Абстрактная лексика в языковом сознании: Экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников
Диссертация
В результате анализа реакций, полученных во всех экспериментах, было выделено несколько эмоционально-оценочных слов с универсальным значением, используемых подростками при дефилировании слов, подборе оппозитов, симиляров, ассоциаций. Слова «беспредел», «бардак» были предложены испытуемыми в экспериментах по словам анархия, варварство, власть, демократия, свобода, хамство (симиляры) — по словам… Читать ещё >
Содержание
- Глава. 1. Проблемы изучения языковогознания
- 1. Сознание и языковоезнание
- 2. Значениеова и методы его экспериментального исследования
- 2. 1. Проблема значенияова в лингвистике
- 2. 2. Проблема значенияова в психолингвистике
- 2. 3. Проблема понимания и механизмы интерпретации значенияова носителями языка29 2.4.Экспериментальные приемы выявления психологически реального значенияова
- 3. Возрастные особенности семантики как предмет лингвистического исследования
- 4. Абстрактная лексика как предмет изучения
- Выводы
- Глава 2. Абстрактная лексика в языковом сознании старшеклассников «. -*
- 1. Методика исследования
- 2. Семантическое содержание абстрактных лексем в языковомзнанииаршеклассников
- Выводы
- Глава 3. Возрастные и геццерные особенности абстрактных значений в языковомзнанииаршеклассников
- 1. Возрастные особенностимантики
- 2. Тендерные особенностимантики
- Выводы
Список литературы
- Автушко Л. И. Воспитательные возможности имен существительных, обозначающих нравственные понятия: Автореф. дис.. канд. филолог, наук / Л И. Автушко.-М., 1999.-24 с.
- Алефиренко Н.Ф. Значение в парадигме языкового сознания i Н.Ф. Алефиренко П Язык и национальное сознание. / Воронеж: ЦЧКИ, 1999. Вып.2. — С. 14−21.
- Амирова Т. А. Очерки по истории лингвистки / Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. -М.: Наука, 1975.-559с.
- Аносова JI.P. Сознание. Осознавание. Язык / JI.P. Аносова // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций. М., 1988. — С.14−15.
- Анохина Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников //Г.М.Анохина. -Воронеж, 1999. -148 с.
- Апресян Ю.Д. Значение и употребление /Апресян Ю.Д. //Вопр. языкознания. -2001№ 4. С.5−22.
- Аристова В.М. Семантика абстрактного существительного в русском языке в сопоставлении с английским / В. М. Аристова, И. Л. Кравченко // Вопросы исторической семантики русского языка. Калининград, 1990. — С. 90−94.
- Арутюнова Н.Д. Логические теории значения /Н.Д. Арутюнова // Принципы и методы семантических исследований: Сб. науч. тр.- М.: Наука, 1976. С. 93−112.
- Арутюнова Н.Д. О стыде и совести / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка, языки этики. М., 2000. — С. 54−79.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт / Н. Д. Арутюнова М.: Наука, 1988. — 339 с.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-т, 1996. -103 с.
- Базылев В.Н. Обособленные концепты русской культуры: свобода-воля / В. Н Базылев. //Филология и культура. Тамбов, 2001. — Ч. 3. — С.125−126.
- Барсук Л. В. Опыт экспериментального исследования процесса идентификации значения широкозначных слов индивидом / Л. В. Барсук // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. -Калинин, 1988. С. 54−60.
- Бебчук Е.И. Образный компонент в лексической структуре русского существительного: Автореф. дис.. канд. филолог, наук / Е. И, Бебчук. -Воронеж, 1991.-22 с.
- Беляева Е.И. Взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов при определении семантики слова / Е. И. Беляева // Аспекты семантического изучения романских и германских языков. Воронеж, 1983.1. С. 9−15.
- Береснева H.H. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе. (Ассоциативный эксперимент): Автореф. дис.. канд. филолог, наук / Н. И. Береснева. Пермь, 1997, -19 с.
- Бодалев A.A. Психология общения: Избранные психологические труды / A.A. Бодалев. М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
- Бодуэн де Кургенэ H.A. Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэи де Куртеиэ И Собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т.2. -391с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Болдырев H.H. Когнитивная семантика / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000, — 337 с.
- Борботько В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания / В. Г. Борботько //Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. — С. 78−91.
- Боргоякова А.П. Элементы традиционного мировоззрения в языковом сознании хакасов. / А. П. Боргоякова //Языковое сознание и образ мира: Сб.ст. М., 2000. -С. 237−247.
- Васильев Л.Г. Лингвистические аспекш понимания: Авто реф. дис.. докт. фидол. наук / Л. Г. Васильев. СПб., 1999, — 35с.
- Васильев Л. М. Значение в его отношении к системе языка / Л. М, Васильев. -Уфа, 1985.-61 с.
- Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика /Л.М. Васильев. М., 1990.-175 с.
- Васильев Л. М. Типы значений и их структурных компонентов /Л.М. Васильев // Теоретические проблемы семантики и ее отражения в одноязычных словарях.- Кишинев, 1982.- С. 68−74.
- Вахтель Н.М. Морально-нравственная лексика в русском языковом сознании /Вахтель Н.М., Фридман Ж. И. // Язык и национальное сознание. Воронеж, 2000.-Вып. З.-С. 38−45.
- Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря / Вежбицка А. //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. — Вып. 18.- С. 336−369.
- Вежбицкая А. Язык, культура, познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997.-411 с.
- Велихов Б.П. Сознание: опыт междисциплинарного исследования / Велихов Е. П., Зинчетсо В. П., Лекторский В. А. // Вопросы философии. 1988. — № 11. -С.3−30.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология /Б.М. Величковский.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.
- Виноград Т. К процессуальному пониманию семантики / Т. Виноград // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983, — Вып.3. — С. 123.
- Виноградов В. В, Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов //Избр. соч.: В 5 т. М&bdquo- Наука, 1977.- Т. 3.-310 с.
- Воркачев С.Г. Зависть и ревность: к семантическому представлению моральных чувств в естественном языке / Воркачев С. Г. //Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1998. -Т. 57, № 3. — С.39−45.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. -Т.4. — С. 144−268.
- Выготский Л.С. Избранные психолингвистические труды / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1956.- 457 с.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка /Л.С. Выготский // Собр. соч.- М. !984.-Т.6.-С. 5−90.
- Выготский Л.С. Проблема возраста / Л. С. Выготский //Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 67−94.
- Высочина О. В. Возрастные особенности восприятия иноязычных слов носителями русского языка /О.В. Высочина // Культура общения и ее формирование. Воронеж: ВОИПКРО, 1999. — Вып.6. — С. 72.
- Высочина О.В. Понимание значения иноязычного слова (психолингвистическое исследование): Автореф. дис.. канд. филолог, наук / О. В. Высочина. -Воронеж, 2001. 19 с.
- Высочина О. Понимание и адаптация иноязычного слова в сознании носителя языка (на материале русского и финского языков) / О.Высочина. University of YVASKYLA, 2002. — 169 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. -М&bdquo- 1996, — С. 236−277.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций /Т.Д. Гачев, — М.: «Academia», 1998.-432 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /Гвоздев А.Н. М.: Наука, 1961. -471с.
- Говердовский В. И. Коннотемная структура слова /В. И. Говердовский. -Харьков, 1989,-92 с.
- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности: Психолингвистические основы искусственного интеллекта / И. Н. Горелов. Таллин: Валгус, 1987. -190 с.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики /И.Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2001.-310 с.
- Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Автореф. дис.. канд. филолог, наук / Е. И. Горошко. М, 1996 — 27 с.
- Гохлернер М.М. Метаязыковые знания в структуре языкового сознания. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций, М., 1988, с. 49.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М. -1985.-Вып. 16.-С.217−238.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт. М., 1984.-397с.
- Данилова В.Л. К проблеме исследования понимания (в связи с процессами постановки и решения проблемы) /В.Л. Данилова // Понимание и рефлексия. -Тверь, 1992.-4.1.-С. 34−67.
- Дашиева Б.В. Концепт образа мира в языковом сознании русских, бурят и англичан (национально-культурный аспект): Дис.. канд. филолог, наук / Б. В. Дашиева. М&bdquo- 1999. — 227с.
- Делъгадо X. Мозг и сознание. М., 1971.- 396 с.
- Денисенко H.A. Основания и принципы систематики синтаксической и семантической валентности на материале абстрактных имен качества в английском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук / H.A. Денисенко. -М., 1983. 24 с.
- Деркач Л.Н. Ассоциативный эксперимент как метод исследования индивидуальных и возрастных особенностей вербальной памяти: Дис.. канд. психолог, наук / Л. Н. Деркач. Киев, 1982. — 974 с.
- Детская речь: проблемы и наблюдения /ЛГПИ им. А. И. Герцена, — Л., 1989. -160с.
- Детская речь: лингвистический аспект. СПб.: Образование, 1992. — 176 с.
- Дешериев Ю.Д. Теория языка и речевая практика / Ю. Д. Дешериев // Теоретические проблемы социальной лингвистики, — М., «Наука», 1981. С. 210 -220.
- Домогатская В.В. Префиксальные абстрактные имена существительные /Домогатская В.В. //Языковые и речевые единицы в лексиконе и фразеологии русского языка. Курск, 1986. — С.65−72.
- Дроздов Ю.В. Особенности конкретизации значения абстрактных существительных отвлеченного признака в английском языке / Дроздов Ю. В. II Проблемы лингвистической семантики. Алма-Ата, 1986. — С. 109−113.
- Ейгер Е.В. Языковое сознание и механизм контроля языковой правильности высказывания / Е. В. Ейгер // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. М., 1988. — С.59 — 60.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки два разных мира / В. Д. Еремеева, T.JI. Хризман. — М: Линка-Пресс, 1998. — 184 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи /Н.И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 26−38.
- Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество /Н.И. Жинкин //Избранные труды: М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
- Забашта H.A. Стилистическое использование форм множественного числа абстрактных имен существительных в русском и испанском языках : Автореф. дис. канд. фил. Наук / H.A. Забашта. М., 1984. -18 с.
- Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова /О.В. Загоровская // Лексические грамматические компоненты в семантике языкового знака. -Воронеж, 1983. С.16−20.
- Залевская А. А Вопросы выбора слов и заданий для экспериментального психолингвистического исследования /A.A. Залевская // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики.- Тверь, 1994, — С. 14−29.
- Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование / A.A. Залевская. Воронеж, 1990.- 203 с.
- Залевская А. А Различные подходы к трактовке значения как достояния индивида /А. А. Залевская // Психолингвистические исследования слова и текста.- Тверь, 1997. С. 11−24.
- Залевская A.A. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях / A.A. Залевская. Калинин, 1978. — 88 с.
- Залевская A.A. Значение слова и возможности его описания / A.A. Залевская // Языковое сознание. Формирование и функционирование. М., 1998. — С.35−55.
- Залевская A.A. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования / A.A. Залевская. Тверь, 1992 -136 с.
- Залевская A.A. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к её исследованию / A.A. Залевская // Языковое сознание и образ мира. -М., 2000.-с. 39−54.
- Залевская A.A. Проблема организации внутреннего лексикона человека / A.A. Залевская. Калинин, 1977. — 83 с.
- Залевская A.A. Проблемы психолингвистики / A.A. Залевская. -Калинин, 1983.-135 с.
- Залевская A.A. Психолингвистические проблемы семантики слова: Учеб. пособие / A.A. Залевская.- Калинин, 1982. 80 с.
- Залевская A.A. Специфика единиц и механизмов индивидуального лексикона / A.A. Залевская // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. Калинин, 1988. — С. 5−15.
- Залевская A.A. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста / Залевская A.A., Каминская Э. Е., Медведева И. Л., Рафикова Н. В. Тверь, 1998.-117с.
- Зализняк A.A. О семантике щепетильности (обидно, совестно и неудобно на фоне русской языковой картины мира) /Зализняк A.A. // Логический анализ языка: Языки этики. М., 2000. — С. 101−119.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1. -316 с.
- Зацепина Е.А. Коцепты вежливость, грубость в русском коммуникативном сознании / H.A. Зацепина // Язык и национальное сознание.- Воронеж: Истоки -2002,-Вып.З. -179 с,
- Зимняя H.A. Речевая деятельность и психология речи /H.A. Зимняя //Основы теории речевой деятельности /Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Наука, 1974.1. С. 64−72.
- Зимняя И.А. Способ формирования и формулирования мысли как реальность языкового сознания / И. А. Зимняя // Язык и сознание: Парадоксальная рациональность. -Ин-тяз, РАН. -М., 1993. С. 64−97,
- Зинченко В, П. Миры сознания и структуры сознания /В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
- Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. М.: Тривола, 1994. — С. 162−209.
- Золотова И.О. К проблеме «ядра» лексикона человека /И.О. Золотова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1981. — С. 45−48.
- Ильенков Э.В. Идеальное / Ильенков // «Философская энциклопедия». т. 2. -М., 1962.-С. 131.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / Иссерс О.С.- Омск: ОГУ, 1999. 285 с.
- Калентъева Т.Л. Языковое сознание и когнитивное сознание в контексте деятельностного подхода / Т. Л. Калентъева. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998.- 186с.
- Калинина Л.В. Семантический компонент оценки и его влияние на употребление абстрактного существительного во множественном числе /Калинина Л.В. // Семантика. Грамматика. Детская речь. Киров, 1966. — С.44−53.
- Калинина Л.В. Способы конкретизации абстрактных существительных, выступающих в форме множественного числа /Калинина Л.В. //Семантика. Функционирование. Текст. ~ Киров, 1995. С. 63−70.
- Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение /С.Д. Канцельсон.- М.-Л., 1965.- 110 с.
- Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей / Ю. Н. Карандашев. -Минск, 1987. 203 с.
- Карасик В.И. Категориальные признаки в значении слова / В. И. Карасик. М., 1988, — 108 с.
- Карасик В.И. Языковая личность и категории языка / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы значения и смысла. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 47−65.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М., 1976. -425 с.
- Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети / Ю. Н. Караулов //Языковое сознание и образ мира. М., 2000 -С. 191−206.
- Каспранский P.C. Языковые представления и языковое сознание P.C. Касиранский // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. М., 1988.- С.84−85.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова как компонент семантической структуры высказывания / С. Д. Кацнельсон // Семантическая структура слова. М., 1971. -С. 9- 23.
- Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики / А. П. Клименко. Минск, 1970. -206 с.
- Клименко АП. Ассоциативные структуры в языковом сознании / Клименко А. П., Бутенко Н. П. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. М., 1988. — С.85−86.
- Клобуков П.Е. Эмоции, сознание, культура: особенности отражения эмоций в языке / Клобуков П. Е. // Язык, сознание, коммуникация. М., 1998. — Вып. 4.-С. 110−123.
- Клушина Н.И. Два противоположных значения в одном слове /Клушина Н.И. // Русская речь. 1997. — № 3. — С. 50−57.
