Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативно-прагматические аспекты реализации категории вежливости в официально-деловом стиле русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наш выбор речевых жанров обусловлен следующими обстоятельствами. Центральные жанры официально-делового стиля имеют тональность долженствования и предписания, следовательно, категория вежливости в них традиционно не находит своей реализации либо носит факультативный характер. Поэтому в качестве материала для исследования избраны жанры делового общения, отдалённые от ядерной зоны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВЕЖЛИВОСТИ
    • 1. 1. Характеристика официально-делового стиля общения
    • 1. 2. Категория вежливости в аспекте лингвистической прагматики
    • 1. 3. Коммуникативные категории речевого общения
    • 1. 4. Коммуникативная категория вежливости
    • 1. 5. Общее понятие об этикете. Речевой этикет
    • 1. 6. Соотношение вежливости и этикета
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В ДЕЛОВЫХ ПИСЬМАХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
    • 2. 1. Вводные замечания
    • 2. 2. Деловые письма и их классификации
    • 2. 4. Языковые средства выражения вежливости в традиционной t служебной переписке
    • 2. 5. Особенности функционирования категории вежливости в нерегламентированной служебной корреспонденции
    • 2. 6. специфические особенности реализации коммуникативной категории вежливости в деловой электронной переписке
    • 2. 7. Этикетное построение деловой корреспонденции
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ Л ВЕЖЛИВОСТИ В РЕЧЕВЫХ ЖАНРАХ ИНСТРУКЦИИ И
  • ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    • 3. 1. Вводные замечания
    • 3. 2. Инструкция: определение жанра
    • 3. 3. Способы реализации категории вежливости в инструкциях различных видов
    • 3. 4. Этикетные особенности организации гарантийных обязательств фирмы
    • 3. 5. Содержание и структура коммуникативной категории вежливости, реализуемой в письменных жанрах делового общения
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Коммуникативно-прагматические аспекты реализации категории вежливости в официально-деловом стиле русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование имеет функционально-стилистическую и коммуникативно-прагматическую направленность.

Актуальность изучения категории вежливости в деловой коммуникации обусловлена следующими причинами: 1) возрастающей ролью деловой сферы общения в современном обществе- 2) необходимостью дальнейшего описания коммуникативных категорий- 3) значительной ролью вежливости и речевого этикета в организации официального взаимодействия коммуникантов- 4) недостаточной изученностью данной коммуникативной категории в русском деловом дискурсе.

В качестве объекта исследования выступает категория вежливости. Предметом изучения в нашей работе являются способы реализации данной коммуникативной категории в официально-деловом стиле русского языка.

Цель настоящего исследования состоит в анализе особенностей реализации и функционирования коммуникативной категории вежливости в современном письменном деловом общении.

Общая цель работы обусловила постановку следующих задач:

1. Определить место и роль категории вежливости в современной деловой коммуникации.

2. Исследовать основные средства и способы реализации категории вежливости в разных жанрах делового общения (деловые письма различных типов, инструкция для пользователя, гарантийные обязательства).

3. Рассмотреть особенности функционирования коммуникативной категории вежливости в письменных деловых жанрах, различных по степени стан-дартизированности и регламентированности.

4. Выявить актуальное для письменной коммуникации содержание коммуникативной категории вежливости, а также представить её структуру.

Научная новизна выполненной работы состоит в расширении знаний о коммуникативных категориях, в частности, в системном описании категории вежливости, которая впервые рассматривается на материале русского делового дискурса.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие коммуникативной лингвистики, уточняя и характеризуя условия достижения эффективного речевого общения в официальной сфере.

Практическая ценность работы состоит в том, что анализируемый языковой материал сможет в дальнейшем послужить опорной базой для создания практического руководства для современных деловых людей, которое позволит не только повысить их языковую культуру, но и добиться максимальных результатов при ведении переговоров с партнёрами. Кроме того, результаты исследования могут найти применение в вузовских курсах стилистики и документоведения, спецкурсе по прагмалингвистике.

Материалом исследования послужила входящая и исходящая деловая переписка различных организаций г. Волгограда и г. Мурманска (ООО «ЛУ-КОЙЛ-Нижневолжскнефть», ОАО «Проектстрой» и др.). Кроме того, анализу были подвергнуты тексты инструкций по эксплуатации приборов и гарантийные обязательства. Общий объём фактического материала составил около двух тысяч текстов (более шести тысяч показателей вежливости).

Наш выбор речевых жанров обусловлен следующими обстоятельствами. Центральные жанры официально-делового стиля имеют тональность долженствования и предписания, следовательно, категория вежливости в них традиционно не находит своей реализации либо носит факультативный характер. Поэтому в качестве материала для исследования избраны жанры делового общения, отдалённые от ядерной зоны официально-делового стиля, характеризующиеся низкой степенью регламентированности и дающие автору возможность творческого подхода к созданию текста. Во многих жанрах, относящихся к периферии делового стиля, категория вежливости приобретает обязательный характер. Отсутствие её лингвистических маркёров сигнализирует о низкой речевой культуре пишущего, поскольку знание основ этикета и правил вежливости — важные составляющие коммуникативной компетенции современного делового человека.

В работе использовались следующие методы исследования: описатель-Dft ный метод, включающий в себя приёмы наблюдения, анализа, синтеза, интерпретации, обобщения, метод коммуникативно-прагматического анализа контекстов, а также элементы сопоставительного и количественного анализа.

Методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения о языке как системе взаимосвязанных элементов, о дихотомии языка и речи, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных лингвистов, а также теоретические положения коммуникативной лингвистики, раскрывающие поведение языковых знаков в реальных процессах коммуникации (работы Н. Д. Арутюновой, П. Браун, Т. В. Булыгиной, В. Г. Гака, Г. Грайса, В. З. Демьянкова, Р. Лакофф, С. Левинсона, Дж. Лича, Дж. Остина, Е. В. Падучевой, Дж. Серля, Н.И. Формановской).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вежливость является коммуникативной категорией, призванной регулировать процесс общения и способствующей созданию гармоничных, доброжелательных отношений между коммуникантами. В письменном деловом общении коммуникативная категория вежливости взаимодействует с другими коммуникативными категориями (как с обязательными, так и сопутствующими).

2. В зависимости от жанра, цели общения, отношений между коммуникантами использование средств вежливости в тексте может быть облигатор-ным, обязательным (например, в коммерческих письмах-реквестивах), факультативным (например, в инструктирующей части руководств по эксплуатации) и неуместным (например, в речевом жанре инструкции при формулировке требований к соблюдению правил техники безопасности). ц.

3. Коммуникативная категория вежливости располагает богатым набором языковых средств для реализации разнообразных оттенков содержания, что находит своё выражение в письменных деловых жанрах. Структура данной категории может быть представлена в виде функционально-семантического поля. Поскольку в русском языке категория вежливости ф не центрирована грамматически, функционально-семантическое поле вежливости не имеет морфологического центра. Ядерное положение в структуре коммуникативной категории вежливости занимают единицы речевого этикета, далее следуют грамматические категории в прагматическом аспекте, различные косвенные речевые акты, вводные конструкции и модальные слова.

4. Необходимость использования категории вежливости в деловом письменном общении обусловлена следующими функциями: 1) воздействующей je успешная реализация коммуникативных намерений), 2) регулятивной (создание, поддержание и сохранение социального равновесия и партнёрских отношений) — 3) гармонизирующей (придание необходимой тональности, снижение степени категоричности высказывания), 4) презентационной (создание имиджа, самопрезентация адресанта как воспитанного человека).

