Научная рациональность и свобода
Диссертация
По мере того, как все полнее и настойчивее умопостигаемая реальность проникает в мир феноменов, оттесняя их на периферию бытия человека, растет значение символизации и символов в научном познании. Революция в науке в начале XX века обострила проблему соотношения опыта действительного и опыта возможного, составляющую «одушевляющий нерв» философии И. Канта. Трансцендентальная философия была… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
- 1. Онтологические обоснования статуса свободы
- 2. Эпистемологические парадигмы понимания свободы
- 3. «Научный разум» Нового времени и парадокс свободы
- Глава II. ' СВОБОДНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ'' И
- РАЦИОНАЛЬНАЯ СВОБОДА"
- 1. Регулятивная функция рациональности и научно-познавательная динамика
- 2. Нормативность научной коммуникации: возможности корректировки
- 3. Трансцендирование как способ разрешения проблемы противоречия рациональности и свободы
- Глава III. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПРОЯВЛЕНИЯХ РАЗУМА
- 1. Разум, креативность и научная рациональность
- 2. Научная рациональность и воображение
- 3. Символизация и научно-исследовательская деятельность
- Глава IV. СВОБОДА И СМЕНА ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
- 1. Свобода и новое знание
- 2. Рациональность и творчество ученого
- 3. Метафизическая рациональность и наука
- Глава V. ПОЗНАЮЩИЙ РАЗУМ И ИДЕЯ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ»
- 1. Научная рациональность в постмодернистских концепциях
- 2. Рациональность научного познания: методология и свобода
- 3. Интегративный образ науки в контексте идеи новой рациональности
Список литературы
- Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998. — 312 с.
- Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. — 512 с.
- Абрамов М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. -1996.-№ 10.-С. 58 70.
- Абрамов С.С. Неявная субъективность (Опыт философского исследования). Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 208 с.
- Абрамова Н.Т. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки // Философские науки. 1989. — № 11. — С. 39 — 50.
- Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии. 1997. — № 7. — С. 99 -113.
- Авалиани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1989, — 183 с.
- Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.
- Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. -С. 56 — 90.
- Агасси Дж. Революции в науке отдельные события или перманентные процессы? // Современная философия науки. — М., 1994. — С. 89 — 101.
- Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке. М.: Изд-во МГУ, 1991. -128 с.
- Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет, 1991. — 142 с.
- Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: Историко-теоретический очерк проблем обоснования рациональности. Минск: Навука i тэхшка, 1991.- 95 с.
- Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: ИФ РАН, 1993.- 215 с.
- Аллахвердян А.Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 312 с.
- Алтухов В. Смена традиции и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. — № 1. — С. 88 — 100.
- Андреева И.С. Социально-политическое учение Канта («На что я могу надеяться?») // Философия Канта и современный идеализм. М, 1987. -С. 210 — 231.
- Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 172 с.
- Апель К.-О. Трансформация в философии. М.: Логос, 2001. — 344 с.
- Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 76 — 92.
- Аристотель. Соч: В 4 т. М.: Мысль, 1976- 1984.
- Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — С. 295 -374.
- Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. -С. 53 — 294.
- Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.:ИФ РАН, 1999. -204 с.
- Аршинов В.И., Войцехович В. Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000. — С. 107 — 120.
- Асмус В.Ф. Трансцендентальный идеализм и трансцендентальный метод Канта // Философия Канта и современность. М., 1974. — С. 32 — 71.
- Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. — 534 с.
- Ахундов М.Д., Баженов Д. Б. Останется ли наука системой объективного знания // Проблемы ценностного статуса науки на рубеже XXI века.
- СПб.: РХГИ, 1999. С. 124 — 145.
- Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. — С. 5 — 42.
- Ахутин А.В. Познание и экзистенция (к истории гуманитарных истоков научного познания) // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. С. 253 — 275.
- Баженов Л.Б. Обладает ли наука особым эпистемологическим статусом? // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. — С. 67 — 81.
- Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. -М.: Аспект-пресс, 1996. 168 с.
- Беседа с Ричардом Рорти. Философия без оснований // Логос. 1996. — № 8.-С. 132 — 155.
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: ИФ РАН, 1993. -196 с.
- Бескова И.А. Когнитивно-психологические аспекты мышления креативных личностей // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М.: ИФ РАН, 1993. — С. 73 — 101.
- Библер B.C. Кант Галилей — Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). — М.: Мысль, 1991. — 320 с.
- Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. -М.: ИФ РАН, 1998.- 265 с.
- Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 153 -172.
- Богомолов А.С. Неопозитивизм // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978. — С. 130 — 178.
- Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993. — № 1. — С. 7 — 17.
- Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности. О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М.: Наука, 1996. — 238 с. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
- Вартофский М. Эвоистическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. — С. 36 — 68.
