Понятие «популярной философии»: гносеологический аспект
Философия, как деятельность мышления, являет себя прежде всего как жизненная мудрость, т. е. не как оторванная от жизни спекулятивная схема, а как сама «Личность», посредством которой фундаментальная идея (например, идея свободы) — являет себя к жизни. Поэтому далеко не случайно выдающиеся философы прошлого стремились создать не только хороших, но и великих людей, не только теоретизировать о духе… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы диссертационного исследования может быть обоснована целым рядом следующих аргументов. Во-первых, философия сегодня вплотную занимается элементарными проблемами бытия, над которыми должны задумываться и задумываются как отдельные индивиды, так и массы людей. Философия углубляет эти вопросы в процессе более всеобъемлющего и более совершенного мышления и в таком виде предоставляет их обществу. Она должна отдавать себе отчет в том, «что ценность любой философии, в конечном счете, измеряется ее способностью превратиться в живую популярную философию».1
Во-вторых, популярная философия оказывается полезной, если предварительно мы уже поднялись до «первой философии» (Аристотель). Это означало бы, согласно Канту, «сначала основать учение о нравственности на метафизике, а потом, когда оно установлено, ввести его путем популяризации в обиход- но крайне нелепо добиваться популярности уже при первом исследовании, от которого зависит вся правильность принципов. Этот образ действий никогда не может претендовать на высшей степени редкую заслугу — добиться истинной философской популярности, так как нет ничего мудреного в том, чтобы быть общепонятным, если при этом отказываешься от всякого основательного понимания».2 При этом Кант замечает, что обычное нравственное суждение достойно большего уважения. Популярная практическая философия, по его мнению, не идет дальше того, до чего она может на ощупь дойти посредством примеров. Следовательно, Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Философия культуры // Хрестоматия по истории философии (западная философия). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 371.
2 Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. М.: «ЧОРО», 1994. С. 181. популярная философия имеет оправдание лишь в том случае, если учитывает достижения теоретической философии. Однако бывает и так, что популярная философия оказывается господствующей формой мышления. Философия Вольфа, которую Гегель считал популярной по своему содержанию, «господствовала вплоть до выступления Канта».1 Дела обстояли таким образом, что она «нашла свое продолжение».2 Вместе с тем, хотя эта философия и «сбросила с себя свой педантический метод, этим, она, однако, не сдвинулась дальше».3
Но можно проследить и другую тенденцию в развитии популярной философии. Мендельсон, замечает Гегель, обработал вольфовскую философию и философствовал, как далее он пишет, «в форме более популярной и отличавшейся большим вкусом».4 Два вывода вытекают из этого факта: 1) «популярная философия» может при определенных обстоятельствах перерастать в метафизическую или «первую философию» (Аристотель) — 2) она вполне может становиться еще более популярной и достойной внимания личности.
В-третьих, современная философия образует достаточно целостную мыслительную формацию, особенность которой состоит в дистанцировании от классической метафизики, обращенной на исследование «первых начал и причин» (Аристотель). Философия перестает быть чисто академическим знанием, и призвана играть активную роль, выступая в качестве особой формы социальной практики. Она вынуждена отказываться сегодня «от претензий на привилегированный доступ к истине и на сакрализацию теоретической установки».5 Принимая, как и наука, форму специального
1 См.: Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб.: Наука, 1994. С. 423.
2 Там же
3 Там же
4 Там же.
5 Фуре В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск.: ЗАО «Экономпресс», 2000. С.27−28. знания, философия стремится сохранить связь с предфилософией, а также с непредметной целостностью практического опыта, которая выражается в популярной форме.* Именно опираясь на последнюю, философия оказывается способной к рефлексивной ориентации на научное знание. При этом необходимо отметить тот момент, что рефлексия в этом случае связана не только с задачей предельного обоснования знания, но и с обнаружением смысловых основ генезиса теоретического знания.
Итак, актуальность исследования понятия «популярная философия» заключается в том, что при этом расширяется тематическое поле рефлексии, повышается многообразие философского дискурса.