Апробация. Основное содержание и результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научной конференции «Кирил-9 ло-Мефодиевские традиции на Нижней Волге» (Волгоград, 2004), на международной научной конференции «Современная филология в международном пространстве языка и культуры» (Астрахань, 2004) — международной научной конференции «Современные парадигмы лингвистики: традиции и инновации» (Волгоград, 2005) — на ежегодных региональных научных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2002;2005 гг.). По материалам диссертации опубликовано 9 работ общим объёмом 2 п.л.

Структура и краткая характеристика диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использо.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Несмотря на то, что языковедами активно изучаются особенности офи-• циально-делового стиля на современном этапе его развития, многообразные жанры делового общения исследованы неравномерно. Одними из таких жанров являются инструкция для пользователя и гарантийные обязательства, которые, несмотря на массовость и повсеместность использования, до сих пор остаются малоисследованными.

Инструкция представляет собой разновидность побуждения, поэтому центральное положение в структуре данного жанра занимают директивные речевые акты различных типов. С руководством по эксплуатации прибора гарантию сближает функционирование речевых актов, содержащих сведения Щ о способах действия в той или иной ситуации. Так же, как и в инструкции, здесь сохраняется центральность императивного компонента, поскольку условия гарантии включают в себя предписания, которым должен следовать адресат. Следовательно, в рассматриваемых жанрах категория вежливости наиболее яркое воплощение находит в поле побудительности.

При составлении инструкций для пользователей и гарантийных обязательств большое значение имеет выбор языковых средств для реализации того или иного речевого акта. Поскольку излишне категоричные высказывания в одних случаях, и недостаточно убедительные фразы в других, могут привести к негативным последствиям. Наиболее уместными для речевых жанров инструкции для пользователя и гарантийных обязательств, на наш взгляд, являются речевые акты, организующие поле нейтрального побуждения. Они не противоречат требованиям вежливости и соответствуют общей тональности инструктирования. Категоричные и смягчённые высказывания требуют осторожного и обдуманного применения.

Сопоставительный анализ инструкций последнего десятилетия и руководств для пользователей предшествующего периода (то есть до 1995 г.), а также соответствующих групп гарантийных обязательств позволил установить, что тексты группы Б характеризуются большей строгостью, сухостью и категоричностью тона преподнесения информации. На первое место по значимости выдвигается максима релевантности, а использованию различных способов выражения категории вежливости как носителя избыточной информации внимания практически не уделяется. Это, на наш взгляд, связано во многом с тем, что в соответствующий период не были актуальными такие понятия, как конкуренция и борьба за покупателя. В текстах группы, А нашла отражение тенденция к демократизации деловой коммуникации, персонификации, повышению значимости личностного начала. Они стали более адресатно-направленными, а потому появилась потребность в эксплицировании важного компонента современной деловой коммуникации — категории вежливости, позволяющей гармонизировать процесс общения, подчеркнуть уважительное отношение к клиенту, первостепенность его интересов и тем самым имплицитно воздействовать на него. В настоящее время инструкция получила дополнительную функцию — презентовать фирму-производитель товара, выступать в качестве дополнительного способа рекламы.

При организации коммуникативного пространства жанров инструкции и гарантийных обязательств важную роль играет учёт категории вежливости. Несомненный положительный эффект создают вступительная часть-приветствие и заключительная часть-концовка, поскольку, выполняя фатическую (контактоустанавливающую функцию), они воздействуют на эмоциональную сферу пользователя товара и тем самым содействуют формированию в его сознании положительного образа фирмы. Учёт требований категории вежливости важен и при оформлении прескрипционной части текста. И здесь категория вежливости вступает в тесное взаимодействие с такими коммуникативными категориями, как официальность и категоричность.

Анализ письменных жанров делового общения даёт основание утверждать, что, несмотря на факультативность категории вежливости для многих документов, в современном деловом общении ей уделяется всё больше внимания. В современной официальной коммуникации адресанты используют комплекс различных средств и способов выражения вежливости, выбор которых обусловлен жанровыми особенностями и конкретными коммуникативными задачами текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Официально-деловой стиль составляет один из важнейших пластов национальной культуры и обслуживает значимые сферы человеческой деятельности. Владение данным стилем, знание его жанровых особенностей является неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции современного образованного человека, стремящегося достичь личных и профессиональных целей. В последние десятилетия российский деловой стиль подвергся значительным трансформациям под влиянием изменившейся социально-политической обстановки в стране", а также в связи с расширением контактов с зарубежными партнёрами. Тенденция к демократизации, индивидуализации и персонификации, переход на новый тип деловых отношений (от вертикального к горизонтальному), а также появление новых задач деловой коммуникации привели к отходу от строгой стандартизированности и регламентированности деловых текстов, повышению их личностного начала, отказу от строгой безэмоциональности и усилению внимания к фактору адресата, к налаживанию с ним партнёрских взаимоотношений.

Эффективному достижению этих целей служит умелое владение коммуникативными категориями, организующими и регулирующими речевое общение. В свете новых тенденций развития официально-делового стиля коммуникативная категория вежливости приобретает важную роль в процессе делового взаимодействия.

Категория вежливости по типологии Е. П. Захаровой относится к сопутствующим коммуникативным категориям. Однако, на наш взгляд, это утверждение относительно, поскольку значимость рассматриваемой категории в тексте находится в тесной взаимосвязи с его жанровыми особенностями. Значение коммуникативной категории вежливости в разных жанрах делового общения неодинаково. Зачастую яркость и разнообразие проявления вежливости обратно пропорциональны степени регламентированности официального документа. Во многих жанрах, относящихся к периферии делового стиля, категория вежливости приобретает обязательный характер. Отсутствие её лингвистических маркёров сигнализирует о низкой речевой культуре пишущего, поскольку знание основ этикета и правил вежливости — важные составляющие коммуникативной компетенции современного делового человека.

Использование средств вежливости в тексте может быть обязательным (например, в коммерческих письмах-реквестивах), факультативным (например, в основной части гарантийных обязательств) и неуместным (например, в речевом жанре инструкции при формулировке требований к соблюдению правил техники безопасности). На это влияют, прежде всего, такие факторы, как речевой жанр, цели коммуникации, отношения между адресантом и адресатом. Анализ письменных жанров официально-делового стиля даёт основание утверждать, что, несмотря на факультативность категории вежливости для многих документов, в современном деловом общении ей уделяется всё больше внимания.

Проведённое исследование позволило установить, что в рассмотренных жанрах делового общения категория вежливости наиболее яркое проявление находит при реализации директивных речевых актов. Основной тональностью деловых текстов является тональность предписания, степень категоричности которой и призваны снизить единицы вежливости.

При оформлении недирективной интенции (прежде всего, это речевые акты благодарности) использование дополнительных средств вежливости не является обязательным, поскольку эти высказывания вежливы по своей сути. Однако и в деловом официальном общении авторы текстов стремятся выразить благодарность более искренне и эмоционально, сделать «коммуникативные подарки» адресату в виде одобрения и комплимента. Важным также является этикетное обрамление текста, вежливые средства начала и размыкания контакта.

В письменной деловой коммуникации используются тактики как вежливости почтения, так и вежливости солидарности. Преобладают стратегии вежливости почтения.