- Васильев В.В. Кант: «Пробуждение от догматического сна» // Вопросы философии. 1999. — № 1. — С. 88 — 105.
- Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики. М.: Наследие, 1998. -160 с.
- Вахтомин Н.К. Практика мышление — знание: К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения «Критики чистого разума». М.: Наука, 1986. -205 с.
- Веллмер А. Модели свободы в современном мире // Социо-логос. -Вып.1. М., 1991.-С. 11−38.
- Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М.: ИФ РАН, 1996.-263 с.
- В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982. — 296 с.
- Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. — С. 398 — 402.
- Вяткина Н.Б. Конструирование и реконструкция смысла // Пути формирования нового знания в современной науке. Киев: Наукова думка, 1993, — С. 188 — 198.
- Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. -№ 2. — С. ЗЗ — 48.
- Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. — № 7. — С.114.140.
- Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995. — Т. 2. — С. 4 — 23.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
- Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. — 215 с.
- Гасилин В.Н. Идентификация как способ обоснования в классической и современной философии // Современная философия: Возможности обоснования. Саратов: Изд-во Саратов, педагогич. института, 2000. — С. 6 — 12.
- Гидденс А. Постмодерн // Философия истории: антология. М.: Аспект-пресс, 1994. — С. 340 — 347.
- Гилберт Дж. Н, Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых. М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
- Гиренок Ф.И. К вопросу о научном открытии как проблеме философского анализа // Природа научного открытия. М.: Наука, 1986. — С. 84 — 87.
- Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: АГРАФ, 1996.-416 с.
- Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М.: ИФ РАН, 1994. — 220 с.
- Горан В.П. Семантический анализ термина «тюхе» во фрагменте Демокрита об «идоле случая» // Семантический анализ понятий в историко-философских исследованиях. Новосибирск, 1984. — С. 3 — 20.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука, 1987. — 255 с.
- Грани научного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. — 284 с.
- Гроф Ст. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция впсихотерапии. М.: Изд-во Трансперсоналистического ин-та, 1992. — 498 с.
- Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта // Вопросы философии. 2000. — № 8. — С. 99 — 116.
- Губанов Н.И. Чувственное отражение. (Анализ проблем в свете современной науки). М.: Мысль, 1986. — 237 с.
- Гуков В.А., Хон Г.Н. Оправдание случайности. М.: Наука, 1990. — 155 с.
- Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. — № 10. — С. 37 — 41.
- Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. — С. 204 — 224.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998. -320 с.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. — 358 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. — С. 127 — 174.
- Давидович В. Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Изд-во Львов, ун-та, 1967. 248 с.
- Де Бройль Л. Революция в физике. М.: Госполитиздат, 1963. — 231 с.
- Де Бройль Л. По тропам науки. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962, — 408 с.
- Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. — 711 с.
- Декарт Р. Размышления о Первоначальной Философии. СПб.: Абрис-книга, 1995.- 192 с.
- Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперимент. Социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
- Делёз Ж. Логика смысла. М.: Издат. Центр «Академия», 1995. — 297 с.
- Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. — 384 с.
- Депперт В. Мифические формы мышления в науке на примере понятий пространства, времени и закона природы // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб: Изд-во РХГИ, 1999. — С. 187−204.
- Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. -Минск: Соврем, литератор, 1999. 829 с.
- Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. — № 4.-С. 53 — 57.
- Деррида Ж. Правда в живописи. Паспарту // Философские науки. 1998. — № 2. — С. 93 — 102.
- Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше // Философские науки. 1991. — № 2. -С. 118- 145- № 3,-С. 114- 129.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -368 с.
- Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-256 с.
- Диалектика свободы как творчества. Алма-Ата: Наука, 1989. — 232 с.
- Думит Э. Критический рационализм и его возражения против позитивизма. Замечания о методе Карла Поппера, его значении и его границах // Разум и культура. Труды международ, франко-советского коллоквиума. М., 1983. — С. 102 — 108.
- Духовная сфера деятельности человека. Вып.Ш. Саратов: Изд-во Саратов. Пед. ин-та. — 120 с.
- Дьюи Д. Либерализм и социальное действие // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-традиция, 2000. — С. 331 — 384.
- Егоров И. А Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 3 — 21.
- Емельянов Е.Н. Интернационализация ценностей науки: социально-психологическая точка зрения // Ценностные аспекты развития науки.1. М, 1990.-С. 121 136.
- Ермоленко А.Н., Райда К. Ю. Превращенные формы социальной рациональности (критика буржуазных философских концепций). Киев: Наукова думка, 1987. — 161 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. — 464 с.
- Зиневич Ю.А., Федотова В. Г. О единстве когнитивных и социальных критериев рациональности // В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982.-С. 240−260.101.3инченко В. П. Образ и деятельность. М, — Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1997. — 608 с.
- Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I XIY веков. — М.: Республика, ИФ РАН, Центр по изучению немецкой философии и социологии, 1996. — 448 с.
- Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1988. — 139 с.
- Иванов В.Г., Лезгина М. Л. Детерминация научного поиска. Л.: Наука. -282 с.
- Иванов Е.М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. М.: Патент, 1993. — 80 с.
- Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — 302 с.
- Идеалы и нормы научного исследования. Минск: Изд-во БГУ, 1981. -432 с.
- Илларионов С.В. Научный метод как выражение духа науки // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: РХГИ, 1999. С. 15−26.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.:1. Политиздат, 1984. 271 с.
- Ильин В.В. Критерии научности знания. М.- Высшая школа, 1989. — 128 с.
- Ш. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 256 с.
- Инграм Д. Хабермас и диалектика разума // Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990. — С. 129 — 146.
- Иноземцев B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. — № 9. — С. 27 -37.
- Ионин Л.Г. Дилеммы «критического рационализма» // Новые течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978. — С. 178 -211.
- Исторические типы рациональности- В 2 т. М.: ИФ РАН, 1995. — Т. 1. -350 с.
- Исторические типы рациональности: В 2 т. М.: ИФ РАН, 1995. — Т. 2. -320 с.
- Иегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: Греко-латинский кабинет, 1997.- 336 с.
- Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. -1997. -№ 9. С. 36 — 45.
- Казютинский В.В. Истина и ценность в научном познании // Проблемы ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: РХГИ, 1999. — С. 69 — 124.
- Калинников Л.А. природа символа в гносеологии Канта и философский символизм // Логическое кантоведение 4. — Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. — С. 160- 172.
- Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1995 — 1966.
- Кантовский сборник.- Калининград: Калинингр. ун-т, 1993. Вып. 17.148 с.
- Капра Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та- Киев: Airland, 1996. 320 с.
- Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. — 1998.-№ 4. — С. 19 — 39.
- Кармин А.С. Кантовский априоризм и современная методология науки // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984. — С, 131 -135.
- Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Ин-та, 1999. — 407 с.
- Касавин И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. -С. 187−209.
- Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: — Наука, 1990. — 208 с.
- Касавин И.Т. Теоретическое познание в плену анархии: Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. М.: Политиздат, 1987. — 189 с.
- Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб: Изд-во РХГИ, 2000. — 310 с.
- Касавин И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. М.: Наука, 1989. — 192 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. — 784 с.
- Кезин А.В. Научность: Эталоны, идеалы, критерии. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 128 с.
- Ким В.В., Миляева С. Ю. Наука и вненаучные формы рациональности (к проблеме генезиса рациональности) // Рациональность науки и практики: Закономерности сближения. Екатеринбург, 1989. — С. 3 — 12.
- Киселёв Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. — № 1. — С. 40 — 52.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление: История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985. — 295 с.
- Клириков В.Г. Логический анализ интуиции // Логика и развитие научного знания. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1992. — С. 179 -183.
- Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1999. — 336 с.
- Князева Е.Н. Культурно-исторический мир ученого и прорыв в незнаемое // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М.: ИФ РАН, 1993. — С. 31 — 48.
- Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 114 — 133.
- Кобяков А.А. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследования // Синергетическая парадигма: Многообразие подходов и поисков. М., 2000. — С. 305 — 325.
- Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. — № 5. -С. 31 -43.
- Козенко А.В. Философия науки А. С. Эддингтона // Вопросы философии, 1997.-№ 9.- С. 118−125.
- Козлова Н.Н., Смирнова Н. М. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // Социологические исследования. 1995.-№ 11.-С. 12−22.
- Козловски П. Культура постмодерна. М.: Изд-во «Республика», 1997. -240 с.
- Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 37 -52.
- Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. — 286 с.
- Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XYI века. М.: Аллегро-Пресс, 1994. — 168 с.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Наука, 1988. -285 с.
- Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. — 221 с.
- Корнилов С.В. Аналогия как принцип телеологической способности суждения // Кантовский сборник. Калининград: Калинингр. ун-т, 1993. -Вып. 17.-С. 42−47.
- Косарева JI.M. Внутренние и внешние факторы развития науки: (Аналит. обзор). М.: ИНИОН, 1984. — 126 с.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский анализ проблемы. М.: Наука, 1989. — 155 с.
- Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1993.-218 с.
- Кравченко А.А. Проблема рациональности в гуманитарном знании // Рациональность на распутье: В 2 т. М., 1999. — Т. 2. — С. 402 — 442.156. «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига: Зинатне, 1984. -216 с.
- Критика метафизики в неоструктурализме: (По работам Ж. Дерриды). Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1989. — 49 с.
- Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у И.Канта в критический период // Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 158 — 174.
