Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования
Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается… Читать ещё >
Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Муниципальное образование и его ресурсы.
1.1 Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ.
1.2 Собственность и бюджет муниципального образования.
1.3 Ресурсы муниципального образования.
1.4 Эффективность использования ресурсов муниципального образования Глава 2. Анализ эффективности управления ресурсов муниципального образования Орехо-Зуевского района.
2.1 Общая характеристика муниципального образования.
2.1.1 Демографическая характеристика.
2.1.2 Сеть образовательных учреждений города.
2.1.3 Дошкольное образование.
2.1.4 Общее образование.
2.1.5 Дополнительное образование.
2.2 Оценка состояния ресурсов муниципального развития.
2.2.1 Кадры.
2.2.2 Материально — техническое обеспечение.
2.2.3 Благоустройство.
2.2.4 Информатизация.
2.2.5 Обеспеченность учебной литературой учащихся.
2.2.6 Состояние организации питания учащихся Глава 3. Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.
3.1 Развитие дорожного хозяйства и транспорта.
3.2 Развитие малого и среднего предпринимательства.
3.3 Улучшение инвестиционной привлекательности.
3.4 Доходы населения.
3.5 Здоровье.
3.6 Дошкольное и дополнительное образование детей.
3.7 Образование (общее).
3.8 Физическая культура и спорт.
3.9 Жилищно-коммунальное хозяйство.
3.10 Доступность и качество жилья.
3.11 Организация муниципального управления Заключение Список использованной литературы.
Введение
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.
Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов.
Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.
Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.
Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А. Г. Воронин, А. Н. Широков, Г. В. Барабашев, В. Г. Игнатов, Л. И. Сергеев, В. В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социальноэкономического развития. Это такие авторы как В. Е. Рохчин — исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М. И. Яндиев, поднимаются эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления — руководитель С. Н. Юркова.
Незначительность исследования проблем разработки и управления финансовыми потоками с целью привлечения средств для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления местными финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.
Целью исследования является повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть теоретические и методологические аспекты ресурсов муниципального образования;
· Исследовать проблемы использования ресурсов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области;
· Предложить мероприятия, направленные повышение эффективности использования ресурсов Орехово-Зуевского муниципального района.
Предметом исследования выступают повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования Российской Федерации.
Объектом исследования является ресурсы муниципального образования Российской Федерации.
Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Муниципальное образование и его ресурсы.
1.1 Правовое регулирование функционирования муниципального.
образования в РФ Конституция РФ (ст.12) закрепляет: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наряду с этой статьей, Конституция содержит ряд положений (глава 8 «Местное самоуправление») содержащих ключевые принципы местного самоуправления, а следовательно и муниципального образования.
В систему законодательного обеспечения местного самоуправления, помимо Конституции, входит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Будучи базовым, он в то же время предусматривает принятие не менее полутора десятка федеральных законов, касающихся данной сферы (о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления и проч.). В свою очередь другие федеральные законы как тематические также могут регулировать те или иные стороны деятельности местного самоуправления (в области образования, культуры, здравоохранения, жилого фонда, предпринимательства, защиты прав потребителей и т. д.), их взаимоотношений с государственными органами, хозяйствующими субъектами. Таковы, например, ст. 4, 8, 16, 17, 18, 19 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ст. 6, 17, 21 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» .
На федеральном уровне регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется и в других нормативных актах — указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. В их числе: Указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г., Указ от 21 ноября 1994 г. «О некоторых вопросах досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления», Указ от 24 августа 1995 г. «О Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации» .
Широкой компетенцией в сфере местного самоуправления обладают субъекты Российской Федерации. Базовыми актами здесь являются их конституции и уставы.
Кроме того, говоря о правовом регулировании деятельности муниципального образования (и местного самоуправления в целом) необходимо отметить, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8) правовым актом, регламентирующим конкретные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании, является устав этого муниципального образования, разрабатываемый муниципальным образованием самостоятельно и принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
1.2 Собственность и бюджет муниципального образования Существование муниципальной собственности и местных финансов, несомненно, предполагает наличие известной самостоятельности режима регулирования экономических отношений на местном уровне. Отсутствие традиций эффективного использования муниципальной собственности и местных финансов в предпринимательской деятельности, их недостаточное правовое регулирование делает сложным функционирование муниципального хозяйства.
