Формирование информационных умений учащихся на уроках физики как средство повышения их компетентности
![Диссертация: Формирование информационных умений учащихся на уроках физики как средство повышения их компетентности](https://westud.ru/work/2919695/cover.png)
Диссертация
Концепция профильного образования в условиях информационного общества и изменяющихся условий социальной жизни общества является одной из важнейших идей современности. Суть ее заключается в том, что каждый человек учится на протяжении всей своей жизни, и общество должно предоставить такую возможность — это требование социального, технического, экономического и любого вида прогрессов, ибо только… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы современной методики обучения физике в школе
- 1. 1. Компетентностный подход в стратегии модернизации общего образования
- 1. 2. Информационный подход в контексте медиатизации общего физического образования
- 1. 3. Психолого-дидактические особенности развития информационного мышления в инновационной педагогике
- 1. 4. Программно-педагогические средства обучения физике в информационном учебно-методическом комплексе
- Глава 2. Концептуально-методические аспекты формирования информационных умений в рамках компетентностного подхода
- 2. 1. Информационное сопровождение процесса освоения учащимися образовательных программ: опыт и перспективы
- 2. 2. Модель информационного учебного диалога на уроках физики
- 2. 3. Циклы медиа-задач в методах формирования предметной компетентности учащихся
- 2. 4. Технологический подход к обучению физике в компьютерном Интернет-классе
- 2. 4. 1. Оценка качества образовательных Интернет-ресурсов по физике
- 2. 4. 2. Деловая игра через Интернет как средство формирования навыков исследовательской деятельности и информационных умений уча- 120 щихся
- 3. 1. Экспериментальные методы педагогических исследований
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
- 3. 3. Критерии эффективности инновационных образовательных технологий обучения физике в системе медиаобразования
Список литературы
- Активные методы обучения в системе непрерывного образования. -СПб.: ЛИЭС, 1991.
- Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе // Межвузовский сборник научных статей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
- Амелькип В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях.- М.: Наука, Физматлит, 1987.
- Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.: Просвещение, 1991.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.-М.: 1994.
- Ардабьев В.Н. Методические основы технологии конструирования уроков физики. Дис. канд. пед. наук.- СПб.-1991.
- Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? Стенограмма научного доклада (Дубна, 21 сентября 2000 г.).- М.: МЦНМО, 2001.
- Бабанский Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психологический аспект.- М.: Педагогика, 1990.
- Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: Уч. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1986.
- Белоусов А.А., Кондратьев А. С., Ходанович А. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. Динамика: Уч. пособие / Под ред. проф. А. С. Кондратьева. СПб: Изд-во СПИКиТ, 1997 .
- Белошапка В. Информатика как наука о буквах // Информатика и образование, 1992, № 1.
- ХЪ.Беспалько В. П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.
- Бессараб Г. Д. Инновационные формы организации урока: Из опыта работы учителя физики, — СПб., 1991.
- Бобович А.В., Космачев В. М., Чирцов А. С. Использование компьютерных технологий в интересах образования нерешенная проблема 2000-ых // Компьютерные учебные программы и инновации, 2001, № 1−2.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии. // Педагогика, 1993. № 5.
- Бардовский В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
- Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: уч.-метод. пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Бордовский Г. А., Горбунова И. Б., Кондратьев А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике.- СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Бордовский Г. А. Физические основы естествознания: Уч. пособие, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Борисёнок С.В., Кондратьев А. С., Танкова А. В., Ходанович А. И. Алгебраические методы при решении задач классической механики: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
- Боропенко Т.А. Концепция школьного курса информатики: Уч. пособие,-СПб.: Высшая административная школа, 1995.
- Брукшир Длс. Глейн Введение в компьютерные науки / Пер с англ.- М.: «Вильяме», 2001.
- Бубликов С.В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе. Уч. пособие.- СПб.: Образование, 1996.
- Бубликов С.В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- СПб., 2000.
- Бурсиан Э.В. Физика. 100 задач для решения на компьютере: Уч. пособие. СПб: Ид «МиМ», 1997.
- Бутиков Е.И., Кондратьев А. С., Степанов В. А., Уздин В. М. Изучение динамики с использованием персонального компьютера: Уч. пособие / РГПУ им. А.И.Герцена- ЧГПИ им. И. Я. Яковлева.- Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1992.