- Крымский С.Б. Логико-гносеологические условия постановки проблемынового знания // Пути формирования нового знания в современной науке. Киев: Наукова думка, 1983. — С. 9 — 28.
- Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев: Наукова думка, 1974. — 207 с.
- Кузнецов Б.Г. Неклассическая наука и современный рационализм // Разум побеждает: Рассказывают ученые. М: Политиздат, 1979. — С. 227 — 235.
- Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М.: Наука, 1972. — 232 с.
- Кузнецов В.Н. Конституирование философской рациональности. Диверсификация и конфликт рациональностей в античной философии // Разум и культура. Труды международ, франко-советского коллоквиума. -М., 1983.-С. 8- 14.
- Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 57 — 70.
- Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М., 1989. — С. 89 — 111.
- Кулешева Г. И. Образы науки и архитектура научных комплексов // Вопросы философии. 1992. — № 4. С. 22 — 30.
- Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1994. — С. 37 — 51.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
- Кутырев В.А. Познать нельзя помиловать // Человек. 1993. — № 1. — С. 18−32.
- Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 135 — 143.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. — № 12.-С. 112−126.
- Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М.: Наука, 1987. — 137 с.
- Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. -М.: Наука, 1967. 152 с.
- Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Структура и развитие науки: Из бостонских исследований по философии науки. М.: Прогресс, 1978. С. 203 — 269.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. — 375 с.
- Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. — 287 с.
- Лебедев С.А., Полозова И. В. Метафора как средство познания: традиционная и нетрадиционная модели // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1993. — № 4. — С. 16 — 25.
- Левин Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. -2000. № 6. — С. 71 — 86.
- Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 56 — 68.
- Левицкий В.А. Трагедия свободы. Соч.: В 2 т. — Т. 1. — М.: Канон, 1995.- 512с.
- Лейбин В.М. Римский клуб: хроника докладов // Философия и общество.- 1997.-№ 6.-С. 204 -221.
- Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления.- СПб: Изд-во РХГИ, 1999. С. 46 — 62.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 46 — 54.
- Лекторский В.А. Рациональный критицизм и идеалы либерализма (на примере социальной философии и эпистемологии К. Поппера) // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 282 — 301.
- Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 72 — 80.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-592 с.
- Легова Е.С. Гегель об истоках злой воли // Вопросы философии. 1996 -№ 11. — С. 32−42.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. — 159 с.
- Логика и развитие научного знания. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, унта, 1992. — 229 с.
- Логическое кантоведение 4. — Калининград: Калинингр. ун-т, 1998. -256 с.
- Лук А. Н. Плутовство в науке и облик ученого // Вестник АН СССР. -1980.-С. 130−141.
- Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: Логос, 2001. — 360 с.
- Майданов А.С. Исследование как процесс решения методологических проблем // Грани научного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 209 -250.
- Майданов А.С. Поток познавательно-практической деятельности и его творческая продуктивность // Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М.: ИФ РАН, 1993. — С. 102 — 117.
- Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. — 208 с.
- Майненберг Г. К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 57 — 65.
- Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000. — С. 56 — 79.
- Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. — 253 с.
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: АГРАФ, 1997. — 320 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс" — «Культура», 1993. — 352 с.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994. — 90 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. -М.: 1989.-С. 317 332.
- Мамардашвили М.К. Стрела познания 9набросок естественноисторической гносеологии). М.: Школа «Языки русской культуры), 1996. — 304 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культура», 1999. — 216 с,
- Мамчур Е.М. Дж. Маккалистер. Красота и революция в науке // Вопросы философии. 1998. -№ 11. — С. 155 — 159.
- Мамчур Е.М. Останется ли автономия идеалом научного знания // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: РХГИ, 1999.-С. 27−43.
- Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М. 2000. 127 с.
- Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. — С. 287 — 387.
- Маркова Л.А. Конец века конец науки? — М.: Наука, 1992. — 136 с.
- Маркова Л.А. Наука: история и историография XIX XX вв. — М.: Наука, 1987.-264 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL — book, 1994. — 344 с.
- Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация: (Филосовскометодологический аспект). Саратов: Изд-во СГУ, 1983. — 181 с.
- Маршакова-Шайкевич И. В. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 43 — 49.
- Материалисты Древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. — 232 с.
- Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988, — 184 с.
- Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. — 170 с.
- Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН, 1999. — 310 с.
- Меркулов И.П. Научное познание: когнитивно-эволюционный ракурс // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М.: ИФ РАН, 1993.-С. 4−26.
- Меркулов И.П. Сакрализация знания и ее роль в развитии мышления // Грани начного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 7 — 33.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999. — 605 с.
- Микешина JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальность. -М.: РОССПЭН, 1997.-240 с.
- Микулинский С.Р., Ярошевский М. Г. Восприятие открытия как науковедческая проблема // Научное открытие и его восприятие. М.: Наука, 1971.-С. 5 -20.