- Козельская H.A. Национальная специфика репрезентации концепта порядочность в русском и английском языках / Козельская H.A., Попова Н. Н // Язык и национальное сознание.- Воронеж: Истоки, 2002. Вып.3.-179с.
- Козенко JI.B. Семантико-синтаксические особенности несобытийных абстрактных имен (на материале немецкого языка)/ Козенко Л. В. // Контекстуальные свойства единиц языка. Минск, 1986. — С.96−104.
- Колодкина E.H. Исследование психологической структуры значения существительных названий эмоций. Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста / E.H. Колодкина. — Калинин, 1988. — С. 79−85
- Колодкина E.H. О специфике психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоуиональности значения существительных: Автореф. дис. канд. филол. наук/E.H. Колодкина. -Саратов, 1987. 17с.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М., Наука, 1990. — 103 с.
- Комлев Н. Г. Слово в речи: денотативные аспекты / Н. Г. Комлев. М., 1992. -214с.
- Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис.. канд. филолог, наук / О. В. Коротеева. Волгоград, 1999.-23 с.
- Кошелев А.Д. О языковом концепте «долг» /Кошелев А.Д. //Логический анализ языка: Языки этики. -М., 2000. С. 119−125.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002. — 992 с.
- Крутикова Е.А. Представление концепта «надежда» в средствах массовой информации /Кругликова Е.А. //Язык образования и образование языка: Материалы междунар. конф.- Великий Новгород, 2000.-С.161−162.
- Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л. П. Крысин. М., «Наука», 1989. — 186 с.
- Крюкова Е.И. Особенности словообразовательной семантики абстрактных существительных действия и способы ее выражения в современном английскомязыке/ Крюкова Е. И. // Семантика языковых единиц разных уровней. Ростов н/Д., 1987.-С. 108−115.
- Кубрякова Е С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения / Е, С. Кубрякова //Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987, — 221 с.
- Кубрякова Е.С. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Е. С. Кубрякова. М., 1985. — 234 с.
- Кузнецов А.Н. Отражение результатов познавательной деятельности в структурах языкового сознания / А. Н. Кузнецов // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. М, 1988.- с.95−96.
- Кузнецова А. М. Структурно-семантические параметры в лексике / А. М. Кузнецова. М., 1980. — 213 с.
- Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. М., 1989. -215 с.
- Кузьмина Г. Е. Своеобразие семантики абстрактных существительных, выражающих отношение /Кузьмина Г. Е. //Вопросы семантики лексических единиц. Уфа, 1987. — С. 112−117.
- Купина H.A. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции / H.A. Купина.- Екатеринбург-Пермь: Йзд-во Урал, ун-та. ЗУУНЦ, 1995. -144 с.
- Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. -М., 1980, — 176 с.
- Лебедева C.B. Психолингвистическое исследование близости значения слов в индивидуальном сознании: Автореф. дис. канд. филолог, наук
- C.B. Лебедева. Саратов, 1991. — 16 с.
- Левонтина И.Б. За справедливостью пустой /Левонтина И.Б., Шмелев А. Д. //Логический анализ языка. Языки этики, М, 2000. — С. 281−293.
- Лемяскина H.A. Коммуникативное поведение младшего школьника: Автореф. дис. канд. филолог, наук // H.A. Лемяскина. Воронеж, 1999. — 22 с.
- Лемяскина H.A. Коммуникативное поведение младшего школьника / Лемяскина НА., Стернин И. А. Воронеж: ВГУ, 2000. — 195 с.
- Ленская Н.И. Язык ребёнка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Ленская. -М., 1997. 152 с.
- Леонтьев A.A. Формы существования значения / A.A. Леонтьев // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.- С.5−20.
- Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность / A.A. Леонтьев. -Изд. 2-е.- М,: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев A.A. Исследования детской речи / A.A. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности /Под ред. A.A. Леонтьева. -М.: Наука, 1974. -С. 312−317.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев.- М., Смысл, 1997.-285 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / A.A. Леонтьев. -М., 1969. 308 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистический аспект языкового значения / A.A. Леонтьев // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.- С.46−73.
- Леонтьев A.A. Психологическая структура значения / A.A. Леонтьев // Семантическая структура слова: психолингвистические исследования. М., 1971.-С.7−19.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность /A.A. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. -с.10−214.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира/ A.A. Леоньтев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность, — М., 1993. С. 16−21.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. М., 1988. — С.105−106.
- Леонтьев A.A. Психолингвистический аспект языкового значения / A.A. Леонтьев // Принципы и методы семантических исследований. М., Наука, 1976. -С. 46−73.
- Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1977.-304 с.
- Леонтьев АН. Эволюция психики/ А. Н. Леонтьев. Москва — Воронеж, 1999.-245 с.
- Линдсей П. Переработка информации у человека / Линд сей П., Норман Д. -М., 1974.-276 с.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. РАН. -СЛЯ. -1993. -№ 1.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984.- 444 с.