- Бутиков Е.И., Кондратьев А. С., Лаптев В. В. Использование персонального компьютера при изучении основ физики колебаний, — СПб, 1994.
- Бюстран В., Ландхейр Б. Изучение физики с помощью исследований на компьютере // Конференция ЮНЕСКО.- СПб., 21−25 июня 1999.
- Васильков Ю.В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 1999.
- Венда В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека и ЭВМ и проблемы познавательного прогресса: Философские вопросы технического знания. М.: 1984.
- Верник А.Н., Кулагин С. А., Усаров В. В. Моделирование фундаментальных физических опытов на персональной ЭВМ // Физика в школе.- № 3.- 1987.
- Водопьян Г. М. Технологии физического эксперимента в естественнонаучной компьютерной лаборатории. Комплект Philip Harris. Методическое пособие для учителя.- М.: Институт новых технологий образования, 1996.
- Волковыский Р.Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1993.
- Вострокнутов И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Дис. .д-ра пед. наук / 13.00.02 (информатизация образования). Науч. коне. д. п. н., проф. И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2002.
- Гелль П. Как превратить персональный компьютер в измерительный комплекс: Пер. с франц.- 2-е изд., испр, — М.:ДМК, 1999.
- Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
- Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы.- М.: Информационно-издательский центр Гос-комсанэпиднадзора России, 1996.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Уч. пособие. СПб., 1992.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.: Просвещение, 1987.
- Голицына И.Н. Решение учебных творческих задач по физике с использованием ЭВМ // Физика в школе, 1993, № 1.
- Голубева О.Н. Теоретическая проблема общего физического образования в новой образовательной парадигме. Автореферат дисс. д-ра. пед. наук.-СПб., 1995.
- Гончарова С.В. Повышение эффективности наглядности обучения при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1996.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
- Грановская P.M. Развитие ребенка и компьютерные игры / Компьютерные инструменты в образовании.- СПб., 2001, № 3−4.
- Гриценко В.И., Паньишн Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения.- Киев: Наукова думка, 1988.
- Громов Г. Р. Очерки информационной технологии,— М.: Наука, 1992.
- Громыко В.И., Трифонов Н. П. Компьютерный задачник- учебник по программированию на базе развивающегося обучения (информатике) // Педагогическая информатика, 1993, № 2.
- Гулд X., Тоболчник Я. Компьютерное моделирование в физике. В 2-х ч./ Пер. с англ. — М.: Мир, 1990.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. Уч. пособие. М.: Логос, 2000.
- Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Автореф.. д-ра пед. наук, Челябинск, 2002.
- Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика.(Теория. История. Практика): Уч. пособие.- СПб.: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: 1996.
- Данко П.Е., Попов А. Г., Кожевников Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х ч.: Уч. пособие для втузов, — 5-е изд., испр, — М.: Высш. шк., 1999.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.
- Дик П. Ю. Активация школьной образовательной среды на основе инте-нет-технологий: Дис. .канд. пед. наук/ 13.00.02 (информатизация образования). Науч. рук. д. п. н., проф. А. А. Кузнецов. М: ИОСО РАО, 2003.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат.- М.: ВЛАДОС, 1998.
- Дпепров Э. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью // УГ, 2002, № 45.
- Довга Г. В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе: Дисс.канд. пед. наук.- СПб., 1999.
- Дулов В.Г., Цибаров В. А. Математическое моделирование в современном естествознании: Уч. пособие.- СПб, 2001.
- Дьяконов В.П. Математическая система Maple V R3/R4/R5. -М.: «Солон», 1998.
- Еремин Е.А., Сираев P.P. Учебные программы по курсу физики средней школы для работы на персональном компьютере.- Пермь: ПГПИ, 1985.
- Еремин Е.А., Колесников А.К, Симановский И. Б. Методические рекомендации «Использование ЭВМ для решения задач по физике" — Пермь, 1985.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1992, 5- 6.
- Жачдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. д-ра. дис. М., 1989.
- Жаркова Г. А. Формирование основ информационной культуры у учащихся X— XI профильных классов: дис.канд. пед. наук / 13.00.01. Науч. рук. к. п. н., проф. Н. В. Нагорнов. Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2002.
