Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Таджикская литературная критика в 60-80-х годах XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е годы по праву принято считать периодом формирования творческой личности профессиональных критиков. В конце 40-х начале 50-х годов в таджикском литературоведении появился целый ряд статей, посвященных задачам критики. В них формировались цели и задачи профессиональной литературной критики. Яркими образцами подобных работ могут служить статьи С. Табарова, Р. Амонова и Х. Мирзо-заде (240- 121… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Литературная политика и самосознание критики
    • 1. Культурная политика и отношение к литературной критике
    • 2. Жанры критики и метод анализа
    • 3. Самосознание критики (критика критики)
    • 4. Личность писателей в литературной критике
  • Глава II. Критика и анализ поэзии
    • 1. Исследования критикой литературной темы и идейно-социологизированных тенденций
    • 2. Отношение к жанрам поэзии
    • 3. Лирический и эпический герой в поэзии
    • 4. Литературно-эстетическая характеристика поэзии
    • 5. Жанры и стили критики
  • Глава III. Критика и анализ художественной прозы
    • 1. Критика темы и идейно-социальной тенденциозности
    • 2. Отличительные особенности героя художественной прозы. а) герой художественной прозы. б) психологическое изображение героя
    • 3. Творческое мастерство и художественный метод
    • 4. Критика жанровой структуры прозы
    • 5. Вопросы творческого метода

Таджикская литературная критика в 60-80-х годах XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таджикская профессиональная литературная критика возникла в советскую эпоху и, постоянно совершенствуясь, приобрела научный статус и достигла соответствующего ей художественно-эстетического уровня. Роль литературной критики в литературной и социальной жизни общества весьма велика. Повышая задачи и социальную ответственность литературы, она способствует её развитию.

Споры по поводу художественного творчества (в первую очередь, поэтического) велись еще в средние века. Фактами, свидетельствующими об этом, являются многочисленные летописи и атологии прошлого. Однако оценка литературных произведений в них происходила в основном с опорой на изящество стиля, языка и способы художественного изображения.

Истинно научная критика сформировалась и получила свое дальнейшее развитие в советскую эпоху на основе эстетической теории и литературоведческого учения времени. Её становление в советский период происходило под непосредственным влиянием русской литературоведческой науки и литературной критики. Более того, на первых этапах своего развития она во многом подражала русскому литературоведению, заимствуя у него научную терминологию и принципы критического анализа.

Основными путеводителями таджикского литературоведения и таджикской литературной критики были книги и произведения В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова, А. В. Луначарского, структуралистов первой половины XX века и русских востоковедов. Впоследствии с развитием таджикской советской литературы сформировалась и профессиональная таджикская литературная критика, изучение которой до сих пор не получило своего полного завершения.

Относительно начального её этапа и в особенности рассматриваемого нами периода существует огромное количество статей, о состоянии и характерных особенностях литературной критики. Все эти статьи, безусловно, были учтены в процессе написания докторской работы и отражены в 1 главе диссертациии «Самосознание критики».

Однко следует отметить, что из всех вышедших ранее работ, посвященных таджикской литературной критике, лишь одна, с нашей точки зрения, может претендовать на серьезный научный труд. Имеется в виду исследование Маруфа Раджабова, единственного ученого, сумевшего должным образом изучить и описать историю таджикской критики.

Маруф Раджабов написал докторскую диссертацию о состоянии литературной критики в советский период, о этапах её становления и развития. В этой диссертации проанализированы теоретико-эстетические аспекты литературы 1920;1945 гг. На основе этой диссертации им была издана монография «История критики и литературоведения» (167).

Основными вопросами, рассматриваемыми в этой работе, являются идеологические и литературные учения советского периода, концепция пролетарской литературы и связанные с ней различные течения и направления, а также проблемы преемственности и связей её с классической литературой. Рассматривая сложные предпосылки возникновения тенденциозной эстетики в литературоведении, а также развитие вульгарной социологии в литературной критике 20-х годов, М. Раджабов подчеркивает, что «обращение многих литераторов и ученых к критике было положительным явлением во многом способствующим развитию таджикской литературы в целом» (163, 136).

Как нам представляется, возникновение литературной критики следовало бы отметить не столько «как сравнительно положительное явление», а скорее как важнейший фактор развития профессиональной литературы новой эпохи. В работе М. Раджабова особое внимание уделяется и изучению проблемы партийности литературы, партийной идеологии, которые оказывали существенное влияние на всю литературу, в том числе на литературную критику и литературоведение. Все литературные вопросы и тенденции литературной критики связывались с постановлениями партии, в силу чего развитие стилей и направлений, литературной мысли напрямую вытекали и были связаны с ними. В этот период в таджикском литературоведении сформировался жанр, который можно обозначить «критика критики». Этому жанру М. Раджабов дает в своей работе следующую оценку: «Одним из жанровых новоявлений в литературной критике этих лет было рождение жанра критика критики. Исследователи предприняли попытку дать оценку своим достижениям и упущениям. Первый шаг в этом направлении был сделан С. Табаровым, Р. Амоновым и Х. Мирзозоде, которые написали цикл статей, посвященных анализу литературной критики. Позже, в апреле 1952 г. (впервые) состоялось заседание критиков Таджикистана, материалы которого подробно представлены в журнале „Красный Восток“ („Шарки сурх“)».

Особое значение придает Маруф Раджабов приходу на арену литературных баталий нового поколения критиков, часть из которых, в том числе Ш. Хусейнзоде, Сотим Улугзаде, Холик Мирзозоде, начинали свою деятельность еще в 30-е годы. В послевоенный период, в особенности в 50-е годы и в начале 60-х в области литературной критики работала большая группа писателей. Учитывая характерный для них подход и особое отношение к литературной критике, эту плеяду критиков можно объединить в следующие группы: 1. Опытные литературоведы, которые занимались в основном исследованием истории литературы и изучением других областей литературной науки, но проявлявшие, вместе с тем, интерес к литературной критике. К этой группе можно отнести таких ученых-литературоведов, как Ш. Хусейнзаде (1907;1988), Х. Мирзозаде (1911;1994), Н. Масуми (19 151 974), Р. Хошим (1908;1993). 2. Литературоведы и фольклористы, занятые изучением проблем взаимосвязей устного творчества и письменной словесности, которые от случая к случаю отдавали дань и этой науке. К их числу относятся литературоведы нового поколения — Р. Амонов (1923;1994), В. Асрори (1917;1996), Р. Хадизаде (1928) и др.- 3. Среднее поколение профессиональных литературных критиков: С. Табаров (1924), М.Шукуров.

1926) и др., составляющие основные силы таджикской литературной критики вплоть до конца восьмидесятых годов. Позже в эту группу профессиональных критиков влились одаренные литературоведы Ю. Бабаев (1917), А. Сайфуллаев (1933), Х. Атаханова (1932), Л. Демидчик (1927), А. Маниязов (1931), деятельность которых приходится на конец пятидесятых и начало шестидесятых годов. Среди этой группы критиков особо выделяются работы А. Сайфуллаева, принимавшего активное участие в литературной жизни этого периода.

Следует отметить, что лицо таджикской литературной критики советского периода и даже сегодняшней эпохи представляли именно эти группы критиков.

Пришедших на литературную арену во второй половине 60-х годов критиков и литературоведов по их научно-профессиональной и критической деятельности также можно классифицировать на две группы: 1. Профессиональные критики, к которым относятся Ю. Акбаров (1938), Х. Шодикулов (1938), Дж. Бако-заде (1938), А. Набиев (1946) и А. Хакимов (1946). 2. Литературоведы, занятые изучением истории литературы, порой обращавшиеся к жанру критической статьи, Р. Мусульманкулов (1936), А. Афсохзод (1935), А. Саттаров (1941), Х. Шарифов (1937). Какое-то время А. Саттаров активно работал в области литературной критики. Не отставал от него и А. Хакимов, который позже стал профессиональным поэтом. М. Муллоджанов в начале своей деятельности написал ряд нашумевших статей, но затем отдал предпочтение жанру очерка. Состав таджикских критиков, активно работающих в этом жанре, начиная с 50-х годов вплоть до 80-х годов, в основном состоял из этих профессионалов.

50-е годы по праву принято считать периодом формирования творческой личности профессиональных критиков. В конце 40-х начале 50-х годов в таджикском литературоведении появился целый ряд статей, посвященных задачам критики. В них формировались цели и задачи профессиональной литературной критики. Яркими образцами подобных работ могут служить статьи С. Табарова, Р. Амонова и Х. Мирзо-заде (240- 121- 144). В 50-е годы, в особенности во второй их половине, на страницах газет и журналов начали публиковаться проблемные статьи молодых профессиональных критиков. В качестве примера можно сослаться на статьи М. Шукурова «Некоторые вопросы художественного мастерства в творчестве молодых поэтов» (344) и «За страстную лирику» (345), Р. Хади-заде «О творчестве молодых писателей» (304), С. Табарова «Очерк и рассказ должны стать воинственными жанрами сегодняшней таджикской прозы» (242) и «Полет к высокой поэзии» (241), А. Сайфуллаева «Слово должно быть весомым, а содержание выпуклым» (181) и др. Как можно судить по названию этих работ, все они были направлены на развитие творчества молодых художников слова в области поэзии, очерка и рассказа, совершенствование формы и содержания. Примечательно, что в ту пору эти критики, будучи молодыми, аккумулировали своё внимание на проблемах творчества молодежи и его дальнейшем развитии.

Следует отметить, что во второй половине 50-х годов творческой деятельности критиков были даны некоторые послабления, связанные с сравнительным спадом политического и идеологического давления, что в свою очередь способствовало заметному развитию литературоведения и литературной критики.

