Проблема впервые поднята в докладе Всемирного банка по итогам 2011 г.[1], где отмечено, что многие страны и регионы имеют сегодня дело с повторяющимися циклами насилия, характеризуются слабостью государственного управления и нестабильностью обстановки.
Указанным документом подчеркнуты следующие закономерности.
Во-первых, конфликты часто являются не одиночными, а длящимися и периодически возобновляющимися явлениями: 90% войн последнего десятилетия произошли в странах, уже переживших гражданскую войну в течение последних 30 лет.
Во-вторых, угрозу для развития несут в себе и новые формы конфликтов и насилия. Многие страны, например Гватемала, Сальвадор, ЮАР, в которых удалось заключить мирные договоры, положившие конец крайне жестоким вооруженным политическим конфликтам, переживают сегодня не менее жесткую волну уголовного насилия, препятствующего их развитию.
В-третьих, различные формы насилия связаны между собой. Политические движения могут получать финансовую подпитку за счет преступной деятельности, как это происходит в Демократической Республике Конго и Северной Ирландии. Банды преступников могут способствовать политическому насилию в предвыборный период, как это было на Ямайке и в Кении. Международные политические движения поддерживают недовольных лиц внутри страны, как, например, в Афганистане и Пакистане.
В-четвертых, недовольство может перерасти в настоятельные требования перемен и повысить риск жестких конфликтов в странах, где политические, социальные или экономические преобразования отстают от ожиданий общества.
- [1] Доклад Всемирного байка о мировом развитии 2011. Конфликты, безопасность и развитие. М.: Весь мир, 2012.