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения.- СПб: Образование, 1991.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике: Уч. пособие Л: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987.
- Извозчиков В.А., Лапина И. Я., Тряпицына А. П., Матросова О. В. Деловые игры на занятиях по методике преподавания физики / Методическая раз-работка.-Л.: 1988.
- Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1999.
- Информатика в понятиях и терминах / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. Н. Исаев, В. В. Морозов, под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991.
- Информатика: Программно-методические материалы. 7−11 кл.- М: ДРОФА, 2001.
- Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9−10 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1996.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Межвузовский сборник научных трудов, — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. П. Ляудис.-М., 1994.
- Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе // Сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В. А. Бордовского.-СПб.: Образование, 1998.
- Инновационные процессы в образовании: Образование за рубежом // Сб. научных статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
- Информационные системы: Словарь / Под ред. В. И. Богословского. СПб.: 1998, — 112 с.
- Кавтрев А.Ф. Обзор компьютерных программ по физике для средней школы // Физическое образование в школе и вузе.- СПб.: Образование, 1998.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». — М.: Педагогическое общество России, 1999.
- КаримовМ.Ф., Нурлыгаянов Ф. Е. Основы информатики и возможности ее применения при изучении физики. Бийск, 1994.
- Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Эксперимент, теория, практика.- М.: 1981.
- Каталог компьютерных учебных программ. № 1 (2)/Рос. Центр информатизации образования (РОСЦИО).- М., 1993.91 .Кауфман В. Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. М.: Радио и связь, 1993.
- Качество образования в современной школе: сборник научных статей / Под ред. А. П. Тряпицыной.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.9Ъ.Керииган В., Плоджер Ф. Инструментальные средства программирования на языке Паскаль. М.: Радио и связь, 1985.
- Кирмайер М. Мультимедиа.- СПб.: BHV- Санкт-Петербург, 1994.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ: Основные алгоритмы. -М.: Мир, 1976.
- Комплект методических рекомендаций для заместителей директоров школ и учителей школ по организации и применению дистанционной поддержки в профильном обучении / Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, В. М. Жучков и др.- СПБ.: ООО «АкадемПринт», 2004.- 200 с.
- Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент: Введение в информатику с позиций математического моделирования / Под ред. А. А. Самарского. М.: Наука, 1988.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. Л.: ЛГУ, 1989.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В., Немцев А. А. Компьютерные модели в школьном курсе физики: методические рекомендации. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.
- Кондрадьев А.С., Петров В. Г., Уздгш В. М. Методология физической теории в школьном курсе физики.- ИНТА, 1994.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В., Трофимова С. Ю. Физические задачи и индивидуальные пути образования: Научно-методическая разработка.-СПб.: Образование, 1996.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Дидактические аспекты дистанционного обучения физике в школе: Уч. пособие для спецкурса.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Кондратьев А.С., JIamnee В.В., Ходанович А. И. Информационная методическая система обучения физике в школе: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
- Кондратьев А.С., Филиппов М. Э. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов: учебно-методическое пособие для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Контроль качества и оценка в образовании // Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Министром общего и профессионального образования Российской Федерации 10.07.1998 года.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
- Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1980.
- Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.: 1986.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллинн: Валгус, 1980.
- Кэрролл Л. Технология игры в обучении и развитии,— М.: РПА, 1996.
- Лапина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Ланина И.Я. 100 игр по физике.- М.: Просвещение, 1995.
- Лаптев В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе. Дис. д-ра пед. наук.-Л.: 1989.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: 1981.
- Липкий А.И. Модели современной физики: взгляд изнутри и извне.- М.: ГНОЗИС, 1999.
- Мазин И.Я. Развитие интеграционных процессов в современной методике преподавания физике: Автореф.. д-ра пед. наук, СПб., 2003.
- Макаров С. И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий: Дис. .д-ра пед. наук / 13.00.02 (информатизация образования). Науч. коне. д. т.н., проф. С. Г. Григорьев. М.: ИО-СО РАО, 2003.
- Макарова Н.В. Программа по информатике: Системно-информационная концепция. 5−11 кл.- СПб.: ПИТЕР, 2001.