- Лосев АФ. Философия имени. Бытие имя- космос / Лосев А. Ф. — М.: Мысль, 1993.- 258 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистихи / А. Р. Лурия. М., 1975.-166 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А. Р. М.: изд-во Моск. ун-та, 1979. -319 с.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся / Львов М. Р. М.: Изд-во МГПИ, 1978, — 97 с.
- Львова С.И. Язык в речевом общении / Львова С. И. М.: Просвещение, 1991. -125 с.
- Максимов П.В. О дефинициях добра: логико-методологический анализ /Максимов П.В. //Логический анализ языка. Языки этики. -М., 2000. С. 17−31.
- Мал ко льм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю» /Малкольм Н. // Философия, логика, язык. М., 1987. — С. 243−263.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию /Мамардашвили M.K. М.: Прогресс, 1992. — 415 с.
- Маркина Е.А. О концептуальных признаках эмоциональных структрур (на примере концепта любви) /Маркина Е.А. // Филология и культура: Материалы 111 междунар. науч. конф. Тамбов, 2001. — Ч. 2. — С. 72−73.
- Медникова Э. М Значение слова и методы его описания / Медникова Э. М. -М.: Высш. шк" 1974. 202 с.
- Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2001. — 182 с.
- Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии /МоргунВ.Ф., Ткачева Н. Ю. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1981. -84с.
- Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: Опыт психолингвистического исследования Мягкова Е. Ю. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -108 с.
- Мясищев В.Н. Психологические особенности человека / Мясшцев В Н., Ковалев А. Г. Л.: ЛГУ, 1957. -Т.1.-263 с.
- Негневицкая Е.И. Язык и дети / Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. М.: Наука, 1981.-111 с.
- Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения / М. В. Никитин. -М., 1988.- 165 с.
- Никитин М.В. Лексическое значение слова / Никитин М.В. М. Высшая школа, 1983.-127 с.
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / Никитина С. Е. -М.: Наука, 1993. -184 с.
- Никитченко Н.С. Семантические неологизмы русского языка последних десятилетий: Автореферат дис.. канд.филол. наук /Никитченко Н.С. JI., 1985. -22с.
- Новичихина М.Е. Психолингвистическое исследование лексических противопоставлений: Дис.. канд. филолог, наук / М. Е. Новичихина. Тверь, 1995.-278 с.
- Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. M., 1986, — Вып. 17, — С. 95−153.
- Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания /Падучева Е.В. // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С. 123−154.
- Палермо Д.С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей. // Изучение развития и поведения детей. М., 1966. — 326 с.
- Пауль Г. Принципы истории языка / Г. Пауль. М.: 1960. — 317 с.
- Пелевина Н. Ф. Способы определения структуры значений / Н. Ф. Пелевина // Теория речевой деятельности: Сб. науч. тр. /Ред. Леонтьев A.A. М.: Наука, 1968.-С. 124−145.
- Пеньковский А.Б. Радость и удовольствие в представлении русского языка / Пеньковский А. Б. //Логический анализ языка: Культурные концепты М.: Наука, 1991.-С. 148−155.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. Смоленск, 1997. -398 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко.- М.: МГУ, 1988.-207 с.
- Петренко В.Ф. Коэффициенты образности, конкретности и ассоциативной значимости для 84 русских существительных / Петренко В. Ф., Нистратов АА. // Общение, текст, высказывание. -М., 1981. С. 5−17.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику, исследование форм репрезентации в обыденном сознании / Петренко В. Ф. М.: МГУ, 1983. — 176 с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж.Пиаже. СПб: Союз, 1997. -282 с.
- Плаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
- Плотников Б. А. Основы семасиологии / Плотников Б. А.- Минск, 1984 -223 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения / Попова З. Д., Стернин И. А. // Культура общения и ее формирование.-Воронеж, 2001.- Вып.8, — С. 27−29.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка / Попова З. Д., Стернин И. А. Воронеж, 1984. — 148 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / Попова З. Д., Стернин И. А. Воронеж, 2001. — 191 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира / Попова З. Д., Стернин И. А. Воронеж, 2002. -59 с.
- Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии 19−20 вв. / А. Н. Портнов. Иваново, 1994. — 367 с.
- Потапова Б.И. К вопросу описания концептуальных метафор лжи и обмана / Потапова Е. И. //Филология и культура. Тамбов, 2001. — 4.2. — С. 41−43.
- Потебня A.A. Мысль и язык // Потебня A.A. //Эстетика и поэтика. М., 1976,-С. 35−220.
- Прав дин М. Н. Проблема абстрактного и конкретного в мышлении и языке /Правдин М.Н. М.: Вдохновение, 1991, — 217 с.
- Психолингвистические проблемы семантики / Отв. ред. Леонтьев A.A. Шахнарович А. М. Москва: Наука, 1983. — 286 с.
- Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. — 240с.
- Психология: Словарь / Под общей ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990.- С.368−370.
- Пузырев A.B. Соотношение «правды» и «истины» в аспекте тетрахотомии «всеобщее -общее-особенное-единичное» /Пузырев A.B. //Филология и культура.-Тамбов, 2001,-4.2.-С. 119−121.
- Рогожникова Т.М. Механизмы функционирования слова в индивидуальном сознании: их специфика и последовательность становления / Т. М. Рогожникова. // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. -Калинин, 1988. С. 76 — 83.
- Рогожникова Т.М. Предварительные материалы свободного ассоциативного эксперимента с русскими детьми разных возрастных групп / Т. М. Рогожникова // Психолингвитсические исследования в области лексики и фонетики. -Калинин, 1981. С. 133−139.
- Рогожникова Т.М. Развитие значения полисемантического слова у ребенка: Авто реф. дис. канд филол, наук / Т. М. Рогожникова. Саратов, 1986. -14 с.
- Рождественский Н.С. К проблеме развития речи /Рождественский Н.С. //Речевое развитие младших школьников. М: Просвещение, 1970. — С. 4 -14.
- Рудакова A.B. Методика описания содержания концепта БЫТ в русском языке /A.B. Рудакова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / Под ред. И. А. Стернина. Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. -С. 146−152.
- Рудакова A.B. Когннтология и когнитивная лингвистика / A.B. Рудакова. -Воронеж, 2002.- 78 с.
- Руденко Д.И. Конкретизация абстрактных и вещественных существительных / Руденко Д. И. // Рус. яз. в нац. шк. М., 1988. — № 7. с. 6−11.
- Русский язык: теория- Учеб. пособие для учащихся 8−9 классов средних общеобразовательных школ / Науч. рук. Бабайцева В.В.- М.: Просвещение, 1995.- 220 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие /Е.Е.Сапогова. -М.: Аспект Пресс, 2001.-460 с.
- Седов К.Ф. Развитие дискурсивного мышления языковой личности /Черепанов М.В., Седов К. Ф., Страхов В. И. // Речевая деятельность. Саратов: СГУ, 1997. — С. 62−109.
- Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К. Ф. Седов Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.-180 с.
- Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагм ал ингвистичес кий аспекты / Седов К. Ф. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. -112 с.
- Седов К.Ф. Психолингвистический аспект становления структуры детского дискурса в онтогенезе (порождение речи) /Седов К.Ф., Белоусова С. П. // Очерки по лингвистике речи. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1993. — С. 85−90.
- Седов К.Ф., Кузнецова Л. Ю. Восприятие и понимание устных монологов школьников (психолингвистическое исследование)/ Седов К. Ф., Кузнецова Л. Ю. //Становление детской речи. Саратов: СГУ, 1996. — Вып. З — С. 9−16.
- Седова Т.С. Реализация заместительной функции абстрактных имен существительных / Седова Т. С. //Семантика синтаксических единиц в германских языках. Горький, 1986 — С. 93−98.
- Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. — 244 с.
- Смирницкий А.И. Значение слова /Смирницкий А.И. // Вопросы языкознания. 1955. -№ 2.- С.79−89.
- Сорокин Ю.А. Формы сознания и его многослойность / Сорокин Ю. А. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций. -М., 1988.- С.164−166.
- Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. М.: Наука, 1979. — 328 с.
- Степанов Ю. С. Константы, Словарь русской культуры/ Ю. С. Степанов, — М.: Языки русской культуры, 1997. С. 76−79.
- Степанов Ю.С. Имена. Предикат Предложения Ю. С. Степанов.- М: Наука, 1981.-360 с.
- Стернин И. А Лексическое значение и энциклопедическое знание /И.А. Стернин // Аспекты лексического значения. -Воронеж, 1982.- 231с.
- Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин.-Воронеж, 1985,-171 с.
- Стернин И.А. Тендерная специфика речевого воздействия как предмет исследования /И. А. Стернин //Тендер: язык, культура, коммуникация. М.: 1999. — С. 92−93.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры /И.А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания.- М. 1996, — С. 97−112.
- Стернин И. А. Коммуникативное поведение человека как интегральная наука / И. А. Стернин //Лингвистическая семантика и прагматика. М.-Харьков, 1991. — С. 20−22.
- Стернин И. А. Межкультурный аспект коммуникации /И. А. Стернин //Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. М., 1991.- С. 285−287.
- Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения/ И. А. Стернин. Воронеж- ВГУ. — 2000. — 27 с.
- Стернин И.А. Общие особенности коммуникативного поведения народа: реальность или фикция? / И. А. Стернин //Язык. Этнос. Сознание. Культура. -М., 1994.-С. 94−95.
- Стеценхо А.П. О специфике психологического и лингвистического подходов к проблеме языкового сознания / А. П. Стеценко // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993.- С.22−34.
- Сусов И.П. Линвистика на подступах к языковому сознанию/ И. П. Сусов // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по пс ихолине истике и теории коммуникаций. М., 1988. — С. 173−174.
- Тараненко А. А. Языковая семантика в ее динамических аспектах / A.A. Тараненко, — Киев, 1989. 219 с.
- Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов \ Языковое сознание и образ мира. -М, 2000, — С. 24−32.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М. 1996 -С. 7−21.
- Тарасов Е.Ф. Методологические проблемы языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций. -М&bdquo- 1988.-С.176−177.