Важным событием в литературной жизни и в особенности литературной критике и литературоведении 1956;1957 гг. явилась публикация двухтомника «Очерки истории таджикской советской литературы» (159- 159). В этой книге была дана периодизация истории таджикской литературы, проанализированы периоды развития литературы и представлены очерки жизни и творчества её выдающихся представителей. Периодизация литературы была построена в соответствии с историко-политическими и социальными взглядами общества: периода революционных преобразований и установления советской властипериода предвоенных пятилетоквоенного и послевоенного времени.

Композиция каждой главы выстроена в строгом соответствии с общей структурой книги. В первой главе дан краткий обзор истории советской эпохи, начиная с пушечных выстрелов «Авроры» до создания автономной советской республики Таджикистан (16 октября 1929 г.). Затем представлена картина состояния школ и в целом просвещения, рождение политических и революционных стихов, первых литературных произведений, газет и журналов, революционных песен. Разделу «Поэзия» отведено в книге особое место. Мотивировалось это тем, что в тот период она по сравнению с прозой была более активна, отображая перемены времени и сумев приблизиться к его реалистическому восприятию.

Согласно концепции авторов данного очерка, первый период зарождения советской поэзии охватывает 1917;1924 гг., а второй период приходится на 1924;1929 гг. После этого дается обзор творчества С. Айни, А. Лохути, С. Пайрава, М. Рахими, М. Амин-заде и С. Джавхари-заде, стоявших у истоков советской таджикской литературы. Другие главы также построены по этому принципу: вначале дается обзор политической и культурной жизни, в соответствии с которой следует общая картина литературы во взаимосвязи с социальной жизнью общества, и, наконец, анализ творчества литераторов. Подобный принцип выдержан и разделе, посвященном прозе. Заслуживает внимания то, что, начиная со второй главы, в «Очерках.» отдельным разделом представлена также и таджикская драматургия.

Во втором томе «Очерков.» впервые в таджикском литературоведении более подробно и концептуально рассматривается творчество 11 таджикских поэтов и писателей, представленных именами С. Айни (1878−1954), А. Лахути (1887−1957), С. Пайрава (1899−1933), М. Рахими (1901;1968), Дж. Икрами (1909;1993), А. Дехоти (1911;1062), М. Турсун-заде (1911;1977), С. У луг-заде (1911;1997), Рахима Джалила (1909;1989), М. Миршакара (1912;1993), Хабиба Юсуфи (1906;1945). Необходимо отметить, что именно в этой книге были заложены принципы оценки истории таджикской советской литературы, которые, по существу, были главными критериями в критике и анализе произведений литераторов и оставались неизменными до конца советской эпохи.

В этом двухтомнике сформировались идеологические основы литературной критики таджикской советской поэзии и прозы. Идея классовости литературы, идеологическая борьба, преимущество коммунистической идеологии и отрицание любых иных религиозных, философских, а также литературно-эстетических взглядов прошлого нашли свою твердую опору в этом двухтомнике «Очерков истории таджикской советской литературы». В последующем основополагающими принципами и критериями в литературной критике служили нормы, обоснованные в книге «Очерков.», и развитие литературы, в большей степени, характеризовалось со ссылкой на возросшие ряды писателей и количество их произведений. Вполне естественно, что застывшие в мертвой точке основы мировоззрения, концепции духовного состояния общества, культуры и литературы не могут способствовать развитию литературно-эстетических взглядов.

Таким образом, можно констатировать, что на основе данной книги политическое, социальное, мировоззренческое, культурное и литературное развитие общества было подогнано под требования коммунистической идеологии.

В последующем состояние литературы и её критическая оценка производились на основе этой идеологии и её научно-теоретических и художественно-эстетических принципов. Этим можно объяснить и то, что 1960;1985 гг. в учебных программах филологических дисциплин высших учебных заведений Таджикистана характеризуются как один из важнейших этапов становления и развития литературной критики (254).

Избрание темы диссертационного исследования, связанного с литературной критикой периода 1960;1985 гг. во многом объясняется именно этим её состоянием, конкретный и подробный анализ которой будет произведен нами в соответствующих главах и разделах.

Профессиональная литературная критика, оценка поэзии и других литературных произведений с позиций искусства, риторики и языка берет свое начало с эпохи Саманидов, т. е. с X в. Литературно критические взгляды встречаются в большом количестве в произведениях Рудаки, Фирдоуси, Асади Туси, Носира Хисрава, Санои, Низами и других поэтов Х-Х1 вв., о чем нашими современными авторами написано множество книг и исследований.

Первые книги о свойствах и нормативной поэтике также возникли в те далекие времена, в которых можно найти множество критических высказываний и размышлений относительно поэзии. Образцами таких книг о поэзии могут служить произведения «Тарджуман-ал-балога» Мухаммада Радуёни (XI в.), «Чахор макола» Низами Арузни Самарканди, «Худаик-ас-сихр» Рашида Ватвата, «Ал-му'джам» Шамса Кайса Рази, «Дакаик аш-ши'р» Тадж-ал Холави, «Хакаик ал-хадайик» Шарафаддина Рами, «Расаил-ал-и'джаз» Хусрава Дихлави и др. (174- 147- 162- 322- 263- 175- 290).

О поэтике, художественных средствах изображения, критике классической поэзии и в целом литературной мысли в Иране и Таджикистане написан целый ряд статей и монографических исследований. Популярнейшими из них являются книги иранского ученого Адулхусайна Зарринкуба «Накди адаби» и «Ба нарвани хулло», которые не утратили научной ценности и по сей день (276).

Изучению проблем поэтики, литературной критики и истории средневекового литературоведения посвящены также работы Е. Э. Бертельса, А. Н. Болдырева, Р. Хади-заде, А. Хайитметова, Б. Валиходжаева, Р. Мусульманкулова, А. Саттарова, Х. Шарипова, монографии Н. Ю. Чалисова, Б. Шарипова, М. Нарзикула и др. (247- 316- 252- 307- 280- 61- 130- 222- 336). Работ и исследований, посвященных литературной мысли прошлых времен, немало и нам не представляется возможным привести здесь их полный перечень, но одно несомненно, что все эти работы могут служить фундаментом для обобщения истории таджикской литературно-критической мысли и способствовать дальнейшему развитию современной литературной критике и литературно-теоретической мысли.

Как уже было отмечено выше, становление и развитие таджикской литературной критики советского периода происходило под непосредственным влиянием русской литературно-критической мысли. Художественно-эстетические принципы, а также научные основы современной таджикской критики опираются на работы таких выдающихся мыслителей и ученых, как Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Г. Н. Плеханов, В. Боровский, А. Луначарский, М. Ольшанский, С. Шаумян, М. Бахтин, В. В. Кожинов, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев и др.

В персидско-таджикской литературе в средние века критика входила в систему филологических наук (336- 228). Она делилась на критику прозы и критику поэзии. Теория критики нашла своё подробное, научно обоснованное изложение в книге Шамса Кайса Рози «Алму'джам.». Практически же критика, по мнению Р. Мусульманкулова, изучала удачи и ошибки употребления слов и поэтических средств в прозе и поэзии (130, 28). Так, размышляя о средневековой литературной критике, Р. Мусульманкулов пишет: «Средневековую литературную критику можно условно разделить на два вида: практическую и теоретическую. Предметом практической критики были конкретные произведения конкретных авторов. Преимущественно, практическая критика представляла собой как бы часть художественного творчества: поэты и писатели либо специально в отдельных своих сочинениях, либо попутно внутри своих произведений высказывали свою точку зрения относительно поэзии, литературного мастерства, давая тем самым оценку творчеству того или иного художника слова.

Литературная критика развивалась на основе создания специальных научных произведений со стороны теоретиков литературы, её тонких ценителей. В таких произведениях разрабатывались вопросы определения и классификации характерных содержательных и формальных изъянов стиха" (130, 29).

В вышеназванной книге М. Раджаби, согласно его же словам, история таджикской литературной критики рассматривается до 1954 г. В то же время автор этой книги, в большей степени аккумулируя свое внимание на эстетических принципах критики, позиции критики относительно литературной политики коммунистической партии и государства, анализу самих проблем литературной критики уделяет незначительное внимание. Таким образом, сам процесс формирования и развития критики нового времени, вопрос отношения к средневековой литературной критике, становление и формирование терминов критики до сих пор остается пробелом в нашем литературоведении. Большое количество статей о критике, называемых критикой критики, ещё не есть факт истории критики. Такие статьи в разное время писались почти всеми литературоведами и критиками. В отдельно отведенной главе своей диссертации мы произвели их анализ в связи с рассмотрением состояния критики и критики её особенностей и критики критики на примере работ таких литературоведов, как Ш. Хусейн-заде, Х. Мирзо-заде, А. Амонова, С. Табарова, М. Шукурова, А. Сайфуллаева, Р. Хади-заде, Р. Мусульманкулова, Дж. Бако-заде, А. Саттарова, Х. Шарипова и др.

В статье Х. Шарипова «Критика и критика критики в Таджикистане» произведен анализ литературных проблем критики (338, 151−174). В этой статье автор высказывается о тревожном состоянии литературной критики на начальном этапе независимости Таджикистана и процессах формирования литературной критики советского периода. По мнению автора, профессиональная литературная критика стала на путь своего формирования и развития в 20−30-х г. прошлого столетия вследствие острых споров вокруг различных вопросов литературы и литературной жизни. На первых этапах к проблемам критики в основном обращались сами поэты и писатели, хотя изредка профессиональные литературоведы, как Ш. Хусейн-заде, Х. Мирзо-заде и Н. Масули, также не обходили эту проблему стороной. Критика рассматривала по большей части проблемы тематики, жанров, образов, художественных особенностей, сюжета. Все эти особенности критики того периода затронуты в этих статьях, в которых также подчеркивается роль и значение критики в углублении эстетического видения литературоведов, обогащении тематики и формы, образцов языка, структуры поэтики художественных произведений и росте мастерства самих художников слова.