Фихте употреблял термин «популярный» в различных контекстах. Так Х. Трауб отмечает, что существует несистематическое (nicht — systematischer Gebrauch) и систематическое (systematischer Gebrauch) употребление термина «популярный».1 Фихте использовал термин «популярный» в несистематическом значении, когда речь шла о его ненаучных работах, которые были написаны для большой аудитории или о популярно-философских работах. Таковыми являются, по мнению Х. Трауба, «Наставления к блаженной жизни», «Основные черты современной эпохи», «О сущности ученого», различные политические, педагогические, морально-теологические работы, например, «Речи к немецкой нации», «О назначении человека», «Востребование от государей Европы Свободы мысли, которую до сих пор подавляли» («Zuruckforderung der Denkfreiheit»), «К исправлению суждений публики о Французской революции» («Beitrage zur Berichtigung der Urteile des Publicums uber die franzosische Revolution»). В данном значении
В параграфе под названием «Цицероновская популярная философия «Гегель отмечает, что популярная философия — это «общедоступное философствование, не обладающее какой бы то ни было спекулятивной ценностью, но имеющее то важное значение в отношении общей культуры, что человек в ней черпает больше из себя, как из некого целого, из своего внутреннего и внешнего опыта, и вообще говоря, руководится в своем высказывании своим собственным умом». — Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. С. 237.
1 Traub Н. Johann Gottlieb Fichtes Popularphilosophie 1804−1806. Stuttgart-Bat Cannstatt, Frommann-holzboog. 1992. S. 18. термин «популярный» означает понятный, доступный для необразованной в философском отношении публики. Термин «популярный» Фихте также использовал, когда речь шла о его научно-философских трудах, где на доступном и понятном языке излагались научные идеи (например, изложение основных идей «Наукоучения»). И третье употребление термина «популярный» в его несистематическом значении — в значении неточный, поверхностный, неосновательный.1
Приблизительно в 1804 — 1806 гг. развивает Фихте понятие «популярный» в его систематическом значении. Исторической причиной для употребления термина послужил спор об атеизме. Именно в это время у Фихте возникает идея создания популярно-философского метода, который в дальнейшем был систематично упорядочен. Он стремится к созданию «философской школы» (philosophische Schule), познание и обучение в которой, подчинялось бы трансцендентальной философии. Находясь в Берлине, Фихте реализует свое стремление, читая лекции.2 Он читал популярные лекции и публиковал популярные сочинения. В результате основательных размышлений по поводу философского образования Фихте развивает систематическое значение популярно-философского метода. Он исходит из того, что систематическое значение понятия «популярный» должно развиваться одновременно с научно-философским методом. И тот и другой являются философскими методами («philosophische Verfahren»). Во вступительной речи «Ясное как солнце сообщение.» он размышляет о границах популяризации и возможностях популярных сочинений. Фихте оправдывает свой метод и показывает различие между научно-философским и популярно-философским сочинением. Исходя из многих причин, Фихте аргументирует, что все же желательно, чтобы все более широкие слои
1 Ibid., S.19.
2 См.: Traub H. Указ. соч. С. 20−21.
3 Ibid., S.22. публики знали, что такое философия как наука. Научная философия является, как известно, уделом немногих, уделом элиты, ибо она требует:
— свободы духа
— таланта
— прилежания, усердия.1
Такие качества встретишь лишь у немногих. Образованный же человек должен знать:
— что есть философия, не философствуя сам-
— какие исследования она проводит, не проводя сам исследования-
— каковы ее границы, не переступая сам эти границы.
В конце концов, не образованный в философском отношении человек должен стремиться к полуобразованию. для того, чтобы он не испытывал страха перед совершенно чуждой ему философией- для того, чтобы он не поступил несправедливо с философом- для того, чтобы он не отстранил своих детей от философии. В-четвертых, популярная философия отталкивается, прежде всего, от идеи взаимопонимания, которое образует «телос» коммуникации. Философия, основанная на коммуникативной модели, стремится к союзу с социальными науками. Кроме того, в социологии термин «популярный» связан со средствами массовой информации. Одновременно сегодня наблюдается и встречное движение — философизация социального знания. Таким образом, философия сегодня не сводится к чистой теории, а претендует на выполнение активной социокультурной роли.
В-пятых, «популярная философия» вырастает из обсуждения вопроса -«что такое философия?». Основу философии, на наш взгляд, составляет рациональное мышление. Рациональность воспринимается большим
1 Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение .Соч.: В 2 т. Т.1. СПб.: Мифрил, 1993. С. 565.
2 Там же. С. 566. количеством людей, становится культурой, мировоззрением. «Популярная философия» — это мысль, рассмотренная исторически, мысль, выступающая в качестве мировоззрения, здравого смысла, получившего распространение среди значительного числа людей, так что этот смысл превращается в активную форму поведения.