К важнейшим параметрам экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации местных финансов; источники формирования и направление использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.
«В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.» — гласит п. 1 ст. 29.Закона.
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Государство содействует развитию местных финансов, гарантирует их защиту через соответствующую систему мер, в том числе и через целевые федеральные и региональные программы.
Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.
образование муниципальный бюджет ресурс.
1.3 Ресурсы муниципального образования Понятие ресурсов муниципального образования. Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
· государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
· собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т. п.);
· заемных средств или муниципального кредита.
Структура местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Понятие местного бюджета. Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет — это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.
Виды местных бюджетов. С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития.
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования городского хозяйства.
Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Бюджетный процесс. Планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения бюджета выступают как определенный процесс, который получил название бюджетного процесса.
Согласование бюджетных интересов происходит прежде всего между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как правило, наиболее широкие полномочия органов местного самоуправления в области бюджета предусмотрены в странах с федеративной системой организации власти, поскольку в основу построения финансовой системы также положен бюджетный федерализм. Роль центральных органов власти, как правило, сводится к установлению общих принципов налогообложения и предельных норм налогообложения.
Грамотно построенный бюджетный процесс должен прежде всего исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет — лишь механизм реализации целей развития территории.
Расходы местных бюджетов. Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:
Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
Необязательные расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.
Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.
Доходы местных бюджетов. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий.
Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.
Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.
Налоги. Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны — как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.
С точки зрения способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти можно выделить три основных вида:
1. Система надбавок и отчислений.
2. Система размежевания доходных источников между государством и местным самоуправлением по конструкции налогов.
3. Система размежевания доходных источников между государством и местным самоуправлением по видовому признаку.
Первая система предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти. Подобная система применяется сегодня в нашей стране и обладает рядом существенных недостатков. Прежде всего, она предусматривает наличие регулирования бюджетов на всех уровнях. Наиболее простым способом увеличения собственных доходов становится перераспределение доходных источников между уровнями власти, что в свою очередь неизбежно приводит к конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета. При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета. Наконец, данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников.
Не улучшают данной системы и попытки ее совершенствования через разрешение введения региональных и местных надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.
Несколько модифицирует первую систему разграничение доходов между органами власти через различную конструкцию налогов (вторая система). В данном случае и государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.
Наиболее распространена в странах с развитым местным самоуправлением третья система, предполагающая разграничение и закрепление доходных источников за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако достаточно сложным оказывается механизм разграничения доходных источников по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за вполне определенными уровнями власти.
С нашей точки зрения, в основу закрепления доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:
1. Желательно соответствие видов доходных источников предметам ведения органов местного самоуправления. Так, например, в большинстве стран земельный налог отнесен к доходным источникам местных властей.
2. Поскольку право на местное самоуправление выступает не как право личности, а как коллективное право, то за органами местного самоуправления должны закрепляться прежде всего налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. Примером может служить налог с владельцев транспортных средств. В то же время, исходя из изложенного выше принципа, для регулирования лучше использовать личные налоги, которые взимаются государством с граждан. Так, в большинстве стран мира регулирующим является подоходный налог.
Неналоговые поступления. К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники дохода: городскую и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы), различные виды пошлин и сборов.
Городская и земельная рента активно применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления.
Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.
Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).
Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Однако применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий. Прежде всего от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. В ряде муниципальных образований уже сегодня формируются финансово-промышленные группы, где взаимное кредитование очень гибко учитывает все формы взаимного кредитования.
Для менее экономически сильных муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются солидные гарантии. В случае, когда хозяйственной деятельностью занимаются не муниципальные предприятия, а община, субъектами кредитной кооперации могут выступать и сами органы местного самоуправления.
1.4 Эффективность использования ресурсов муниципального.
образования Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.
Природный фактор ускорил процессы разделения труда, определил перспективы развития товарного хозяйства в странах Западной Европы и привел в конечном итоге к борьбе городов за свои права в рамках феодального цикла. Интересны особенности вечевого самоуправления в Древней Руси. При наличии практически во всех русских княжествах всех атрибутов этой модели (вече, князь, дружина и т. д.) права этих органов очень сильно отличались в различных частях страны. В Новгородской и Псковской Республиках основную роль играло вече и выбираемый им посадник, князю же отводилась роль наемного военачальника.
Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.
Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.
Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.
Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия — власти, и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.
Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
Классификация видов муниципального хозяйства:
Коммунальная модель муниципального хозяйства. Она характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги с населения. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.
Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных нрав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Налоги с населения дополняются возможностью обложения налогами производителей продукции и услуг на территории данного муниципального образования.
3. Муниципально — рентная модель организации муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноправным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Развитие муниципального хозяйства, как и любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов. В связи с этим диссертант обосновывает понятие ресурсов муниципального образования как некоей совокупности материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, реализация которых отнесена к муниципальной компетенции законом. Ресурсы муниципального хозяйства должны быть, во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.
Глава 2. Анализ эффективности управления ресурсов муниципального.
образования Орехо-Зуевского района.
2.1 Общая характеристика муниципального образования.
2.1.1 Демографическая характеристика Орехово-Зуево — город областного подчинения. На территории города в 2010 году проживало 121 661 человек, по гендерному составу: мужчин — 52 944, женщин — 68 717, численность постоянного населения трудоспособного возраста — 74,7 тыс. и старше трудоспособного возраста — 29,4 тыс. Дети в возрасте до 17 лет составляют пятую часть (19%) населения города (диаграмма 1).
Диаграмма 1.
При определении перспектив развития муниципальной системы образования необходимо учитывать тот факт, что с 2008 года наметилась тенденция роста населения в возрасте от 0 до 6 лет. На начало 2010 года число детей этого возраста увеличилось на 6% по сравнению с прошлым годом.
Можно сказать, что демографический кризис преодолён, а повышение рождаемости в 2008;2010 гг. позволяет говорить о росте населения данной категории не как о частном факте, а как о сложившейся тенденции.
2.1.2 Сеть образовательных учреждений города Эффективно использовать современные образовательные ресурсы и оборудование, расширять возможности для профильного обучения позволяет грамотное планирование сети общеобразовательных учреждений. Стратегия развития сети ОУ определяется Муниципальной целевой программой «Развитие сети общеобразовательных учреждений г. о. Орехово — Зуево на 2009 — 2011 гг.», утвержденной решением Совета депутатов городского округа Орехово — Зуево № 910/77 от 26.06.2008 г.
В 2009 — 2010 учебном году в городе функционировало 55 муниципальных образовательных учреждений различных видов и типов, что дает жителям города возможность получения образовательных услуг с учетом места жительства и существующих потребностей (схема 1). С 01.09.2009 г. начал функционировать МОУ ДОд Центр детского (юношеского) технического творчества, полученный путём слияния МОУ ДОд СЮТ и ККМ «Квадрат».
1. 29 муниципальных дошкольных образовательных учреждений:
· 8 МДОУ — Центр развития ребенка — детский сад;
· 7 МДОУ общеразвивающего вида;
· 9 МДОУ комбинированного вида;
· 2 МДОУ для детей раннего возраста.
· 3 МДОУ компенсирующего вида.
— коррекции зрения (МДОУ д/с № 38);
— коррекции речи (МДОУ д/с № 31);
— коррекции опорно-двигательного аппарата (МДОУ д/с № 25).
Схема 1.
2. 20 общеобразовательных учреждений:
— 11 средних общеобразовательных школ;
— 2 гимназии;
— лицей;
— 3 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов;
— 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
— специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 5 (восьмого вида);
— межшкольный учебный комбинат.
3. 4 образовательных учреждения дополнительного образования детей:
— Детско-юношеская спортивная школа;
— Станция юных техников;
— Центр детского творчества «Родник»;
— Клуб юных картингистов и мотоциклистов «Квадрат».
4. Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа».
5. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр повышения квалификации педагогических работников».
Все муниципальные образовательные учреждения городского округа Орехово-Зуево имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации на максимальный срок (5лет).
Управление образования намерено сохранить имеющуюся на территории города сеть образовательных учреждений.
2.1.3 Дошкольное образование Система дошкольного образования города на современном этапе представляет собой гибкую сеть дошкольных образовательных учреждений (схема 2), обеспечивающих широкий спектр образовательных услуг, отвечающих интересам семьи и общества.
Схема 2.