- Михайлов А.В. Языки культуры. М.: «Языки русской культуры», 1997. -912 с.
- Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер творец. — М.: Мир, 1987. — 254 с.
- Можеева А.К. Проблема человеческой субъективности в свете марксовой теории человеческого процесса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. — С. 252 — 277.
- Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время //
- Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М., 1989. — С. 110 -136.
- Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Университетское, 1990.-140с.
- Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: Проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М., 1974. — С. 329 -377.
- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. -464 с.
- Мошкова Г. Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества // Грани научного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. -С. 134−173.
- Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. — № 1 — С. 106 -123.
- Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия — М.: РОССПЭН, 1996. — С. 115 -135.
- Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — С. 53 — 65.
- Мцхветадзе А.В. Выновь о проблеме человеческого «Я» // Вопросы философии. 2000. № 7. — С. 132 — 136.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
- Нарский И.С. Категория свободы у Канта // Кантовский сборник. -Калининград: Калинингр. ун-т, 1993. С. 12−20.
- Наука и её место в культуре. Новосибирск: Наука, 1990. — 274 с.
- Научное открытие и его восприятие. М.: Наука, 1971. — 311 с.
- Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М.: ИФ РАН, 1993. — 196 с.
- Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов: Саратовская государственная академия права: ред.-изд. отдел, 1995. — 204 с.
- Неретина С.С. Автор и дискурс // Благо и истина: классический и неклассический регулятивы. М.: ИФ РАН, 1998. — С. 39 — 47.
- Неретина С.С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 344 с.
- Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. 1993. — № 1.
- Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.: Мысль, 1988. — 221 с.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 96 — 117.
- Никитин С.В. Критерии научности социального знания. Канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. Саратов, 1990. — 123 с.
- Никифоров A.JI. Деятельность и свобода // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 330 — 343.
- Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 136 — 145.
- Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. Критический анализ буржуазной методологии науки. М.: Наука, 1983. — 178 с.
- Никифоров А.Л. Рациональность и свобода // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. — С. 171 — 186.
- Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности // Исторические типы рациональности: В 2 т. -М., 1995.-С. 283 298.
- Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., Наука, 1978. -367 с.
- Ноговицын О.М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 192 с.
- Ноговицын О.М. Сомнение и время в философии Декарта // Декарт Р. Размышления о Первоначальной Философии. СПб.- Изд-во ЛГУ, 1995. -С. 182 — 190.
- Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 90 — 104.
- Нугаев P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С. 114 — 122.
- Ньютон-Смит В. Рациональность науки // Современная философия науки. М.: Наука, 1994. — С. 163 — 196.
- Овчинников Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. -2001.-№ i.e. 83−113. № 2. С. 124- 152.
- Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки: Познание и природа. -М.: Наука, 1988.-268 с.
- Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 13 — 19.
- Огурцов А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения // Благо и истина: классический и неклассический регулятивы. М.: ИФ РАН, 1998.-С. 5−38.
- Огурцов А.П. Междисциплинарные исследования творчества: итоги, поиски, перспективы // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. — С. 23 — 43.
- Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: ИФ РАН, 1993.- 213 с.
- Огурцов А.П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. — С. 83 -105.
- Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма
- И.Канта: метафизика свободы // Вопросы философии. 1996. — № 6 — С. 66 — 77.
- Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. — № 2.-С. 108−119.
- Ойзерман Т.И. «Наукоучение» Фихте волюнтаристическая метафизика свободы и . её отрицание //Вопросы философии. — 1998. — № 8. — С. 120- 133.
- Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. — № 6. — С. 13 — 25.
- Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и её современное значение // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103 — 114.
- О свободе: Антология мировой либеральной мысли (I половина XX в.) -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 693 с.
- От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). М.: ИФ РАН, 1994. — 212 с.
- Пазельский В.В. Понятие «вненаучное знание» у П.Фейерабенда // Семантический анализ понятий в историко-философских исследованиях.- Новосибирск, 1984. С. 101 — 108.
- Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992. — 252 с.
- Патнем X. Введение к книге «Реализм и разум» // Современная философия науки. М.: Наука, 1994. — С. 138 — 146.
- Перестройка мышления и научное познание. Киев: Наукова думка, 1990.-230 с.
- Петров М.К. Социально-культурные основания современной науки. М.: Наука, 1992. — 229 с.
- Позер X. Правила как формы мышления. Об истине и конвенции в науках // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999. — С. 63 — 73.
- Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1968 — 1972.
- Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. -М.: Прогресс, 1985. 344 с.
- Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания. М.: Наука, 1993.- 176 с.
- Поппер К. Естественный отбор и возникновение разума // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 92 — 146.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Международный фонд «КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА» SOROS FOUNDATION (USA), 1992.-Т. 1.-488 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Международный фонд «КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА» SOROS FOUNDATION (USA), 1992.-Т. 2.- 528 с.