Степень разработанности проблемы. Понятие «популярная философия» в современной отечественной философской литературе не рассматривалось, хотя, в принципе, оно вполне допускалось, поскольку в целостных системах отдельных философов наряду с исторически актуальной частью присутствует абстрактная часть в том смысле, что она связана, как правило, с предыдущими философскими взглядами и отвечает каким-либо внешним потребностям создания системы.
Современные немецкие философы обратились к исследованию понятия «популярная философия» в связи с реконструкцией категориального генезиса фихтевских «наукоучений». В этом плане можно выделить труды Р. Лаута, А. Димера, Д. Шмидига, X. Трауба, К. Асмута и других видных фихтеведов сегодняшней Германии. В их работах отстаивается и обосновывается идея единства популярного и научного метода. Популярная философия И. Г. Фихте предстает как способ соединения философии с жизнью, теория, опираясь на которую можно как бы «руководить» духом века. В современной Германии в издательстве Junius-Verlag выходит ряд книг по популярной философии. Девиз издательства: «Понятная, доступная, живая философия». Издательство выпускает также видеокассеты, в которых в популярной форме представлены идеи философов. Так, например, У. Титц популярно излагает философские идеи Г. Гадамера, X. Зайдель — И. Г. Фихте, X. Шнедельбах -Г. Гегеля, Г. Фигель — М. Хайдеггера.
Необходимо отметить, что гносеологический анализ «популярной философии» не может быть осуществлен вне исследования сочинений Платона, Аристотеля, X. Томазия, X. Вольфа, И. Канта, И. Г. Фихте, Ф.В. И.
Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, X. Гарве, JI. Фейербаха, А. Хюлсена, К. Грайлинга, А. Шопенгауэра, В. Гумбольдта, а также сочинений наших отечественных философов — В. С. Соловьева, Г. Ланца, Н. О. Лосского, И. А. Ильина, И. И. Лапшина.
Например, у Х. Гарве условием возможности популярного метода является полное развитие излагаемых идей. Как правило, популярность возможна, когда исследователь придерживается сам того же мнения, о чем докладывает. Гарве обосновывает данный тезис посредством своего собственного понимания философии. По мнению Гарве, философия — это наука, которая рефлексирует над опытом, в то время как математика комбинирует идеи. Философ непосредственно обращается к общему опыту, исходя из которого, он делает
выводы. Поэтому философ может излагать свой метод популярно, т. е. он может непосредственно и ясно для каждого высказывать свои идеи. В своем сочинении «О популярности доклада» («Von der Popularitat des Vortrages») (1796) он говорит о необходимости популярного разговора (изложения) в философии и отвергает возобновление эзотерических стремлений.
Гарве определяет свойства популярного доклада следующим образом.
1. Доклад должен быть понятным, ясным, отчетливым.
2. Доклад должен показать совершенное использование языка. (Гарве апеллирует к осмысленному употреблению слов, сохранению грамматических правил, избежанию двусмысленности и т. д.)
3. Доклад должен быть обращен на фантазию, силу воображения. Воображение облегчает процесс мышления.
4. Популярный доклад требует, в конце концов, наглядности и примеров.1
Последнее свойство Гарве настоятельно выделяет. Он считает, что именно благодаря примерам и картинам популярный доклад приобретает
1 AsmuthC. Das Begreifen des Unbegreiflichen. Stuttgart. Frommann-holzboog, 1999. S.27−28. чувственный момент. В этом есть сродство (аффинность) с Кантом, который определил популярность как «достаточную символизацию для всеобщего сообщения».1
Данный чувственный момент, на который обращает свое внимание Кант, можно соотнести с позицией Шиллера, который различает научное, популярное и художественное изложение. Чувственность у Шиллера выступает собственно признаком различия. Научный доклад является бесчувственным, популярный касается чувственности, художественная
литература погружается в нее. Популярное изложение часто опирается на примеры.2
Если исследуются новые идеи, то их довольно сложно представить в популярной форме- при этом Гарве называет две причины. С одной стороны, у исследователя отсутствует подчас необходимая отчетливость (ясность) взгляда, либо еще не установлена связь с другими знаниями. С другой стороны, эта сложность часто произрастает из самой индивидуальной формы новой философской системы. Здесь необходим собственный язык с соответствующими определенными понятиями. Гарве говорит о необходимости определенной системы элементов. В этом случае философские открытия будут схожи с математическими. Он характеризует философию Канта исходя из этой второй причины. Гарве полагает, что наивысшей степени совершенства и разработки философских идей можно достичь только тогда, когда всем образованным людям можно донести их более легким способом. Он также говорит об универсальности истины. Если истина не может стать популярной, то тогда эта истина не пригодна (бесполезна) для рода человеческого. Если же она мыслима и убедительна лишь в научной форме, то она не соответствует, прежде всего, природе
1 1ЫА
2ма людей.1 А. Хюлеен в своем письме «О популярности в философии» рассуждал совершенно в духе Канта, когда подчеркивал антиномичность самого знания и возможности популярной философии. В частности он писал следующее:
1. Тот, кто требует популярности в философии, требует наглядности в своих мыслях посредством простых картин мира. Речь идет о свободном и красивом изложении целого, о явной (очевидной) истине, находящейся в гармонии с действительностью. Согласно сказанному, популярность в философии должна быть возможна, если философия вообще существует для людей.
