Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен философской веры как фактор становления и реализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема, касающаяся кризисного состояния, в котором оказалось общество и личность, была актуальна на протяжении всего XX столетия. Анализом данной проблемы занимались такие мыслители как К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга. Большинство авторов отмечает, что причиной кризиса, в котором оказалось общество, стало то, что материальная сторона культуры развивалась намного активнее и достигла… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вера как многоаспектное понятие. Роль философского аспекта веры в становлении человека в XX веке
    • 1. 1. Смысловая неоднозначность понятия веры и пути структурирования его смыслового поля
    • 1. 2. Кризис веры и проблема личности в философии XX столетия
    • 1. 3. Место философской веры в процессе формирования духовной целостности личности
  • Глава 2. Роль философской веры в разрешении современных общественно значимых противоречий
    • 2. 1. Способ реализации философской веры в контексте тендерных отношений
    • 2. 2. Место философской веры в формах активности личности в условиях повседневности

Феномен философской веры как фактор становления и реализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем кризисным состоянием, в котором находится личность в современном меняющемся обществе. «Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей» [113, с. 21]. Данное диссертационное исследование и является попыткой внести свой вклад в формирование «новой структуры ценностей».

Тема, касающаяся кризисного состояния, в котором оказалось общество и личность, была актуальна на протяжении всего XX столетия. Анализом данной проблемы занимались такие мыслители как К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга. Большинство авторов отмечает, что причиной кризиса, в котором оказалось общество, стало то, что материальная сторона культуры развивалась намного активнее и достигла больших успехов, нежели духовная (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Й Хейзинга, А. Швейцер, К. Манхейм). Изменились условия существования человека, его материальные и технические возможности возросли настолько, что материальное начало превалировать над духовным. Современная развитая техническая сфера не только не способствует, но и делает невозможным появление творческой, саморазвивающейся личности. Напротив, рост технического развития привел, по мнению X. Ортета-и-Гассета, к возникновению «человека-массы». Забвение своих культурных истоков привело к нивелированию индивидуальности, каких бы то ни было различий, к господству «среднего человека». К. Манхейм в качестве причины кризиса также называл массовизацию общественной жизни, вследствие которой разрушаются фундаментальные основания культуры [см: 102]. В современном мире утрачивается непосредственное отношение человека к природе, к другому человеку. Распространяются функциональные связи, коммуникации между людьми, как пишет.

К. Ясперс, строятся на поверхностных основаниях, безразличных к их подлинному бытию. Это приводит к дефициту живого переживания, дефициту непосредственно личностных связей.

На рубеже веков эта тема достигла своей «пиковой точки», что нашло выражение в констатации «смерти субъекта» в современной философской практике. Кризис приобрел системный характер, охватив все сферы жизнедеятельности личности, и, что особенно важно, практически разрушив те основы, на которых строилась и держалась духовность личности.

Современный человек лишен духовного измерения в своем восприятии мира, для него характерно отсутствие глубоких внутренних ориентиров. Вся жизнь его, как правило, проходит на обыденном уровне повседневности, в котором его естественным состоянием становится потребительство, в том числе и духовное. Отношения между людьми принимают отчужденный характер и редуцируются зачастую к взаимным манипуляциям. Отсутствие аутентичной иерархии ценностей приводит к усреднению качеств личности, реализация которой сводится к имитации стереотипов, предлагаемых масскультом. Известно, что элементарным утверждением массовой психологии является то, что, вливаясь в массу, личность умаляется в нравственном и духовном отношении. Таким образом, личность как бы исчезает, нивелируется и в этом смысле действительно наступает «смерть субъекта».

Противостоять материальной и моральной мощи внешнего мира крайне сложно, для этого «человек нуждается в очевидности собственного внутреннего трансцендентного опыта, который только и может удержать его от неизбежного вне этого опыта превращения в несамостоятельную частицу массы» [190, с. 14]. К.-Г. Юнг считает, что только опыт личной соотнесенности с трансцендентным началом может определить самостоятельность и свободу личности. При этом сопротивление массе может оказать только тот, кто сумел организовать свою индивидуальность в не меньшей мере, чем масса. А организация индивидуальности, с нашей точки зрения, должна начинаться, в первую очередь, с организации своего пространства духовности.

Самое решающее, — писал М. Вебер, — сделать духовное начало столь сильным, чтобы оно вновь направляло ход развития" [35, с. 338]. Поиск духовной основы современности должен помочь человеку преодолеть обыденное понимание жизни и самотождественность личности. Результатом такого поиска должно быть обретение новой реальности, которая существует в духовном и символическом планах. «Причем реальность, которая обретается, может быть понята как мир, в котором могут быть разрешены основные экзистенциальные проблемы и дилеммы, волнующие современного человека» [133, с. 353].

Сегодня одним из центральных направлений в поисках основ новой духовности является попытка возрождения религиозной веры, которое стало казаться «чуть ли не панацеей от массового нравственного оскудения, от ценностного вакуума, в который попали люди» [31, с. 32]. При чем отмечается навязчивый характер христианизации населения, сопровождающийся попытками установить тесную прямую взаимосвязь религии и нравственности. То есть религиозность должна, безусловно, положительно влиять на нравственность, а отказ от веры в Бога должен неизбежно приводить к безнравственности. Но, как писал К.-Г. Юнг «вероисповедание» означает определенное коллективное убеждение, которое представляет церковь, и которое у слишком многих верующих покоится не на личном духовном опыте, а на необдуманной вере. Поэтому принадлежность к тому или иному вероисповеданию чаще является не выражением веры, а выражением общественных отношений и, следовательно, не участвует в образовании индивидуальности. Посещение церковных служб, следование религиозным правилам сейчас в большей мере исполняет эстетическую, а не духовную функцию. Поэтому следование церковно-религиозным обрядам часто может иметь только внешнее отношение к духовной жизни человека, никак не стимулируя его духовного роста.

Однако разделение веры и знания в любом случае является симптомом раздвоенного сознания, характерным для состояния духа нового времени. И восстановление полноценного и цельного человека невозможно путем повышения уровня знания и подавления веры. Но, с нашей точки зрения, необходимо по-новому, феноменологически «подойти» к понятию вера для того, чтобы регенерация личности на таких основаниях имела свой смысл.

