Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель деятельности человека как методологическое основание экономической антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По сути дела, маржинализм не оставляет человеку выбора модели поведения: единственный мотив — максимизация прибыли и предельная полезность. Таким образом, модель человека, максимизирующего полезность, рационального и постоянно рассчитывающего, является центральной для маржинализма. Она является предельно односторонней и неадекватна реальному человеку, действующему как в индустриальном, так… Читать ещё >

Модель деятельности человека как методологическое основание экономической антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая теоретическая концепция антропологии опирается на то или иное понимание человека. Как отмечает В. С. Автономов, отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной экономической жизни, — это отношение между предпосылками теории и практикой[1]. К моменту формирования экономической антропологии западная теоретическая мысль стремилась создать универсальную экономическую теорию (формальную экономику) на основе сведения (редукции) многообразной деятельности человека только к деятельности в сфере экономики или даже только обмена. В рамках концепции маржинализма сформировалась специфическая модель «человека экономического» .

Справка.

Маржинализм (от лат. margo — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 1870-е гг. в форме так называемой «маржинальной революции». Основные положения теории разработаны в трудах У. Джевонса (1835−1882) — в Англии, Дж. Б. Кларка (1847−1938) — в США, К. Менгера (1840- 1921) — в Австрии. Наиболее последовательно идеи маржинализма изложены в работе К. Менгера «Основания политической экономии» (1871).

Ю. И. Семенов подчеркивает, что маржиналисты «притязали на создание универсальной экономической теории, в равной степени относящейся ко всем экономическим системам без исключения. Но это фактически означало не что иное, как отрицание качественного различия между экономическими системами, сведение его к различию в степени»[2].

У Т. Гоббса маржиналисты взяли идею о неизменной эгоистической природе человека, в соответствии с которой он стремится к выгоде, и только к пей; у А. Смита восприняли вывод о том, что эгоистические интересы отдельных индивидов посредством конкуренции служат благую всех[3]. Развивая эту идею, А. Смит вводит понятие «экономический человек», считая, что можно скорее достигнуть своей цели, если обратиться к человеческому эгоизму. На маржиналистов повлияла также философия утилитаризма Й. Бентама, которая рассматривала человека в качестве существа, стремящегося к удовольствиям и избегающего страданий[4].

Основной объект маржиналистов — изолированные индивиды, выступающие независимыми субъектами рынка. Поэтому исходный методологический принцип маржинализма — методологический индивидуализм. Маржиналисты исходят из наличия объективного противоречия между ограниченностью ресурсов и услуг, с одной стороны, и потенциальной неограниченностью человеческих потребностей — с другой. К. Менгер, глава австрийской школы маржинализма, считал, что специфику экономических отношений «нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению»[5]. Поэтому каждый человек должен тщательно рассчитывать, с тем, чтобы из всех возможных вариантов распределения выбрать такой, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, максимальную отдачу.

В чем состоит антропологическая специфика маржинализма?

По сути дела, маржинализм не оставляет человеку выбора модели поведения: единственный мотив — максимизация прибыли и предельная полезность. Таким образом, модель человека, максимизирующего полезность, рационального и постоянно рассчитывающего, является центральной для маржинализма. Она является предельно односторонней и неадекватна реальному человеку, действующему как в индустриальном, так и в архаическом мире. Реальный человек отличается разнообразием мотивации конкретных видов деятельности, многообразием культурной, исторической, социальной обусловленности разных моделей поведения и т. д. Маржиналистские неолиберальные теории более 100 лет сохраняют свое теоретическое и методологическое влияние: они доминировали в 1990;х гг., их влияние распространилось и на начало XXI в.

Для экономической антропологии актуальным остается вопрос: «работает» ли модель маржиналистского человека в некапиталистических обществах? Ответ на него попытались дать выдающиеся антропологи Б. Малиновский и М. Мосс.

  • [1] См.: Автономов В. С. Модели человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 92—93.
  • [2] Семенов Ю. И. Экономическая антропология // Этнология в США и Канаде. С. 64.
  • [3] См.; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2009.
  • [4] См.: Беннтам Й. Принципы законодательства. О влиянии условий времени и места на законодательство. Руководство, но политической экономии. М.: URSS; Либроком, 2012.
  • [5] Цит. но: Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 287.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой