Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взгляды на аппликатуру неоднократно менялись с течением времени. Аппликатурные принципы клавесинистов существенно отличались от принципов композиторов-классиков. Эре романтизма в музыкальном искусстве сопутствовали аппликатурные новации, опрокинувшие многие из ранее бытовавших представлений о «верном» и «неверном» использовании пальцев при игре. Ещё более радикальными реформами в этом отношении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы аппликатуры. Историко-теоретические и методические аспекты
    • 1. Эволюция аппликатурных принципов в творческой практике западноевропейских мастеров XVI—XIX вв. (Т. де Санкта Мария до JI. Бетховена)
    • 2. Аппликатурные нововведения эпохи романтизма в музыкальном искусстве
    • 3. Аппликатурные модификации в музыке XX — начала XXI вв
    • 4. Формирование аппликатурной компетенции учащегося. Методические подходы, установки, рекомендации
  • Глава II. Задачи, организация и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 1. Педагогические наблюдения
    • 2. Беседы, интервью, анкетирование
    • 3. Обучающий (формирующий) эксперимент
  • Выводы

Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI века возрастает интерес к общему состоянию дел, к перспективам и прогнозам в области отечественного образования. Сказанное в полной1 мере касается и художественнотворческого, в частности, музыкального образования. Нужны серьёзные усилия — как со стороны педагогического сообщества, так w контингента учащихся — чтобы вывести это образование на новыепередовые рубежи. Нужны новые достижения как со стороны педагогической теории (в широком толковании этого понятия), так и практики во всём многообразии её видов и форм.

Российская фортепианная педагогика, будучи, одним из центральных секторов национальной музыкально-педагогической культуры, обладает мощным потенциальным ресурсом, созданным в своё время' усилиями таких мастеров как Ф. М. Блуменфельд, К.Н. ИгумновА.Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, JI.B. Николаев и др. В то же время, было бы глубоким-заблуждением считать, что все вопросы решены, все проблемы сняты с повестки-дня и необходимости их дальнейших теоретико-методических поисков практически не осталось. Это не так. Существовали и в прежние годы проблемы, остававшиеся открытымивызывавшие различные, подчас противоречивые суждения. Время добавило к ним новые. Одна из таких проблем связана с исполнительской, в частности, фортепианной аппликатурой1.

Анализ существующей практики обучения в фортепианных классах музыкальных учебных заведений^ разного уровня свидетельствует: необходимо решительное преодоление инерционных, зачастую откровенно консервативных подходовк вопросам аппликатурыкак со стороныучащихся, так и-определённого' количества^ педагоговнеобходимо' преодоление традиционно^ упрощённого понимания самой категории аппликатура. Отсюда — актуальность.

1 Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. исследования.

Его цель: повышение общей аппликатурной компетенции учащихся (на примере работы в фортепианных классах).

Объект исследования: учебно-образовательный процесс на музыкальных отделениях (факультетах) педагогических учебных заведений.

Предмет исследования: комплекс профессиональных вопросов, связанных с аппликатурными решениями и действиями учащихся в процессе разучивания музыкальных произведений. Задачи исследования:

— Выявить типовые, наиболее распространённые подходы учащихся к подбору тех или иных аппликатурных схем (последований) при исполнении музыкальных произведений.

— Определить основные причины ошибочных действий учащихся при разборе нового музыкального материала и решении актуальных аппликатурных проблем.

— Выработать умение дифференцировать различные приёмы и способы использования аппликатуры в зависимости от той или иной стилистики исполняемой музыкинаучить молодых музыкантов применять различные аппликатурные варианты в зависимости от художественных целей и задач.

Гипотеза исследования:

1. Аппликатура как явление музыкально-исполнительской культуры характеризуется полифункциональными аспектами: с одной стороны её предназначение в том, чтобы обеспечить удобные психофизические условия для игры, с другой стороны, выявить художественно-выразительное начало, закодированное композитором в том или ином фрагменте (эпизоде).

2 Исходя из трёх значений перевода понятия компетенция — соответствую, добиваюсь, нахожу — в диссертации даются три дефиниции аппликатурной компетенции:

1. Аппликатурную компетенция — это достаточно полная и всесторонняя осведомлённость музыканта в области аппликатуры.

2. Аппликатурная компетенция — это теоретическое и практическое освоение музыкантом комплекса соответствующих знаний, умений и навыков.

3. Аппликатурная компетенция — это способность приобретать знания, умения, навыки и корректировать их в зависимости от обстоятельств, а так же создавать на основе имеющегося опыта нечто новое, общественно значимое. музыкального произведения. Нередко эти тенденции вступают во внутренние противоречия, противостоят одна другой. Это ставит исполнителя перед необходимостью выбора, в котором проявляется его уровень общехудожественной и профессиональной культуры, его «технической» умелости и мастерства, его аппликатурной компетенции.