Содержание коммуникативной категории вежливости, применительно к письменной деловой коммуникации складывается из таких компонентов, как «уважительность», «доброжелательность», «тактичность», составляющих ядерную и околоядерную зоны семантической структуры, а также «почтительность», «учтивость», «обходительность», «благожелательность», «предупредительность», «корректность», «паритетность», «деликатность», «любезность», «дружелюбие», «услужливость», «радушие».

В письменных деловых жанрах коммуникативная категория вежливости располагает богатым набором языковых средств для реализации разнообразных оттенков своего содержания. Структура коммуникативной категории вежливости представляет собой функционально-семантическое поле. В связи с тем, что в русском языке категория вежливости не центрирована грамматически, функционально-семантическое поле вежливости не имеет морфологического центра. Ядерное положение в структуре коммуникативной категории вежливости занимают единицы речевого этикета, далее следуют грамматические категории, использованные в прагматическом аспекте, различные косвенные речевые акты, вводные конструкции и модальные слова. В современной официальной коммуникации адресанты используют комплекс различных средств и способов выражения вежливости, выбор которых обусловлен жанровыми особенностями и конкретными коммуникативными задачами текста. Обозначим факторы, релевантные для вербальной репрезентации вежливости в письменных деловых текстах: жанровая принадлежность текста, его коммуникативная задача, факторы адресанта и адресата, их межличностные и социальные отношения.

Рассмотрение особенностей этикетной организации официальной корреспонденции разных видов позволяет сделать вывод о том, что категория вежливости реализуется во всех композиционных частях текста письма. Данная коммуникативная категория наиболее ярко проявляется в этикетной рамке. Здесь же особенно заметны различия в особенностях выбора языковых средств вежливости в разных по степени регламентированности и стандартизированное&tradeтипах деловых писем. Наиболее последовательно этикетное обрамление письма присутствует в электронной деловой корреспонденции, где адресантами должное внимание уделяется такому важному этикетному знаку, как обращение, а отсутствие этикетной формулы С уважением компенсируется наличием той или иной концовки. В традиционной корреспонденции на бумажном носителе этикетная рамка зачастую отсутствует. Этот факт особенно важен для коммерческих деловых писем, одной из функций которых является установление контакта с потенциальным партнёром, создание положительного имиджа фирмы (организации) в его сознании. Значение вежливости в данном случае трудно переоценить.

Проведённое исследование позволяет прийти к выводу, что при организации коммуникативного пространства жанров инструкции и гарантийных обязательств важное место занимает категория вежливости. Несомненный положительный эффект создают вступительная часть-приветствие и заключительная часть-концовка, поскольку, выполняя фатическую (контактоуста-навливающую функцию), они воздействуют на эмоциональную сферу пользователя товара и тем самым содействуют формированию в его сознании положительного образа фирмы. Учёт требований категории вежливости важен и при оформлении прескрипционной части текста.

Использование категории вежливости в деловом письменном общении обусловлена следующими функциями: 1) воздействующей (успешная реализация коммуникативных намерений), 2) регулятивной (создание, поддержание и сохранение социального равновесия и партнёрских отношений) — 3) гармонизирующей (придание необходимой тональности, снижение степени категоричности высказывания), 4) презентационной (создание имиджа, самопрезентация адресанта как воспитанного человека).

