалам социологических исследований) / Б. Л. Алексеев, Г. Г. Тихомирова. Чебоксары, 1994. — 150 с.
  7. П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: ТЕИС, 1996. — 568 с.
  8. П.В. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды. -М.: Академический проект, 1999. — 658 с.
  9. Л.А. Профессиональное самоопределение молодежи: учебное пособие. Уфа: БГПУ, 2002. — 144 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  11. П.Андреев А. Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи / А. Л. Андреев // Вестн. Рос. академии наук. 2005. — № 7. — С. 587−591.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  13. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. -168 с.
  14. , З.Г. Духовность как мера развития личности / З. Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность: тез. межвуз. конф. Казань: КГАКИ, 1994. — С. 18−20.
  15. Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.
  16. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1973.-221 с.
  17. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. — 115 с.
  18. А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: науч.-публицист. вестник.-М., 2001.-С. 8−18.
  19. В.Ф. Античная философия. М., 2001.-400 с.
  20. Я.У. Социологическое понимание ценностных ориентаций / Я. У. Астафьев // Социология образования. Труды по социологии образования / под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии РАО, 1993.- 106 с.
  21. А.Н. Формирование нравственной культуры студенчества (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук. Уфа, 1997.- 170 с.
  22. A.M. Методология исследования духовной культуры молодежи: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 112 с.
  23. A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. Уфа, 1998. — 132 с.
  24. P.M. Методологический анализ системы потребностей студенчества / P.M. Байгильдин // Формирование и функционирование научной картины мира. Уфа, 1985. — 274 с.
  25. P.M. Формирование разумных потребностей студентов: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 1987. — 25 с.
  26. B.C. Социальная философия: учебник. 2-е. изд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-560 с.
  27. В.А. Духовная культура личности. -М., 1986. 108 с.
  28. Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Полис. 2000. — № 6. — С. 51−65.
  29. Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис.. канд. филос. наук. Тверь, 2004. -144 с.
  30. С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (На материале цикла педагогических дисциплин): дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 197 с.
  31. Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. — 310 с.
  32. Н.М. Человек и его потребности. М.: Форум, 2000. — 199 с.
  33. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
  34. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 392 с.
  35. П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  36. И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: автореф. дис. д-ра филос. наук. Ставрополь, 2000. — 42 с.
  37. А.Г. Молодежь и политика: возможности и пределы студенческой самостоятельности на востоке России (1961−1991 гг.). -Новосибирск, 2002. Ч. 1. — 242 с.
  38. ЗБ.Бородина Н. К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.-129 с.
  39. А.О. Моделирование социальных систем. Концепция и основные категории / А. О. Бороноев, Ю. М. Письмак, П. И. Смирнов // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 8687.
  40. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С. 3−9.
  41. А.П. Сдвиг в ценностном измерении / А. П. Вардомацкий // Социологические исследования. 1993. — № 4. — С. 46−55.
  42. О.В. Образование в системе духовных ценностей молодежи / О. В. Василенко // Вестн. Чувашского гос. пед. университета им. И. Я. Яковлева.-2001.-№ 4.-С. 8−10.
  43. О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования): дис. канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. — 146 с.
  44. М. Основные социологические понятия: избр. произведения. -М&bdquo- 1990.-687 с.
  45. Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 156 с.
  46. Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. -№ 2.-С. 56−64.
  47. В.Н. Онтология личности. Иваново: ИвГУ, 2001. — 380 с.
  48. A.M. Ценности: проблема обоснования: дис.. д-ра филос. наук. М., 1994.-243 с.
  49. Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН СССР, 1983.-500 с.
  50. Г. П. Духовные ценности и судьба России / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−6. — С. 23.51 .Габдулхаков P.P. Аксиологические императивы образования. Уфа: БИРО, 1999.-86 с.
  51. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. -2002.-№ 1.-С. 96−105.
  52. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 96 114.
  53. Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни. -Уфа: НУР, 1997.-248 с.
  54. Г. Г. Межэтнические отношения как объект социальной технологии / Г. Г. Галиев, В. И. Сперанский. Уфа: Изд-во БашГУ, 2001.-284 с.
  55. .С. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Б. С. Галимов, Г. Х. Мусин. Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. — 284 с.
