Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции темпа речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем… Читать ещё >

Функции темпа речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них.

Темп речи может измеряться:

  • -числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • -средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных. В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности, в чём проявляется синтаксическая функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5]. Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте:

  • * коммуникативную функцию, т. е. служит как средство выделения важной информации;
  • * экспрессивную функцию, т.к. он участвует в выражении чувств и эмоций;
  • * стилистическую функцию, выражая отношения между речевыми партнерами;
  • * синтаксическую функцию, оформляя целостность высказывания.

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Ученые отмечают также, что темп речи обусловлен прежде всего психофизиологическими свойствами человека: одни говорят вообще медленно, другие — быстро. Женщины, как правило, более мобильны в вариациях темпа речи, чем мужчины. Такой темп называют индивидуальным, т.к. он присущ только одному человеку, соответствует его характеру. Но темп речи может быть обусловлен и ситуативно, когда изменение скорости речи зависит от речевой ситуации. Изменения темпа речи зависят также от коммуникативного намерения говорящего, его настроения, т. е. темп речи может передавать определенную информацию и нести эмоционально-модальную нагрузку. В данном исследовании нас интересует прежде всего этот аспект темпа.

При рассмотрении темпа проблематичными являются несколько вопросов, в частности, принимать ли во внимание при оценке темпа лишь фонационные отрезки или учитывать вместе со звучащими сегментами и паузы. Это является важным не только для измерения темпа, но и для определения его роли в тексте, т.к. длительность пауз считается фактором, влияющим на восприятие темпа: экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие темпа речи зависит не только от скорости артикуляции, но и от величины интервалов между речевыми отрезками [Веренич Н.И., с.28].

Спорным является также вопрос о выборе оптимальной единицы измерения темпа речи. Традиционно темп речи характеризуется либо количеством звуков, слогов или слов, произнесенных в минуту, либо средней длительностью звука (слога). Некоторые исследователи считают, что слово является не совсем приемлемой единицей для измерения, т.к. слова имеют очень разный слоговой и звуковой объем [Веренич Н.И., с. 29]. Если в качестве измерения взять звук, то членение речевого потока становится слишком дробным, при этом звуки также очень отличаются по длительности. Слог же является наименьшей естественной произносительной и воспринимаемой единицей речи, в связи с этим данный сегмент речи чаще всего используется в качестве единицы измерения темпа речи [Веренич Н.И., с. 35]. На этой речевой единице концентрируем и мы свое внимание в данном исследовании.

темп речь интонация стилистический.

  • 1. Абдуазизов, А. А. Элементы общей и сравнительно-типологической фонологии / А. А. Абдуазизов. — Ташкент, 1981. — 182 с. — С. 107−116.
  • 2. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. — 1986. — № 1.
  • 3. Антипова, А. М. Система английской речевой интонации / А. М. Антипова. — М.: «Высшая школа», 1979. — С.130−131.
  • 4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 606 с.
  • 5. Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис. … канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. — СПб, 2000; 318с.
  • 6. Богданова, Э. Х. Обучение выразительному чтению в языковом вузе / Э. Х. Богданова // Иностранный язык в высшей школе. — М., 1987. Выпуск 20. 143 с. — С. 126−132.
  • 7. Большой толковый словарь / под ред. Е. Г. Ожегова. — СПб., 2001.
  • 8. Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. — М., 1998. — С. 198, 401−407, 556.
  • 9. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. — М., 1977. — 176 с.
  • 10. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. — М.: Высшая школа, 1989. — 136 с.
  • 11. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. — М., 1958. — 459 с. — С. 217.
  • 12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 351 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой