Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий
Диссертация
Взгляды на аппликатуру неоднократно менялись с течением времени. Аппликатурные принципы клавесинистов существенно отличались от принципов композиторов-классиков. Эре романтизма в музыкальном искусстве сопутствовали аппликатурные новации, опрокинувшие многие из ранее бытовавших представлений о «верном» и «неверном» использовании пальцев при игре. Ещё более радикальными реформами в этом отношении… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы аппликатуры. Историко-теоретические и методические аспекты
- 1. Эволюция аппликатурных принципов в творческой практике западноевропейских мастеров XVI—XIX вв. (Т. де Санкта Мария до JI. Бетховена)
- 2. Аппликатурные нововведения эпохи романтизма в музыкальном искусстве
- 3. Аппликатурные модификации в музыке XX — начала XXI вв
- 4. Формирование аппликатурной компетенции учащегося. Методические подходы, установки, рекомендации
- Глава II. Задачи, организация и содержание опытно-экспериментальной работы
- 1. Педагогические наблюдения
- 2. Беседы, интервью, анкетирование
- 3. Обучающий (формирующий) эксперимент
- Выводы
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. — М: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 188 с.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. — М.: Просвещение, 1983. — 112с.
- Аванесова Г. А. Динамика культуры: учеб. пособие по курсу культурологии / Г. А. Аванесова. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — 59 с.
- Актуальные проблемы педагогического образования в условиях его модернизации: спец. вып. / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2007. — 144 с.
- Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики / А. Д. Алексеев. — Киев: Музична УкраТна, 1974. — 166 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1962.-144 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 2 / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1967.- 285 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 3 / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1982.- 287 с.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1978. — 288 с.
- Аппликатура // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Совет, энцикл., 1990. — 35.
- Аппликатура // Большой толковый словарь русского языка / авт. и рук. проекта, сост., гл. ред. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 45.
- Аппликатура // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. д-ра искусствоведения Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 2001. — 46.
- Аппликатура // Большая совет, энцикл.: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. — 3- е изд. — М.: Совет, энцикл., 1970. — Т.2. Ангола-Барзас. — 133.
- Аппликатура // Краткий музыкальный словарь / Ю. Булучевский, В. Фомин. — СПб.- М.: Музыка, 1998. — 20−21.
- Арчажникова Л.Г. Потребность и интерес как необходимая предпосылка формирования профессиональных качеств учителя музыки / Л. Г. Арчажникова // Подготовка учителя музыки в педвузе: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. — 3−11.
- Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: кн. для учителя /Л.Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — М-: Музгиз, 1930.-191 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — Л.- М.: Совет, композитор, 1973.- 270 с.
- Баренбойм Л.А. Фортепианные принципы Ф.М. Блуменфельда / Л. А. Баренбойм. — М.: Музыка, 1964. — 58 с. — (В помощь педагогу-музыканту).
- Бинятян Н. Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих / Н. Бинятян // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. — Вып. 2. — 293−309.
- Брянская Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принцип развития / Ф. Д. Брянская // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 4. — 46−62.
- Брянская Ф.Д. Навык игры с листа и принцип его формирования / Ф. Д. Брянская // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 194−200.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 67 с.
- Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха / Э. Бодки- пер. и вступ. ст. А. Майкапара. — М.: Музыка, 1993. — 388 с.
- Буасье А. Уроки Листа / А. Буасье. — СПб.: Композитор, 2003. — 76 с.
- Булатова Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной / Л. Б. Булатова. — М.: Музыка, 1976. — 80 с.
- Вартанов Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре / Вартанов // Вопр. музыкального исполнительства и педагогики: сб. науч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1976. — Вып. 24. — 23−67.
- Веспреми Л. Чтение нот / Л. Веспреми // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 82−87.
- Виноградова О.М. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков учащихся-пианистов / О. Виноградова // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С. 126−162.
- Виноградова О.М. Произведения Лядова и Аренского в старших классах ДМШ и в музыкальном училище / О. Виноградова // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 175−197.
- Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ / А. В. Вицинский. — М.: Классика-XXI, 2004. — 97 с.
- В классе А. Б. Гольденвейзера / сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. — М.: Музыка, 1986. — 214 с. — (Уроки мастерства).
- Гаккель Л.Е. «Микрокосмос» Белы Бартока / Л. Гаккель // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музыка, 1976. -Вып. 4. — 147−170.
- Гат Й. Техника фортепианной игры / Йожеф Гат. — Будапешт: Корвина, 1957.-232 с.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи. Материалы. Воспоминания / А. Б. Гольденвейзер. — М.: Совет, композитор, 1969. — 448 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. — М.: Музыка, 1975.-416 с.
- Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. И. Горлинский. — М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999. — 59 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. — М.: Классика-ХХ1, 2002. — 191 с.
- Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. — М.: Классика-ХХ1, 2006. — 256 с.
- Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Н. Гуревич. — Л.: Музыка, 1988. — 112 с.
- Дельнова В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / В. Дельнова // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 87−95.
- Дубовик А.В. Фортепианная аппликатура. Размышления педагога-пианиста / А. В. Дубовик. — Воронеж, 2006. — 168 с.
- Зацепина* М. Б. Культура — основа развития ребёнка дошкольного возраста: монография / М. Б. Зацепина. — М., 2009 — 161 с.
- Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 / М. Б. Зацепина. — М., 2005. — 363 с.
- Из бесед А. Б. Гольденвейзера. О музыкальном воспитании и обучениидетей // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — 5−24.
- Как исполнять Бетховена / сост., вступ. ст. А. В. Засимова. — М.: Классика- XXI, 2004. — 236 с. — (Мастер-класс).
- Как исполнять Гайдна / сост., вступ. ст. A.M. Меркулов. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 200 с. — (Мастер-класс).
- Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. A.M. Меркулов.' — М.: Классика- XXI, 2004. — 184 с. — (Мастер-класс).
- Как исполнять Рахманинова / сост., вступ. ст. СВ. Грохотов. — М.: Классика- XXI, 2003. — 164 с. — (Мастер-класс).
- Как исполнять Шопена / сост., вступ. ст. А. В. Засимова. — М.: Классика-ХХГ, 2005. — 236 с. — (Мастер-класс).
- Коган Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. — М.: Совет, композитор, 1968. — 460 с.
- Коган Г. М. Избранные статьи. Вып. 3 / Г. М. Коган. — М.: Музыка, 1985. — 184 с.
- Коган Г. М. Работа пианиста. У врат мастерства / Г. М. Коган. — М.: Музыка, 1969.-344 с.
- Коган Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 200 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
- Галина Козлова: музыкальное приношение: Воспоминания, статьи, материалы / сост., редактирование, примеч. Т. Н. Левая, Б. С. Гецелев. — ГШовгород: ННГУ, 2000. — 344 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995.-158 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве / Альфред Корто. — М.: Классика-ХХ1, 2005.-249 с.
- Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе / Наталия Корыхалова. — СПб.: Композитор, 2006. — 552 с.
- Куперен Фр. Искусство игры на клавесине / Фр. Куперен. — М.: Музыка, 1973.-151 с.
- Ландовска В. О музыке / Ванда Ландовска- пер. с англ. А. Е. Майкапара. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 368 с.
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой: учеб. пособие / Е. Я. Либерман. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1985. — 144 с.
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. — М.: Классика-ХХ1, 2007. — 141 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
- Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие / А. В. Малинковская. — М.: Владос, 2005. — (Учебное пособие для вузов).
- Малинковская А.В. На пути к методологии интонационного воспитания учащихся музыке / А. В. Малинковская // Преподаватель. — 1999. — № 4. — 31−33.
- Мальцев Нотация и исполнение / Мальцев // Мастерство музыканта- исполнителя: Статьи. Очерки. Исследования. — М.: Совет, композитор, 1976. -Вып. 2. — 68−104:
- Мариупольская Т.Г. Проблемы национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. Г. Мариупольская. — М., 2002. — 337 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 349−360
- Метнер Н.К. Повседневная-работа пианиста и композитора / Н. К. Метнер. — М.: Музыка, 1963. — 96 с.
