Планирование и контроль маркетинга (на примере ООО «Юринат»)
Основные объекты контроля — это объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги, соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно — коммерческой деятельности. В стратегическом плане предприятию важно знать, действительно ли и достаточно ли эффективно оно использует все имеющиеся у него маркетинговые… Читать ещё >
Планирование и контроль маркетинга (на примере ООО «Юринат») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кафедра торгового дела.
Курсовая работа.
Дисциплина: Маркетинг.
Тема: Планирование и контроль маркетинга.
(на примере ООО «Юринат»).
Работу выполнила студентка учебной группы10-АЭ Резникова А. И. ____________________.
Калининград, 2012 год.
Содержание Введение Глава 1. Планирование и контроль маркетинга.
1.1 Понятие и значение маркетингового контроля.
1.2 Планирование маркетинга Глава 2. Планирование и контроль маркетинга на предприятии ООО «Юринат».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Юринат».
2.2 Планирование маркетингового бюджета на предприятии ООО «Юринат».
2.3 Организация контроля маркетинга на предприятии ООО «Юринат».
Заключение
Список литературы.
Введение
Цели маркетинга характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. Цели в области продуктовой политики, ценообразования, доведения продуктов до потребителей, рекламы и т. п. являются целями более низкого уровня.
Практический маркетинг нацелен на решение следующих основных задач:
— обоснование необходимости производства той или иной продукции (товаров, услуг) путем выявления существующего или потенциального спроса;
— организация работ по созданию образцов моделей продукции, отвечающих запросам покупателей;
— совершенствование методов реализации продукции;
— регулирование и координация в соответствии с рыночной ситуацией всей деятельности предприятия, включая текущее оперативное руководство транспортировкой, упаковкой, реализацией, рекламой, техническим и сервисным обслуживанием для достижения генеральных целей предприятия в области производства и сбыта. 2].
Контроль как одна из функций управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия занимает в маркетинге заметное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив предприятия, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными. Конечный результат контроля — выработка корректирующих воздействий на управляемые факторы и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам. 1].
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) раскрыть понятия «планирование и контроль маркетинга»;
2) освоение теоретических основ планирования и контроля маркетинга на предприятии;
3) раскрыть процессы планирования и контроля маркетинга на примере предприятия ООО «Юринат».
Объект исследования — процесс осуществления планирования и контроля маркетинговой деятельности ООО «Юринат».
Предмет исследования — способы маркетингового планирования и контроля на предприятии ООО «Юринат».
Глава 1. Планирование и контроль маркетинга.
1.1 Понятие и значение маркетингового контроля Контроль как одна из функций управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия занимает в маркетинге заметное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив предприятия, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными. Конечный результат контроля — выработка корректирующих воздействий на управляемые факторы и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам. Контроль (ревизия) маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия способы и инструменты воздействия на контролируемые факторы и адаптации к неуправляемым (жестким) факторам внутренней и внешней среды.
Контроль маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль завершает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельности. Так, выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения планов маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период.
При осуществлении функции контроля необходимо использовать некие нормативы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик. Например, снижение числа жалоб потребителей за год на 20%, увеличение за тот же период числа новых клиентов на10%, непревышение в затратах на маркетинг цифр бюджета маркетинга. 4].
По результатам контроля вносятся коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем продаж ниже ожидаемого, необходимо определить, чем это обусловлено и что следует сделать для исправления ситуации. Если объем продаж выше ожидаемого, то следует определить, чем это обусловлено. Возможно, необходимо поднять цену на продукт. Это неизбежно приведет к некоторому снижению объем продаж, но, возможно, обеспечит более высокую прибыль. 4].
Значение контроля маркетинга растет с увеличением динамичности среды, величины предприятия, уровня разделения труда. Рассмотрим основные формы контроля — контроль результатов и маркетинг. 5].
1) Задача контроля результатов заключается в проверке правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга путем сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг в целом или на отдельные инструменты. Различают также контроль экономических (сбыт, доля рынка) и неэкономических (отношение потребителей) результатов. При контроле используют данные системы учета (контроль сбыта, расчет прибыли и т. д.) и данные исследования рынка (анализ имиджа, уровня известности).