  56. .С. Новые перспективы философского исследования. Проблемы духовного развития человека / Б. С. Галимов, И. Г. Васильева. Уфа, 2001. — 52 с.
  57. P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки.-Уфа, 1996.-200 с.
  58. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. — 258 с.
  59. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. — 345 с.
  60. JI.А. Стереотипы сознания студенческой молодежи: Опыт социологического анализа / Л. А. Гегель, Л. Н. Москвичева. М.: НИИВО, 1994.-36 с.
  61. Гершу некий Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2002. — № 7.-С. 3−13.
  62. .С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  63. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. — 280 с.
  64. Л.З. Образование в условиях трансформации общества: Социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук. М, 2004. -141 с.
  65. Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Категориальный анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук. -Карачаевск, 1998. 28 с.
  66. Т.Л. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (Опыт конкретно-социологического анализа). М., 2000.-С. 18−19.
  67. Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: Личность, социум, культура: дис.. канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2004. — 149 с.
  68. Г. В. Личность как аксиологическая проблема: дис.. д-ра филос. наук. СПб., 1993. — 286 с.
  69. С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МТН, 1995. -256 с.
  70. .Л. Ценности / Б. Л. Губман // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 2. — С. 342 343.
  71. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. -С. 33−35.
  72. Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект / Л. А. Гусейнова // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 67−74.
  73. Л.А. Философско-методологические проблемы становления универсального человека: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Минск, 1992.-45 с.
  74. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России / Н. И. Лапин, Л. А Беляев, Н. Ф. Наумова, А. Г. Здравосмыслов. М., 1996. 116 с.
  75. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  76. Н.Н. Нравственное содержание духовности: автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1995. — 17 с.
  77. В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2003. — № 4. — С. 166−177.
  78. В.И. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции / В. И. Добрынина, Г. И. Кухтевич. М., 1993. — 260 с.
  79. О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум: Промомедиа, 1995.-239 с.
  80. Ю.Н. Студенческой молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентиры, взгляд в будущее / Ю. Н. Дорожкин, Э. С. Гареев, Т. А. Зайцев. Уфа, 1997. — 67 с.
  81. JI. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в Российском обществе / Л. Дробижева // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. М., 2001. -Вып. 3−4. — С. 67−75.
  82. М.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества: автореф. дис. канд. социол. наук. Хабаровск, 2002. — 23 с.
  83. Ю.А. Интеграционный потенциал современного студенчества / Ю.А. Зубок//Россия накануне XXI в.-М, 1995.-Вып. 2.-С. 118−129.
  84. Ю.А. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации / Ю. А. Зубок // Федеральный справочник
  85. С. Социализация молодежи и перспективы развития образования / С. Иванченков, А. Кусканова // Россия XXI. 1995. — № 9−10.-С. 60−69.
  86. С.Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский // Молодежь в условиях социально- экономических реформ. СПб., 1995. — С. 45.
  87. И.М. Молодежь, развитие цивилизации и культура мира. — М., 1997.- 188 с.
  88. И.М. Основы общей концепции воспитания жизнеспособных поколений: проект / И. М. Ильинский, Л. И. Бабочкин. -М, 1995.-80 с.
  89. Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 80−90.
  90. История человечества. Россия / под ред. А. Н. Сахарова. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. — Т. VIII. — 755 с.
  91. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М., 1998.-319 с.
  92. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  93. Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1999. 160 с.
  94. А.А. Теория духовности (Светское исследование). -СПб., 1997.-40 с.
  95. М.Ф. Духовность как социальное явление / М. Ф. Калашников // Новые идеи в философии. М., 1996. — Вып. 5. — С. 7984.
  96. А.Я. Мир истинной духовности и система образования. Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. — 188 с.
  97. А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: БашГУ, 2003. — 172 с.
  98. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. -2000.- № 3. с. 124−129.
  99. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социологические исследования. 1998. — № 12. — С. 89−94.
  100. О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) / О. И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 180 192.
  101. Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис.. канд. психол. наук. — Самара., 2003.- 183 с.
  102. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.-187 с.
  103. А.И. Социальная теория и практика. М.: Социум, 2002. — 320 с.