Конечно, вера традиционно понимается в религиозном контексте. Но даже и так понятая, она меняет с течением времени свою сущность, свое содержание. Сегодняшнее время как раз и является временем, когда смысл понятия «вера» должен существенно поменяться, для того, чтобы мы не потеряли его совсем. С нашей точки зрения, сегодня необходимо отказаться от религиозного контекста, как единственно возможного в исследовании веры, с тем, чтобы сохранить значимость этого понятия в принципе. Говоря о религиозной значимости атеизма, П. Рикёр пишет о том, что он расчищает место для пост-религиозной веры, веры пост-религиозной эпохи. Она обусловлена нашим усилием утвердить бытие в условиях его нехватки [см.: 151]. Важно не профанировать данное понятие, заменяя веру в Бога верой в социальный успех, в будущее, или еще как-нибудь иначе осмысливая веру как способ успешной реализации себя в социальной жизни. Вера должна оставаться в первую очередь способом духовного развития индивида. В данном исследовании мы пытаемся философски осмыслить понятие веры, что приводит к формированию концепции философской веры. С одной стороны мы продолжаем дело, начатое еще К. Ясперсом, опубликовавшим свой труд под названием: «Философская вера». А с другой стороны, пытаемся преодолеть определенную узость взгляда, которой не избежал К. Ясперс. В наши задачи входило представление концепции философской веры так, чтобы она была приемлема для человека вне зависимости от его взглядов и отношений к какой бы то ни было религиозной системе. Это особенно важно и необходимо еще и потому, что сегодня на первый план выдвигается проблема веротерпимости и единения различных религий на основе общих ценностей человеческого существования [см: 117]. Таким образом, актуальность данного исследования состоит в рассмотрении веры как философско-антропологической категории. Такой подход позволяет находить новые возможности выхода из кризисной ситуации, в которой оказалась сегодня личность.

Степень разработанности темы.

Анализ степени разработанности выдвинутой нами проблемы приводит нас к необходимости разделения научной литературы по данному вопросу на несколько категорий.

Прежде всего, это работы, посвященные анализу понятия философской веры. Надо сказать, что в таком качестве оно до сих пор остается практически не разработанным, исключение составляют работы К. Ясперса и П. Тиллиха, посвященные целенаправленному философскому осмыслению веры. Что касается современности, то можно отметить работы А. А. Новикова, М. А. Можейко, однако здесь вера определяется не феноменологически, а через предмет, на который она направлена. Для многих же авторов это словосочетание остается лишь образным выражением и несет произвольный смысл. С другой стороны, существует литература, посвященная переосмыслению содержания понятия веры (Н.В. Басакова, И. А. Бескова, В. П. Большаков, Н. З. Бросова, Н. С. Коноплев, С. А. Нижников, В. Е. Никитин, А.И. Шафоростов). Варианты классификаций смыслов, вкладываемых в понятие веры, представлены в трудах М. Т. Андрюшенко, Д. И. Дубровского, Е. А. Евстифеевой, Д. В. Пивоварова, А. В. Романова.

О кризисном состоянии, в котором находится сегодня личность, писали такие авторы как К. Манхейм, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинги, А. Швейцер, К. Ясперс. В рамках экзистенциальной философии связь кризиса личности с кризисом веры выражалась в утверждении возможности жить без веры (А. Камю, Ж.-П. Сартр), без абсолютных ценностей (Ж.-П. Сартр). Однако в экзистенциализме существует и иное направление, в котором не только есть место вере, но и утверждается абсолютная ценность веры в процессе становления личности и утверждения ее в «подлинном существовании» (Г. Марсель, П. Тиллих, М. Хайдеггер, К. Ясперс). В психоанализе 3. Фрейда источником кризисного состояния личности является борьба не личности и общества, а внутриличностный конфликт между Id, Ego и Super Ego. В работах таких ученых как В. Н. Волошинов, В. М. Лейбин, И. М. Меликов, И. И. Плеханова, М. Ширвиндт психоанализ рассматривается как учение, отрицающее специфическое духовное измерение жизни личности, признающее поиск ответа на вопросы о смысле, целях и ценности жизни в качестве проявления невротического состояния. Наиболее радикальная позиция в усмотрении сущности кризисного состояния личности и общества отражена в рамках постмодернизма, провозгласившего «смерть субъекта» (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко).

Исследованию сущности духовности личности посвящены труды Н. А. Бердяева, А. Я Канапацкого, И. А. Кудашева, А. Ф. Лосева, А. С. Кармина, О. Н. Козловой, А. Д Леонтьева, Г Марселя, И. Меликова П. А. Флоренского, Й. Хейзинги.

Анализ природы и сущности символа осуществлен в исследованиях следующих ученых: А. Р. Абдулин, Р. Барт, М. М. Бахтин, И. А. Бескова, О. А. Кармадонов, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, A.M. Поляков, М. Пятигорский, П. А. Флоренский, К.-Г. Юнг.

Проблема реализации тендерных отношений в современном социальном пространстве рассматривается в работах таких исследователей как Г. А. Брандт, А. В. Визгина, Н. Габриэлян, Е. С. Гвоздева, К. Х. Делокаров, Р. И. Ерусланова, И. А. Жеребкина, Г. Зиммель, В. В. Знаков, Е. М. Зуйкова, О. Г. Исупова, В. Н. Кириллина, И. С. Кон, Л. В. Попова, В. В. Потапов, О. В. Рябов, Г. Г. Силласте, А. Ю. Стойлик и др.

Проблема существования массового сознания в пространстве современной повседневной реальности рассматривается в трудах К. З. Акопяна, П. Бергера, В. М. Бехтерева, С. Н. Бледного, Ж. Бодрийара, П. С. Гуревича, И. А. Журавлевой, B. JL Иноземцева, И. Т. Касавина, В. И. Кудашева, Т. Лукмана, В. И. Самохваловой, С. П. Щавелева.