- Милич Б.Е. Опыт обучения детей дошкольного возраста / Б. Е. Милич // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 275−282.
- Милыптейн Я: И: Константин Николаевич Игумнов / Я-И. Мильштейн. — М.:. Музыка^ 1975.-471 с.
- Мильштейн ЯМ. Ф: Лист. Т. II / Я. И. Мильштейн. — М: Музгиз, 1956- - 127 • с: ,' ': •
- Натансон В. А: Заметки педагога / В. Натансон // Вопр. фортеп. педагогики. — М: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — 3−21. 80- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. — Изд. 5-е. — М: Музыка, 1987. — 240 с.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. рук. и воспитателей дет. сада / Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. — М.: Просвещение- Владос, 1994. — 223 с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: учеб. пособие для вузов: в 2-х ч. Ч. 1 / О. П. Радынова. — М.: Владос, 1997. — 605 с .
- Рапацкая Л.А. Формирование-художественной культуры учителя музыки / Л. А. Рапацкая: — М.: Прометей, 1991. — 137 с.
- Рапацкая* Л.А. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси / Л. А. Рапацкая. — М.: Музыка, 1997. — 181 с.
- Ройзман Л.И. О работе над полифоническими произведениями И.С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами / Л. И. Ройзман // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С. 61−94.
- Ройзман Л.И. Спрашивают педагоги-практики / Л. И. Ройзман // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — 21−46.
- Ройзман Л.И. Спрашивают педагоги-практики / Л. И. Ройзман // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. -Вып. 2. — С: 25−66.
- Савшинский СИ. Работа пианиста над музыкальным произведением / С И. Савшинский. — М.: Классика ХХЗ, 2004. — 192 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
- Сапельников Д. С Аппликатура в фортепианных классах: оценки и перспективы / Д. С. Сапельников // Искусство в шк. — 2009. — Вып. 2. — 78−80.
- Сапельников Д.С. Выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги XX века о проблемах аппликатуры / Д. С. Сапельников // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: сб. науч. тр. — М.: МПГУ, 2008. — Вып. 14. — С 34−39.
- Сапельников Д.С. К вопросу об истории фортепианной аппликатуры / Д. С. Сапельников // Вопросы музыкальной педагогики на современном этапе: историко-теоретические аспекты: сб. науч. ст. — М.: МПГУ, 2008. — 23−32.
- Сафонов В.И. Новая формула / В. И. Сафонов // Василий Ильич Сафонов / Я. И. Равичер. — М.: Музгиз, 1959. — 364 с.
- Светозарова Н. Евгения Фабиановна Савина-Гнесина / Н. Светозарова // Вопр. фортеп. педагогики: сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. -Вып. 2. — 217−238.
- Смирнов М. К вопросу о развитии самостоятельности учащихся фортепианных классов музыкальных училищ / М. Смирнов // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / под ред. А. А. Николаева. — М.: Музыка, 1965. -Вып. 2. — С 310−336.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: История, теория, практика, XIX—XX вв.: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Э. И. Сокольникова. — М. , 1998.-358 с.
- Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки / Н. Г. Тагильцева. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-65с.
- Тагильцева Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика: монография /Н.Г. Тагильцева. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 159 с.
- Фейнберг СЕ. Пианизм как искусство / СЕ. Фейнберг. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 340 с. — (Секреты фортепианного мастерства).
- Фейнберг СЕ. Пианизм как искусство / СЕ. Фейнберг. — Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1965. — 516 с.
- Фишман Н. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике / Н. Фишман // Вопр. фортеп. педагогики. — М.: Музгиз, 1963. -Вып. 1.-С. 118−157.
- Фукс 3. Основы техники / 3. Фукс // Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 96−110.
- Хентова СМ. Маргарита Лонг / С М. Хентова. — М.: Музгиз, 1961. — 104 с.