  104. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -52 с.
  105. Коган J1.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988 — 283 с.
  106. В.В. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие в 2-х ч. / В. В. Колков, И. М. Лаврененко. М.: Социум, 2002. -Ч. I.-218 с.
  107. Кон И. С. Молодежь / И. С. Кон // БСЭ. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16.-320 с.
  108. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
  109. Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования / Д. Л. Константиновский, под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
  110. Д. Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью / Д. Л. Константиновский // Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / ред. сост. Д. Л. Константиновский. М.: ЦСП, 2003. — С. 134−156.
  111. Концепция и республиканская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002 2010 годы. — Уфа: MHO РБ, 2002.-43 с.
  112. Концепция национального образования и принципов изучения родных языков. Уфа, 2005. — 29 с.
  113. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации: одобрена приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  114. Н.Н. Глоссарий по молодежной политике / Н. Н. Косаренко, В. К. Криворученко, В. К. Татаринов. М.: Социум, 2002. -240 с.
  115. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: учеб.-метод. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Акад. проект, 2000. — 240 с.
  116. В.В. Равнодушие как социальная патология / В. В. Краевский // Образование в процессе гуманизации современного мира: матер. IV Междунар. Лихачевских науч. чтений, 20−21 мая 2004 г. -СПб.: СПбГУП, 2004. С. 50−53.
  117. Р.А. Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством (социально-философский анализ): дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 2003. — 159 с.
  118. С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
  119. Ю.И. О месте понятия «социализация» в категориальном аппарате современной педагогики / Ю. И. Кривов // Вестн. Рос. гуманитарного науч. фонда.-2003.-№ 1 (ЗО).-С. 179−191.
  120. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. М., 1998.- 139 с.
  121. Н.Н. Нравственная потребность как проблема современной этики (методологический аспект): автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев, 1991. — 16 с.
  122. В.И. Трудности межличностного общения: автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1992. — 28 с.
  123. Т.Н. Ценностные установки студенческой молодежи: социологический аспект / Т. Н. Кухтевич // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 124 с.
  124. И.Е. Разумные потребности личности в концепции социалистического образа жизни: автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1988.-21 с.
  125. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.-314 с.
  126. Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
  127. Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2001. — 428 с.
  128. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1997. 149 с.
  129. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительного социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 98−104.
  130. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. — 519 с.
  131. В.Т. Молодежь в условиях кризиса / В. Т. Лисовский // Народное образование. 1994.-№ 5.-С. 11−17.
  132. В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента / В. Т. Лисовский // Социально-демографический портрет студента / редкол.: Э. К. Васильева и др. — М.: Мысль, 1986.-С. 7−18.
  133. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  134. А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. — № 6. — С.81 -89.
  135. А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: РИО БашГУ, 2001.-226 с.
  136. С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 152 с.
  137. К.В. Формирование разумных духовных потребностей личности подростка в условиях современной России: дис.. канд. филос. наук. М., 2002. — 180 с.
  138. М.К. Необходимость себя. Введение в философию: докл., ст., филос. заметки / М. К. Мамардашвили, под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. — 430 с.
  139. Л.В. Духовный императив устойчивого развития / Л. В. Мантатова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2003. — № 2. -С. 87−95.
  140. К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 27.
  141. Н.А. Формирование ценностных ориентаций личности студента: дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1993. — 157 с.
  142. Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 213 с.
  143. А.А. Человек как объект философского знания / А. А. Миголатьев // Социально-философский журнал. 1998. — № 2. — С. 6768.
  144. Ю.В. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи / Ю. В. Миков // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С. 85−99.
  145. В.Г. Толерантность как экзистенциональное состояние человека: Социально-философский аспект: дис.. канд. филос. наук. — Ульяновск, 2003. 154 с.
  146. Е.А. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночных отношений Астраханской области: автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб., 2000. — 23 с.
  147. Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. — 23 с.
  148. Молодежь России: три жизненные ситуации / Добрынин В. И. и др. -М.: ИНИОН РАН, 1998.-217 с.
  149. В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ / В. В. Морозов, А. П. Скробов // Социально-политический журнал. 1998. -№ 1. — С. 148−154.