Анализ степени разработанности проблемы приводит к выводу о том, что вера до сих пор не оформлена в качестве философской категории. Следствием существующего множества подходов к определению данного понятия является отсутствие его смысловой строгости и однозначности. Существует объективная необходимость в продолжении исследования веры, как единого феномена, имеющего несколько аспектов. Акцент на нравственно-этическом аспекте позволит нам глубже понять сущность сегодняшнего кризисного состояния личности.

Объектом является философская вера, рассматриваемая в качестве одного из базовых аспектов веры вообще.

Предметом — место и роль философской веры в процессе становления духовности личности.

Гипотеза. Философская вера, объектом которой является бесконечный духовный потенциал личности, служит основанием становления духовности личности, как раскрытия высших, сущностных способностей человека, позволяющих ему стать источником личностного самоопределения, смыслополагания, открывающих возможность выхода за пределы обыденного, утилитарного бытия.

Цель — выявление места философской веры в системе базовых представлений о вере вообще. Раскрытие специфических особенностей философской веры, ее функций, определение основных уровней ее реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

• раскрыть специфику известных классификаций содержания понятия вера, исходя из многоаспектности данного понятия, выявить особенности каждого из выделенных аспектов;

• выяснить, насколько кризис личности ХХ-го столетия может быть связан с кризисом веры в ее философском аспекте;

• рассмотреть веру с точки зрения ее центрирующей и индивидуализирующей функций, выявить их особенности на внешнем и внутреннем уровнях реализации;

• выявить, как философская вера обнаруживает себя в социальной реальности, в частности, в реализации тендерных отношений;

• определить место философской веры в преодолении кризиса субъекта в условиях его повседневной жизни.

Теоретико-методологическая основа, основные методы исследования. Источником теоретического анализа и методологической рефлексии диссертационного исследования послужили труды отечественных и западных философов, прежде всего работы М. Т. Андрюшенко, Н. А. Бердяева, Д. И. Дубровского, Е. А. Евстифеевой, М. К. Мамардашвили, Г. Марселя, С. А. Нижникова, X. Ортега-и-Гссета, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, К. Ясперса, в которых сформулированы положения, касающиеся целостности и многоаспектности феномена веры, особенностей духовного роста личности. Совокупность идей, разработанная данными учеными, определила парадигму проведенного нами исследования, следование которой позволило нам выявить основные параметры, определяющие духовный статус современной личности и место философской веры в процессе ее духовного становления.

Методологический аппарат работы включает в себя системный, феноменологический, дескриптивный методы, которые позволили нам выразить основное смысловое содержание философской веры, рассмотреть ее на внешнем и внутреннем уровнях реализации и представить философскую веру как феномен науки, выделив ее основные функции и и характеристики. Кроме того, нами был использован метод критического анализа, с помощью которого мы выявили сильные и слабые стороны научных текстов, посвященных изучению веры. Также при решении поставленных задач были использованы синтетические методы (концептуализация, обобщение) и широкий круг общенаучных и логических методов.

Научная новизна.

1. Вера рассмотрена с точки зрения реализации в ней философского компонента, что позволило говорить о ее субъективированности, направленности на абсолютные ценности и реализацию бесконечного потенциала человека.

2. Обоснована связь кризиса личности с нивелированием философского компонента веры, что выражается в неспособности личности преодолевать границы собственного опыта и налично данной ситуации, в закрытости сознания личности и отсутствии ценностно-смыслового измерения в отношениях с миром.

3. Выделено два плана реализации центрирующей и индивидуализирующей функций философского компонента веры. Реализуясь на внешнем плане, названные функции помогают личности справиться с децентрирующим и деиндивидуализирующим давлением социума, во внутреннем плане функциональная значимость философского компонента веры состоит в центрировании личности по отношению к давлению собственного бессознательного и сохранении динамической и целостной индивидуальности.

4. Выявлено, что в социальной реальности философская вера обнаруживает себя в феноменах, свойственных женскому типу духовности.

5. Выявлено, что философский компонент веры в пространстве повседневности обнаруживает себя в надобыденном плане существования, что выражается в способности личности раскрывать неутилитарный смысл повседневной жизни, противостоять упрощающим стандартам личного и социального поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют два основных аспекта веры: гносеологический и нравственно-этический, последний представлен религиозным и философским компонентами. Основанием для их выделения является, во-первых, принадлежность или непринадлежность предмета веры конечному бытию, а во вторых, то, что познавательный аспект основан на отношениях субъекта и истины, а нравственно-этический — не только на истинностных, но и на ценностно-смысловых взаимоотношениях субъекта и мира.

2. Кризисные состояния личности, связанные с децентрацией, деиндивидуализацией, расщепленной структурой Я преодолеваются путем формирования философского компонента веры в сознании личности и реализации его функций на внутреннем плане.

3. Философский компонент веры принадлежит сверхсознанию личности, которое включает в себя, помимо механизмов творчества, механизмы формирования иерархии ценностей и жизненных смыслов. Сверхсознание выполняет не только эстетическую, но и нравственно-этическую функцию, являясь результатом творческих усилий личности, направленных на созидание целостной структуры собственного Я.

4. Феминному сознанию имплицитно присуща философская вера, основными характеристиками которой являются субъективированность, направленность к бесконечному, открытость, ориентация на ценностно-смысловые отношения с миром.

5. Реализация основных функций философской веры способствует преодолению таких проявлений кризисного состояния в современной повседневности как духовный нигилизм, интеллектуальная несамостоятельность и отсутствие целостной структуры собственного Я.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что полученные данные позволяют судить о том, что вера включает в себя не только познавательный и религиозный, но и философский компонент. Анализ философского компонента веры позволяет сделать вывод о духовно-нравственной значимости веры не только для религиозного, но и для атеистического сознания. Таким образом, положения диссертационного исследования дополняют теоретическую базу изучения веры, ее роли в процессе духовного становления личности.