2. Взгляды на аппликатуру, установки и рекомендации в отношении использования тех или иных пальцев (пальцевых последований) неоднократно менялись на протяжении времени. Аппликатурные принципы эпохи клавесинистов существенно отличались от принципов композиторов-классиков. Эра романтизма в исполнительском искусстве привнесла аппликатурные новации, опрокинувшие многие представления о «верном» и «неверном» использовании пальцев при игре, — представления, доминировавшие на протяжении десятилетий. Ещё более радикальными аппликатурными реформами отмечено XX столетие, особенно его вторая половина. Квалифицированные музыканты, исполнители и педагоги, должны быть осведомлены об этих процессах, поскольку последние представляют для них не только теоретический, но и вполне практический интерес.

3. Отбор тех или иных аппликатурных вариантов в ходе работы над новым музыкальным материалом является творческой задачей, что не всегда осознаётся учащимися, даже имеющими за плечами определённый опыт музыкально-исполнительской деятельности. Опора на привычные «пальцевые» штампы и стереотипы далеко не всегда обеспечивает наилучшие результаты: нередко кажущаяся лёгкость и простота традиционных решений оказываются иллюзорными. Можно с определённой долей уверенности утверждать: то, как подходит к аппликатурным проблемам учащийся, насколько целесообразны и обоснованы его действия на клавиатуре (грифе) инструмента, — всё это свидетельствует об уровне его исполнительской квалификации и профессионализма.

Творческий подход к проблеме расстановки пальцев проявляется, в частности, в создании при необходимости нескольких аппликатурных вариантов с последующим анализом и выбором лучшего из них.

4. Современная инструментальная музыка внесла принципиально новые приёмы и способы игры в технический арсенал пианистов и ряда других музыкантов-исполнителей (струнников, духовиков и т. д.). Существенно расширилось, изменилось в своих объёмах и масштабах само понятие «аппликатура». Наряду с традиционными представлениями о порядке чередования и смены пальцев при игре на музыкальном инструменте, в понятие «аппликатура» стали включаться (с известной долей условности, разумеется) и новаторские способы звукоизвлечения, такие, например, как глиссандо непосредственно по струнам (а не по клавиатуре) рояля, кластеры и прочие разновидности шумовых эффектов.

5. Исполнение учащимися инструментальных произведений современных авторов предполагает в отдельных случаях — там, где это оправдано, — умелое использование музыкантом этих и других, им подобных, технических приёмов.

Положения, выносимые на защиту:

— Ошибочными являются представления некоторых учащихся о том, что основные функции аппликатуры связаны исключительно с решением дв’игательно-технических задач. В неменьшей (а иногда и большей) степени эти функции имеют отношение к проблемам художественно-образного характера. Иными словами, аппликатура это не только фактор, обеспечивающий «удобство» игры, естественность и пластику пальцевых операций, помогающий преодолению разного рода исполнительских трудностей. Наряду со всем сказанным аппликатура представляет собой действенное средство музыкальной выразительности, средство достижения определённых художественных целей.

Принятию целесообразных и художественно-оправданных аппликатурных решений зачастую' препятствуют укоренившиеся в сознании учащихся (и некоторых музыкантов7исполнителей более старшего возраста) предрассудки и заблуждения, имеющие достаточно давнее происхождение и цепко удерживающиеся в представлениях о том, что «можно», и чего «нельзя» позволять себе при отборе аппликатуры.

С учётом «технологических» и художественно-стилевых реалий, характерных для новой и новейшей инструментальной музыки, задачей педагога становится освобождение учащегося от предрассудков, исполнительских стереотипов и ригористических подходов, унаследованных от прошлого и сковывающих его инициативу в тех случаях, где проявление её становится необходимойгде поиски нестандартных аппликатурных вариантов диктуются специфическими выразительно-техническими особенностями сочинений современных авторов.

— В то же время необходимо учитывать следующее: характерные особенности наиболее распространённого и популярного в учебной и концертной практики репертуара, в котором доминирующие позиции занимают сочинениякомпозиторов-классиков (И. Гайдн, В. А. Моцарт, JI. ван Бетховен), романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф: Шопен, Ф. Лист, И. Брамс), а также русских авторов (П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин) требуют от учащегося уверенного владения типовыми, техническими формулами, утвердившимися в творчестве названных авторов. Прочно должна быть освоена в^процессе занятий и аппликатура этих формул.

Сказанное не входит в противоречие с тем, что индивидуально-стилистические особенности каждого композитора, равно как и физическая «конституция» руки исполнителя («растяжка», длина пальцев, конфигурация ладони и др.) предполагают в ряде случаев коррекцию традиционных аппликатурных норм и правил.

— Личная инициатива и непредвзятость в выборе аппликатуры, свобода от консервативных установок предполагают одновременно, что на начальной стадии обучения, той стадии, на которой закладываются основы профессионально-технических умений и навыков, учащимися будут усвоены, прочно ассимилированы в сознании' и деятельности типовые, общеупотребительные аппликатурные схемы и формулы, отражённые в классических образцах гамм, арпеджио (коротких и длинных) и др. В-противном случае не исключена аппликатурная анархия, при которой' нормальное профессиональное развитие учащегося оказывается практически не возможным.

— Характеризуя нетрадиционные приёмы звукоизвлечения на музыкальных инструментах (разного рода шумовые эффекты), представляется неправомерным давать им ту или иную оценку — как позитивную, так и негативную, исходя при этом из традиционных художественно-эстетических нормативов и критериев. Современная музыка, утверждая новое содержание и, одновременно, новые вкусовые критерии и подходы, новые аксиологические ориентиры, требуют определённого времени для своей адекватной оценки. Необходимо, как доказывает опыт мировой художественной культуры, некая историческая дистанция, позволяющая вынести более обоснованное и точное суждение о достоинствах новых явлений и феноменов музыкального искусства, дать им более взвешенную, аргументированную и, главное, проверенную временем оценку.

Сказанное относится, естественно, и к комплексу выразительно-технических средств, применяемых авторами второй половины XX — начала XXI вв. (А.Г. Шнитке, С. М. Слонимский, А. С. Леман, Г. И. Уствольская и др.).

Методологические основы исследования:

— Субъектно-деятельностный подход, в соответствии с которым профессионально-технические задачи, как и другие задачи, связанные с деятельностью человека, решаются с учётом его индивидуальных особенностей и свойств, его природных психофизических возможностей (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др.).

— Логико-исторический подход, предполагающий решение конкретных музыкально-исполнительских проблем, в частности, связанных с аппликатурой, на основе логичной организации двигательно-технических операций музыканта-исполнителя, а также с ориентацией на стилевую специфику исполняемой музыки (Г.М. Коган, А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм и др.).

— Классические и современные эстетические концепции, декларирующие необходимость соответствия выразительно-технических приёмов и средств, применяемых художниками (к числу которых принадлежат и музыкантыисполнители) — художественно-образному содержанию произведений искусства различных видов, жанров и форм (А.Ф. Лосев, M.G. Каган, Н. И. Киященко и др.).

Методологические принципы и установки, относящиеся к аппликатуре и утверждавшиеся в теоретических воззрениях и практике видных педагогов-музыкантов (К.Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, Е. А. Либерман и др.).

Теоретико-методологические позиции современных российских культурологов и педагогов-музыкантов: Э. Б. Абдуллина, F.A. Аванесовой, Л. Г. Арчажниковой, А. Ю. Гончарука, М. Б. Зацепиной, О. П. Козьменко, Т. С. Комаровой, Е.А. ЛевановойА-.В: Малинковской, Т. Г. Мариупольской, А.А. Мелик-Пашаева, А. В. Моздыкова, О. ГЪ Радыновой, Л. А. Рапацкой, Э. И. Сокольниковой, Н. Г. Тагильцевой, Г. М. Цыпина, А. И: Щербаковой.

Методы исследования:

— Изучение специальной литературы, имеющей отношение к проблематике исследования (педагогика, эстетика, теория и методика обучения игре на музыкальном инструменте).

— Анализ передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта, связанного с решениемхудожественно-стилевых, звукоколористических и двигательно-технических проблем музыкального исполнительства.

— Обобщение личного музыкально-исполнительского и педагогического опыта автора настоящей диссертации.

— В исследовании широко использовались методы эмпирического уровня: педагогические наблюдения, собеседования, анкетирование, обучающий эксперимент.

Новизна исследования:.

— Вопросы аппликатуры проанализировать в историко-стилевом ракурсе, рассмотрены в рамках основных периодовсоставляющих в совокупности историюмировой музыкально-исполнительской культуры (искусство клавесинистов, композиторов-классиков, романтиков, современных авторов). Выявлены атрибутивные черты и свойства, присущие аппликатурным принципам различных эпох и художественных стилей.

— Доказано, что аппликатура может и должна выступать в качестве способа, посредством которого исполнитель добивается нужных ему звукоколористических эффектов, решает задачи, непосредственно связанные с фразировкой, динамикой, артикуляцией и т. д.

— Выявлены закономерности, согласно которым логика развития аппликатурных идей в музыкально-исполнительском искусстве обусловлена усложнением, и — развитием художественной образности и, соответственно, инструментальной фактуры в произведениях композиторов ХГХ-ХХ столетий. Детерминация аппликатурных нововведений теми изменениями, которые происходили в сфере художественной образности, очевидна в инструментальных сочинениях ряда авторов XX в. — Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке, С. В. Слонимского, Г. И. Уствольской и др.

— Разобраны конкретные образцы аппликатурных приёмов, утвердившихся в российской и зарубежной музыке последних десятилетий.

Теоретическая значимость исследования:

— Выявлены факторы, определяющие целесообразность применения тех или иных выразительно-технических (аппликатурных) приёмов и способов игры в произведениях различных стилей’и художественных направлений. Расширены представления об арсенале пальцевых комбинаций, использование которых в сочинениях современных композиторов оправдано в художественном и профессионально-техническом отношении.

— Изучены историко-теоретические и методические детерминанты, обуславливающие новые подходы к решению художественных и профессионально-технических задач в работе с учащимися музыкально-исполнительских классов.

— Рассмотрен комплекс музыкально-педагогических идей, взглядов и представлений, связанных с интерпретацией и «технологией» исполнения произведений, принадлежащих к различным художественно-стилевым формациям и направлениям в мировом музыкальном искусстве.

Практическая значимость исследования:

Даны практические рекомендации, направленные на достижение оптимальных результатов при решении аппликатурных проблем учащимися. Обогащён фонд практических знаний и умений в области «технологии» музыкального исполнительства, в частности, в таком важном вопросе как подбор целесообразных и художественно оправданных пальцевых комбинаций. Материалы диссертации используются в лекционных курсах «Методика обучения игре на музыкальном, инструменте» и «История и теория музыкально-исполнительского искусства». Широкое применение могут найти результаты исследования в процессе индивидуального обучения игре на фортепиано и других музыкальных инструментах.

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) органичной связью теоретических положений с практикойб) соответствием методологических подходов специфике исследуемых феноменов и явленийв) всесторонним анализом архивных материалов, дающих представление об аппликатурных принципах музыкантов прошлых летг) изучением фактуры инструментальных произведений композиторов-новаторов, создававших свои произведения в середине и конце XX в.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе обсуждения материалов диссертации на кафедрах музыкальной педагогики, специального и общего фортепиано ТГМПИ им. С. В. Рахманиновав ходе выступлений с докладами и сообщениями на международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2008, 2009 гг.) — в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в ТГМПИ и МПГУпосредством публикации статей и других материалов по теме диссертации.

1. Взгляды на аппликатуру неоднократно менялись с течением времени. Аппликатурные принципы клавесинистов существенно отличались от принципов композиторов-классиков. Эре романтизма в музыкальном искусстве сопутствовали аппликатурные новации, опрокинувшие многие из ранее бытовавших представлений о «верном» и «неверном» использовании пальцев при игре. Ещё более радикальными реформами в этом отношении отмечено XX столетие. Квалифицированные музыканты, исполнители и педагоги, должны быть осведомлены об этих процессах, поскольку последние представляют для них не только теоретический, но и вполне конкретный практический интерес.2. Среди наиболее часто встречающихся заблуждений и ошибок учащихся в области аппликатуры — недостаточное внимание к художественно-стилевым аспектам аппликатуры, фактическое игнорирование этого фактора. Настоящее исследование подтвердило: аппликатура как явление музыкально исполнительской культуры характеризуется полифункциональными аспектами. Её предназначение в том, чтобы обеспечивать исполнителю удобные психофизические условия для игрыв то же время посредством аппликатуры выявляется художественно-выразительное начало, закодированное композитором в музыкальном произведении. Нередко эти тенденции вступают во внутреннее противоречие друг с другом. Это ставит исполнителя перед необходимостью выбора, в котором проявляется уровень его общехудожественной и профессиональной культуры, его «технической» умелости, вкуса и мастерства.3. Принятию оптимальных аппликатурных решений нередко препятствуют предрассудки и заблуждения, сложившиеся ещё в школьные годы и связанные с тем, что, по мнению ученика, «можно», а чего «нельзя» позволять себе при выборе тех или иных пальцевых комбинаций. Задачей педагога становится в этих условиях освобождение ученика от такого рода предрассудков, от аппликатурных стереотипов, сковывающих инициативу исполнителя в тех ситуациях, где проявление её становится не только желательным, но и необходимым. Вместе с тем, освобождение от шаблонов и стереотипов не входит в противоречие с тем фактом, что на начальной стадии обучения, той стадии, на которой закладываются основы профессионально-технических умений и навыков, учащимися должны усваиваться и прочно ассимилироваться в сознании традиционные схемы и формулы, отражённые в классических образцах гамм, арпеджио (коротких и длинных) и др. В= противном случае не исключена аппликатурная анархия, способная воспрепятствовать нормальному профессионально-техническому развитию учащегося.4. Музыка XX—XXI вв. ввела в исполнительский обиход и узаконила принципиально новые приёмы и способы игры на музыкальных инструментах. Существенно расширилось и изменилось в объёме само понятие «аппликатура». Наряду с традиционными представлениями о порядке чередования и смены пальцев при игре, в понятие «аппликатура» стали включаться — с известной долей условности, разумеется, — и новаторские способы звукоизвлечения (о некоторых из них упоминалось на страницах исследования).Исполнение музыки современных авторов предполагает умелое использование новых, нетрадиционных способов игры на фортепиано и других музыкальных инструментах.5. Отбор различных аппликатурных вариантов в ходе работы над музыкальным произведением, сопоставление и анализ их, является творческой задачей, что не всегда осознаётся учащимися. Проведённое исследование подтвердило: то, как решает аппликатурные проблемы учащийся, в какой мере выражен в этом процессе поисково-креативный.

t элемент свидетельствует в конечном счёте об уровне исполнительской* квалификации и профессионализма данного учащегося.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. — М: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 188 с.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. — М.: Просвещение, 1983. — 112с.
  3. Г. А. Динамика культуры: учеб. пособие по курсу культурологии / Г. А. Аванесова. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — 59 с.
  4. Актуальные проблемы педагогического образования в условиях его модернизации: спец. вып. / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2007. — 144 с.
  5. А.Д. Из истории фортепианной педагогики / А. Д. Алексеев. — Киев: Музична УкраТна, 1974. — 166 с.
  6. А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1962.-144 с.
  7. А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 2 / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1967.- 285 с.
  8. А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 3 / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1982.- 287 с.
  9. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1978. — 288 с.
  10. Аппликатура // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Совет, энцикл., 1990. — 35.
  11. Аппликатура // Большой толковый словарь русского языка / авт. и рук. проекта, сост., гл. ред. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 45.
  12. Аппликатура // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. д-ра искусствоведения Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 2001. — 46.
  13. Аппликатура // Большая совет, энцикл.: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. — 3- е изд. — М.: Совет, энцикл., 1970. — Т.2. Ангола-Барзас. — 133.
  14. Аппликатура // Краткий музыкальный словарь / Ю. Булучевский, В. Фомин. — СПб.- М.: Музыка, 1998. — 20−21.
  15. Л.Г. Потребность и интерес как необходимая предпосылка формирования профессиональных качеств учителя музыки / Л. Г. Арчажникова // Подготовка учителя музыки в педвузе: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. — 3−11.
  16. Л.Г. Профессия — учитель музыки: кн. для учителя /Л.Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  17. .В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — М-: Музгиз, 1930.-191 с.
  18. Л.А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — Л.- М.: Совет, композитор, 1973.- 270 с.
  19. Л.А. Фортепианные принципы Ф.М. Блуменфельда / Л. А. Баренбойм. — М.: Музыка, 1964. — 58 с. — (В помощь педагогу-музыканту).
  20. Н. Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих / Н. Бинятян // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. — Вып. 2. — 293−309.
  21. Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принцип развития / Ф. Д. Брянская // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — 46−62.
  22. Ф.Д. Навык игры с листа и принцип его формирования / Ф. Д. Брянская // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 194−200.
  23. Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 67 с.
  24. Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха / Э. Бодки- пер. и вступ. ст. А. Майкапара. — М.: Музыка, 1993. — 388 с.
  25. А. Уроки Листа / А. Буасье. — СПб.: Композитор, 2003. — 76 с.
  26. Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной / Л. Б. Булатова. — М.: Музыка, 1976. — 80 с.
  27. Вартанов Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре / Вартанов // Вопр. музыкального исполнительства и педагогики: сб. науч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1976. — Вып. 24. — 23−67.
  28. Л. Чтение нот / Л. Веспреми // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 82−87.
  29. О.М. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков учащихся-пианистов / О. Виноградова // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С. 126−162.
  30. О.М. Произведения Лядова и Аренского в старших классах ДМШ и в музыкальном училище / О. Виноградова // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 175−197.
  31. А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ / А. В. Вицинский. — М.: Классика-XXI, 2004. — 97 с.
  32. В классе А. Б. Гольденвейзера / сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. — М.: Музыка, 1986. — 214 с. — (Уроки мастерства).
  33. Л.Е. «Микрокосмос» Белы Бартока / Л. Гаккель // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музыка, 1976. -Вып. 4. — 147−170.
  34. Гат Й. Техника фортепианной игры / Йожеф Гат. — Будапешт: Корвина, 1957.-232 с.
  35. А.Б. Статьи. Материалы. Воспоминания / А. Б. Гольденвейзер. — М.: Совет, композитор, 1969. — 448 с.
  36. А.Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. — М.: Музыка, 1975.-416 с.
  37. В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. И. Горлинский. — М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999. — 59 с.