Реализуясь в письменном деловом общении, коммуникативная категория вежливости взаимодействует как с обязательными, так и сопутствующими коммуникативными категориями. Степень их взаимообусловленности и взаимовлияния определяется жанровыми и функционально-стилистическими особенностями текста. Среди обязательных коммуникативных категорий необходимо особо выделить категории персональности, чуждости и тональности. В то время как использование единиц вежливости создаёт определённую тональность звучания текста, категории персональности и чуждости являются определяющими для отбора языковых средств выражения вежливости. Не менее важно взаимодействие категории вежливости с другими социально-этическими регулятивами — категоричностью и официальностью. Хотя следует отметить, что связь с категорией официальности / неофициальности теряет чёткие границы при выражении категории вежливости в нерегламенти-рованных жанрах делового общения (например, электронном деловом письме). Несмотря на тесную взаимосвязь вежливости и категоричности, мы считаем необходимым разграничивать эти понятия и рассматривать вежливость и категоричность как две самостоятельные коммуникативные категории. В письменной деловой коммуникации значимым также является взаимодействие категории вежливости с квалификативными риторическими коммуникативными категориями эффективности, успешности, оптимальности и нормативности. С категориями успешности и эффективности связана основная функция использования вежливости в деловом прагматически нацеленном тексте — достижение намеченного перлокутивного эффекта. Коммуникативная категория оптимальности регулирует степень вежливости высказывания, наиболее подходящую для данной ситуации, а категория нормативности определяет отбор языковых средств вежливости, которые должны быть использованы в официальном взаимодействии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. — 2-е изд., испр. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 672 с.
  2. Большой англо-русский словарь: в 2-х т. / Ю. Д. Апресян, И. Р. Гальперин, Р. С. Гинзбург и др. / под ред. И. Р. Гальперина и Э. М. Медниковой. — 4-е изд, испр. и доп. -М.: Русский язык, 1987−1988.
  3. , Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2-х т. / Т. В. Ефремова. М.: Русский язык, 2000.
  4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. — 682 с.
  6. MAC Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1999.
  7. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна- ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. М: Языки русской культуры, 1999. — Вып. 1. — 552 с.
  8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна- ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. — М: Языки русской культуры, 2000. — Вып. 2. 488 с.
  9. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общим руководством академика Ю. Д. Апресяна. — М: Языки русской культуры, 2003.-Вып. 3.-624 с.
  10. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1997. — 703 с.
  11. И. Стилистический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. — М.: Флинта: Наука, 2003. -696 с.
  12. ТС XX Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / РАН, Ин-т лингвистических исследований / под ред. Г. Н. Скля-ревской. — СПб: Фолио-Пресс, 1998. — 701 с.
  13. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / A.S. Hornby- ed. by S. Wehmeier, M. Ashby. Oxford: Oxford University Press, 2002. -1540 p.
  14. , Т.В. Речевой этикет как предмет лингвистического изучения / Т. В. Абрамова // http://www.tpll999.narod.ru/WEBLE2002/ABRAMOVA 2002. НТМ# top
  15. , И.Д. Функционально-семантическое описание коммуникативных актов инструктивной дискурсии: дис.. канд. филол. наук / Агамалиева Илхама Джабировна. — Тверь, 2001. 185 с.
  16. , Э.С. Прагматика художественного слова / Э. С. Азнаурова. -Ташкент: Фан, 1988. 121 с.
  17. , Б.Э. Когнитивно-прагматические особенности делового дискурса (на материале документооборота табачной промышленности): дис.. канд. филол. наук / Азнаурьян Бэла Эдуардовна. Краснодар, 2005. -330 с.
  18. , Т.П. Коммуникативно-прагматические особенности глаголов межличностного отношения: дис.. канд. филол. наук / Акимова Татьяна Петровна. Волгоград, 2003. — 272 с.
  19. , А.А. Этикет русского письма / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. 4-е изд. — М.: Русский язык, 1989. — 192 с.
  20. Актуальные проблемы прагмалингвистики: тез. докл. науч. конф. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. — 92 с.
  21. , Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря / Ю. Д. Апресян //Прагматика и проблемы интенсиональности: сб. науч. тр. -М., 1988.-С. 7−41.
  22. , Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семагтические проблемы) / Н. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003.-384 с.
  23. , Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации / Т. Н. Астафурова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. — 108 с.
  24. , Т.Н. Межкультурное деловое общение: его модели и стратегии реализации / Т. Н. Астафурова // Вестник ВолГУ, сер. 2: Филология, 1998, Вып. 3.-С. 51−58.
  25. , Т.Н. Прагмалингвистический аспект деловой коммуникации / Т. Н. Астафурова // Языковая личность: проблемы значения и смысла: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Сентенберг, В. И. Карасика. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 90−101.
  26. , Т.Н. Язык деловых коммуникаций: универсальное и специфичное в русском и английском языках / Т. Н. Астафурова // Функциональные и семантические особенности языковых явлений: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1994 а. — С. 36−46.
  27. , Т.Н. Языковая личность в профессиональной межкультурной коммуникации / Т. Н. Астафурова // Лингвистическая мозаика. Наблюдения, поиски, открытия: сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998 а.-Вып. 1.-С. 4−8.
  28. , А.К. Об этнографическом изучении этикета / А. К. Байбурин // Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. — С. 12−37.
  29. , А.К. У истоков этикета / А. К. Байбурин, A.JI. Топорков. Этнографические очерки. — Л.: Наука, 1990. — 167 с.
  30. , А.А. Этикетные обращения: функционально-семантический и лексикографический аспекты: автореф. дис.. канд. филол. наук / Балакай Анна Анатольевна. Новокузнецк, 2005. — 22 с.
  31. , А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания / А. Г. Балакай. Новокузнецк: НГПИ, 2002. — 228 с.
  32. , Л.В. Русский язык и культура общения для деловых людей / Л. В. Балашова, Т. А. Милехина, С. А. Рисинсон, Н. М. Орлова / под. ред. О. Б. Сиротининой. — Саратов: Слово, 1997. — 72 с.
  33. , А.Б. Делопроизводство на предприятии / А. Б. Барихин. — М.: Книжный мир, 2000. — 163 с.
  34. , Е.Н. Обращения, которые они выбирают (штрихи к речевому портрету молодого поколения) / Е. Н. Басовская // Московский лингвистический журнал / гл. ред. С. И. Гиндин. М.: Издательский центр РГТУ. 2002, — Т. 7. — № 2. — С. 41−52.
  35. , Е.Н. «Разрешите обратиться.» (выбор формы обращения в деловой переписке) // Секретарское дело. 2003. — № 3. — С. 24−27.
  36. , Н.А. Введение / Н. А. Безменова, В. И. Герасимов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. М., 1984.-С. 5−18.
  37. , Н.А. Некоторые проблемы теории речевых актов / Н. А. Безменова, В. И. Герасимов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. -М., 1984 а. С. 146−196.
  38. , М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге / М. Г. Безяева. -М.: Изд-во МГУ, 2002. 752 с.
  39. , Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ / Р. Т. Белл. — М.: Международные отношения, 1980. — 318 с.
  40. , А.Н. Корреспонденция и делопроизводство /А.Н. Белов, В. Н. Белов. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 160 с.
  41. Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках / Е. И. Беляева. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. 180 с.
  42. , Э. Общая лингвистика / Эмиль Бенвенист. — М. Прогресс, 1974.-448 С.
  43. , В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. -88 с.
  44. , О.В. Обращение в политической сфере / О. В. Богомолова // Русский язык в школе. 2001. — № 3. — С. 76−79.
  45. , И.Н. Непрямая коммуникация в речевой систематике / И. Н. Борисова // Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. статей. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. С. 60−71.
  46. , Т.М. Функции директивных высказываний в научно-технических текстах // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис: меж-вуз. сб.- отв. ред. проф. В. В. Богданов. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1988. — С. 70−74.
  47. , О.А. Реализация максим вежливости в английском и русском диалогах: дис.. канд. филол. наук / Васильева Оксана Александровна. -Уфа, 2000.- 158 с.
  48. , А. Речевые жанры / Анна Вежбицка // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 99−111.