Таким образом, данные статьи можно отнести к значительному вкладу в осмысление истории литературной критики советской эпохи.

Другим базовым источником, дающим пищу для размышления о теории таджикской критики, по праву можно считать небольшую книгу С. Табарова «Учебное пособие по теории литературной критики», в которой теоретические и рекомендательные выкладки автора в основном даны с позиции русских ученых-литературоведов.

В этой работе рассматривается состояние литературной критики в 60-х-первой половине 80-х гг. XX в. Не взирая на временной отрезок в 20 лет, в ней представлен огромный пласт теоретического и фактологического материала. Во второй половине 50-х гг. основная плеяда профессиональных критиков, которым тогда было по 30−35 лет, дала мощный толчок развитию таджикской литературной критике. По этой причине эти годы можно считать этапом начала профессиональной критики, процессом её формирования, который продолжался до первой половины 80-х гг. без особого изменения принципов и задач.

Принимая во внимание широту темы и большое количество литературно-критического материала, мы включили в круг своего исследования в основном проблемы самосознания критики и критики поэзии и прозы, которые, в свою очередь, обусловили необходимость исследования следующих категориальных позиций:

— всесоюзная культурная политика и её отношение к литературной критике;

— самосознание критики и критика о критике- -критика творчества литературных личностей;

— отношение к поэтическим жанрам;

— лирический и эпический герой поэзии;

— художественные характеристики поэзии в литературной критике;

— идейные и социальные тенденции художественной прозы;

— проблемы психологического образа как предмет критических дискуссий;

— творческая лаборатория критики о мастерстве и стиле писателя;

— критика прозаических жанров.

Представленная к защите диссертация впервые в научной практике рассматривает значимые периоды развития таджикской литературной критики, её научное состояние в 60−80-х гг. XX в., функционирование официозного отношения к ней, место критики в культурно-литературной жизни народа, её методы анализа художественного произведения, выявление темы и идеи в процессе критического исследования, познание личности писателей, изучение жанров и художественных особенностей литературных произведений, проблем формы и содержания, героев поэзии и прозы — все это в настоящей диссертации по-новому рассматривается и научно обосновывается.

Источниками и исследовательским материалом в данной диссертации служили все литературно-критические статьи, опубликованные в журналах «Садои Шарк» («Голос Востока»), «Памир», газетные публикации. В этом качестве были привлечены предисловия к монографиям и сборникам статей, выступления писателей и критиков на различных литературных форумах, съездах, пленумах писателей, «круглых столах», диспутах и в литературных посланиях. Эти источники анализируются нами с позиции достижений современной науки о литературе.

Спорные вопросы художественного, жанрового или методологического характера нами выверялись известными концепциями средневековой восточной поэтики Радуйани, Ватвата, Шамса Кайса, Руми, Хусейна Кошифи.

В диссертации впервые рассматриваются такие жанры критики, как статьи, рецензии, книжное обозрение, ежегодник, творческий портрет, литературное размышление, доклад, выступление, эссе.

По объективным или иным другим причинам, мы, возможно, не смогли охватить в своём анализе отдельные газетные статьи и выступления. Однако, не взирая на это, по нашему мнению, собранный и использованный в работе фактологический материал позволяет представить общее состояние критики в исследуемом нами периоде и отражает в совокупности основные проблемы литературной критики. При изучении общей истории критики литературы советской эпохи возможна постановка других проблем, в решении которых наше исследование может также оказать свою помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На этом этапе развития литературы, как во все периоды существования советского государства, литературная жизнь протекала под бдительным оком весьма твердой политики партии и государства. Литературная политика, в частности, в области критики осуществлялась посредством решений съездов, пленумов КПСС и ЦК КПСС и их республиканских организаций, и Союзом таджикских писателей.

Писатели и критики в специальных статьях на тему решений партии, монографиях и многотомных трудах выступали с позиции этого политико-идеологического курса, поддерживали и обеспечивали его пропагандистские мероприятия, подчеркивали роль статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» как начала и путеводной звезды этой идеологии партии и партийной литературы. Внедрение идейно-политической линии партии и правительства в литературный процесс осуществлялось под руководством Союза писателей, редакциями печатных органов, цензурой.

Все критики утверждали, что таджикская советская литература было рождена советским временем и это было правильно, ибо она жила и существовала согласно требований этого общества и идеологии. Руководителем и воспитателем писателей признавалась партия.

Национальный литератор был обязан вести борьбу с «чуждыми элементами» и буржуазной идеологией. Развитие критики напрямую связывалось с решениями партии. Решение ЦК КПСС о литературной критике с января 1972 г. по вторую половину 80-х годов было признано основой продвижения литературной критики.

Основные жанры критики начинали формироваться с 20−30-гг. XX в. и 60−80-гг. состояли из монографий, брошюр, статей, рецензий, творческих портретов, обзорных статей, эссе, юбилейных откликов, полемических сочинений, материалов научных конференций и др. Литературная критика была неотделима от публицистики, литературоведения и теории литературы.

Критический анализ авторы, начиная с рассмотрения темы произведения, постепенно переходили к изложению его содержания, идейных тенденций. При этом вопросам темы придавалось большее значение, нежели художественным особенностям произведения. Новаторские искания писателя выверялись в соответствии с оригинальной трактовкой представленной темы. Иначе говоря, свежесть темы, художественные особенности текста определялись согласно идейно-выверенной социализмом позиции писателя и его отношения к восприятию «правильной» темы.

Состояние критики рассмотрено на пленумах Союза писателей, научных заседаниях Института языка и литературы, в статьях, посвященных критике о критике. История крититки также представляла собой и историю размышлений и суждений о ней. Этому вопросу посвящены работы критиков С. Табарова, М. Шукурова, Х. Атахановой, А. Сайфуллаева, Х. Шарипова, А. Саттарова, Х. Шодикулова, в которых высказаны их мнения и суждения относительно путей и этапов становления и развития таджикской литературной критики.

По мнению многих критиков таджикская литературная критика вышла на общесоюзный уровень, что означало её достижение уровня русской художественной мысли.

Критика о критике осуществляла историко-литературную и теоретическую функции, в сущности, она отражала самосознание критики как науки.

В критике критики рассматривались методы анализа и научный уровень литературоведа, выделялся раздел изучения основных проблем литературы.

Личность писателей исследовалась параллельно с рассмотрением их произведений в стихотворных и прозаических жанрах. Мастером творческих литературных портретов был Рахим Хашим, произведения которого об С. Айни, Пайраве и Х. Юсуфи сыграли важную роль в развитии этого жанра.

В этом жанре написаны хоршие произведения М. Шукуровым и А. Хакимовым, удачные литературные портреты созданы А. Сайфуллаевым, Х. Атахановой и С.Табаровым.

Пристальное внимание критики к теме идейно-творческого роста составляет основу критического анализа и научных поисков. Критиков, специализирующихся в области поэзии, волновали социальные проблемы, отношение поэзии к традиции, лирические и гражданские мотивы, художественное изящество и понятия красоты. В литературной критике рассмотрены вопросы, связанные с темой Родины и патриотизма, обзорами поэзии и творчеством молодых поэтов, пролетарского интернационализма, отношения к народу, любви, социальными тенденциями. На основе анализа поэм и лирических стихов критики пришли выводу, что тенденция социологизирования в критике характеризует «гражданственность» как художественную суть поэзии и что эта концепция продукт советской эпохи.

В литературной критике проходили острые дискуссии вокруг «дастана» (поэма) — усилено рассматривались вопросы эпического, лиро-эпического и лирического дастанов, эпических и героических образов и прототипов, идеи и цели поэмы. Все активные критики, принимавшие участие в этих дискуссиях вокруг дастана, темы дастана, написали отдельны статьи.

По мнению таджикских критиков в этот период жанр поэмы в таджикской литературе достиг заметных успехов. Основоположником направления дастанной поэзии был М. Турсун-заде, опыт которого был восприянт и продолжен М. Миршакаром, А. Шукухи, Гаффром Мирзо, Мумином Каноатом и другими.

Таджикская лирическая поэма была признана новым явлением в таджикской литературе.

Эпический герой в произведениях М. Турсун-заде, М. Миршакара, Гаффора Мирзо, А. Шукухи, Мумина Каноата и других признан человеком нового времени. Критики отметили, что эпический герой этого периода рожден на основе неустанной борьбы в поисках счастья и свободы.

Известные литераторы М. Турсун-заде и М. Миршакар в своих произведениях представили образ В. И. Ленина в качестве художественного идеала. В центре внимания поэм Мумина Каноата находятся выдающиеся исторические личности и борцы нового времени, которых он делает главными героями своих произведений.

Лирический герой есть итог духовных поисков человека в поэме.

Большинство критиков затрагивали вопросы художественных характеристик этого периода, проводили бурные дискуссии вокруг «нового стиха», в процессе которых критики разделились на две группы: сторонников и оппонентов этого художественного явления. Одни настаивали на том, что «новый стих, возник в Иране под влиянием литературы Европы и является продуктом подражания. Другие же трактовали «новый стих» как новое литературное явление, возникшее закономерно и согласно требованию времени на почве родной литературы.

Проблема интимных и гражданских чувств в поэзии также вызвала оживленные споры в критике. «Замыкание в интимных чувствах» поэтов советскими критиками подверглось осуждению. Не остались без внимания и способы создания системы образов.

Идеологическая борьба считалась доминантой, она формировала социальную тематику прозы. Значительная часть критических работ испытывала влияние социальной публицистики. Тема труда восхвалялась, поддерживалась и защищалась критикой. Сложной методологической проблемой для литературной критики представляла собой проблема соотношения истории и современности.