  38. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. — М.: Классика-ХХ1, 2002. — 191 с.
  39. В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. — М.: Классика-ХХ1, 2006. — 256 с.
  40. Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Н. Гуревич. — Л.: Музыка, 1988. — 112 с.
  41. В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / В. Дельнова // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 87−95.
  42. А.В. Фортепианная аппликатура. Размышления педагога-пианиста / А. В. Дубовик. — Воронеж, 2006. — 168 с.
  43. Зацепина* М. Б. Культура — основа развития ребёнка дошкольного возраста: монография / М. Б. Зацепина. — М., 2009 — 161 с.
  44. М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 / М. Б. Зацепина. — М., 2005. — 363 с.
  45. Из бесед А. Б. Гольденвейзера. О музыкальном воспитании и обучениидетей // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — 5−24.
  46. Как исполнять Бетховена / сост., вступ. ст. А. В. Засимова. — М.: Классика- XXI, 2004. — 236 с. — (Мастер-класс).
  47. Как исполнять Гайдна / сост., вступ. ст. A.M. Меркулов. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 200 с. — (Мастер-класс).
  48. Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. A.M. Меркулов.' — М.: Классика- XXI, 2004. — 184 с. — (Мастер-класс).
  49. Как исполнять Рахманинова / сост., вступ. ст. СВ. Грохотов. — М.: Классика- XXI, 2003. — 164 с. — (Мастер-класс).
  50. Как исполнять Шопена / сост., вступ. ст. А. В. Засимова. — М.: Классика-ХХГ, 2005. — 236 с. — (Мастер-класс).
  51. Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. — М.: Совет, композитор, 1968. — 460 с.
  52. Г. М. Избранные статьи. Вып. 3 / Г. М. Коган. — М.: Музыка, 1985. — 184 с.
  53. Г. М. Работа пианиста. У врат мастерства / Г. М. Коган. — М.: Музыка, 1969.-344 с.
  54. Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 200 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
  55. Галина Козлова: музыкальное приношение: Воспоминания, статьи, материалы / сост., редактирование, примеч. Т. Н. Левая, Б. С. Гецелев. — ГШовгород: ННГУ, 2000. — 344 с.
  56. Т.С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995.-158 с.
  57. А. О фортепианном искусстве / Альфред Корто. — М.: Классика-ХХ1, 2005.-249 с.
  58. Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе / Наталия Корыхалова. — СПб.: Композитор, 2006. — 552 с.
  59. Фр. Искусство игры на клавесине / Фр. Куперен. — М.: Музыка, 1973.-151 с.
  60. В. О музыке / Ванда Ландовска- пер. с англ. А. Е. Майкапара. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 368 с.
  61. Е.Я. Работа над фортепианной техникой: учеб. пособие / Е. Я. Либерман. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1985. — 144 с.
  62. Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. — М.: Классика-ХХ1, 2007. — 141 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
  63. А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие / А. В. Малинковская. — М.: Владос, 2005. — (Учебное пособие для вузов).
  64. А.В. На пути к методологии интонационного воспитания учащихся музыке / А. В. Малинковская // Преподаватель. — 1999. — № 4. — 31−33.
  65. Мальцев Нотация и исполнение / Мальцев // Мастерство музыканта- исполнителя: Статьи. Очерки. Исследования. — М.: Совет, композитор, 1976. -Вып. 2. — 68−104:
  66. Т.Г. Проблемы национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. Г. Мариупольская. — М., 2002. — 337 с.
  67. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 349−360
  68. Н.К. Повседневная-работа пианиста и композитора / Н. К. Метнер. — М.: Музыка, 1963. — 96 с.
  69. .Е. Опыт обучения детей дошкольного возраста / Б. Е. Милич // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 275−282.
  70. Милыптейн Я: И: Константин Николаевич Игумнов / Я-И. Мильштейн. — М.:. Музыка^ 1975.-471 с.
  71. ЯМ. Ф: Лист. Т. II / Я. И. Мильштейн. — М: Музгиз, 1956- - 127 • с: ,' ': •
  72. Натансон В. А: Заметки педагога / В. Натансон // Вопр. фортеп. педагогики. — М: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — 3−21. 80- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. — Изд. 5-е. — М: Музыка, 1987. — 240 с.
  73. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. рук. и воспитателей дет. сада / Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. — М.: Просвещение- Владос, 1994. — 223 с.
  74. О.П. Музыкальное развитие детей: учеб. пособие для вузов: в 2-х ч. Ч. 1 / О. П. Радынова. — М.: Владос, 1997. — 605 с .
  75. Л.А. Формирование-художественной культуры учителя музыки / Л. А. Рапацкая: — М.: Прометей, 1991. — 137 с.
  76. Рапацкая* Л.А. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси / Л. А. Рапацкая. — М.: Музыка, 1997. — 181 с.