  49. , П.В. Как составить служебный документ / П. В. Веселов. М: Экономика, 1982. — 64 с.
  50. , П.В. Профессия секретарь / П. В. Веселов. — М.: Маркетинг, 1996.-96 с.
  51. , П.В. Служебный речевой этикет / П. В. Веселов, Н.В. Овчинникова// Русская речь. 1986. — № 5. — С. 45−50.
  52. , П.В. Современное деловое письмо в промышленности / П. В. Веселов. -М.: Издательство стандартов, 1990. — 159 с.
  53. , С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996.-С. 121−152.
  54. , В.И. Интонация вежливого вопросительного высказывания в бизнес-общении: автореф. дис.. канд. филол. наук / Волкова Василина Ивановна. — Иваново, 1998. 24 с.
  55. , Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во Московского университета, 1992. — 115 с.
  56. Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1998. — 202 с.
  57. , Е.Н. Компьютерная коммуникация: подходы к изучению / Е. Н. Галичкина // Языковая личность: система, нормы, стиль: тез. докл.науч. конф., Волгоград, 5−6 февраля 1998 г. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998.- 130 с.
  58. , Е.Н. О конститутивных признаках компьютерного дискурса / Е. Н. Галичкина // Языковая личность: проблемы креативной семантики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 206−212.
  59. , Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): авто-реф. дис.. канд. филол. наук / Галичкина Елена Николаевна. Волгоград, 2001.- 19 с.
  60. , Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дис.. канд. филол. наук / Галичкина Елена Николаевна. Астрахань, 2001 а. -212 с.
  61. , А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1955.-408 с.
  62. , М.Я. Семантика глаголов речи с токи зрения речевых актов / М. Я. Гловинская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 158−218.
  63. , А.С. Оформление документов / А. С. Головач. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев- Донецк: Вища школа, 1983. 176 с.
  64. , И.Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — М.: Рольф, 1997. — 448 с.
  65. , В.Е. Этикет и речь / В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1978. — 112 с.
  66. , В.Е. Жанровая организация в аспекте социальных взаимодействий / В. Е. Гольдин, О. Н. Дубровская // Жанры речи: сб. науч. ст. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. — С. 5−17.
  67. , Д. Постулаты речевого общения / Д. Гордон, Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая прагматика / сост. ивступ. ст. Н. Д. Арутюновой и Е.В. Падучевой- общ. ред. Е. В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. — Вып. 16. — С. 276−302.
  68. , Н.Н. Вежливость речи как правило речевого поведения и его языковая реализация / Н. Н. Грацианова // Текстовые реализации категориальной грамматической семантики: сб. науч. тр. М.: МГЛУ, 1996. -С. 27−36.
  69. , А.Г. Функцинирование формул речевого этикета в акте вербальной коммуникации / А. Г. Гурочкина, Л. З. Давыдова // Коммуникативный и номинативный аспект единиц языка: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989.-С. 3−12.
  70. , Л.З. Понятийная категория этикетности и её отражение в косвенных речевых актах / Л. З. Давыдова // Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. Ленинград, 1989. — С. 16−21.
  71. Даниленко, В. П. Язык для специальных целей / В. П. Даниленко // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 234−270.
  72. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  73. , В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия / В. В. Дементьев // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. — Вып. З.-С. 18−40
  74. , В.В. Непрямая коммуникация и её жанры /В.В. Дементьев- под ред. В. Е. Гольдина. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. — 248 с.
  75. , В.В. Непрямая коммуникация и этикетные смыслы / В. В. Дементьев // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. — С. 196−204.
  76. , В.В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: учеб. пособие / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. — 107 с.
  77. , А.К. Русская коммерческая корреспонденция / А. К. Демидова, Э. А. Смирнов. М.: Русский язык, 1985. -140 с.
  78. , В.З. Интерпретация текста и стратегемы поведения / В. З. Демьянков // Семантика языковых единиц и текста (лингвистические и психолингвистические исследования). М.: Институт языкознания АН СССР, 1979. -С.109−116.
  79. , Е.А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии: дис.. докт. филол. наук / Добрыднева Елена Алексеевна. Волгоград, 2000. 453 с.
  80. Документы и делопроизводство: справочное пособие / Т. В. Кузнецова, М. Т. Лихачёв, А. А. Райхцацм, А.В. Соколов- сост. М. Т. Лихачёв. М.: Экономика, 1991.-271 с.
  81. , А.В. Побудительные речевые акты в косвенных контекстах / А. В. Дорошенко // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989. — С. 76−91.
  82. , А.В. Побудительные речевые акты и их интерпретация в тексте (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / А. В. Дорошенко. М., 1986. — 26 с.
  83. , И.В. Прагмалингвистические аспекты письменного делового общения (на материале англоязычных текстов контрактов и деловой корреспонденции): автореф. дис.. канд. филол. наук / Драбкина Инна Владимировна. Самара, 2001. — 15 с.
  84. , JI.P. Язык сети Интернет / JI.P. Дускаева, Е. В. Протопопова // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. С. 468−451.
  85. , М.А. Контрастивно-прагматический анализ способов реализации просьбы: сопоставление британской, американской и русской традиций: дис.. канд. филол. наук / Егорова Марина Азисовна. — Воронеж, 1995.- 181 с.
  86. , В.В. Фатическая стратегия педагогического дискурса / В. В. Ефремова // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. / ВШУ. Волгоград: Перемена, 1999.-С. 26−29.
  87. Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. -212 с.
  88. Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. -Вып. 2. — 287 с.
  89. Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. -Вып. 3. -318 с.
  90. Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. -Вып. 4. Жанр и концепт. — 438 с.
  91. , Е.Ю. Функционально-семантические аспекты высказываний с предикатами долженствования (на материале русского и английского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / Замятина Екатерина Юрьевна. Тверь, 2004. — 20 с.
  92. , Е.П. Взаимодействие коммуникативных категорий различного типа // Русский язык: исторические судьбы и современность: междунар. конгресс. Москва, 13−16 марта 2001 / МГУ. www.philol.msu.ru/~rlc2001/ abstract/files/Kognaspect.doc
  93. , Е.П. Коммуникативная категория чуждости и её роль в организации речевого общения / Е. П. Захарова // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1998. — С. 8794.
  94. , Е.П. Коммуникативные категории и нормы / Е. П. Захарова // Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.- под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — С. 163−211.
  95. , Е.П. Типы коммуникативных категорий / Е. П. Захарова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. — С. 13−19.
  96. , Е.А. Городская устная речь и задачи её изучения / Е. А. Земская // Разновидности городской устной речи. М., 1988. — С. 5−44.
  97. , Е.А. Категория вежливости в контексте речевых действий / Е. А. Земская // Логический анализ языка. Язык речевых действий. — М.: Наука, 1994.-С. 131−136.
  98. , Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е. А. Земская. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
  99. , Т.С. О некоторых компонентах жанра просьбы / Т. С. Зотеева // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. -Вып. З.-С. 268−272.
  100. , Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации / Л. Ю. Иванов // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 791−793.
  101. , Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста / Л. Ю. Иванов // www.ivanoff.ru
  102. Ш. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. 3-е изд., стереотип. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 284 с.
  103. , Э.А. Персональность в дискурсе побуждения: автореф. дис.. канд. филол. наук / Казимова Эльза Абдулжалиловна. Махачкала, 2004. -27 с.
  104. ПЗ.Карасик, В.И. О категориях дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 185−197.
  105. , В.И. Признак этикета в значении слова / В. И. Карасик // Филологические науки. 1991. -№ 1. — С. 54−64.
  106. , В.И. Семантика этикетного действия / В. И. Карасик // Действие. Лингвистические и логические модели: тез. докл. — М.: Ин-т языкознания, 1991 а.-С. 45−46.
  107. , В.И. Структура институционального дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. С. 25−33.
  108. , В.И. Характеристика педагогического дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999 а. — С. 3−18.