  150. О.Ф. Планомерность и стихийность в процессе социализации индивида / О. Ф. Морозова // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Проблемы социального прогнозирования. Красноярск, 1985. — Вып. XX. — С. 51−63.
  151. А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2005. — 304 с.
  152. В.И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни / В. И. Мурашев // Школа духовности. 1999. — № 6. — С. 21−35.
  153. Г. Х. Потребности и духовный мир личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 169 с.
  154. Г. Х. Через диалектику потребностей и духовного мира к устойчивому развитию. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. — 206 с.
  155. Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: информационно-аналитический бюллетень № 1 / под ред. М.Дж. Киекбаева- Уфа: РУНМЦ МО РБ. 2005. — 68 с.
  156. Э.А. Философия и духовный мир личности / Э. А. Недзвецкая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1997. — № 3. — С. 77−85.
  157. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М., Воронеж, 2000. — 183 с.
  158. С.А. Генезис понятия духовности. М., 1991. — 278 с. — Деп. В ИНИОН РАН 27.11.91, № 45 360.
  159. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 148 с.
  160. Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник / Комитет гос., статистики Республики Башкортостан. Уфа, 2006. — 133 с.
  161. E.JI. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. — 184 с.
  162. Педагогическая антропология: учеб. пособие / автор-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. — 576 с.
  163. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  164. JI.E. Динамика жизненных ориентаций учащейся молодежи: общее и особенное / JI.E. Петрова // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — С. 99−108.
  165. Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. СПб., 2000. — 241 с.
  166. Г. В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1998. — № 2. — С. 3−32.
  167. В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. — 254 с.
  168. Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития: автореф. дис.канд.филос. наук. М., 1991.-23 с.
  169. Президентская программа «Молодежь Башкортостана». Уфа, 2001.-59 с.
  170. Н.И. Нравственные потребности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. — Тамбов, 1999.-208 с.
  171. З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1995. — 24 с.
  172. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995. — 348 с.
  173. Прогнозирование социальных потребностей молодежи / отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1978. — 207 с.
  174. Программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Уфа: Изд-во БИРО, 2004. — 30 с.
  175. В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи: автореф. дис.. канд. филос. наук. Н. Новгород, 1997. — 31 с.
  176. Профессиональное образование в Республике Башкортостан: состояние, перспективы, проблемы развития Уфа: МО РБ, 2006 — 70с.
  177. Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: методическое пособие. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 64 с.
  178. Разживина J1.B. Развитие и формирование ценностныхориентаций у студентов педагогических вузов: автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1990. — 18 с.
  179. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  180. З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: БашГУ, 2000. — 304 с.
  181. О. Философия воспитания. М., 1990. — 121 с.
  182. В.А. Духовность как культурная ценность личности / В. А. Ремезов // Философские науки. 1997.-№ 2.-С. 158−161.
  183. К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. М., 1986. — С. 201−230.
  184. В.М. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 75.
  185. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования / Н. С. Розов // Социально-философские проблемы образования: сб. статей / ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. -М., 1992.-С. 10−34.
  186. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
  187. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т. 1. — 1993. — 608 е.- т. 11.- 1998−1999.-672 с.
  188. . Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. -М., 1980.- 38 с.
  189. СЛ. Человек и мир. М., 1997. — 192 с.
  190. К.В. Социализация в современных условиях (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук. -Красноярск, 2003. 389 с.
  191. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1961.- 194 с.
  192. М.Н. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи / М. Н. Руткевич, В. П. Потапов. М.: МТ РФ, 1995.-224 с.
  193. .А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 94.
  194. .А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества / Б. А. Ручкин, В. А. Родионов, А. В. Пыжиков // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 1.-С. 146−165.
  195. Ю.Т. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций: автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1982.- 18 с.
  196. Э.И. Потребности и пути их развития / Э. И. Сакун, Н. А. Пронина. Саратов, 2003. — 65 с.
  197. Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи / Р. З. Салиев // Социологические исследования. 1997. -№ 5. — С. 110−117.
  198. В.А. Штрихи к поколению 90-х годов / В. А. Сибирев, Н. А. Головин // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 23−28.