- Цыпин Г. М. Диссертационные исследования в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): монография / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., доп. — Тамбов- М.- СПб.- Баку- Вена: Нобелистика, 2008. — 246 с.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. — М.: Академия, 1999. — 272 с. — (Педагогическое образование).
- Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. — СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие / Г. М. Цыпин. — М: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Цыпин Г. М. Я.В. Флиер / Г. М. Цыпин. — М.: Музыка, 1972. — 115 с.
- Швейцер А. И.С. Бах / А. Швейцер. — М.: Музыка, 1964. — 728 с.
- Шнабель А. Предисловие / А. Шнабель // 32 сонаты: для ф.-п.: в 3 т. / Л. Бетховен. — М.: Музыка, 1982. — Т. I. — 1.
- Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом!»: Моя жизнь и музыка. Музыка и линия наибольшего сопротивления. Размышления о музыке / А. Шнабель. — 2-е изд. — М.: Классика-ХХ1, 2002. — 336 с. — (Серия «Музыка в мемуарах»).
- Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А. П. Щапов. — М.: Музыка, 1968.-248 с.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика: метод, пособие / А. П. Щапов. — М.: Совет. Россия, 1960. — 171 с.
- Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. 4.1 / А.И. Щербакова- отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. — 256 с.
- Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования: учебное пособие. 4.2 / А.И. Щербакова- отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. — 320 с.
- Юзлова В. О тренировке / В. Юзлова // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981.-С. 126−135.
- Янчжурова 3. Первые шаги / 3. Янчжурова // Ребёнок за роялем: педагоги- пианисты социалист, стран о фортеп. методике / ред.-сост. Ян Достал. — М.: Музыка, 1981. — 283−294.
- Seymour Bemshtein. With your own two hands / Seymour Bemshtein. — New York, 1981.-296 p. Нотография
- Барток. Б. Сочинения для фортепиано. Т. 1 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1976.-192 с.
- Барток. Б. Сочинения для фортепиано. Т. 2 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1977.-164 с.
- Барток. Б. Сочинения для фортепиано. Т. 3 / Б. Барток. — М.: Музыка, 1978.-136 с.
- Барток. Б. Сочинения для фортепиано. Т. 3-А. Микрокосмос: Тетр. 1−6 / Бела Барток- пер. А. Малиновской. — М.: Музыка, 1980. — 208 с.
- Бах И. С. Французские сюиты / И. С. Бах. — Будапешт: Музыка, 1975. — 59 с.
- Бах И. С. Шесть больших прелюдий и фуг: для органа: перелож. для ф.-п. / И.С. Бах- транскрипция Ф. Листа- ред. Л. И. Ройзмана. — М.: Музыка, 1968. — 1 1 8 с .
- Веберн А. Вариации. Фортепианная пьеса. Детская пьеса / А. Веберн. — М.: Музыка, 1983. — 14 с.
- Губайдулина А. Чакона / А. Губайдулина. — Б. м.: Б. и., Б. г. — 26 с.
- Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII вв. Вып.
- Англия, Германия / сост. и ред. Н. Копчевский. — М.: Музыка, 1976. — 65 с. Ю. Концертные произведения современных композиторов: для ф.-п. Вып. 1. — М.: Музыка, 1989. — 96 с. П. Моцарт В. А. Сонаты. Т. II / В. А. Моцарт. — Лейпциг: Peters, 1951. — 136 с.
- Прокофьев С. Альбом фортепианных пьес / Прокофьев- сост., предисл. и метод, замеч. Л. И. Ройзмана, В. А. Натонсона. — М.: Музыка, 1964.-64 с.
- Прокофьев С. Избранные пьесы для фортепиано / С. Прокофьев- ред. М. Михайлова. — М.: Музыка, 1987. — 64 с.
- Прокофьев С. Концерт № 1: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 10 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1981. — 52 с.
- Прокофьев С. Концерт № 2: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 16 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1968. — 104 с.
- Прокофьев С. Концерт № 3: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 26 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1962. — 96 с.