Выводы диссертационного исследование могут быть использованы при информационном сопровождении управленческих решений в сфере социально-культурной политики, направленной на формирование духовности, преодоление духовного нигилизма. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в ВУЗах при разработке и чтении лекций по религиоведению, философии, философии религии. В целом, концепция философской веры должна открыть для личности новые горизонты самосознания и саморазвития.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в научных статьях, в том числе, в общенаучных периодических журналах, отвечающих требованиям ВАК, и были апробированы в форме докладов на ежегодных научно-практических конференциях «Методологическое обеспечение современных философских проблем», проходящих в Иркутском государственном университете (март 2003 г., апрель 2004 г., март 2005 г., март 2006 г., март 2007 г.). Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре философии Иркутского госуниверситета. По итогам обсуждения диссертация рекомендована к защите.

Выводы:

• Повседневная жизнь — это данность, первичная реальность, сфера человеческого опыта и, наконец, та «оболочка», в которой личность или обретает собственный мир, или растворяется в обыденности.

• Отсюда следует, что повседневная реальность имеет, по крайней мере, два плана реализации: обыденный (план «сниженного бытия») и надобыденный (план неутилитарного существования, основанный на поиске базовых жизненных смыслов).

• Смещение культурной динамики в технологическую культуру привело к актуализации и придало особую значимость таким параметрам существования как рационализм, утилитаризм, безэмоциональность, преобладание интереса к технике, а не к человеку. Таким образом повседневность, формирующаяся в рамках технологической культуры способна разворачиваться только в плане рационального, «сниженного» бытия, на этом же плане существует и человек, обладающий массовым сознанием.

• Массовое сознание, являясь закрытым, обладает следующими характеристиками: направленность на потребление, развлечение, духовная ведомость, внушаемость, зависимость от стереотипов как поведенческих, так и речевых. Поэтому массовое сознание исключает философскую веру как состояние, в первую очередь, открытого сознания.

• Философская вера в повседневной реальности обнаруживает себя только в надобыденном плане существования. Присутствие здесь философской веры выражается в способности личности раскрывать неутилитарный смысл собственной повседневной, в том числе и профессиональной деятельности, самостоятельно принимать жизненно важные решения, часто противоречащие сложившимся стереотипам, противостоять уравнивающим и упрощающим стандартам личного и социального поведения. Существование в пространстве надобыденности предполагает у личности объем сознания всегда превышающий налично данную жизненную ситуацию, что говорит о способности личности к трансгрессии. Поэтому философская вера с одной стороны открывает личности пространство надобыденности, а с другой — формирует и сохраняет его.

В целом по главе можно сделать следующие выводы.

• Ситуация, в которой оказалось общество в начале XXI столетия, характеризуется как кризисная, что находит выражение по крайне мере в двух аспектах. Во-первых, это проблема дисбаланса в тендерных отношениях, и, во-вторых, проблемы, связанные с влиянием на жизнь общества массовой культуры, что явилось, в свою очередь, причиной формирования массового сознания.

• Дисбаланс в тендерных отношениях выражается, в первую очередь, в том, что сегодня культура, за исключением очень немногих областей, является мужской. Основной ее установкой является обладание объектом, стремление к достижению цели любой ценой, фокусировка на правилах, правах, законах. В рамках мужской культуры более значимым оказывается вопрос о социальных ролях людей, включенных во взаимоотношения, а не об их личностной значимости.

• Анализируя приметы массовой культуры, мы приходим к выводу, что ее характеризуют: рациональность, утилитарность, ослабление межличностного общения людей, ориентация на достижение успеха любыми средствами, стремление человека определить себя через предметы, которыми он обладает.

• Здесь прослеживается определенная логика, взаимосвязь между культурой, построенной на мужских стандартах и массовой культурой. Мы предполагаем, что массовая культура есть последняя стадия развития культуры мужского типа. Вхождение в этот этап развития говорит о необходимости пересмотра культурных и духовных ориентиров человека и общества, а значит — о необходимости обновления и реконструкции духовной и культурной жизни.

• Также мы пришли к выводу о том, что переоценка специфики женского типа духовности и ее роли в общественной жизни способна, вероятно, послужить решению ряда социальных проблем. С нашей точки зрения, философская вера является той базой, на которой возможна подобная переоценка. Кроме того, философская вера, будучи ориентирована на ценность уникальной личности, базируясь на представлении о трансцендентной природе духовности, связанной с надындивидуальными ценностями и смыслами, открывает человеку надобыденный пласт повседневности, актуализируя его способность символьного постижения себя и мира. Поэтому философская вера смогла бы стать основанием для формирования такого пространства социальной реальности, которое можно было бы противопоставить массовой культуре и массовому сознанию.

Заключение

.

В заключении следует подчеркнуть, что вера является феноменом единым и целостным, являющимся особым измерением духовной жизни личности. В зависимости от основных характеристик ее предмета, вера может исследоваться с точки зрения ее познавательного или нравственно-этического аспекта. Выделение философской веры как одной из разновидностей нравственно-этического аспекта открыло новые возможности для исследования кризиса личности. Анализируя основные характеристики кризиса в рамках экзистенциальной теории и психоанализа, мы пришли к выводу о его связи с утратой философской веры.

Экзистенциальная теория, представленная Ж-П. Сартром и А. Камю, моделируя пространство индивидуального роста, «погружала» человека в состояние предельного одиночества и отчаяния. Процесс коммуникации становился почти невозможным из-за враждебных установок во взаимодействии человека и общества. В теории психоанализа поиск личностной идентичности разворачивался вокруг анализа неизбежного для каждого человека внутриличностного конфликта, в котором нормы и правила поведения, установленные обществом, играют также весьма существенную роль. В результате такого подхода сформировавшееся представление о структуре личности исключало духовность как особое измерение индивидуальной жизни личности. В контексте психоанализа потеряли актуальность такие параметры оценки личности как способность к волевым действиям, способность к созерцанию, установлению ценностно-смысловых отношений с миром. Различного рода неутилитарная, творческая деятельность получила в психоанализе свое вполне утилитарное, приземленное объяснение. Можно сказать, что уже в психоаналитической теории личность в своем высшем смысле как бы «исчезает».

К концу XX века идея смерти субъекта уже обсуждалась как актуальная в рамках постмодернистской парадигмы философствования.

Основные параметры обсуждаемого явления: децентрация и всеобщий детерминизм действительно позволили сделать вывод об утрате личностью тех «точек», которые давали бы представление о ее «индивидуальных разрешающих способностях».