Следует отметить, что в настоящее время в Орехово-Зуево функционируют МДОУ только первой и второй категории.
Все большее развитие получают «гибкие» формы дошкольного образования. В городе накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания:
· оздоровления (плавание МДОУ № 23, № 28);
· духовно — нравственного воспитания (МДОУ № 73);
· подготовки детей к школе (МДОУ № 75);
· для детей с нарушением зрения (МДОУ № 38);
· для детей раннего возраста (МДОУ № 30).
Также в городе функционирует группа круглосуточного содержания.
Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования существуют модели предоставления услуг дошкольного образования на базе учреждений общего и дополнительного образования.
Количество воспитанников ДОУ возрастает из года в год. Охват дошкольным образованием в г. о. Орехово — Зуево на сегодняшний день составляет -70% от общего числа детей в возрасте от 1 до 7 лет, что на 12% больше показателей прошлых лет (диаграмма 2).
Диаграмма 2.
Реальные затраты на содержание 1 ребенка в мае 2009 года составляли 7 477 рублей, а в мае 2010 года — уже 7837 рублей. При этом стоимость родительской платы за содержание ребёнка в МДОУ остаётся стабильной с 2009 г. и составляет — 1200 рублей (диаграмма 3).
Диаграмма 3.
2.1.4 Общее образование В течение последних трех лет количество учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений достаточно стабильно (диаграмма 4).
Диаграмма 4.
Для реализации права граждан на доступное и бесплатное образование в ОУ города активно используются формы обучения как очная, так и очно-заочная (в вечерней (сменной) общеобразовательной школе), экстернат (в СОШ № 22). Статистические данные за последние три года подтверждают востребованность данных форм обучения в зависимости от запроса родителей.
Удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг в школах происходит посредством дифференциации содержания образования.
Большинство учащихся обучается по традиционным учебно — методическим комплексам. Кроме этого, в городе представлены классы, в которых реализуется углубленное, развивающее, коррекционно — компенсирующее, профильное и предпрофильное обучение. Школы № 12, 18, 25 занимаются по учебным планам для ОУ с углубленным изучением предметов (физико — математического, эстетического циклов, иностранных языков). В школе № 22 открыты кадетские классы. Разнообразие предлагаемых программ дает возможность удовлетворить запросы всех участников образовательного процесса (диаграмма 5).
Диаграмма 5.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Московской области с 2009 — 2010 учебного года 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10 классы всех городских школ переходят на базисный учебный план 2004 года, который рассчитан на введение предпрофильной подготовки на основной и профильного обучения на старшей ступени общего образования и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования.
Важным показателем улучшения условий обучения школьников является снижение числа общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в 2 смены, и доли учащихся, обучающихся во вторую смену. Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, занимающихся во 2-ю смену, уменьшилось на 359 человек (12,6%) и составляет 1304 (диаграмма 6). Наибольшее число классов, обучающихся во 2-ю смену, остаётся в МОУ лицей (16 классов) и МОУ СОШ № 20 (11 классов).
Диаграмма 6.
2.1.5 Дополнительное образование Стратегические ориентиры образовательной политики г. о. Орехово-Зуево предполагают повышенное внимание к развитию системы воспитания и дополнительного образования.
Школьники г. о. Орехово-Зуево получают дополнительное образование непосредственно в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования детей.
В 2009 — 2010 учебном году в школах города работали 384 объединения, в которых занимались 8292 человека, что составляло 77% от общего количества учащихся.
В учреждениях дополнительного образования детей осуществляли свою деятельность 405 объединений (4461 человек), что составляло 42% от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений (диаграмма 7).
Диаграмма 7.
Единое воспитательное пространство предполагает тесное взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования (диаграмма 8). Наблюдается положительная динамика занятости учащихся в кружках, секциях. В 2009;2010 учебном году охват учащихся услугами дополнительного образования составляет 78% от общего количества учащихся ОУ.
Диаграмма 8.
2.2 Оценка состояния ресурсов муниципального развития.
2.2.1 Кадры.
Обеспеченность педагогическими кадрами за последние 3 года в целом составляет 100%. (таблица 13).
Таблица 13. Кадровый состав ОУ.