- Малашок П.М. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся при изучении физики на основании использования компьютерной техники. Автореф. дис. .канд.пед.наук.- Киев, 1991.
- Максимова В.Н. Структура и принципы отбора содержания профильных образовательных программ. Профилирование школ: разработка учебных планов // Материалы международного семинара. СПб: Образование, 1996.
- Маиторова И. В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний: Дис. .канд.пед.наук / 13.00.01. Науч. рук. д. п. н., проф. С. Б. Узденова. Пятигорск: ПГЛУ, 2002.
- Матаев Г. Г. Компьютерная лаборатория, — Мурманск: МГПИ, 1998.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Мачулис В. В. Роль новых информационных технологий в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в средней и высшей школе: Дис. .канд.пед.наук /13.00.01. Науч. рук. д. п. н., проф. В. И. За-гвязинский. Тюмень: ТГУ, 2002.
- Мащбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1998.
- Меерович М. И., Шрагииа JI. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.
- Методика обучения физике в школе и вузе // Сборник научных статей / Под ред. В. В. Лаптева, В. А. Бордовского, И. Я. Ланиной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Методика обучения физике в школе и вузе // Сборник научных статей / Под ред. В. В. Лаптева, В. А. Бордовского, И. Я. Ланиной, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Модернизация общего образования на рубеже веков // Сборник научных статей. В 2 ч. / Научн. редактор проф. В. В. Лаптев.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Мураховский И.Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996.
- Немцев А.А. Компьютерные модели и вычислительный эксперимент в школьном курсе физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992.
- Никифорова Е.С., Юрков А. В. Конструктор мультимедийных дистанционных курсов: Методическое пособие для быстрого освоения.- СПб.: Интернет-центр, 2000.
- Обозреватель: Информационно-аналитический журнал. 1997, № 10.
- Образовательная программа маршрут ученика. Часть И / Под ред.
- A.П. Тряпицыной, — СПб., 2000.
- Образовательные технологии // Межвузовский сборник научно-методических статей / Под общ. ред. проф. В. В. Лаптева.- СПб.: ГИТМО (ТУ), 2000.
- Обучение физике в школе и вузе // Межвузовский сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, И. Я. Ланиной.- СПб.: Образование, 1998.
- Перишков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике.- М.: Финансы и статистика, 1995.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М., 1997.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 1991.
- Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы // Материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2001.
- Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях // Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2002.- В 2 ч.
- Попов Ю.П., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент: Компьютеры модели, вычислительный эксперимент.- М.: Наука, 1988.
- Преподавание физики в школе и вузе // Материалы научной конференции «Герценовские чтения» / Под ред. В. В. Лаптева, И. Я. Ланиной,
- B.А.Бордовского.- СПб.: Образование, 1997.
- Преподавание физики в школе и вузе // Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения» / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В. А. Бордовского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Проблемы совершенствования физического образования: Сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В. А. Бордовского.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998.
- Проблемы учебного физического эксперимента // Сборник научных трудов. Выпуск 12.- М.: ИОСО РАО, 2001.
- Проблемы преподавания физики в школе и вузе // Всероссийский межвузовский сборник научных статей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. -М.: Просвещение, 1994.
- Программы повышения квалификации для заместителей директоров и учителей школ по организации дистанционной поддержки профильного обучения / Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, В. М. Жучков.- СПб.: ООО «Ака-демПринт», 2004.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1991.
- Разумовский ВТ. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.- М.: Политиздат, 1991.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования, — М.: Школа-пресс, 1994.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / ИНФО, 2002, № 12. (2003, № 1).
- Рохкес Б.И. Деловые игры на уроках физики как средство интеллектуального развития школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Самарский А.А., Михашов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры.- М.: Наука. Физматлит, 1997.
- Селевко Г. К Современные образовательные технологии // Уч. пособие для педагогических вузов и ИПК.- М.: Народное образование, 1998.
- Сельдяев В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики. Дисс. канд. пед наук.- СПб.: РГПУим. А. И. Герцена, 1999.
- С.молятшова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Автореф. д-ра пед. наук, СПб, 2002.
- Советов Б.Я. Информационная технология.- М.: Высшая школа, 1994.