  77. Л.И. О работе над полифоническими произведениями И.С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами / Л. И. Ройзман // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С. 61−94.
  78. Л.И. Спрашивают педагоги-практики / Л. И. Ройзман // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — 21−46.
  79. Л.И. Спрашивают педагоги-практики / Л. И. Ройзман // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. -Вып. 2. — С: 25−66.
  80. СИ. Работа пианиста над музыкальным произведением / С И. Савшинский. — М.: Классика ХХЗ, 2004. — 192 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
  81. Сапельников Д. С Аппликатура в фортепианных классах: оценки и перспективы / Д. С. Сапельников // Искусство в шк. — 2009. — Вып. 2. — 78−80.
  82. Д.С. Выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги XX века о проблемах аппликатуры / Д. С. Сапельников // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: сб. науч. тр. — М.: МПГУ, 2008. — Вып. 14. — С 34−39.
  83. Д.С. К вопросу об истории фортепианной аппликатуры / Д. С. Сапельников // Вопросы музыкальной педагогики на современном этапе: историко-теоретические аспекты: сб. науч. ст. — М.: МПГУ, 2008. — 23−32.
  84. В.И. Новая формула / В. И. Сафонов // Василий Ильич Сафонов / Я. И. Равичер. — М.: Музгиз, 1959. — 364 с.
  85. Н. Евгения Фабиановна Савина-Гнесина / Н. Светозарова // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. -Вып. 2. — 217−238.
  86. М. К вопросу о развитии самостоятельности учащихся фортепианных классов музыкальных училищ / М. Смирнов // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С 310−336.
  87. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: История, теория, практика, XIX—XX вв.: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Э. И. Сокольникова. — М. , 1998.-358 с.
  88. Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки / Н. Г. Тагильцева. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-65с.
  89. Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика: монография /Н.Г. Тагильцева. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 159 с.
  90. СЕ. Пианизм как искусство / СЕ. Фейнберг. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 340 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
  91. СЕ. Пианизм как искусство / СЕ. Фейнберг. — Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1965. — 516 с.
  92. Н. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике / Н. Фишман // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музгиз, 1963. -Вып. 1.-С. 118−157.
  93. Фукс 3. Основы техники / 3. Фукс // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 96−110.
  94. СМ. Маргарита Лонг / С М. Хентова. — М.: Музгиз, 1961. — 104 с.
  95. Г. М. Диссертационные исследования в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): монография / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., доп. — Тамбов- М.- СПб.- Баку- Вена: Нобелистика, 2008. — 246 с.
  96. Г. М. Исполнитель и техника: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. — М.: Академия, 1999. — 272 с. — (Педагогическое образование).
  97. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. — СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  98. Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. — М: Просвещение, 1984. — 176 с.
  99. Г. М. Я.В. Флиер / Г. М. Цыпин. — М.: Музыка, 1972. — 115 с.
  100. А. И.С. Бах / А. Швейцер. — М.: Музыка, 1964. — 728 с.
  101. А. Предисловие / А. Шнабель // 32 сонаты: для ф.-п.: в 3 т. / Л. Бетховен. — М.: Музыка, 1982. — Т. I. — 1.
  102. А. «Ты никогда не будешь пианистом!»: Моя жизнь и музыка. Музыка и линия наибольшего сопротивления. Размышления о музыке / А. Шнабель. — 2-е изд. — М.: Классика-ХХ1, 2002. — 336 с. — (Серия «Музыка в мемуарах»).
  103. А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А. П. Щапов. — М.: Музыка, 1968.-248 с.
  104. А.П. Фортепианная педагогика: метод, пособие / А. П. Щапов. — М.: Совет. Россия, 1960. — 171 с.
  105. А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. 4.1 / А.И. Щербакова- отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. — 256 с.
  106. А.И. Философия музыки и музыкального образования: учебное пособие. 4.2 / А.И. Щербакова- отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. — 320 с.
  107. В. О тренировке / В. Юзлова // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 126−135.
  108. Янчжурова 3. Первые шаги / 3. Янчжурова // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 283−294.
  109. Seymour Bemshtein. With your own two hands / Seymour Bemshtein. — New York, 1981.-296 p. Нотография
  110. . Б. Сочинения для фортепиано. Т. 1 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1976.-192 с.
  111. . Б. Сочинения для фортепиано. Т. 2 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1977.-164 с.