- Тарасов Е.Ф. Ролевая интерпретация понятий «значения» и «смысл»/ Е. Ф. Тарасов // Проблемы психолингвистики/ Отв. Ред. Ю. А. Сорокин, A.M. Шахнарович. М., 1975. — С, 151−166.
- Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики /Е.Ф. Тарасов.- М.: Наука, 1987.-166 с.
- Тарасов Е.Ф. Языковое сознание перспективы исследования / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание: содержание и функционирование: ХШ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. — М, 2000.- С. 3−12.
- Тогоева С.И. Экспериментальное исследование особенностей идентификации словесного новообразования индивидом / С. И. Тогоева // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. -Калинин, 1988. С.42−54.
- Топорова В.М. Диалектика абстрактного и конкретного в лексической семантике (на материале русских и немецких существительных, включающих сему форма): Автореф. дис.. канд. филол. наук / В. М. Топорова. -Воронеж, 1992.-22 с.
- Трншина A.B. Национальная специфика репрезентации концепта «быт» в русском языке / Тришина A.B.// Язык и национальное сознание, — Воронеж, 1999. Вып.2.- С. 47−48.
- Тубалова И.В. Показания языкового сознания как источник изучения явления мотивации слов: Дисс.. канд. филолог, наук/ Тубалова И. В. • Томск, 1995.-249 с.
- Убийко В.И. Концепт «вера» в концептосфере русского языка /УбиЙко В. И //Актуальные проблемы современного языкознания. Уфа: Изд-во БГУ, 1998. -С. 189−192.
- УбиЙко В. И. Лексическая сочетаемость абстрактных существительных в совермениом русском языке: Дис.. канд. филол. наук /Убийко В. И. Воронеж, 1975. -228 с.
- Уорф Б. Наука и языкознание / Б. Уорф // Зарубежная лингвистика, — Т. 1. -M., 1999. -С. 92−105.
- Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф \ Новое в зарубежной лингвистике. М., I960, — Вып. 1. — С. 96- 137.
- Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных сущестивтельных /
- B.А. Успенский //Семиотика и информатика. М., 1979. — Вып. 2. — С. 142−148.
- Уфимцева А. А. Лексическое значение / А. А. Уфимцева. М., 1986. — 197 с.
- Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. / А. А. Уфимцева.- М.: Наука, 1974.-206 с.
- Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения /Н.В. Уфимцева //Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981.-С. 132−144.
- Уфимцева ИВ. Русские: опыт еще одного самопознания / Н. В. Уфимцева // Этнокультурная специфика языкового сознания. М, 1996.- С. 139−162.
- Уфимцева Н.В. Сознание. Слово. Культура. /Н.В. Уфимцева // Коммуникативная лингвистика и коммуникативно-деятельностный подход к обучению языкам. М, 2000. — 327 с.
- Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования / Н. В. Уфимцева // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. — С. 59−75.
- Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание: формирование и функционирование: Сб.ст. /Отв.ред. Н. В. Уфимцева. М., 1998. — С. 135−170.
- Философская энциклопедия./ Гл. ред. Ф. В. Константанов.- М.: Советская энциклопедия, 1970, т. 5., С.43−48.
- Фирсова Е.В. Лексика-фразеологическое поле «Богатство» в русском языке / Е. В. Фирсова //Язык и национальное сознание, — Воронеж: Истоки, 2002.- Вып.З. -С. 17−19.
- Фрумкина P.M. Проблема «языка и мышления» в свете ценностных ориентаций /P.M. Фрумкина // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинвистике и теории коммуникаций, — М., 1988. С. 59−71.
- Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа / Р. М. Фрумкина.-М.: Наука, 1984.-224 с.
- Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособ / P.M. Фрумкина. М.: Издат центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Харченко В.К. О перспективах сопоставления инноваций детской речи с фактами истории языка / В. К. Харченко //Детская речь: проблемы и наблюдения. Л., 1989. — С. 134−142.
- Харченко В.К. Разграничение оценочности, образованности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова /В.К. Харченко //Русский язык в школе. -1976.-№ 3,-С. 66- 69.
- Харченко В.К. Сложные слова в детской речи. / Харченко В. К., Озерова Е. -Белгород.: Изд-воБГУ, 1999.- 159 с.
- Цейтлин С. Н, Инновации как продукт речевой деятельное&trade- ребенка /С.Н. Цейтлин//Детская речь: проблемы и наблюдения. Л., 1989. -С, 64−74.
- Цейтлин С.Н. Окказиональные морфологические формы в детской речи /
- C.Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1988. -192 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение /С.Н. Цейтлин. СПб: ИД «МиМ 1997. — 192 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Чеботарёва И.М. Олицетворение в детской речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / И. М. Чеботарева. Белгород, 1996.-21с.
- Чернейко J1.0. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах: Автореф. дис.. д-ра филол. наук/Чернейко Л.О.-М., 1997. -48с.
- Чернейко JI.O. Гештальная структура абстрактного имени / Чернейко Л. О. // Филол. науки, 1995, — № 4.- С. 78−83.
- Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени /Чернейко Л.О.-М., 1997.-320 с.
- Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование): Автореф. дис. канд филол. наук. / Е. Б. Чернышова. Воронеж, 2001. — 19 с.
- Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга / Н. И. Чуприкова. -М., 1985.-214 с.
- Чурилина Л.Н. Концепт «любовь» в русской наивно-языковой картине мира (на материале ассоциативного тезауруса) /Чурилина Л.Н. // Филология и культура. Тамбов, 2001. — 4.2. — С. 145−148.
- Шаманова М. В. К изучению категории общение в русском сознании / М. В. Шаманова // Язык и национальное сознание Воронеж: Истоки, 2002.- Вып.З. -С. 65.
- Шаманова М.В. Коммуникативная лексика в русском языке / М. В. Шаманова //Культура общения и ее формирование.- Воронеж: ВОИПКРО, 1998. Вып.5. -С. 50.
- Шамина О.В. Концепт ума в русском, английском и немецком языках/ Шамина О. В. //Филология и культура. Тамбов, 2001. — Ч.2.- С. 74−76.
- Шахнарович A.M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / Шахнарович A. M, Юрьева Н. М. М.: Наука, 1990. -168 с.
- Шаховской В.Н. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка /В.И. Шаховской. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. — 192с.
- Шмелёв Д. Н. Очерки по семасиологии русского народа / Д. Н. Шмелев, — М, 1964.- 375 с.
- Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелев. -М., 1973.-280 с.
- ЩедровицкиЙ Г. П. «Герменевтика»: проблема исследования понимания /Т.П. ЩедровицкиЙ // Вопросы методологии. М., 1992. — № 1. — С. 64 -88.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л., 1974.- 365 с.
- Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб.ст./ Отв.ред. Н. В. Уфимцева, — М, 1996.-316 с.
- Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. — 355 с.
- Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. / Ред. Красных ВВ., Изотов А. И. -Вып. 1 Москва: Филология, 1997, — 192 с.
- Языковое сознание и образ мира: Сб.ст. / Отв.ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. -320 с.
- Языковое сознание. Содержание и функционирование: ХШ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2000. — 288 с.
- Языковое сознание: стереотипы и творчество: Сб. ст. /Отв. ред. Уфимцева Н В. -М.: ИЯЗ, 1988- 162 с.
- Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998, — 203 с.
- Aitchison J. Words in the mind. An introduction to the mental lexicon. / Aitchison J. -Oxford: New York: Basil Blackwell, 1987.-216 p.
- Allport P A. Language and cognition / P A. Allport // Approaches to language. -Oxford ets. Pergamon press, 1983, — P. 61−94.
- Anderson J.B. Language, memory and thought / Anderson J.B. Hillside, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1976, — 205 p.
- Arbib M.A. From schema theory to language / Arbib M.A., Conklin E.J., Hill J.C.-N.Y.- Oxford, 1987,-253 p.
- Dunbar G. The perception of the meaning of words: MA dissertation / Dunbar G. -University of Edinburgh, 1984.-452 p.
- Fauconnier G. Mappings in thought and language /Fauconnier G. Cambridge University Press, 1997, — 195 p.
- Gibbs R. On the Process of Understanding Idioms / Gibbs R // Journal of Psycholinguistic Research. -1985, — Vol.14.- P.465−472.
- Johnson-Laird P.N. The mental representation of the meaning of words / Johnson-Laird P.N. // Cognition, 1987. — Vol.25.-P. 189−211.
- Johnson-Laird P.N. How is the meaning mentally represented? / Johnson-Laird P. N // International social science journal. 1988. Vol. 115. — P. 46−61.
- Lorscher W. Translation performans, translation process, and translation strategies: A psycholinguistic investigation / Lorscher W. Tubingen. Gunter Narr Verlag, 1991 — 307 p.
- Lyons J. Semantics / Lyons J. Cambridge- New York, 1977, — 352 p.
- Minsky M. A framework for representing knowledge / Minsky M. // D. Metzing (Ed). Frame conception and text understanding Berlin- New York, 1980 — P. 1−25.
- Paivio B. Mental representations /Paivio B. Toronto, 1985, — 310 p. 301. Ullmann
- S. Semantics: An introduction to the science of meaning / Ullmann S. Oxford, 1964. — P.23. 87.1. Использованные словари
- Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -Спб., 1998. 1536 с.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар/ M P. Львов / Под ред. Л. А. Новикова. М.: Рус. яз., 1985 — 384 с.
- Ожегов С И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой.-22-е изд., стер. М.:Рус.яз., 1990.-921с.
- Психологический словарь / Под общ. ред. В. В. Давыдова, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1983. -447 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр, и доп — М.: Русский язык, 1981−1984. Т. 1 — 698 е., Т. 2 — 736 е., Т. 3 — 752 е., Т. 4 — 794 с.
- Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 2001. -648 с.
- Словарь современных понятий и терминов. / Под ред. В. А. Макаренко. 4-е изд, дораб. и доп.- М.: Издательство «Республика», 2002. -527 с.
- Частотный словарь русского языка. / Под ред. ЛН.Засориной. -М., 1977.
- Философский словарь / Под ред. ИТ.Фролова. 5-е. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.