2. Противоположный тезис, состоит в том, что философия как наука философов, никогда не может стать наукой нефилософов. Следовательно, она никогда не может стать популярной. «Философия» и «популярность» совершенно противоположны друг другу".2 Далее Хюлеен говорит, что у Гарве мы обнаруживаем первый тезис. У Канта же мы не находим, что популярность следует вообще исключить из философии. Поэтому обоснование второго тезиса выглядит как беспомощное.
К. Грайлинг также написал сочинение «О популярности в философии», где выступил сразу против трех точек зрения: против Гарве, против попыток дать популярное изложение «Критики чистого разума» и против самого термина «популярная философия». Он не признавал никакой иной философии, кроме трансцендентальной, т. е. сугубо научной.
Гегель относился к «популярной философии» противоречивым образом. С одной стороны, он не отрицал значения того факта, что «в данную эпоху находят достойным внимания чувства человека"4, а с другой стороны Asmuth С. Das Begreifen des Unbegreiflichen. Stuttgart. Frommann-holzboog, 1999. S. 32.
2 Ibid.
3 Ibid. S.35.
4 Гегель Г. В. Указ. соч. С. 237. популярная философия, — по его словам, — льстит нашему обыденному сознанию, кладет его в основание в качестве последнего масштаба".1
Следует отметить, что как наша отечественная, так и зарубежная философия накопила немалый опыт по осмыслению проблем и принципов эпистемологии, в границах которой и исследуется философия как способ самоопределения свободной личности. Это труды Алексеева П. В., Гуревича А. Я., Гайденко П. П., Галимова Б. С., Готта B.C., Доброхотова A. JL, Жоль К. К., Кудряшева А. Ф., Малинина В. А., Нахова И. М., Нуриева Д. А., Рахматуллина Р. Ю., Селиванова B.C., Степина B.C., Тюхтина B.C., Урсула А. Д., Финогентова В. Н., Фурса В. Н., Чанышева А. Н., Юлиной Н.С.
Мы также анализировали работы А. Ф. Кудряшева, Д. А. Нуриева, Р. Ю. Рахматуллина, B.C. Хазиева. Так, по мнению А. Ф. Кудряшева в настоящее время возрастает число теоретических понятий, не имеющих наглядного, а значит, и популярного представления. По мнению Р. Ю. Рахматуллина, онтологизированные образы в научном познании можно вплотную соотнести с идущим процессом его популяризации/ По мнению В. С. Хазиева, художественность языка играет очень большую роль в процессе популяризации философского текста. Она играет роль учителя и «растолкователя» того, о чем идет речь в процессе «мышления понятиями».4
Отметим и сочинения А. Моля, который «популярную философию» связывает с «мозаичным мышлением».
Мы полагаем, что методологическое значение понятия «популярная философия» раскрывается в тот момент, когда исследуется не процесс перехода от спекулятивной философии к популярной, а наоборот, анализируются зачатки теоретического мышления в существующих способах
Там же. С. 423.
2 Кудряшев А. Ф. О математизации научного знания // Философские науки, № 4, 1975. С. 139.
3 См.: Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции. Авт-т дисс. докт. филос. наук. Уфа, 2000.
4 См.: Хазиев B.C. О языке философских текстов // Философские науки, № 11, 1991. С. 115- 116. освоения мира. С данных позиций нас интересовали труды Г. В. Гегеля, А. Грамши, Б. Кроче, а из современных авторов работы К. Асмута, X. Трауба, Б. С. Галимова, К. К. Жоль, М. Н. Кожиной, A.B. Лукьянова.
Объектом диссертационного исследования является «популярная» или широко распространенная философия, стимулирующая мыслительный и культуротворческий энтузиазм.
Предмет исследования: гносеологический аспект понятия «популярная философия».
Цель и основные задачи диссертации. Целью данной работы является анализ гносеологического аспекта понятия «популярная философия».
В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие взаимосвязанные между собой задачи: обосновать понятие «популярная философия» и исследовать ее отношение к предмету философии- выявить задачи, раскрыть образы и очертить контуры понятия популярная философия" — рассмотреть границы популяризации сложного философского текста- исследовать особенности взаимодействия «популярной философии» с естественнонаучным и гуманитарным знанием- обосновать возможность перехода от «популярной философии» к теоретической философии. Методологической основой диссертации является та мысль, что любая глубина есть одновременно и простота, которая может быть достигнута лишь в том случае, если обеспечена ее связь со всей действительностью. Автор отталкивался от идеи А. Грамши, согласно которой «каждый человек, помимо своей профессиональной деятельности, осуществляет и определенную интеллектуальную деятельность, то есть одновременно является „философом“, художником, дает критическую оценку окружающей действительности, у него есть свое мировоззрение, свои моральные принципы».1 Таким образом, на популярном уровне своего мышления человек принимает посильное для себя участие в разработке новых способов теоретизирования.
В исследовании мы отталкивались от идеи единства популярного и научного метода, от идеи связи понятия «популярной философии» с понятием «коммуникация». При этом учитывался сложнейший характер взаимовлияния философского и популярно-философского знания, получивших свое отражение в таких базовых понятиях, как «картина мира», «стиль мышления», «онтологизированный образ», «философская гипотеза». Мы опирались на принципы системности, анализа и синтеза, единства логического и исторического.
В качестве теоретической основы исследования выступили работы современных отечественных и зарубежных философов, труды выдающихся представителей немецкой классической и древнегреческой философии, философии эпохи Немецкого Просвещения.
Научная новизна диссертации состоит в исследовании гносеологического аспекта понятия «популярная философия» и может быть сформулирована в виде следующих положений: установлено, что предметом «популярной философии» является сфера понятного, связанная с конкретными науками- обоснован вывод о том, что «популярная философия» — это не оторванное от жизни спекулятивное знание о «сущем вообще» («первая философия»), а «вторая философия», основательно занимающаяся элементарными проблемами бытия- выявлено различие между «популярным философствованием», с присущей ему ориентацией на уникальность действия, на здравый
1 Грамши А. Искусство и политика: Соч.: В 2 т. Т.1. М.: Искусство, 1991. С. 171. смысл и традицию и «популярной философией» как мировоззрением с развитой символикой, опираясь на которую философия предвосхищает будущие успехи теоретических наук- доказано, что «популярная философия», как система онтологизированных образов или философских гипотез, выполняет роль опосредствующего звена между фундаментальными философскими идеями и картиной мира на этапе ее формирования.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что анализ гносеологического аспекта понятия «популярная философия» позволяет выявить более конкретно природу взаимодействия научных теорий и философских идей. Практическое значение диссертации мы видим в том, что ее результаты могут найти применение в социологии, при исследовании коммуникативной модели действия, предполагающей полноценное взаимопонимание и развитие средств массовой информации.
Результаты диссертации найдут свое применение как в процессе разработки коммуникативной модели философской рациональности, так и могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях по курсу «Философия», в соответствующих спецкурсах по проблемам теории познания, а также в дальнейших исследованиях в области философии знания.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 7−11 июня 1999 года), на Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (26−28 сентября 1999 года), на международной конференции, посвященной философии И. Г. Фихте (Берлин, 3−8 октября 2000 года), на конференции, посвященной открытию в БашГУ факультета философии и социологии «Современная социальная онтология: итоги и перспективы» (25−26 января 2001 года). Автор выступила с докладом на постоянно действующем
16 методологическом семинаре профессора А. Ф. Кудряшева «Проблема обоснования знания» при кафедре философии и методологии науки Башкирского государственного университета (30 декабря 2000 года). По теме диссертации опубликовано шесть работ (статьи и тезисы докладов конференций).
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы (252 источника).