а) Контроль сбыта. Сбыт является классическим показателем успеха маркетинга. Анализ сбыта, возможен в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, клиенты, продукты, пути сбыта и т. д.). Анализ отклонений позволяет установить, какую роль сыграли отдельные факторы (например, цена и количество).
б) Контроль доли рынка сбыта. Доля рынка — это отношение сбыта предприятия к сбыту продукта в целом, к сбыту отраслевого лидера или нескольких важнейших конкурентов. Доля рынка отражает позицию предприятия на рынке. Однако рост сбыта еще не говорит об усилении позиции, поскольку рынок может расти еще быстрее. Было доказано, что высокая доля рынка дает предприятию преимущества по отношению к конкурентам с точки зрения возможности снижения затрат. Падение доли рынка означает, что в концепции маркетинга есть слабые места, за исключением ситуаций, когда в отрасли появилось новое предприятие. Когда сбыт был уменьшен намеренно с целью увеличения прибыли. Когда падение доли рынка явилось результатом случайных событий, например, в результате поступления большого заказа не в конце года, а в начале следующего.
Для расчета доли рынка необходимо иметь точные данные о собственном сбыте и объеме рынка. Точность показателя зависит от совпадения частей формулы с точки зрения продукта, пространства и времени (возникают особые проблемы с определением объемов рынка).
Маркетинговый контроль предполагает подсчет полных издержек на производство и сбыт товара, затем измеряются затраты на продажу в разбивке по отдельным составляющим (сбыт, реклама, транспортировка и т. д.), далее исчисляются издержки отдельно по каждому сбытовому каналу и определяются прибыли и убытки, чтобы выявить наиболее перспективные из них и скорректировать сбытовую политику фирмы.
Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом позволяет определить эффективность маркетинговых мер и соразмерно затрачиваемые средства и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей. 3].
Обычно анализ результатов деятельности службы сбыта осуществляется в 3 этапа:
Затраты на сбыт включают все расходы, связанные с продажей товара, в том числе и те, что были произведены в других сферах деятельности предприятия.
1. Расчет результатов сбыта по сегментам рынка. В ходе анализа по сегментам проводится сопоставление расходов и доходов по отдельным целевым группам. В этой связи возникает необходимость правильного распределения затрат по сегментам. При распределении затрат возможен расчет по методу полных и методу частичных затрат.
2. Расчет по методу полных затрат учитывает и единичные и общие затраты на сбыт. Каждый сегмент имеет свою долю в общих затратах. Возможно сравнение нетто — прибыли по сегменту с результатами других сегментов, с планом и прошлыми периодами.
По крупным сегментам групп продуктов, регионам сбыта метод приносит более точные результаты. Порядок расчета обычен: вначале определяются прямые затраты на сбыт по сегменту, затем общие затраты распределяются с помощью процентов, добавок и т. д. Правомерность распределения почти всегда проблематична, поэтому лучше дополнять результаты расчетами по методу частичных затрат.
3. Расчет по методу частичных затрат. Применяя данный метод, в итоге получают сумму, которую сегмент приносит для покрытия общих затрат и прибыли. Точность метода повышается, если расчет ведется на основе предельных затрат (тех затрат, которые исчезают при удалении сегмента). Анализ носит прежде всего тактический характер, поскольку общие затраты на сбыт нельзя устранить за короткий промежуток времени.
2) Маркетинг аудит — это ревизия, обнаружение слабых мест в концепции маркетинга. Предметом ревизии являются как организационные, так и функциональные вопросы. Порядок ревизии обычно тот же, что и при контроле результатов: установление стандарта, выяснение реального состояния, сравнение и анализ (но порядок может быть иным).
а) Контроль информационной базы планирования. Задачей этого направления контроля является выявление и проверка всех допущений, лежащих в основе плана маркетинга.
б) Ревизия целей и стратегий направлена на своевременное обнаружение неточностей и слабых мест. Для этого ревизор должен вначале выяснить реальное состояние, определить, какие цели и стратегии были запланированы, а затем оценить их с точки зрения операциональности, обозримости, полноты, актуальности и реализуемости.