Главными литературными типами (персонажами) были певолюционые, партийные и государственные деятели, руководитьели различных высоких рангов, выдающиеся представители истории и культуры. Литературная критика поддерживала и культивировала, соответственно конъюнктуре дня, литературных героев.

Фундаментальная задача литературы и критики заключалась в решительном желании, разумеется, под руководством партии, создания нового человека. Однако герой психологической прозы был мыслящей личностью, что препятствовало ему стать активной социальной силой.

Литературная критика также уделяла повышенное внимание узловым категориям художественного творчества — характеру, образу, композиции, стилю произведения. Мастерство писателя связывалось с его интеллектуальным уровнем, профессиональным языковым опытом.

Критика вплоть до последнего времени оценивала литературный процесс с позиции соответствия содержания произведений общим положениям официальной политики и идеологии. Такой подход не способствовал идейному и художественному развитию литературы.

Литературная критика должное место отводила жанровой структуре прозы. Достижением литературы считалось развитие крупных прозаических жанров — романа и повести: многотомные произведения были призваны свидетельствовать мастерство художника. Изображение художественного образа народа представляется критикой как важнейшее достижение литературы в охвате истории с эстетических позиций, множество интересных размышлений и суждений высказано критиками и относительно развития жанра повести.

Процесс перехода от романтизма к реализму рассматривался при анализе произведений и сложность этой процедуры подтверждена целыми рядом работ критиков.