Появление массового человека с массовым сознанием, с нашей точки зрения, иллюстрирует и процессы децентрации, и наличие детерминирующих процессов. Децентрация проявляется в смещении в структуре личности центра тяжести с сознания в бессознательное. В подавляющем большинстве сегодня человек не способен отдать себе отчет в собственных действиях, предпочтениях, выборе. Уровень саморефлексии становится критически низким, что является результатом процесса децентрации. Человек становится внушаемым, с легкостью поддающимся воздействию различного рода детерминирующих сил. Поэтому так актуальна сегодня тема поиска таких оснований личности, — которые позволили бы ей сопротивляться различного рода манипуляционным воздействиям.

Мы осуществили такой поиск в контексте размышлений о духовности личности. Духовность — это особый процесс, который не совпадет с наличным бытием, а образует особое измерение человеческого существования и ориентирует человека на поиск своей онтологической истинности. Проблема духовности — это проблема обретения себя как онтологически истинного существа. Таким образом, духовность это способ существования человека, формирующий особым образом наличное бытие личности, и, с другой стороны, открывающий иные измерения ее существования. В пространстве духовности рождаются абсолютные, надындивидуальные ценности и смыслы, поэтому основным здесь является формирование веры в абсолютные ценности и веры в возможность бесконечного преобразования собственного Я и мира.

Мы выделяем две основные функции философской веры: центрирующую и индивидуализирующую. Названные функции имеют внешний внутренний план реализации. На внешнем плане это проявляется в способности личности противостоять подавляющему, сковывающему свободу духовного самоосуществления воздействию социальных сил. На внутреннем плане основные функции философской веры с одной стороны центрируют личность по отношению к собственному бессознательному, с другой — позволяют преодолевать границы заданного «образа Я». Так философская вера принадлежит сверхсознанию, которое противопоставляется бессознательному, как область психики, где формируются основные жизненные смыслы, абсолютные ценности, вера в будущее и бесконечность собственного Я. Осуществляя трансгрессивный акт, основанный на философской вере, человек осознает и преодолевает пределы собственного духовного пространства. Духовный рост здесь мыслится как постоянная работа, направленная на преодоление налично данного, то есть преодоление самотождественности.

В целом, философская вера должна помочь человеку адекватно ориентироваться в пространстве собственной личности, осуществлять рост не только с точки зрения собственной материальной и социальной успешности, уходя часто в этом процессе вообще от проблемы постижения истинного «Я», становясь удобным объектом для манипулирования. Философская вера должна заново открыть человеку возможность и необходимость духовного роста и самосовершенствования, что позволило бы личности не утратить самого себя даже в борьбе с довольно агрессивным манипулирующим воздействием социальных сил.

В данном исследовании мы провели сравнительный анализ особенностей женского типа духовности и параметров, описывающих философскую веру, и пришли к выводу, что оно весьма близки между собой. Это говорит о том, что сегодня необходим пересмотр и переоценка качеств, свойственных женскому типу духовности, которые не только не стали значимыми для мужчин, но и теряют свою привлекательность для женщин. Общество движется сегодня по пути маскулинизации, и в контексте нашего исследования это представляется еще одной губительной тенденцией. С нашей точки зрения, актуализация феминного начала и дальнейшая разработка концепции философской веры есть процессы параллельные, жизненно необходимые сегодня как для общества в целом, так и для человека в частности.

Что касается перспектив исследования, то здесь следует отметить, что в диссертации показана огромная значимость символьного мышления, символотворчества в концепции философской веры. Но вопрос о механизмах формирования символа, основывающихся на концепции философской веры и их отличии от механизмов формирования символа на любых других основаниях остается открытым.

В последнее время стали появляться работы, посвященные анализу символа как условию продуктивного действия [см.: 125]. Примечательно, что и концепция философской веры, и концепция продуктивного действия оперируют понятием символ, имея ввиду его двойственную природу: с одной стороны, своим идеальным содержанием он выступает в качестве эталонного инварианта отношения субъекта к предметному миру, с другой — своей предметной формой он представляется результатом деятельности человека. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы не безосновательным соотнесение концепции философской веры и концепции продуктивного действия. Такая работа позволила бы непосредственно оценить функциональную значимость концепции философской веры в процессе личностного роста индивида.

Далее, в диссертации только намечены пути использования концепции философской веры в преодолении тех кризисных явлений, которые характерны для сегодняшнего общества. Безусловно, необходима дальнейшая проработка и конкретизация данного вопроса. Остался открытым вопрос о соотношении религиозной веры и концепции философской веры, который также требует детальной проработки. Так как анализ их соотношения, возможно, приведет к раскрытию новых горизонтов в решении проблем, связанных с мирным сосуществованием представителей различных религиозных конфессий, и, в целом, — в решении проблем, связанных с вопросом о веротерпимости.