  109. , В.И. Язык послеписьменной эры / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы семантики и прагматики: сб. науч. тр. — Волгоград: РИО, 1997.-С. 141−154.
  110. , В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 333 с.
  111. , В.И. Языковая личность и категории языка / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 3−18.
  112. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002 а. — 447 с.
  113. , Е.В. Стратегии вежливости в современном английском языке: дис.. канд. филол. наук / Карпова Евгения Витальевна. — СПб., 2002. — 194 с.
  114. , М.В. Деловая переписка: учеб. пособие / М. В. Кирсанова, Н. Н. Анодина, Ю. М. Аксёнов. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 92 с.
  115. , Е.Н., Чуфистова JI.E. К проблеме грамматики речи. Прагматические сигналы в сфере формул речевого этикета // http://www.utmn.ru/ frgf/No6/text3.htm
  116. , М.В. Современная городская коммуникация: тенденции развития (на материале языка Москвы) / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Русский язык конца XX столетия — М., 1996. — С. 345−383.
  117. , Е.В. Категория коммуникативной точности (на материале текстов деловых писем): автореф. дис.. канд. филол. наук / Ковшикова Елена Владимировна. Волгоград, 1997. — 20 с.
  118. , М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  119. , Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т. Н. Колокольцева. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. -258 с.
  120. , Т.Н. Документы XXI в.: электронное деловое письмо / Т. Н. Колокольцева, О. В. Червинская // Управление персоналом. — 2002. — № 2.-С. 36−38.
  121. , М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю / М. В. Колтунова. М.: Дело, 1998. — 112 с.
  122. , М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М. В. Колтунова. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. — 271 с.
  123. Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — 182 с.
  124. Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. ст. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 512 с.
  125. Коммуникативные исследования 2003: межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж-Ярославль: Истоки, 2003. — 232 с.
  126. Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании: сб. статей. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.- 152 с.
  127. Коммуникативный и номинативный аспекты единиц языка: межвуз. сб. науч. тр. JL: ЛГПИ, 1989. — 164 с.
  128. , М.А. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах / М. А. Кормилицына, Г. Р. Шамьенова // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. — С. 257−265.
  129. , М.Ф. Инструкции к медикаментам: лингвистика на службе практики / М. Ф. Косилова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. — 2003. — № 2.-С. 101−117.
  130. , И. Семантика и прагматика перформативных глаголов / И. Кре-кич // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. ст. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 42−51.
  131. М.А. Новое в речевом этикете // Русский язык. 2001. — № 3. -http://rus. 1 september.ru/article.php?ID=200 100 301
  132. , О.А. Русский речевой этикет. Приветствия / О. А. Крылова // Русский язык. 2001. — № 7. — http://rus.lseptember.ru/article.php?ID=2001 704
  133. , Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989. — 188 с.
  134. , Н.И. Роль структурно-языковой организации текста в восприятии официально-деловых документов / Н. И. Кузнецова // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1998.-С. 145−151.
  135. , Н.И. Сфера делового общения // Хорошая речь / О.Б. Сироти-нина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.- под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. -С. 57−69.
  136. Культура русской речи / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 594 с.
  137. Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996. — 441 с.
  138. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум / Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, B.C. Клюев и др. М.: Флинта, Наука, 1997.-315 с.
  139. Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: тез. докл. и сообщ. Всероссийск. науч,-метод. конф.- Екатеринбург, 19−21 марта 2000 г. / Под ред. И. Т. Вепревой.- Екатеринбург: УрГУ, 2000. 209 с.
  140. , С.П. Документная лингвистика (русский деловой текст): учеб. пособие / С. П. Кушнерук. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 96 с.
  141. , С.П. К вопросу о типологических характеристиках деловой корреспонденции / С. П. Кушнерук // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Филология.- 1996.-Вып. 1. -С. 31−34.
  142. , Е.М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин / Е. М. Лазуткина // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 65−121.
  143. , Т.В. Вежливость как предмет научного исследования / Т. В. Ларина // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — С. 10−22.
  144. , Т.В. Вежливость как национально-специфическая коммуникативная категория / Т. В. Ларина // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003 а. — Вып. 17. -С. 48−57.
  145. , Т.В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации. На материале английской и русской коммуникативных культур: дис.. докт. филол. наук / Ларина Татьяна Викторовна. — М., 2003 д. -495 с.
  146. , Т.В. Категория «вежливость» как стратегия социально-культурных отношений (на материале английской и русской коммуникативных культур) / Т. В. Ларина // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003 б. — № 4. — С. 137−147.
  147. , Т.В. Коммуникативная категория вежливости: межкультурный аспект / Т. В. Ларина // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003 в. — Вып. 17. — С. 116−133.
  148. , Т.В. Особенности английского и русского коммуникативного поведения как переводческая проблема: выражение побуждения / Т. В. Ларина // Мосты: журнал переводчиков. 2004. — № 2. — С. 63−69.
  149. , Т.В. Фатические эмотивы в коммуникации и переводе / Т. В. Ларина // Актуальные проблемы преподавания практического курса перевода в вузе: материалы научно-практической конференции (19 мая 2004 г.). М.: ВЧ33 965,2005. — С. 228−240.
  150. , Т.В. 'Privacy', или автономия личности, как важнейший концепт английской культуры / Т. В. Ларина // Вестник РУДН. Сер. «Русский и иностранные языки: методики их преподавания». — 2003. — № 1. — С. 128 134.
  151. , И.Б. Принципы построения инструктирующего текста в русском языке: дис.. канд. филол. наук / Лобанов Игорь Борисович. Ростов н/Д., 2003.-224 с.
  152. , К.А. Деловая речь и её стилистические изменения в советскую эпоху / К. А. Логинова // Развитие функциональных стилей современного русского языка. М.: Наука, 1968. — С. 186−230.
  153. , О.А. Речевой этикет (категория вежливости) и его изменение на стыке двух эпох (конец XIX первая четверть XX века): дис.. канд. филол. наук / Луцева Ольга Александровна. — Таганрог, 1999. — 151 с.
  154. , Н.А. Документирование управленческой деятельности на предприятии: Делопроизводство и корреспонденция: учеб. пособие. / Н. А. Лысенко, Б. Ю. Сербиновский, С. Н. Цветкова. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. — 272 с.
  155. Лю Цзин. Видо-временные и модальные глагольные формы в выражениях русского речевого этикета: дис.. канд. филол. наук / Лю Цзин. М., 2004.- 155 с.
  156. , А.О. Высказывания-советы и их прагматические и семантические свойства / А. О. Любимов // Семантические проблемы речевой деятельности: сб. науч. тр. М., 1984. — С. 139−144.
  157. , М.Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.-280 с.
  158. , Г. Ю. Современные средства коммуникации и информационные ресурсы Интернета / Г. Ю. Максимович, В. И. Берестова // Секретарское дело. 2003. — № 2. — С. 35−39.
  159. , Г. Ю. Электронные почтовые системы / Г. Ю. Максимович,
  160. B.И. Берестова // Юридический бюллетень предпринимателя. 1997. -№ 2.-С. 91−96.
  161. , Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк / Т. В. Матвеева. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. 172 с.
  162. , А.В. Инновации в официально-деловом стиле русского языка новейшего периода: На материале жанров договора и письма-предложения: дис.. канд. филол. наук / Михайлова Анна Васильевна. -Воронеж, 2003.-187 с.
  163. , Ч.У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. -Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И. А. Бодуэна де Куртене, 1998. Т. 1. — С. 36−88.
  164. , Р.Н. О некоторых особенностях английского делового письма / Р. Н. Мосеев // Секретарское дело. 2003. — № 2. — С. 26−30.
  165. , А.А. Этикетные модели поведения в британской и русской лин-гвокультурах: автореф. дис.. канд. филол. наук / Мосейко Анна Александровна. — Волгоград, 2005. 18 с.
  166. Московский лингвистический журнал / гл. ред. С. И. Гиндин. М.: Издательский центр РГГУ. — 2002. — Т. 7. — № 2. — 204 с.