- Порус В.Н., Никифоров А. Л. Эволюция образа науки во второй половине XX в. // В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982. -С. 150 — 180.
- Порус В.Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная культура? // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.:
- Изд-во РХГИ, 1999. С. 93 — 113.
- Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М.: УРАО, 1999. — 124 с.
- Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики // Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995. — Т. 1. — С. 317 — 331.
- Порус В.Н. Принципы и характеристики рациональной критики // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 243 — 281
- Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997.-№ 2 — С. 93 — 111.
- Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 3 — 8.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. -431 с.
- Природа научного открытия. М.: Наука, 1986. — 304 с.
- Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс- Дом интеллектуал, книги, 2000. — 288 с.
- Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989.-256с.
- Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: РХГИ, 1999.-280 с.
- Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. — 336 с.
- Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. — 160 с.
- Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. 238 с.
- Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М.: Наука, 1986. — 150 с.
- Пружинин Б.И. О пользе фундаментальности, или быть ли в Россиибольшой науке //Вопросы философии. 1996. — № 12. — С. 133 — 141.
- Пути формирования нового знания в современной науке. Киев: Наукова думка, 1983. — 230 с.
- Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
- Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. -СПб: Изд-во РХГИ, 1999. 401 с.
- Разум побеждает: Рассказывают ученые. М.: Политиздат, 1979. — 351 с.
- Рассел Б. Искусство мыслить. М.: Идея-Пресс, 1999. — 240 с.
- Рациональность иррационального. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-242 с.
- Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФ РАН, 1995.-226 с.
- Рациональность на перепутье: В 2 т. М.: РОССПЭН, 1999. — Т. 1. -368 с.
- Рациональность на перепутье: В 2 т. М.: РОССПЭН, 1999. — Т. 2. -464 с.
- Рациональность науки и практики: Закономерности сближения. -Свердловск: Уральск, гос. ун-т, 1989. 129 с.
- Рациональность, рассуждение, коммуникация. Киев: Наукова думка, 1987.-217 с.
- Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: -ИВИ РАН, 1998.- 168 с.
- Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 416 — 434.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -416 с.
- Ричарде А. Философия риторики // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.-С. 44−67.
- Родин А. В, Об условности истины и локальности блага // Благо иистина: классические и неклассические регулятивы. М.: ИФ РАН, 1998.- С. 48 70.
- Роднов JI.H. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. — № 3. — С. 16 — 28.
- Розин В.М. Контекстное, полифоническое мышление перспектива XXI века // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5. — С. 120 -129. '
- Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -248 с.
- Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 188 — 242.
- Романовская Т.Б. Наука XIX XX веков в контексте культуры (субъективные заметки). — М.: Радикс, 1995. — 144 с.
- Романовская Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. — № 9. — с. 23 — 36.
- Рорти Р. Прагматизм без метода // Логос. 1996. — № 8. — С. 155 — 173.
- Рорти Р. Тексты и куски // Логос. 1996. — № 8. — С. 173 — 189.
- Рорти Р. Философия и Зеркало Природы. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1997. — 296 с.
- Росси Ф. Дж. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. 2000. — № 7.- С. 43 52.
- Рубенис А.А. Телеологизм гуссерлевской концепции сознания // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 99−110.
- Рузавин Г. И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. № 11. — С. 90 — 101.
- Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993.-272 с.
- Рутманис К.В. Идея рациональности в философии. Рига: Зинатне, 1990.- 156 с.
- Сайко Э.В. диалог развивающийся // Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. — С. 216 — 219.
- Сагатовский В.Н. Рациональное и иррациональное в деятельности // Рациональность науки и практики: Закономерности сближения. -Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1985. С. 13 — 22.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. — 638 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.
- Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке: Вероятность, случайность, независимость, иерархия. М.: Научный мир, 1999. — 142 с.
- Семантический анализ понятий в историко-философских исследованиях.- Новосибирск: Сибир. отд. АН СССР, 1984. 124 с.
- Семушкин А.Н. У истоков европейской рациональности. М.: Интерпракс, 1996. — 384 с.
- Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. — № 4. -С. 58 — 69.
- Силичев Д.А. Ж.Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки.- 1992. № 3. — С. 103 — 117.
- Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-традиция, 2000. — 535 с.
- Синицын А.А. Представление о судьбе в Греции классического периода и понятие theie tyche у Фукидида // Духовная сфера деятельности человека. Вып.Ш. — Саратов, 1998. — С. 38 — 63.
- Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976.- 296 с.
- Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.- 584 с.
- Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. — 528 с.
- Смирнова Н.М. Рациональность социального знания: когнитивный нормативизм и стратегии интерпретации // Рациональность на перепутье: В 2 т. М., 1999. — Т. 1. — С. 205 — 230.