МОУ. | Всего педработ-ников. | Средний возраст. | пенсии-онеры. (%). | Стаж от 0 до 2 лет (%). | Категория (%). | |||
высшая. | первая. | вторая. | ||||||
СОШ № 1. | ||||||||
СОШ № 2. | ||||||||
СОШ № 4. | ||||||||
СОШ № 6. | ||||||||
лицей. | ||||||||
СОШ № 10. | ||||||||
СОШ № 11. | ||||||||
СОШ № 12 с УИОП. | ||||||||
гимназия № 14. | ||||||||
гимназия № 15. | ||||||||
СОШ № 16. | ||||||||
МОУ СОШ № 17. | ||||||||
СОШ № 18 с УИОП. | ||||||||
СОШ № 20. | ||||||||
СОШ № 22. | ||||||||
СОШ № 25 с УИОП. | ||||||||
СОШ № 26. | ||||||||
ДД. | ||||||||
ВСОШ № 7. | ||||||||
СКООШ № 5. | ||||||||
Среднегородской показатель. | ||||||||
Анализ кадрового состава ОУ позволяет сделать вывод, что большинство педагогов (72%) — опытные, имеющие квалификационные категории работники. При сохранении кадрового «ядра» остается актуальной задача «омоложения» педагогических кадров. Доля педагогов пенсионного возраста ОУ составляет 30%, при этом число молодых специалистов — 10%, что свидетельствует о недостаточном обновлении педагогических кадров в муниципальной системе образования.
Из 1477 человек общей численности педагогов г. о. Орехово — Зуево имеют квалификационные категории 80% педагогических работников.
Из них высшая категория присвоена 24% педагогов, первая категория -30%, вторая — 26%.
Курсовая подготовка является неотъемлемой частью профессионального роста педагога.
В городском округе Орехово — Зуево в течение последних лет неукоснительно выполняется требование приказа Министерства образования «О системе повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических кадров Московской области на 2006 — 2010 годы», в котором установлено обязательное прохождение курсовой подготовки каждого руководящего и педагогического работника в объеме не менее 216 часов не реже одного раза в 5 лет (диаграмма 14).
Диаграмма 14.
Необходимо отметить, что многие педагоги прошли за учебный год подготовку по нескольким курсам различной тематики: 500 педагогов школ обучались на 748 курсах.
Для удовлетворения запросов педагогов в городском округе используются различные формы повышения квалификации: очная, на базе специальных учебных заведений, курсы Педагогической академии последипломного образования по накопительной системе, дистанционное обучение.
Учитывая пожелания педагогов, в целях экономии времени и средств большинство курсов проводится в городе. В 2009 — 2010 учебном году 262 человека обучались на курсах в МГОГИ, на выездных курсах Педагогической академии последипломного образования было обучено 195 человек.
Традиционно пользуются успехом курсы повышения квалификации по накопительной системе. В 2009 — 2010 году было открыто 8 групп, в которых прошли обучение 207 педагогов. Кроме хорошо зарекомендовавших себя программ: «Начинающий пользователь персонального компьютера», «Культуры и традиции мировых религий в системе преподавания общественных дисциплин», «Критическое мышление на современном уроке», «Искусство вышивки шелковыми лентами», «Художественная флористика», слушателям были предложены новые темы: «Методика решения расчетных задач по химии», «Диагностика в образовательном процессе», «Детский фитнес в общеобразовательном учреждении».
Расширяется число образовательных учреждений, на базе которых проходили обучение учителя г. о. Орехово — Зуево. Кроме традиционных: ПАПО, МГОПИ, АПК и ППРО, педагоги обучались в НГОУ ВПО «Московский психолого — социальный институт», НОУ Учебный центр «Развитие инновационных образовательных проектов», УМЦ по ГО и ЧС г. Электросталь, Институте открытого образования МГОУ. Подобное расширение числа учебных заведений, осуществляющих курсовую подготовку, позволяет каждому педагогу удовлетворить свои профессиональные запросы.
Увеличилось число педагогов, обучающихся дистанционно. В 2009 — 2010 учебном году курсовую подготовку на базе Педагогического университета «Первое сентября», в учебном центре КМ — школа, Центре новых педагогических технологий прошли обучение 65 педагогов (диаграмма 15).
Диаграмма 15.