  167. , Т.В. Культурно-языковые характеристики коммуникативной дистанции / Т. В. Набойщикова // Вестник ВолГУ. Сер. 2, Филология.- 1997.-Вып. 2. -С. 100−104.
  168. , Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 ч. Ч. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  169. Ш. Новак, Э. Русский речевой этикет с точки зрения коммуникативного поведения поляков: дис.. канд. филол. наук / Новак Эльжбета. М, 1984. -170 с.
  170. Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая прагматика / сост. и вступ. ст. Н. Д. Арутюновой и Е.В. Падучевой- общ. ред. Е. В. Падучевой.- М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. — 500 с.
  171. Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В.М. Демьянкова- общ. ред. Б. Ю. Городецкого. -М.: Прогресс, 1986. Вып. 17.-424 с.
  172. , Ю.В. Модальные возможности: семантический и прагматический аспекты (на материале французского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. В. Овсейчик Минск, 2004. — 19 с.
  173. , А.И. Целевая соотносительность обращения и высказывания (на материале русской разговорной речи) / А. И. Останин // Филологические науки. 1998.- № 1.- С. 65−72.
  174. , Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений) / Е. В. Падучева. — М.: Наука, 1985.-272 с.
  175. , Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива) / Е. В. Падучева. М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  176. , В.В. Деловое письмо: практич. пособие / В. В. Паневчик. -Минск.: Амалфея, 1999. 160 с.
  177. , Ф. Паралингвистические факты. Этикет и язык / Ференц Папп // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. — Вып. XV. -С. 546−553.
  178. , С.А. Принципы полевого подхода к категории модальности / С. А. Петровская // Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. Ленинград, 1989. — С. 64−72.
  179. , И.Т. Вежливость как категория языка / И. Т. Пиирайнен // Вопросы языкознания. 1996. — № 6. — С. 100−105.
  180. , Ю.Н. Секретарь-референт и внешнеэкономическая деятельность / Ю. Н. Плотникова // Секретарское дело. 2003. — № 2. — С. 57−61.
  181. Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. -Ленинград, 1989. 160 с.
  182. , З.Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. 3-е изд., доп. и испр. — Воронеж, 2003. — 60 с.
  183. , О.Г. Основы прагматического описания предложения / О. Г. Почепцов. Киев: Изд-во при Киевском государственном университете издательского объединения «Вица школа», 1986. — 160 с.
  184. Прагматика и проблемы интенсиональности: сб. науч. тр. М., 1988. -304 с.
  185. Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис: межвуз. сб. / отв. ред. проф. В. В. Богданов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.- 168 с.
  186. , И.И. Дискурсивная роль слов «please» и «пожалуйста» / И. И. Прибыток // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. С. 161−170.
  187. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. — 184 с.
  188. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003.-296 с.
  189. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. — 220 с.
  190. Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. — 354 с.
  191. , И.Н. Вариативность выражения побуждения в официально-деловом стиле (на материале английского языка): дис.. канд. филол. наук / Пучкова Ирина Николаевна. М., 2002. — 237 с.
  192. Разновидности городской устной речи. М., 1988. — 260 с.
  193. , Р. Прагматика извинения: сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры / пер. с нем / Р. Ратмайр. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 272 с.
  194. , JI.B. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб. пособие / JI.B. Рахманин. 4-е изд., испр. — М.: Высшая школа, ИНФРА, 1997. — 192 с.
  195. , JI.B. Речевой жанр инструкции как комплекс речевых актов письменной коммуникации / JI.B. Рехтин // http://www.auditorium.ru/aud/v/ index. php?a^conf&c=getForm&r^hesisDesc&CounterThesis=l&idthesis= 2237&PHPSESSID=40 155 7956d53e47d78e0836ddab993bc
  196. , Н.В. Лексико-грамматические средства выражения вежливости в современном немецком языке: дисс.. канд. филол. наук / Реукова Наталья Викторовна. М., 2005. — 183 с.
  197. , Т.В. К проблеме варьирования жанров (на материале текстов директивного жанра) / Т. В. Руссинова // Жанры речи. Жанр и концепт: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. — Вып. 4. — С. 6687.
  198. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 224 с.
  199. , Ш. С. Система речевого общения: универсальное и этноспеци-фическое / Ш. С. Сафаров. Самарканд, 1991. — 172 с.
  200. , К.Ф. Агрессия как вид речевого воздействия / К. Ф. Седов // Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. ст. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. С. 196−212.
  201. , К.Ф. Жанр и коммуникативная компетентность / К. Ф. Седов // Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.- под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — С. 109−131.
  202. , Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В.М. Демьян-кова- общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. -С. 192−222.
  203. , Дж. Что такое речевой акт? / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В.М. Демьянкова- общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. -Вып. 17.-С. 151−169.
  204. Современная филология в международном пространстве языка и культуры: труды и материалы Международной научной конференции. Астрахань, 30 сент. 2 окт. 2004 г. / Сост. Л. Г. Золотых. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. — 306 с.
  205. , А.Н. Некоторые психологические аспекты документоведения / А. Н. Соколова // Секретарское дело. 2001. — № 2. — С. 25−29.
  206. Соколова, H. J1. О системном характере речевого этикета / Н. Л. Соколова // Филологические науки. 2005. — № 1. — С. 43−52.
  207. , И.В. Репрезентация категории вежливости в современном немецком языке: дис.. канд. филол. наук / Соловьёва Инна Владимировна. -М., 2000.-197 с.
  208. , В.А. Делопроизводство / В. А. Спивак. Спб.: Питер, 2003. -208 с.
  209. , И.А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. Воронеж, 2001.-252 с.
  210. , И.А. Проблемы описания вежливости как коммуникативной категории / И. А. Стернин // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — С. 22−47.
  211. , Л.П. Современный английский речевой этикет / Л. П. Ступин, К. С. Игнатьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 142 с.
  212. , И.П. Личность как субъект языкового общения / И. П. Сусов // Личностные аспекты языкового общения: межвуз. сб. науч. тр. Калинин: Изд-во Калининского университета, 1989. — С. 9−16.
  213. , С.И. Право и бизнес: Русско-английские соответствия / С. И. Сущинская, И. И. Сущинский. М.: ГИС, 1999. — 336 с.
  214. , О.С. Имплицитность в деловом дискурсе (на материале тек* стов коммерческих писем): автореф. дис.. канд. филол. наук / Сыщиков
  215. Олег Серафимович. — Волгоград, 2000. 21 с.
  216. , О.С. Имплицитность в деловом дискурсе (на материале текстов коммерческих писем): дис.. канд. филол. наук / Сыщиков Олег Серафимович. Волгоград, 2000 а. — 191 с.
  217. , Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и заметок в помощь менеджеру: пер. с англ / Рон Теппер. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.- 192 с.
  218. , Т.Ф. Разновидности просьбы: речеактовое и речежанровое выражение интенциональных значений в семантико-прагматическом аспекте: дис.. канд. филол. наук / Терских Татьяна Филипповна. М., 2003. -265 с.
  219. , И.В. Служебное письмо в работе секретаря-референта / И. В. Топчиева // Секретарское дело. 2002. — № 2. — С.9−12.
  220. , С.Е. Развитие бытового речевого этикета как функционально-семантической универсалии (на материале художественных текстов XIX—XX вв.): дис.. канд. филол. наук / Туликова Светлана Евгеньевна. -Волгоград, 2003 а. 206 с.
  221. , Н.Г. Общее и специфически национальное в речевом этикете * (на материале русского и английского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / Тырникова Наталия Геннадиевна. Саратов, 2003. — 23 с.
  222. , JI.B. Вербальная репрезентация вежливости в сфере делового общения (на материале современного немецкого языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / Уманец Любовь Вячеславовна. Иркутск, 2004. -19 с.
  223. , Л.В. Вербальная репрезентация вежливости в сфере делового общения (на материале современного немецкого языка): дис.. канд. филол. Наук / Уманец Любовь Вячеславовна. Иркутск, 2004 а. — 128 с.
  224. , М.В. Семантика и функционирование единиц речевого этикета тематической группы «пожелание» (на материале русской драматургии): дис.. канд. филол. наук / Уткина Марина Вячеславовна. СПб, 2002. -234 с.
  225. , Л.Л. Механизмы изменения дистанции в речевом взаимодействии / Л. Л. Фёдорова // Московский лингвистический журнал / гл. ред. С. И. Гиндин. М.: Издательский центр РГГУ. — 2002. — Т. 7. — № 2. -С. 21−40.