История развития таджикской литературной критики с охватом всех её аспектов позволила подойти к этому вопросу совершенно с новых позиций, качественно отличающихся от прежних, главным образом, открытостью и отсутствием идеологических давлений со стороны официальных органов. Свободное и открытое выражение мнений и позиций, наблюдаемое сегодня в таджикской литературной критике, способствует более объективному отражению действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Сухан аз кадрамони лирикй// Садои Шарк. 1975.№ 1.-Сад.1 00−107.
  2. А. Нависандаи мумтоз //Садои Шарк. 1984.-№ 10.-СадЛ 14−117.
  3. А., Шадидй Ф. Тандой //Садои Шарк,. 1990.-№ 4,-Сад. 99−103.
  4. Авфй Мудаммад. Лубобулалбоб // Ба саъй ва эдтимому тасдеди Эдуард Браун. Кембрич, 1906.-1034 сад.
  5. Адабиёти советии точик. Мачмуаи маколадо.-Сталинобод: Нашрдавточ., 1954.-555 сад.
  6. Адаш Истад. Назаре ба «Сандуки пул од // Садои Шарк-. 1978.-№ 8.-СахЛ 44−146.
  7. Ю. Род ба суи кулладо // Садои Шар"-. 1966. -№ 1.-Сад.154−158.
  8. Ю. Хоки Ватан аз тахти Сулаймон хуштар // Садои Шарк.-1971.-№ 3. Сад. 137−152.
  9. Ю. Дар роди чустучу // Садои Шарк. 1973.-№ 4.-Сад. 126 133.
  10. Ю. Тахдики бадей ва дакикати зиндагй // Садои Шарк. 1973.-№ 11.-Сад. 105−112.
  11. Акбаров Ю. Тавоноии руди инсон // Садои Шарк--1976.-№ 1,-Сад.134−143.
  12. Ю. Род ба суи дили инсон // Садои Шарк.-1976.-№ 5.-Сад.119−129.
  13. Ю. Руди гражданин шеър // Садои Шарк.-1981.-№ 4.-Сад. 135−145.
  14. Ю. Дар чадон болу пари хеш кушодан омуз.// Садои Шарк.-1982.-№ 11.-Сад. 105−116.
  15. Акбаров Ю. Шоири дилбин ва долатнигор //Садои Шарк. 1983.-№ 12.-Сад.111−117.
  16. Ю. Вазифаи му^аддаси танвдд // Садои Шарк.-1985.-№ 12.-Сад.104−113.
  17. Ю. Шеъри эдсос ва тафаккур.-Душанбе: Ирфон, 1985.238 сад.
  18. Ю. „Суруши Сталинград“ достони лирики ё эпики // Ч, устучу^ои эчодй дар адабиёти дозираи точик. Тартибдидандагон Н. Файзуллоев, Ш. Радмонов.-Душанбе, 1988.-246 сад.
  19. Ю. Ч, устучуйдои эчодй ва ахлокй.-Душанбе: Нашрдавточик, 1990.-239 сад.
  20. С. Куллиёт // Ч-11. Китоби 1, — Душанбе: Нашрдавточик, 1963.-506 сад.
  21. Р. Танкдди адабй дар журнали „Шарк-и сурх“ // Точикистони совета, 1951, 12 май.
  22. Р. Эчодиёти бадей, халк, ва замон.-Душанбе:Ирфон, 1970.-169 сад.
  23. Р. Х, ак, икати бадей ва дакикати зиндагй // Садои Шарк-.-1973. № 7. — Сад. 115−127.
  24. Р. Ду повеет барои бачадо // Садои Шарк-.-1977.-№ 5. -Сад. 140−144.
  25. Анчумани сеюми нависандагони СССР. Материалдо // Шарки сурх,-1959,-№ 6.-Сад.З-9.
  26. X. Савганди садо^ат // Садои Шарв-.-1984.-№ 11.-Сад.133 144.
  27. X. Тачдиди назар бояд // Садои Шарк-.-1989.-№ 6.-Сад.108 118.
  28. В. Мулодизадо оид ба як китоби мудим //Шарки сурх.-1962.-№ 8.-Сад. 149−158.
  29. В. Адабиёт ва фолклор (кисми аввал).-Душанбе: Ирфон, 1967.-278 са*.
  30. Аттоулло Мах, муди Х, усайнй. Бадоеъуссаноеъ // Бо сарсухан, тавзех, от ва тахрири Р.Мусулмонкулов.-Душанбе: Ирфон, 1974.
  31. Атохон С. Сох, ибй табъи равон // Шарки сурх. 1962. — № 4. -Сах,. 105−110.
  32. Бакозода Ч,. Вокифи асрорй зиндагй // Садои Шарк. 1968. — № 9. — Сах,. 103−111.
  33. Бакозода Сози хушнаво // Садои Шарк-. 1970. — № 5, — Сах,. 146−151.
  34. Бакозода Ч,. Хусусиятх, ои миллй ва байналмилалй дар насри солх, ои охир// Садои Шарк. 1970. — № 2. — Са^.139−148.
  35. Бакозода Ч^. Назаре ба насри имруз // Садои Шарк-.-1972. № 7. — Сах,.105−118.
  36. Бакозода Ч,. Тасвири инсон дарикоя // Садои Шарк-. 1973. -№ 9. — Са^.126−138.
  37. Бакозода Ч,. Фаъолиятмандии ичтимоии кахрамон // Садои Шарк. 1976. — № 3. — Са^. 133−141.
  38. Бакозода Ч- Эчоди устодон ва чараёни адабй // Садои Шарк. -1976. № 12. — Сах,. 126−135.
  39. Бакозода Ч,. Ду повести як нависанда // Садои Шарк. 1977. -№ 3. Сах,. 144−147.
  40. Бакозода Ч,. Ситораи тобон дар уфуки торикистон // Садои Шарк. 1977. — ч.Ю. — Сад. 147−151.
  41. Бакозода Ч,. Танкид ва масъала^ои адабиёт // Садои Шарк. -1979. -№ 1.-Сах,. 125.-134.
  42. Бакозода Ч,. Ч, устучух, ои эчодй дар насри точик. Душанбе: Ирфон, — 1982.- 143 сах,.
  43. Бакозода Ч,. Х, акикатан зиндагй ва вазъи наср // Садои Шарк.-1983. -№ 1. Са^.99−105.
  44. Бакозода Ч,. Нависанда ва идеали замон. Душанбе: Адиб, 1987.-254 сах,.
  45. В.Г. Речь о критике // Белинский В. Г. Собрание сочинений в Зт., т.2. М., 1948. — С.344−412.
  46. Е.Э. Избранные труды, т.2. М.: ИВЛ, 1960. — 555 с.
  47. Ю. К^увваи даётбахши адабиёт // Садои Шарк-. 1964. -№ 4. — Сад Л17−148.
  48. Ю. Партия, замон ва адабиёт. Душанбе: Ирфон, 1964. — 205 сад.
  49. Ю. Гуфтор аз ашъори тозаи шоир // Садои Шарк. -1969. № 11. — Сад.115−126.
  50. Ю. Ишщлоб ва тахдввули роман // Садои Шарк.-1977. -№ 12. Сад. 138−144.
  51. И. С. Из истории таджикской народной поэзии (элементы народно-поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности). М., 1956. — 435 с.
  52. А. Ч, авонии наср // Шарки сурх. 1964. — № 3. -Сах. 128.133.
  53. И. Болу пари назм // Садои Шарк-. 1973. — № 2,-Сад. 138−141.
  54. И. С. Проблемы творчества Садриддина Айнй.-Душанбе, 1974. 173 с.
  55. И. Сухан аз „Дувоздад дарвозаи Бухоро“ // Садои Шарк. 1977, — 4.7. ~ Сад.134−136.
  56. Ватвот Рашид ад-дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии Хадаик ас-сихр фи дака’ик аш-ши'р //Пер. с перс, и коммент. Н. Ю. Чалисовой.-М.:Наука, 1985.-324 с.
  57. Горький А. М. Собрание сочинений. Т.2. М., 1953. — 463 с.
  58. Гаффор Мирзо. Шоир бояд муборизи фаъол бошад// Маориф ва маданият, 27 ноябри соли 1962.
  59. Гаффор Мирзо. Шоистаи гамхорй // Маориф ва маданият, 19-уми июли соли 1969.
  60. Гаффор Мирзо. Оре, шоиста ва мухдоци гамхорист // Маориф ва маданият», 7-уми декабри соли 1969.
  61. Дар остонаи цашн // Садои Шарк, 1974, — № 1. -Сах,.3−7.
  62. Демидчик Л. Н. Кашфи олами инсон // Садои Шарк. 1974. — № 9. -Сах.129−140.
  63. Л.Н. Сафарномаи дили инсон // Садои Шарк-. 1978, № 11. -Сах,. 146−150.
  64. М.Н. Таърихи адабиёт советии тоцик. Насри солх, ои 30. Душанбе, 1978. — 308 сад.
  65. Л.Н. Замон ва конуни жанр// Садои Шарц. 1982. -№ 8. — Сах, Л05−113.
  66. . Шеъри нав дар Эрони муосир // Садои Шарк. 1965. № 7. — Сад.126−133.
  67. . Шеъри нав чист? // Садои Шарп-. 1966. № 2. — сах,.91
  68. Замон ва наср. Мизи мудаввар // Садои Шарв-. 1981. — № 1. -Сад.93−127.
  69. Зарринкуб Абдулх, усайн. Накди адабй. Тех, рон, 1338. 589 сах,.
  70. Зарринкуб Абдулхусайн. Бо корвони х, улла. Тедрон, 1354. -367 сах,.
  71. М.Г. Уроки критической классики. Харьков: высш. школа, 1976. — 222 с.
  72. Зе^нй Т. Чанд сухани судманд. Душанбе: Ирфон, 1984. — 158сад.
  73. Икромй Ч,. Дар бораи баъзе хусусиятдои насри точик // Шарки сурх. 1958. -№ 11.- СахД 13−119.
  74. Икромй Ч,. Дар бораи мах, орати насрнавис // Шарки сурх. -1959. № 3. Сах,.142−145.
  75. Икромй Ч,. Чанд сухан дар бораи насри имруза // Шар^и сурх. -1961. № 7. — Сах,.44−47.
  76. Икромй Ч,. Чдвонони насри точик // Шарки сурх.- 1964. № 1. -Сах,.55−56.
  77. Икромй Ч-. Хунар бояд // Садои Шар^. 1964. — № 5. — Сад. 127 131.
  78. Икромй Ч,. Ба рафики чавонам // Садои Шарк. 1965. — № 12. -Са^. 87−91.
  79. Икромй Ч,. Назари сазовори замон // Садои Шарк. 1966. — № 3. — Сад.128−131.
  80. Икромй Ч,. Чй тавр когаз сиёх, кардам. Сух, бат бо рафики чавонам // Садои Шарк. 1967. — № 1. — Сад.120−125.
  81. Иржи Беечка. Достони советии точик ва Мирзо Турсунзода // Садои Шарк, 1978. — № 2. — Сад.113−126.
  82. М. Лирикаи Абдусалом Дедотй // Шарки сурх. -1961. № 5. — Сад. 113−122.
  83. Искусство слова (о мастерстве писателя и критики). Сб.научн.тр.-Ташкент, 1982.-116 с.
  84. . Х, аким Карим. Душанбе: Ирфон, 1965.-81сах,.
  85. Камал ад-дин Х, усайн Ваизи Кашифй. Бадай' ал-афкар фи санай' ил-аш'ар Новые мысли о поэтическом искусстве // Изучение текста, примечание и указатели Р.Мусулмокулова. — М.:Наука, 1977. -221 с.
  86. Каноат Мумин. Ключи от царства красоты // Памир, 1976, -№ 6. — С.72−77.
  87. P.C. Русская и советская художественная критика. -М., Изд-во Моск. унв-та, 1978. 176 с.