В конце ревизии вырабатываются рекомендации по устранению недостатков.
в) Ревизия мероприятий маркетинга. Задачей ревизии комплекса инструментов маркетинга является проверка содержания маркетинг — микса, размера и распределения бюджета маркетинга. Особое внимание уделяется проверке структуры маркетинг — микса, поскольку на практике она имеет тенденцию к закреплению (что при смене условий может быть неблагоприятно). Исходный пункт контроля — выяснение реального состояния примерно по тому же стандарту, что и при ревизии целей.
г) Целью контроля организационных процессов и структур является проверка организации маркетинга и его связи с другими сферами предприятия. Цель контроля — обнаружение слабых мест, нецелесообразных организационных правил и устранение этих ошибок. 3].
Организация контроля зависит от величины предприятия, квалификации персонала, сложности контрольных задач и других факторов. Решение о проведении контроля собственными силами или с помощью сторонних экспертов можно принять лишь с учетом ситуации.
К преимуществам контроля с привлечением сторонних организаций относятся: объективность, беспристрастность, большие знания и опыт, преодоление проблем со временем и персоналом.
К преимуществам собственного контроля можно отнести знание производственных проблем, сохранение тайны, простоту коммуникации.
При организации контроля маркетинга необходимо определить, кто должен контролировать маркетинг — отдел маркетинга или другая служба предприятия (например, руководство предприятия) и требуется ли создание самостоятельной организационной единицы для выполнения контрольных задач. 6].
С ростом предприятия и расширением функций маркетинга растет потребность в специализации, и создание отдельной единицы по контролю маркетинга приобретает большой смысл. Вопрос о том, кому должна подчиняться эта единица — службе маркетинга или контрольной службе, не имеет однозначного ответа. Некоторые предприятия все же находят компромисс в двойном подчинении: по профессиональной линии — контрольной службе, по дисциплинарной — отделу маркетинга.
Таким образом, маркетинговый контроль является действительным инструментом повышения эффективности маркетинговой и предпринимательской деятельности фирмы. Назначение маркетингового контроля — это получение информации о закономерностях и особенностях развития рынка, и соответствии деятельности компании запросам потребителей. Он должен распространяться не только на экономико-финансовые данные, но и на оценку качественных показателей работы и ее конкурентных позиций, на данные, формирующиеся вне самой фирмы, в ее окружающей среде. 9].
Характеристика типов контроля Системы маркетингового контроля нужны для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности компании. Контроль маркетинга — процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей. [12].
Типы контроля:
1.контроль за выполнением годовых планов;
2.контроль прибыльности;
3.стратегический контроль;
4.контроль эффективности.
Контроль годовых планов — оценка и корректировка уровня выполнения годовых зданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Осуществление маркетинговой деятельности предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности осуществляется также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля осуществляется анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.
Контроль прибыльности — оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, групп потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Данный контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т. п. Он может являться частью годового контроля.
Обычно контроль эффективности маркетинга осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга.
В рамках контроля продуктовой политики с позиций потребителей оцениваются характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки. Фактически цены анализируются с позиций потребителей и торговых посредников, сравниваются с ценами конкурентов.
Контроль деятельности в области продвижения продуктов направлен на оценку эффективности рекламных кампаний и других элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование торговли и потребителей, проведение ярмарок и выставок и т. п.).
Уровень эффективности маркетинговой деятельности необязательно определяется только результатами текущей деятельности. Высокая эффективность может быть обусловлена тем, что организация грамотно проводит маркетинговую политику в стратегическом масштабе. Поэтому многие организации периодически осуществляют критическую оценку эффективности маркетинговой деятельности в целом, т. е. осуществляют стратегический контроль маркетинговой деятельности.
Стратегический контроль представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для отдельных хозяйственных единиц.
Основные объекты контроля — это объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги, соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно — коммерческой деятельности. В стратегическом плане предприятию важно знать, действительно ли и достаточно ли эффективно оно использует все имеющиеся у него маркетинговые возможности. Принятая система контроля не обязательно должна поддерживать управление маркетингом на неизменном уровне и в пределах строго выбранных стандартов. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают и становятся неадекватными стратегической задаче выживания. Поэтому управление предприятием должно быть гибким, адаптивным, а система контроля — способствовать изысканию новых, соответствующих изменениям во внешней среде методов (способов, процессов) руководства производственно — коммерческой деятельностью.