Так же необходимо продолжать работу по вычленению и, возможно, формированию инвариантного ядра понятия вера. Данное диссертационное исследование направлено, главным образом, на дифференциацию различных аспектов веры, с акцентированием внимания на аспекте морально-нравственном, но необходимо также исследовать понятие вера в общем ключе, находить объединяющие основы его существования, выявлять универсальные принципы, на которых оно формируется. ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Р. Культура и символ / А. Р. Абдулин. Уфа: «Гилем», 1997. -158с.
  2. Августин Аврелий, Блаженный Исповедь / Б. Августин Аврелий- А. Августин. СПб.: Азбука, 1999. — 393с. — (Азбука — классика)
  3. Н. Деррида и грамматология // Ж. Деррида О грамматологии/ Пер. с фр. М.: «Ad Marginem», 2000. — С.7−111.- (Университетская библиотека. Философия)
  4. К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера (4.1) // Философские науки. — 2001. — № 3. С.32−48.
  5. К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера (4.2) // Философские науки. 2001. — № 4 С.69−84.
  6. М.Т. Гносеологический анализ веры в философии Канта: предпосылки, сущность, последствия. // Кантовсий сбоник Калининград 1984. Вып. 9 С. 39 52.
  7. М.Т. Познание и вера. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1990. — 168с.
  8. Аристотель Сочинения в 4-х т. Ред. 3. Н. Микеладзе М.: Мысль 1978 Т2
  9. А.Г. Личность / А. Г. Асмолов, Д. А Леонтьев // Новая философская энциклопедия. М., 2001. — Т. II. — С.401404.
  10. Ю.Бандуровский К. В. Личность // Новая философская энциклопедия. -М., 2001. Т. II. — С.400−401.
  11. П.Барт Р. Основы семиологии. // Р. Барт Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.-С. 114−164.
  12. Р. Критика и истина // Р. Барт Избранные работы: Семиотика.
  13. Поэтика: Пер с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст., с. З 45, Г. К. Косиков. -М.: Прогресс, 1989. — С.319−375.
  14. З.Барт Р. Лекция // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с. З 45, Г. К. Косиков. — М.: Прогресс, 1989. — С.545−574.
  15. Р. От произведения к тексту // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с. З — 45, Г. К. Косиков. -М.: Прогресс, 1989. С.413−424.
  16. Р. Смерть автора // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с. З 45, Г. К. Косиков. — М.: Прогресс, 1989. — С.384—392.
  17. Н.В. Вера Versus — Знание: соотношение, границы, мера, актуализации // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25−27 июня 2002 г. — Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -С.103−111.
  18. М.М. К методологии гуманитарных наук. // М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — С.361−373.
  19. А. Вейнингер о поле и характере // Русский эрос, или философия любви в России / сост. В. П. Шестаков М.: Прогресс, 1991. — С. 100- 105.
  20. П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: «Медиум», 1995. 323с.
  21. Н.А. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения / Н. А. Бердяев Дух и реальность: основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. — с. 207−340.
  22. И. А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / И. А. Бескова. -М.:ИФ РАН., 2001. 269с.
  23. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. / В. М. Бехтерев СПб.: Питер, 2001. — 256с.
  24. B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990. — с. 81−125.
  25. М. Опыт предел. // Танатография эроса: Жорж Батай и фрпанцузская мысль середины XX века. — СПб.: Мифрил, 1994. — с. 63 -79.
  26. . В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. — 98с.
  27. Н.Ф. Сталкер или труды и дни Андрея Тарковского / Н. Ф. Болдырев. — Челябинск: Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 2002. — 382с.
  28. В.П. Проблема веры как ценности в современной культуре // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25−27 июня 2002 г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — С. З 1−36.
  29. Г. А. Природа женщины как проблема. (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность. — 1998. № 2. — С.167−180.
  30. Н.З. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера // Вопросы философии. 2006. № 11 — С. 155−163.
  31. Н.З. Феомен веры и проблема основания. М. Хайдеггер «О событии». // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25.27 июня 2002 г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -С.239−248.
  32. А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология XX век: антология. М.: Юрист, 1995. — С.281−297.
  33. А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантилеев // Вопросы психологии. -2001.-№ 3. С.91−100.
  34. В.Н. По ту сторону социального. О Фрейдизме // В. Н. Волошинов Философия и социология гуманитарных наук. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995. — С.25−59. — Круг Бахтина.
  35. В.Н. Фрейдизм. Критический очерк // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. М.: Республика, 1994. — С.269−347.
  36. Л.С. Вопросы теории и истории психологии. // Л. С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 488с.
  37. П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначения истории / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — С.5−25.
  38. Е.С. Штрихи к портрету женщин-менеджеров / Е. С. Гвоздева, В. И. Герчиков // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С36-АА.
  39. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. / РАН, Ин-т философии. М.: Наука, 2000. — 496с. (Памятники философской мысли).
  40. Т. Избр. произведения в 2-х т. М.: Мысль 1964. Т.1 583с.
  41. А. А. Лакан // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов.- М., 2002. С.399−403.
  42. Л.Г. Социология повседневности Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1987. — № 1. — С.125.
  43. А. А. Бонхеффер Д. // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. — С.92−93.
  44. П. С.Антропологический ренессанс// Феномен человека: антология. М.: Высш. Шк., 1993. — С. 3−24.
  45. . Логика смысла / Ж. Делез- пер. с фр. М.: Изд. центр «Академия», 1995.-297с.
  46. К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. -2000. № 4. — С.68−74.
  47. . О грамматологии / Ж. Деррида пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. М.: «Ad Marginem», 2000 г. — 511с. — (Университетская библиотека. Философия)
  48. Р. Ф. Долгов К.М. Психоанализ искусства // Фрейд 3. Художник и фантазирование- пер. с нем. / под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. -М.: Республика, 1995. С.5−16.
  49. К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / М. К. Долгов. М.: Искусство, 1990. — 399с.
  50. Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Электронный ресурс. / Д. И. Дубровский. М.: Канон+, 2002.- 368с. -Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000910 stOOO. shtml / (20 марта 2009).
  51. Е.А. К анализу феномена веры. // Философские науки. 1984. — № 6. — С.71−76.
  52. Е.А. Феномен веры и активность сознания. // Философские науки. 1987. — № 7. — С.78−88.
  53. Е.А. Феномен веры как фактор деятельности. // Философские науки. 1985. — № 5. — С. 131−135.
  54. И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. 2002. -№ 3. — С.164−171.
  55. И.А. «Прочти мое желание.: постмодернизм, психоанализ, феминизм». М.: Идея-Пресс, 2000. — 256с.
  56. И.А. О Русской идее. // И. А. Ильин Собр. соч.: В.Ют. М., 1993. Т.2 Кн. 1.С. 419−431.
  57. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255с.
  58. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. —М.: Интрада, 1996. 253с.
  59. B.JI. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003. 766с.