  112. . Б. Сочинения для фортепиано. Т. 3 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1978.-136 с.
  113. . Б. Сочинения для фортепиано. Т. 3-А. Микрокосмос: Тетр. 1−6 / Бела Барток- пер. А. Малиновской. — М.: Музыка, 1980. — 208 с.
  114. Бах И. С. Французские сюиты / И. С. Бах. — Будапешт: Музыка, 1975. — 59 с.
  115. Бах И. С. Шесть больших прелюдий и фуг: для органа: перелож. для ф.-п. / И.С. Бах- транскрипция Ф. Листа- ред. Л. И. Ройзмана. — М.: Музыка, 1968. — 1 1 8 с .
  116. А. Вариации. Фортепианная пьеса. Детская пьеса / А. Веберн. — М.: Музыка, 1983. — 14 с.
  117. А. Чакона / А. Губайдулина. — Б. м.: Б. и., Б. г. — 26 с.
  118. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII вв. Вып.
  119. Англия, Германия / сост. и ред. Н. Копчевский. — М.: Музыка, 1976. — 65 с. Ю. Концертные произведения современных композиторов: для ф.-п. Вып. 1. — М.: Музыка, 1989. — 96 с. П. Моцарт В. А. Сонаты. Т. II / В. А. Моцарт. — Лейпциг: Peters, 1951. — 136 с.
  120. С. Альбом фортепианных пьес / Прокофьев- сост., предисл. и метод, замеч. Л. И. Ройзмана, В. А. Натонсона. — М.: Музыка, 1964.-64 с.
  121. С. Избранные пьесы для фортепиано / С. Прокофьев- ред. М. Михайлова. — М.: Музыка, 1987. — 64 с.
  122. С. Концерт № 1: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 10 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1981. — 52 с.
  123. С. Концерт № 2: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 16 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1968. — 104 с.
  124. С. Концерт № 3: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 26 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1962. — 96 с.
  125. С. Концерт № 4: для ф.-п. (левой руки) с оркестром: перелож. для двух ф.-п.: соч. 53 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1975. — 52 с.
  126. С. Концерт № 5: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 55 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1974. — 72 с.
  127. С. Мимолётности: для ф.-п.: соч. 22 / Прокофьев. — СПб.: Композитор, 1993. — 40 с.
  128. С. Сарказмы: для ф.-п.: соч. 17 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1969.-23 с.
  129. С. Сонаты: для ф.-п.: № 1−9 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1967.-288 с.
  130. Современная фортепианная миниатюра / ред. А. Г. Асламазов. — М.: Музыка, 1974. — 55 с.
  131. Современный пианист: учеб. пособие для начинающих / под общ. ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — 160 с.
  132. И.Ф. Сочинения для фортепиано. Т. I / И. Стравинский. — М.: Музыка, 1968. — 145 с.
  133. И.Ф. Сочинения для фортепиано. Т. II / И. Стравинский- предисл. Н. Копчевского. — М.: Музыка, 1987. -216 с.
  134. Г. И. Произведения для фортепиано / Галина Уствольская. — Л.: Совет, композитор, 1989. — 70 с.
  135. Хрестоматия пед. репертуара для фортепиано: 4 кл. ДМШ Тетр. четвёртая / ред.-сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А. Туманян. — М.: Музыка, 1976. — 8 0 с.
  136. Хрестоматия для фортепиано. Пьесы: 5-й кл. ДМШ. Вып. 1 / сост. и общ. ред. Н. А. Копчевского. — М.: Музыка, 1980. — 65 с. — (Педагогический репертуар).
  137. Хрестоматия для фортепиано. Пьесы: 5-й кл. ДМШ. Вып. 2 / сост. и общ. ред. Н. А. Копчевского. — М.: Музыка, 1987. — 64 с. — (Педагогический репертуар).
  138. П.И. Детский альбом: для ф.-п.: соч. 39 / П. Чайковский- ред. Я. Милыптейн и К. Сорокин. — М.: Музыка, 1969. — 35 с. Зб. Шопен Ф. Скерцо: для ф.-п. / Ф. Шопен- ред. Л. Н. Оборин, Я. И. Милыптейн. — М.: Музыка, 1981. — 47 с.
  139. Д.Д. Две сонаты для фортепиано / Д. Д. Шостакович. — М.: Совет, композитор, 1978. — 64 с.
  140. Д.Д. Собрание сочинений: в 42 т. Т. 39. Сочинения для фортепиано / Д.Д. Шостакович- ред. Т. П. Николаева. — М.: Музыка, 1983. -158 с.
  141. Д.Д. Сочинения для фортепиано. Т. 2. 24 прелюдии и фуги: ор.87 / Д. Д. Шостакович. — М.: Музыка, 1968. — 176 с.
  142. Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 1. 24 прелюдии и фуги / Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1975. — 143 с.
  143. Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 2 / Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1976. — 128 с.
  144. Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 3 / перелож. для двух ф.-п. Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1976. — 192 с.
  145. А.Я. Альбом пьес для фортепиано / А. Эшпай. — М.: Музыка, 1990. — 120 с.
  146. А.Я. Венгерская тетрадь: 25 венг. песен для ф.-п. / А. Эшпай. — М.: Совет, композитор, 1976. — 32 с.
  147. А.Я. Концерт для фортепиано с оркестром / А. Эшпай. — М.: Совет. композитор, 1976. — 87 с.
  148. А.Я. Сонатина для фортепиано: ре минор / А. Эшпай. — М.: Музыка, 1966.-22 с.
Заполнить форму текущей работой