Однако избыточный объем контрольных операций, особенно при стабильном положении предприятия на рынке, тем более при положительной динамике производства и реализации выпускаемой продукции, может привести к крайне нежелательным последствиям: отвлечению руководящего персонала и исполнителей разного уровня от выполнения основных служебных обязанностей и переключению на излишние контакты с контролерами и ревизорами. Проведение контроля должно соответствовать требованиям достаточности и своевременности. Контроль ради контроля без достаточных на то оснований приводит, в конечном счете, к обратному результату — к снижению эффективности управления маркетингом, особенно на среднем и низшем уровнях иерархической системы предприятия.
В настоящий момент большая часть компаний практикуют три типа маркетингового контроля: контрольза выполнением годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль. 12].
1.2 Планирование маркетинга Стратегическое планирование фирмы определяет, какими производствами она будет заниматься и излагает задачи этих производств. Текущий план представляет собой совокупность отдельно разработанных планов по каждому товару и каждому рынку. Разрабатываются планы производства, выпуска товара, планы рыночной деятельности. Все эти планы в совокупности обозначаются одним термином «План маркетинга». Состав элементов плана маркетинга представлен на рисунке 1:
Рисунок 1. Этапы текущего планирования Сводка контрольных показателей включает:
— объем продаж в рублях и в % к прошлому году;
— размер текущей прибыли в рублях и в % к прошлому году;
— бюджет для достижения этих целей в рублях и в %- от запланированной суммы продаж;
— размер бюджета на рекламу в рублях и в % от запланированной суммы продаж.
Такая информация поможет высшему руководству фирмы быстро понять основную направленность плана маркетинга. За сводкой помещается оглавление плана и описываются его разделы.
В разделе «Текущая маркетинговая ситуация» описываются сегменты рынка, приводятся основные товары, перечисляются конкуренты и указываются каналы распределения (торговые агенты, торговые точки, прямые поставки, магазины…).
В разделе «Опасности и возможности» перечисляются все опасности и возможности, которые могут возникнуть перед товаром.
Опасность — осложнение, возникающее в связи с неблагоприятной тенденцией или некоторым событием, которое при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий может привести к подрыву жизненного цикла товара или к его прекращению. 13].
Маркетинговая возможность — привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором фирма может добиться конкурентного преимущества.
Перечень задач и проблем формируется в виде конкретных целей (например, добиться завоевания 15% доли рынка при существующих 10%, или увеличить прибыль до 20%). Чтобы добиться этих целей, разрабатывается стратегия маркетинга, то есть сценарий действий на целевых рынках с указанием этих рынков, новых товаров, рекламы, стимулирования сбыта. Каждую стратегию нужно обосновать и уточнить, каким образом она учитывает вышеизложенные опасности и возможности.
Стратегия маркетинга — рациональное логическое построение, руководствуясь которым фирма рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на котором фирма сосредоточит свои основные усилия. После разработки стратегии маркетинга, разрабатывается детальная программа мероприятий по производству и реализации товара с закреплением ответственных исполнителей, установлением сроков и определением затрат. Эта программа позволит составить бюджет на текущий год.
Одновременно, руководитель предприятия должен рассмотреть комплекс маркетинга и в общих чертах уточнить конкретные стратегии в отношении таких элементов комплекса маркетинга, как:
— новые товары;
— организация продаж на местах;
— реклама;
— стимулирование сбыта;
— распределение товаров;
— цены.
Бюджеты: План мероприятий в программе действий позволяет управляющему разрабатывать соответствующий бюджет, который прогнозирует прибыли и убытки. Бюджет содержит 3 основных графы: поступление, расход, прибыль. 10].
В «Поступлениях» содержится прогноз относительно числа и средней цены товарных единиц, которые планируются к продаже.
В графе «Расходы» указываются издержки производства, товародвижения и маркетинга.
В графе «Прибыль» — разность между «Поступлениями» и «Расходами» .