- Прокофьев С. Концерт № 4: для ф.-п. (левой руки) с оркестром: перелож. для двух ф.-п.: соч. 53 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1975. — 52 с.
- Прокофьев С. Концерт № 5: для ф.-п. с оркестром: перелож. для двух ф.- п.: ор. 55 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1974. — 72 с.
- Прокофьев С. Мимолётности: для ф.-п.: соч. 22 / Прокофьев. — СПб.: Композитор, 1993. — 40 с.
- Прокофьев С. Сарказмы: для ф.-п.: соч. 17 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1969.-23 с.
- Прокофьев С. Сонаты: для ф.-п.: № 1−9 / Прокофьев. — М.: Музыка, 1967.-288 с.
- Современная фортепианная миниатюра / ред. А. Г. Асламазов. — М.: Музыка, 1974. — 55 с.
- Современный пианист: учеб. пособие для начинающих / под общ. ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — 160 с.
- Стравинский И.Ф. Сочинения для фортепиано. Т. I / И. Стравинский. — М.: Музыка, 1968. — 145 с.
- Стравинский И.Ф. Сочинения для фортепиано. Т. II / И. Стравинский- предисл. Н. Копчевского. — М.: Музыка, 1987. -216 с.
- Уствольская Г. И. Произведения для фортепиано / Галина Уствольская. — Л.: Совет, композитор, 1989. — 70 с.
- Хрестоматия пед. репертуара для фортепиано: 4 кл. ДМШ Тетр. четвёртая / ред.-сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А. Туманян. — М.: Музыка, 1976. — 8 0 с.
- Хрестоматия для фортепиано. Пьесы: 5-й кл. ДМШ. Вып. 1 / сост. и общ. ред. Н. А. Копчевского. — М.: Музыка, 1980. — 65 с. — (Педагогический репертуар).
- Хрестоматия для фортепиано. Пьесы: 5-й кл. ДМШ. Вып. 2 / сост. и общ. ред. Н. А. Копчевского. — М.: Музыка, 1987. — 64 с. — (Педагогический репертуар).
- Чайковский П.И. Детский альбом: для ф.-п.: соч. 39 / П. Чайковский- ред. Я. Милыптейн и К. Сорокин. — М.: Музыка, 1969. — 35 с. Зб. Шопен Ф. Скерцо: для ф.-п. / Ф. Шопен- ред. Л. Н. Оборин, Я. И. Милыптейн. — М.: Музыка, 1981. — 47 с.
- Шостакович Д.Д. Две сонаты для фортепиано / Д. Д. Шостакович. — М.: Совет, композитор, 1978. — 64 с.
- Шостакович Д.Д. Собрание сочинений: в 42 т. Т. 39. Сочинения для фортепиано / Д.Д. Шостакович- ред. Т. П. Николаева. — М.: Музыка, 1983. -158 с.
- Шостакович Д.Д. Сочинения для фортепиано. Т. 2. 24 прелюдии и фуги: ор.87 / Д. Д. Шостакович. — М.: Музыка, 1968. — 176 с.
- Щедрин Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 1. 24 прелюдии и фуги / Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1975. — 143 с.
- Щедрин Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 2 / Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1976. — 128 с.
- Щедрин Р.К. Сочинения для фортепиано. Т. 3 / перелож. для двух ф.-п. Р. К. Щедрин. — М.: Музыка, 1976. — 192 с.
- Эшпай А.Я. Альбом пьес для фортепиано / А. Эшпай. — М.: Музыка, 1990. — 120 с.
- Эшпай А.Я. Венгерская тетрадь: 25 венг. песен для ф.-п. / А. Эшпай. — М.: Совет, композитор, 1976. — 32 с.
- Эшпай А.Я. Концерт для фортепиано с оркестром / А. Эшпай. — М.: Совет. композитор, 1976. — 87 с.
- Эшпай А.Я. Сонатина для фортепиано: ре минор / А. Эшпай. — М.: Музыка, 1966.-22 с.