  226. , Т.В. Семантика вежливости и средства её выражения в современном русском языке (На материале произведений русской драматургии): дисс.. канд. филол. наук / Федорова Татьяна Владимировна. -Брянск, 2004.-199 с.
  227. , М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 66−87.
  228. , Е.А. Побудительные высказывания как речевые акты в современном русском языке: дис.. канд. филол. наук / Филатова Елена Алексеевна. М., 1997. — 253 с.
  229. , Н.М. Испанский речевой этикет / Н. М. Фирсова. М.: Высшая школа, 1991.- 174 с.
  230. , Н.И. Выбираем «ты» или «Вы» / Н. И. Формановская // Русская словесность. 2001. — № 4. — С. 66−71.
  231. , Н.И. Имя-отчество как русский национальный обычай и современные СМИ / Н. И. Формановская // Русская словесность. 2004. -№ 4.-С. 71−75.
  232. , Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н. И. Формановская. — М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1998.-291 с.
  233. , Н.И. О речевом этикете / Н. И. Формановская // Русская словесность. -2001 а. — № 1. — С. 63−68.
  234. , Н.И. О смысловой объемности текста с коммуникативно-прагматической точки зрения / Н. И. Формановская // Русский язык за рубежом. 1998 б. — № 5. — С. 44−49.
  235. , Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
  236. , Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. -М.: Высшая школа, 1989. 159 с.
  237. , Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н. И. Формановская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1987. 158 с.
  238. , Н.И. Употребление русского речевого этикета / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 1982. — 193 с.
  239. Функциональные стили и формы речи / под. ред. О. Б. Сиротининой. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993. 170 с.
  240. Функционирование языковых единиц в разных речевых сферах: факторы, тенденции и модели: тез. докл. межвуз. науч. конф. Волгоград, 2−5 октября 1995 г. / В ГПУ. Волгоград: Перемена, 1995. — 110 с.
  241. , Т.В. Средства реализации принципа вежливости в американском варианте английского языка (на примере речевых актов обращения, просьбы, приветствия): дис.. канд. филол. наук / Фурменкова Татьяна Владимировна. Калининград, 2005. — 304 с.
  242. , А. Прагмалингвистическая категория вежливости как инструмент диалогового взаимодействия коммуникантов на русском языке: в сравнении с польским: дис.. канд. филол. наук / Харчарек Анджей. — М., 1998.-261 с.
  243. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.- под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — 320 с.
  244. , B.C. Семантика и типология императива / B.C. Храковский, А. П. Володин. Л.: Наука, 1986. — 272 с.
  245. Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета / Т. В. Цивьян // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. — Вып. 2. -С. 144−149.
  246. , В.И. Об основах успешной коммуникации / В. И. Цуприк // Языковая личность: система, нормы, стиль: тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−6 февраля 1998 г. / ВГТГУ. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 113−114.
  247. , Т.Ю. Инструкция / Т. Ю. Чабан // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А.П. Сково-родникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 213−214.
  248. , Н.Ю. Речевое поведение коммуниканта в жанре деловых эпи-столярий (на материале немецкого языка) / Чигридова Наталья Юрьевна: автореф. дис.. канд. филол. наук. — Волгоград, 2000. -24 с.
  249. , Л.Н. Просьба о прощении и принесение извинения / Л. Н. Чинова // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. -Вып. 2.-С. 278−281.
  250. Чойдон, 3. Категория вежливости и её выражение в русском и монгольском речевом этикете: дис.. д-ра филол. наук / Чойдон Зэгиймаа. М., 1998.-274 с.
  251. , Г. Р. О влиянии прагматических факторов на реализацию категории вежливости в общении / Г. Р. Шамьенова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000.-С. 147−152.
  252. , Г. Р. Принцип вежливости как особая коммуникативно-прагматическая категория в русском речевом общении: дис.. канд. филол. наук / Шамьенова Галия Рушановна. Саратов, 2001. — 188 с.
  253. , Б.С. Культура деловой речи / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — С. 216−237.
  254. , Б.С. Официально-деловой язык / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 270−281.
  255. , Т.И. Речевой акт совета: Функционально-прагматический анализ (на материале французского и русского языков): дис.. канд. фи-лол. наук / Шеловских Татьяна Ивановна. — Воронеж, 1995. 217 с.
  256. , Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина / Е. Н. Ширяев // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. JI.K. Граудина, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 7−40.
  257. , Э.М. Лингвистические особенности официально-деловой речи / Э. М. Шпанова // Русский язык за рубежом. 1983. — № 5. — С. 36−40.
  258. Язык и дискурс: Когнитивные и коммуникативные аспекты: сб. науч. тр. / отв. ред. И. П. Сусов. — Тверь: Тверской государственный университет, 1997.-84 с.
  259. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров.-М., 1984.-222 с.
  260. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999. — 234 с.
  261. Языковая личность: проблемы значения и смысла: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Сентенберг, В. И. Карасика. Волгоград: Перемена, 1994. — 204 с.
  262. Языковая личность: проблемы креативной семантики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2000. — 215 с.
  263. Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999. — 272 с.
  264. Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−7 февраля 1997 г. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1997.- 144 с.
  265. Языковая личность: система, нормы, стиль: тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−6 февраля 1998 г. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998. — 130 с.
  266. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1999. — 234 с.
  267. , Т.В. Русский речевой этикет (категория вежливости) и способы его выражения в драматургии А. Н. Островского: дис.. канд. филол. наук / Яицкая Татьяна Вячеславовна. Таганрог, 1999. — 172 с.
  268. Austin, J.L. How to Do Things with Words / J.L. Austin. Cambridge: Harvard University Press, 1962. — 167 p.
  269. Austin, M. Effective Writing for Commerce and Industry / M. Austin. -Devon, 1989.-101 p.
  270. Brown, P. Politeness: Some Universals in Language Usage / P. Brown, S. Lev-inson. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 345 p.
  271. Brown, P. Universals in Language Usage: Politeness Phenomena / P. Brown, S. Levinson // Questions and Politeness: Strategies in Social Interaction / ed. by E.N. Goody. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. — P. 33−62.
  272. Ervin-Trip, S.M. Sociolinguistics / S.M. Ervin-Trip // Advances in the Sociology of Language / ed. by J.A. Fishman. The Hague: Mouton, 1976. — Vol. 1. -P. 15−91.
  273. Gordon, D. Conversational Postulates / D. Gordon, G. Lakoff // Syntax and Semantics. -New York, 1975. Vol. 3: Speech Acts. — P. 83−106.
  274. Goffman, E. Relations in Public: Microstudies of the Public Order / E. Goff-man. Harmondsworth: Penguin, 1972. — 460 p.
  275. Grice, H. Logic and conversation / H. Grice. // Syntax and Semantics: Speech Acts. Pragmatics. / ed. by Peter Cole. N.Y.: Acad. Press, 1975. — Vol. 3. -P. 41−59.
  276. Kasper G. Linguistic Politeness: Current Research Issues / G. Kasper // Journal of Pragmatics 14.- 1990.-№ 2.-P. 193−218.
  277. Janney, R.- Amdt, H. Intracultural Tact Versus Intercultural Tact // Watts R.J., Ide S., Ehlich K. (Eds.) Politeness in Language. Studies in its History, Theory and Practice. 1992. P. 21 — 41.
  278. Lakoff, R. The Logic of Politeness, or Minding Your P’s and Q’s / R. Lakoff// Papers from the 9th Regional Meeting, Chicago Linguistic Society. Chicago, 1973.-P. 292−305.
  279. Leech, G. Explorations in Semantics and Pragmatics / G. Leech. Amsterdam: Benjamins, 1980.- 133 p.
  280. Leech, G. Principles of Pragmatics / G. Leech. London: Longman, 1983. -250 p.
  281. Levinson, S.C. Pragmatics / S.C. Levinson Cambridge: Cambridge University Press, 1983. -420 p.
  282. Searle, J.R. Indirect Speech Acts / J.R. Searle // Syntax and Semantics 3. Speech Acts. New York: Academic Press, 1975. — P. 59−82.
  283. Tannen, D. The Machine-gun Question: as an Example of Conversational Style / D. Tannen // Journal of Pragmatics. 1981. — № 5. — P. 383−397.
  284. Thomas, J. Cross-cultural Pragmatic Failure / J. Thomas // Applied Linguistics. 1983.-№ 4.-P. 91−112.
  285. Yule, G. Pragmatics / G. Yule. Oxford: Oxford University Press, 1996. -130 p.
  286. Wardhaugh, R. How Conversation Works / R. Wardhaugh. Oxford: Basil Blackwell, 1995.-230 p.
Заполнить форму текущей работой