Утвержденный бюджет служит основой для закупки материалов, разработки графиков производства, планирования потребностей в рабочей силе и проведении маркетинговых мероприятий.
Порядок контроля: Здесь излагается порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного плана. Обычно цели и бюджетные ассигнования расписывают по месяцам или кварталам. Это значит, что высшее руководство фирмы может оценивать результаты, достигнутые в конкретные отрезки времени и выявлять производства, не сумевшими добиться поставленных показателей.
Схема разработки бюджета маркетинга.
При разработке бюджета маркетинга используют две схемы. Перваяпланирование на основе показателей целевой прибыли. Вторая — планирование на основе оптимизации прибыли. 13].
Рассмотрим первую схему по этапам, таблица 1:
Таблица 1.
Планирование на основе показателей целевой прибыли.
1. | Оценка общего объема рынка на следующий год. Она формируется путем сопоставления темпов роста и объемов рынка в текущем году. | |
2. | Прогнозирование доли рынка в будущем году. Hапример, сохранение доли рынка, расширение рынка, выход на новый рынок. | |
3. | Прогноз объема продаж в будущем году, то есть, если доля рынка составляет n %-, а прогнозируемый общий объем рынка в натуральных единицах равен m единиц, то расчетный объем составит X единиц. | |
4. | Определение цены, по которой товар будет продан посредникам (цена за единицу). | |
5. | Расчет суммы поступлений планируемого года. Определяется умножением объема продаж на цену за единицу. | |
6. | Расчет себестоимости товара: сумма постоянных и переменных издержек. | |
7. | Прогноз валовой прибыли: разность валовой выручки (дохода) и валовой себестоимости реализованной продукции. | |
8. | Расчет контрольного показателя целевой прибыли от сбыта, в соответствии с планируемым коэффициентом рентабельности. | |
Расходы на маркетинг. Определяются как разница суммы валовой прибыли и целевой прибыли по плану. Полученный результат показывает, какую сумму можно истратить на проведение маркетинга с учетом расходов на налогообложение. | ||
10. | Распределение бюджета на маркетинг по следующим составляющим комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, маркетинговые исследования. | |
Вторая схема планирования на основе оптимизации прибыли. Оптимизация прибыли требует от руководства фирмы четкого осознания взаимосвязи между объемом продаж и различными составляющими комплекса маркетинга. Для обеспечения взаимосвязи между объемом продаж и одним или несколькими этапами комплекса маркетинга можно использовать термин «Функция реакции сбыта». Функция реакции сбыта — прогноз вероятного объема продаж в течение определенного отрезка времени при разных условиях затрат на один или несколько элементов комплекса маркетинга представлен на рисунок 2:
Рисунок 2. Функция реакции сбыта Предварительную оценку функции реакции сбыта применительно к деятельности фирмы можно сделать тремя способами: статистическими, экспериментальными, экспертными. 13].
Глава 2. Планирование и контроль маркетинга на предприятии ООО «Юринат».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Юринат».
Компания «Юринат» зарегистрирована 11марта с 1993 года. Более 80 поставщиков из более 20 стран выбрало «Юринат» своим эксклюзивным дистрибьютором на территории Калининградской области. «Юринат» работает со всеми торговыми сетями («Виктория», «Вестер», «Седьмой континент», «Семья»).
Общая информация Полное наименование организации: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЮРИНАТ».
Регион:Калининградская область «г. Калининград Адрес:236 001, г. КАЛИНИНГРАД, ул. ЯЛТИНСКАЯ, 44.
Генеральный директор компании Дергачев Юрий Сергеевич Основная отрасль компании — «Оптовая торговля».
В ассортимент товаров, предлагаемых компанией своим покупателям, входит алкогольная продукция, бакалейные товары, кондитерские товары, мороженая продукция.
ООО «ЮРИНАТ» является официальным дистрибьютором более чем 50 российских и зарубежных производителей, занимается рекламой, предоставлением логистических услуг по хранению и переработке грузов, изготовлением новогодних подарков. Компания владеет несколькими десятками собственных разработок подарочной упаковки, обладает большим опытом продвижения новогодней продукции. Кроме того, в числе дополнительных направлений проведение строительно-монтажных работ и оказание услуг автосервиса.