  88. Кдхрамони замон ва инкишофи наср. Аз материалх, ои мудокима дар шурои наср // Садои Шарк-. 1980. — № 6. — Сах,. 130−146.
  89. Г. Пас аз «цанги аввал» // Садои Шарк-. 1972. — № 5.-Сад. 150−152.
  90. В.И. История русской критики XVIII—XIX вв.еков. М.: Просвещение, 1972. — 526 с.
  91. Международная критика стран зарубежного востока и ее роль в развитии общественной и эстетической мысли. М.: Наука, 1988. — 283 с.
  92. Г. В. В поисках нового.- М.: Сов. писатель, 1963.-351 с.
  93. Лутфалии Суратгар. Гули сурх // Садои Шарк-. 1968. — № 2,-Сад. 106−107.
  94. Ю2.Маниёзов А. Публисистика ва назми устод С. Айнй (1918−1921).-Сталинобод: Нашрдавточ., 1985. 151 с.
  95. Т.М. Замони дозира ва масъаладои наср // Садои Шарк-.- 1976. № 7. — Сад. 102−116.
  96. Масъалах, ои адабиёти муосири тоцик. Мацмуаи ма^оладо. Тартибдихднда Ю.Бобоев. Душанбе: Ирфон, 1970. — 426 сах,.
  97. Масъаладои насри муосири точик. Матни суханронии мизи мудаввар моди апрели соли 1972 дар мавзуи масъаладои насри муосири точик // Садои Шарк. 1973. — № 1. — Сад. 109−138.
  98. Масъаладои насри муосир // Садои Шарк. 1973. — № 7. -Сад.109−138.
  99. Материалдои анчумани VII нависандагони Точикистон // Садои Шарк. 1976. — № 7.- Сад.47−115.
  100. Ш. Кддрамони мусбат ва тасвири замон // Садои Шарк. 1973. — № 6. Сад. 126−131.
  101. Н. Оинаи дустй // Садои Шарк.-1968. № 2. — Сад.7786.
  102. Маъсумй Н. Асардои мунтахаб.-ЧД.Адабиётшиносй ва танкид.-Душанбе: Ирфон, 1977. 364 сад.
  103. Методологические проблемы художественной критики. Отв.ред.А. Я. Зиеев.-М.: Искусство, 1967.-334 с.
  104. А. Х, икоядо оид ба Ибни Сино ва шахсияти у,-Душанбе, 1953.-141 сад.
  105. X. Назаре ба маколадои танкидй ва илмй-тадкикотии журнали «Шарки сурх» дар соли 1950 //Шарки сурд. 1951.-№ 8, — Сад.69.
  106. X. Кдйддо оид ба назми чавонон // Шарки сурх, -1962, № 4.-Сад 145−152.
  107. X. Муносибати партия ба адабиёт ва тарбияи кадрдои адабй // Садои Шарк, 1965. № 7.-Сад.139−150.
  108. X. Хдбиби мо // Садои Шарк. 1967, — № 2. -Сад.127−133.
  109. X. Ададбиёт аз нуктаи назари даёт. Мачмуаи маколадо. -Душанбе: Ирфон, 1973. 271 сад.
  110. X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии точик. Барон синфи X, — Душанбе: Маориф, 1978. 414 сад.
  111. Миршакар Мирсаид. Баъзе кайддо // Садои Шарк. 1968. -№ 2. — Сад. 87−92.
  112. Мисдобиддини Нарзикул. Адабиётшиносии форсй-точикй дар асрдои XIII-XIV. Душанбе: «Адиб», 1998. 112 -сад.
  113. Моили Х, иравй. Авзони аруз дар шеъри муосир // Садои Шарк.- 1968. № 2. — Сад. 104−109.
  114. М. Танкиди адабй ва тарбияи нависандагони чавон // Шарки сурх. 1961, — № 1. — Сад. 144−153- - № 2.-Сад. 131−153.
  115. М. Нависандае, ки дусташ медорам // Шарки сурх, 1961. № 10, — Сад. 126−137.
  116. М. Хдмдами халк, дамкадами даёт. Душанбе: НашрдавТоч., 1962. — 163 сад.
  117. М. Хонанда, китоб, нависанда // Садои Шарк- -1979. -№ 8. Сад. 136−144.
  118. Мусулмонкулов Радим. Ёдгори умр // Садои Шарк. 1972. -№ 1. — Сад. 149−150.
  119. Мусулмонкулов Радим. Шеър машъал аст // Садои Шарк-. -1976. № 2.-Сад. 1116−121.
  120. Мусулмонк-улов Радим. Анъана ва нововарй. Душанбе, 1985.- 114 сад.
  121. Мусулмонкулов Радим. Атауллах-и Махмуд-и Х, усайни и вопросы таджикско—персидской классической поэтики: Автореф. дисс. др-а филол-наук. -Душанбе, 1980. 42 с.
  122. Мусулмонкулов Радим. Меъёри бадо // Адабиёт ва санъат, 1990, 15 март.
  123. Ш. Шоир, носир, драматург //Шарки сурх. 1961. -№ 5.-Сад.110−112.
  124. Мудаммадиев X,. Баъзе масъаладои достони лирики // Садои Шарк. 1972. -№ 11, — Сад. 130−137.
  125. Муъмин Кдноат. Вазъияти назми имрузаи точик. Аз материалдои анчумани VI нависандагони Точикистон // Садои Шарк. -1971. № 2. — Сад.94−102.
  126. А. Садои дили гарм // Садои Шарк-. 1972. — № 8. — Сад. 146−149.
  127. А. Дили инсон ва дукми замон // Садои Шарк. 1973. № 16. — Сад.143−145.
  128. А. Дар роди чустучу // Садои Шарк. 1973. — № 8. -Сад. 140−147.
  129. А. Тадлили характер ва вусъати тасвир // Садои Шарк. 1974.-№ 2.-Сад.144−149.
  130. А. Мудаббати инсони бунёдкор // Садои Шарк. 1978. -№ 12.-Сад.141−146.
  131. А. Арзиши одамият // Садои Шарк. 1981. — № 8. — Сад. 146−152.
  132. А. Эчоди бадей, инсон ва замон. Душанбе: Ирфон, 1983.- 144 сад.
  133. А. Тасвири олами ботинии инсон, нависанда ва замон.-Душанбе, 1987. 160 сад.
  134. Ф. Асардое эчод кунем, ки сазовори замони бузургамон бошад // Шарки сурх. 1959. — № 4. — Сад.87−89.
  135. Накдат, Саидй. Шеъри нав дар Афгонистон // Садои Шарк.-1968.-№ 2.-Сах.110−118.
  136. Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей или Четыре беседы. М.: ИВЛ. — 168 с.
  137. Н. Шоир сарояндаи рузгори хеш аст // Маориф ва маданият, 1965, 5 феврал.
  138. X. Адиби мадбуби мо // Шарки сурх. 1959. — № 11.-Сад. 120−127.
  139. X. Падидадои навчуй. Душанбе: Ирфон, 1972. -175 сад.
  140. X. Мавк-еи танвдди адабй дар инкишофи адабиёт // Садои Шарк. 1976. — № 12. — Сад. 105−115.
  141. X. Шеъри соли 1976 // Садои Шарц. 1977. — № 10.-Сад.131−141.
  142. X. Пайванди дис ва андеша // Садои Шарк. 1978. № 11.-Сах,.134.-142.
  143. X. Достон ва да^икдти зиндагй // Садои Шарк.1981. № 2. — Сад. 137−144.
  144. X. Пайванди дис ва андеша. Душанбе: Ирфон, 1982. 222 сах,.
  145. X. Тахдввули жанри достон дар назми муосири точик. Душанбе: Дониш, 1983. — 263 сах,.
  146. Очерки таърихи адабиёти советии точик. К^исми 1. -Сталинобод: Нашрдавточ-, 1956, 311 сах,.
  147. Очерки таърихи адабиёти советии точик. К^исми 2. -Сталинобод: НашрдавТоч- 1957. 521 сах,.
  148. Радим Х, ошим. Тачрибаи омухтани як шеър // Садои Шарк-. -1965. № 7. Сад. 133−139.
  149. Рахим Хршим. Сухан аз устодон ва дустон. -Душанбе: Ирфон, 1971.-223 сад.
  150. А. Дар роди чустучу // Садои Шарк. 1983, — № 1. -Сад. 126−129.
  151. Ш. К, адаме ба пеш // Садои Шарк-. 1980. — № 5. -Сад. 148−150.
  152. М. Партия ва адабиёт // Садои Шарк, 1992, — № 7−8. -Сад.121−127.
  153. Рачабй Маъруф. Таърихи танкид ва адабиётшиносй. -Душанбе: Адиб, 1997. 207 сад.
  154. К. Очерк-жанри чанговар // Садои Шарк-. 1983. — № 5. -Сад. 128−130.
  155. М. Навчуидои маънавй дар насри таърихй // Садои Шарк, 1983, -№ 6. — Сад. 120−125.
  156. М. Пайванди карндо // Садои Шарк. 1984. — № 6,-Сад. 122−124.
  157. М. Тадкики таърих ва тадаввули образ // Садои Шарк.- 1985. № 2.-Сад. 116−121.
  158. М. Бурду бохти насри таърихй // Садои Шарк. 1985.- № 10. Сад.110−117.
  159. Родуёнй, Мудаммад ибни Умар. Тарчумонулбалога. Тедрон, 1339.- 165 с.
  160. Ромй Шарафиддин Х, асан ибни Мудаммад. Хдкоикулдадоик. Ба тасдед ва бо давоишию ёддоштдои Сайд Мудаммад Козими Имом.-Тедрон, 1341.
  161. Русская критика XVIII—XIX вв.еков. Хрестоматия // Сост. В. И. Кулешов. М.: Посвещение, 1978. — 447 с.
  162. Саидалй Маъмур. Тадкики шеър дониши амикро металабад // Садои Шарк. 1982. — № 11. — Сад. 117−125.
  163. А. Образи одамони нав дар «Ёддоштдо» // Шарки сурх. 1959. — № 4. — Сад. 94−110.
  164. А. Роман дар бораи синфи коргар // Шарки сурх. -1959. № 9.-Сад. 139−152.
  165. А. Образи кадрамони мусбати мубориз дар романдои устод Садриддин Айнй. Сталинобод, 1960. — 86 сад.
  166. А. Лафз бояд хубу маънй бояд барчаста бошад // Шарки сурх. 1960. — № 8. — Сад. 140−152.
  167. А. Остони даёт ва ишк, // Шарки сурх. 1962. — № 9. -Сад. 148−158.
  168. А. Акидадои нави одамони кудна // Садои Шарк. 1964. — № 8.-Сад. 149−156.
  169. А. Дар зери байраки реализми сотсиалистй // Садои Шарк. 1964. — № 10. — Сад. 3−32.
  170. А. Мулодизадо оид ба лирика // Садои Шарк. -1966. -№ 3.- Сад. 119−133.
  171. А. Тафаккур ва образ. Мачмуаи маколадо. -Душанбе: Ирфон, 1968. 167 сад.
  172. А. Инкилоби наср // Садои Шарк. 1968. — № 4. -Сад. 107−118.
  173. А. Седри калам // Садои Шарк. 1968. — № 10. -Сад. 100−108
  174. А. Чустучу ва бозёфт // Садои Шарк. 1969. — № 2. -Сад. 126−138.
  175. А. Роча дар Кремл // Садои Шари. 1971. — № 1. -Сад. 115−131.