  60. О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С.99−107.
  61. А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека. // Социально-гуманитарные знания 2004. № 2. — С. 201−211.
  62. И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: ИКА «Тайм-АУТ», 1993.-472с.
  63. О.А. Символ в социуме и социальном анализе / О. А. Кармадонов. Иркутск: Изд- во ИГУ, 2003. — 264с.
  64. А. Человек бунтующий / А. Камю Сочинения: в 5 т.- пер. с фр. — Харьков: «Фолио», 1998. Т. 3. — с.59−409.
  65. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара Мурза. — М.: Алгоритм, — 2000. — 736с.
  66. А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С.52−60.
  67. Е.И. Сущность и тенденции современного феминизма Электронный ресурс./ Е. И. Карпенко. — Гуманитарный экологический журнал. Т.4, Вып.1. 2002. — С.67−73. — Режим доступа: http://ecoforum2.narod.ru/hem41/sociol3.htm (10 июля. 2009).
  68. И.Т. Анализ повседневности /И.Т. Касавин, С. П. Щавелев. М.: Канон +, 2004. — 432с. — (Современная философия).
  69. И.Т. Повседневность и альтернативные миры / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев // Философские науки. 2003. № 5. — С. 104−124.
  70. Категории философии и категории культуры / АН УССР- Ин-т философии- М. А. Булатов и др.- отв. ред. М. А. Булатов, В. Г. Табачевский. Киев: Наук, думка, 1983. — 343с.
  71. В.Н. Тендерный конфликт как фактор политических изменений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 2004. — № 4. — С.5−25.
  72. Г. В. Совместное обучение привело к нивелировке полов / интервью ведет Т. Шишкова // Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. 2002. — № 1. — С.147−153.
  73. О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — С.128−138.
  74. Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С.29−41.
  75. Н.С. Постижение сущего: в чем оно? «Разучиваем» новую теорию познания. К постановке вопроса // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сборник научных трудов. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. — С.34−36.
  76. . Л.Д. Предел // БСЭ. 3-е изд. — М., 1975. — Т.20. С.503−505.
  77. . Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан- пер. с фр. А. К. Черноглазова. М.: Изд-во «Гнозис», 1995. — 192с.
  78. . «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. (1954X55) / Ж. Лакан- пер. с фр. А. К. Черноглазова. М.: Изд-во «Гнозис" — Изд-во «Логос», 1999.-520с.
  79. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. М.: Политиздат, 1990. — 397с.
  80. Д.А. Духовность // Человек. Философско-энциклопедический словарь / под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 2000. — С. 114−115.
  81. Д. Соч. в 3-х т. / Д. Локк, пер. с англ. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — 622с.
  82. А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: Изд- во Моск. Ун- та, 1990,-269с.
  83. В. Смерть субъекта Электронный ресурс. / «Кругосвет»: Энциклопедия 2006. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ articles/107/1 010 713/ 101 0713a7. htm (10 фев. 2009)
  84. М.К. Если осмелиться быть // М. К. Мамардашвили Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: Издательство «Логос», 2004.-С. 104−137.
  85. М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра// М. К. Мамардашвили Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — С. 249−294.
  86. М.К. Появление философии на фоне мифа // М. К. Мамардашвили Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили- вступ. ст. Ю. П. Сенокосова, С. 7−28. СПб.: Азбука, 2000. — С.37−54.
  87. М.К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 216с. — (Язык. Семиотика. Культура.).
  88. М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // М. К. Мамардашвили Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1990. — С. 72−85.
  89. М.К. Трансценденция и бытие // М. К. Мамардашвили Мой опыт нетипичен / М.К. Мамардашвили- вступ. ст. Ю. П. Сенокосова, С. 7−28. СПб.: Азбука, 2000. — С.54−74.
  90. Мамардашвили М. К Философия это сознание вслух. // М. К. Мамардашвили Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: «Логос», 2004.-с 87- 104.
  91. К. Диагноз нашего времени: сборник: пер. с нем. и англ. / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994. — 700с.
  92. С.Н. Философия XX века (истоки и итоги). Учебное пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов. М.: Академический Проект, 2001. — 464с.- (Gaudeamus).
  93. Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель- пер с фр. В. П. Большакова и В.П. Визгина- общ. пед., послесл. и примеч. В. П. Визгина. -М.: Республика, 2004. 224с. — (Мыслители XX века).
  94. И.М. Творчество и духовный мир человека // Вестн. Моск. Ун-та Сер.7. Философия. 2002. — № 2. — С. 76−87.
  95. Д.С. Грядущий хам // Д. С. Мережковский Грядущий хам. М.: Республика, 2004. — С. 4−154.
  96. А. А. Ведущие течения современной западной философии // Социально- гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 93−108.
  97. В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. — С.27−43.
  98. М.А. Вера / М. А. Можейко, Н. С. Щекин // Новейший философский словарь. 3-е изд. — Мн., 2003. — С. 157−160.
  99. М.А. Воскрешение субъекта // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. -С.152.
  100. М.А. Трансгрессия // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. — С.788−789.
  101. М.А. Смерть субъекта // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. -С.708−710.
  102. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 224с.
  103. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. / Ю. Б. Молчанов- Ан СССР, Ин-т философии. -М.: Наука, 1977. 192с.
  104. В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. / В. И. Несмелов. Репринт, воспроизведение изд. 1913 г. — Казань: Вернисаж, 1992.- 109с.
  105. С.А. Метафизика веры в Русской философии: Монография / С. А. Нижников. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 355с.
  106. В.Е. Вера в историю / Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25−27 июня 2002 г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — С.72−75.
  107. А.А. Вера философская // Новая философская энциклопедия М., 2001. Т. I. — С.381−382.
  108. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. — 416с.
  109. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет: Сб.: пер. с исп. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — с. 11−209.
  110. Т.В. Гуманистический потенциал психоанализа // Общественные науки и современность. — 2003. — № 3. С. 173−176.
  111. Д.В. Вера // Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. — 624с.
  112. И.И. Преображение трагического / И. И. Плеханова. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. Часть 1. — 158с.
  113. Л.В. Проблемы самореализации женщин // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. З 1−41.
  114. A.M. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С.63−72.
  115. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / сост и послесл. П.С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-544с.
  116. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  117. H.JI. Предмет и методы изучения «Истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. — № 5. — С.3−19.
  118. С.А. Символ // Всемирная энциклопедия: философия XX век/ Главн.науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. — С.674−675.
  119. А. Постановки телевизионной реальности // Искусство кино. 2000. — № 4. — С.5−11.
  120. В.М. Культурология: учебник / В. М. Розин — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 462с.