На сегодняшний день в компании работает более 300 человек. Топ-менеджеры и руководители подразделений повышают свою квалификацию в российских и зарубежных высших учебных заведениях.
За последние годы оборот компании увеличился более чем в пять раз. ООО «ЮРИНАТ» поставляет товары практически во все торговые точки Калининградской области. Его постоянными клиентами являются кафе и бары, рестораны и магазины, крупные торговые сети: «Виктория», «Вестер», «Седьмой континент», «Семья» .
В 1997 г. в г. Черняховске был создан филиал компании. Решение о его создании было принято из-за исключительного местоположения города, удачного с точки зрения затрат логистики — это центр восточной части области.
Вид деятельности: Дистрибьютор Виды продукции:
Вафли Восточные сладости мучные Карамель Кондитерские изделия Конфеты Конфеты шоколадные Леденцы, карамель леденцовая Мучные кондитерские изделия Печенье Пирожное Подарки Прочие сахаристые изделия Пряники Сахаристые кондитерские изделия Сладкие новогодние подарки 2013.
Трюфель Шоколад Принципы компании:
1. Клиенты — наше богатство.
2. Наши сотрудники — наша ценность.
3. Профессионализм и высокое качество.
4. Лояльность и престижность.
5. Честность и надёжность.
6. Единство целей.
7. Дисциплинированность и исполнительность.
8. Сотрудничество и товарищество.
9. Ответственность перед обществом.
10. Ответственность перед собственниками.
2.2 Планирование маркетингового бюджета на предприятии ООО «Юринат».
Поскольку одна из главных целей любого коммерческого предприятия — получение максимально возможной прибыли, оно должно планировать и управлять процессом маркетинга. Маркетинг — специфический элемент системы управления предприятием. 9].
Управление маркетингом на ООО «Юринат» осуществляет отдел маркетинга. В его состав входят два специалиста и руководитель отдела.
Планирование бюджета маркетинга ООО «Юринат» по следующим составляющим комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, маркетинговые исследования.
Продвижение и реклама. Предлагаемые товары являются товарами потребления. Потребителем кондитерских изделий может быть любой человек в любое время, будь это праздник (так как принято на праздники покупать торты, конфеты) или утренний завтрак — то есть большой круг потребителей. Поэтому рекламную компанию будем, прежде всего, ориентировать на «сладкоежек». Одним из главных ориентиров при определении затрат на рекламу являются среднеотраслевые затраты на рекламу — отношение расходов к объему продаж — 1,5%. Объем производства в 2011 г. составил — 70 682 тыс. руб., значит затраты на рекламу составят 1 060 тыс. руб. Реклама по телевидению нам подходит, на мой взгляд, является наиболее эффективной, так как в телевизионной рекламе очень большая аудитория, но ее недостаток — высокая стоимость рекламного контакта. Для этого будем использовать каналы: «Россия» и «Первый» — так как это один из самых популярных каналов. Также эффективной для нашего товара рекламой является реклама, напечатанная в газете. Эта реклама относительно не дорога. Среди целевых потребителей нашей продукции, большинство проживают в нашем городе, а, следовательно, велика вероятность того, что они читают местную газету и рекламный контакт может состояться. Будем использовать самую читаемые газеты — «Страна Калининград».
Большой бум на сладости за весь год приходится на Новый Год, поэтому самую эффективную рекламу — это рекламу на телевидение, нужно проводить в ноябре и декабре. Также в феврале и марте — так как это 14, 23 февраля и 8 марта, которые не обходятся без конфет и тортов. Но рекламный ролик будем проводить не всю неделю, а с четверга по пятницу. Реклама в газете — очень эффективна и недорога и так как мы выбрали «Страна Калининград», а оно выходит каждую неделю, то и нашу рекламу будем размещать еженедельно. На радио («Русское радио» и «Европа +») будем размещать только в праздничные дни, это в феврале, марте, апреле, мае и декабре. Теперь подсчитаем общую стоимость нашей рекламы, в 2012 году, в таблице 2:
Таблица 2.
Планирование затрат на проведение рекламной компании в 2012 г.