  176. А. Шеър нидои зиндагист // Садои Шарк. 1971. -№ 5.-Сад. 97−129.
  177. А. Баъзе масъаладои шакл ва услуб // Садои Шарк. 1971. — № 11. — Сад. 128−137.
  178. А. Солномаи бадеии шадри Ленин // Садои Шарк. -1972. -№ 2.-Сад. 138−145.
  179. А. Танкид ва адабиёти имруз // Садои Шарк. -1972. № 6.-Сад. 111−122.
  180. А. Мавзуи таърихй ва акидадои интернатсионалии нависанда // Садои Шарк. 1973. — № 11. — Сад. 112 125.
  181. А. Паймони мухдббат // Садои Шарк. 1974. — № 3. -Сад. 125−134.
  182. А. Ягонатии гоявй // Садои Шарк-. 1976. — № 1. -Сад. 123−133.
  183. А. Бурду бохти насри точик // Садои Шарк-. -1976. № 7. -Сад. 64−76.
  184. А. Зинаи камолот // Садои Шарк. 1977. — № 4. -Сад. 110−116.
  185. А. Мактаби Айнй. -Душанбе: Ирфон, 1978. 350сад.
  186. А. Дунёи шеър // Садои Шарк. 1980. — № 9. — Сад. 122−136.
  187. А. Симои эчодии нависанда // Садои Шарк. -1980. № 6.-Сад. 131−137.
  188. А. Достони Сино // Садои Шарк. 1982. — № 6. -Сад. 92−101.
  189. А. Шеъри эдсосу андеша // Садои Шарк. 1982. -№ 12.-Сад. 99−105.
  190. А. Мирзо Турсунзода. Очерки даёт ва эчодиёти шоир. Душанбе: Ирфон, 1983. -462 сад.
  191. А. Дар судбати Радим Чдлил // Садои Шарк. -1984. № 6. -Сад. 103−110.
  192. А. Тахрифи солдои азими сталинй // Адабиёт ва санъат, 1988, 1 сентябр.
  193. С. Назаре ба насри соли гузашта // Садои Шарк. 1967. — № 6, — Сад.77−89.
  194. С. Судан аз вазъи танкиди адабй // Садои Шарк. 1970. -№ 7.-Сад. 130−142.
  195. С. Сухан аз анъана ва реализм // Садои Шарк. 1974. -№ 6. — Сад. 145−151.
  196. С., Демидчик JI. Бартарй ва камбудидои як роман // Шарки сурх. 1959. — № 5. — Сад.144−158.
  197. А. Таърихчаи назариёти адабии форси точикй. -Душанбе: Адиб, 2001. 140 сад.
  198. А. Самараи меднат ва чустучу // Садои Шарк-. 1966. — № 6. — Сад. 127−137.
  199. А. Нуксу камоли танкид // Садои Шарк. 1969. — № 4. -Сад. 127−145.
  200. А. Ьуайддо дар дошияи куллиёт // Садои Шарк. -1974. -№ 1,-Сад. 136−147.
  201. А. Замони чанг ва дарки бадеии он // Садои Шарк. -1980. № 5.-Сад. 136−140.
  202. А. Шеър ва зиндагй // Садои Шарк. 1975. — № 10. -Сад. 70−75.
  203. А. Номаи манзуми руз // Садои Шарк. 1979. — № 12. -Сад. 111−116.
  204. А. Эдсоси ичтимой ва дунари шеър // Садои Шарк. -1982. № 6.-Сад. 83−91.
  205. А. Нуктаи пайванд. Баъзе масъаладои инкишофи шеър ва танкиди адабй.-Душанбе: Ирфон, 1982. Сад. 136−140.
  206. Сафар Абдулло. Андешадо оид ба шеъри имруз. Мусодиба бо Муъмин К^аноат // Садои Шарк. 1982. — № 8. — Сад. 86−95.
  207. С. Нони далол // Садои Шарк. 1973. — № 1. — Сад. 139−142.
  208. С. К^иссаи рузгори чугиён // Садои Шарк. 1974. -№ 4. — Сад. 144−147.
  209. С. Х, икояти руздои мо // Садои Шарк. 1975. — № 12. -Сад. 145−147.
  210. С. К^иссаи солдои пурошуб // Садои Шарк. 1975. -№ 12.-Сад. 145−147.
  211. С. Матонати зан // Садои Шарк. -1976. № 3. — сад. 147−149.
  212. С. Хдйкали духтари мармарии // Садои Шарк. -1977.-№ 1.-Сад. 142−144.
  213. С. Дили кавии кадрамон // Садои Шарк. 1977. -№ 4.-Сад. 147−150.
  214. С. К^иссадои нахустин // Садои Шарк. 1977. — № 12. -Сад. 146−148.
  215. С. Жанри повеет ва ахлоки дамзамонон // Садои Шарк. 1979. — № 2. — Сад. 124−130.
  216. . Оид ба шеъри нав // Садои Шарк. 1965. — № 8. — Сад.81.86.
  217. Сорбон. Ё ду, ё мандув // Садои Шарк. 1987. — № 7. — Сад. 99 109.
  218. С. Санчиши калам // Садои Шарк. 1971. -№ 10. -Сад. 151−153.
  219. . Исторические судьбы реализма. М., 1977. — 525 с.
  220. С. Баъзе мулодизадо дар бораи накди адабй // Точикистони совета. 1947, 20 июл.
  221. С. Парвоз ба суи назми олй // Маориф ва маданият, 16 июни 1959.
  222. С. Очерк ва дикоя бояд чанговари насри имрузаи точик гарданд // Шарки сурх, 1959. — № 6. — Сад. 144−158.
  223. С. Фикр пурмазмун бошаду баёнот соддаю возед // Точикистони Советй, 28 феврали 1960.
  224. С. Одами имруза дар маркази асари бадей бошад// Шарки сурх. 1961. — № 7. — Сад. 21−22.
  225. С. Назм низом металабад // Шарки сурх. 1964. — № 1. -Сад. 138−140.
  226. С. Сухани дак дар бораи олами тираи асри XX // Садои Шарк. 1965.-№ 12. Сад. 113−135.
  227. С. Хдёт, адабиёт, реализм.-Душанбе: Ирфон, 1968: -322 сад.
  228. С. Нависанда ва мунаккид // Садои Шарк. 1968. -№ 10. -Сад. 108−115.
  229. С. Симои човидонии пешво дар адабиёти точик. -Душанбе: Ирфон, 1970. 263 сад.
  230. С. Ленин дар адабиёти точик // Садои Шарк. 1974. -№ 4.-Сад. 137−143.
  231. С. Услуби бадей ва насри муосири точик// Садои Шарк. 1975. -№ 2. Сад. 135−142.
  232. С. Хдмнафаси халк // Садои Шарк. 1978. -№ 12. Сад. 115−121.
  233. С. Х, аёт, адабиёт, реализм. Китоби дуюм. Душанбе: Ирфон, 1978.-222 сад.
  234. С. Дастури таълимй дойр ба назарияи танкиди адабй. Китоби 1. Душанбе, 1980. — 77 сад.
  235. С. Кдрордои партия ва инкишофи танкиди адабй // Садои Шарк. 1983.-№ 1. Сад. 116−125.
  236. С. Кдрордои партия ва инкишофи танкиди адабй // Садои Шарк. 1983. -№ 1. Сад. 44.
  237. С. Дастури таълимй дойр ба назарияи танкиди адабй. Китоби 2.-Душанбе, 1983. 32 сад.
  238. С. Хдкикатро бояд кушода гуфт // Садои Шар"-. 1983. -№ 11.-Сад. 129−132.
  239. С. Х, аёт, адабиёт, реализм. Душанбе: Ирфон, 1983.207 сад.
  240. С. Х, аёт, адабиёт, реализм. Китоби 4.-Душанбе, Ирфон, 1984.-399 сад.
  241. С. Такдири се тан адиб // Садои Шарк. 1990. -№ 8. -Сад. 95−100.
  242. Танкид ва чараёни адабй // Садои Шарк, — 1969. -№ 5.- Сад. 3−5.
  243. Точалдолавй Алй ибни Мудаммад Дакоик уш шеър // Ба тасдед ва бо давошию ёддоштдои Сайид Мудаммад Козими Имом. Тедрон, 1341−121 с.
  244. Р. Равшании дил // Садои Шарк,. 1976. — № 6. — Сад. 138−141.
  245. Р. Насри дуччатй ва имконоти жанрии он // Садои Шарк. 1979. — № 11. — Сад. 135−143.
  246. М. Х, аёт ва адабиёт // Шарки сурх. 1959. — № 3. -Сад. 98.
  247. М. Замон ва нависанда // Садои Шарк. 1961. -№ 7.- Сад. 3−33.
  248. М. Адабиёти точик дар мубориза барои идеалдои коммунизм // Садои Шарк. 1966. -№ 5.- Сах. 49−81.
  249. М. Мушодиди сулду сафо // Садои Шарк. 1968. -№ 2, — Сах. 73−76.
  250. М. Куллиёт. Ч^.З. Душанбе: Ирфон, 1979. — 431сад.
  251. М. Куллиёт. Ч,.4, — Душанбе: Ирфон, 1987. 352сад.
  252. А. Чанд мулодиза дар дошияи як так, риз // Садои Шарк. 1967. -№ 1, — Сах. 111−119.
  253. А., Шукуров М. Фантастика ва асоси илмию ичтимоии он // Садои Шарк. 1972. — № 1. — Сах,. 127−133.
  254. С. Мактуби кушод ба рафик- Ортитов Б. // Шарки сурх. 1961. — № 1. — Сад. 121−133.
  255. С. Серталабй ва гамхорй // Садои Шарк.-1966. № 5.-Сад. 117−122.
  256. А. Аввалин романи дачвй // Садои Шарк-. 1972. -№ 7, — Сад. 140−143.
  257. А. Образи дачвй дар насри бадей // Садои Шарк. -1973. -№ 10.-Сад. 102−104.
  258. Фотед Абдулло. Инсон ва табиат // Садои Шарк- 1975. — № 6. — Сад.129−140.
  259. Хади-заде Р. Легенды, история, вымесел // Памир. 1972. № 2.-Сад. 69−73.
  260. А. Творческий метод Навои // Автореф.дисс.др-а. филол.наук. Ташкент, 1965.
  261. Хонлари, Парвиз Нотил. Базми сухан // Садои Шарк. 1969. -№ 2.-Сад. 102.-105.
  262. М. рузгори нависанда ва вокеияти тасвир // Садои Шарк. 1985. — № 7. — Сад. 110−112.
  263. . Чанд Сухан роцеъ ба мадорати Икромй // Садои Шарк. 1966. — № 3. — Сад. 134−146.
  264. . Романи Чдлол Икромй «Духтари оташ». -Душанбе: Ирфон, 1967.-110 сад.
  265. . Нависанда ва тасвири кадрамон // Садои Шарк.- 1970. № 1. — Сад. 131 -143.
  266. . Пайванди дилдо // Садои Шарк. 1977. — № 1.-Сад. 132−141.
  267. . Образи коммунист дар насри муосир // Садои Шарк. 1980. — № 4.-Сад. 137−143.
  268. . Се очерк дар бораи се адиб. Душанбе: Ирфон, 1983.-235 сад.
  269. О. Падидадои навчуи // Садои Шарк. 1966. -№ 11. -Сад. 119−126.
  270. Хусрави Дедлавй. Расоилалэъчоз.- Лакднав. 1876. — 1061 с.
  271. Х, аёт, кадрамон ва адабиёт. Душанбе: Ирфон, 1977. — 334 сад.
  272. Х, акимов А. Гузаштаи зинда ва руди замон // Садои Шарк. -1972. № 5.-Сад. 137−144.
  273. А. Образ ва тасвир дар шеър // Садои Шарк- 1972.-№ 9.-Сад. 136−142.
  274. А. Хрсили тачрибаи рузгор // Садои Шарк. 1974. -№ 6.-Сад. 140−145.
  275. А. Танкид ва чараёни адабй // Садои Шарк. 1975. -№ 1.-Сад.-100−125.
  276. Х, акимов А. Тадаввулоти аруз дар назми имруз // Садои Шарк.- 1975. -№ 4,-Сад. 124−136.
  277. Х, акимов А. Шохаи райдон ва сабзадои шукуфта // Садои Шарк.- 1976. -№ 9.-Сад. 109−130.
  278. Х, акимов А. Шеъри инсон // Садои Шарк. 1977, — № 2. Сад. 127−144.
  279. А. Шеър ва замон. Душанбе: Ирфон. — 1978. -253сад.
  280. А. Дилам чуз хонаи ишки Ватан нест. // Садои Шарк. 1980. № 5.300.акимов А. Шеъри замонй ва чустучуйдои маънавию ахлокй // Садои Шарк. -1981. № 2. — Сад. 121−136.
  281. А. Дар каламрави сухан (Симои адибон).-Душанбе: Ирфон, 1982.
  282. А. Аз газал то шеъри озод. // Садои ТТТярк -1985. -№ 12.-Сад. 123−136.
  283. Х, одизода Р. Дар бораи эчодиёти нависандагони чавони tow// Шарки сурх. 1958. — № 6. — Сад. 117−126- - № 6. — Сад. 86−96.
  284. Х, одизода Р. Х, икоядои далкй дар «Маснавй"-и Румй // Чдлолуддини Румй. Х, икоядои халкии «Маънавй». -Душанбе: 1963.-Сад.5−22.
  285. Р., Шукуров М., Абдучдбборов Т. Лугати истилодоти адабиётшиносй. Душанбе: Ирфон, 1964.-184 сад.
  286. Р. Акидадои адабй-эстетикии Чрмй // Абдурадмони Ч, омй: Замони зиндагй, даёт ва эчодиёт. Мачмуаи маколадо.-Душанбе, -1965.-Сад. 87−104.
  287. Р. Таносуби услубу устудонбандй // Садои Шарк-.-1972. № 4.-Сад. 101−108.
  288. Х, одизода Р. Танкиди адабй ва масъаладои бадеияти адабиёт // Садои Шарк.-1972. № 6. — Сад. 101−108.
  289. Р. Аз гузашта ва дозираи адабиёти точик. Мачмуаи ма^оладо. Душанбе: Ирфон, 1974. — 143 сад.
  290. Р. Сино ва илми адаб // Садои Шарк.-1979. № 9. -Сад. 104−114.
  291. Х, одизода Р. Шоири далц// Садои Шарк.-1980. № 5. — сад. 76.
  292. Х, одизода Р. Насри чавони точик // Шарки сурх.-1983. № 1. -Сад. 69−81.
  293. Х, одизода Р. Ба дусти мо, ба дам^алами мо // Садои Шарк.-1984. № 4. — Сад. 123−128.
  294. Х, офизи Шерозй. Девони Х, офиз. Бар асоси нусхаи Газвинй ва Хонларй, бо мукобилаи нусхадо ва шарддои муътабар дамрод бо шарду маънии комили газалдо ва фарданги лугат ва истилодот. Доктор Хусайн Алй Юсуфй. Тедрон: Нашри рузгор, 1381. — 832 сад.
  295. Ш. Масъаладои танвдди адабй дар адабиёти советии точик // Шарки сурх, 1959, — № 4. — Сад. 57−72.
  296. Х, усейнзода Ш. Бадс ва андеша. Душанбе: Ирфон, 1964. 264сад.
  297. Х, усейнзода Ш. Гуфтор аз ганчи сухан. Душанбе: Ирфон, 1985.-224 сад.
  298. X. Забон ва услуби «Одина"-и устод С.Айнй. -Душанбе: Ирфон, 1973. 254 сад.
  299. Ч, умъаев Ш. Руди кадрамони халк // Садои Шарк. 1976. — № 5.-Сад. 155−156.
  300. Ч, устучуйдои эчодй дар адабиёти дозираи точик. Тартибдиданда X. Шарифов. Душанбе, 1980.-167 сад.
  301. Шамсиддин ибни Мудаммад К, айси Розй. Алмуъчам фй маоири ашъорилачам. (Бо тасдеди устоди муаззам окон Мудаммад Абдулвадоби Газвинй). Бо тасдеди. Мударрис Разавй. Тедрон, 1314. -544 с.
  302. X. Теоретические вопросы прозы в таджикско-персидских памятниках классического периода. Дисс. на соискание учен.степ.док.филол.наук. Душанбе, 1987. — 454 с.
  303. X. Камоли мадорат // Садои Шарк. 1969. — № 8. -Сад. 135−140.
  304. X. Суруди вопасин // Садои Шарк. 1969. — № 8.-Сад. 140−144.
  305. X. Тараннуми даёт // Садои Шарк. 1972. — № 7.-Сад.119−128.
  306. X. Ч^устучуи илдом // Садои Шарк-. 1972. — № 11. -Сад. 124−129.
  307. X. Мазмун ва ифода дар шеъри имрузаи точик // Садои Шарк. 1973. — № 3.-Сах. 107−113.
  308. X. Сарахбори зиндагй // Садои Шарк. 1979, — № 1. -Сад. 142−147.
  309. X. Достони меднат ва шучоат // Садои Шарк.-1980. -№ 5. Сад. 141−146.
  310. X. Чдвдари зав^у мароми шоир. Такриз ба мачмуаи «Варак-и санг"-и Лоик // Садои Шарк.-1982. № 3. — Сад. 122−126.
  311. X. Ташаккули услуб ва камолот // Садои Шарк-1982. № 8.-Сад. 96−104.
  312. X. Х, олатдои зиндагй ва ладзадои бадей// Садои Шарк.-1983. № 5. — Сад. 127−131.
  313. X. Услуб ва камолоти сухан. Душанбе: Ирфон, 1985. — 127 сад.
  314. X. Шоир ва шеър. Душанбе. — 1998.- 216 сад.
  315. X. Озурдагон ва умедворон. Душанбе: Сино, 2001. -195 сад.
  316. X. Адибе, ки бо даёт баробар ¡-кадам мезанад // Садои Шарк.-1964. Сад. 138−147.
  317. . Навои дили шоир // Садои Шарк. 1971. -№ 1. — Сад. 150−155.
  318. Шодикулов X,. Реализми таш-идй. Душанбе: Ирфон, 1975. -22 сад.
  319. Шоди^улов X,. Ду мавзуи мудимми шеъри имруз // Садои Шарк. 1976. — № 3. — Сад. 127−132.
  320. Шодикулов X,. Барои танк-иди реалистй // Садои Шарк-. 1977. — № 1. — Сад. 124−131.
  321. М. Баъзе масъаладои мадорати бадей дар эчодиёти шоирони чавон // Шарки сурх. 1955. — № 8.
  322. М. Барои лирикаи пурэдсос// Шарки сурх. 1957.11.
  323. М. Анъанаи ёддоштнависй дар «Ёддоштдо"-и устод Айнй // Шарки сурх. 1959. — № 7. — Сад. 125−140.
  324. М. Муболига ва тасвири карикатури дар дикоядои дачвии «Ёддоштдо» // Шарки сурх. 1960. — № 9. — Сад. 136−145.
  325. М. Сотим Улугзода. Сталинобод, 1961.-74 сад.
  326. М. Х, алли мавзуъдои замони дозира мадорати баланд металабад // Шарки сурх. 1961. — № 7.-Сад. 54−59.
  327. М., Маниёзов А., Исоев Я. Адабиёти советй. Барои синфи VIII.-Душанбе, 1962.- 358 сад.
  328. М. Анъана, халкият ва мадорат. Мацмуаи маколадо.-Душанбе: Нашрдавточ., 1964.-231 сад.
  329. М. Хусусиятдои гоявию бадеии «Ёддоштдо"-и устод Айнй. Душанбе: Дониш, 1966.-246 сад.
  330. М. Айнй ва забони халк // Садои Шарк. 1967. — № 5.-Сах. 124−135.
  331. М. К, айддо дар бораи эчодиёти Ф. Мухаммадиев // Садои Шарк. 1967. — № 8.-Сад. 135−148.
  332. М. Х, ар сухан чоеву дар нукта макоме дорад. -Душанбе: Ирфон, 1968.-159 сад.
  333. М. Достони газаб ва иктидори халк- // Садои Шарк-. -1969.-№ 1,-Сад. 143−153.
  334. М. Вок, еа ва характер // Садои Шарк. 1969. — № 2. -Сад. 108−125.
  335. М. Ь^адрамон ва рушду камоли маънавни у // Садои Шарк. 1969. -№ 8. -Сад. 132−139.
  336. М. Сухан аз лирика ва мазмуни даёти он // Масъаладои адабиёти муосири точ, ик. Душанбе, 1970.
  337. М. Жанри таърихй ва модияти замон // Садои Шарк. 1971. -№ 3.-Сад. 122−136.
  338. М. Болу пари назм // Садои Шарк.-1972. № 4. — Сад. 109−121.
  339. М. Диди эстетики халк ва насри реалиста. -Душанбе: Ирфон, 1973. 159 сад.
  340. М. Кддрамони даёт-кадрамони адабиёт // Садои Шарк.-1973. № 6. — Сад. 129−141.
  341. М. Гавдариёни сухан бошем // Садои Шарк. 1974. -№ 1.» Сад. 116−124.
  342. М. Фардияти инсон ва модияти ичтимоии характер // Садои Шарк. 1974. — № 8.- Сад. 130−145.
  343. М. Дили медрпарвар ва ситезаандеш // Садои Шарк. 1975. -№ 1,-Сад. 130−144.
  344. М. Асоси реалиста ва руди романтики // Садои Шарк. 1975. — № 8, — Сад. 111−123.
  345. М. Падлудои тадкики бадей. Баъзе масъаладои адабиёти дозираи точик. Душанбе: Ирфон, 1976.
  346. М. Падлудои тадкики бадей.- Душанбе: Ирфон, 1976. 276 сад.
  347. М., Акбаров Ю. Анъана ва навоварй. Душанбе: Ирфон. — 1976. -34 сад.
  348. М. Тадкики бадей ва чднбаи публисистй // Садои Шарк. 1976. — № 1.- Сад. 111−122.
  349. М. Жанри таърихй ва худогодии халк // Садои Шарк. 1976. — № 10, — Сад. 122−129.
  350. М. Достони дили озодипарвари халк- // Садои Шарк- 1976. -№ 11.-Сад. 145−149.
  351. М. Андешапарварй-фаъолиятмандии ичдимой // Садои Шарк,. 1977. — № 8.- Сад. 134−141.
  352. М. Демидчик Л. Насри Ч, алол Икромй. Душанбе: Ирфон, 1979.- 142 сад.
  353. М. Х, офизаи таърихй ва таърихият // Садои Шарк. -1979. -№ 3,-Сад. 135−142.
  354. М. Шамъ шав. шамъ. // Садои Шарк. 1979. — № 6.-Сад. 133−140.341
  355. М. Таърихи адабиёти советии точик. Насри солдои 1945−1974. Душанбе, 1980. — 378 сад.
  356. М. Садокдт ба идеалдои олии замон // Садои Шарк. 1980. — № 7,-Сад. 132−144.
  357. М. Як назар ба бурду бохти дикоя. // Садои Шарк. -1982. № 2.-Сад. 112−121.
  358. М. Тафаккури тадлилй ва жарфи реализм // Садои Шарк. 1984. -№ 3,-Сад. 110−119.
  359. М. Поядои камолот // Садои Шарк. 1984. — № 10.-Сад. 118−129.
  360. М. Аз пайи дарёфти фадмиши нав // Садои Шарк-. -1990. № 7, — Сад. 105−114.
  361. А. Назм бояд чун дарёи соф бошад // Шарки сурх. -1963. № 9,-Сад. 56−62.
  362. А. Х, аёти мо ва насри мо // Шарки сурх. 1964. — № 1. -Сах. 44.
Заполнить форму текущей работой