- Снесар В.И. Роль принципов в познании: Философско-методологические аспекты. Саратов: Изд-во СГУ, 1985. 180 с.
- Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990. — 201 с.
- Современная западная социология науки: Критический анализ. М.: Наука, 1988. — 253 с.
- Современная философия науки. М.: Наука, 1994. — 254 с.
- Соколов В.В. Европейская философия ХУ ХУП веков. — М.: Высшая школа, 1996. -400 с.
- Сокулер З.А. Проблема обоснования знания: (Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера). М.: Наука, 1988. — 175 с.
- Соловей Л.А. Перестройка идеалов и норм научной рациональности в современном теоретическом познании // Перестройка мышления и научное познание. Киев: Наукова думка, 1990. — С. 172 — 181.
- Соловьев Э. Ю Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. — 432 с.
- Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -351 с.
- Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. — 221 с.
- Социология научного знания: Научно-аналитический обзор. М.: РАН, ИНИОН, 1998. 67 с.
- Социо-логос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. — 480 с.
- Спиноза Б. Этика. СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. — 248 с.
- Степин B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 21 — 34.
- Степин B.C. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. — С. 152 — 167.
- Степин В С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.
- Суворов О.В. Разум и феномен «Я» // Вопросы философии. 2000. — № 4. -С. 130- 137.
- Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — 398 с.
- Сычева JI.C. Анализ сциентизма как мировоззренческой установки культуры // Наука и её место в культуре. Новосибирск, 1990. — С. 163 -173.
- Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. — 444 с.
- Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — 512 с.
- Тиме Г. А. Пессимизм духа и оптимизм Абсолюта («Переживание» мысли Шопенгауэра и Гегеля в России XIX века) // Вопросы философии. -2000.-№ 7.- С. 91 104.
- Ткачев В.Н. Становление личности в науке. М.: 1999. 65 с.
- Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуал, книги, 1999. — 320 с.
- Трубников Н.Н. Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. — С. 149 — 170.
- Тузова Т.М. Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 156 — 176.
- Тульчинский Г. Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. № 3. — С. 16−30.
- Тульчинский Г. JI. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. -№ 10. — С. 35 — 53.
- Уинстон П. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1980. — 519 с.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. — 718 с.
- Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, 2000. — 159 с.
- Ученый и научный коллектив: Социальные аспекты деятельности. М.: Прогресс, 1986. — 262 с.
- Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: ИФ РАН, 1994. -215 с.
- Фарман И.П. Модель коммуникативной рациональности (на основе социально-культурной концепции Юргена Хабермаса) // Рациональность на перепутье: В 2 т. М., 1999. — Т.1. — С. 264 — 291.
- Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: ИФ РАН, 1999. — 172с.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. — 543 с.
- Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии.- 1995.-№ 7.-С. 38 44.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-252 с.
- Фёдорова М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм (сравнительный анализ английской и французской политической философии времен Великой Французской революции) // От абсолюта свободы к романтике равенства. М., 1994. — С, 34 — 49.
- Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989.- 270 с.
- Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1994. — 352 с.
- Философия Канта и современность. М.: Наука, 1974. — 272 с.
- Философия Канта и современный идеализм. М.: Мысль, 1974. — 469 с.
- Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-воСГУ, 1997. — 190 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. — 368 с.
- Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 93 — 129.
- Французское Просвещение и революция. М.: Наука, 1989. — 272 с.
- Фримен Ю., Сколимовский Г. Поиск объективности у Пирса и Поппера // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 222 — 279.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -М.: Касталь, 1996.-448 с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. -407 с.
- Функе Г. Тезис Канта: «Практическая свобода может быть доказана опытом» // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984.-С. 182 — 187.
- Хаак С. Очередные похороны эпистемологии // Вопросы философии.1995.-№ 7.-С. 106- 123.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. -1992.-№ 4.-С. 40- 52.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
- Хабермас Ю. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив // Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1994.- С. 283 279.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Т. 1 // Вестник МГУ.- Сер. 7. Философия. 1993. — № 4. — С. 43 — 63.
- Хаджаров М.Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 149 с,
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
- Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000. — 289 с.
- Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 152 — 166.
- Хесле В. Абсолютный рационализм и современный кризис // Вопросы философии, 1990. -№ 11.-С. 107- 113.
- Хеспе Ф. Кантовская телеология и гегелевское понятие субъективности // Кантовский сборник. Калининград: Калинигр. ун-т, 1993. — Вып. 17, -С. 29−41.
- Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980.-447 с.
- Хюбнер К. Критика научного разума. М.: Ин-т философии РАН, 1994. -326 с.
- Хюбнер К. Прогресс от мифа через логос к науке как теоретико-познавательная проблема // Разум и экзистенция: Ананлиз научных и вненаучных форм мышления. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. — С. 114 — 125.