Реклама. | Кол-во использ-х Дней. | Общая стоимость (руб.). | |
TV. | 5 недель. | ||
Газета. | 52 недели. | ||
Радио. | 4 месяца. | ||
Основные маркетинговые исследования будут идти по двум направлениям. Первое: исследования опасностей, влияющих на производство и сбыт продукции, разработка планов по их предотвращению. Второе: постоянное изучение потенциальной ёмкости рынка, разработка маркетинговых планов, разработка оптимального способа определение цены, выбор поставщиков и т. д. 9].
2.3 Организация контроля маркетинга на предприятии Поскольку при осуществлении планов маркетинга возникает множество неожиданностей, отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом их выполнения. Системы маркетингового контроля нужны для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности компании. Контроль маркетинга — процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей.
Руководство ООО «Юринат» залаживает в годовой план контрольные показатели в разбивке по месяцам и кварталам. Организовывают замеры показателей рыночной деятельности фирмы. Для этого используют инструменты финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности компании. Выполняет причины несоответствия плановых и реальных показателей деятельности.
Руководство ООО «Юринат» также принимает меры по корректировке деятельности фирмы и ликвидации разрыва между поставленными целями и достигнутыми результатами.
Анализ, проводимый ООО «Юринат» при определении возможностей сбыта, заключается в размерах и оценке фактических продаж и валового дохода в сопоставлении с плановыми. Источником информации служит маркетинговые отчеты подразделений сбыта и данные бухгалтерской отчетности.
После анализа рыночных показателей выясняется количество ресурсов, которое тратится на достижение полученных результатов. Инструментом этого типа контроля служит анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбыта.
Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, который является составной частью контроля годового плана, позволяет судить об эффективности сбытовой политики компании. 7].
Маркетинговая деятельность на предприятии Маркетинговая деятельность ООО"Юринат" обеспечивает:
· надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкуса и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
· создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
· необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:
— анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
— анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
— изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
— планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
— обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен, кредитов, скидок и т. д.
— удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально — этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
— управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений. 8].
Заключение
маркетинг контроль планирование Поскольку одна из главных целей любого предприятия — получение максимально возможной прибыли, оно должно планировать и управлять процессом маркетинга.
Роль маркетинга заключается в том, что он призван привести производство в соответствие со спросом. Усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общепринятому спросу. Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. При этом маркетинговые усилия направлены на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим, создать «приверженность» покупателя к товарной марке [12].
Управление маркетингом на ООО «Юринат» осуществляет отдел маркетинга. В его состав входят два специалиста и руководитель отдела.
Планирование бюджета маркетинга ООО «Юринат» по следующим составляющим комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, маркетинговые исследования.
За последние годы оборот компании увеличился более чем в пять раз. ООО «ЮРИНАТ» поставляет товары практически во все торговые точки Калининградской области.
Можно сделать вывод о том, что предприятие очень хорошо развито и его товар пользуется спросом, постоянными клиентами, которого являются кафе и бары, рестораны и магазины, крупные торговые сети: «Виктория», «Вестер», «Седьмой континент», «Семья» .
1. Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: АО «Финстатинформ», 2006 г. — 112с.
2. Березин И. Маркетинг сегодня. — М.: Менеджер, 2006 г.-128с.
3. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005 г -80с: ил.
4. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. — 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Финпресс», 2006 г.-688с.
5. Голубкова Е. П. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований. — М., Экономика, 2007 г.
6. Голубков Е. П. Маркетинг. Словарь. — М., Экономика — Дело, 2006 г.
7. Долинская М. Г., Соловьева И. А. Маркетинг и конкурентоспособность по. — М.: Изд-во стандартов, 2009 г.-128с.
8. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др.; Науч. Ред. Худокормов. Академия рынка: показатель эффективности предприятий. — М.: Экономика, 2005 г.-572с.
9. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. — М., стратегия и практика фирмы, 2006 г.
10. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. — М.: «Финстатинформ», 2009 г.-181с.
11. Ковалков Л. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2007 г.-176с.: ил.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: «Бизнес книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 2008 г.-702с.
13. http://www.coolreferat.com/.