- Современные проблемы обучения физике в школе и вузе // Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения» / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В. А. Бордовского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. 1. A.И.Герцена, 1999.
- Современные проблемы обучения физике в школе и вузе // Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения» / Под ред.
- B.В.Лаптева, В. А. Бордовского, И. Я. Ланиной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
- Современные технологии обучения физике в школе и вузе // Сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В.А. Бордов-ского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Современный физический практикум // Сборник тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран содружества / Под ред. Н.В.Ка-лачева и М. Б. Шапочкина (СПб., 28−30 мая 2002 г.).- М: Издательский дом Московского физического общества, 2002.
- Состояние и развитие высшего и среднего образования. / под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИ ВО, МФТИ, 1998.
- Степанова Г. Н. Обновление содержания физического образования в основной школе на основе информационного подхода: Дис. .д-ра пед. наук / 13.00.02 (физика). Науч. коне. д. п. н., проф. Ю. И. Дик. М.: МПГУ, 2002.
- Стин Э. Квантовые вычисления.- Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика» / Пер. с англ. И. Д. Пасынкова, 2000.
- Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке». Москва, 28−30 июня 2000 г., МГУ им. М. В. Ломоносова. Тезисы докладов.- М. Физический факультет МГУ, 2000.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.
- A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева.: М.: Педагогика, 1979.
- Теория и методика обучения физике // Материалы научно-практической конференции СЗО РАО / Под редакцией А. С. Кондратьева, И. Я. Ланиной, А. А. Быкова.- СПб.: Образование, 1996.
- Теория и практика обучения физике // Материалы международной научной конференции «Герценовские чтения» / Под ред. А. С. Кондратьева,
- B.В.Лаптева, В. А. Бордовского, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Тряпицына А. П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
- Тряпицыпа А.П. Педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Дис. д-ра пед. наук.- СПб, 1991.
- Уздин В.М., Пулатов Ю. П. Обучение физике и компьютер: Нетрадиционное обучение физике в средней школе (методика и технология) // Межвузовский сборник научных трудов. СПб., Образование, 1992.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография, методическое пособие / Под ред. М. М. Поташник.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Учебник для школы XXI века: проблемы формирования регионального комплекта учебных пособий / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб., 1999.
- Учебно-методические комплекты по элективным курсам (старшая профильная школа) // Материалы научно-практического семинара.- М.: НФПК, 2002.
- Феофанов С.А. Натурный и вычислительный эксперимент в курсе физики средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1996.
- Физика (VII-XI классы): Программа базовой школы / Авторский коллектив института общеобразовательской школы РАО // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. -М.: Просвещение, 2004.
- Физика (IX-XI классы): Программа для старшей профильной школы / Е. И. Бутиков, А. А. Быков, А. С. Кондратьев // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1994.
- Физика в системе современного образования // Тезисы докладов в 3-х т. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001.
- Физика в системе современного образования // Сборник статей и тезисы докладов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003, 2005.
- Физика в школе и вузе // Сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, И. Я. Ланиной.- СПб.: Образование, 1998.
- Физика в школе и вузе//Сборник научных статей / Под ред. А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, В. А. Бордовского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Фрадкин Е. Н, Лебедева И. Ю. Физика в профильной школе. Пособие для учителей. СПб., филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
- Федеральные целевые программы «Электронная Россия на 2002−2010 годы», «Развитие единой образовательной информационной среды на2001−2005 годы», «Интеграция науки и высшего образования России на2002−2006 годы».
- Хворостов А., Кокарева Л. Московские школьники и информационные технологии: сравнительный анализ результатов исследований 1992 и 1997 г. М.: ЦСИ РАО, 1998.
- Ходанович А.И. Концептуально-методические аспекты информатизации общего физического образования на современном этапе: Дис. .д-ра пед. наук / 13.00.02 (физика). Науч. коне. д. п. н., проф. В. В. Лаптев. М.: МПГУ, 2003.
- Шабашов ЛД. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Дис. .канд. пед. наук.- СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
- Якушина Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. .канд. пед.наук. / 13.00.02 (информатика). Науч. рук. д. п. н., проф. Л. С. Зазнобова. М.: ИОСО РАО, 2002.