  121. А.В. Основные парадигмы в понимании веры и этапы ее актуализации // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25−27 июня 2002 г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — С. 41−58.
  122. О.В. «Матушка Русь»: Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности в России в отечественной и западной историософии. — М.: Ладомир, 2001. — 202с.
  123. О.В. «Mother Russia»: тендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. 2000. -№ 4.-С.116−122.
  124. В.И. Масскульт и маленький человек // Философские науки. 2001. -№ 1. — С.55−66.
  125. В.И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. М.: Новый век, — 2000. — 195с.
  126. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр- пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. 639с. — (Мыслители XX века).
  127. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов: сборник / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.- сост., общ. ред. и предисл.
  128. A.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.
  129. Ю.П. Призвание философа // М. К. Мамардашвили Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990.-С. 5−13.
  130. Е. Вспоминая то, чего не было // Педология/Новый век-2001.- Октябрь (№ 8).-С.29−34.
  131. Г. Г. Тендерная социология как частная социологическая теория // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С.5 — 15.
  132. П. Сознание, подсознание, сверхсознание. // Наука и жизнь.- 1975. -№ 12. С.44−51.
  133. П. Красота язык сверхсознания. // Наука и жизнь. — 1989. -№ 4.-С. 100−107.
  134. Современная западная философия: словарь / Сост. B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. — 414с.
  135. А.Г. Сознание // БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т. 24. — С. 129−130.
  136. С.Н. Введение в философию Хайдеггера. Серия «Мир культуры, истории и философии» /С.Н. Ставцев. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 192с.
  137. В.В. Психоанализ и религия. Электронный ресурс. /
  138. B.В. Старовойтов // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций.- 2005. № 2. — Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20 050 210 (15 фев. 2009)
  139. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. — 992с.
  140. B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Прогресс -Традиция, — 2000. — 744с.
  141. А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 6. -С.60−69.
  142. В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность // Социологические исследования. 2002. -№ 11.- С.69−77.
  143. В.А. Фемистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. 2002. — № 4. — С. 183−192.
  144. В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности // Фшософсью дослщження. / Луганськ. 2003. — Випуск 4. — С. 7−15.
  145. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 416с.
  146. П. Динамика веры. // Избранное: Теология культуры пер. с англ. -М.: Юристъ, 1995.-С. 132−216.
  147. К. Другая реальность: феминистская онтология // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / Сост. Э. Гарри, М. Пирсел- пер. с.англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. С.65−91.
  148. П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней / П. А. Флоренский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. — 379с. — (Философия. Психология).
  149. П.А. Иконостас / П. А. Флоренский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 379с. — (Философия. Психология).
  150. С.Л. // Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М-К.: REFL book, 1994. — 432с
  151. В. Духовность, свобода и ответственность // В. Франки Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ. и нем. / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева М.: Прогресс, 1990. — с.93 — 130.
  152. В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. // В. Франкл М.: Прогресс, 1990 — 368с.
  153. Фрейд 3. Неудобства культуры // 3. Фрейд Художник и фантазирование. -М.: Республика, 1995. С.99−337.
  154. Фрейд 3. По ту сторон принципа удовольствия. — М.: Прогресс, Литера, 1992.-567с.
  155. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура: сборник: пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: Ренессанс, 1992. — 289с.
  156. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Зигмунд Фрейд Либидо. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 1996. — С.235−265.
  157. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс. — 1990. -336с.
  158. Фромм Э Психоанализ и религия // Сумерки богов: сборник / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.- сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 143−221.
  159. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой- вступ. ст. Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. — 406с.
  160. М. О трансгрессии. // Танатография эроса: Жорж Батай и фрпанцузская мысль середины XX века. — СПб.: Мифрил, 1994. — с. 111 — 133.
  161. М. Бытие и время. / М. Хайдеггер пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503с.
  162. М. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер Время и Бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. — С.266−306.
  163. Й. В тени завтрашнего дня / Й Хейзинга Homo Ludens. В тени завтрашнего дня- Пер. с нидерланд. В. Ошиса. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. с.343−518.
  164. С.С. После перерыва. Пути Русской философии / С. С. Хоружий СПб.: «Алетея», 1994 г. — 447с. — (Наши современники).
  165. С.С. Слегка неожиданное родство: Духовная практика и экзистенциальная аналитика // С. С. Хоружий О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. — С.451−473.
  166. Хьелл JL, Зиглер Д., Теории личности (Основные положения, исследования и приминение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  167. А.Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. 2000. — № 11. -С.45−56.
  168. А.И. Вера как условие самоидентификации: монография. / А. И. Шафоростов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. — 248с.
  169. М. Психоанализ // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. М.: Республика, 1994. -С.347−362.
  170. А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. -343с.
  171. М. Размышления И. Соловьева об Эросе // Человек. 1991. -№ 1.-С.195−212.
  172. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России // А. Эткинд СПб.: MEDY3A, 1993. — 463с.
  173. Юм Д. Соч. в 2-х т. / Д. Юм, пер. с англ. М.: Мысль, 1996. — Т. 1. -733с.
  174. Юнг К. Г. Современность и будущее / К. Г. Юнг. Мн.: Университетское, 1992. — 62с.
  175. А.В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии. 2009. — № 8. — С. 135−147.
  176. Е.И. Тендерная проекция в курсе «Философия» // Вестник Белорусского Гос. ун-та Сер 3, История, Философия. — 2001. № 1. — С.30−35.
  177. К. Духовная ситуация времени. // К. Ясперс Смысл и назначение истории, пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — С. 288−419.
  178. К. Философия Электронный ресурс. / К. Ясперс. — Гейдельберг. 1-е издание: 1931. Перевод по: 2-е издание. 1948. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z00003 10 / (17 марта 2009).
  179. К. Философская вера. // К. Ясперс Смысл и назначение истории, пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — С. 420−508.
  180. Social responsibility of the existentialist artist: Camus and Sartre// Existentialism and alienation in American literature by Sidney Finkelstein. International Publishers. New York. — Second Printing, 1967.
  181. Heller A. Can Everydey Life be Endangered? // Heller A. Can Modernity Survive. TJ. Press Ltd, Padstow, Cornwall, 1990. P.46.
Заполнить форму текущей работой