  199. В.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В. А. Сибирев, Н. А. Голович // Социологические исследования. 1998. — № З.-С. 106−117.
  200. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека / И. В. Силуянова // Философские науки. 1990. — № 12. — С. 100−105.
  201. Г. Н. Молодежная субкультура: нормы и ценности / Г. Н. Скляренко // Тендер, власть, культура: социально-антропологический подход: межвузовский научный сб. / отв. ред. Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 2000. — С. 120 121.
  202. В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2005. — 192 с.
  203. К. Молодость, переходный период и нестабильность / К. Соарес // Международный журнал социальных отношений. 2000. — № 31.-С. 100.
  204. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / под ред. Т. И. Кухтевич. М., 1992. — 180 с.
  205. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. — 861 с.
  206. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  207. Социология в России / под ред. В. Л. Ядова. М., 1998. — 694 с.
  208. Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. Ростов-н/Д., 2001. — 575 с.
  209. Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. 460 с.
  210. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (Опыт конкретно-социологического анализа) / Л. А. Гегель, Б. Ф. Григорьев, В. И. Левашов и др. М., 1994. — 54 с.
  211. Л.И. Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность: опыт регионального исследования: дис.. канд. социол. наук. Майкоп, 2005. — 185 с.
  212. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.-354 с.
  213. Тейяр де Шарден Феномен человека. М., 1988. — 256 с.
  214. А.Н. Молодежное измерение процессов социализации и глобализации / А. Н. Тесленко // Глобальное пространство культуры: матер. Междунар. науч. форума, 12−16 апреля 2005 г. СПб.: Центр изучения культуры, 2005 г. — С. 446−450.
  215. М. Жизненная ориентация как феномен сознания. М.: Мысль, 1974.-277 с.
  216. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополнительное. — М.: ООО «НТН ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
  217. А. Футуршок. М., 1973. — С. 304−310.
  218. .А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. — 153 с.
  219. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. -349 с.
  220. А.К. Духовная жизнь общества: пробл. методологии исследований. -М.: Мысль. 1980. -271 с.
  221. А.Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества. Уфа: Даурия, 2000. — 94 с.
  222. В.Г. Духовное и практическое освоение действительности. М.: Наука, 1992. — 136 с.
  223. Феномен человека. Антология / сост. П. С. Гуревич. М., 1993. -349 с.
  224. В.М. Духовные ценности на современном рынке / В. М. Фигуровская // Реформируемая Россия: социальные аспекты. М., 1999. С. 74−75.
  225. Ф.Р. Молодежь / Ф. Р. Филиппов // Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.-С. 297.
  226. Г. Н. Воспитание как социокультурный феномен. М., 2003.- 148 с.
  227. Философский энциклопедический словарь, 1883. М., «Сов. Энцикл. — С. 518.
  228. В.Н. ». И ропщет мыслящий тростник" (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: УТИС, 2000. -182 с.
  229. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -499 с.
  230. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  231. Н.Е. Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты: дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2004. — 149 с.
  232. В.Е. Социально-психологический портрет современного студента. М., 2003. — 54 с.
  233. И.Н. Аксиологическая детерминация человеческой деятельности: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2002. — 21 с.
  234. В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1983.-46 с.
  235. А.З. Образ жизни как фактор социализации личности: дис.. канд. социол. наук. Казань, 1999. — 155 с.
  236. Л. Теории личности (Основные положения, исследование и применение): пер. с англ. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-606 с.
  237. В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001. — 230 с.
  238. И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.-Воронеж, 1998. -186 с.
  239. В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХвека: курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. М.: Флинта, 1998. — 272 с.
  240. , Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей / Ю. В. Шаров // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. НГПИ. Новосибирск, 1970. — Вып. 47. — С. 176 177.
  241. В.Н. Социальные ценности: философе ко-социологический анализ: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Н. Новгород, 1992.-38 с.
  242. В.Х. Ценность / В. Х. Шохин // Новая философская энциклопедия: в 4х т. / Институт философии РАН, Нац. общ.-науч.фонд. М.: Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 320−323.
  243. В.А. Социология в современной России / В. А. Ядон // Социология. 1996. — № 12. — С. 56−59.
  244. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. — 323 с.
Заполнить форму текущей работой