- Ценностные аспекты развития науки. М.: Наука, 1990. — 292 с.
- Чайковский Ю.В. Будущая наука алеатика. Попытка прогноза с помощью метода познавательных моделей // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: РХГИ, 1999. — С. 44 — 68.
- Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — 504 с.
- Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978.-278 с.
- Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.-240 с.
- Чернов С.А. Субъект, субстанция: трансцендентализм в философии науки. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993. 258 с.
- Чернов С.А. Телеология свободы // Кантовский сборник. Калининград: Калинингр. ун-т, 1993. — Вып. 17. — С. 21 — 28.
- Черняк B.C. А.Койре философ и историк науки // Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий. — М., 1985. — С. 267 — 281.
- Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. — № 9. — С. 37 — 52.
- Черняк JI. Органическое как аналогия разумного. Телеология у Канта // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 120 — 137.
- Черняк B.C. Особенности современных концепций развития науки // В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982. — С. 12 — 50.
- Черткова Е.Л. Рациональность критика — свобода // Исторические типы рациональности. В 2 т. — М. 1995. — Т. 1. — С. 299 — 316.
- Черткова Е.Л. Свобода и рациональность // Рациональность на перепутье. В 2 т. М., 1999. — С. 314 — 337.
- Чичнева Е. Жиль Делёз и культура постмодерна // Здравый смысл. -1998.-№ 8.-С. 59- 77.
- Чугин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? //Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 29 — 41.
- Чудинов Э.М. Строительные леса научной теории и проблема рациональности // Идеалы и нормы научного исследования. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — С. 361 — 380.
- Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 33 -37.
- Швырев B.C. Знание и мироотношение // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 12 — 84.
- Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 91 — 105.
- Швырев B.C. Рациональность в спектре её возможностей // Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995. — Т. 1. — С. 7 — 29.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Искусство, 1966.
- Шичалин Ю.А. Институциональный аспект проблемы рациональности:развитие образовательных и научных школ // Рациональность на распутье. В 2 т. М., 1999.-Т. 2. — С. 166 — 201.
- Шкода В.В. Оправдание многообразия: (Принцип полиморфизма в методологии науки). Харьков: Основа, 1990. — 174 с.
- Шмаков B.C., Шмакова Г. И. Семантика эпистемологии М. Фуко и концепция научной революции // Семантический анализ понятий в историко-философских исследованиях. Новосибирск, 1984. — С. 83 -101.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. -447 с.
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 464 с.
- Эддингтон А.С. Селективный субъективизм // Вопросы философии. 1997.-№ 9-С. 126- 132.
- Экштут С.А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. 2000. — № 8. — С. 88 — 98.
- Этнос и власть: Местное самоуправление и этнические конфликты. Ч. 1 -Саратов: Изд-во Поволжской академии государственной службы, 1999. -158 с.
- Юдин Б.Г. Когнитивная социология науки // Современная западная социология науки: Критический анализ. М., 1988. — С. 162 — 193.
- Юм Д. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1965.
- Юревич А.В., Цапенко И. П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 17 — 29.
- Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // Грани научного творчества. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 79 — 113.
- Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-400 с.
- Ярошевский М.Г. Категориальный строй науки и психологиявосприятия открытия // Научное открытие и его восприятие. М.: Наука, 1971. -С. 125 — 132.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
- Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. -275 с.
- Яхиел Н. О научном сообществе как коллективном субъекте научной деятельности // Ученый и научный коллектив: Социальные аспекты деятельности. М.: Прогресс, 1986. — С. 7 — 17.
- Bauman Z. Sociology and postmodernity // Sociological Review. Keele, 1988. — Vol. 36. — N 4. — P. 790 — 813.
- Caille A. Critique de la reison utilitaire. P., De couverte, 1988. — 135 p.
- Caille A. Splendeurs et miseres des sciences sociales: Esquisses d unt mythologie des sciences sociales. Geneve, P.: Libr. Droz, 1986. — 411 p.
- Cavell St. Must we mean what we say? Cambrig, 1976.
- Cavell St. Claim of Reason. Oxford, 1979.
- Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. 2 Bd. Frankfurt am Main, 1981.-Bd 1.
- Huegli A. Luebcke P. Philosophie im 20 Jahrhundert. 2 Bd. Hamburg, 1992. -Bd. 1.
- Meyers R. G. The likelohood of khowledge. Kluwer, 1988. — 188 p.
- Pole D. Conditions of Rational Inquiry. London, 1961.
- Pole D. The Concept of Reason // Dearden R, F., Hirst D. N., Peters R. S. Reason. Vol. 2. London, 1972.
- Recher N. Philosophie am Ende des yahrhanderts // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. Berlin, 1995. — № 5. — S. 775 — 787.