2.2.2 Материально — техническое обеспечение В период с 2008 по 2010 год продолжался рост вложений из средств городского бюджета на капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений. Общая сумма освоенных средств за 3 прошедших года составила 101 млн руб., в том числе в 2009 году — 31,5 млн руб. В 2008 году Городским советом депутатов утверждена программа «Капитального и текущего ремонта муниципальных образовательных учреждений городского округа Орехово-Зуево на 2008;2010 годы». В свете выполнения вышеуказанной программы, финансирование за счет средств муниципального бюджета в 2009 году составило 28,2 млн руб., в 2010 году- 31,5 млн руб. При ежегодном планировании работ особое внимание уделяется выполнению планово — предупредительных ремонтов основных энергоснабжающих сетей, таких как, отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжение и вентиляция. В 2010 году израсходовано на ремонт отопительных систем — 2,0 млн руб., на ремонт водопроводно-канализационных систем — 1,275 млн руб. что в 2 раза больше, чем в 2009 году, ремонт внутреннего вентиляционного оборудования — 0,6 млн. руб, что в 10 раз больше по сравнению с 2009 годом, внутреннее электроосвещение — 1,6 млн руб. Однако выполнение отделочных работ снизилось в 2 раза, восстановление асфальтового покрытия тротуаров в 6 раз, причем потребность в этих видах работ большая. В 2010 году отремонтировано 7848 кв. м кровель на сумму 6,5 млн руб., 5876 кв. м фасадов на сумму 5,0 млн руб., внутреннего отопления, водопровода, канализации, вентиляции, электроосвещения на сумму 5,5 млн руб. Продолжается смена наружных сетей отопления, находящихся на балансе ГУО: в 2010 году было заменено 316 пог. м. труб общей стоимостью 0,8 млн руб. Также за счет средств областного бюджета в 2009 году был произведен капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала МОУ Детский дом — школа, установлено вентиляционное оборудование в душевых. Сумма затрат составила 2500 тыс. руб.
В 2008 году за счет средств благотворительного фонда были произведены ремонтно-строительные работы в МОУ СКООШ № 5 на общую сумму 14,0 млн. рублей. Отремонтирована кровля, фасад, ограждение территории. Произведены отделочные работы в кабинетах, туалетных комнатах. Смонтирована вновь водопроводно-канализационная система в кабинетах начальной школы с установкой сантехприборов в свете выполнения требований Госсанэпиднадзора.
За счет средств областного бюджета в 2008 году произведен капитальный ремонт кровли, фасада, внутренние отделочные работы и смена оконных и дверных блоков в МОУ ДОД ДЮСШ на общую сумму 21,5 млн. рублей.
Руководствуясь рекомендациями антитеррористической комиссии в 2008 году произведено восстановление наружного освещения в 7 образовательных учреждениях на общую сумму 1,1 млн руб., отремонтированы ограждения МОУ ДОД ЦДТ «Родник» и МОУ ДОД СЮТ общей протяженностью 228 п.м. стоимостью 0,8 млн руб.
Во исполнение Постановления Губернатора Московской области Громова Б. В. в 2008 году продолжалась установка водосчетчиков и теплосчетчиков в образовательных учреждениях. В 2008 году смонтированы теплосчетчики в 5 школах и водосчетчики в 6 образовательных учреждениях. Сумма затрат составила 2,3 млн руб.
2.2.3 Благоустройство Особое внимание в последние годы уделяется благоустройству территорий. Ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями разрабатывают план мероприятий по благоустройству образовательных учреждений, включающий в себя выполнение комплекса работ, направленных на создание эстетического вида образовательного учреждения и прилегающих территорий, что создаёт благоприятные условия для пребывания детей в ОУ.
Состояние фасадов, тротуаров, ограждений является неотъемлемой частью благоустройства. Увеличены расходы средств на капитальный ремонт фасадов и ограждений ОУ.
В 2009 году в МОУ СКООШ № 5 произведено благоустройство внутренней территории данного образовательного учреждения: выполнена укладка асфальтового покрытия проезжей части территории, устройство пешеходных дорожек и разбивка цветников в игровой зоне, установлена огороженная спортивная площадка с искусственным покрытием и с полным комплектом спортивных снарядов. Все вышеуказанные работы выполнены за счет спонсорской помощи.
Помимо средств, выделяемых городским бюджетом, администрации образовательных учреждений города самостоятельно за счет внебюджетных, спонсорских и родительских средств производят ремонтно-строительные работы в своих зданиях и на территориях.
Образовательными учреждениями самостоятельно производятся следующие виды работ:
· вырубка и вывоз сухостойных и аварийных деревьев, обрезка кустарников;
· окос травы в летний период;
· разбивка клумб и цветников;
· текущий ремонт цоколей;
· покраска цоколей, фасадов, заборов, малых архитектурных форм в садах и спортоборудования в школах;
· ремонт и устройство контейнерных площадок;
· восстановление отмостки, замена бордюрного камня.
В дошкольных образовательных учреждениях ежегодно производится завоз песка для оборудования песочниц. Дошкольные образовательные учреждения, имеющие внутренние огороженные дворики (МДОУ № 12, 31, 30 и др.) устраивают на данных территориях игровые зоны с размещением на них современного оборудования для детей младшего дошкольного возраста. В течение всего летнего периода восстанавливаются прогулочные веранды (окрашиваются стены, восстанавливаются деревянные полы).
Все вышеперечисленные мероприятия направлены на обеспечение сохранности зданий и создания благоприятных условий для жизни и здоровья учащихся и воспитанников дошкольного возраста.
2.2.4 Информатизация За последние годы в образовательных учреждениях города реализован комплекс мер по информатизации системы образования.
Создана необходимая инфраструктура для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:
· компьютерный парк общеобразовательных учреждений составляет 620 комплектов компьютеров;
· показатель оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерами составляет 17 обучающихся на один компьютер;
· возможность доступа к сети Интернет по высокоскоростным каналам связи получают 20 общеобразовательных учреждений;
· в 20 школ поставлены комплекты стандартного (базового) пакета лицензированного программного обеспечения и осуществлено их обновление;
· все школы используют в учебно-образовательном процессе компьютерные обучающие программы и электронные образовательные ресурсы по основным предметам общеобразовательной программы и информационные технологии для автоматизации процессов управления общеобразовательным учреждением;
· доля учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку в сфере использования информационно — коммуникационных технологий составляет 67%.
С января 2009 года функционирует образовательный портал, созданный в рамках Муниципальной программы «Информатизация школьного образования на 2008 — 2011гг.».
На городском образовательном портале ozedu.ru размещены визитки всех школ и учреждений дополнительного образования, содержащие ссылки на официальные сайты этих образовательных учреждений. Ведется работа по созданию страниц дошкольных образовательных учреждений, созданы фотоальбомы и форумы, работает система «вопрос — ответ», регулярно обновляется колонка новостей.
К процессу информационного наполнения портала привлекаются заместители по ИКТ школ (ответственные за сайты школ). Таким образом, создание и поддержка портала осуществляется за счет внутренних резервов с привлечением специалистов системы образования.
В каждой школе назначен ответственный за создание и информационное наполнение сайта школы с обязательным условием обновления не реже двух раз в месяц. Учащиеся школ не являются ответственными лицами, но участвуют в сборе информации и администрировании сайта в рамках дополнительного образования и реализации их собственных интересов.
Сайты школ города побеждают в конкурсах различного уровня, что доказывает их соответствие современным стандартам.
Перспектива развития портала:
· объединение в образовательный портал областных образовательных учреждений (НПО, СПО, ВУЗы);
· создание методической копилки и привлечение учителей к обсуждению методических проблем в соответствующих форумах;
· размещение тематических коллекций для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса;
· создание банка проектов одаренных школьников.
Следует отметить, что результативность функционирования муниципальной системы образования регулярно освещается в СМИ (в газетах «Ореховские вести», «Орехово — Зуевская правда», на городском телевидении и радио, радио «Подмосковье»).
2.2.5 Обеспеченность учебной литературой учащихся Доступность качественного образования во многом зависит от полноценного комплектования учебного фонда образовательных учреждений.
На основе ежегодного мониторинга учебных фондов ОУ формируется федеральный заказ с учетом требований Федерального перечня учебников. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на приобретение учебной литературы.
Наблюдается положительная динамика в обеспечении бесплатной учебной литературой учащихся общеобразовательных школ. Благодаря регулярному финансированию учебный фонд существенно обновлен: