Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Графика и орфография

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, писательница Татьяна Толстая прибегает к старым названиям букв для обозначения глав своего романа «Кысь»: Аз, Букы, Веди, Глаголь, Добро и т. д. Упоминает она алфавит и при повествовании: При обозначении звука в сочетании со звуками а, э, о, у при употреблении букв я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после разделительных мягкого и твердого знаков:6локо, похали, cbMKa. В журналистских… Читать ещё >

Графика и орфография (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Графика

Графикой (от греч. grapho — писать) называется система всех средств письменности, которая учитывает отношения между устной и письменной речью. Основные средства графики — буквы и знаки препинания. Буквы образуют алфавит — их определенный порядок: от а до я. В русском алфавите 33 буквы, до 1918 г. в него входили также i — и десятеричное, t — ять, о — фита, v — ижица.

Позиционный (слоговой) принцип русской графики основывается на том, что буквы русского алфавита могут быть однозначными и двузначными. Однозначные буквы передают всегда один и тот же звук. К ним относятся гласные а, о, у, ы, э и согласные ж, ш, ц, ч, щ, й. Двузначные буквы могут передавать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции, от того, рядом с какой буквой они находятся. Например, в позиции перед гласными а, о, у, ы согласные буквы передают твердое звучание (сд, со, су…), а перед гласными я, ё, ю, е, и — мягкое (ся, сё, сю…). В то же время соответствующее сочетание букв (С + Г) образует слог, отчего позиционный принцип русской графики и называют слоговым.

Позиционный принцип используется также и в некоторых других случаях:

  • а) при обозначении посредством мягкого знака мягкости предшествующего согласного {уголь, конь, сельдь)', твердость согласных в данном случае передается неупотреблением мягкого знака (угол, коп);
  • б) при обозначении звука [j] в сочетании со звуками а, э, о, у при употреблении букв я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после разделительных мягкого и твердого знаков: [)'а]6локо, по[)‘э]хали, cb[jo]MKa.

Отступлением от позиционного (слогового) принципа признается написание гласных после шипящих и ц. Звуки [ж|, [ш] и [ц] всегда твердые, поэтому после передающих их букв ж, ш и ц следовало бы писать лишь гласные буквы а, о, ы, э. Однако по существующим правилам после них можно употреблять также буквы и we. И наоборот, звуки |*/'| [ш'|, передаваемые буквами ч w щ, всегда мягкие, но после них по правилам надо писать буквы а, о, у, как после твердых: частота, трущоба.

Слоговой принцип русской графики следует отличать от слогового принципа обучения чтению.

В публицистике, рекламе в настоящее время наблюдается «мода» на графические игры. Одни преднамеренно отступают от существующих правил; это проявляется, например, в названиях инструментально-музыкальных ансамблей: «Марродеры», «Аукцыон». Другие используют в слове русские и латинские буквы: MCKRENEE ТЕЛЕВИДЕНИЕ — реклама REN-TV. Третьи перемежают прописные и строчные буквы: ФАНТАстическое предложение — реклама «Фанты» и т. д. Подобная «разношерстность» бросается в глаза в новой группе слов — компьютерной лексике: web-страница, привод CD-ROM, DVD. Для правильного прочтения таких слов нужно знать, как читаются буквы латиницы в английской традиции.

В журналистских кругах стали увлекаться старорусскими буквами, появились газеты «Коммерсантъ», «Росая». Не в меньшей степени это коснулось писательской среды.

Так, писательница Татьяна Толстая прибегает к старым названиям букв для обозначения глав своего романа «Кысь»: Аз, Букы, Веди, Глаголь, Добро и т. д. Упоминает она алфавит и при повествовании:

Выучил Бенедикт азбуку, али по-научному, алфавит, накрепко, — а это просто: А, Б, В, Г, Д, Е, можно и Ё, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, у, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я — а еще, конечно, наука всякой букве научное название дает: «люди», а то «живете», а то «червь».

Обыгрывает писательница и внешний вид букв:

Буковки тоже: поначалу скользят, прыгают, как мураши, а опосля ровными такими рядками ложатся, черненькие,.

шепчут. Которые открытые, али сказать распахнутые, будто бы приглашают: Заходи!

Вот буква «он», окошко круглое, словно бы смотришь через него с чердака на гулкий весенний лес, «я» — далече видать, ручьи видишь и поляны, а повезет если, глаз если настроишь, то и Птицу Белую, малую, далекую, как белая соринка. Вот «покой» — так это же дверь, проем дверной! А что там за ним — незнамо, может, жизнь новая, неслыханная! Какой еще не бывало!

А вот… или «живете» — те, наоборот, загораживают путь, не пускают, крест-накрест проход заколачивают: сюда не пущу, Неча!

«Ци» и «ща» — с хвостиками, как Бенедикт до свадьбы.

«Червь» — как стуло перевернутое.

«Глаголь» — вроде крюка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой